- Анализ былины
- Своеобразие
- Христианство и язычество
- Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
- Главные герои былины
- Место и время действия
- Происхождение и варианты текста
- Основные персонажи былины
- Другие персонажи
- Основная мысль
- Короткий пересказ «Садко» с цитатами
- Встреча с морским царем
- Пленение и возвращение домой
- Опера Римского-Корсакова
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- Главные действующие лица сказания
- Пересказ сюжета
- Приключение в море
- Развязка истории
- Характеристика героев
- Темы
- Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Анализ былины
У Садко есть реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынец. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые сказочники создали фантастическую историю о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.
По жанру «Садко» относится к эпосу — русским былинным песням о богатырях и знаменательных эпизодах истории. Необычно, чтобы главный герой был не могучим богатырем, а плохим арфистом. По композиции легенда делится на 3 части, занимающие разный временной период.
Садко — бедный арфист, зарабатывающий пением и игрой на вечеринках с богатыми купцами. Он успешный торговец, состояние которого постоянно растет. Он отправляется в морское путешествие. Садко попадает в плен к морскому царю, но в конце концов благополучно возвращается домой.
По мнению исследователей, эпос неоднократно подвергался обработке. В древнейшей версии прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, ни доброй, ни злой. Она дает людям богатство и разрушает их одновременно. Ее можно умилостивить жертвой.
В более поздней версии узника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко сбежать от Морского царя и вернуться домой. В произведении используется ряд выразительных средств:
- эпитет («богатый гость», «красный товар», «гуселки яровчатые»).
- метафоры («плохие и хорошие товары»).
- гипербола («несметные золотые сокровища»).
- повторы («солнце на небе — и солнце в палатах, месяц на небе — и месяц в палатах»).
Своеобразие
Былина «Садко» обладает рядом стилистических и содержательных особенностей, делающих ее уникальным образцом русского фольклора.
Христианство и язычество
В эпосе причудливо перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых Руси, упоминание о храмах Божиих, их строительстве, а с другой — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь между ними человек с ним, что характерно для язычества.
Эта двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования сохранялись в Древней Руси еще долгое время после введения христианства в 988 году.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
- Садко — талантливый бедняк, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становится богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но и поспорить не прочь.
- Морской царь — владыка подводного мира, награждает Садко за его отличную игру, затем берет его в подводный мир и наслаждается чудесной игрой с человеком-арфой. Король очень эгоистичен в своих желаниях.
- Николай Можайский — святой старец, народный заступник, выслушав просьбы страждущих людей от царской пляски, пришел на помощь арфисту, указав, как выйти из плена.
Место и время действия
Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, образ жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании.
Великий Новгород — город на северо-западе современной России, один из древнейших городов и центров Русского государства. Стоит на берегу реки Волхов, недалеко от озера Ильмень, из которого она вытекает.
Ильменшен — водохранилище в северо-западной части Новгородской области, относящееся к бассейну Балтийского моря. Упоминается в исторических сочинениях, старинных русских легендах и произведениях фольклора.
Новгород — торговый город, представители купеческого сословия исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров, в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Руководящий орган состоял из представителей разных сословий.
Специфика исторического развития Новгорода и его местонахождения нашли отражение в тексте былины. Ее герои – торговцы и простолюдины. Одна из сцен — берег озера Ильмень, водохранилище играет в сюжете немалую роль. Некоторые события эпоса происходят на торговых судах в море и на дне – во владениях морского царя.
Время действия — исторический период Древней Руси, сюжет примерно соотносится с XI-XIII веками.
Происхождение и варианты текста
Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Одну и ту же историю можно рассказать по-разному. Есть много версий былины о Садко, с похожим сюжетом. Наиболее распространена версия, выдвинутая Андреем Сорокиным
Сорокин Андрей Пантелеевич — русский сказочник, крестьянин, уроженец Пудожского уезда Олонецкой губернии. Ныне это территория Республики Карелия. В Древней Руси земли Олонецкой губернии, входившей в состав современной Карелии, принадлежали Новгородскому княжеству.
Известный этнограф Павел Рыбников записал и опубликовал текст со слов Сорокина. Текст появляется в сборнике песен 1910 года, которые он собрал. Истоки былины исследователи возводят к летописной легенде, главным действующим лицом которой был купец Содко Сытинец.
Сюжет и образность эпоса восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные варианты легенды о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.
Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» есть «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, связанные с историческим именем купца XII века».
Он также усматривает в эпосе связь с финно-угорской мифологией, в частности исследователь сравнивает Гусли Садко с карело-финским эпическим героем Вяйнемайненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими исследователями.
Вяйнямейнен, мудрый старик, играл на кантеле, инструменте карельского народа, напоминающем русскую арфу. «Калевала» — карело-финская эпическая поэма, составленная на основе карельского фольклора финским учёным Элиасом Лённротом.
На сегодняшний день в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста эпоса о Садко, в том числе и в адаптации для младших читателей. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под названием «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использована современная версия редакции классического текста Сорокина-Рыбникова.
Основные персонажи былины
Основные роли:
- Гусляр Садко — был бедным музыкантом, играл в гостях, но послушался совета Морского царя, стал преуспевающим купцом, а затем одним из богатейших людей Новгорода.
Другие герои:
- Микола Можайский (Николай Чудотворец) – седовласый старик, помогший Садко выбраться из плена морского царя.
- Морской царь, владыка подводного мира, помог Садко выиграть спор с новгородскими купцами и получить три лавки с товарами.
Другие персонажи
- Водяной царь — помог Садко стать богатым купцом.
- Морской король — грозный владыка морей, требующий от моряков почтения.
- Микола Можайский — старец, явившийся Садко в море и посоветовавший ему, как вернуться домой (на Руси Никола Можайский считался покровителем моряков).
Основная мысль
Ребенку не нужно читать все произведение, чтобы выделить основную мысль, достаточно прочитать краткое содержание Садко. Основная мысль эпоса в том, что богатство и власть могут погубить человека в одночасье, но настоящий мужчина поймет свои ошибки.
В произведении речь идет о чрезмерной гордыне и неблагодарности. Сначала Садко забыл, какую милость сделал ему Морской царь, а потом вообразил, что он самый сильный из всех. Но вскоре он поплатился за свои действия. Хотя судьба дала ему второй шанс на спасение. Садко усердно исполнил то, что повелел ему святой, поэтому он спасся и приобрел еще большее богатство.
Эта история рассказывает о том, как с благодарностью принимать подарки судьбы, но не забывать тех, кто в этом помог. Если человеку сделали добро, он должен был отплатить той же монетой.
Сказка учит читателя тому, что музыка – это огромная сила, ей подвластно все в мире. Также учит не зазнаваться в любой ситуации, а оставаться нормальным человеком. Даже если у вас много богатства, вы все равно не купите на эти деньги весь мир. И ложь и гордыня вернутся к человеку бумерангом вдвойне.
Короткий пересказ «Садко» с цитатами
В Новгороде жил арфист Садко, у которого, кроме весенних гуслей, ничего не было. Он занимался музицированием на вечеринках, развлекая купцов и мальчишек. Но вдруг его перестали приглашать на вечеринки — не приглашают ни в один день, ни во второй, ни в третий. Расстроенный, Садко приезжает на Ильмень-озеро, садится на «белогорючую» и до вечера играет на гуслях. Поздним вечером герой замечает, что «вода в озере журчит» и, встревоженный, возвращается в город.
Но следующие три дня арфиста снова никто не вызывал на вечеринки, он снова отправился к озеру и, снова напуганный напряжением на воде, вернулся в город. Когда герой в третий раз пришел к озеру Ильменсьоэн, из озера внезапно появился морской царь.
Правитель решил отблагодарить богатыря за его «большие радости» и «нежную игру», и попросил гусляра отправиться в Новгород и поспорить с купцами о том, что в озере Ильмень водятся «рыбы — золотые перья». По совету морского царя Садко должен был пустить в бой свою «буйную голову» и выпросить у купцов «лавки с красными товарами». Сам морской царь даст ему за это предприятие трех золотых рыбок.
Как только гуслер вернулся в Новгород, его пригласили на пир. В разгар веселья пьяный Садко стал хвалиться купцам, что знает, что в озере Ильменшёэн водятся «чудеса дивные» — «рыбы — золотые перья». Купцы не поверили арфисту, и вот он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Они тут же «завязали шелковую сеть и пошли ловить в Ильменшёэн». Трижды бросили в море «тоню» и поймали трех рыбин с «золотыми перьями». Купцы признали победу Садко в споре и отдали ему три склада товара.
Так гусляр стал новгородским купцом, стал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «построил белокаменные палаты», где «все сделал по-небесному».
На богатый пир Садко созвал богатых купцов, игуменов и земледельцев. Наевшись, гости стали чем-то хвастаться: золотом, конями, отечеством, властью счастьем, умные — родителями, сумасшедшие — молодой женой. Мы решили спросить у Садко, почему все хвастаются, а он нет. Купец ответил:
— Чем мне, Садка, хвастаться?»
«И хвастаться не значит хвастаться несметными сокровищами золота:
К моему бесчисленному золотому сокровищу
Я хочу купить товары New City,
Плохой товар и хороший!»
Не успел Садко договорить, игумены, разгневанные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.
Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить в городе все товары — «хорошие и дурные». Но на следующий день купец обнаружил, что лавки в Новгороде снова полны — за ночь привезли вдвое больше товаров. И снова Садко приказал все выкупить.
На третий день купец пришел на «торговые улицы» и обнаружил, что товаров стало втрое больше — «московские товары подоспели». Садко думал, что если он купит эти, то их все равно скоро за границу привезут — «со всего света не купишь товаров». Решив, что так будет разумнее, купец отдал игуменам потерянные тридцать тысяч.
Садко построил тридцать черных кораблей «для несметных золотых сокровищ», и нагрузил их новгородскими товарами, пошел через Волхов, Ладогу и Неву, а потом по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он вернулся с резными бочками, наполненными красным золотом и чистым серебром.
Но по пути домой корабли попадают в сильный шторм:
«И бьёт волною, ломает паруса,
Разбивает почерневшие лодки;
И корабли не сдвинутся со своего места на синем море».
Садко понял, что это морской царь, который требовал дани, потому что они долго путешествовали по морю, но ничего ему не платил. По приказу купца бросили в море «бочку чистого серебра», но ничего не изменилось. Очередную «бочку красного золота» спустили в море, но корабли продолжали стоять на месте.
Садко стало ясно, что морской царь требует «живой головы». Дважды купец и его свита бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза народные «жребья плавают, как гоголь по воде» и Садко «ключ ко дну».
Герой понимал, что именно он «требуется» морскому царю. Купец быстро составил завещание, в котором упомянул и церкви, и «бедных братьев», и молодую жену, и «доброе войско». Прощаясь, он попросил Садко дать ему арфу и дубовую доску, чтобы не было так страшно «принять смерть в синем море». Как только купец был спущен на воду, корабли тут же двинулись в плавание, «полетели, как черные вороны».
Оставшись в море, Садко вскоре заснул и очнулся, когда уже был на дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, который просит его сыграть на арфе. Как только Садко заиграл, морской царь пустился в пляс. Три дня играет гусляр — три дня пляшет морской царь. В это время на море начался страшный шторм — много кораблей разбилось и погибли люди.
Люди молились Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу) о спасении их от стихии. Святой в образе седого старца явился Садко, коснулся его правого плеча и велел прекратить игру. Гусслер ответил Миколе, что он был рабом в море и выполнял приказы морского короля. Старик посоветовал Садко «дернуть за ниточки» и «сломать колышки», а морскому царю сказал, что других струн и колышек у него нет, так что играть он уже не может.
К тому же старик сказал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и арфист должен согласиться. Утром Морской царь покажет ему невест, и если купец захочет идти домой, то должен пропустить первых триста триста других девиц, а из третьей сотни выбрать последнюю — Чернавушку. И чтобы отблагодарить старца за помощь, Садко должен по приезде домой построить кафедральный собор Николая Можайского.
Садко делал все, что советовал ему старец. После свадебного пира купец тотчас заснул и проснулся уже в Новгороде — на реке Чернаве «на крутом холме». Садко увидел, что это его корабли плывут по Волхову. Когда люди нашли торговца живым и невредимым, люди не поверили своим глазам. Купец поздоровался со свитой, а войдя в покои, и с молодой женой.
Выгрузив все богатство с кораблей, Садко построил «Собор Николая Можайского».
«Садко больше не ходил к синему морю,
Садко стал жить в Новеграде».
Заключение
Былина «Садко» — единственное произведение в русской былине, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и оказывается в другом, ином мире — во владениях морского царя. Эта деталь сближает былину со сказочной народной традицией, а купеческая жизнь Новгорода изображена с большой исторической достоверностью. Поэтому стиль произведения двойственен и сочетает в себе как сказочно-фантастические, так и ярко-реалистичные элементы.
Это интересно: Добрыня Никитич — второй по значимости богатырь в былинах Киевского цикла. В былине «Добрыня и змей» он совершает ратный подвиг — побеждает змия, принесшего много горя русской земле. Сюжет эпоса вышел из старинного сказочного фольклора.
Встреча с морским царем
Действие повести происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда привозят товары со всего мира. Состоятельные купцы постоянно устраивают вечеринки, на которые приглашают молодого арфиста Садко. В его жизни случается неудача: один день, другой, третий не зовут на «почетный пир». Молодой человек приходит на озеро Ильмень, где играет и поет песни. Воды начинают колебаться, поднимается буря, и арфист уходит.
Трижды Садко играет и поет на озере Ильменсьоэн, и в третий раз морской царь выходит из воды. Он благодарит арфиста за игру и хочет вознаградить его. Для этого он предлагает «поспорить по-крупному» с новгородскими купцами, что в озере Ильмень водятся «золотые пернатые рыбки».
На вечеринке Садко делает ставку на свою «буйную голову», а трое богатых купцов — лавки с «красными товарами». Трижды он бросает в море гарпун и трижды достает ему «рыбку с золотыми перьями». Проигравшие торговцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.
Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он очень разбогател. Гусляр женился и сам построил палаты, украшенные солнцем, луной и звездами. Но однажды на пиру у «новгородских попов», когда участники хвастались всем, что у них есть, Садко сказал, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили игру.
Три дня гуслер-купец пытался скупить все товары, которые были в Новгороде, но чем больше он покупал, тем больше привозили новых. И понял Садко, что город так велик и богат, что даже при несметных золотых сокровищах он никогда не сможет скупить всех товаров, которые туда привозят.
Пленение и возвращение домой
Тогда Садко построил 30 кораблей, погрузил на них купленный товар и отправился в путь по морям и рекам в саму Золотую Орду. Он торговал с большой прибылью и вернулся домой с бочками, полными золота и серебра.
По пути в Новгород он и его свита попали в страшную бурю. Его корабли стояли на месте и не могли двигаться. Садко понял, что ему нужно принести жертву Морскому царю. По его приказу в море вылили целую бочку золота, но это не помогло.
Тогда арфист предложил принести живую жертву. Сделал «лоты» — себе на золоте, а остальным «волжан» (деревянные пни с написанными на них именами). Когда их спустили на воду, «массы» всех матросов поплыли над морем, а у Садко оно опустилось на дно. Тогда он приказал команде бросить жребий на золото, а сам взял себе «волжаны», но это не помогло — жребий его постоянно уменьшался.
Садко понял, что его требует морской царь. Свое имение он завещал церквам, беднякам и молодой жене, а сам погрузился в море на дубовой доске. Корабли отплыли, и измученный купец уснул. Очнулся он на дне, в покоях морского царя.
Царь потребовал, чтобы Садко играл на гуслях, а сам стал танцевать. Его танец длился несколько дней, вызвав сильный шторм на море. Корабли начали тонуть, и многие люди погибли.
Садко стал молиться «Миколу Можайскому» (Николай Угодник). Он явился ему в образе седовласого старика и дал совет, как обмануть морского царя и вернуться домой. Певец порвал струны арфы и вырвал колышки. Царь увидел, что инструмент сломан, перестал танцевать и предложил арфисту жениться на одной из его дочерей. Он согласился и по совету святителя выбрал девушку Чернаву.
Король устроил большой пир. Садко заснул рядом со своей невестой, а проснулся утром на крутых берегах реки Чернавы, протекающей под Новгородом. Он видел, что его корабли в целости и сохранности плыли по Волхову. Бдительность Садко, уже не ожидавшего встречи с ним, очень удивилась тому, что он дошел до города раньше их.
Гуслярский купец радостно встретил возлюбленную, устроил пир, а потом построил церковь во имя спасшего его святого. Основная мысль произведения заключается в том, что талантливый человек добьется успеха в жизни, если не поддастся искушениям и не собьется с пути.
Читайте также: «Робинзон Крузо» краткое содержание по главам романа Даниэля Дефо
Опера Римского-Корсакова
Былина «Садко» неоднократно печаталась и публиковалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ арфиста в гостях у морского царя вдохновлял композитора Римского-Корсакова. На основе легенды автор написал оперу «Садко».
Сюжет музыкального произведения основан на разных версиях легенды. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, они сохраняют эпический стих вместе с чертами древнего языка. Сказки о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче относятся к народному эпосу. Также примечателен цикл песен от зарубежных гостей:
- варяг;
- из дерева (венецианка);
- индийский.
Исполнителями этих арий были выдающиеся певцы: Шаляпин, Хворостовский, Козловский и многие другие.
Эпопея, похожая на сказку для детей, отражает исторический и гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего вместе с морским царем жизненные соблазны. Слава родного Новгорода — самое главное для Садко, патриота и христианина.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Садко играл на гуслях на берегу озера Ильмень. Для игры водный царь решил сделать из него богатого купца. Царь попросил арфиста сказать на пиру, что в озере водится рыба с золотым пером. Купцы не поверят, заложат весь свой товар и пусть Садко повесит голову.
Водяной царь сказал, что золотую рыбу-перо закинет в сеть, Садко выиграет спор и станет богатым купцом.
Так все и произошло. Садко возгордился, скупил все новгородские товары и повез их на кораблях продавать за границу.
На обратном пути разыгралась буря, воины купца забросали в дань Морскому царю бочки с золотом, серебром и жемчугом. Буря не утихла. Поняв, что царь требует человека в дань, Садко поплыл на доске через море. Он заснул и проснулся у Морского Короля. Он попросил купца сыграть на арфе. Море вышло из игры, корабли начали тонуть.
Я видел старого Садко. Старик сказал, что он должен порвать струны арфы. Он дал совет, как вернуть гуслера домой, и сказал, что его зовут Николай Можайский. Садко послушался его совета, очнулся на берегу близ Новгорода и увидел свои корабли, плывущие в Новгород.
Садко построил церковь Святителя Николая Можайского и церковь Пресвятой Богородицы. Он уже не ездил с товарами за границу, а жил с женой в славном Новгороде.
Главные действующие лица сказания
- Садко — бедный музыкант, гуслер, зарабатывающий на праздниках и гуляньях, а к концу рассказа — богатый купец, один из богатейших людей Новгорода. Главный герой воплощает в себе лучшие качества русского характера — благородство, великодушие и широту души
- Морской царь — владыка подводного мира, давший главному герою совет, помогающий ему разбогатеть, но позже забравший Садко в свое подводное царство, чтобы жениться на одной из его дочерей.
- Николай Можайский (образ Николая Чудотворца) – святой, помогавший главному герою во время побега от морского царя, в честь которого Садко после удачного спасения строит храм в родном городе.
Пересказ сюжета
В старину в Новгороде жил талантливый музыкант по имени Садко. Он был беден, и у него не было ничего, кроме арфы. Инструмент в его руках издавал волшебные звуки, а арфиста часто звали на пиры, где он играл на радость гостям. Пока Садко был молод, он не сидел без дела, и ни одна вечеринка не обходилась без его арфы.
Но со временем мэтр стал замечать, что его больше не приглашают на вечеринки. Так прошло некоторое время, и герой окончательно скрутился. Ему было жаль своего таланта. Садко взял гусли, пошел к берегу озера, сел на берегу и стал играть. Волны поднимались на поверхность озера, но герой не обращал на это внимания. Он отстранился и собирался домой. Через несколько дней история повторилась. Садко сидел на белом камне и играл на гуслях, а вода в озере в это время зашевелилась.
Герой высадился на берег в третий раз, гладь воды вдруг расступилась, и перед арфистом предстал владыка морей. Он заявил, что Садко может просить за свои навыки все, что захочет.
Они согласились, что король должен помочь арфисту поймать рыбу с золотыми плавниками. На вечеринке, куда была приглашена арфа, он сказал пьяным торговцам, что знает о чуде, происходящем на озере Ильменшёэн. Собеседники только посмеивались над ним, но герой предложил им поспорить. Если купцы проиграют, они должны отдать ему свои запасы товаров. Богатые согласились.
Три раза Садко забрасывал невод, и каждый раз оказывалось, что в нем золотая рыбка. Купцы поняли, что победа не на их стороне, и каждый дал музыканту необходимое количество товара. Торговля арфами пошла быстро, и вскоре он разбогател, построил большой дом и великолепно его украсил.
Когда строительство было завершено, музыкант созвал на пир видных купцов из Новгорода. Гости наелись и напились вволю и принялись хвастаться. Один хвастался умением, другой богатством, третий знатными родственниками, а четвертый гордился тем, что у него самая красивая жена. Садко слушал молча, и горько стало ему на сердце.
Купцы стали спрашивать, почему он не хвастается. Гусляр ответил, что его превосходство и так очевидно, так что говорить о нем не приходится. Чтобы продемонстрировать свое богатство, он заявил, что может купить все, что продается в Новгороде. Мы договорились, что если герой не сдержит слово, он должен заплатить 30 тысяч рублей.
На следующее утро главный герой эпоса отправил дружинников за товаром и приказал им скупить все, что попадется. Вечером торговые центры были пусты. На следующий день товаров осталось много, и вдвое больше. Садко и дружинники снова все скупили, пока магазины не опустели. Наутро купцы снова привезли товар, и пошла «такая молва», что груженые корабли из заморских стран уже в пути. Тогда бывший арфист понял, что проиграл спор, и ему ничего не оставалось, как отдать купцам 30 тысяч.
Приключение в море
Однажды главный герой эпоса решает посмотреть мир. Он построил 30 кораблей и отправился с воинами в походы, взяв с собой купленные товары. Достигнув области, где правила Золотая Орда, он начал торговать и в результате продал все. С бочками, полными денег, корабли направились обратно в Новгород, но в пути их настигла буря. Это кульминация краткого содержания эпоса.
Поняв, что Морской царь требует дань, музыкант приказал воинам бросить в море бочку с серебром. Но стихия не ускользнула, и тут в воду полетела бочка с золотом. Не помогло и это: корабли не могли даже двигаться, а стихия бушевала все больше и больше. Герой предложил дружинникам бросить жребий, чтобы решить, кто пойдет на поклон к Морскому царю. Дважды жребий выпадал так, что самому купцу приходилось тонуть на дне морском. Он издал последние распоряжения, завещал жене, братьям, церквам и воинам имущество.
Садко попрощался с командой, взял гусли и на доске спустился к воде. В тот же момент буря утихла, и корабли стали удаляться. Гусляр заснул на своем плоту, а когда проснулся, то обнаружил, что находится под водой — во дворце царя. Морской владыка упрекнул героя в том, что он никогда не платит дань, и попросил его сыграть на своем знаменитом инструменте.
В гостях у Морского короля
Развязка истории
Танцевальная мелодия была такой веселой, что морской владыка не выдержал и начал танцевать. Это вызвало сильный шторм, поднявшийся в море. Несколько дней играла арфистка, за это время затонуло множество кораблей, а многие города и деревни были затоплены на суше. Народ стал молиться Святителю Николаю. Он последовал мольбам и молча попросил Садко остановиться. Купец ответил, что не посмеет ослушаться царя. Тогда святой предложил разорвать струны.
Микола научил гусляра, что делать, когда царь начинает предлагать красавиц в жены. Надо выбрать Чернавушку, но в брачную ночь не блудить, иначе царь никогда не отпустит его домой. Гусляр подчинился приказу. Когда царь показал ему несколько сотен девушек, он выбрал самую неприметную, которая скромно стояла с опущенными глазами. Это была Чернавушка.
Выбор невесты
Однажды в опочивальне с женой Садко вспомнил о повелении святого и не стал блудить.
На следующее утро арфист оказался в родном городе. Там его жена и отряд вспомнили о Садко и сочли его погибшим. Увидев, что арфистка жива, все удивились и обрадовались. Садко выгрузил золото и серебро и по завещанию святителя Николая построил собор. С того времени он перестал быть гордым и хвастливым и никогда не покидал города своего рождения.
Характеристика героев
В былине «Садко» главные герои — молодой арфист и морской царь. Их характеристики:
Садко отличает патриотизм и высокие нравы. Он жертвует собой во время шторма, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не стал жестоким и жадным, не бросил своих песен и играл на гуслях. Он активен и деятельен, плывет по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и преумножить славу города. Единственная его слабость в том, что гуслер поддается гордыне и старается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться.
Но он быстро отступает от своего намерения, понимая, что это ему не под силу. Садко – истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявлять благодарность за спасение.Морской царь – персонаж неоднозначный. Его сложно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и обогатил его, а потом по своей прихоти увёз к морю. Царь морей хочет оставить при себе талантливого музыканта и не понимает, что для него нет ничего ценнее жизни на земле, в городе его рождения.
Темы
Русская культура и русский характер нашли отражение в языке текста, действиях и образах эпоса. Предысторией повествования является быт древнего Новгорода, в былине показана любовь и преданность богатырей к своей родине.
Призвание и талант – одна из центральных тем народного мемориала. Каждый должен заниматься своим делом и найти свое место в жизни, дар, данный свыше, нужно ценить и использовать. Главный герой эпоса – музыкант. Получив богатство, он начинает торговать, становится купцом и терпит неудачу в этом деле.
Музыкальный талант определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто не ценится и может быть поводом для искушения. Эти темы в фольклорном творчестве кажутся вполне современными и актуальными на сегодняшний день.
Хвастовство — свойство человеческой натуры. Людьми движет желание выделиться, показать свое превосходство. Человеку свойственна чрезмерная самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы хвастаются вечеринкой, и Садко, которому хвастаться нечем, побеждает в их споре. Тогда и сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает свои способности, и хвастовство не идет ему на пользу.
Тема природы важна для русского фольклора. Она занимает видное место в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен над стихиями. На Руси почитали и любили природу, в языческие времена ей поклонялись, ее одушевляли.
Христианство является неотъемлемой частью русской культуры. Использование образа Николая Можайского и акт строительства храма показывают укоренение христианской традиции в сознании и жизни новгородцев Древней Руси.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Жил в Новгороде Садко гуслер. У него не было богатства, только арфы. Он ходил на вечеринки, веселил там народ, пел песни.
Однажды Садко два дня не приглашали на вечеринки. На третий день ему стало скучно, он поехал в Ильменшёэн, начал играть на арфе, играл до вечера. Внезапно над озером прошли сильные волны, арфист испугался и покинул землю.
На другой день опять не зовут на вечеринки, на следующий не зовут, а на третий день Садко опять заскучал и пошел к морю играть на гуслях. К вечеру озеро снова зашевелилось, и Садко ушел на сушу.
Опять два дня его не зовут на вечеринку, на третий он уехал на море. Когда вечером волны расступились, Садко продолжал играть на гуслях.
Водяной царь вышел из озера и сказал арфисту, что развлекал гостей на царском пиру. За это царь решил наградить гусляров. Он велел ему идти в Новгород и сказал, что завтра его позовут на пир. Гости будут хвастаться богатством, лошадьми, храбростью, и король приказал гуслярам рассказать им, что в озере Ильменшёэн водится золотая перья. Купцы скажут, что это не такая рыба, и заложат лавки товарами, а Садко пусть буйную голову поднимет.
Пусть они закинут в озеро Ильменсьоэн три сети, и водный царь пообещал в каждую рыбину бросить золотые перья.
Так все и случилось, и Садко стал богатым купцом. Торговля у него шла хорошо, гуслер женился, построил себе белокаменные палаты.
Он созвал множество народа на большой пир и там стал хвалиться, что может скупить все товары из Новгорода, и что торговать купцам будет нечем. Гости договорились с ним о залоге в 30 тысяч, чтобы он купил все товары в Новгороде.
За два дня молодой купец скупил все новгородские товары, на третий день привезли в Новгород московские товары. Садко задумался: если сегодня привезли московские товары, то завтра привезут за границу. Понимая, что покупать товары со всего мира он не сможет, дал залог в 30 тысяч.
Потом построил 30 кораблей, загрузил их новгородскими товарами. Молодой купец вел корабли по озерам и рекам по синему морю.
Он выгодно продавал товары за границу, грузил на корабли бочки с золотом, серебром, жемчугом и отправлялся домой.
Но разыгралась буря, ветер рвал паруса, разбивал корабли. Поняв, что морской царь требует дань, Садко приказал своим воинам бросить в синее море бочку с золотом. Но буря не утихала. Бочку с серебром бросили в море, потом пришлось бросить и бочку с жемчугом — бушующие волны не утихали.
Садко сказал, что морской царь, видимо, требовал в виде дани дать ему мужа. Чтобы узнать, кто должен идти к Морскому царю, купец приказал дружинникам написать свои имена на досках, а на одной написал свое имя. Их бросили в море, а купеческий борт пошел ко дну. Он подошел к дубовой доске, понес его на ней над морем. А корабли побежали.
Садко заснул на дубовой доске, а очнулся на дне морском. Он вошел в белокаменные покои и увидел там Морского царя.
Царь попросил его сыграть на огненной арфе. Арфист заиграл, а король заплясал. Синее море разлилось, в нем стали тонуть корабли. Ну, умирают православные, и просят Миколу Можайского вынести их из моря.
Перед арфистом появился седовласый старик и велел ему перестать играть на арфе. Он ответил, что морской царь заставил его сделать это.
Тогда старый арфист посоветовал ему порвать струны и сказать королю, что струн у него нет. А когда морской царь возьмется жениться на красной девице, пусть Садко выберет из множества девиц ту, которая придет последней. Эту девушку зовут Чернавой. Никола посоветовал молодому купцу жениться на ней, но ни обнимать, ни целовать. Потом Садко проснется на крутом берегу в Новгороде.
Старик приказал, чтобы купец построил тогда церковь Николая Можайского. Сказав, что это Микола Можайский, седовласый старик исчез.
Молодой купец сделал все, как советовал ему старик. Наутро после свадебного пира он проснулся на крутом берегу реки Чернавы и увидел, что его корабли плывут по Волховскому озеру.
Увидели воины с торговых кораблей, удивились и обрадовались. Они отплыли с ним в Новгород. Садко приветствовал свою молодую жену, верно ждавшую его с дороги.
На свой золотой клад купец построил молодую церковь Николая Можайского и церковь Пресвятой Богородицы. Садко стал молиться Богу, прося у него прощения грехов. С тех пор он больше не путешествовал, а жил и жил в своем городе.