- Ключевые характеристики
- Читательский дневник по комедии «Ревизор» Гоголя
- Сюжет
- Очень краткий пересказ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Разделение на части
- История создания
- Сообщение о надвигающейся проверке
- «Ревизор» Гоголя. Отзывы о первой постановке в театре. История
- Интересные факты
- Экранизации комедии за рубежом
- Оплошность персонажей
- Действие четвертое
- Темы
- В доме городничего
- Меры предосторожности
- Подробный пересказ по действиям
- Действие 1. Ревизор в городе
- Действие 2. Знакомство с ревизором. Первая взятка
- Действие 3. Ревизор в доме городничего
- Действие 4. Взятки чиновников. Жалобы просителей. Сватовство и отъезд ревизора
- Действие 5. Это был не ревизор
- Легкие деньги
- Список действующих лиц в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и их краткая характеристика
- Основные персонажи:
- Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Раскрытие обмана
- Немая сцена
Ключевые характеристики
Работая над пьесой, Гоголь представил ее как «публичную комедию», затрагивающую актуальные проблемы жизни общества и государства. Ведь персонажи рассказа о мнимом ревизоре — не частные лица. Это чиновники, представители власти, поэтому события, связанные с ними, захватывают множество людей разного сословия.
Это делает творение Гоголя настоящей народной комедией. В «Ревизоре» органично переплетаются и юмор, и сатира. Драматург в некоторых эпизодах добродушно смеется над своими персонажами.
Например, с самого начала пьесы автор обрушивает всю мощь своего сатирического таланта на власть имущих, на администрацию города, где застрял Хлестаков. В то же время образы молодого, легкомысленного героя, жены и дочери городничего Гоголь описывает в основном с юмором.
При всей своей гротескности «Ревизор» — великое произведение критического реализма, главный принцип которого — показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Используя этот метод, Гоголь:
- умел поднимать животрепещущие вопросы общественной жизни;
- удалось так узнаваемо показать действительность;
- продемонстрировал, что зритель безоговорочно верит в реальность происходящего на сцене.
Ощутив на себе испорченность существующих порядков, автор сам понимает необходимость перемен. В этом можно ясно убедиться, изучив краткое содержание гоголевского «Ревизора» для читательского дневника.
Читательский дневник по комедии «Ревизор» Гоголя
Сюжет
В провинциальном городке происходит переполох среди чиновников: к ним тайно приезжает ревизор из Петербурга, чтобы проверить все дела. Городской голова Сквозник-Дмухановский приказывает всем делать вид, что работа в городе кипит по всем направлениям. В любом случае, однако, гостю придется заплатить взятку. Почтмейстер обещает просмотреть всю корреспонденцию, чтобы ни одна жалоба не прошла.
Неразлучные Добчинский и Бобчинский уверяют всех, что ревизор давно на месте, живет в гостинице, должен трактирщику денег, но не уезжает. Мэр лично едет туда за ним. Он и сам понимает, что город покажется новому человеку плохим. Городской голова видит перед собой испуганного, очень молодого «худощавого» человека Хлестакова.
Боясь судебной тяжбы с трактирщиком, вместо этого его кормят и поят, водят осматривать разные заведения и селят в доме самого мэра.
Столь теплый прием наводит Хлестакова на мысль, что в нем видят важное лицо. Он пишет письмо журналисту, другу, об этом возмутительном и смешном происшествии в чиновничьей среде. Это не мешает ему брать деньги «в долг» у судьи Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений в Земляничке, смотрителя школ Хлопова и других.
Он же ведет прием просителей, как может — подарки принимает. Все жалуются на произвол мэра. Он производит впечатление и на жену мэра, и на дочь. Последняя даже становится его невестой.
Опасаясь разоблачения, он уезжает из города со слугой под предлогом краткого визита к дяде. Почтмейстер открывает письмо другу и узнает правду. В письме Хлестаков всех характеризует с худшей стороны: все глупы, некоторые пьют. Но с ним лично все эти люди вели себя дружелюбно. В этот драматический момент приходит известие о прибытии в город настоящего аудитора.
Очень краткий пересказ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Глава небольшого уездного городка узнает из достоверных источников, что вот-вот прибудет петербургский ревизор. Это известие настораживает чиновников, так как честного человека среди них не найти «в огненный день.
В то же время главный герой комедии Хлестаков много потерял в дороге и поэтому застрял в гостинице как должник. Местные решают, что он тот самый «ужасный» ревизор, и начинается настоящее веселье. Хлестаков «павлин» принимает почести, взятки, комплименты от проворовавшихся чиновников и даже ухаживания за дочерью городского головы.
Собрав подарки и деньги, самозванка уезжает в стиле «в командировку», обещая вернуться и жениться. После его ухода раскрывается правда и даже известие о приезде настоящего ревизора.
Разделение на части
Чтобы понять основной замысел автора, необходимо более детально изучить произведение. Для этого достаточно разделить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них, например:
- Уведомление о прибытии аудитора.
- Распоряжение мэра.
- Приглашение в гости.
- Встреча Хлестакова с официальными лицами.
- чтобы дать взятку.
- Инспектор делает Марии предложение.
- Хлестаков уезжает из города.
- Почтмейстер объявляет письмо.
- Приход настоящего ревизора.
Каждая часть содержит основные действия сюжета. Подготовленный план поможет подготовить пересказ на уроке литературного чтения.
История создания
Работа над «Ревизором» началась осенью 1835 года. По легенде, сюжет комедии был подсказан Гоголю Пушкиным. Он рассказал историю о человеке, оказавшемся в неизвестном городе, где местные власти приняли его за бухгалтера.
Пушкин, высоко ценивший талант своего юного друга, не сомневался, что Гоголь сумеет написать острую сатирическую злободневную комедию. Александр Сергеевич всячески подбадривал драматурга, особенно в тот момент, когда он хотел закончить начатое дело и с нетерпением ждал его окончания.
В начале декабря 1835 года Гоголь закончил пьесу. 18 января 1836 года он впервые прочел ее в кругу друзей и знакомых вечером в доме поэта Жуковского. Премьера спектакля состоялась в Петербурге на сцене Александринского театра 1 мая 1836 года. Комедия расстроила и насторожила своей «недостоверностью». Над ней нависла угроза бана. Только благодаря усилиям Жуковского и других друзей Гоголя этого не произошло.
Сообщение о надвигающейся проверке
Сюжет «Ревизора» начинается с того, что чиновники небольшого уездного городка, из которого «три дня скакать ни в какое государство не попадешь», находятся в сильном волнении. Мэр спешит сообщить, что скоро к ним приедет ревизор. Им есть о чем беспокоиться, потому что они поглощены проблемами:
- коррупция;
- взяточничество;
- хищение;
- мошенничество.
Собравшиеся у мэрии размышляют о причинах постигшей их аварии и с тревогой думают о грядущих проблемах.
Чтобы хоть как-то замести следы воровства и мошенничества, мэр раздает своим подчиненным всевозможные указания. Он приказывает, например, администратору «благотворительных» учреждений убирать больничные палаты и менять больных на чистое постельное белье, городскому судье — не вытирать охотничью одежду над письменным столом.
Сам герой, желая узнать, есть ли отставки жителей городка, открывает и просматривает исходящие письма на почте. Попутно выясняется, что даже почтмейстер читает чужие письма для развлечения.
Все усилия чиновников направлены на обеспечение видимой порядочности. Собственные распоряжения мэра в связи с приездом ревизора пусты, ничего толкового не содержат. Они направлены только на одно: соблюдение внешних приличий.
Посреди всей этой суматохи к чиновникам присоединяются местные помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о неизвестном молодом человеке в трактире. Каждый решает, что он одитор. Мэр сразу идет к нему.
«Ревизор» Гоголя. Отзывы о первой постановке в театре. История
Комедии «Ревизор» ждала трудная «дорога на сцену». Изначально из-за очень социального сюжета цензоры не хотели допускать произведение в печать или на постановку. Но в личной беседе с царем Николаем I русский поэт Жуковский сумел убедить его в том, что в комедии нет ничего недостоверного — это просто издевательство над чиновниками, очень плохо выполняющими свою работу.
Спектакль был впервые поставлен на сцене петербургского Александринского театра. Произошло это девятнадцатого апреля 1836 года. На премьере был сам Николай Первый вместе с членами царской семьи. Критики считают, что именно положительная рецензия на произведение «Ревизор» (Гоголь), прозвучавшая после премьеры от царя, повлияла на судьбу спектакля.
Николай Первый, оценив и мастерство автора, и его острый ум, наконец сказал: «Ну, что за пьеса! Всем досталось, а мне больше всех». После этих слов комедию стали ставить во всех театрах страны, хотя и с осторожностью, но все же как произведение, получившее одобрение самого государя.
Но сам Николай Васильевич был очень разочарован тем, что было показано на сцене Петербургского театра. Он считал, что пьесы понимают не так, как он хотел. Поэтому автор даже отказался помочь в подготовке спектакля в Москве. Гоголь тоже не попал на московскую премьеру. В Москве «Ревизор» впервые был поставлен через месяц, 25 мая 1836 года, на сцене Малого театра. По мнению критиков газеты, спектакль имел большой успех.
Интересные факты
- Когда пьесу перевели на персидский язык, жену мэра заменила вторая дочь, ведь ухаживания за замужними женщинами в Иране караются смертью.
- На столе часто лежали хлебные шарики. Он катал их во время работы, уверяя своих друзей, что они настоящие помощники в решении неразрешимых задач.
- Несмотря на то, что Гоголь всегда уверял, что «Вий» — это его пересказ легенды, ни один из историков, писателей и языковедов до сих пор не нашел никакого источника. Из-за этого делается вывод, что «Вий» целиком и полностью выдумка автора.
- Точная причина смерти Гоголя до сих пор не установлена и вряд ли когда-нибудь станет ясной.
- За несколько дней до смерти Гоголь увидел со стороны его бездыханное тело и услышал какие-то потусторонние голоса.
- В ночь с 11 на 12 февраля был уничтожен второй том «Мертвых душ». Наутро Гоголь раскаялся и обвинил лукавого в содеянном.
- Спустя 79 лет тело Гоголя без огласки извлекли из могилы и перезахоронили на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Когда открыли тяжелую дубовую крышку гроба, то увидели: череп скелета перевернут на бок. Это породило целую кучу сплетен о том, что автора похоронили заживо, в состоянии летаргического сна.
Экранизации комедии за рубежом
Первый иностранный фильм вышел в прокат в конце сороковых годов ХХ века, в США. Это была музыкальная комедия Генри Костера. Фильм по пьесе «Ревизор» (Н. В. Гоголь) был рассмотрен всеми ведущими литературными изданиями того времени не только в США, где вышла экранизация, но и в Европе.
Только в Советском Союзе из-за холодной войны фильм обошел молчанием. Особенность этого фильма в том, что от Гоголя остался только сюжет. Действие картины было перенесено географически, а имена и социальные статусы персонажей изменены.
Позже, в восьмидесятых и девяностых годах ХХ века, это произведение Гоголя несколько раз экранизировали. Но фильмы имели «местное» значение и не пользовались большим успехом.
Оплошность персонажей
Второй акт комедии переносит читателя в гостиницу, где поселился Хлестаков. Из уст слуги Осипа становится ясно, что его хозяин вовсе не бухгалтер. Это мелкая чиновничья сошка, «Елистратишка», по словам подчиненного, то есть коллежского регистратора, низший штатский чин 14-го класса в чинном списке Петра Великого. По дороге домой Хлестаков так напилась, что заплатить за обед было нечем.
Наконец, он встречает мэра. Оба боятся друг друга. Страх мешает последнему рассуждать здраво.
Знакомый с людьми персонаж принимает самого мелкого чиновника за важную персону и невольно сознается в своих махинациях.
В свою очередь страх оказаться в тюрьме заставляет Хлестакова:
- сбивающий с толку извините;
- оправдание долга;
- пожаловаться на хозяина.
Напуганный поведением Хлестакова: странным, неестественным для важного чиновника, городской голова предлагает деньги и радуется, что тот «дал» собеседнику не 200 рублей, а 400. В дальнейшем он предлагает герою переехать к нему в дом. По пути к мэру они «посещают» еще два заведения.
Действие четвертое
Феномен I
Утром чиновники ждут отъезда Хлестакова. Между собой они решили войти по одному и предложить взятки лицом к лицу.
Феномен 2
Хлестаков хорошо спал и был всем доволен. Также ему нравилась дочь мэра, а мать у нее была такая, что «еще бы можно было…» последовать за ней.
Явления III-VII
Судья подходит к Хлестакову, роняет деньги из его рук и в ложном страхе ждет реакции Хлестакова. Когда он видит счета, он просит одолжить ему. Ляпкин-Тяпкин с удовольствием возвращает деньги. Та же история повторяется с почтмейстером, Хлоповым и Клубничкой: каждый дает Хлестакову взаймы определенную сумму. Добчинский и Бобчинский — последние Хлестаковы.
Он с ними совсем не церемонится, берет 65 рублей, взамен обещает поработать над признанием сына Добчинского законным, да и о Бобчинском просто замолвит в присутствии царственных особ.
Внешний вид VIII
Оставшись один, Хлестаков наконец понимает, что в нем видят важного «государственного деятеля». Он пишет письмо другу-журналисту, в котором описывает всю ситуацию и просит беспощадно высмеять несчастных чиновников.
Внешний вид IX
Осип уже просит барина бежать от греха, пока они не обнаружены. Хлестаков соглашается, но медлит с приемом челобитных-купцов. Он приказывает Держиморде ежеквартально впускать их.
Феномен Х
Купцы дают Хлестакову деньги, вино, сахар. Они просят приструнить мэра, вора и угнетателя. Хозяйственный Осип прихватывает у жертвователей какую-то веревку: «и веревка в дороге пригодится».
Феномен XI
Проситель, слесарь и старшина. Обе обижены зверствами мэра: первого мужа незаконно призвали в армию, второго по его приказу ложно высекли плетью как зачинщика драки на рынке.
Выпроводив женщин, Хлестаков приказывает никого больше не пускать.
Явления XII-XIV
Хлестаков флиртует с Марьей Антоновной, целует и в знак своих чувств становится перед девушкой на колени. Эту сцену запечатлела Анна Андреевна. Завидуя, она прогоняет дочь. Проворный Хлестаков бросается перед ней на колени, словно забыл, что дама замужем, и вряд ли он сможет отступить с ним «под струи».
Вдруг Марья Антоновна возвращается и видит Хлестакова на коленях перед матерью. Но и тут он не ошибся: сделал вид, что просит руки дочери.
Внешний вид XV
Ужаснувшийся городской голова клянется Хлестакову, что купцы все сплошные аферисты, а унтер-офицерша «сама себя высекла». Жена сообщает ему радостную новость: он не в себе от радости, мэр благословляет молодых людей на брак.
Внешний вид XVI
Вбегает Осип с сообщением, что кони готовы, пора ехать. Хлестаков уверяет, что должен на время уехать к своему богатому дяде. Он прощается, целует руки невесты и небрежно занимает еще денег у ее отца.
Читайте также: «Щелкунчик и Мышиный король» — краткое содержание повести-сказки
Темы
Политические темы: произвол, кумовство и казнокрадство во властных структурах.
Провинциальный город N попадает в поле зрения автора. Отсутствие названий и каких-либо территориальных указаний сразу говорит о том, что это собирательный образ. Читатель сразу же знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как они представляют интерес для этой работы. Это все люди, полностью злоупотребляющие властью и использующие служебные обязанности только в своих интересах.
Жизнь чиновников города N сложилась давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает установленный ими порядок, основу которого заложил сам мэр, пока не возникла реальная угроза судебного преследования и расправы за свое самоуправство, которая вот-вот обрушится на них ревизором. В этом эссе мы больше говорили на эту тему.
Социальная тема. Попутно комедия затрагивает тему общечеловеческой глупости, по-разному проявляющейся у разных представителей человечества.
Так читатель видит, как этот порок приводит некоторых героев пьесы в различные курьезные ситуации: Хлестаков, воодушевленный возможностью однажды в жизни стать тем, кем он хочет быть, не замечает, что его легенда написана вилами по воде и он вот-вот будет разоблачен; мэр, сначала напуганный до глубины души, а потом столкнувшись с искушением выйти на улицу среди жителей самого Петербурга, теряется в фантастическом мире новой жизни и оказывается неподготовленным к развязке этой неординарной истории.
В доме городничего
В доме мэра его жена Анна Андреевна с нетерпением и волнением ждет мужа и гостя. Через Добчинского она получила записку от мужа, в которой тот на полном серьезе говорит о пугающих планах ревизора и просит ее как-нибудь ублажить гостя, требует приготовить ему комнату и купить лучшего вина. Пока хозяин дома и гость едут, жена мэра и дочь спорят о том, какие платья лучше всего подходят для такого важного события.
Семья мэра встречает псевдоревизора с распростертыми объятиями, с широким русским гостеприимством. После удивительно вкусного обеда Хлестаков рассказывает истории о своей жизни в Петербурге. И с красивыми актрисами он знаком, и с Пушкиным в дружеских отношениях, и сам написал столько сочинений, что даже не помнит их названий. И за ним было отправлено 35 тысяч курьеров с просьбой взять на себя руководство ведомством.
После того, как Хлестаков уходит на отдых, чиновники в страхе покидают мэрию. Ошеломленный, сам Антон Антонович возвращается из «ревизорской» комнаты. Жена, наоборот, спокойна, страха не испытывает. Вместе они стремятся поговорить с Осипом, узнать больше о темпераменте, привычках и общественном положении его хозяина. Уклончивый ответ слуги подкрепляет мнение, что Хлестаков — очень важная персона.
Меры предосторожности
Чтобы жалобы и мошенники не встретились с ревизором, мэр выставляет возле своего дома охрану. Чиновники долго спорят: что делать. Наконец, они решают прибегнуть к испытанному средству — взятке.
Судья Ляпкин-Тяпкин первым входит в комнату Хлестакова. От непреодолимого азарта он роняет деньги. Последний поднимает их и просит дать ему взаймы. После успешной кампании судьи другие чиновники также дают ему деньги, якобы в кредит.
Из страха и беспокойства они раскрывают свои секреты. У помещика Добчинского есть внебрачный сын, и он просит Хлестакова помочь узаконить его отцовство. Его постоянный спутник Бобчинский хочет быть известным в Петербурге.
Попечитель богоугодных заведений Земляничка открыто клевещет на своих коллег: почтмейстера, судью, директора местной школы. Эта сцена очень ярко передает страх, подобострастие, злобу чиновников и легкомыслие, а затем и хлестаковскую заносчивость.
Оставшись один, герой начинает понимать, что его принимают за «государственного деятеля», и в письме другу, журналисту Тряпичкину, так описывает свои похождения, что высмеивает чиновников. При этом он показывает неплохую проницательность.
Осип уговаривает Хлестакова поскорее уйти, и тот соглашается. В это время с улицы слышен шум. Купцы приносили жалобы и челобитные, но пристав их не пускал. Хлестаков приказывает всех принять.
Подробный пересказ по действиям
Имена действий являются условными.
Действие 1. Ревизор в городе
Мэр собрал всех в своем доме.
Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам неприятные новости. К нам приходит ревизор.
Ляпкин-Тяпкин, заведующий Земляничной больницей, смотритель школ, частный пристав — все были в шоке.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, прочитавший 5-6 книг, вольнодумец, гордый человек, охотник за домыслами, начинает говорить хриплым соком, потом переходит на бас и протягивает слова.
Земляника Артемий Филиппович — попечитель богоугодных учреждений, в том числе и больниц, человек толстый, неуклюжий, неуклюжий, но хитрый и проходимец, очень услужливый и суетливый.
Горожане не любили мэра за превышение полномочий. Каждый был несовершенен. Ляпкин-Тяпкин считал, что «грехи бывают разные», и не скрывал, что брал взятки борзыми щенками. Он также предположил неминуемую войну. Но мэр ответил, что их город не приграничный: «Да отсюда, хоть три года катайся, ни до какого государства не доедешь».
Мэр стал давать советы, какие меры следует предпринять, чтобы обмануть ревизора. Он посоветовал Земляничке сократить количество больных, Ляпкину-Тяпкину — убрать из здания суда личные вещи и следить за вечно пьяным заседателем, школьному инспектору — остерегаться идиосинкразий учителей.
Появился почтмейстер, которого мэр просил «каждое пришедшее письмо . печатать и читать немножко так». Начальник почты признался, что делает это все время из любопытства.
Бобчинский и Добчинский вбежали в дом мэра.
Петр Иванович Бобчинский — помещик, низенький, любопытный, с маленьким желудком, говорит быстро, жестикулирует сильно, очень похож на Добчинского, но более грубый и бойкий.
Петр Иванович Добчинский — помещик, низенький, любопытный, с маленьким желудком, говорит быстро, жестикулирует сильно, очень похож на Бобчинского, но немного выше ростом и серьезнее.
Они соревновались друг с другом, чтобы сказать, что видели Хлестакова в гостинице. Домовладельцы решили, что это ревизор. Мэр приказал срочно подмести улицу и провести ремонтные работы, заявив о недостроенной церкви, что она сгорела во время строительства.
Городской голова поехал с Добчинским к Хлестакову, чтобы узнать, «не беда ли у проходящих». Когда он ушел, появились его жена и дочь. Жена отругала дочь за долгие гонорары перед зеркалом и очень хотела узнать последние новости.
Действие 2. Знакомство с ревизором. Первая взятка
Небольшой, плохо обставленный гостиничный номер. Слуга Хлестакова подумал вслух, что его барин не может обойтись с деньгами: отец пришлет деньги Хлестакову, и он в течение недели израсходует их. И вот, возвращаясь домой из Петербурга, Хлестаков истратил все деньги, последние он потерял, и нечем было платить за комнату и питание.
Вошел Хлестаков и спросил об обеде. Официант ответил, что больше не дают. В конце концов они получили обед, но только два блюда: суп и жаркое. Хлестаков возмутился плохой посудой и отсутствием соуса, но съел и поделился со слугой.
Мэр прибыл в отель. Хлестаков решил, что хозяин гостиницы осудил его, и теперь он боится тюрьмы. Городской голова вошел в комнату Хлестакова, и несколько минут они испуганно смотрели друг на друга. Хлестаков стал говорить, что ему принесли плохой обед, что он не хочет в тюрьму, что он пожалуется министру. Городской голова понял его слова по-своему, стал оправдываться, предложил переселить Хлестакова в квартиру получше, а узнав о министре, еще больше испугался.
Вскоре Хлестаков признался, что у него нет ни копейки, мэр принял эти слова за намек на взятку. Хлестаков попросил одолжить ему 200 рублей. Мэр вручил ему 400, думая, что дела «теперь пойдут на лад».
Когда Хлестаков сказал, что едет в Саратовскую губернию к отцу, городской голова в конце концов подумал, что ревизор его опередил: он знал, что в том районе едут проверять. Городничий позаботился о долге Хлестакова за гостиницу, переселил его в свой дом, предложил показать гостю больницу и школу, написал записки Земляничке и его жене и попросил Добчинского, сопровождавшего его, взять их.
В госпитале Хлестакова лечили в провинции Мадейра, которая «неприглядна на вид, и слона собьет».
Действие 3. Ревизор в доме городничего
Добчинский передал градоначальнику записку с указанием обставить комнату для Хлестакова. Мать и дочь стали расспрашивать о бухгалтере, а потом поспорили о выборе платья.
Вслед за своим слугой, принесшим барский чемодан, Хлестаков в сопровождении чиновников явился к городскому дому. Городской голова рассказал Хлестакову о его фиктивных достижениях в городе, наврал, что он все делал не для славы, а для благополучия горожан. Земляничка тихонько отметила умение мэра красиво говорить.
Эка, бездельник, что он рисует! Бог дал мне такой подарок!
Хлестаков стал рассказывать о своей службе в Петербурге, сильно все преувеличивая. Он дошел до того, что сказал, что играет в карты с министрами и каждый день ходит во дворец. Все пошли домой пораженные.
Мать и дочь остались довольны гостем, а городничий решил, что Хлестаков хоть и хвастался, но все же человек серьезный, несмотря на внешность. Пока Хлестаков отдыхал, городничий с женой и дочерью спросил у своего слуги, который догадался раньше своего барина, что они приняли его за другого человека. Официант тоже соврал и получил деньги «на чай. на баранки».
Милиционерам было приказано не пускать прокуроров в дом мэра.
Действие 4. Взятки чиновников. Жалобы просителей. Сватовство и отъезд ревизора
Чиновники в форме появились у мэрии.
Ляпкин-Тяпкин первым подошел к Хлестакову, деньги выпали у него из рук во время разговора. Судья встревожился, и Хлестаков просто попросил у него кредит. Ляпкин-Тяпкин передал деньги и поклонился. Хлестаков решил, что «судья — хороший человек!».
Следующим вошел почтмейстер. Хлестаков тоже попросил у него взаймы. Дал и ушел. Хлестаков тоже считал его хорошим человеком.
Школьный инспектор так испугался, что не мог толком говорить, отдал деньги и вылетел.
Земляничка вошла, подсела ближе к Хлестакову и вполголоса рассказала всю правду о городе и его жителях. Он также давал взятки.
Пришли Бобчинский и Добчинский. Хлестаков тут же попросил «ссуду в тысячу рублей». Их было всего 65. Эти деньги взял и Хлестаков. Добчинский попросил Хлестакова помочь узаконить рождение старшего сына. А Бобчинскому — сказать всем дворянам, что «Пётр Иванович Бобчинский живёт в таком-то городе».
Когда все разошлись, Хлестаков решил написать письмо своему другу-писателю о тупых местных.
Слуга стал уговаривать хозяина уйти, предупреждая, что скоро может появиться настоящий ревизор. Хлестаков, наконец, согласился с ним, велел отнести письмо на почту для друга и заказать там тройку курьеров с лошадьми.
В дом пришли купцы с подарками и стали жаловаться на мэра. Слесарь пожаловалась, что ее мужа взяли в солдаты вместо купеческого сына. Унтер-офицер рассказал, как ее выпороли по ошибке. Хлестаков пообещал им помощь, а остальных просителей прогнал, так как они устали.
Вошла мэрская дочь, Хлестаков стал показываться перед ней, говоря о любви и красивых глазах. Она кокетничала, но когда Хлестаков поцеловал ее в плечо, возмутилась. Хлестаков встал на колени, попросил прощения и сказал, что сделал это из любви.
Пришла жена мэра, увидела Хлестакова на коленях перед дочерью и выгнала ее из комнаты. Хлестаков встал перед ней на колени, находя свою мать еще аппетитной. В этот момент вбежала дочь. Мать обрушилась на дочь с проклятиями, но Хлестаков вдруг взял ее за руку и попросил благословить. Разочарованная мать снова отругала дочь.
Вбежал мэр и сказал, что купцы и бабы оклеветали его. Жена заметила, что их дочь свободна. Мэр сначала не поверил, но потом очень обрадовался.
Привет Антон! Здравствуйте, мэр! Вау, как все прошло!
Слуга Хлестакова вернулся с почты и доложил, что лошади готовы. Городской голова удивился, и Хлестаков сказал, что ему нужно съездить к богатому дяде всего на один день. Городской голова дал Хлестакову еще денег.
Действие 5. Это был не ревизор
Мэр и его семья с нетерпением ждали грядущих перемен: он мечтал о наградах, его жена мечтала о лучшем доме в Петербурге.
Пришли важные горожане, помещики, чиновники, поздравили градоначальника с удачей. Появился запыхавшийся почтмейстер.
Замечательный материал, господа! Чиновник, которого мы взяли в качестве ревизора, не был ревизором.
Почтмейстер рассказал о письме Хлестакова. Все сожалели о потерянных деньгах и помнили, что это Добчинский и Бобчинский приняли Хлестакова за бухгалтера.
Появился жандарм и доложил о прибытии ревизора, который потребовал мэра к себе в гостиницу. Царила тихая сцена: кто-то был в шоке, кто-то растерялся, были и те, кто радовался несчастью мэра.
Легкие деньги
Торговцы дарят вино и сахарный хлеб. Так же, как и чиновники, они преподносят взятку на серебряном подносе, якобы одалживая деньги. Таким образом, они следуют правилу, принятому в разъеденном коррупцией обществе. Это правило хорошо выражено в поговорке: «Не смазаешь — не пойдешь».
Подкупая Хлестакова, купцы надеются, что он защитит от шантажа градоначальника, который беззастенчиво их обманывает и грабит. Воображаемый ревизор обещает разобраться.
Что интересно в этой сцене, так это то, что купцы жалуются не на коррупцию, беззаконие, творимое мэром, а лишь на то, что первое лицо города заходит слишком далеко, нарушает «правила игры».
После купцов к Хлестакову прорываются 2 женщины — слесарь (т.е жена слесаря) Пошлепкина и унтер-офицер (т.е жена унтер-офицера) Иванова. Первая жалуется, что городничий за взятку освободил от солдат сына купчихи Пантелеевой, а вместо нее назначил ее мужа рекрутом. Во-вторых, мэр отхлестал ее за драку на рынке, в которой она не участвовала Хлестаков нетерпеливо смотрит на обоих женихов. Многие пытаются пробраться за них к лже-ревизору, но уставший Хлестаков просит Осипа всех прогнать.
Список действующих лиц в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и их краткая характеристика
Основные персонажи:
- Иван Александрович Хлестаков – молодой человек лет двадцати, потребитель и азартный игрок, любящий покрасоваться. Чиновники и глава небольшого городка приняли его за бухгалтера из Санкт-Петербурга.
- Осип — слуга Хлестакова, хитрый, уже не молодой человек. Он считает своего хозяина недалеким и часто учит его.
- Мэр взрослый, взяткодатель.
- Анна Андреевна – кокетливая жена городского головы, любопытная и гордая особа.
- Марья Антоновна — наивная дочь мэра.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Хлестаков — мелкий чиновник. По пути из Петербурга он останавливается в городе N. Пустой, недалекий, безответственный человек, любит набрасываться. Страстный игрок. «Признаюсь, большего я бы и не требовал, как только ты проявишь ко мне ласку и уважение, уважение и ласку»
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городской голова. Служил мужчина средних лет лет 30-ти. Человек не глупый, склонный к долгим нравоучениям, прямолинейный взятка. Бессовестный, лишенный понятий морали и чести, злопамятный. «Я хотел все эти бумажные маракасы! О, кликеры, либералы проклятые! проклятое семя! Я бы вас всех в узел завязала, я бы вас всех в муке засушила и черта в слизистой оболочке! в шапке ему туда!..»
- Анна Андреевна — жена мэра. Ограниченный, провинциальный, излишне любопытный. Очень тщеславная, эгоистичная, модница. Соревнуется с собственной дочерью за внимание Хлестакова, с которым готова вступить в отношения. Суеверный, необразованный. «Это хорошо! Глаза у меня темные? самые темные. Что за ерунду он несет! Как же не темно, когда я все время про себя гадаю о трефовой даме?»
- Осип — слуга Хлестакова. Крепостной, пожилой мужчина. Человек собственного ума, склонный делать собственные выводы обо всем. Часто поучает Хлестакова, которого не уважает. Практичный, имеет мирское мышление. «Что я могу сказать? Если сейчас они хорошо покормили, значит, потом будут кормить еще лучше».
- Марья Антоновна — дочь городского головы. Общая картина девушки ее поколения. Кокетка, пустышка, зависимая от мнения родителей, доверчивая, потому что совсем не знает жизни. «Вы насмешники, лишь бы посмеяться над провинцией».
Многие исследователи считают, что в комедии «Ревизор» нет положительных персонажей. Каждый герой является воплощением недостатков, свойственных его кругу, возрасту, положению.
Время и место действия комедии «Ревизор» — Россия, 1831 год. Такой вывод можно сделать потому, что судья докладывает Хлестакову, что с 1816 года он избирается на трехлетний срок по приказу дворянства, и вот уже пятнадцать лет он сидит в судейском кресле. Действие длится около двух дней. Provinsfylkesby N, далеко от центра, типичный для интерьера.
Раскрытие обмана
Когда до раскрытия обмана уже ничего не остается, Хлестаков вдруг начинает флиртовать с дочерью мэра. Он признается в любви Марье Антоновне и становится перед ней на колени. Всю картину запечатлела жена мэра, выражающая гнев. Женщина просит дочь уйти. Хлестаков присматривается к матери Марье Антоновне и приходит к выводу, что она тоже хорошо выглядит.
Восхищаясь ее красотой, он снова становится на колени. Герой пытается убедить Анну Андреевну в искренности своих чувств и уговаривает ее выйти за него замуж, не обращая внимания на то, что у нее уже есть муж.
Женщина не успевает ответить, как в комнату входит ее дочь. Чтобы избежать сложной ситуации, герой пытается просить руки своей матери. Затем появляется мэр, явно расстроенный. Он сообщает, что торговцы намерены обмануть его и поэтому им нельзя доверять.
Анна Андреевна пытается замолвить словечко и наконец сообщает присутствующим, что Хлестаков хочет жениться на ее дочери. Муж женщины спешит благословить молодых, явно впечатленный этой новостью.
Входит Осип и говорит, что лошадей уже подали. Хлестаков пытается найти удобный предлог, чтобы уйти как можно скорее. Наконец, он целует руку невесты и подходит к ее отцу, чтобы занять денег. После этого он исчезает. Его больше никто не видит. Семья мэра искренне считает, что теперь жизнь в Петербурге им светит. Анна Андреевна представляет, как ей хочется иметь самый красивый и большой дом в столице.
Антон Антонович принимает поздравления. Он обязывает купцов преподнести богатые подарки, ведь скоро его дочь выйдет замуж. Чиновники просят не забывать их после переезда. Мэр торжественно клянется помочь им в меру своих возможностей. Жена перебивает его, говоря, что в столице у них не будет времени заниматься всеми этими проблемами.
Затем появляется почтальон с нераспечатанным конвертом в руках. Тут выясняется, что Хлестаков вовсе не был ревизором. Сначала письмо читают чиновники, после чего оно передается известному журналисту. Он читает им все неприятные подробности этой новости.
Немая сцена
Все злятся, особенно мэр, который боится, что его вставят в какую-нибудь комедию. Он приказал «повернуть, повернуть» обманувшему его Хлестакову. Но это невозможно: ему дали лучших лошадей.
Зрители начинают выяснять, как можно было принять «вертолет» за ревизора — не иначе ли Бог разум отнял или дьявол обманул. И виновата в этом неразлучная пара: Бобчинский и Добчинский. В конце концов, это они принесли новость об аудиторе.
Немая сцена имеет символическое значение. В сообщении жандарма о приезде настоящего ревизора слышится мотив мести. По Гоголю, все лжецы, взяточники, казнокрады, мошенники будут наказаны не только в земной жизни, но и в загробной, отчего слова жандарма производят такое действие, что герои комедии безмолвный и ошеломленный.
Для мэра известие о приезде ревизора, по словам драматурга, «больше, чем удар грома, и ситуация становится поистине трагичной».