- Сергий Радонежский. Детство
- Кратко о действующих лицах
- В чем помогает молитва Сергию Радонежскому?
- Отрочество преподобного
- Путь к Богу
- Монашеский подвиг
- Чудеса
- Быть Иным: Сергей Лукьяненко о Сергии Радонежском
- Сергий Радонежский. Чудо
- Сергий Радонежский. Ручной медведь
- Сергий Радонежский. Обитель
- Русь собралась
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Пересказ жития Радонежского
- Отрочество преподобного
- Путь к Богу
- Монашеский подвиг
- Чудеса
Сергий Радонежский. Детство
По древнему преданию имение родителей Сергия Радонежского, сыновей Ростовских Кирилла и Марии, находилось под Ростовом Великим, на пути в Ярославль. Родители, «благородные мальчики», видимо, жили просто, это были люди тихие, спокойные, с сильным и серьезным образом жизни.
Святые преподобные Кирилл и Мария. Роспись Вознесенской церкви на Гродно (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского
Хотя Кирилл не раз сопровождал ростовских князей в Орду, как надежный, близкий человек, сам он жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности со стороны позднейшего помещика говорить нельзя. Скорее, наоборот, можно подумать, что семейная жизнь ближе к земледельческой: мальчиком Сергия (а потом Варфоломея) посылали за лошадьми в поле.
Это означает, что он знал, как сбить их с толку и перевернуть. И подводит к пеньку, хватается за челку, вскакивает, торжествующе бежит домой. Может быть, он преследовал их и по ночам. И, конечно же, он не был барчуком.
Родителей можно считать добропорядочными и справедливыми людьми, в высокой степени религиозными. Они помогали бедным и приветствовали чужаков.
3 мая у Марии родился сын. Священник назвал его Варфоломеем, в честь дня празднования в эти выходные. Особый оттенок, который его отличает, кроется в ребенке с раннего детства.
Варфоломею дали семь лет на обучение грамоте, в церковную школу, к брату Стефану. Стефан хорошо учился. Наука не была дана Варфоломею. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упрям и старается, но безуспешно. Он обезумел. Учитель иногда наказывает его. Товарищи смеются, а родители увещевают. Варфоломей плачет один, но дальше не идет.
И вот деревенская картина, такая близкая и такая понятная спустя шестьсот лет! Жеребята куда-то забрели и исчезли. Отец послал Варфоломея искать их, вероятно, мальчик не раз так бродил, по полям, в лесу, может быть, по берегу Ростовского озера и звал их, хлестал их кнутом, дергал недоуздок. Конечно, при всей любви Варфоломея к уединению, природе и при всей своей мечтательности, каждое дело он выполнял добросовестно — эта черта отличала всю его жизнь.
Кратко о действующих лицах
В житии преподобного Сергия Радонежского, со знакомым всем кратким содержанием, основой основания является сам преподобный Сергий. Также упоминается в жизни:
- родители святителя — Кирилл и Мария;
- братья — Стефан и Петра;
- старик, который помог молодежи научиться читать и писать;
- святой Никон, ученик Сергия;
- пастор Роман — ученик святого;
- Пересвет и Ослябль — русские монахи-воины, победившие в битве с татаро-монгольским войском;
- игумен Митрофан, из рук которого Сергий принял монашеский постриг;
- епископ Афанасий Волынский — именно он возвел святителя в сан игумена.
И многие другие, имеющие какое-то отношение к священнику. Эти люди описаны в кратком изложении жизни святого.
В чем помогает молитва Сергию Радонежскому?
Святой старец благословлял князя Димитрия Донского и его войска перед битвами, умело наставляя нетерпеливых и конфликтных правителей. Поэтому к нему обращаются и просят вразумить правителей, защитить страну от нашествия врага, послать городам богатство и благоденствие. Праведник оказывает помощь в самых трудных жизненных ситуациях, защищает вдов и детей, оставшихся без попечения, снисходительно относится к мужчинам, носящим то же имя.
Сергий Радонежский испытывал трудности в усвоении знаний – но его серьезное усердие и непоколебимость в вере преодолели все трудности, и ныне подвижник почитается как один из мудрейших духовных наставников. Поэтому к нему прибегают школьники и студенты, которым нелегко достается та или иная тема, а также исследователи, планирующие сложные эксперименты.
Отрочество преподобного
Краткое изложение жизни преподобного Сергия Радонежского рассказывает о том, как он стал грамотным. Учеба давалась святому до определенного момента нелегко.
Так прошло время, ребенок вырос. Родители, которые были благочестивыми людьми, воспитали троих сыновей в вере. Помимо Варфоломея в семье подрастало еще двое детей – Стефан и Петр. Кирилл и Мария учили детей грамоте, но Варфоломею это никак не давалось. Одноклассники смеялись над ним, и братья учились гораздо лучше. Будущий святой очень переживал из-за того, что учеба ему совсем не давалась, и усердно молился и просил Бога дать ему разумение.
Однажды, идя за жеребенком отца, мальчик встретил некоего старика. Варфоломей очень грустил из-за своих занятий, и, видя такого грустного юношу, старец стал расспрашивать его о причинах его печали.
Встреча со стариком
Варфоломей откровенно рассказал о своих занятиях, тогда старший дал ребенку сосуд и просфоры. Юноша пригласил старца в дом, где родители Варфоломея радушно приняли гостя и угостили его трапезой. Но тот ответил, что сначала надо вкусить духовной пищи, и велел Варфоломею читать Псалтирь.
Ребенок, растерявшись, стал отказываться, мотивируя отказ тем, что не может без ошибок прочитать Псалтирь, не понимает ее содержания. Но старец настоял, поэтому Варфоломей взял книгу в руки и, к удивлению присутствующих, стал хорошо и правильно читать.
Этот старец был не кем иным, как ангелом Господним в образе человека. Когда старец вышел из гостеприимного дома, юный Варфоломей предсказал, что он станет великим для Господа и народа.
Познакомившись со старцем, юный Варфоломей в совершенстве освоил грамоту.
Сергей с родителями и братьями
Путь к Богу
Монах, который был в мире, жил как монах. Единственное, что мешало ему уйти в монастырь, это престарелые родители. Оба брата будущего святителя уже были женаты, и Сергий ухаживал за его родителями, как говорит подлинное житие. Есть еще житие Сергия Радонежского, написанное для детей в очень краткой форме. Им будет гораздо интереснее читать его, чем любой другой пересказ.
Так святые Кирилл и Мария вместе с детьми переселились из Варницы в Радонеж, ныне Московскую область. После того, как их сыновья – Стефан и Петр – создали свои семьи, видя тягу Варфоломея к отшельнической жизни, родители прикусили язык. И незадолго до смерти монахи приняли форму.
Похоронив родителей, будущий святой удалился в леса под Радонежью, чтобы вести там подвижническую отшельническую жизнь. Стефан, потерявший жену, тоже покинул мир вместе с ним.
После этого старший брат не вынес работы, подвижничества, страховки и прочего и оставил Варфоломея одного. Но перед этим братья основали для себя небольшую деревянную церковь и маленькие кельи.
Варфоломей остался один в лесу, продолжал работать, всей душой спешил к Богу. В 1337 году подвижник был пострижен в монахи с именем Сергий. Здесь кончается старая жизнь и начинается новая.
Икона преподобного Сергия Радонежского
Монашеский подвиг
Говоря о недолгой жизни святого, стоит отметить составителя оригинала. Благодаря Епифанию Мудрому люди узнали о содержании жизни Сергия Радонежского. Но еще раньше, при жизни святого, весть о подвижнике распространилась повсюду и всюду.
Несмотря на желанное уединение, преподобный Сергий принимал всех приходящих к нему со смирением и любовью. Другие хотели оставаться рядом с монахом, и со временем поселение росло. Уже 20 братьев несли послушание в небольшом монастыре. Не отставал от новичков и монах Сергий, умеющий и любящий трудиться.
Иноки умоляли преподобного Сергия стать игуменом их маленькой обители, но он, не желая принимать сан, отказался. Наконец братьям удалось умолить преподобного: в 1354 году архиепископ Волынский Афанасий постриг преподобного Сергия во иеромонаха, и он принял сан игумена.
Тем временем часть братии стала жаловаться на тяжелые условия жизни в монастыре. Тяжелый труд, плохое питание, недосыпание и постоянная молитва — некоторым устав монастыря казался чрезмерно строгим. И вот мудрый Сергий покидает обитель после основания общежительного монастыря со строгим уставом по благословению святителя Алексия.
Святитель устраивает новую обитель на реке Киржач, но братья, оставшиеся в прежней, забыли ропот и недовольство. Иноки умоляли святого Алексия вернуть им преподобного Сергия, и он по смирению своему беспрекословно повиновался святому, оставив своего ученика, инока Романа, в новой обители, основанной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Остаток жизни святитель провел в монастыре, ныне известном как Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Сергий почил здесь в 1392 году.
Тридцать лет спустя, в 1422 году, нетленные мощи святителя были положены в раку, которая до сих пор находится в Троицком соборе Лавры.
Чудеса
Эта глава кратко знакомит читателя с тем, что случилось с монахом при жизни. По молитвам Сергия совершались настоящие чудеса. Когда он еще жил в лесу, в скромной келье, дикие звери проходили мимо села и не тронули святого.
Вот некоторые из чудес, с которыми был связан святой:
- Ангел в освящении. Однажды преподобный вместе с братом Стефаном и епископом Феодором служил литургию. В тот день в храме молился благочестивый человек по имени Исаак. Ему дано было видеть, как со преподобным Сергием служил четвертый священник — человек, сияющий необыкновенным светом, в блестящих одеждах.
Исаак недоумевал, кто этот человек, может быть, он был из свиты князя Владимира, прибывшего в тот день в монастырь. Когда князя спросили, есть ли в его свите священник, он растерялся и ответил, что нет. Тогда обратились с вопросом к самому Сергию, но он уклонился от ответа, сказав, что сегодня вместе служат трое священников. Исак утверждал, что видел четвертого. Монаху пришлось открыть правду: этот человек в пышных одеждах был ангелом Господним.
- Преподобного Сергия посетила Богородица. Однажды святитель молился перед иконой Божией Матери, совершая келейное правило. После совершения преподобный Сергий присел отдохнуть, но вдруг, обращаясь к ученику Михею, сказал, что вот-вот произойдет чудо. Келья засияла ярким светом, преподобный Сергий увидел Божию Матерь вместе с двумя апостолами.
Пресвятая Богородица пообещала, что не оставит монастырь и будет во всем помогать насельникам. Когда Богородица вышла из кельи, испуганный Михей спросил старца, что за видение посетило их. Но монах не мог сразу ответить, ибо все в нем дрогнуло от увиденного.
- В кратком описании жития, как и в подлиннике, сказано, что преподобный Сергий Радонежский предсказал победу над татарским игом князя Дмитрия Донского. Монах благословил князя на битву, а также двух монахов из его монастыря — Пересвета и меня ослабляю. А в день рождения Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, на Куликовом поле произошла знаменитая битва, из которой русское войско вышло победителем.
- Как монах упрекнул слугу. Князь Владимир, очень любивший Сергия, однажды прислал ему много еды и питья. Слуга, которому было поручено доставить провизию, по пути соблазнился откусить деликатесы. Когда слуга пришел к монаху, он отказался принимать пищу. Святитель осудил раба словами: «Зачем ты, брат, повиновался врагу и соблазнился есть эту пищу?
Почему ты ел то, что тебе не подобало есть без благословения? Он, ужаснувшись, раскаялся и со слезами просил прощения у монаха. Затем святой взял принесенное, перекрестился и прочитал над пищей молитву. И он отпустил раба с миром и велел ему больше этого не делать.
По сей день по молитвам преподобного Сергия Радонежского происходят чудеса. Священник помогает христианам, особенно часто к нему обращаются студенты, рассчитывающие на помощь в учебе. Даже страдая от того, что образование не дается вовсе, Сергий Радонежский помогает в нем студентам и школьникам.
Быть Иным: Сергей Лукьяненко о Сергии Радонежском
Сергий Радонежский. Чудо
Теперь он, очень расстроенный неудачей, не нашел того, что искал. Под дубом я встретил «старца с Черного моря, в сане священника». Старик явно понял его.
«Чего ты хочешь, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы говорил о своем горе и просил молиться, чтобы Бог помог ему преодолеть букву.
И под тем же дубом старец стал молиться. Рядом с ним Варфоломей – недоуздок через плечо. Когда он кончил, странник вынул из-за пазухи ковчег, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть ее.
«Это дается вам в знак благодати и для понимания Священного Писания. Отныне вы овладеете грамотой лучше, чем ваши братья и товарищи.
О чем они говорили дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители встретили его, как обычных странников. Старец позвал мальчика в молитвенную комнату и велел ему читать псалмы. Ребенок ответил некомпетентностью. Но посетитель сам отдал книгу и повторил заказ.
Тогда Варфоломей начал читать, и все дивились тому, как хорошо он читает.
И гостя накормили, за обедом рассказали о приметах над сыном. Старец еще раз подтвердил, что теперь Варфоломей начнет хорошо понимать Священное Писание и одолеет чтение.
После смерти родителей Варфоломей сам ушел в Хотьково-Покровский монастырь, где уже был монахом его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к жизни в пустыни, он оставался здесь недолго, и, уговорив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на горе Маковец среди глухой Радонеж-скоген, где он построил (ок. 1335) небольшую деревянную церковь во имя Св. Троицы, на месте, где ныне соборный храм также во имя Св. Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетического образа жизни, Стефан вскоре ушел в Московский Богоявленский монастырь, где впоследствии стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, испросил у некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.
После совершения обряда пострига Митрофан познакомил Сергия Радонежского с тайнами св. Сергий провел семь дней, не выходя в «церковь», молясь, ничего не «вкушая», кроме просфоры, которую дал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, он попросил у него благословения на жизнь в пустыне.
Аббат поддержал его и успокоил, как мог. И молодой монах остался один среди своих сумрачных лесов.
Перед ним предстали образы животных и мерзких гадов. Они бросились на него со свистом, скрежеща зубами. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в своей «церкви» он «пел утреню», через стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесов». Его прогоняли, угрожали, нападали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его…») Бесы исчезли.
Выживет ли он в грозном лесу, в жалкой камере? Осенние и зимние бури на его Маковицах, должно быть, были ужасны! В конце концов, Стефан не мог этого вынести. Но Сергий не такой. Он упрям, терпелив и «любит Бога».
Так он жил в полном одиночестве какое-то время.
Сергей с родителями и братьями
Сергий Радонежский. Ручной медведь
Однажды Сергий увидел около кельи большого медведя, ослабевшего от голода. И пожалел. Принес из камеры буханку хлеба, подал — ведь он с детства был, как и родители, «странно приветлив». Пушистый странник мирно ел. Потом я стал его посещать. Сергий всегда служил. И медведя приручили.
Отрок преподобного Сергия (Сергия Радонежского). Нестеров М.В.
Но как бы ни был одинок монах в то время, о его отшельничестве ходили слухи. И вот стали появляться люди и просить, чтобы их провели к ним, чтобы вместе спастись. — ответил Сергий. Он указывал на трудности жизни, трудности, связанные с ней. Пример Стефана был для него еще жив. Тем не менее, он уступил. И взял несколько…
Было построено двенадцать клеток. Они окружили его забором, чтобы защитить от животных. Камеры стояли под огромными соснами и елями. Торчали пни свежесрубленных деревьев. Между собой братья разбили свой скромный огород. Жили тихо и тяжело.
Сергий Радонежский был примером во всем. Сам рубил кельи, таскал бревна, возил воду на двух водовозах в гору, молол ручными жерновами, пек хлеб, варил, кроил и шил одежду. И он, должно быть, уже был хорошим плотником. Летом и зимой он носил одну и ту же одежду, ни мороз, ни зной не брали его. Физически, несмотря на скудное питание, он был очень крепок, «имел силу двух человек».
Он был первым на службе.
Так прошли годы. Община, несомненно, жила при Сергии. Монастырь рос, усложнялся и должен был обретать форму. Братья хотели, чтобы Сергий стал игуменом. И он отказался.
«Желание аббатисы, — сказал он, — есть начало и корень любви к власти.
Но братья упорствовали. Несколько раз старейшины «подходили» к нему, уговаривали, уговаривали. Ведь сам Сергий основал скит, сам построил церковь; кто будет настоятелем, совершит литургию.
Настойчивость чуть не переросла в угрозы: братья заявили, что если не будет настоятеля, все разойдутся. Тогда Сергий, пользуясь своим обычным чувством меры, уступил, но тоже относительно.
— Я желаю, — сказал он, — лучше учиться, чем учить; лучше подчиняться, чем властвовать; но я боюсь суда Божия; Я не знаю, что угодно Богу; Святая воля Господа да будет!
И решил не спорить — передать дело на усмотрение церковных властей.
Митрополита Алексия в это время не было в Москве. Сергий вместе с двумя старцами братии отправился пешком к своему наместнику, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий вернулся с четкой миссией от Церкви – воспитывать и руководить своей семьей-пустынником. Он позаботился об этом. Но своей жизни настоятельницей он ничуть не изменил: сам катал свечи, варил кутьи, готовил для них просфоры, молол пшеницу.
В пятидесятых годах к нему приехал архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон первым принес средства в монастырь. Они позволили построить новый, более крупный храм Святой Троицы.
С тех пор число новичков стало расти. Клетки стали располагаться в определенном порядке. Деятельность Сергия расширилась. Сергий не сразу постригся. Он наблюдал, внимательно изучал умственное развитие новичка.
Несмотря на строительство новой церкви, увеличение числа монахов, монастырь по-прежнему строг и беден. Каждый существует для себя, нет общей трапезы, кладовой, амбара. Монаху было свойственно проводить время в своей келье либо в молитве, либо в размышлении о своих грехах, контролируя свое поведение или читая святые книги, переписывая, иконописи, но не в беседе.
Усердие мальчика и юноши Варфоломея остались неизменными у игумена. По известному правилу. Павла, он требовал от монахов работы и запрещал им выходить за милостыней.
Читайте также: «Чучело» краткое содержание для читательского дневника по повести Железникова (6 класс) – отзыв, главная мысль, сюжет
Сергий Радонежский. Обитель
Сергиев монастырь продолжал оставаться беднейшим. Часто не хватало самого необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, лампадного масла… Иногда литургию откладывали. Вместо свечей — факелы. Часто не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о специях — масле и т.п.
В один из экстренных случаев в монастыре были недовольные. Два дня голодали — роптали.
«Вот, — сказал монах монаху от имени всех, — мы посмотрели на тебя и послушались, и теперь мы должны умереть с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыню. Продержимся еще день, а завтра мы все уйдем отсюда и никогда не вернемся: мы не в силах вынести такой бедности, такого тухлого хлеба.
Сергий обратился к братьям с увещеванием. Но не успел он договорить, как в монастырские ворота постучали; швейцар увидел в окно, что они принесли много хлеба. Сам он был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
«Батюшка, много хлеба принесли, благослови нас принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.
Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько телег, нагруженных печеным хлебом, рыбой и разными съестными припасами. Сергий обрадовался и сказал:
— Ну, голодный, накорми наших кормильцев, позови их разделить с нами общую трапезу.
Приказал бить мясника, всем идти в церковь, отслужить молебен. И только после молитвы благословил сесть за трапезу. Буханки получились теплые, мягкие, как будто только что из печи вышли.
Троице-Сергиева Лавра (Сергия Радонежского). Лиснер Э.
Монастырь не нужен сейчас, как раньше. А Сергий был все таким же простым – бедным, бедным и равнодушным к благам, каким и оставался до самой смерти. Ни власть, ни разные «разногласия» его совершенно не касались. Тихий голос, тихие движения, лик усопшего, святого великого русского плотника. В нем наша рожь и васильки, березки и зеркальная вода, ласточки и кресты и ни с чем не сравнимый запах России. Все возводится в предельную легкость, чистоту.
Многие приезжали издалека только для того, чтобы увидеть священника. Это время, когда «старичок» слышен на всю Россию, как он приближается к Метрополитену. Алексий, улаживая споры, осуществляет грандиозную миссию по разгону монастырей.
Монах хотел более строгого порядка, приближенного к раннехристианской общине. Все равны и все одинаково бедны. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет в общине.
Деятельность Сергия была расширена и усложнена новаторством. Нужно было построить новые здания — столовую, пекарню, кладовые, амбары, хозяйство и т д. Раньше руководство его было только духовным — монахи ходили к нему как к духовнику, на исповедь, за поддержкой и руководством.
Все, кто мог работать, должны были работать. Частная собственность строго запрещена.
Для управления более сложным обществом Сергий выбрал себе помощников и распределил между ними задачи. Первым человеком после настоятеля считался келарь. Это положение было впервые установлено в русских монастырях отцом Феодосием Печерским. Келар отвечал за казну, благочиние и финансы не только внутри монастыря. Когда появилось поместье, он тоже отвечал за их жизни. Правила и судебное разбирательство.
Уже при Сергии было, по-видимому, собственное хозяйство — вокруг монастыря поля, частью возделываемые монахами, частью наемными земледельцами, частью теми, кто хочет работать на монастырь. Так что в подвале много забот.
Одной из первых келий в Лавре был святитель Никон, впоследствии игумен.
Духовниками назначались наиболее опытные в духовной жизни. Он духовник братьев. Савва Сторожевский, основатель монастыря под Звенигородом, был одним из первых духовников. Позднее эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.
Церковь следила за порядком в храме. Второстепенные должности: параэкклезиарх — содержал церковь в чистоте, канонический свод — руководил «послушанием клироса» и хранил богослужебные книги.
Так жили и трудились они в Сергиевом монастыре, ныне уже прославленном, с проложенными дорогами, где можно было остановиться и остаться на время — или простым людям, или князю.
Митрополиты Московские Петр и Алексий. Изображение на иконе
Два больших города, оба замечательные, взрослеют: Петр и Алексий. Игуменратский Петр, волынян по происхождению, первый русский митрополий, основанный на севере — сначала во Владимире, затем в Москве. Петр первый благословил Москву. Он фактически отдал за нее всю свою жизнь. Именно он едет в Орду, получает от Узбека покровительственную грамоту для духовенства и все время помогает князю.
Митрополит Алексий — из знатных, древних отроков города Чернигова. Его отцы и деды делили с князем работу по управлению и защите государства. На иконах они изображены рядом: Петр, Алексий, в белых шапках, лица потемневшие от времени, узкие и длинные, с седыми бородами… Два неутомимых творца и труженика, два «защитника» и «защитника» Москва.
И т.п. Сергий при Петре был еще мальчиком, он прожил с Алексием много лет в согласии и дружбе. Но преподобный Сергий был отшельником и «молитвенником», любителем леса, тишины — его жизненный путь иной. Неужто он с детства — ушел от зол мира сего, чтобы жить при дворе, в Москве, править, иногда интриговать, назначать, увольнять, угрожать! Митрополит Алексий часто приезжает в свою Лавру — быть может, отдохнуть с тихим человеком — от брани, суматохи и политики.
Преподобный Сергий ожил, когда татары уже падали. Времена Батыя, разорение Владимира, Киева, битва за город — все далеко. Идут два процесса, распадается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда разбита, Русь едина. У Орды есть несколько соперников, борющихся за власть. Они режут друг друга, задерживают, тянут, ослабляют силу целого. В России, наоборот, идет подъем.
Тем временем Мамай продвинулся в Орде и стал ханом. Собрал всю Волжскую орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, вступил в сговор с генуэзцами, литовский князь Ягелло — летом разбил свой лагерь в устье реки Воронеж. Ягелло ждал.
Время опасно для Дмитрия.
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и просветителем, святым. Теперь перед ним стояла трудная задача: благословение на кровь. Благословил бы Христос войну, пусть даже национальную?
Русь собралась
18 августа Димитрий вместе с князем Владимиром Серпуховским, иноземными князьями и воеводами прибыл в Лавру. Наверное, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь действительно собиралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые такие силы двинулись. Переехал не зря. Все это понимали.
Молитва началась. Во время службы прибыли гонцы — в Лавре шла война — доложили о передвижении неприятеля, предупредили о поспешности. Сергий умолял Димитрия остаться на трапезу. Тут он сказал ему:
«Еще не время тебе носить венец победы с вечным сном; но для многих, без числа, мученические венки сплетены для ваших сотрудников.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.
— Иди, не бойся. Бог поможет вам.
И, наклонившись, прошептал ему на ухо: «Ты победишь».
Есть что-то величественное, с трагическим оттенком, в том, что князь Сергий дал в помощники двух монахов-отшельников: Пересвета и Ослябю. Они были воинами в мире и шли к татарам без шлемов, панцирей — в виде схемы, с белыми крестами на монашеских одеждах. Это, очевидно, придавало армии Деметрия вид священного крестоносца.
20-го Дмитрий уже был в Коломне. 26-27 числа русские форсировали Оку, Рязанская земля продвинулась к Дону. 6 сентября она была достигнута. И они колебались. Ждать татар, переправляться?
Старшие, опытные губернаторы предлагали: ждите здесь. Мамай силен, Литва с ним, и князь Олег Рязанский. Деметрий, вопреки совету, переправился через Дон. Обратный путь был отрезан, а значит, все вперед, победа или смерть.
В эти дни Сергий тоже был на пике формы. И вовремя послал вслед князю письмо: «Иди-с, иди, Бог и Святая Троица помогут!»
8 сентября 1380 года!
По преданию, Пересвет, давно готовый к смерти, выскочил на зов татарского богатыря и, сразившись с Челубеем, ударил его, сам упал. Началось генеральное сражение на гигантском для того времени фронте в десяти милях. Сергий правильно сказал: «Мучеников венки плетут для многих». Многие из них были тканые.
Преподобный молился в это время с братией в своей церкви. Он рассказал о ходе боя. Он призывал павших и читал молитвы за умерших. И наконец он сказал: «Мы победили».
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Пересказ жития Радонежского
Древнерусская литература требует особо внимательного прочтения и понимания особенностей жанра. Не все правда, но не все факты вымысел. Житие – жанр, зародившийся в Древней Руси, ставший одним из достояний христианской культуры. Описание жития Сергия Радонежского появилось в числе самых первых «житийных» книг, но его содержание бережно сохранялось в веках.
Преподобный всю жизнь стремился к монашеской жизни, но не торопился и принял постриг только тогда, когда почувствовал, что готов противостоять бесам и искушениям и нести людям праведную веру. Он прожил долгую жизнь (по одним данным 70, по другим 78 лет). И люди запомнили его как чудотворца, чья молитва творила невероятные дела.
«Житие Сергия Радонежского», краткий пересказ, который поможет вам подготовиться к уроку, начинается с рождения ребенка в семье княжеского мальчика Кирилла. У его жены родился третий ребенок, а в семье уже подрастало еще два мальчика. О том, что родится необычный ребенок, Мария поняла, когда во время службы в храме из ее чрева раздался детский плач. Священник в храме успокоил женщину и сказал, что ее сын будет служителем Святой Троицы.
Отрочество преподобного
Достигнув подросткового возраста, родители отдали сына учиться грамоте, но науки мальчику не давались. В отличие от своих братьев, он не мог прочитать несколько слов, а буквы вообще не запоминал. Варфоломей (так звали подвижника в детстве) ежедневно страдал от наказаний отца и учителя. Свободное время он проводил в молитве, прося Всевышнего просветить его.
Для молитв мальчик выбирал укромные места, уходил в поля или леса. И вот однажды под раскидистым дубом он встретил провидца. В мальчике он узнал богоизбранника, и мальчик рассказал ему о своем несчастье. Старец пошел к родителям Варфоломея и сказал им, что Бог избрал еще не родившегося ребенка во чреве. После исчезновения зрителя мать и отец были удивлены, увидев, что их сын бегло и грамотно читает и пишет.
Мальчик удивлялся и расстраивался одновременно, беспокоил родителей своим поведением. Он не ел по средам и пятницам, соблюдал посты, все свое время посвящал чтению Священного Писания и не пропускал ни одной службы.
Путь к Богу
Со временем семья переезжает на радонежские земли и обосновывается там. Старшие братья женятся с благословения родителей, заводят детей, и Варфоломей просит у отца и матери благословения на служение Богу. Взамен они просят выполнить их предсмертную просьбу – похоронить с молитвой и раздать милостыню бедным.
Молодой человек отдает завещанное наследство старшему брату, а со средним отправляется на пустырь и строит там небольшую церковь. В нем он празднует свое 20-летие, приняв постриг в монахи. Жизнь в лесу была тяжелой, Стефан не выдержал испытаний и принял постриг игумена, стал жить в Богоявленском монастыре в Москве, служил духовником при княжеском дворе.
Монашеский подвиг
При посвящении в монахи юноша получил имя Сергий, а церковь была названа в честь Святой Троицы. Долгое время преподобный жил в уединении и также самостоятельно боролся с искушениями, дьяволом и бесами силой своего духа и молитвы. Молитва помогла ему. Приходили в церковь и дикие звери, Сергий больше года кормил лесного медведя, который каждый день приходил в монастырь за куском хлеба.
Периодически пастора посещали монахи из других церквей. С Сергием хотели жить, но он упорно сопротивлялся, жалел людей и понимал, что жизнь его трудна и тяжела. Но когда некоторые монахи становились особенно настойчивыми, ему приходилось разрешать им строить кельи и селиться у него. Вместе они служили утреннюю службу и молились ночью, а на полдень пригласили священника, так как никто из монахов, в том числе и Сергий, не имел чина игумена.
Смирением, ежедневным трудом и лишениями Сергий доказал свою веру в Бога себе и Всевышнему. Работал в огороде, рубил дрова, носил воду, варил пищу и просфоры, плавил свечи. Монастырь развился, когда епископ Афанасий приказал подвижнику стать игуменом и служить церкви. И постепенно в Сергиев монастырь стало приходить все больше и больше людей.
Всем хотелось увидеть человека, о силе веры которого ходили слухи и легенды. Многие теряли дар речи от удивления, когда видели, как игумен в грязной, рваной одежде работает в саду. Священник помолился, чтобы возле монастыря появился источник воды, и вскоре рядом с церковью забил святой источник.
Чудеса
О необъяснимых явлениях, происходивших в жизни Сергия, автор писал со слов очевидцев. Так однажды в монастыре совершенно нечего было есть, монахи несколько дней пили только воду и не ели ни одного куска хлеба. Но Сергий запретил им просить милостыню, приказал им молиться. Чудесным образом перед воротами монастыря появился обоз с продовольствием, продукты были выгружены, и обоз исчез.
Услышав о чудесах, которые творит молитва Сергия, мужчина привел к нему своего умирающего сына. Мальчик умер, и опустошенный отец отправился готовить все необходимое для похорон. Когда он вернулся за телом, то к своему удивлению обнаружил, что его ребенок жив и больше не страдает от болезни.
В другой раз к старцу привели бесноватого богача. Его много лет мучили бесы, и когда человека привели в монастырь, он вскричал так, что голос его был слышен даже в дальних кельях. Преподобный перекрестил бесноватого с молитвой под громкий звон колоколов, и тот лег в лужу и, встав, совсем избавился от напасти. Оказывается, читая молитву, больной увидел, что крест горит пламенем. Он испугался огня и упал в лужу.
Преподобный Сергий скончался в 1393 году. Дело его жизни дало начало образованию и процветанию крупнейшего в мире монастыря — Сергиево-Троицкого монастыря.