- Николай Васильевич Гоголь: становление литератора
- Сюжет
- Задумка пьесы
- Интересные факты
- Экранизации комедии за рубежом
- Меры предосторожности
- Экранизации в России
- Сообщение о надвигающейся проверке
- Очень краткий пересказ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Раскрытие обмана
- Дальнейшие постановки
- Подробный пересказ по действиям
- Действие 1. Ревизор в городе
- Действие 2. Знакомство с ревизором. Первая взятка
- Действие 3. Ревизор в доме городничего
- Действие 4. Взятки чиновников. Жалобы просителей. Сватовство и отъезд ревизора
- Действие 5. Это был не ревизор
- Сюжет
- Темы
- Влияние творчества Гоголя на дальнейшую культуру
- Разделение на части
- «Ревизор» Гоголя. Отзывы о первой постановке в театре. История
- Легкие деньги
- Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Действие пятое
Николай Васильевич Гоголь: становление литератора
В 1828 году молодой Гоголь приехал в Петербург, столицу, где главным лицом литературы был Александр Сергеевич Пушкин. Николай работает мелким чиновником, пробует подрабатывать в театре и начинает писать.
Первое произведение, которое было опубликовано, — «Басаврюк». Позднее, после того как автор окреп, это произведение было переписано и опубликовано под названием «Вечер вечера Ивана Купалы». Затем были опубликованы: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь» и другие повести и рассказы, собранные под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». С этого момента на молодого писателя обратили внимание — это произошло в начале тридцатых годов девятнадцатого века.
Рассказы произвели большое впечатление на двух живых классиков русской литературы: Пушкина и Жуковского. Писатели встречаются. В том же середине тридцатых появились первые наброски одной из самых известных комедий русской литературы «Ревизор».
Сюжет
В маленьком провинциальном городке среди чиновников ходили слухи, что к ним инкогнито придет ревизор с проверкой. Это известие не на шутку встревожило местное население, и городской голова Антон Антонович начал быстро давать указания, чтобы не опозориться перед инспектором.
В это же время в местной гостинице поселился некий Хлестаков — молодой человек без денег, но с очень вызывающей манерой поведения. Городской голова немедленно приказал благоустроить улицы возле гостиницы, а сам отправился знакомиться с Хлестаковым, которого все считали ревизором. В частной беседе молодой человек стал описывать Антону Антоновичу свои несчастья. Городской голова тут же предложил Хлестакову деньги и пригласил его пожить в своем доме.
На специально организованном в честь высокого гостя приеме чиновники стали делиться своими успехами в служении городу. Хлестаков, довольный своим приемом, лег спать, а Анна Андреевна и ее дочь Марья Антоновна стали оживленно обсуждать, кто ему больше нравится. Тем временем собравшиеся в приемной чиновники стали совещаться, как ублажить ревизора.
Все сошлись во мнении, что лучшим решением будет ловко подкупить его, чтобы не попасться на взятке. Это важное поручение было поручено судье Ляпкину-Тяпкину, но он при виде Хлестакова растерялся и выронил деньги. Однако расторопный «ревизор» не упустил случая и стал просить взаймы у присутствующих: Шпекина, Клубнички, Добчинского, Бобчинского, Хлопова. Хлестаков не поверил своему счастью и решил написать об этом случае другу-журналисту из Петербурга, чтобы тот наверняка превратил это дело в фельетон.
Случайно встретив Марью Антоновну, Хлестаков тотчас же упал перед ней на колени и признался в любви. Эту сцену видела Анна Андреевна, которая прогнала дочь. Хлестаков просил у нее благословения на брак с Марьей Антоновной. Мэр был вне себя от счастья из-за таких отношений. Осип, поняв, что хозяин зашел слишком далеко, стал уговаривать его покинуть город. Под благовидным предлогом Хлестаков немедленно ушел.
Чиновники очень довольны тем, как ловко все произошло с ревизором, но всеобщее ликование было нарушено сообщением почтмейстера об изъятии письма Хлестакова. Прочитав ее, все поняли, как ловко их обманули. Тут вошел жандарм и сказал, что только что приехавший из столицы чиновник немедленно требует мэра.
Задумка пьесы
Традиционно считается, что основу сюжета Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Он очень настойчиво просил продолжить работу над комедией, даже когда у Гоголя «опустились руки» и появились мысли бросить начатую им идею.
Случай, рассказанный Пушкиным, произошел в Новгородской губернии, где проезжий дворянин выдал себя за очень важного чиновника и ограбил всех богатых жителей города Устюжны. Интересно, что за некоторое время до издания «Ревизора» нечто подобное циркулировало в литературных кругах России, но особого успеха не имело. Речь идет о романе Вел. А в конце двадцатых годов была написана комедия «Гостья из столицы, или Смута в уездном городе».
Интересные факты
- Когда пьесу перевели на персидский язык, жену мэра заменила вторая дочь, ведь ухаживания за замужними женщинами в Иране караются смертью.
- На столе часто лежали хлебные шарики. Он катал их во время работы, уверяя своих друзей, что они настоящие помощники в решении неразрешимых задач.
- Несмотря на то, что Гоголь всегда уверял, что «Вий» — это его пересказ легенды, ни один из историков, писателей и языковедов до сих пор не нашел никакого источника. Из-за этого делается вывод, что «Вий» целиком и полностью выдумка автора.
- Точная причина смерти Гоголя до сих пор не установлена и вряд ли когда-нибудь станет ясной.
- За несколько дней до смерти Гоголь увидел со стороны его бездыханное тело и услышал какие-то потусторонние голоса.
- В ночь с 11 на 12 февраля был уничтожен второй том «Мертвых душ». Наутро Гоголь раскаялся и обвинил лукавого в содеянном.
- Спустя 79 лет тело Гоголя без огласки извлекли из могилы и перезахоронили на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Когда открыли тяжелую дубовую крышку гроба, то увидели: череп скелета перевернут на бок. Это породило целую кучу сплетен о том, что автора похоронили заживо, в состоянии летаргического сна.
Экранизации комедии за рубежом
Первый иностранный фильм вышел в прокат в конце сороковых годов ХХ века, в США. Это была музыкальная комедия Генри Костера. Фильм по пьесе «Ревизор» (Н. В. Гоголь) был рассмотрен всеми ведущими литературными изданиями того времени не только в США, где вышла экранизация, но и в Европе. Только в Советском Союзе из-за холодной войны фильм обошел молчанием.
Особенность этого фильма в том, что от Гоголя остался только сюжет. Действие картины было перенесено географически, а имена и социальные статусы персонажей изменены.
Позже, в восьмидесятых и девяностых годах ХХ века, это произведение Гоголя несколько раз экранизировали. Но фильмы имели «местное» значение и не пользовались большим успехом.
Меры предосторожности
Чтобы жалобы и мошенники не встретились с ревизором, мэр выставляет возле своего дома охрану. Чиновники долго спорят: что делать. Наконец, они решают прибегнуть к испытанному средству — взятке.
Судья Ляпкин-Тяпкин первым входит в комнату Хлестакова. От непреодолимого азарта он роняет деньги. Последний поднимает их и просит дать ему взаймы. После успешной кампании судьи другие чиновники также дают ему деньги, якобы в кредит. Из страха и беспокойства они раскрывают свои секреты. У помещика Добчинского есть внебрачный сын, и он просит Хлестакова помочь узаконить его отцовство. Его постоянный спутник Бобчинский хочет быть известным в Петербурге.
Попечитель богоугодных заведений Земляничка открыто клевещет на своих коллег: почтмейстера, судью, директора местной школы. Эта сцена очень ярко передает страх, подобострастие, злобу чиновников и легкомыслие, а затем и хлестаковскую заносчивость.
Оставшись один, герой начинает понимать, что его принимают за «государственного деятеля», и в письме другу, журналисту Тряпичкину, так описывает свои похождения, что высмеивает чиновников. При этом он показывает неплохую проницательность. Осип уговаривает Хлестакова поскорее уйти, и тот соглашается. В это время с улицы слышен шум. Купцы приносили жалобы и челобитные, но пристав их не пускал. Хлестаков приказывает всех принять.
Экранизации в России
Самая первая попытка снять комедию была предпринята в 1933 году в Советском Союзе. В основу был положен сюжет пьесы «Ревизор» Гоголя. Рецензий на фильм не сохранилось, только информация о проведенной экранизации.
Следующая экранизация появилась в 1953 году. Фильм строго следует тексту оригинала и заканчивается знаменитой «немой сценой». Режиссер не стал «изобретать велосипед», а перенес написанную пьесу с бумаги на экран телевизора. На этот фильм по комедии «Ревизор» Гоголя отзывы были скудные, не запоминающиеся. Экранизация не получила никаких наград. Хотя режиссером был Владимир Петров, четырежды лауреат Сталинской премии.
В 1977 году комедию под названием «Инкогнито из Петербурга» снял сам Леонид Гайдай, чьи фильмы о Шурике знал и любил весь Советский Союз.
В 2014 году Александр Баранов снял фильм «День смеха». Сюжет русского писателя был перенесен в наши дни и экранизирован. Фильм по мотивам комедии Гоголя «Ревизор» получил плохие отзывы (например, на сайте «КиноПоиск» рейтинг меньше пяти из десяти) и поэтому почти не транслируется по телевидению.
Сообщение о надвигающейся проверке
Сюжет «Ревизора» начинается с того, что чиновники небольшого уездного городка, из которого «три дня скакать ни в какое государство не попадешь», находятся в сильном волнении. Мэр спешит сообщить, что скоро к ним приедет ревизор. Им есть о чем беспокоиться, потому что они поглощены проблемами:
- коррупция;
- взяточничество;
- хищение;
- мошенничество.
Собравшиеся у мэрии размышляют о причинах постигшей их аварии и с тревогой думают о грядущих проблемах.
Чтобы хоть как-то замести следы воровства и мошенничества, мэр раздает своим подчиненным всевозможные указания. Он приказывает, например, администратору «благотворительных» учреждений убирать больничные палаты и менять больных на чистое постельное белье, городскому судье — не вытирать охотничью одежду над письменным столом.
Сам герой, желая узнать, есть ли отставки жителей городка, открывает и просматривает исходящие письма на почте. Попутно выясняется, что даже почтмейстер читает чужие письма для развлечения.
Все усилия чиновников направлены на обеспечение видимой порядочности. Собственные распоряжения мэра в связи с приездом ревизора пусты, ничего толкового не содержат. Они направлены только на одно: соблюдение внешних приличий. Посреди всей этой суматохи к чиновникам присоединяются местные помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о неизвестном молодом человеке в трактире. Каждый решает, что он одитор. Мэр сразу идет к нему.
Очень краткий пересказ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Глава небольшого уездного городка узнает из достоверных источников, что вот-вот прибудет петербургский ревизор. Это известие настораживает чиновников, так как честного человека среди них не найти «в огненный день.
В то же время главный герой комедии Хлестаков много потерял в дороге и поэтому застрял в гостинице как должник. Местные решают, что он тот самый «ужасный» ревизор, и начинается настоящее веселье. Хлестаков «павлин» принимает почести, взятки, комплименты от проворовавшихся чиновников и даже ухаживания за дочерью городского головы.
Собрав подарки и деньги, самозванка уезжает в стиле «в командировку», обещая вернуться и жениться. После его ухода раскрывается правда и даже известие о приезде настоящего ревизора.
Раскрытие обмана
Когда до раскрытия обмана уже ничего не остается, Хлестаков вдруг начинает флиртовать с дочерью мэра. Он признается в любви Марье Антоновне и становится перед ней на колени. Всю картину запечатлела жена мэра, выражающая гнев. Женщина просит дочь уйти. Хлестаков присматривается к матери Марье Антоновне и приходит к выводу, что она тоже хорошо выглядит.
Восхищаясь ее красотой, он снова становится на колени. Герой пытается убедить Анну Андреевну в искренности своих чувств и уговаривает ее выйти за него замуж, не обращая внимания на то, что у нее уже есть муж.
Женщина не успевает ответить, как в комнату входит ее дочь. Чтобы избежать сложной ситуации, герой пытается просить руки своей матери. Затем появляется мэр, явно расстроенный. Он сообщает, что торговцы намерены обмануть его и поэтому им нельзя доверять. Анна Андреевна пытается замолвить словечко и наконец сообщает присутствующим, что Хлестаков хочет жениться на ее дочери. Муж женщины спешит благословить молодых, явно впечатленный этой новостью.
Входит Осип и говорит, что лошадей уже подали. Хлестаков пытается найти удобный предлог, чтобы уйти как можно скорее. Наконец, он целует руку невесты и подходит к ее отцу, чтобы занять денег. После этого он исчезает. Его больше никто не видит. Семья мэра искренне считает, что теперь жизнь в Петербурге им светит. Анна Андреевна представляет, как ей хочется иметь самый красивый и большой дом в столице.
Антон Антонович принимает поздравления. Он обязывает купцов преподнести богатые подарки, ведь скоро его дочь выйдет замуж. Чиновники просят не забывать их после переезда. Мэр торжественно клянется помочь им в меру своих возможностей. Жена перебивает его, говоря, что в столице у них не будет времени заниматься всеми этими проблемами.
Затем появляется почтальон с нераспечатанным конвертом в руках. Тут выясняется, что Хлестаков вовсе не был ревизором. Сначала письмо читают чиновники, после чего оно передается известному журналисту. Он читает им все неприятные подробности этой новости.
Дальнейшие постановки
Комедия «Ревизор» — одна из тех пьес, которые идут практически в каждом театре России. А в ХХ веке, во времена Советского Союза, комедия пользовалась большим успехом. В начале ХХI века как в России, так и в странах СНГ «Гоголь» ставится регулярно.
Вероятно, такая актуальность комедии прежде всего связана с обществом, которое за два века почти не изменилось. Менялись политические курсы, шли войны, у страны менялись границы, столица и гимн. Но вот проблемы, которые глубоко-глубоко сидят в русском человеке девятнадцатого века, до сих пор не дают нормально жить людям века двадцать первого.
Взятки, низкопоклонство, равнодушие и многое другое — к сожалению, но все это осталось. Поэтому «генеральный инспектор» всегда выглядит актуальным и, так сказать, «спектаклем сегодняшнего дня».
Подробный пересказ по действиям
Имена действий являются условными.
Действие 1. Ревизор в городе
Мэр собрал всех в своем доме.
Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам неприятные новости. К нам приходит ревизор.
- Ляпкин-Тяпкин, заведующий Земляничной больницей, смотритель школ, частный пристав — все были в шоке.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, прочитавший 5-6 книг, вольнодумец, гордый человек, охотник за домыслами, начинает говорить хриплым соком, потом переходит на бас и протягивает слова.
Земляника Артемий Филиппович — попечитель богоугодных учреждений, в том числе и больниц, человек толстый, неуклюжий, неуклюжий, но хитрый и проходимец, очень услужливый и суетливый.
Горожане не любили мэра за превышение полномочий. Каждый был несовершенен. Ляпкин-Тяпкин считал, что «грехи бывают разные», и не скрывал, что брал взятки борзыми щенками. Он также предположил неминуемую войну. Но мэр ответил, что их город не приграничный: «Да отсюда, хоть три года катайся, ни до какого государства не доедешь».
Мэр стал давать советы, какие меры следует предпринять, чтобы обмануть ревизора. Он посоветовал Земляничке сократить количество больных, Ляпкину-Тяпкину — убрать из здания суда личные вещи и следить за вечно пьяным заседателем, школьному инспектору — остерегаться идиосинкразий учителей.
Появился почтмейстер, которого мэр просил «каждое пришедшее письмо . печатать и читать немножко так». Начальник почты признался, что делает это все время из любопытства.
Бобчинский и Добчинский вбежали в дом мэра.
Петр Иванович Бобчинский — помещик, низенький, любопытный, с маленьким желудком, говорит быстро, жестикулирует сильно, очень похож на Добчинского, но более грубый и бойкий.
Петр Иванович Добчинский — помещик, низенький, любопытный, с маленьким желудком, говорит быстро, жестикулирует сильно, очень похож на Бобчинского, но немного выше ростом и серьезнее.
Они соревновались друг с другом, чтобы сказать, что видели Хлестакова в гостинице. Домовладельцы решили, что это ревизор. Мэр приказал срочно подмести улицу и провести ремонтные работы, заявив о недостроенной церкви, что она сгорела во время строительства.
Городской голова поехал с Добчинским к Хлестакову, чтобы узнать, «не беда ли у проходящих». Когда он ушел, появились его жена и дочь. Жена отругала дочь за долгие гонорары перед зеркалом и очень хотела узнать последние новости.
Действие 2. Знакомство с ревизором. Первая взятка
Небольшой, плохо обставленный гостиничный номер. Слуга Хлестакова подумал вслух, что его барин не может обойтись с деньгами: отец пришлет деньги Хлестакову, и он в течение недели израсходует их. И вот, возвращаясь домой из Петербурга, Хлестаков истратил все деньги, последние он потерял, и нечем было платить за комнату и питание.
Вошел Хлестаков и спросил об обеде. Официант ответил, что больше не дают. В конце концов они получили обед, но только два блюда: суп и жаркое. Хлестаков возмутился плохой посудой и отсутствием соуса, но съел и поделился со слугой.
Мэр прибыл в отель. Хлестаков решил, что хозяин гостиницы осудил его, и теперь он боится тюрьмы. Городской голова вошел в комнату Хлестакова, и несколько минут они испуганно смотрели друг на друга. Хлестаков стал говорить, что ему принесли плохой обед, что он не хочет в тюрьму, что он пожалуется министру.
Городской голова понял его слова по-своему, стал оправдываться, предложил переселить Хлестакова в квартиру получше, а узнав о министре, еще больше испугался.
Вскоре Хлестаков признался, что у него нет ни копейки, мэр принял эти слова за намек на взятку. Хлестаков попросил одолжить ему 200 рублей. Мэр вручил ему 400, думая, что дела «теперь пойдут на лад».
Когда Хлестаков сказал, что едет в Саратовскую губернию к отцу, городской голова в конце концов подумал, что ревизор его опередил: он знал, что в том районе едут проверять. Городничий позаботился о долге Хлестакова за гостиницу, переселил его в свой дом, предложил показать гостю больницу и школу, написал записки Земляничке и его жене и попросил Добчинского, сопровождавшего его, взять их.
В госпитале Хлестакова лечили в провинции Мадейра, которая «неприглядна на вид, и слона собьет».
Действие 3. Ревизор в доме городничего
Добчинский передал градоначальнику записку с указанием обставить комнату для Хлестакова. Мать и дочь стали расспрашивать о бухгалтере, а потом поспорили о выборе платья.
Вслед за своим слугой, принесшим барский чемодан, Хлестаков в сопровождении чиновников явился к городскому дому. Городской голова рассказал Хлестакову о его фиктивных достижениях в городе, наврал, что он все делал не для славы, а для благополучия горожан. Земляничка тихонько отметила умение мэра красиво говорить.
Эка, бездельник, что он рисует! Бог дал мне такой подарок!
Хлестаков стал рассказывать о своей службе в Петербурге, сильно все преувеличивая. Он дошел до того, что сказал, что играет в карты с министрами и каждый день ходит во дворец. Все пошли домой пораженные.
Мать и дочь остались довольны гостем, а городничий решил, что Хлестаков хоть и хвастался, но все же человек серьезный, несмотря на внешность. Пока Хлестаков отдыхал, городничий с женой и дочерью спросил у своего слуги, который догадался раньше своего барина, что они приняли его за другого человека. Официант тоже соврал и получил деньги «на чай. на баранки».
Милиционерам было приказано не пускать прокуроров в дом мэра.
Читайте также: Размышления у парадного подъезда
Действие 4. Взятки чиновников. Жалобы просителей. Сватовство и отъезд ревизора
Чиновники в форме появились у мэрии.
Ляпкин-Тяпкин первым подошел к Хлестакову, деньги выпали у него из рук во время разговора. Судья встревожился, и Хлестаков просто попросил у него кредит. Ляпкин-Тяпкин передал деньги и поклонился. Хлестаков решил, что «судья — хороший человек!».
Следующим вошел почтмейстер. Хлестаков тоже попросил у него взаймы. Дал и ушел. Хлестаков тоже считал его хорошим человеком.
Школьный инспектор так испугался, что не мог толком говорить, отдал деньги и вылетел.
Земляничка вошла, подсела ближе к Хлестакову и вполголоса рассказала всю правду о городе и его жителях. Он также давал взятки.
Пришли Бобчинский и Добчинский. Хлестаков тут же попросил «ссуду в тысячу рублей». Их было всего 65. Эти деньги взял и Хлестаков. Добчинский попросил Хлестакова помочь узаконить рождение старшего сына. А Бобчинскому — сказать всем дворянам, что «Пётр Иванович Бобчинский живёт в таком-то городе».
Когда все разошлись, Хлестаков решил написать письмо своему другу-писателю о тупых местных.
Слуга стал уговаривать хозяина уйти, предупреждая, что скоро может появиться настоящий ревизор. Хлестаков, наконец, согласился с ним, велел отнести письмо на почту для друга и заказать там тройку курьеров с лошадьми.
В дом пришли купцы с подарками и стали жаловаться на мэра. Слесарь пожаловалась, что ее мужа взяли в солдаты вместо купеческого сына. Унтер-офицер рассказал, как ее выпороли по ошибке. Хлестаков пообещал им помощь, а остальных просителей прогнал, так как они устали.
Вошла мэрская дочь, Хлестаков стал показываться перед ней, говоря о любви и красивых глазах. Она кокетничала, но когда Хлестаков поцеловал ее в плечо, возмутилась. Хлестаков встал на колени, попросил прощения и сказал, что сделал это из любви.
Пришла жена мэра, увидела Хлестакова на коленях перед дочерью и выгнала ее из комнаты. Хлестаков встал перед ней на колени, находя свою мать еще аппетитной. В этот момент вбежала дочь. Мать обрушилась на дочь с проклятиями, но Хлестаков вдруг взял ее за руку и попросил благословить. Разочарованная мать снова отругала дочь.
Вбежал мэр и сказал, что купцы и бабы оклеветали его. Жена заметила, что их дочь свободна. Мэр сначала не поверил, но потом очень обрадовался.
Привет Антон! Здравствуйте, мэр! Вау, как все прошло!
Слуга Хлестакова вернулся с почты и доложил, что лошади готовы. Городской голова удивился, и Хлестаков сказал, что ему нужно съездить к богатому дяде всего на один день. Городской голова дал Хлестакову еще денег.
Действие 5. Это был не ревизор
Мэр и его семья с нетерпением ждали грядущих перемен: он мечтал о наградах, его жена мечтала о лучшем доме в Петербурге.
Пришли важные горожане, помещики, чиновники, поздравили градоначальника с удачей. Появился запыхавшийся почтмейстер.
Замечательный материал, господа! Чиновник, которого мы взяли в качестве ревизора, не был ревизором.
Почтмейстер рассказал о письме Хлестакова. Все сожалели о потерянных деньгах и помнили, что это Добчинский и Бобчинский приняли Хлестакова за бухгалтера.
Появился жандарм и доложил о прибытии ревизора, который потребовал мэра к себе в гостиницу. Царила тихая сцена: кто-то был в шоке, кто-то растерялся, были и те, кто радовался несчастью мэра.
Сюжет
В провинциальном городке происходит переполох среди чиновников: к ним тайно приезжает ревизор из Петербурга, чтобы проверить все дела. Городской голова Сквозник-Дмухановский приказывает всем делать вид, что работа в городе кипит по всем направлениям. В любом случае, однако, гостю придется заплатить взятку.
Почтмейстер обещает просмотреть всю корреспонденцию, чтобы ни одна жалоба не прошла. Неразлучные Добчинский и Бобчинский уверяют всех, что ревизор давно на месте, живет в гостинице, должен трактирщику денег, но не уезжает. Мэр лично едет туда за ним. Он и сам понимает, что город покажется новому человеку плохим. Городской голова видит перед собой испуганного, очень молодого «худощавого» человека Хлестакова.
Боясь судебной тяжбы с трактирщиком, вместо этого его кормят и поят, водят осматривать разные заведения и селят в доме самого мэра.
Столь теплый прием наводит Хлестакова на мысль, что в нем видят важное лицо. Он пишет письмо журналисту, другу, об этом возмутительном и смешном происшествии в чиновничьей среде. Это не мешает ему брать деньги «в долг» у судьи Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений в Земляничке, смотрителя школ Хлопова и других.
Он же ведет прием просителей, как может — подарки принимает. Все жалуются на произвол мэра. Он производит впечатление и на жену мэра, и на дочь. Последняя даже становится его невестой.
Опасаясь разоблачения, он уезжает из города со слугой под предлогом краткого визита к дяде. Почтмейстер открывает письмо другу и узнает правду. В письме Хлестаков всех характеризует с худшей стороны: все глупы, некоторые пьют. Но с ним лично все эти люди вели себя дружелюбно. В этот драматический момент приходит известие о прибытии в город настоящего аудитора.
Темы
Политические темы
Произвол, кумовство и казнокрадство во властных структурах. Провинциальный город N попадает в поле зрения автора. Отсутствие названий и каких-либо территориальных указаний сразу говорит о том, что это собирательный образ. Читатель сразу же знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как они представляют интерес для этой работы.
Это все люди, полностью злоупотребляющие властью и использующие служебные обязанности только в своих интересах. Жизнь чиновников города N сложилась давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает установленный ими порядок, основу которого заложил сам мэр, пока не возникла реальная угроза судебного преследования и расправы за свое самоуправство, которая вот-вот обрушится на них ревизором.
Социальная тема
Попутно комедия затрагивает тему общечеловеческой глупости, по-разному проявляющейся у разных представителей человечества. Так читатель видит, как этот порок приводит некоторых героев пьесы в различные курьезные ситуации: Хлестаков, воодушевленный возможностью однажды в жизни стать тем, кем он хочет быть, не замечает, что его легенда написана вилами по воде и он вот-вот будет разоблачен.
Мэр, сначала напуганный до глубины души, а потом столкнувшись с искушением выйти на улицу среди жителей самого Петербурга, теряется в фантастическом мире новой жизни и оказывается неподготовленным к развязке этой неординарной истории.
Влияние творчества Гоголя на дальнейшую культуру
Уже после первых чтений и публикаций творчество Николая Васильевича оценили такие русские писатели, как Пушкин, Тургенев, Белинский, Анненков, Герцен и другие.
Рецензию на повесть «Ревизор» (Гоголь) написал Стасов (великий русский критик XIX века), в которой он вспоминал: «пьесу любили, и часто повторяли наизусть целые места старейшины, уверявшие, что Гоголь — пшик и очень скоро сгинет. И чем больше мы спорили, тем больше влюблялись в Гоголя».
Первая крупная рецензия на книгу «Ревизор» (Гоголь) была опубликована Белинским в 1840 году. Критика отмечала связь автора с творчеством другого русского классика — Фонвизина, а также влияние писателя Мольера на Гоголя. Критик также указывал, что герои пьесы являются не носителями конкретных отрицательных качеств, а фигурами, свидетельствующими о нравственном разложении всего российского общества.
Со временем многие фразы из комедии вошли в обиход и стали использоваться в качестве лозунгов. Похожая судьба у комедий Фонвизина и Грибоедова.
Комедию «Ревизор» изучают в школах современной России, наряду со стихотворением «Мертвые души» и рассказами «Шинель», «Тарас Бульба», «Нос» и другими. Школьники, прочитав «Ревизора» Гоголя, пишут рецензии, сочинения с характеристиками, рассуждениями об актуальности или высказывают свое мнение о произведении.
Разделение на части
Чтобы понять основной замысел автора, необходимо более детально изучить произведение. Для этого достаточно разделить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них, например:
- Уведомление о прибытии аудитора.
- Распоряжение мэра.
- Приглашение в гости.
- Встреча Хлестакова с официальными лицами.
- чтобы дать взятку.
- Инспектор делает Марии предложение.
- Хлестаков уезжает из города.
- Почтмейстер объявляет письмо.
- Приход настоящего ревизора.
«Ревизор» Гоголя. Отзывы о первой постановке в театре. История
Комедии «Ревизор» ждала трудная «дорога на сцену». Изначально из-за очень социального сюжета цензоры не хотели допускать произведение в печать или на постановку. Но в личной беседе с царем Николаем I русский поэт Жуковский сумел убедить его в том, что в комедии нет ничего недостоверного — это просто издевательство над чиновниками, очень плохо выполняющими свою работу.
Спектакль был впервые поставлен на сцене петербургского Александринского театра. Произошло это девятнадцатого апреля 1836 года. На премьере был сам Николай Первый вместе с членами царской семьи. Критики считают, что именно положительная рецензия на произведение «Ревизор» (Гоголь), прозвучавшая после премьеры от царя, повлияла на судьбу спектакля.
Николай Первый, оценив и мастерство автора, и его острый ум, наконец сказал: «Ну, что за пьеса! Всем досталось, а мне больше всех». После этих слов комедию стали ставить во всех театрах страны, хотя и с осторожностью, но все же как произведение, получившее одобрение самого государя.
Но сам Николай Васильевич был очень разочарован тем, что было показано на сцене Петербургского театра. Он считал, что пьесы понимают не так, как он хотел. Поэтому автор даже отказался помочь в подготовке спектакля в Москве. Гоголь тоже не попал на московскую премьеру. В Москве «Ревизор» впервые был поставлен через месяц, 25 мая 1836 года, на сцене Малого театра. По мнению критиков газеты, спектакль имел большой успех.
Легкие деньги
Торговцы дарят вино и сахарный хлеб. Так же, как и чиновники, они преподносят взятку на серебряном подносе, якобы одалживая деньги. Таким образом, они следуют правилу, принятому в разъеденном коррупцией обществе. Это правило хорошо выражено в поговорке: «Не смазаешь — не пойдешь».
Подкупая Хлестакова, купцы надеются, что он защитит от шантажа градоначальника, который беззастенчиво их обманывает и грабит. Воображаемый ревизор обещает разобраться.
После купцов к Хлестакову прорываются 2 женщины — слесарь (т.е жена слесаря) Пошлепкина и унтер-офицер (т.е жена унтер-офицера) Иванова. Первая жалуется, что городничий за взятку освободил от солдат сына купчихи Пантелеевой, а вместо нее назначил ее мужа рекрутом.
Во-вторых, мэр отхлестал ее за драку на рынке, в которой она не участвовала Хлестаков нетерпеливо смотрит на обоих женихов. Многие пытаются пробраться за них к лже-ревизору, но уставший Хлестаков просит Осипа всех прогнать.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Хлестаков — мелкий чиновник. По пути из Петербурга он останавливается в городе N. Пустой, недалекий, безответственный человек, любит набрасываться. Страстный игрок. «Признаюсь, большего я бы и не требовал, как только ты проявишь ко мне ласку и уважение, уважение и ласку»
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городской голова. Служил мужчина средних лет лет 30-ти. Человек не глупый, склонный к долгим нравоучениям, прямолинейный взятка. Бессовестный, лишенный понятий морали и чести, злопамятный. «Я хотел все эти бумажные маракасы! О, кликеры, либералы проклятые! проклятое семя! Я бы вас всех в узел завязала, я бы вас всех в муке засушила и черта в слизистой оболочке! в шапке ему туда!..»
- Анна Андреевна — жена мэра. Ограниченный, провинциальный, излишне любопытный. Очень тщеславная, эгоистичная, модница. Соревнуется с собственной дочерью за внимание Хлестакова, с которым готова вступить в отношения. Суеверный, необразованный. «Это хорошо! Глаза у меня темные? самые темные. Что за ерунду он несет! Как же не темно, когда я все время про себя гадаю о трефовой даме?»
- Осип — слуга Хлестакова. Крепостной, пожилой мужчина. Человек собственного ума, склонный делать собственные выводы обо всем. Часто поучает Хлестакова, которого не уважает. Практичный, имеет мирское мышление. «Что я могу сказать? Если сейчас они хорошо покормили, значит, потом будут кормить еще лучше».
- Марья Антоновна — дочь городского головы. Общая картина девушки ее поколения. Кокетка, пустышка, зависимая от мнения родителей, доверчивая, потому что совсем не знает жизни. «Вы насмешники, лишь бы посмеяться над провинцией».
Многие исследователи считают, что в комедии «Ревизор» нет положительных персонажей. Каждый герой является воплощением недостатков, свойственных его кругу, возрасту, положению.
Время и место действия комедии «Ревизор» — Россия, 1831 год. Такой вывод можно сделать потому, что судья докладывает Хлестакову, что с 1816 года он избирается на трехлетний срок по приказу дворянства, и вот уже пятнадцать лет он сидит в судейском кресле. Действие длится около двух дней. Provinsfylkesby N, далеко от центра, типичный для интерьера.
Действие пятое
Феномен I
Семья мэра радуется, представляя себе будущую роскошную жизнь в Петербурге. А мэр вообще блещет генеральским чином, не меньше.
Явления II-VII
Ходят слухи о везении, которое «подкатило» мэра. Он включает эфир и ругает торговцев-жалобщиков, парализованных страхом. Тогда к нему с поздравлениями спешат чиновники и другие знакомые.
Внешний вид VIII
Почтмейстер бежит к мэру. Но не поздравлением, а печатным письмом. Таким образом он отправил Хлестакова к другу. Его новость как гром среди ясного неба: Хлестаков вовсе не бухгалтер. Почтмейстер читает отрывки из письма, и каждый из присутствующих узнает о себе много нового и нелестного. Так что хлестаковский городской голова «глуп, как сивый мерин».
Сам Шпекин пьяница, Клубничка — ну вылитый «свинья в ермолке», от школьного инспектора бантик несет, судья — ну просто дурное поведение. И закончилось это письмо на оптимистической ноте: Хлестаков остался доволен приемом. Все в шоке, а мэр и вовсе «убит». Он боится войти в героев какой-нибудь комедии. «Что вы смеетесь? Вы смеетесь над собой, — раздраженно сказал он.
Зрители растеряны: как можно было увидеть ревизора в этом «вертолете». Все набрасываются на унылых Добчинского и Бобчинского — они первыми взяли Хлестакова в качестве аудитора.
Последнее явление
Все смотрят на вошедшего жандарма. Он объявляет: в гостиницу уже прибыл чиновник из Петербурга и немедленно требует всех к себе.
Далее следует немая сцена: все действующие лица комедии безмолвны, некоторые смотрят на мэра и смеются, а Добчинский и Бобчинский стоят с открытыми ртами и выпученными глазами.