- Н.В. Гоголь, «Портрет» — краткое содержание 1 части
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- Краткая характеристика персонажей
- Основные события
- Воздействие портрета
- Богатая жизнь
- Прозрение Чарткова
- Объяснение развязки
- Рассказ художника
- Завершение истории
- Краткий анализ
- Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)
- Часть 1
- Часть 2. История создания портрета
- Главные герои повести
- Часть I
- Другие персонажи
Н.В. Гоголь, «Портрет» — краткое содержание 1 части
Чартков — амбициозный, но перспективный художник. Профессор сказал ему беречь свой дар и не бояться бедности, поэтому Чартков дни и ночи рисовал, забывая о еде и сне.
Действие начинается, когда Чартков приходит в картинную лавку. Его не привлекают модные масляные пейзажи. Вместо этого он смотрит на старые пыльные картины на полу. Его внимание привлекает незаконченный портрет старика в азиатском костюме. Чартков видел в работе незаурядный талант, но больше всего поражали глаза: они, словно живые, смотрели с самого портрета на всех проходящих мимо.
Последние деньги за картину Чартков отдал и повесил у себя на квартире.
Когда на улице стемнело, портрет стал пугать Чарткова. Вместо старика на него смотрел мертвец глазами, как у живого. Художник накрыл портрет тканью и лег спать, отгоняя от себя страшные мысли.
Ночью Чартков проснулся и увидел, что старик выскочил из портрета и вынул из широкого плаща мешок. В сумке были пачки денег. Художник заметил, что один из них откатился к его ногам. Он схватил его, боясь, что старик заметит. Но он собрал узлы в сумку и вернулся за раму картины. Чартков вздохнул, так как изображение вдруг снова шевельнулось. Он закричал от ужаса и. проснулся!
Всю ночь его мучили кошмары о человеке на портрете. Каждый раз, когда Чартков просыпался, оказывалось, что он снова во сне. Настоящий художник не просыпался до позднего утра. При свете дня он не нашел во взгляде с портрета ничего страшного. Чартков вдруг подумал: если бы у него был хоть один сверток!
Внезапно раздался стук в дверь, и в квартиру вошел хозяин квартиры и квартала, желая узнать, когда художник заплатит за квартиру. Во время разговора четверть задевает раму портрета, и из нее выпадает сверток — такой же, как во сне. Чартков быстро хватает деньги и высылает гостей.
Теперь у артиста есть средства на несколько лет безбедной жизни. На секунду он подумывал запереться в мастерской, пока будет развивать свой талант. Через пару лет Чартков может стать большим художником. Однако он быстро отбросил эти мысли. Им овладела жажда роскоши и быстрой славы.
Художник нашел квартиру в центре Петербурга, оделся по последней моде и заплатил журналисту, написавшему статью о талантливом портретисте Чарткове.
Вскоре у него появились богатые клиенты. Сначала он старался передать каждую деталь, подмечал отдельные черты, вкладывал в портреты душу. Слава Чарткова разнеслась по городу. Но с каждым портретом талант художника проявлялся все меньше и меньше.
Чартков стал модным художником. Его поглотила страсть к деньгам, люди обожали его, но портреты стали как маски. Это были дешевые картинки, которые художник штамповал, словно на конвейере.
Все изменилось, когда Чартков увидел картину другого художника, устоявшего перед соблазном и сохранившего свой талант. В этот момент он понял, что его собственный дар растворился в страсти к роскоши.
Снедаемый завистью, Чартков пытался написать нечто подобное, но ничего не вышло. Тогда он тратит все свои деньги на картины лучших живописцев и уничтожает их: топчет, сжигает и режет.
Художник стал подобен дьяволу. У него были приступы бешенства и галлюцинации — он повсюду видел глаза с портрета. Наконец, Чартков заболел чахоткой и умер.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Бедный художник купил в магазине портрет старика, который поразил его тем, что глаза изображенного человека были как бы живыми.
Ночью ему приснился сон, как будто старик вышел из кадра, вынул из мешка связки, на которых было написано «1000 червонных».
Наутро к художнику пришли хозяин квартиры и квартирмейстер. Так как денег на оплату квартиры у молодого человека не было, вместо денег милиционер предложил отдать ему картину. Потом он взял портрет, случайно нажал его на раму, и оттуда выпал сверток с надписью «1000 червонных». Художник подхватил ее так быстро, что Quarterly этого не заметил.
Молодой человек, получив такое богатство, снял роскошную квартиру и стал модным живописцем, но не творцом искусства, а всего лишь ремесленником, умеющим писать портреты.
Через несколько лет, когда он увидел красивую фотографию своего бывшего товарища, он понял, что растратил свой талант. Изучая свои ранние работы, он наткнулся на портрет, который купил в магазине. Напуганный страшными глазами старика, художник приказал снять портрет. С тех пор его одолела зависть к талантливым художникам. Он начал покупать их картины и уничтожать их. В конце концов он сошел с ума и умер.
Во второй части рассказа рассказывается, как выглядел этот портрет. Проживавший в Коломне ростовщик уговорил художника написать его портрет.
Когда художник стал рисовать глаза старика, в его душе поселилась тревога, и он отказался продолжать работу. На следующий день художник узнал, что ростовщик умер.
С тех пор живописец сильно изменился, стал завистливым. Участвуя в конкурсе на заказ картины для церкви, он проиграл, потому что у всех фигур на его картине были демонические глаза ростовщика.
Художник хотел сжечь портрет, но друг попросил передать ему эту работу. С души художника словно камень упал, он стал добрее и спокойнее.
И после этого друг стал беспокойным, беспокойным. Спокойствие вернулось к нему только после того, как он подарил портрет племяннику. Но и он не выдержал и стал переносить портрет с одного на другой.
А художник, написавший ее, стал монахом, удалился в пустыню и через несколько лет написал замечательную картину для церкви.
Он завещал своему сыну, окончившему художественную академию, хранить свою душу в чистоте и просил уничтожить портрет ростовщика, если он его где-нибудь увидит.
Сын, художник Б., увидел портрет на аукционе, рассказал людям историю его создания и заявил, что имеет на него больше прав, чем кто-либо другой. Но кто-то украл портрет, пока все слушали рассказ о нем.
Краткая характеристика персонажей
Главные роли
Сюжет вращается вокруг центрального персонажа – Дориана Грея. На века он стал олицетворением стремления к эстетике, воплощением страха старения. На момент поступка молодому человеку было 20 лет. Он посвятил свои юные годы удовольствиям, поддавшись всевозможным соблазнам.
Первоначально он служил положительным героем: тетя описывала Дориана как прилежного и прилежного юношу. В его образе сошлись добро и зло, борьба которых послужила двигателем истории.
Другой герой, заслуживающий центрального места в произведении, — Бэзил Холлуорд. Художник создал портрет, вокруг которого строится история. Его можно назвать ангелом-хранителем Дориана.
Второстепенные персонажи
- Лорд Генри Уоттон — сыграл роль дьявола в жизни Дориана Грея. Он критиковал существующие ценности и устои, бросал вызов современному обществу.
- Сибилла Вейн – мечтательная девушка, встретившая свою первую любовь в лице обаятельного Дориана. Она поддается искушению и отодвигает свой актерский талант на второй план.
- Джеймс Вейн — брат Сибиллы. Сильный и дерзкий молодой человек.
Красота и пороки Дориана Грея
Основные события
История молодого художника начинается на Щукинском хуторе возле товарной лавки. Там среди разных картин ему понравился один портрет. Чартков уже хотел отойти от холста, но тем не менее покупает его за последние две копейки домой. На портрете изображен старик в азиатской одежде. Картина не закончена, но нарисована настолько правдоподобно, что глаза на ней кажутся живыми.
Дома Чарткову сообщают, что хозяин квартиры разыскивает его ежеквартально и должен требовать плату за квартиру. Художник испытывает сильное раздражение за потраченные две копейки. Еще больше раздражается Андрей, когда видит слугу, сидящего у погасших огней. Он начинает с жаром размышлять о несправедливости жизни, заставившей его, молодого и талантливого художника, прозябать в подмастерьях, в то время как приезжие живописцы получают внушительные суммы за несколько мазков кисти.
Воздействие портрета
Обращая внимание на уже забытый портрет, Чарткова поистине тревожат глаза, живущие и как бы разрушающие самую гармонию портрета. Андрей чувствует, что внутри него поселилось странное неприятное чувство. Уйдя в свой угол, отгороженный ширмой, Чартков рассматривает сквозь щели освещенный луной портрет, и кажется, что старик на нем тоже смотрит на него.
От страха он решает спрятать полотно, но даже на картине-занавеске художник видит страшные глаза, просвечивающие сквозь полотно. Внезапно Андрей замечает, что лист действительно исчез, а старик выполз из кадра и приближается к экрану. Он идет за ней, садится в ногах у Чарткова, достает из пришедшего откуда-то мешка пачки денег и начинает их считать.
Один из пачек с надписью «1000 червонцев» лежит в сторонке, и художник очень хочет, чтобы никто не заметил, как он его приобрел. Так он просыпается и сжимает руку, которая, кажется, чувствует тяжесть денег. Андрея подолгу ночью мучают кошмары, он встает поздно и с трудом. Хозяин квартиры снова навещает его, сообщает ежеквартально. Узнав, что денег нет и не предвидится, он предлагает художнику оплатить жилье своими работами.
Внимание владельца привлекает портрет старика. Он подходит ближе, чтобы получше рассмотреть холст, и нечаянно сжимает край рамы, сзади падает пачка денег, которую Чартков уже видел во сне. Артиста вполне устраивает, что он в состоянии в тот же день погасить задолженность по жилью.
Богатая жизнь
Разбогатев, талантливый юноша сначала хотел купить краски и холст и запереться в своей мастерской примерно на три года. Но он подавил этот творческий порыв. Он хотел жить в роскоши — снимать роскошную квартиру на Невском проспекте и покупать роскошную одежду. Вскоре Андрею приходит в голову заказать себе хвалебную статью в газете. Уже на следующий день Чартков встречает первого покупателя.
Это важная дама, которая хочет заказать портрет дочери. Она описывает свое видение деталей будущей картины, и художник приступает к работе. Как только ему удается подписать и выхватить что-то важное в изображенном лице, дама уводит дочь.
В следующий раз ее недовольство вызывает реализм портрета. В результате Чартков от раздражения немного переделывает и обновляет другую свою работу, «Психею», и этот вариант вполне устраивает важного заказчика.
Довольно скоро художник будет в моде. Он следует шаблону: захватывая одно выражение, он просто меняет ходы. Теперь Чартков может удовлетворить различные требования и выполнить множество заказов. Теперь он богат и принят в аристократических домах, а о других артистах привык говорить резко и высокомерно. Люди, знавшие Андрея раньше как талантливого человека, удивляются, куда могла деться эта искра, столь заметная вначале.
Прозрение Чарткова
Художник ведет себя важно, любит поучать молодежь и упрекает ее в безнравственности. Со временем ныне известный артист становится скрягой. Но однажды его приглашают в Академию художеств посмотреть на картину, присланную из Италии. Этот холст принадлежит кисти одного из бывших товарищей Андрея. Видя свое совершенство, он вдруг осознает всю глубину своего падения.
Чартков бросает все и запирается в мастерской, чтобы полностью погрузиться в работу, но ему это не удается. Он вынужден все время останавливаться из-за незнания основ живописи, изучение которой он забросил в начале своей карьеры популярного художника. Главного героя рассказа охватывает чувство жуткой зависти. Чтобы снова соприкоснуться с чем-то прекрасным, он начинает скупать самые изысканные произведения искусства, и тратит на их приобретение все свои средства.
Пребывание в состоянии постоянного лихорадочного возбуждения, наряду с чахоткой, приводит Чарткова к лихорадке и приближающейся ужасной смерти. Он не мог спрятаться от глаз старика, которые, казалось, были повсюду. Только после похорон становится понятно, почему были раскуплены лучшие картины: их безжалостно уничтожали.
Объяснение развязки
Через некоторое время рассказ Чарткова несколько прояснился. Один из аукционов проходил в Санкт-Петербурге, где среди антикварной мебели, китайских ваз и картин внимание многих посетителей привлек чудесный портрет, изображающий азиата, глаза которого были нарисованы с таким мастерством, что казались были живы. Начинаются торги: цена полотна стремительно растет. После увеличения в четыре раза по сравнению с оригиналом появляется художник Б и заявляет, что у него есть особые права на это изображение. В подтверждение своих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Рассказ художника
Сначала Б обрисовывает Коломну – часть города, где когда-то жила его семья, а рядом с ней – таинственный ростовщик. Его описание:
- гигантский рост;
- азиатская внешность;
- страшный вид.
Ростовщик никому не давал взаймы — ни бедной старушке, ни заблудшему аристократу. Проценты, которые он взимал, были небольшими, а условия платежа очень удобными, но непостижимыми арифметическими расчетами сумма, подлежащая возврату, невероятно возрастала, и тех, кто получал деньги лично из рук азиата, ждала зловещая участь. Б рассказывает несколько историй, например:
- Молодой блестящий дворянин, получив деньги от ростовщика, вскоре изменился до неузнаваемости. Новый подлый персонаж навлек на него гнев императрицы: вскоре юноша сошел с ума и умер.
- Родители помешали свадьбе влюбленной пары из-за расстроенного состояния жениха. Ради свадьбы с красивой девушкой ее избранник дает кредит у азиата. Целый год семейная жизнь была отравлена капризами, нетерпимостью и ревностью, внезапно возникшими в некогда благородном характере мужа. Он даже зашел так далеко, что покушался на жизнь своей жены, а затем покончил жизнь самоубийством.
Затем Б рассказывает историю своего отца, художника-самоучки, который решил написать картину с изображением духа тьмы. Он часто смотрел в сторону страшного соседа и представлял на полотне его образ. Однажды старик сам пришел к отцу Б и прямо потребовал нарисовать свой портрет, и таким образом выглядеть на картине «совсем как живой».
Отец радостно вздрогнул, но чем живее становились глаза на портрете, тем мучительнее его охватывало чувство. Ему стало настолько противно его творчество, что он отказался продолжать писать, несмотря на мольбу азиата. Когда старик стал объяснять, что намерен сверхъестественным образом сохранить свою жизнь на портрете после смерти, отец Б совсем испугался и убежал. На следующий день ростовщик умер, а незаконченное полотно вернула его служанка.
Читайте также: Читательский дневник «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского
Завершение истории
Постепенно отец Б начинает замечать в себе изменения в худшую сторону. Он из ревности ранит своего ученика, и на его картинах начинают появляться азиатские глаза. Он решает сжечь страшную картину, но уступает просьбе друга и отдает ему полотно. Новый владелец вскоре отдает портрет племяннику, но тот быстро от него избавляется.
Отец Б приходит к выводу, что часть души ростовщика на самом деле заключена в ужасном портрете. Смерть жены, дочери и младшего брата Б окончательно убеждает его в этом. Он отдает старшего сына в Академию художеств, а сам живет в монастыре и соблюдает все строгости. Наконец его душа чувствует просветление, и художник берется за кисти.
Целый год он работает над картиной под названием «Рождение Иисуса», которая получается прекрасной и исполненной святости. С сыном, приехавшим к нему перед поездкой в Италию, отец делится своими мыслями об искусстве и дает указания, в том числе найти и уничтожить портрет злого ростовщика.
Б заканчивает свой рассказ сообщением, что после пятнадцати лет поисков он сможет выполнить заказ своего отца, так как картина с аукциона и есть желанный холст. Но когда он и зрители поворачиваются к портрету, оказывается, что он исчез. Этот краткий пересказ можно использовать в читательском дневнике.
Краткий анализ
В «Портрете» Гоголь показывает двух главных героев. В первой части (главе) это молодой художник, во второй — ростовщик. Автор характеризует Андрея Петровича Чарткова как молодого и талантливого человека. Это бедный дворянин, который снимает маленькую комнату и делит ее со своим единственным крепостным.
По ходу повествования характер главного героя резко меняется. О ростовщике ничего не известно, но его образ окружен неким таинственным ореолом, который приносит несчастья всем окружающим. Эта небольшая книга охватывает следующие темы:
- обеднение людей — касается большинства персонажей;
- тщеславие, присущее поведению богатого Чарткова;
- развращенность искусства с возможностью выбора двух путей — самоотверженного самосовершенствования или быстрого обогащения.
Произведение показывает, что у человека есть все возможности для достижения счастья внутри себя и предупреждает об опасностях поклонения деньгам.
Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)
Часть 1
В Петербурге, на хуторе Щукина, есть магазин, торгующий картинами. Однажды бедный художник Чартков остановился перед ее витриной. Сначала он насмешливо рассматривал плохо написанные картины, потом стал думать о том, кто их купил.
Очнувшись от своих мыслей, он услышал, что хозяин лавки давно расхвалил его новые картины. Художнику показалось неуместным ничего не покупать после долгого стояния в магазине, и он сказал, что лучше посмотрит на старые картины.
Один из них попал в Чарткова. На ней был изображен старик в азиатском костюме. Его глаза были удивительны, они выглядели так, будто их вырезали из живого человека и вставили в картину. Художник купил ее за две копейки, а выходя из лавки, вспомнил, что это были последние деньги, которые у него были.
Когда он пришел домой, его слуга Никита сказал, что четвертак принес хозяин квартиры. Хозяин сказал, что если артист не заплатит деньги, пусть съезжает с квартиры.
Чартков был молодым человеком, увлеченным творчеством, часто писал картины и забывал о еде и питье. Профессор предупредил его, что даже если у него есть талант, ему нужно больше думать о своей работе, не проявлять нетерпения в творчестве.
Теперь расстроенный художник задавался вопросом, сколько денег у него будет на завтра на ужин. Почему он учится живописи слишком усердно и долго, когда уже мог бы стать модным живописцем, писать портреты богатых людей и не нуждаться в этом. Потом сказал он себе уныло и вдруг увидел чье-то лицо с ужасными глазами. Испуганный художник понял, что это купленный портрет.
Чертков засмеялся и стал смывать с него грязь. Опять его удивила необыкновенная живость в глазах изображенного на ней старика, и с ужасом он понял, что эти глаза смотрят прямо на него. Чартков набросил на картину простыню.
Ночью художник увидел, что старик выпрыгнул из кадра. Чартков даже не мог крикнуть, а только смотрел, как призрак вытаскивал из складок своего плаща мешок и вытряхивал из него связки, на которых было написано «1000 червонных».
Чартков взял свернутую булку. Старик этого не заметил и сложил узлы в мешок. Потом он отошел от кровати, но вернулся и посмотрел на Черткова. Он сжал сверток в руке, вскрикнул — и проснулся.
Он увидел, что на портрете нет простыни, а губы старика вытянуты, как будто хотят его высосать. И Чертков снова проснулся.
Я увидел, что портрет завернут в простыню, но она стала разворачиваться. И снова художник проснулся.
Он высунулся из окна, холодный воздух успокаивал его. Когда уже светало от зари, Чертков быстро заснул.
Утром пришел хозяин с квартирмейстером. Узнав, что у Черткова совсем нет денег, милиционер предложил хозяину взять картину Черткова в оплату за квартиру, но они ему не понравились.
Кварталсависен, сняв портрет старика, должно быть, слишком сильно надавил на раму. Тарелки вдавили, одна упала, а вместе с ней и пачка с надписью «1000 червонных». Чертков подобрал его быстро, незаметно и сказал, что вечером заплатит за квартиру и выедет на следующий день.
Когда посетители ушли, художник пересчитал деньги, понял, что его поддержали на 3 года и можно рисовать, не продавая картины, а шлифуя свой талант.
Но он был молод и не мог устоять перед соблазном красивой беззаботной жизни. Чертков модно оделся, снял великолепную квартиру, заплатил издателю газеты за хвалебную статью о себе, в которой читателям предлагалось заказать у него портреты.
Сначала пришла дама с 18-летней дочерью и заказала ее портрет. Дама хотела, чтобы девушка была изображена максимально идеально. Художнику пришлось делать то, что она хотела.
После этого стали поступать заказы от других светских людей, и Чертков, разбогатев, стал светским человеком. Его талант не развивался, но заказчики остались довольны.
Достигнув зрелого возраста и всеобщего уважения, он однажды увидел картину своего бывшего товарища и понял, что лучшие дни своей юности он провел за рисованием портретов, которые нельзя отнести к высокому искусству.
Чертков приказал выбросить все последние картины, с головой ушел в работу, но из него ничего не вышло, кроме запомнившихся приемов письма.
Он хотел убедиться, что у него действительно есть талант, и стал рассматривать свои предыдущие картины. И вдруг он вздрогнул и встретил взгляд страшных глаз — это был портрет, купленный им в Щукинском саду. Чартков приказал вынести его.
Его переполняла страшная зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их работы и рвал и топтал эти картины.
У него были припадки безумия, потом пришла лихорадка, и он умер. Денег в его комнате не нашли, там видели только вырезки красивых картин.
Часть 2. История создания портрета
В одном богатом доме проходил аукцион: продавалось имущество умершего покровителя. Возле портрета смуглолицого старика в восточном одеянии с необыкновенно живыми глазами собралась большая толпа. Все стремились купить этот портрет, но вдруг появился известный художник Б и заявил права на него.
Художник Б — известный и талантливый художник, 35 лет, сын художника-самоучки, скромно одет, с приятным беззаботным лицом и черными кудрями.
Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.
Во времена правления Екатерины II в мрачном каменном доме в глухом районе Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили дурные слухи.
Ростовщик — богатый, нелюдимый старик в просторном азиатском одеянии, высокий, смуглый, с восточной внешностью и горящими, пронзительными глазами.
Ростовщик щедро раздавал деньги на, казалось бы, выгодных условиях, которые обернулись пожизненной кабалой. Кроме того, деньги ростовщика принесли несчастье.
Молодой меценат, отличившийся на государственной службе и замеченный императрицей, брал деньги от ростовщичества на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Зависть к уму и таланту овладела им, он стал подозрительным и стал писать прошения об отставке. Когда императрица узнала об этом, она наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.
Князь, желавший жениться на первой в Петербурге красавице, тоже взял взаймы у ростовщика — родственники красавицы посчитали его слишком бедным. До этого благородный принц и красавица были влюблены друг в друга и считались идеальной парой, но после свадьбы молодой человек стал невероятно ревнивым, начал приставать и даже всячески избивать жену. Когда она заговорила о разводе, принц попытался ее убить и покончил жизнь самоубийством.
Ходили слухи и о многих других несчастных случаях, случившихся с обычными людьми, взявшими деньги у ростовщика.
Там честный, трезвый человек стал пьяницей; там купец ограбил своего хозяина; там таксист, несколько лет честно ездивший, за копейки подсунул водителю.
Недалеко от ростовщической посудины жила семья художника Б. Отец его был искусным художником-самоучкой, писал картины и иконы для церквей.
Отец художника Б художник-самоучка, самородок талантливый, честный, прямой, немного грубоватый, с гордой душой, твердым характером и принципами.
Однажды ему поручили написать картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Думая о том, каким должен быть черт, художник невольно вспомнил смуглое лицо и горящие глаза ростовщика.
Однажды ростовщик сам пришел в мастерскую художника и заказал свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно живым».
Художник согласился, пришел в дом ростовщика и начал писать портрет, уделив особое внимание печати глаз. Постепенно художником овладел сильный страх. В конце концов, он отказался продолжать работу и ушел, хотя ростовщик просил его закончить портрет. Он считал, что если художник точно передаст его черты, то он будет жить в этом портрете.
На следующий день слуги ростовщика принесли художнику незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.
Вскоре характер художника стал меняться, он стал злым, раздражительным и завистливым к своему талантливейшему ученику. Когда студент победил его в конкурсе на картину для новой церкви, художник пришел в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его друг, маляр, большой весельчак. Картину он взял себе, но вскоре почувствовал необоснованный страх и отдал ее племяннику, который продал портрет коллекционеру, а картина переходила из рук в руки.
Узнав об этом, художник понял, что стал орудием дьявола. В этом его убедила смерть жены, дочери и младшего сына. Отправив оставшегося сына в Академию художеств, художник ушел в монастырь, а затем стал отшельником. Помолившись за свой грех, он создал великолепный образ, изображающий рождение Иисуса.
В это время художник Б окончил Академию художеств и перед отъездом в Италию приехал попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и велел уничтожить его, если он его увидит.
Мне рассказывали, что этот портрет переходит из рук в руки. вызывает у художника чувство зависти, лютой ненависти к брату, злобную жажду гонений и угнетения.
Закончив рассказ, художник Б повернулся к стене, где висел портрет, и не нашел его: пока все слушали рассказ, кто-то украл картину. Люди долго недоумевали: действительно ли они видели образ страшного старика, «или это был лишь сон, который лишь на мгновение возник перед их глазами, измученными долгим изучением старинных картин»?
Главные герои повести
- Чартков — талантливый художник, 22 лет, нервный, с развитым воображением.
- Отец художника, Б., написал портрет ростовщика, как художника-самоучку, честного, доброго человека.
Часть I
Молодой, перспективный художник Андрей Чартков еле сводил концы с концами. Однажды он гулял по Щукинскому саду и остановился перед купеческой лавкой. Среди множества картин юноша заметил одну, которая его заинтересовала.
На полотне был изображен пожилой мужчина с невероятной внешностью. Картина была грязной, но даже сквозь слой пыли казалось, что глаза незнакомца смотрят прямо в душу. Чартков купил портрет, выложив за него последние деньги.
Вернувшись домой, Чартков узнал, что хозяин квартиры снова пришел за оплатой. Здесь он пожалел о своей поспешной покупке. Художник сидел в темноте и думал о своем положении. Его мысли были прерваны странными ощущениями.
Ему казалось, что человек с портрета смотрит на него из полумрака комнаты. Казалось, невозможно спрятаться от его глаз. Чартков попытался закрыть картину простыней, но даже сквозь нее увидел эти «живые», пронзительные глаза.
В какой-то момент художник с ужасом увидел, что простыня упала на пол, а старик в комнате пересчитывает деньги. Чартков хотел взять себе одну из связок золотых монет, но в тот же миг проснулся.
На следующий день странный сон неожиданным образом сбылся. Из поврежденной рамы выпала спрятанная пачка монет. Чартков мгновенно разбогател. Поначалу юноша радовался, что может больше времени уделять искусству, не думая о бытовых нуждах. Но его преследовала мысль, что он может изменить свою жизнь к лучшему прямо сейчас, не дожидаясь, пока станет признанным мастером-живописцем.
Не удержавшись от соблазна, Чартков стал тратить деньги на обычные нужды, а не на кисти и краски. Он нашел квартиру получше, нарядился, стал привыкать к роскошной жизни. Художник дал объявление в газету и предложил услуги портретиста. Первый заказчик взял у него портрет Психеи, решив, что на картине изображена ее неописуемая дочь. Чартков понял, что совершенное подобие людям не нужно. Они хотели видеть на полотне витиеватый, придуманный образ, за который были готовы платить любые деньги.
Молодой человек быстро понял, что от него требуется. Он стал модным и востребованным портретистом. Со временем он перестал заботиться о том, что его творчество не имеет ничего общего с искусством. Он выполнял заказы, ему хорошо платили, клиенты были довольны. Но в глубине души художник понимал, что предает свой талант. Свою злость и обиду за несбывшиеся мечты он вымещал на других живописцах, отчаянно критикуя их полотна.
Однажды Чарткову предложили рецензию на работы его старого знакомого, художника, поехавшего повышать свое мастерство в Италию. Андрей Петрович был удивлен увиденным. Перед ним был тот самый шедевр, о котором всегда мечтал сам Чартков.
Только теперь он понял, как низко пал он со своими заказными картинами, как далек был он от настоящего искусства. Надеясь наверстать упущенное, Чартков отступает и пытается написать что-нибудь стоящее. Но увы, он потерял все свои навыки, у него ничего не получилось.
Тогда Чартков решил избавиться от своих модных творений, вынести их из дома. Он случайно наткнулся на портрет старика с горящими глазами и все вспомнил. Он приказал убрать проклятую картину, но повсюду ощущал на себе пристальный взгляд.
Чартков нашел выход своему отчаянию: он стал скупать лучшие произведения известных мастеров и уничтожать их. Он с большим удовольствием использовал для этого содержимое сундуков. Но облегчение не пришло. Он сошел с ума, а потом умер.
Другие персонажи
- Хозяин лавки — ловкий торговец, торгующий картинами.
- Никита — молодой парень, слуга Чарткова.
- Владелец квартиры.
- Ворух Кузьмич — интендант.
- Дама заказала у Черткова портрет дочери. Считает себя знатоком живописи.
- Лиза — 18-летняя дочь леди.
- Художник Б — рассказчик во второй части рассказа, мужчина лет 35, с приятным лицом.
- Старик — богатый ростовщик.
- Друг отца художника Б., веселый человек, маляр.