- Пескарь или пискарь?
- М. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» — очень кратко
- Очень краткий пересказ рассказа «Премудрый пискарь».
- «Премудрый пескарь» — читательский дневник по сказке М. Салтыкова-Щедрина
- Главные герои и их краткая характеристика
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- План пересказа
- Основная мысль
- Чему учит
- Кратчайшее содержание сказки «Премудрый пискарь» для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
- Краткая история создания произведения.
- Основные персонажи сказки
- Второстепенные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
- Сказка Премудрый пискарь
- «Премудрый пескарь»: анализ произведения
- История написания
- «Премудрый пескарь»: смысл
- Жить — значит рисковать
- Риск — форма самореализации личности
- Вред чрезмерной родительской опеки
- Короткий пересказ «Премудрый пескарь»
- Сжатый анализ
- Основная идея сказки
- Чему учит сказка?
- Краткое изложение
- Сюжет сказки
Пескарь или пискарь?
Персонаж Салтыкова-Щедрина — писака, через букву «i». В эссе лучше использовать именно этот авторский вариант, чтобы показать знакомство с текстом.
Название рыбы минноу, пишется через «е». Поэтому название сказки Щедрина часто искажают, пишут «Мудрый пескарь». В некоторых изданиях для детей используется именно это написание.
М. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» — очень кратко
Когда отец гольяна умирал, он попросил его быть осторожным. Сын быстро догадался, чего ему стоит опасаться в жизни. Большую рыбу можно съесть, раки могут поранить клешнями. Человек поймает и уронит его в ухо.
Минген сделал углубление, прятался там днем и ходил ночью. Вся его жизнь превратилась в непрерывную борьбу с опасностями. Победив одного, он ждал следующего. Каждый раз я радовался жизни.
Раньше угроз было меньше, поэтому у отца героя была семья. Минноу, чтобы найти жену, не хотел иметь детей. Один хотел выжить.
Часам уже более ста лет. Он ведет здоровый образ жизни. Женщины его не интересуют. Попытки щуки выманить его из норы оказались тщетными.
Прошло еще много лет. Поняв, что все это время он бесполезно жил, герой попытался покинуть убежище. Страх одолел его. Плавающая рыба не признала золотую рыбку мудрой. Пока он спал, он выпал из норки и исчез. Никто не знает где. Может быть, его съела большая рыба.
Мое мнение (вывод)
жизнь в своем маленьком-маленьком мирке — это просто уничтожение себя. Такое существование бесполезно для общества и окружающих.
Очень краткий пересказ рассказа «Премудрый пискарь».
Родители полосатика прожили долгую жизнь и умерли, завещав своему сыну оберегать от всех возможных опасностей. Мой папа сказал мне, что самое худшее для гольяна — попасться на крючок.
Минноу помнил все уроки мудрых родителей, и всю жизнь боялся столкнуться с любой опасностью. Он настороженно относился ко всем — к крупной рыбе, которая могла его съесть, к раку с его ужасными когтями, к водяной блохе. Он чувствовал себя ужасно маленьким и беззащитным перед всеми обитателями реки.
Норка поселилась в норке, вход в которую он сделал настолько маленьким, что никто, кроме него, не мог в нее войти. Весь день он сидел в ней и дрожал, а ближе к вечеру или после обеда, когда крупная рыба не охотилась, выплывал из своего укрытия, чтобы поесть.
Так он прожил сто лет. Будучи дряхлым стариком, он понял, что его существование бессмысленно и умирая, он даже не может вспомнить ничего хорошего. Не оставив ни единого, даже самого мимолетного воспоминания. Никто не знает, как пескарь погиб: то ли его съели, то ли он всплыл на поверхность.
«Премудрый пескарь» — читательский дневник по сказке М. Салтыкова-Щедрина
В сатирической повести «Мудрый пескарь» (1883) Михаил Салтыков-Щедрин отразил современное ему социальное явление среди интеллигенции, озабоченной только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.
Главные герои и их краткая характеристика
- Мудрый гольян глуп, озабочен, бесполезен. Он никому не желал добра, никто даже не вспомнил о нем.
- Родители гольяна умны, осторожны, научены горьким опытом.
- Другая рыба – щука, раки.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Отец и мать научили пескаря быть осторожным. Мой отец привел пример уха, которого он чуть не задел. Норка решила выдолбить норку и оставить ее в покое на ночь и в обеденное время. Ни рак, ни щука не поймали гольяна, и прожил он более ста лет. Минген начал сожалеть, что его никто не уважает, и не любит. Ему приснился приятный сон, он высунулся из норы и умер.
План пересказа
- Совет отца
- Как отец попал в сеть.
- Как отец сбежал
- Новая дыра и план жизни
- Минноу следует плану
- Мечта о двухстах тысячах
- Рак и щука
- Столетие
- Рассуждение о поле
- Кто его вспомнит?
- Приятное забвение
- Смерть богиона
Основная мысль
Вы должны жить, делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о вас.
Чему учит
Приключение учит не бояться трудностей и опасностей. Научитесь жить смело и уверенно. Учитесь делать добро людям. Учитесь быть полезным. Учит вас продолжать свой род. Она учит, что долгая жизнь не является гарантией полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, радоваться жизни.
Кратчайшее содержание сказки «Премудрый пискарь» для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Не утонуть в обилии литературы и других важных предметов помогут качественные учебные пособия. Например, очень краткое содержание работы читательского дневника от команды Литерагуру, которую вы сейчас видите перед собой.
На дне реки жил кнут. Перед смертью отец и мать завещали ему видеть оба пути, ведь ему угрожала опасность со стороны людей и других обитателей водоема, пытавшихся его съесть. Вот и решил писака, что лучше всего прожить жизнь незаметно, тогда на него никто не нападет. Он соорудил маленькую нору, в которую с трудом помещался, и проводил там все свое время.
Только ночью он мог спокойно уйти под воду. Днем писака сидел в норе и дрожал от ужаса. Он боялся, что кто-нибудь найдет его и съест. Он жил в страхе более ста лет и никогда не имел семьи.
Однажды щука восхитилась образом жизни богатыря. По ее мнению, если бы все жили так, как он, в реке было бы просторно. Конечно, она не просто так это сказала. Ей хотелось, чтобы льстивый писака показался из норы, тогда бы она его схватила. В старости он вспомнил слова щуки и прозрел. Он понял, что если бы все вели отшельнический образ жизни, то вид писак давно бы вымер.
Он хотел выбраться из норы, показать себя миру и доказать, что никого не боится, но не смог. Одна только мысль об этом заставила его содрогнуться.
Старому писателю пора умирать. Он решил вспомнить свою жизнь и понял, что счастливых моментов у него совсем не было. «Он жил и дрожал — вот и все». А сейчас к нему даже никто не приходит. Никто не узнает, как он, мудрый писака, прожил сто лет и не был съеден рыбой. Но никто даже не называет его мудрым. Все считают его дураком, который всего боится.
Его пещера была настолько маленькой, что он случайно высунул голову во сне. И вдруг исчез. В том, что он умер естественной смертью, сомнений нет, ведь такого старого, больного и даже мудрого писаки не съест ни одна рыба.
Краткая история создания произведения.
Впервые рассказ был опубликован сразу после его создания в детском отделе иностранной газеты «Общее дело» в 1883 году, без указания авторства. Впоследствии произведение несколько раз публиковалось: отдельными брошюрами или сборниками вместе с другими приключениями Михаила Салтыкова-Щедрина.
Через год «Мудрый писака» впервые был опубликован в России в журнале «Отечественные записки”.
Однако особенность дальнейших публикаций повести в том, что почти сразу после ее появления в «Отечественных записках» она была изъята из-за цензуры и распространена подпольно. И только в 1906 году она снова вышла в обращение, уже в отредактированном варианте.
Основные персонажи сказки
Главные роли
- Мудрый гольян — «просвещенный, в меру либеральный», прожил более ста лет в страхе и одиночестве.
- Отец и мать пескарей.
Второстепенные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
- Родители Пискара — более старые рыбы, живущие на свете не один десяток лет. Они учат писаку смотреть в обе стороны, быть осторожным и не заводить слишком много знакомств. Они на своем веку повидали всякое и являются авторитетами для сына. Примечательно, что отца писаки однажды чуть не проварили в ухе.
Все эти истории сильно напугали их сына. Можно сказать, что они во многом способствовали его отношению к жизни. В их образе автор воплощает образ старых дворян, знавших свое дело и умевших правильно расставлять приоритеты в жизни. Ведь старые пискари заботились о своей семье, любили своего ребенка и смогли его обеспечить, несмотря на враждебность окружающего мира. Они не впадали в крайности и были уравновешены, в отличие от сына.
Точно так же старое дворянство умело жить достойно, не впадая в разные крайности. Они работали, жили с народом, не гнушались малым почетным трудом и вкладывали свои силы в создание здорового общества. К сожалению, их сыновья и дочери не пошли по этому пути и стали трусливыми и бесплодными, как юный писака.
Сказка Премудрый пискарь
Жил-был кнут.
И его отец, и мать были умны; мало-помалу, но медленно жила в реке сухая веки, и не попала ни в колу, ни в град щука. Заказал такие же сыну. «Послушай, сынок, — сказал умирающий старый писец, — если хочешь прожить жизнь, посмотри на обоих!»
И у молодого писателя был ум. Он стал расходиться с этой злобой и видит: куда ни повернется, везде проклят. Кругом, в воде, плавают все большие рыбы, а он самый маленький из всех; любая рыба может проглотить его, но он не может проглотить никого.
Да и не пойму: зачем глотать? Рак может разрубить его когтем пополам, водяная блоха может укусить горку и замучить до смерти. Даже брат строчит — а он, как только увидит, что поймал комара, бросится всей стаей его уносить. Отберут и начнут драться друг с другом, только комара потреплют даром.
А мужчина? Что это за злобное существо! какие бы уловки он ни изобретал, чтобы его, писака, погубить напрасной смертью! И сачок, и сачок, и головы, и норота, и наконец.. Иду на рыбалку! Кажется, что может быть глупее уда? — Нитка, крючок на нитке, червяк или муха на крючке… Да и как они носятся? в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на побегушках у всех и ловится хлюпик!
Старый отец не раз предупреждал его об уде. «Больше всего следите за удом! — сказал он, — ибо хоть это и глупейший снаряд, но у нас, писак, что тупее, то вернее. Накинут нам муху, как будто хотят на нас вздремнуть; ты цепляешься за него — но смерть в мухе!»
Старик также рассказал, как однажды он пропустил удила в ухо. В это время их ловила целая артель, раскинули сеть по всему берегу реки и так версты две проволокли по дну. Страсть, сколько рыбы тогда поймано!
И щуку, и окуня, и голавля, и плотву, и гольца — даже диванного леща подняли из ила со дна! И писаки сбились со счета. И какие страхи он, старый писака, питал, пока его волокли по реке, — это ни в сказке рассказать, ни пером описать. Он чувствует, что его ведут, но не знает, куда. Видит, что у него с одной стороны щука, а с другой окунь; он думает: грубо говоря, теперь и тот, и другой хотят его съесть, но не трогают…
«В то время было не до еды, брат, вот и все!» Все думают об одном: смерть пришла! но как и зачем она пришла — никто не понимает. Наконец стали опускать крылья невода, вытащили его на берег и стали спускать рыбу с катушки в траву. Именно тогда он узнал, что такое ухо. Что-то красное трепещет на песке; от него поднимаются серые тучи; и было так жарко, что он тотчас онемел.
Даже без воды тошнит, а потом сдаются… Слышит — «огонь», говорят. А на «огонь» этого черного что-то ставится, и в нем вода идет, как в озере, во время бури, тряской. Говорят, это «горшок». И вот, наконец, стали говорить: клади рыбу в «котел» — будет «уха»! И они стали бросать туда нашего брата. Рыбак бросит рыбу — сначала нырнет, потом, как сумасшедший, выскочит, потом опять нырнет — и затормозит.
«Ухи» означает, что вы попробовали это. Валили и валили сначала без разбору, а потом старик посмотрел на него и говорит: «Какой он толк, от младенца, до ухи! пусть растет в реке!» Я взял его под жабры и выпустил в открытую воду. А он, не тупи, во все лопатки — родной! Он бежал, а его пищалка выглядывала из дыры ни живая, ни мертвая…
Читайте также: По Ком Звонит Колокол Краткое Содержание (Хемингуэй Эрнест)
«Премудрый пескарь»: анализ произведения
На первый взгляд Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.
Подзаголовок произведения поможет раскрыть анализ. «Мудрый гольян» — попытка автора высказаться на запретные темы. Что именно — рассмотрим далее:
История написания
Рассказ «Мудрый пескарь» был написан зимой 1882-1883 гг. Это стало реакцией автора на политические события того времени:
- В начале 1880-х годов члены революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
- Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. В то же время покушение на царя не вызвало народных волнений, как того ожидали члены «Народной воли».
- Опасаясь за свою безопасность и жизнь, революционеры решили лечь и прекратить свою деятельность.
Михаил Салтыков-Щедрин не разделял этой позиции, но и не мог открыто осуждать «Народную волю». Автор завуалированно высказал свое мнение в новом произведении «Мудрый пескарь».
Учитывая острый социальный сюжет рассказа, он не сразу попал в печать:
- Сначала «Мудрый пескарь» был напечатан в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение было помещено в раздел «Сказки для детей разумного возраста», предполагая, что и взрослым будет интересно его прочитать.
- В России приключение было опубликовано в 1884 году в журнале «Отечественные записки».
Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/NN Ge
«Премудрый пескарь»: смысл
Несмотря на политический подтекст, понятный тем, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, история проста для понимания и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы и дети, и взрослые могли интерпретировать его по-своему.
Вот некоторые поучительные идеи, изложенные автором:
Жить — значит рисковать
В первую очередь «Мудрый пескарь» — это рассказ об обитателях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести до подрастающего поколения мысль о том, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы насладиться ею в полной мере.
Риск — форма самореализации личности
Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих представлений и принципов из-за боязни неудачи или страха за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.
Вред чрезмерной родительской опеки
Кроме того, автор раскрывает проблему отцов и детей. Короткий эпизод о родителях полосатика показывает, как вредное воспитание может повлиять на будущее ребенка. Чрезмерное покровительство, попытки «закачать» свой опыт в сознание нового поколения не только приводят к тому, что молодые люди начинают бояться реальной жизни, испытаний, но и отказываются от полноты и радости.
Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул философский вопрос о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве лет жизни, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких, развлечениях, любви.
Приключение «Мудрый пескарь»: YouTube / Советские мультфильмы
Короткий пересказ «Премудрый пескарь»
Был когда-то «просвещенный, в меру либеральный» писака. Умные родители, умирая, завещали ему жить, и наблюдали за обоими. Минноу понимает, что беда грозит ему отовсюду: от крупной рыбы, от соседей-пескарей, от человека (родной отец однажды чуть не сварил уху).
Минген строит себе нору, где никто, кроме него, не получает места, ночь; выплывает за едой, а днем «дрожит» в норе, недосыпает, недоедает, но всеми силами защищает жизнь. Минноу мечтает о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки и щуки, но он избегает смерти. У горошины нет семьи: «Хотел бы я жить один».
«А мудрый годжон такого рода прожил более ста лет. Все дрожат, все дрожат. У него нет ни друзей, ни родственников; ни он никому, ни кто ему. В карты не играет, вино не пьет, табак не курит, рыжих девок не гоняет — только дрожит и думает одной мыслью: «Слава богу! кажется живым!»
Даже щуки хвалят гольяна за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и его съедят, гольян не поддается ни на какие провокации.
Минген прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что если бы все жили так, как он, то пескари бы вымерли (нельзя жить в норе, а не в своей бытовой стихии; надо нормально питаться, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь, которой он живет, способствует вырождению. Он принадлежит к «бесполезным пескарям». «Никому от них не жарко и не холодно, ни чести, ни бесчестия, ни чести, ни бесчестия. живут, место бесплатно занимают и пищу едят».
Минген решает раз в жизни выбраться из проруби и нормально плыть по реке, но пугается. Даже когда он умирает, клуб дрожит. Никто не заботится о нем, никто не спрашивает совета, как прожить сто лет, никто не называет его мудрым, а скорее «глупым» и «ненавистным». Наконец, гольян исчезает неизвестно куда: ведь щуке он не нужен, он болен, умирает и даже поумнел.
Сжатый анализ
Михаил Евграфович работал над созданием «Мудрого писателя» с декабря 1882 по январь 1883 года. Фоном для написания сатирического произведения послужило общественно-политическое положение в стране. Либерально настроенная прослойка интеллигенции предпочитала избегать активных действий, чтобы не создавать неприятностей. «Цвет общества» отсиживался в «потайных углах»: люди опасались за свою жизнь.
Как сказал сам Салтыков-Щедрин, «Мудрый кнут» — сатирическая повесть. Рассказ можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей так же уныла и тосклива, как и дни главного героя произведения, мудрого писаки (в 19 веке написание слова было именно таким).
Композиция рассказа проста. Как и многие другие, он начинается со слов «Жили-были». Автор знакомит читателей с рыбным семейством, а затем описывает события. В конце рассказчик задает читателям риторический вопрос, давая им возможность поразмыслить над действием.
Основная идея сказки
Салтыков-Щедрин в своей сатирической повести «Мудрый пескарь», краткое содержание которой приведено выше, высмеивал трусливых людей. Основная идея приключения: вам следует прожить жизнь на полную катушку, даже если вы маленькая рыбка, а вокруг опасные хищники.
В противном случае вы рискуете оглянуться на свое прошлое и понять, что все, чем вы занимались долгое время, было дрожь. На самом деле герой прожил сто лет, но можно ли назвать эту жизнь полноценной? Сюжет рассматриваемой сказки применим и к современному обществу: многие люди предпочитают жить своей маленькой жизнью и игнорировать социальные и личные проблемы.
Нельзя не упомянуть еще об одной особенности «мудрого пескаря» — это изображение людей в виде животных. В данном случае подводный мир — это метафора российского общества того времени, а пескарь — метафора маленького человека. Это роднит приключения Салтыкова-Щедрина с баснями Крылова.
После ознакомления с кратким пересказом сюжета рекомендуем прочитать саму сказку — так впечатление от произведения будет более полным.
Чему учит сказка?
Рассказ «Мудрый гольян» актуален и сегодня, но в конце XIX века, когда он был написан, он имел и политическое значение. В то время центральный персонаж этого произведения олицетворял русских людей, не поддерживающих революционных чувств, но в то же время и не защищающих прежний образ жизни. Их пассивная политическая позиция и страх перед опасностью государственного переворота были высмеяны автором «Мудрого гольяна».
В современных условиях мораль этой истории гласит, что невозможно всю жизнь сидеть на одном месте из страха столкнуться с проблемами. Если ничего не делать для себя, годы просто пройдут, и человек будет никому не нужен, да и ничего существенного он сделать не успеет. Жизнь дана нам для того, чтобы мы наслаждались ею и совершали достойные дела, а не для того, чтобы постоянно сидеть в условной яме.
Краткое изложение
Отец писателя однажды чуть не ударил себя ухом и завещал сыну: если хочешь жить, всегда держи глаза открытыми! Этот писака был «просвещенным, в меру либеральным». Он прекрасно знал об опасности. Надо жить так, чтобы тебя никто не заметил, и умереть естественной смертью, подумал писака.
Через год он выкроил себе норку, в которую мог влезть только он один. Весь день писака прятался в норе и дрожал от страха. За едой он выплывал ненадолго лишь около полудня, когда вся рыба была уже сыта, а в случае опасности козёл прятался обратно. Он признал, что лучше умереть с голоду, чем умереть.
Каждый день щука не высыпался, недоедал и постоянно беспокоился о том, будет ли он жив завтра. Иногда он мечтал выиграть в лотерею двести тысяч.
На могиле писака ждали то ли рак, то ли щука, но он не выползал, дрожа от страха. Вот как он был спасен. И каждый раз после новой победы восклицал: слава богу, жив!
Пискар не женился, детей не имел. Ведь легко было жить при отце, «щуки были добрее», думал он. И теперь не до семьи! Так и прожил кнут более ста лет: без друзей и родственников, в вечном страхе.
Под конец жизни даже щука хвалила его за упорство: если бы все так жили, кругом был бы мир и благодать! На самом деле щука надеялась использовать эту лесть, чтобы выбить крик из норки. Но он не поддался на такие уловки.
Наконец пришло время писаку умереть. Он радовался, что умер своей смертью. Но я подумал о щучьих словах: а что, если бы все действительно жили одинаково? И речник понял, что в этом случае скрипов не останется.
Писака думал в последний раз вылезти из норы и гордо проплыть всю реку, но опять испугался. «Жил — дрожа, и умер — дрожа». И никто на самом деле не называл его мудрым. Писака считали тупицей, променявшим настоящую жизнь на сидение в норе.
С этими грустными мыслями писака заснул и снова приснился выигрышный билет на двести тысяч. И пока он спал, морда торчала из норки. А потом писак бесследно исчез. То ли щука им завладела, то ли рак — непонятно. Скорее всего, он умер естественной смертью. Потому что кто захочет есть старого и больного писаку, да еще мудрого?
Сюжет сказки
Жил в реке пескарь, который очень боялся, что его кто-нибудь оскорбит или съест. Чтобы избежать неприятностей, он почти никогда не покидал своей норы. В результате он прожил долгую, но абсолютно никчемную жизнь, а также тихо умер.