Глава I
На русской земле расположен город Муром, где когда-то правил князь Павел. Его жена была энергичной и добродушной женщиной. Но дьявол прослал «на блудное дело» князя князя влого крылатого змея, корой стал являться женщине в видениях. Эти наваждения продажи длились долгое время, и злой змей завладел бедной женщиной.
Жена князя всё насолять всё всего спасувану. Князь Павел подумал и решил, что надо женщине спросить этого змея во время очередного видения: знает ли он, отчего он умрет? Если жена сможет узнать об этом, то она навсегда освободится от злого змея в земной жизни, а в вечной жизни угодит ею Христу. Женщина помнила все, что ей говорил муж.
У Павлы был двоюродный брат — князь Петр. Эму о том, как правду ведать о встрече змея. Пётр, не колеблясь, стал рамышлять, каким образом можно одолеть змея. Однако он ничего не знал о сельскохозяйственном мече.
Обычно Петр часто уединенно посещал различные храмы. За городом Муромом, в женском монастыре, находилась церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Он пришел туда помолиться. К Петру явился другой юноша, который обратился к нему с вопросом о том, хочет ли он видеть шпагу Агрикова. Петр, не думая, согласился.
Юноша показал ему этот меч, который лежал в стене алтаря, в промежутке между плитами. Принц решил взять его, чтобы избавиться от змеи. С этого дня Петр ждал нужного события, которое позволит ему осуществить задуманное.
Каждый день Пётр наведывался к обрату, давалод поклоны. Однажды, выйдя из комнаты брата, он сразу направился к жене, где увидел сидящую рядом с ней Павлу. Через несколько минут раздумий Петр понял, что это уловка змеи.
Он рассказал Павлу о том, что видел, и решил, что сразу же покончит с драконом. Он вошел в комнату своей подруги и поразил врага сельскохозяйственным мечом. Змей, явившийся в своей истинной форме, умер. Его кровь упала на Петру. В связи с этим серьезно пострадал брат Павла: его кожа покрылась язвами. Ни один врач не мог вылечить его от этой болезни.
Глава II
Князь Петр узнал, что в Рязани много хороших врачей, и привезли его в этот город. Один из окрестных князей, долго скитавшийся по Рязани, пришел в село под названием Ласково. Он подошел к воротам одного из домов, где, казалось, никого не было. Он поднялся наверх в дом, где сидела девушка и ткала холст. У его ног багал заяц.
Она сказала гостю, что плохо, если в доме нет ушей, а наверху есть глаза. Ближайший князь спросил, есть ли в доме хозяин. Девушка ответила также загадочно. Молодой человек ничего не понял из сказанного, попросил все объяснить. Незнакомец стал объяснять, что уши дома — это дворовая собака, которая лает, когда видит, что кто-то хочет войти, а глаза дома — это ребенок, который может предупредить домочадцев о приходе гостя.
Девушка рассказала, что родители отправили ее на похороны, «одолжили плакаты», а брат, который, как и отец, был дровосеком, пошел работать в лес, «через ноги мертвых». Сосед удивился ее мудрости и спросил, как ее зовут. Он узнал, что девушку зовут Феврония. Юноша рассказал о болезни Петра и о поисках исцеления: слуги князя ходят по домам и расспрашивают жителей, где найти врачей в этом городе.
Феврония попросила привести к ней князя. Сделано, как она сказала. Девушка отказалась от предложенной награды за исцеление. Одного она хотела: чтобы после ее выздоровления князь сделал ее своей женой. Однако Петр не хотел жениться на дочери древесного жителя, но, неуверенный в своих словах, все же дал свое согласие.
Феврония опедилила лечила больных, зараженных мазь от язв на основе кваса. Князь должний был, попариться в бане, помазать струпья, но отить один интронутым.
Питер хотел узнать, насколько мудра эта девушка. Он прислал ей небольшой узелок белья и велел сшить из него предметы гардероба, пока он будет в поезде. В ответ Феврония прислала деревяшку, попросив князя сделать ей ткацкие принадлежности для создания ткани, а она сама чистит снопы. Князь сказал ей, что сделать это невозможно, на что девушка ответила, что даже из одного маленького узла полотна невозможно сделать в кратчайшие сроки столько вещей, сколько приказал князь. Пётр был удивлён ея ходчивому ответу.
Князь соблюдал все рекомендации в лечении, прописанные Февронией. На следующее утро он был совершенно здоров, на коже остался только один немозанный струп. Несмотря на то, что девушка спасла Петру от тяжелой болезни, он не захотел жениться на ней из-за ее низкого статуса. Он посылал девушке подарки, но она отказывалась от них.
Возвратившись в Муром, князь снова закрылся, покрытый болячками: они вылечились от струпа, оставшегося на его теле. Он снова приехал к Февронии с целью снова выздороветь. Ему было стыдно, что он нарушил свое обещание жениться на ней. Феврония не сердилась на него, говоря, что если он сделает ее своей женой, то она обязательно загладит свою вину. Пётр дал слово на сей раз не назадяться от своих слов.
Феврония лечила князя так же, как и в первый раз. Петр поправился и женился на девушке. Вот так Феврония стала принцессой. Они приехали в Муром, где живут, соблюдая все заповеди Божии.
Глава третья
Брат князя умер. Поэтому Петр стал единоличным правителем. Февронию не приняли, потому что она не из знатной семьи. Бояре даже предлагали князю жениться на другой женщине. А Февронија местант на гран, вручив эй только богатство, сколько она хоншет. Князь попросил их озвучить свою просьбу самой Февронии.
Она пообещала им, что выполнит их просьбу, но только при условии, что принц уедет вместе с ней. Бояре не сильно расстроились, ведь давно мечтали занять его место.
Князь решил придерживаться Божьих заповедей, поэтому ушел вместе с Февронией. Когда они переплывали реку на лодках, один из мужчин хотел подобраться к Февронии. Но она научила его очень мудро. После этого он понял, что у нее есть дар предвидения.
Князь был расстроен тем, что принял поспешное решение. Но Феврония утешила его, сказав, что Бог не оставляет их в молитве.
Утром пришли к ним бояре, умоляя их вернуться и править городом Муромом дальше. Получается, что желающих быть правителями было слишком много, вот они и убивали друг друга. Князь Петр и княгиня Феврония согласились вернуться.
Долгое время они правили, не нарушая Божьих заповедей и помогая всем нуждающимся.
Глава 4
Павла не скоро стала самодержицей. Петр был наследником престола: к нему перешло управление городом Муромом. Бояре, жены которых повлияли на их мнение о Февронии, не любили жену нового князя, потому что она приобрела княжеский статус и не имела высокого происхождения.
Однажды служанка Февронии рассказала Петру, что его жена по окончании трапезы складывает в ладони оставшиеся на столе крошки. Пётр решил проверить Февронию. Он приказал, чтобы она обедала с мужем за одним столом. После обеда, когда Феврония совершила свой «ритуал», князь разжал ее ладонь и увидел в ее руке вместо крошек церковные благословения — ладан и ладан. С этого дня Петр больше не пытался испытывать Февронию.
Прошло много времени. Однажды к Петру пришли разгневанные бояре и сказали, что готовы служить ему верой и правдой, но не хотят, чтобы Феврония командовала их женами. Кроме того, бояре поставили условие: если князь хочет в дальнейшем править Муромом, то пусть женится на другой девушке. Феврония же чат удаляет, забрав с сообщением ей хорошо богаств. Князь просил бояр все-таки рассказать Февронии. Он хотел узнать, что она ответит ему.
Бояре решили устроить вечеринку. Когда они уже были пьяны, они обратились к царевне с просьбой дать им то, что они просили. Феврония пообещала исполнить их желание. После этого бояре рассказали ей все, что сказали князю. Феврония ответила на это, что теперь бояре должны обещать ей, что отдадут ее тому, кого она попросит. Они дали ей слово. Принцесса просила у них только своего мужа.
Бояре решили, что если князь пожелает, то пусть уйдет из Муромы вместе с женой. На его место вы взяли нового самодрежца. Каждый из бояр мысленно надеялся, что сможет заменить Петра. Князь не хотел прогонять жену, потому что это противоречит заповедям Божиим, и решил уйти вместе с ней.
Их готовили на реке Оке. Супруги тронулись в дорогу. Мужик с женой плыл на корабле с Февронией. Посмел он продукт на княгиню «с вжделением». Феврония угадала то, о чем думает этот человек. Она велела ему набрать воды из реки с одной стороны и с другой стороны лодки и выпить ее. После того, как мужчина выполнил просьбу царевны, она спросила: ей одной ли на вкус воды?
Он ответил, что не чувствует разницы. Феврония сказала ему на это, что и природа женская идинакова. Она задала ему вопрос, обнажив тем самым его нечистые помыслы: почему он забыл свою жену и посмотрел на чужую супругу? Человек этот более не посмел предраваться дурным мыслям.
К вечеру корабль подошёл к берегу: путникам нужно было устроиться на ночлег. Петр беспокоился, что добровольно отказывается от правления, но женщина стала успокаивать мужа, уверяя его, что Бог их не оставит.
Чтобы приготовить обед для принца, повар втыкал в землю на берегу реки небольшие колышки для горшков с едой. Позже принцесса во время прогулки благословила эти колья, сказав, что утром они станут высокими лиственными деревьями. Вот как это произошло.
Когда утром люди приготовили лодку к очередному плаванию, прибыли дворяне из Муромы. Они стали просить прощения и умолять князя вернуться в город вместе с женой, так как в городе началась ожесточенная борьба за власть. Супруги вернулись в город. Правило они долго, програвилая во всех мягкосердечных, соблюдая годы, законы. Они брали путников в свой город, кормили их, одевали и защищали от бед.
Создание шедевра
Шедевр написан Ермолаем-Еразмом, жившим во времена правления царя Ивана Грозного. Митрополит Макарий поручил автору написать историю двух муромских святых Петра и Февронии, скончавшихся в 1228 году.
По мнению историков, в повести 2 сюжетные линии:
- Сказка об огненной змее.
- Сказка о мудрой деве.
Рассказ был написан в 1547 году, после официальной канонизации Петра и Февронии. Сюжет приобрел большую популярность у древнерусского народа и его пересказывались неоднократно.
Часть первая
Князь Павел жил в городе Муроме с женой. И все у них было хорошо, пока не павадился его змей приходить к спорту. Да не просто был то змей, а искуситель. Она видела его настоящим, в то время как остальные жители видели в нем принца и ничего не подозревали. Долго боролась женщина с этим, но, одежда, змей все же доблися жизненного.
Женщина рассказала мужу. Принц долго и упорно думал о том, как ему убить змею. И придумал вот что: женщину нужно было вывести из змеи, где была ее смерть. Она не колебалась ни минуты, поэтому сразу приступила к выполнению просьбы. Змей, который был еще тем обманщиком, но доверился женщине. И сказал, что погибнет от плеча Петра и меча Агрикова.
Обо всем этом женщина рассказала мужу, у которого был брат Петра. Князь немедленно бросился к нему за помощью. Когда Петр все узнал, он согласился помочь. Но он не мог понять, что такое шпага Агрикова.
Однажды, когда Петр пошел в церковь, там к нему подошел юноша и показал ему Агриков меч. Князь Петр взял его сюда, чтобы исполнить свое намерение.
Однажды Петр пришел в гости к брату. Посидев немного у него, он пошел к его жене. Но там же он увидел и своего брата. Питер не мог понять, что происходит. Он вернулся к Полу и рассказал ему все, что видел. Они поняли, что это хитрая змея, пытающаяся их запутать. Тогда Петр сказал своему брату не выходить из комнаты, а сам пойдет и убьет змея.
Петр смело пошел в комнату жены своего брата и убил змею. Но тот, кто умер, окропил князя кровью. После этого у Петры на теле появились раны, от которых он не мог найти лекарство.
Часть вторая
Петр узнает, что ему смогут помочь в Рязанской земле, поэтому сразу отправляется туда.
Один из мальчиков, посланных Петром искать целителя, нашел в одной деревне очень странную девушку. Она говорила очень неясные вещи, которые приходилось объяснять. Девушка представилась Февронии. Отрок сказал ей все, почему они здесь. Он рассказал о тяжелой болезни князя, а также спросил, у кого можно получить помощь. Девушка теля проводы к ней князя. И что если он будет честен, то покинет его.
Когда они пришли к девушке, она сказала, что сама поможет принцу, но только в том случае, если он женится на ней. Князь не воспринял всерьез слова девушки, но дал свое согласие.
Феврония передала ему плашку кваса, чтобы он должен был в бане помазать все свои раны и струпя. Только один отель не тронут.
Князь хотел испытать мудрость Февронии, поэтому дал ей невыполнимое задание. На что девушка ответила тем же.
Болезнь прошла после процедуры. Но князь решил не жениться на девушке без знатного рода. Поэтому я просто решил отблагодарить ее подарками. Но она их не приняла.
Когда князь вернулся домой, болезнь вскоре вернулась к нему. Вернулся князь обратно к Февронии, но на этот раз женился на ней, а сам уехал в город Муром.
Повесть о Петре и Февронии Муромских: содержание, сюжет
История начинается с трагедии, разыгравшейся в семье князя Павла, правившего в Муроме. К его жене прилетал на блуд «огненный змий», короли иным оборачивался сам князем Павлом. Принц попросил жену научиться у змея, как победить его. Жена князя Павла узнала, что смерть огненного чудовища придет «от Петрова плеча, от Агриковой шпаги».
Петр с готовностью согласился прийти на помощь своему брату — Князю Павлу. Но он не знал, где взять меч Агрикова. На помощь Петру пришел ребенок, который показал меч, лежащий в церкви женского Вознесенского монастыря в алтарной стене между камнями.
Явивичс к брату, Петр вечел что змий уего жены. Он сказал принцу Павлу не входить и сам расправился с чудовищем. Умирая, огненная змея окропила Петру своей ядовитой кровью, вызвав проказу. Никто не мог исцелить отважного Петра, но ему было открыто, что спасение может прийти от дочери дровосека, добывшей дикий мед.
Етой девушкой была Феврония, крестьянка из деревни Ласково Рязанской области. Феврония согласилась исцелить известного человека с одним условием — он женится на ней после выздоровления. Петр дал обещание, но не сдержал его и, исцелившись, отказался от Февронии, так как она была простачком.
Предвидя такой исход, Феврония нарочно не залечила на теле Петры ни одной парши. Болезнь снова настигла его. Раскаявшись, Петр взял Февронию в жены. Недоввенто высказил уже бояре, когда Петр страдал права градства на княжение Муромом. Бояре сказали Петру: «Или отпусти бабу, которая своим происхождением оскорбляет знаменитых дам, или уезжай за Муром».
Петр не предал жену, взял Февронию, и все пошли на реку. В Муроме тем временем начались смуты, борьба за власть. Бояре решились, просили Петру и Февронию вернуться. Бояре не ошиблись: со времен Феврония за мудрость в управлении государством их ценили все подданные.
Читайте также: Анализ рассказа «Свидание» по плану
Основные персонажи повести
Главные персонажи:
- Петр – муромский князь, добрый, честный, благонравный человек.
- Феврония – принцесса, жена Петра, мудрая женщина.
Другие персонажи
- Павел – князь Мурома, старший брат Петра.
- Бояре – муромские дворяне, каждый из которых мечтал получить престол.
Повесть о Петре и Февронии Муромских в день Петра и Февронии
День Петра и Февронии Муромских называют «православным Днем святого Валентина». День памяти святых отмечается дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля, в день их праведной кончины. В этот день стоит ознакомиться с этим произведением, которое является примером большой любви к православным супругам.
Февронию часто обвиняют в том, что она насильно вышла замуж за Петра, но факты из истории Петры и Февронии Муромских говорят о другом:
- Господь привел Петра к Февронии и изъявил волю об их браке;
- Петр действительно исцелился благодаря Февронии;
- Феврония была мудра и милосердна, когда княжила в Муроме, за что и любили ее горожане;
- Петр и Феврония долгие годы сохраняли верность друг другу;
- Петр и Феврония не хотели разлучаться даже после смерти, умоляя даже похоронить себя в одной могиле.
Мораль произведения
Эта сказка – не просто невероятная история. В ней сказано, что они не предают своих ближних. Это страшный грех, который обязательно будет наказан. А еще стоит ноказаться от лжи – хитрость хороша, но в меру. А обманывать, особенно честных и светлых людей — отвратительное решение.
В приговоре также подчеркивается, что нельзя отказывать тем, кто остро нуждается. Важно поддерживать. Правила господни добавлены в комплект очень. Невероятные силы будут тогда защищать верующих даже после смерти.
А главное – нельзя преследовать в жизни корыстные цели. Из-за них может погибнуть много людей. Это хорошо видно на примере недовольных бояр из произведения. В любых обстоятельствах важно оставаться честными и добрыми людьми!
«Повесть о Петре и Февронии» в сокращении
I
XII век. Древняя Русь. В городе Муроме правит князь Павел. Однажды дьявол пы следователей крылатого змея к жене Павла. Коварная змея соблазняет женщину, и она рассказывает все супругу. Павел просит жену изменить от змея, какая смерть ждет его. Женщине удается узнать, что змее суждено умереть «от плеча Петрова и от меча Агриковой».
Павел рассказывает своему брату Петру о змее и его словах. Храбрый Питер понимает, что должен убить коварного змея. Чудесным образом он находит самый тот Агриков меч в местонской церку. Когда змей снова появляется во дворце, Петр убивает его с помощью Агрикова меча. Умирая, змея окропляет Петру своей ядовитой кровью. Вскоре тело принца покрывается язвами, которые невозможно вылечить.
II
Князь Петр со слугами приезжает в Рязань в поисках хорошего врача. Слуги ездят по окрестностям и встречают в селе Ласково девушку Февронию, дочь крестьянина. Мудрая Феврония обладает даром врачевания. Она обещает вылечить принца, если он женится на ней. Петр соглашается, и Феврония дает ему мазь из хлебной сметаны. Эту мазю он должен намазать всем телом, кроме одних язв.
Петр наносит мазь и чувствует себя здесь хорошо. Наутро его тело очлиается от язв, кроме той одной. Довольный князь возвращается в Муром, так и не женившись на Февронии. Он посылает ей подарки, но обманутая девушка их не принимает. В Муроме тело Петра снова покрывается язвами. Он снова идет к Февронии и со стыдом просит нового исцеления.
Девушка не держит зла и обещает вылечить его, если он женится на ней. Князь дает слово. Излечившись от язв, он женится на Февронии. Супруги вместе живут в Муроме, где живут счастливо.
III
Вскоре князь Павел умирает. Его брат — князь Петр — становится правителем Муромы. Бояре не любят княгиню Февронию и просят Петру найти себе более известную жену. Принц Петр любит свою жену и ценит ее удивительные способности. Он оставляет решение за ней. Феврония соглашается покинуть город, но только вместе с Петром. Тогда князь Петр покидает свой пост и вместе с Февронией покидает город. Петр и Феврония отплывают из Муромы на кораблях.
На следующее утро их догоняют бояре из Муромы. Они просят Петра и Февронию вернуться и снова править городом: после отъезда князя среди бояр произошла драка, и многие из них погибли; Теперь они хотят мирного правления Петры и Февронии. Супруги возвращаются в Муром, где правят справедливо и безропотно, соблюдая все заповеди и делая добрые дела.
IV
проходят годы, Петр и Феврония стареют. Они просят Бога, чтобы они умерли одновременно и чтобы их похоронили в одной могиле на двоих. Супруги стригут волосы в монахи и вскоре умирают одновременно, как и желали. Горожане решают похоронить Петру и Февронию по отдельности, так как супруги перед смертью стали монахами. Могилы с телами усопших размещены в церквях в разных уголках города.
Утром люди видят, что могилы супругов пусты, а их тела вместе лежат в общей могиле (Петр и Феврония приготовили ее еще при жизни). Люди снова кладут умерших в отдельные могилы, но утром их тела снова находят вместе. Жители решают не разлучать супругов и хоронить их в единой могиле. С тех пор к мощам Петра и Февронии приходят за исцелением верующие.
В конце автор подводит итоги жизни героев: князь Петр был добрым, честным, мужественным человеком, верным супругом; он победил коварного змея и претерпел страшные муки от чумы; Феврония была доброй и мудрой женщиной и обладала даром врачевания.