Часть I. Талисман
В конце октября 1829 года в игорный зал приходит молодой человек. Лицо светловолосого юноши еще светится очарованием невинности, но в то же время на нем есть и отблеск сладострастного порока. Незнакомец теряет свою последнюю золотую монету и решает покончить жизнь самоубийством. Перед смертью он ходит по Парижу, изучает книги для продажи, раздает последние беднякам, любуется хорошенькой женщиной.
В антикварной лавке перед лицом юноши проходит вся мировая история, от Древнего Египта до эпохи Возрождения. После захода солнца перед героем появляется маленький худощавый старичок в черном плаще и предлагает показать ему картину «Иисус Христос» Рафаэля.
Картина потрясает юношу своей реалистичностью. Он признается владельцу магазина, что хотел покончить жизнь самоубийством из-за унизительной бедности. Старик предлагает помощь. Он указывает на шагреневую кожу, висящую напротив картины Рафаэля. Полоска размером с лисью шкуру на оборотной стороне содержит печать Соломона и предупредительную надпись.
Старик говорит, что сам никогда не пытался владеть шагренью, строя свое благополучие на отказе от двух принципов, раздирающих человека, — желания и возможности. Он предпочитал знать, видеть и жить своим разумом, а не сердцем. В отличие от старика, молодой человек хочет жить бурной жизнью, наслаждаясь вином, весельем и женщинами. Старик смеется над желанием. Молодой человек хватает шагреневую кожу и бежит на улицу, где встречает троих своих друзей.
Рафаэль де Валантен (так зовут главного героя романа) идет с ними на ужин к банкиру Тейлферу, решившему организовать оппозиционную королевской власти газету. Сообщество подающих надежды молодых писателей, художников и исследователей наслаждается едой и вином, болтает о политике, рассуждает об устройстве государства.
После ужина молодые люди идут в зал, где их встречает целый сераль очаровательных женщин разных национальностей. Прекрасные дамы выглядят невинно, но скрывают в себе самый изысканный порок.
Рафаэль и его друг, журналист Эмиль, беседуют с двумя девушками — величественной красавицей Акилиной, возлюбленный которой погиб на эшафоте, и хрупкой девой Евфразией, не верящей в любовь.
Главные герои
Рафаэль де Валантен – молодой человек; начинающий писатель, познавший бедность, всевозможные пороки, несчастную и счастливую любовь, баснословное богатство. Рафаэль получает в подарок волшебный талисман (шагрень), который исполняет его желания, но и приближает к смерти.
Растиньяк — друг Рафаэля, беззаботный «сжигатель жизни», великосветский эгоист.
Графиня Феодора – «полурусская парижанка», символ бездушной женщины из высшего общества.
Полина — бедная девушка, внезапно ставшая богатой наследницей; олицетворение чистой и светлой любви.
I. Талисман
Осенью 1829 года молодой человек (Рафаэль) попадает в один из парижских игорных домов. Небольшая аудитория и игроки отмечают на его лице «мрачную пассивность самоубийцы». Молодой человек ставит последнюю золотую монету на черное и проигрывает.
С обреченным видом молодой человек выходит на улицу и медленно идет по городу. Достигнув середины Королевского моста, он задумчиво смотрит на Сену с намерением броситься вниз.
Молодой человек решает отложить самоубийство до наступления темноты. На набережной он отдает последнюю сдачу нищим, а затем заходит в «антикварный магазин».
Будущий самоубийца с интересом рассматривает ряд произведений искусства, относящихся к разным историческим эпохам: египетские мумии, средневековое оружие, древнегреческие статуи, буддийские идолы и так далее
В последней комнате внимание молодого человека привлекает запертый ящик. Гид говорит, что в нем отличная картинка. Он идет к владельцу магазина, у которого есть ключ от ящика.
Через некоторое время в зал входит старик с лампой. Он отпирает ящик и показывает посетителю «изображение Иисуса Христа работы Рафаэля». Восхищенный бессмертным творением, юноша восклицает: «Ну, значит, смерть!». Он успокаивает испуганного хозяина и замечает, что тот имел в виду свое самоубийство.
Юноша объясняет старику, что решил расстаться с жизнью исключительно из-за «унизительной бедности». Тот в ответ говорит, что может сделать из несчастного бедняка самого богатого и могущественного человека в мире.
Старик показывает юноше древний талисман — кусок шагреневой кожи. На нем на санскрите написано, что все желания владельца талисмана исполнятся, но при этом уменьшится срок его жизни и уменьшится размер шкурки.
Старик предупреждает, что молодой человек должен ограничить свои желания. В зависимости от их силы и количества он приблизит свою смерть. Таким образом, обладание мистическим талисманом – это «отсроченное самоубийство».
Юноша, не вняв предостережениям старика, немедленно придет на «роскошный пир». Когда он выходит из магазина, то сразу встречает трех друзей. Друзья говорят, что давно искали его, чтобы познакомить с богатым банкиром, недавно основавшим новую газету.
Друзья приводят юношу в дом банкира — роскошный особняк, где уже собрались многие знаменитости Парижа. Для гостей накрыт богатый стол, уставленный вкусными угощениями и разнообразными винами. Рафаэль садится с талантливым журналистом Эмилем. Начинается шумная вечеринка. Между постепенно пьянеющими людьми возникают бурные споры.
После ужина гостей приглашают в другой зал, где их взору предстает «возбуждающее зрелище» — несколько прелестных женщин в богатых нарядах.
Для знакомства с красавицами гости делятся на несколько групп. Начинаются оживленные разговоры, все громче звучат полные возгласы и смех. Рафаэль и Эмиль садятся на кушетку, где к своим друзьям присоединяются две женщины: Актилина и Евфразия.
Рафаэль признается другу, что сегодня собирался покончить жизнь самоубийством. Чтобы объяснить Эмилю причину, он начинает рассказывать историю своей жизни.
II. Женщина без сердца
До 17 лет Рафаэль вел обычную детскую жизнь. Все изменилось после колледжа. Отец Рафаэля был очень строгим человеком. Он подверг сына «военной дисциплине» и заставил его каждый день заниматься юридической практикой. Свободного времени у молодого человека практически не было, как и денег на «карманные расходы».
Единственным развлечением Рафаэля были редкие посещения с отцом театров и балов. Правда, среди утонченной публики обыкновенно бедно одетый юноша забивался в угол и с завистью смотрел на богатых лордов и дам.
На одном из таких балов отец почему-то отдал сыну свой кошелек на хранение. Рафаэль не выдержал и впервые в жизни сделал ставку за игровым столом. Фортуна улыбнулась юноше. Он не только вернул деньги отца, но и выиграл определенную сумму. Отец так и не узнал об этой мошеннической акции.
В тот вечер состоялся серьезный разговор. Его отец торжественно заявил, что двадцатилетний Рафаэль может считать себя мужчиной. Он назначил сыну ежемесячное пособие и полностью посвятил его своим делам.
Отец долгое время находился в затянувшемся судебном процессе. В этом ему стал помогать Рафаэль, хорошо изучавший право. К сожалению, дело закончилось неудачно. Семья была уничтожена: земли конфискованы, а имущество описано. Убитый горем отец вскоре умер. Рафаэль унаследовал немногим более тысячи франков.
Бедный юноша решил следовать «монастырскому уставу» и растянуть эти деньги на три года. За это время он задумал написать выдающееся произведение, которое принесет богатство и славу.
Рафаэль действительно прожил три года в крайней нищете, отдавая все силы литературному творчеству. Он снял очень бедную комнату в отдаленном районе Парижа и максимально ограничил свои финансовые расходы.
Около года юноша вел жизнь затворника. Затем произошло сближение «отшельника» с хозяйкой комнаты, мадам Годен, и ее дочерью. Две женщины стали помогать Рафаэлю по хозяйству, а он взамен стал давать уроки юной Полине.
Прошлой зимой Рафаэль случайно встретил старого друга Растиньяка. Он высмеивал его аскетическую трудовую жизнь и заявлял, что добиться славы таким путем невозможно. Растиньяк советовал вести себя как можно грубее и доверчивее: интриговать, обманывать, заискивать перед людьми. Только так можно добиться успеха в высшем обществе.
Растиньяк познакомил Рафаэля с известной на весь Париж «женщиной-загадкой» — очень богатой русской графиней Феодорой. У этой красавицы из России было много поклонников, но ни один из них не смог добиться взаимности. Растиньяк посоветовал другу тоже попробовать завоевать сердце недоступной графини.
Теодора увлеклась беседой с Рафаэлем. Графиня просила скромного писателя чаще навещать ее. На самого Рафаэля произвел впечатление резкий контраст между его убогой комнатой и светской обстановкой дома графини. Возможность иметь русскую красавицу стала его заветной мечтой. Вернувшись вечером домой, бедный затворник решил начать «завоевание»: «Феодора или смерть!».
Поначалу Рафаэлю действительно удалось «стать своим» для графини. Он стал часто навещать Феодору, вел с ней подолгу задушевные беседы и сопровождал ее на прогулках. Незаметно для самого Рафаэля тонкая игра с красотой переросла в разрушительную страсть.
Эти отношения продлились три месяца и привели к тому, что у Рафаэля закончились последние кроны. Из уважения к графине он часто отказывался от еды и ухаживал за состоянием своего последнего приличного костюма.
Однажды после посещения театра Феодора пригласила Рафаэля к себе для откровенного разговора. Она очень ценила его дружбу, но предупредила, что не потерпит признания в любви. Это был полный крах всех надежд бедного любовника.
На следующий день Рафаэль Растиньяк рассказал о своем любовном поражении. Он воспринял эту новость спокойно, так как предсказал именно такое решение. С помощью Растиньяка Рафаэль смог получить какое-то литературное произведение и взять за него аванс.
Рафаэль продолжал навещать графиню, хотя прекрасно понимал, что холодная красавица просто играет с ним и использует несчастную любовницу в своих целях. По просьбе Феодоры Рафаэль познакомил ее со своим дальним богатым родственником, графом де Наваррским, который мог помочь признать наследственные права графини русским императором. Теодора и Наварра очень близко ладили и не скрывали своего презрительного отношения к бедному Рафаэлю.
Расходы на ухаживания за Феодорой снова ввергли Рафаэля в крайнюю нищету. Он постоянно голодал и даже иногда с мучительным стыдом принимал финансовую помощь от мадам Годен и Полины.
Рафаэль страдал от безответной любви и не мог понять причину холодного равнодушия Феодоры. Чтобы разгадать «тайну» графини, он решился на безумную идею — тайком переночевать в ее спальне.
Однажды вечером Рафаэлю удалось незаметно пробраться в спальню Теодоры и спрятаться за занавесками. Невольно он услышал разговор за чаем между хозяйкой и несколькими гостями. Графиня гневно высмеивала Рафаэля и его литературные произведения. Только Растиньяк выступил в защиту своего друга.
Проводив гостей, Феодора вдруг запела. Рафаэль был уверен, что наконец-то сможет увидеть ее «без маски». Перед сном графиня сказала в разговоре со служанкой, что никогда не выйдет замуж и не будет иметь детей. Рафаэль всю ночь наблюдал за спящей красавицей, а утром незаметно покинул ее дом.
Через несколько дней Рафаэль попросил Теодору посвятить весь вечер ему одному. Он признался в любви к красавице, рассказал о своей бедности и о том, что всю ночь тайно провел в ее спальне. Феодора оставалась равнодушной ко всем страданиям возлюбленного, заявляя, что он сам виноват в них.
Рафаэль в гневе ушел и решил навсегда забыть жестокую женщину. Он снова сел за тяжелую литературную работу, но не мог отделаться от воспоминаний о прекрасной Феодоре. За две недели Рафаэлю удалось завершить рукопись. Он отправился за обещанным гонораром к литературному предпринимателю.
По пути Рафаэль встретил Растиньяка и признался, что подумывает о самоубийстве из-за своей любви к Теодоре. Друг посоветовал мне броситься в тусовки, ведь невоздержанность в удовольствиях тоже может привести в могилу.
Получив деньги, Рафаэль съехал с квартиры мадам Годен и приехал в Растиньяк. Друга дома не было. Вскоре он появился с несколькими тысячами франков, добытыми каким-то обманом.
Друзья поделили богатство пополам и бездумно стали «прожигать жизнь», тратя время на пьянки, оргии и азартные игры. Как и ожидалось, деньги быстро закончились. Рафаэль также остался должником по нескольким выпущенным векселям.
Чтобы расплатиться с долгами, Рафаэль продал последнее оставшееся у него «святилище» — небольшой остров, где похоронена его мать. После этой продажи и уплаты долгов оставалось еще две тысячи франков, что позволило ему вернуться к спокойной литературной работе. Однако Рафаэль продолжал свою праздную, разгульную жизнь и вскоре снова остался без гроша в кармане. Он «потерял» последнюю золотую монету сегодня в игорном доме.
Закончив этот рассказ, уже изрядно пьяный Рафаэль вспоминает о шагрени. Он достает его из кармана и кричит на весь зал, что обладает невероятной силой и богатством. Рафаэль рассказывает своему другу о чудодейственном талисмане и вместе с ним намечает размеры на салфетке. Эмиль с трудом успокаивает разъяренного друга и укладывает его спать.
На следующий день гости и куртизанки едва просыпаются после бурной ночи. Так или иначе, все снова садятся за стол. Нотариус Кордо, заночевавший дома, громко объявляет, что может порадовать одного из присутствующих, получив огромное наследство. Он сообщает о смерти в прошлом году в Калькутте майора О’Флаэрти, дяди Рафаэля, который долгое время считался пропавшим без вести. По завещанию майор оставил своим наследникам шесть миллионов.
Новость Кордо вызывает ажиотаж среди гостей. Все начинают бурно поздравлять Рафаэля с его богатством. Юноша судорожно сравнивает шагреневую кожу со вчерашним рисунком на салфетке и видит, что размер талисмана уменьшился. Кожа действительно исполняет желания владельца.
Эмиль замечает действия друга и громко кричит зрителям, что Рафаэль обладает магическими способностями. Гости, соревнуясь друг с другом, высказывают свои пожелания. Рафаэль бросает на всех мрачный взгляд и старается как можно скорее напиться и забыть «свою разрушительную силу».
III. Агония
Рафаэль получает колоссальное наследство, покупает прекрасный особняк и окружает себя роскошью. К нему приезжает бывший учитель, старый Поррике.
Из разговора со слугой Ионофаном мистер Поррик узнает, что Рафаэль живет очень странной жизнью. Богатый человек во всем доверяет своим слугам и никогда не высказывает своих желаний.
Поррик обращается к бывшему студенту с просьбой назначить его инспектором в колледже. Рафаэль, даже не слушая старика, равнодушно говорит, что ничем помочь не может. Невольно он говорит: «От всей души желаю вам успехов…». Эта случайно вырвавшаяся фраза приводит Рафаэля в бешенство. Он кричит, что Поррик получит работу. Прямо на глазах у Рафаэля зеленая кожа снова уменьшилась в размерах.
Вечером Рафаэль идет в театр. Среди зрителей он замечает Феодору с новым поклонником. Рафаэль давно разлюбил бездушную красавицу и теперь смотрит на нее с презрением.
В соседнюю ложу садится женщина и тут же привлекает внимание всей аудитории. Рафаэль с удивлением узнает в прекрасной даме Полину. Девушка предлагает ему прийти завтра в ее старую квартиру и быстро уходит из театра.
Дома Рафаэль выражает горячее желание Полины полюбить его. При этом кожа не стягивается. Рафаэль бросает талисман в колодец.
На следующий день Рафаэль возвращается в район, где провел три нищенских года. Он узнает, что муж из Индии вернулся к мадам Годен с большим богатством.
Рафаэля встречает Полина, ставшая богатой наследницей. Девушка признается, что давно влюблена в него. Рафаэль тоже отвечает ей признанием в любви. Свадьбу молодые люди почему-то откладывают на два месяца.
Влюбленные с нетерпением ждут дня свадьбы. Однажды садовник приносит Рафаэлю странный предмет, заключенный в зеленую кожуру. Размер талисмана заметно уменьшен.
Рафаэль пытается найти помощь у ученых. Натуралист Лаврил говорит, что это шкура онагра. Следуя его совету, Рафаэль носит талисман профессора механики и химии. Кожа не может быть сплющена гидравлическим прессом. Он вообще не подходит ни для каких средств и кислот. Ученые не могут в это поверить и признают талисман необъяснимым чудом.
Обезумевший Рафаэль возвращается домой и погружается в тяжелые мысли. Вдруг он слышит дыхание, а потом голос Полины. Невеста спала на своей кровати. Рафаэль выражает желание поцеловать возлюбленную и умереть. Девушка со смехом поддерживает его.
…Влюбленные просыпаются в объятиях друг друга. Неожиданно у Рафаэля начинается приступ сильного кашля, пугающий Полину.
Через несколько дней Рафаэля осматривают трое лучших врачей. Они приходят к выводу, что здоровье больного серьезно подорвано долгой жизнью в нищете и напряженном умственном труде, сопровождаемом безудержным разгулом. Эти крайности привели Рафаэля к одержимости связью его жизни с галечной кожей. Врачи уверены, что при правильном лечении можно надеяться на полное выздоровление. Сначала советуют отправиться на курорт.
Рафаэль прибывает к горному озеру, где надеется обрести покой и не испытывать желаний. Его появление осуждают отдыхающие на курорте. Все боятся, что тяжелобольной богач заразит других.
Сначала Рафаэлю дают указание не появляться в компании других людей. Он сознательно приходит на Курзал. Молодой человек начинает спор с Рафаэлем, заканчивающийся вызовом на дуэль.
Перед матчем Рафаэль советует сопернику извиниться, предупреждая, что ему грозит неминуемая смерть. Молодой человек отказывается и пропускает. Рафаэль, даже не целясь, попадает ему прямо в сердце. Победа в поединке приводит к очередному уменьшению талисмана.
Рафаэль переезжает на другой курорт и старается избегать контактов с людьми. В отдаленной долине он находит фермерский дом и решает жить с его владельцами.
Уже много дней Рафаэль живет в этом прекрасном месте, не испытывая страданий и желаний. Самочувствие больного улучшается. Он начинает надеяться, что нашел спасение. Однажды Рафаил случайно подслушивает разговор хозяйки дома с Ионофаном. Женщина говорит, что арендатор выглядит хуже и, вероятно, скоро умрет.
Рафаэль возвращается в Париж и просит врача выписать рецепт на опиум, чтобы все время пребывать в сонном наркотическом состоянии. Так он проводит несколько дней, запрещая посетителям приходить к нему.
Однажды Рафаэля выводит из ступора голос Полины. Умирающий пытается прогнать возлюбленную, говоря, что ее присутствие для него губительно. Рафаэль показывает Полине кусочек шагрени. Под влиянием проснувшегося в нем желания кожа сморщивается на глазах у девушки. Испугавшись, Полина убегает в другую комнату. Рафаэль берет ее, обнимает и умирает.
Часть II. Женщина без сердца
Рафаэль рассказывает Эмилю историю своей жизни. Он окончил колледж, а затем под руководством отца изучал право. Отец Рафаэля, человек серьезный и сухой, держал его в строгой сдержанности. Получив образование, герой вступает в семейную тяжбу. Суд заканчивается крахом. Через десять месяцев умирает отец Рафаэля.
Родственники отворачиваются от бедного юноши. Три года он живет на деньги, оставшиеся после продажи имущества, и питается только хлебом, колбасой и молоком. Изучая естественные науки, Рафаэль тесно сближается со своей квартирной хозяйкой мадам Годен и ее четырнадцатилетней дочерью Полиной, которая в благодарность за ее заботу начинает обучать ее игре на фортепиано.
Он относится к девушке как к сестре, отчасти потому, что не хочет соблазнять ее невинностью, отчасти потому, что она бедна. Однажды Рафаэль знакомится с Растиньяком. Он знакомит его с высшим парижским светом и знакомит с неприступной красавицей русского происхождения, графиней Феодорой. Рафаэль пытается влюбиться в нее и сам влюбляется. Отчаянно добиваясь любви Феодоры, молодой ученый тратит на визит к ней последние деньги.
В какой-то момент между ними происходит объяснение, где девушка предостерегает Рафаэля от любых любовных писем. Как друг ей нужен герой, как любовник — нет.
Растиньяк помогает Рафаэлю получить 50 экю, найдя человека, готового заплатить за рукопись исторических мемуаров. На прогулке Теодора просит юношу написать письмо родственнику, герцогу Наваррскому, с просьбой замолвить за нее словечко. Как только Рафаэль делает это, графиня тут же удаляет его от себя. Юноша начинает проникать в тайны ее души — жесткой, холодной, эгоистичной.
Полина бросает деньги Рафаэлю, чтобы он мог пойти в театр с Теодорой. Молодой человек пытается узнать возлюбленную с телесной стороны. Он прячется в ее спальне, слушает пение графини, наблюдает за ее мирным сном. Затем Рафаэль приглашает Теодору на свидание. Он ведет себя с ней максимально обаятельно, но не овладевает телом, а хочет овладеть душой. Пылкое признание в любви вызывает у графини скуку.
Рафаэль признается Растиноку, что хочет покончить жизнь самоубийством. Евгений предлагает другу покончить с собой более изящно — через удовольствие. Рафаэль покидает лофт мадам Годен. Полина прощается с ним со слезами. Растиньяк выигрывает 27 000 франков из денег, которые Рафаэль получил за свою работу. Главный герой начинает прожигать жизнь.
Он пропускает все деньги, влезает в долги, расплачивается с кредиторами, продавая остров с могилой матери. У Рафаэля осталось 2 тысячи франков, но вернуться к спокойной жизни ученого он не может — Теодор по-прежнему занимает его сердце.
Пьяный Рафаэль прерывает свой рассказ, чтобы захотеть стать миллионером. Он делится с Эмилем секретом галечной кожи, которая сжимается при каждом его желании и сокращает продолжительность его жизни.
Утром банкир Кардо сообщает Рафаэлю, что он стал наследником шести миллионов. У их молодого мужа осталась родственница его матери — некий калькуттский майор О’Флаэрти.
Читайте также: Читательский дневник «Серебряное копытце» Павла Бажова
Агония
Однажды декабрьским днем в элегантный особняк маркиза де Валантена пришел старик, под чьей опекой работал Рафаэль-господин. Поррик когда-то учился. Старый преданный слуга Джонатан рассказывает учителю, что его хозяин живет уединенной жизнью и подавляет в себе все желания.
Почтенный старик пришел просить маркиза ходатайствовать перед министром о восстановлении его, Поррика, в качестве инспектора провинциальной коллегии. Рафаэль, сытый по горло долгими излияниями старика, небрежно сказал, что искренне желает добиться восстановления на работе. Поняв сказанное, маркиз пришел в ярость, когда он посмотрел на шагрень, она заметно сжалась.
В театре он как-то встретил иссохшего старика с молодыми глазами, тогда как в глазах его теперь читались лишь отголоски отживших страстей. Старик повел за руку знакомую Рафаэля, танцовщицу Евфрасию. На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив, как юноша, и что он не так понял: «Вся жизнь в одном часе любви». Оглядев толпу, Рафаэль устремил взгляд на Феодору, сидевшую с другим поклонником, все так же красивую и холодную.
На соседнем стуле с Рафаэлем сидел красивый незнакомец, ловя на себе восхищенные взгляды всех присутствующих мужчин. Это была Полина. Ее отец, некогда командовавший эскадроном кавалерийских гренадеров Императорской гвардии, попал в плен к казакам; по слухам, ему удалось бежать и добраться до Индии. Вернувшись, он сделал свою дочь наследницей состояния в миллион долларов. Они договорились встретиться в отеле «Сен-Кантен», их бывшем доме, сохранившем воспоминания об их бедности.
Полина хотела передать бумаги, которые Рафаэль завещал ей при переезде.
Очутившись дома, Рафаэль с тоской смотрел на талисман и желал, чтобы Полина полюбила его. На следующее утро его переполняла радость — талисман не уменьшился, а значит, договор был разорван.
После знакомства молодые люди поняли, что любят друг друга всем сердцем и ничто не стоит на пути их счастья. Когда Рафаэль еще раз взглянул на шагрень, то заметил, что она снова уменьшилась, и в порыве гнева бросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил измученный Рафаэль и зажил с Полиной душой в душу. Однажды в феврале садовник принес маркизу странную находку, «размеры которой теперь не превышали шести квадратных дюймов».
Отныне Рафаэль решил искать средства спасения у ученых, чтобы растянуть шагрень и продлить ему жизнь. Первым он пошел к господину Лаврилу, «жрецу зоологии». На вопрос, как остановить сужение кожи, Лавриль ответил: «Наука обширна, а человеческая жизнь очень коротка. Поэтому мы не претендуем на знание всех явлений природы».
Вторым, к которому обратился маркиз, был планшет профессора механики. Попытка остановить сужение шагрени путем применения к ней гидравлического пресса не увенчалась успехом. Шагрень осталась целой и невредимой. Изумленный немец ударил по коже кузнечным молотком, но на ней не осталось и следа травмы. Подмастерье бросил шкуру в угольную печь, но и из нее шагрень досталась совершенно невредимой.
Химик Иафет сломал бритву, пытаясь разрезать кожу, пытался резать ее электрическим током, подвергал воздействию гальванического столба — все безрезультатно.
Теперь Валентин уже ничему не верил, стал искать на теле повреждения и вызвал врачей. Давно стал замечать признаки чахотки, теперь это стало понятно и ему, и Полине. Врачи пришли к следующему выводу: «Для того, чтобы разбить окно, нужен был удар, но кто его нанес?» Они связывали это с пиявками, диетой и изменением климата. Рафаэль саркастически улыбнулся в ответ на эти рекомендации.
Через месяц он отправился в воды Экса. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением со стороны окружающих. Его сторонились и чуть ли не в лицо заявляли, что «раз уж человек так болен, то ему нельзя ходить к воде». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа снова сморщилась.
Выйдя из воды, он поселился в сельской хижине на Мон-Дор. Люди, с которыми он жил, испытывали к нему глубокую симпатию, а жалость — это «чувство, которое труднее всего выносить от других людей». Вскоре Джонатан пришел за ним и взял с собой своего хозяина. Врученное ему письмо Полины, в котором она изливала свою любовь к нему, он бросил в камин.
Раствор опиума, приготовленный Бьяншоном, погрузил Рафаэля в искусственный сон на несколько дней. Старый слуга решил последовать совету Бьяншона и развлечь хозяина. Он созвал аншлаг друзей, планировался грандиозный пир, но Валентин, увидев это зрелище, впал в неистовую ярость. Выпив порцию снотворного, он снова погрузился в сон.
Полина разбудила его, он стал просить ее уйти от него, показал кусок кожи, ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, какая она красивая, не мог совладать с собой. — Полина, иди сюда! Полина! — закричал он, и талисман в ее руке начал сжиматься. Полина решила разорвать себе грудь на части, задушить себя шалью, чтобы умереть. Она решила, что если он покончит с собой, то будет жить. Рафаэль, увидев все это, воспылал страстью, бросился к ней и мгновенно умер.
Другие персонажи
- Антиквар — владелец антикварной лавки, мудрый и проницательный старик.
- Полина — юная дочь мадам Годен, добрая, отзывчивая девушка с любящим сердцем.
- Графиня Федора — молодая красивая женщина, социалистка, человек холодный, эгоистичный, равнодушный.
- Эмиль, Растиньяк — друзья Рафаэля.
- Акилина, Евфрасиния — куртизанки.
- Банкир Тайфер — состоятельный и влиятельный бизнесмен, владелец оппозиционной газеты.
Часть I. Талисман
В октябре 1829 года в игорный зал вошел молодой человек Рафаэль де Валантен. Все его поведение в борделе указывало на то, что «у него еще есть душа послушника». Взгляд молодого человека был так несчастен и говорил «о бесплодных усилиях, о тысяче обманутых надежд», что он поражал даже самых пассивных и глубоко равнодушных к чужому горю в игорном заведении. Лицо его, «некогда чистое и живое», было обезображено страстью, терзавшей его изнутри, и выражало отчаянную решимость самоубийцы.
Потеряв последнюю золотую монету, Рафаэль в оцепенении начал бродить по улицам Парижа. Все его мысли были поглощены одним — закончить эту жалкую жизнь, прыгнув с Королевского моста в Сену. «Он решил умереть ночью», а остаток дня провел, изучая красивую архитектуру, любуясь хорошенькой женщиной и раздавая милостыню бедным.
Наконец, Рафаэль забрел в антикварный магазин, чтобы узнать цену произведения искусства. Долгое время он считал антиквариат принадлежащим разным эпохам. Вскоре он заметил хозяина лавки — «сухого, худощавого старика в черном бархатном платье».
Мудрый старец быстро понял, что гость находится в подавленном состоянии. Ему удалось поговорить с Рафаэлем, который рассказал ему о своем намерении покончить с собой из-за крайней бедности.
Антиквар хотел помочь юноше и дал ему «кусок шагреневой кожи размером с лисью шкуру». На его оборотной стороне был «отпечаток печати, которую жители Востока называют перстнем Соломона», а также предупреждение, согласно которому обладатель шкуры мог владеть всеми сокровищами мира, но он пришлось заплатить за это жизнью.
Старик признался, что никогда не осмеливался носить чудесную галечную кожу. С возрастом он пришел к выводу, что только знания могут даровать молодость души и счастье, а потому сконцентрировали жизнь «в мозгу, который не гниет и все переживет».
Желая изменить свою судьбу, Рафаэль согласился стать обладателем шагреневой кожи. Старик предупредил, что отныне все его «желания будут исполняться до мелочей», но ценой собственной жизни.
Молодой человек схватил кусок кожи и выбежал из магазина на улицу, где столкнулся с тремя своими друзьями. Молодые люди сообщили, что давно ищут Рафаэля, который «как человек высших способностей» идеально подходит на роль сотрудника новой газеты оппозиционного правительства. Молодой человек был ошеломлен не столько «исполнением его желаний, сколько естественным переплетением событий»
Ближе всех к Рафаэлю был его друг Эмиль, журналист, «смелый критик, полный энтузиазма и жесткости». Он пригласил друга на ужин к влиятельному банкиру Тайферу, организатору и владельцу дерзкой газеты, где собирались молодые, перспективные художники, писатели и ученые. За бокалом вина говорили о политике, говорили об устройстве государства.
Когда пьяные и расслабившиеся от роскошного приема гости уже возлежали в удобных креслах, «внезапно появилась группа женщин». Это были самые лучшие, самые дорогие куртизанки Парижа — тонкие подделки благовоспитанных девиц. Имея облик ангелов во плоти, они таили внутри самые изысканные пороки, обещая множество чувственных наслаждений. Несомненно, каждая из этих красивых девушек «могла бы рассказать какую-нибудь кровавую драму», толкнувшую ее на столь несправедливый жизненный путь.
Эмиль и Рафаэль познакомились с двумя прекрасными куртизанками — Акилиной и Евфразинией. В беседе с ними молодые люди узнали, что эти очаровательные создания, несмотря на молодость, давно разочаровались в любви и предпочитали брать от жизни максимум того, что позволяла их красота.
Часть II. Женщина без сердца
Рафаэль решил рассказать Эмилю историю своей жизни, чтобы его друг смог понять причину его страданий и душевных терзаний.
С ранних лет Рафаэль оказался во власти чересчур строгого, жесткого отца, мечтавшего увидеть сына успешным юристом. В результате молодому человеку пришлось «слушать лекции и работать юристом». Он боялся, и в то же время любил отца, который никогда не проявлял к нему родительской ласки.
По достижении двадцати одного года Рафаэлю была предоставлена некоторая свобода действий. Он узнал, что его отец давно добивался признания прав на земельные владения в Баварии и Пруссии. От этого процесса зависело будущее Рафаэля, и он тоже активно участвовал в этом процессе. Однако затянувшийся судебный процесс закончился плачевно для отца юноши, который умер через десять месяцев.
В то время все имущество Рафаэля «состояло из описи проданных вещей», и его будущее не предвещало ничего хорошего. Происхождение связывало его «с некоторыми богатыми семьями», но бедный юноша был никому не нужен, а его гордость не позволяла просить помощи у более богатых родственников.
Оставшиеся ему в наследство средства он протянул на три года, питаясь очень скудно. Поселившись в дешевой гостинице, Рафаэль решил посвятить себя написанию научной работы под названием «Теория воли». Все это время он усердно работал день и ночь, «не позволяя себе вкусить радостей парижской жизни».
Рафаэлю удалось сблизиться с хозяйкой отеля мадам Годен, которая по-матерински заботилась о молодом человеке. Ее четырнадцатилетняя дочь Полина «много милостей, от которых нельзя было отказаться». В знак благодарности Рафаэль начал обучать ее игре на фортепиано. Девушка оказалась способной и прилежной ученицей, изо всех сил старалась угодить своему строгому учителю, в которого сумела влюбиться глубоко внутри.
Однако Рафаэль не поддался искушению и не обратил внимания на обаяние своей очаровательной ученицы — он привык «смотреть на Полину только как на сестру», и даже не думал о том, чтобы поладить с ней. Кроме того, только роскошная, ухоженная красавица, одетая в шелк и бархат, могла возбудить чувства Рафаэля — юноша искренне не понимал «любви в нищете».
И однажды судьба свела Рафаэля с похожей женщиной. Благодаря старому другу Растиньяку юноша попал в высший парижский свет, где познакомился с графиней русского происхождения Федорой. Она была «самой красивой, самой очаровательной женщиной Парижа», загадочной и неприступной. Растиньяк сообщил другу, что у графини весьма солидное приданое, и посоветовал ему не упускать случая благополучно устроить свою жизнь.
За спиной Федоры, двадцатидвухлетней светской львицы, уже было замужество, но любовника у нее не было, и многие модники столицы безуспешно пытались завоевать ее сердце. Не стал исключением и Рафаэль, решивший во что бы то ни стало жениться на графине.
Молодому ученому пришлось потратить последние деньги, чтобы появиться в приличной форме на приемах Fedora. Однажды Валентин был вынужден согласиться на написание фальшивых мемуаров, чтобы обеспечить приличный гардероб. Он использовал свой изощренный ум, чтобы соблазнить красавицу и привязать ее к себе, но очень быстро влюбился, а Федор остался холодным и равнодушным, как античная статуя.
Неожиданно Рафаэль получил записку от дамы сердца, приглашающую его на прогулку. Он стал собираться «в припадке нервной горячки», беспокоясь только о том, что у него совершенно нет денег на карету.
Рафаэль вздохнул с облегчением, когда узнал, что Федор решил прогуляться с ним по Люксембургскому саду. Графиня просила оказать ей «довольно важную услугу» — помочь защитить герцога де Наварина, приходившегося двоюродным братом Рафаэлю. Федор признавался, что от этого зависело ее состояние и положение в обществе. Влюбленный юноша был рад помочь, но как только он сделал то, что от него требовалось, графиня тут же оттолкнула его от себя.
Постепенно пелена любви спадала с глаз Рафаэля, и она поняла, насколько холодным, черствым и духовно нищим был его избранник. Однако он мечтал узнать «эту женщину телесно». Юноша спрятался в спальне Федоры и ждал, пока она уснет, долго любуясь ее мирным сном. Рафаэль хотел «медленно лечь рядом с ней, прижаться к ней и обнять», но потом передумал — гораздо больше ему хотелось обладать ее душой.
Не выдержав боли неразделенной любви, Рафаэль осмелился признаться в своих чувствах Федору. Графиня ответила, что она чувствует себя счастливой только в одиночестве и не собирается никому принадлежать.
Рафаэль признался Растиньяку, что мечтал покончить жизнь самоубийством. Друг отговорил его от этой идеи и предложил сыграть на последние деньги в игорном доме. Удача улыбнулась друзьям – они выиграли крупную сумму и погрузились в «вихрь наслаждений, и пустых, и настоящих». Когда деньги закончились, Рафаэль отправился в игорный дом, но проиграл последнюю монету и решил броситься с Королевского моста в Сену…
Эпилог
Судьба Полины, идеальной любовницы всех времен и народов, в тумане. Кажется, что ее жизнь немыслима без любимого человека. Она, как видение, которым восхищаются все романтические пары, словно исчезает из жизни, истории. Но графиня жива-здорова и бегает по театрам.