- Герои произведения
- Очень краткий пересказ рассказа «Премудрый пескарь».
- Композиция и жанр
- Будни героя
- Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь» очень кратко
- Сжатый анализ
- Сюжет сказки
- История создания
- Основные персонажи сказки
- Короткий пересказ «Премудрый пескарь»
- Тема произведения
- Пересказ «Премудрого пескаря»
- «Премудрый пескарь» — читательский дневник по сказке М. Салтыкова-Щедрина
- Главные герои и их краткая характеристика
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- План пересказа
- Основная мысль
- Чему учит
- Второстепенные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
- Кратчайшее содержание сказки «Премудрый пискарь» для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
- Чему учит сказка?
- М. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» — очень кратко
Герои произведения
Центральным персонажем произведения является гольян – обычная речная рыба. Он всю жизнь прожил в своей реке, был достаточно образован, но в то же время очень боялся опасностей, подстерегающих его на каждом шагу.
В рассказе упоминаются и родители главного героя — отец, давший ему ценный совет всегда быть начеку, а также мать, о которой известно лишь то, что она была умна.
Очень краткий пересказ рассказа «Премудрый пескарь».
Родители полосатика прожили долгую жизнь и умерли, завещав своему сыну оберегать от всех возможных опасностей. Мой папа сказал мне, что самое худшее для гольяна — попасться на крючок.
Минноу помнил все уроки мудрых родителей, и всю жизнь боялся столкнуться с любой опасностью. Он настороженно относился ко всем — к крупной рыбе, которая могла его съесть, к раку с его ужасными когтями, к водяной блохе. Он чувствовал себя ужасно маленьким и беззащитным перед всеми обитателями реки.
Норка поселилась в норке, вход в которую он сделал настолько маленьким, что никто, кроме него, не мог в нее войти. Весь день он сидел в ней и дрожал, а ближе к вечеру или после обеда, когда крупная рыба не охотилась, выплывал из своего укрытия, чтобы поесть.
Так он прожил сто лет. Будучи дряхлым стариком, он понял, что его существование бессмысленно и умирая, он даже не может вспомнить ничего хорошего. Не оставив ни единого, даже самого мимолетного воспоминания. Никто не знает, как пескарь погиб: то ли его съели, то ли он всплыл на поверхность.
Композиция и жанр
Структура рассказа такая же, как и в других произведениях фольклора. Сначала идет вводная часть, затем описывается жизнь писаки. Экспозицию формирует рассказ о семье героя. Сюжет начинается с того, что герой вспоминает, как отец учил его остерегаться опасностей, главные из которых уд и оре. Развитием сюжета является та часть, где писака проделывает себе узкую дыру и живет в ней, прячась от страшного мира.
Кульминацией являются сцены, где голавль замечает раков и щук. Та часть, где умирает герой, является развязкой сюжета. Наконец, автор дает намек, как бы намекая, что название следует понимать иносказательно. Пискар не был мудрым, хотя думал, что он мудр.
Жанр произведения – сатирическая авантюра. На это указывают следующие признаки:
- изображения рыб, за которыми прячутся люди;
- переплетение реальности и фантазии;
- использование сатиры.
Будни героя
Все эти истории крутились в голове мудрого писателя, и он решил, что лучше жить в тайне и меньше показывать миру. Главное, не задеть клешнями щук и крабов, но и не попасться.
Герой вырыл себе яму. Там было так тесно, что никто другой не мог туда поместиться. Лунным вечером писака выходит на прогулку, а днем лежит, боясь пошевелиться. В разгар дня мудрец отправляется на рыбалку. Но так как все живое пряталось от зноя, писаку приходилось несладко: лишь изредка он находил себе добычу.
Так прожил мудрый богатырь более 100 лет. Со временем его стали хвалить даже щуки. Мудрец услышал это из своей норы, но не понял, что рыба говорит именно о нем. Пайкс надеется, что тот возгордится и высунет голову из дыры со словами: «Вот я!»
У Пискара не было ни семьи, ни детей. Так он жил, пока не пришло время умирать. Самое обидное, что окружающие не называли его мудрым. Все чаще сборщик слышал нелестные высказывания в свой адрес. Вот как называли героя другие крестоносцы и прочие рыбаки:
- ведьма, которая не ест, не пьет, а только спасает себе жизнь;
- дурак;
- стыд;
- идол, который «держит воду» не умеет.
Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь» очень кратко
Главный герой рассказа – пескарь (рыбка). Молодой пескарь живет в реке среди многих других водных существ. Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Маленькую рыбу, такую как гольян, может съесть большая рыба, поймать рыбак и так далее
Чтобы не стать чьей-то добычей, молодой гольян решает жить незаметно. Он делает себе дырку. Днем он сидит и дрожит в норе. Ночью, когда все спят, он идет гулять. В полдень, когда вся рыба сыта, гольян выходит из норы за едой. Иногда, не найдя еды, сидит голодный в норе.
В конце концов, гольян не женится и не имеет детей. Он ни с кем не дружит, с родственниками не общается, никуда не ходит и не развлекается. Так пескаря используют более 100 лет. Наконец, он чувствует, что умирает.
Больной и старый гольян наконец осознает, что прожил пустую, бессмысленную жизнь. Он хочет выбраться из норы днем, но его страх не позволяет ему это сделать. Окружающие рыбы считают голавля идиотом и дураком. В конце концов гольян умирает. Возможно, он станет добычей щуки или рака. Но скорее всего он просто умирает от старости.
Это интересно: сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая плотва», написанная в 1884 году, представляет собой поучительный рассказ о жизни рыбы, у которой нет внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание Торкет Вобла для читательского дневника.
Это острая сатирическая повесть, написанная в форме звериного эпоса, впервые опубликованная в сборнике «Новые сказки для детей прекрасного возраста».
Сжатый анализ
Михаил Евграфович работал над созданием «Мудрого писателя» с декабря 1882 по январь 1883 года. Фоном для написания сатирического произведения послужило общественно-политическое положение в стране. Либерально настроенная прослойка интеллигенции предпочитала избегать активных действий, чтобы не создавать неприятностей. «Цвет общества» отсиживался в «потайных углах»: люди опасались за свою жизнь.
Как сказал сам Салтыков-Щедрин, «Мудрый кнут» — сатирическая повесть. Рассказ можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей так же уныла и тосклива, как и дни главного героя произведения, мудрого писаки (в 19 веке написание слова было именно таким).
Композиция рассказа проста. Как и многие другие, он начинается со слов «Жили-были». Автор знакомит читателей с рыбным семейством, а затем описывает события. В конце рассказчик задает читателям риторический вопрос, давая им возможность поразмыслить над действием.
Сюжет сказки
Жил в реке пескарь, который очень боялся, что его кто-нибудь оскорбит или съест. Чтобы избежать неприятностей, он почти никогда не покидал своей норы. В результате он прожил долгую, но абсолютно никчемную жизнь, а также тихо умер.
История создания
Рассказ был написан вскоре после того, как группа лиц, состоявших в партии «Народная воля», совершила покушение на Александра II. После смерти императора власти усилили давление на интеллигенцию, поэтому прогрессивные представители общества решили затаиться и как можно меньше декларировать.
Салтыков-Щедрин не высказывал отрицательного отношения к такой позиции, но выражал ее завуалированно — в виде художественного произведения. Несколько месяцев цензоры не пускали приключение в печать. Впервые произведение было опубликовано в Женеве, на страницах эмигрантского издания «Общее дело». Рубрика, в которой был опубликован текст, называлась «Приключение для детей зрелого возраста». Издатели таким образом дали понять, что творение предназначено для взрослых.
В России текст сначала распространяли представители «Народной воли», а затем рассказ напечатал журнал «Отечественные записки».
Основные персонажи сказки
Главные роли
- Мудрый гольян — «просвещенный, в меру либеральный», прожил более ста лет в страхе и одиночестве.
- Отец и мать пескарей.
Короткий пересказ «Премудрый пескарь»
Был когда-то «просвещенный, в меру либеральный» писака. Умные родители, умирая, завещали ему жить, и наблюдали за обоими. Минноу понимает, что беда грозит ему отовсюду: от крупной рыбы, от соседей-пескарей, от человека (родной отец однажды чуть не сварил уху).
Минген строит себе нору, где никто, кроме него, не получает места, ночь; выплывает за едой, а днем «дрожит» в норе, недосыпает, недоедает, но всеми силами защищает жизнь. Минноу мечтает о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки и щуки, но он избегает смерти. У горошины нет семьи: «Хотел бы я жить один».
«А мудрый годжон такого рода прожил более ста лет. Все дрожат, все дрожат. У него нет ни друзей, ни родственников; ни он никому, ни кто ему. В карты не играет, вино не пьет, табак не курит, рыжих девок не гоняет — только дрожит и думает одной мыслью: «Слава богу! кажется живым!»
Даже щуки хвалят гольяна за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и его съедят, гольян не поддается ни на какие провокации.
Минген прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что если бы все жили так, как он, то пескари бы вымерли (нельзя жить в норе, а не в своей бытовой стихии; надо нормально питаться, иметь семью, общаться с соседями).
Жизнь, которой он живет, способствует вырождению. Он принадлежит к «бесполезным пескарям». «Никому от них не жарко и не холодно, ни чести, ни бесчестия, ни чести, ни бесчестия. живут, место бесплатно занимают и пищу едят».
Минген решает раз в жизни выбраться из проруби и нормально плыть по реке, но пугается. Даже когда он умирает, клуб дрожит. Никто не заботится о нем, никто не спрашивает совета, как прожить сто лет, никто не называет его мудрым, а скорее «глупым» и «ненавистным». Наконец, гольян исчезает неизвестно куда: ведь щуке он не нужен, он болен, умирает и даже поумнел.
Читайте также: Batkin1
Тема произведения
Чтобы лучше понять замысел автора, следует прежде всего охарактеризовать мотивы создания столь необычного произведения. В годы, когда жил и работал Михаил Евграфович, писателям приходилось доносить свою позицию до публики иносказательно. Из всех, кто работал с аллегорическими образами, Салтыков-Щедрин считался самым талантливым.
Историю о мудрой рыбе можно понимать буквально. Сюжет повествует об обитателе подводного мира — плети. Он всего боялся и предпочитал умереть от старости, чем умереть в пасти щуки. Основные темы работы, на которых построена проблема:
- влияние образования на жизнь подрастающего поколения;
- поиск смысла жизни;
- взаимодействие общества и личности;
- выбор между страхом и активностью.
Значение названия можно понять, только если прочитать рассказ целиком или хотя бы ознакомиться с пересказом. Пискар на самом деле был не мудр, а глуп, и в его лице автор высмеивает либерально настроенных интеллигентов.
Выражения, которыми автор показывает, что речь идет о людях:
- «не гонись за красными девушками»;
- «не курит табак»;
- «не пьет вина»;
- «Не играй в карты».
Во сне герой видит, что выиграл 200 тысяч, и по этой сцене также легко догадаться, что автор имеет в виду человека. Основная идея состоит в том, что чрезмерный страх за свою жизнь преграждает путь к истинному счастью. Пискар не создал семью, детей у него нет, за всю свою жизнь он никому не помог ни делом, ни добрым словом.
Перед смертью дурак понял, что если бы все жили одинаково, то кабачковая семья давно бы вымерла. Задуматься над тем, действительно ли герой мудр, автор предлагает читателям в самом конце произведения.
Пересказ «Премудрого пескаря»
Минноу вырос в интеллигентной семье, поэтому мнение его родителей можно было считать авторитетным. Когда отец гольяна сказал ему, что в жизни всегда надо смотреть в обе стороны и не позволять проблемам застать себя врасплох, он очень ревностно последовал его совету. Оставшись в одиночестве, он понял, что только он сам может защитить себя от различных опасностей, и единственный способ сделать это – избежать неприятностей любой ценой.
Главный герой стал очень бояться встречи с другими рыбами, хищниками или раком. Он боялся даже своих родственников — а вдруг они толпой набросятся на него, чтобы отобрать еду? Поэтому он быстро принял мудрое решение спрятаться, чтобы его не нашли. Он сделал себе нору, защищенную от посторонних, и решил покинуть ее только в безопасные часы ночи или дня, когда все его враги были пьяны. Минноу похвалил себя за найденное умное решение и даже стал считать себя мудрым.
Продолжая кратко пересказывать повесть Салтыкова-Щедрина «Мудрый гольян», мы видим, что замысел главного героя удался. День за днем он сидел дрожа в своей норе, чтобы ни рак, ни щука не смогли его найти и съесть. Правда, из-за того, что он всегда поздно уходил из дома, еды ему почти не доставалось. Но героя все устроило, ведь самое главное — это безопасность.
В конце жизни главный герой сам начал понимать никчемность своего существования, но у него не хватило мужества что-либо изменить. Однажды ему приснилось богатство, и пока он видел чудесный сон, из норы выскочила голова гольяна. Так и закончилась его жизнь.
Автор предположил, что главного героя могла съесть щука, но потом сам это опроверг: ведь щуке неприятно есть больную и старую добычу, тем более с умом.
«Премудрый пескарь» — читательский дневник по сказке М. Салтыкова-Щедрина
В сатирической повести «Мудрый пескарь» (1883) Михаил Салтыков-Щедрин отразил современное ему социальное явление среди интеллигенции, озабоченной только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.
Главные герои и их краткая характеристика
- Мудрый гольян глуп, озабочен, бесполезен. Он никому не желал добра, никто даже не вспомнил о нем.
- Родители гольяна умны, осторожны, научены горьким опытом.
- Другая рыба – щука, раки.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Отец и мать научили пескаря быть осторожным. Мой отец привел пример уха, которого он чуть не задел. Норка решила выдолбить норку и оставить ее в покое на ночь и в обеденное время. Ни рак, ни щука не поймали гольяна, и прожил он более ста лет. Минген начал сожалеть, что его никто не уважает, и не любит. Ему приснился приятный сон, он высунулся из норы и умер.
План пересказа
- Совет отца
- Как отец попал в сеть.
- Как отец сбежал
- Новая дыра и план жизни
- Минноу следует плану
- Мечта о двухстах тысячах
- Рак и щука
- Столетие
- Рассуждение о поле
- Кто его вспомнит?
- Приятное забвение
- Смерть богиона
Основная мысль
Вы должны жить, делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о вас.
Чему учит
Приключение учит не бояться трудностей и опасностей. Научитесь жить смело и уверенно. Учитесь делать добро людям. Учитесь быть полезным. Учит вас продолжать свой род. Она учит, что долгая жизнь не является гарантией полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, радоваться жизни.
Второстепенные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
- Родители Пискара- более старые рыбы, живущие на свете не один десяток лет. Они учат писаку смотреть в обе стороны, быть осторожным и не заводить слишком много знакомств. Они на своем веку повидали всякое и являются авторитетами для сына. Примечательно, что отца писаки однажды чуть не проварили в ухе.
Все эти истории сильно напугали их сына. Можно сказать, что они во многом способствовали его отношению к жизни. В их образе автор воплощает образ старых дворян, знавших свое дело и умевших правильно расставлять приоритеты в жизни. Ведь старые пискари заботились о своей семье, любили своего ребенка и смогли его обеспечить, несмотря на враждебность окружающего мира.
Они не впадали в крайности и были уравновешены, в отличие от сына. Точно так же старое дворянство умело жить достойно, не впадая в разные крайности. Они работали, жили с народом, не гнушались малым почетным трудом и вкладывали свои силы в создание здорового общества. К сожалению, их сыновья и дочери не пошли по этому пути и стали трусливыми и бесплодными, как юный писака.
Кратчайшее содержание сказки «Премудрый пискарь» для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
На дне реки жил кнут. Перед смертью отец и мать завещали ему видеть оба пути, ведь ему угрожала опасность со стороны людей и других обитателей водоема, пытавшихся его съесть. Вот и решил писака, что лучше всего прожить жизнь незаметно, тогда на него никто не нападет. Он соорудил маленькую нору, в которую с трудом помещался, и проводил там все свое время.
Только ночью он мог спокойно уйти под воду. Днем писака сидел в норе и дрожал от ужаса. Он боялся, что кто-нибудь найдет его и съест. Он жил в страхе более ста лет и никогда не имел семьи.
Однажды щука восхитилась образом жизни богатыря. По ее мнению, если бы все жили так, как он, в реке было бы просторно. Конечно, она не просто так это сказала. Ей хотелось, чтобы льстивый писака показался из норы, тогда бы она его схватила. В старости он вспомнил слова щуки и прозрел. Он понял, что если бы все вели отшельнический образ жизни, то вид писак давно бы вымер.
Он хотел выбраться из норы, показать себя миру и доказать, что никого не боится, но не смог. Одна только мысль об этом заставила его содрогнуться.
Старому писателю пора умирать. Он решил вспомнить свою жизнь и понял, что счастливых моментов у него совсем не было. «Он жил и дрожал — вот и все». А сейчас к нему даже никто не приходит. Никто не узнает, как он, мудрый писака, прожил сто лет и не был съеден рыбой. Но никто даже не называет его мудрым. Все считают его дураком, который всего боится.
Его пещера была настолько маленькой, что он случайно высунул голову во сне. И вдруг исчез. В том, что он умер естественной смертью, сомнений нет, ведь такого старого, больного и даже мудрого писаки не съест ни одна рыба.
Чему учит сказка?
Рассказ «Мудрый гольян» актуален и сегодня, но в конце XIX века, когда он был написан, он имел и политическое значение. В то время центральный персонаж этого произведения олицетворял русских людей, не поддерживающих революционных чувств, но в то же время и не защищающих прежний образ жизни. Их пассивная политическая позиция и страх перед опасностью государственного переворота были высмеяны автором «Мудрого гольяна».
В современных условиях мораль этой истории гласит, что невозможно всю жизнь сидеть на одном месте из страха столкнуться с проблемами. Если ничего не делать для себя, годы просто пройдут, и человек будет никому не нужен, да и ничего существенного он сделать не успеет. Жизнь дана нам для того, чтобы мы наслаждались ею и совершали достойные дела, а не для того, чтобы постоянно сидеть в условной яме.
М. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» — очень кратко
Автор | Год написания | Жанр произведения | Главные роли | О чем? |
Михаил Салтыков-Щедрин | 1882 г | сказка | мудрый пескарь — рыба с человеческими характеристиками | История жизни мудрого пескаря, который всего боялся, легла в основу краткого содержания сказки Салтыкова-Щедрина |
Когда отец гольяна умирал, он попросил его быть осторожным. Сын быстро догадался, чего ему стоит опасаться в жизни. Большую рыбу можно съесть, раки могут поранить клешнями. Человек поймает и уронит его в ухо.
Минген сделал углубление, прятался там днем и ходил ночью. Вся его жизнь превратилась в непрерывную борьбу с опасностями. Победив одного, он ждал следующего. Каждый раз я радовался жизни.
Раньше угроз было меньше, поэтому у отца героя была семья. Минноу, чтобы найти жену, не хотел иметь детей. Один хотел выжить.
Часам уже более ста лет. Он ведет здоровый образ жизни. Женщины его не интересуют. Попытки щуки выманить его из норы оказались тщетными.
Прошло еще много лет. Поняв, что все это время он бесполезно жил, герой попытался покинуть убежище. Страх одолел его. Плавающая рыба не признала золотую рыбку мудрой. Пока он спал, он выпал из норки и исчез. Никто не знает где. Может быть, его съела большая рыба.