Главные герои
- Вощев, тридцатилетний рабочий, попал в яму после того, как его выгнали с механического завода. Он много думает о возможности счастья, поисках истины и смысла жизни.
- Чиклин — пожилой рабочий, обладающий огромной физической силой, старший в землеройном искусстве. Однажды он находит и забирает девушку Настю к себе.
- Жачеву, рабочему-инвалиду без ног, передвигающемуся на телеге, свойственна «классовая ненависть» — он терпеть не может буржуазию.
Другие персонажи
- Настя — девушка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери владельца кафельного завода) и взял с собой.
- Прушевский — инженер, прораб, которому пришла в голову идея общего пролетарского дома.
- Сафронов — один из мастеров карьера, профсоюзный активист.
- Козлов, самый слабый из мастеров шахты, стал председателем артели главнокомандующим.
- Пашкин — глава облсовета профсоюзов, чиновник-чиновник.
- Бьёрнен — молот в кузнице, бывший «батрак».
- Сельский активист.
Анализ романа А. П. Платонова «КОТЛОВАН»
Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей совсем недавно, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего века. Платонов, как и многие другие писатели, противопоставлявшие свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долгое время находился под запретом.
Среди наиболее значимых его произведений роман «Чевенгур», повести «На будущее» и «Сомневающийся Макар».
В данной работе автор ставит несколько задач. Центральная проблема сформулирована в самом названии рассказа. Образ ямы – это ответ советской действительности на извечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму, чтобы заложить фундамент «общего пролетарского дома», где потом должно счастливо жить новое поколение.
Но в процессе работы выясняется, что задуманный дом будет недостаточно просторным. Шахта уже выжала из рабочих все жизненные соки: «Все шпалы были худы, как мертвецы, узкое пространство между кожей и костями каждого из них было занято жилками, и толщина жилок показывала сколько крови они должны пропустить во время стресса родов».
Однако план предусматривал расширение ямы. Здесь мы понимаем, что потребности в этом «доме счастья» будут огромными. Яма будет бесконечно глубока и широка, и в нее уйдут силы, здоровье и труд многих людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: «Вощев вглядывался в лицо безответно спящего, чтобы увидеть, выражает ли оно безответное счастье довольного человека. Но спящий лежал мертвый, глаза его были глубоки и печально спрятаны».
Таким образом, автор развеивает миф о «светлом будущем», и показывает, что эти работники живут не ради счастья, а ради фундамента. Отсюда видно, что жанр «Яма» — это антиутопия. Ужасающие образы советской жизни контрастируют с идеологией и целями, проповедуемыми коммунистами, и в то же время показывают, что человек из разумного существа превратился в придаток пропагандистской машины.
Другая важная проблема с этой работой ближе к реальной жизни в эти годы. Платонов отмечает, что ради индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В истории вы видите это очень ясно, когда рабочие спотыкаются о сундуки фермера.
Сами фермеры объясняют, что готовят эти гробы заранее, так как ожидают скорой смерти. Избыточный грант забрал у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что на трупах крестьян и их детей строится новая жизнь.
Автор особо останавливается на роли коллективизации. В описании «оргсуда» он указывает, что людей арестовывали и отправляли на переподготовку даже за то, что они «засомневались» или «поседели во время социализации». «Воспитанием масс» в этом хозяйстве занималась беднота, то есть власть отдавалась самым ленивым и бездарным крестьянам, не способным вести нормальное хозяйство.
Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по костяку сельского хозяйства, которым были середняки в деревне и зажиточные крестьяне. Описывая их, автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом.
Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы понять грядущие перемены, показывает, что в деревне они не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии своего надела земли, скот, имущество. Пейзаж соответствует мрачному образу социализации: «Ночь накрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и стесненным, где задыхалась грудь.
Мирным покрывалом всю видимую землю укрыло для грядущего сна, только вокруг амбаров снег растаял и земля почернела, потому что из-под заборов потекла теплая кровь коров и овец».
Образ Вощева отражает сознание обычного человека, пытающегося понять и понять новые законы и устои. Он и не думает выступать против остальных. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны для существующего режима. Они нужны только для того, чтобы вырыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарный характер государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.
Особое место в истории занимает образ девушки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии в обществе является судьба ребенка. И судьба Насти ужасна. Девушка не знала имени своей матери, но знала, что это Ленин. Мир этого ребенка обезображен тем, что, чтобы спасти дочь, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение.
Пропагандистская машина уже проникла в ее сознание. Читатель с ужасом узнает, что она советует Сафронову убивать крестьян за дело революции. Кто захочет вырасти в ребенка, чьи игрушки хранятся в сундуке? В конце рассказа девушка умирает, а вместе с ней умирает луч надежды для Вощева и других работников. В своеобразном противостоянии могилы и Насти побеждает могила, и ее мертвое тело лежит у подножия будущего дома.
Рассказ «Яма» пророческий. Главной ее задачей было не показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяготы жизни тех лет, хотя автор мастерски с этим справился. Автор правильно определил направление, в котором пойдет общество. Земляной карьер стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он показал нам источник проблем и бед на долгие годы.
Наша страна до сих пор грохочет в этой яме, и если принципы жизни и мировоззрения не изменятся, то все силы и средства продолжат идти в яму.
В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Яма» сочетаются социальная притча, философский гротеск, сатира, лирика. Автор не дает никакой надежды на то, что в далеком будущем на месте подземной ямы вырастет «город-сад», что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Яма расширяется и растекается по директиве над землей — сначала четыре раза, а затем, благодаря административному решению Пашкина, шесть раз.
Строители «общепролетарского дома» буквально строят свое будущее на костях своих детей.
Автор создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе всеобщего повиновения, безумной жертвенности и слепоте, овладевшем страной.
Главный герой Вощев отстаивает авторскую позицию. Среди замечательных коммунистических вождей и массы смерти он горько думал и сомневался в человеческой правоте происходящего вокруг него. Задумавшись «среди общего темпа работы», Вощев не движется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свой собственный путь к истине.
Вощев так и не нашел правды. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем ему теперь смысл жизни и правда вселенского происхождения, если нет маленького верного человека, в котором правда будет радостью и движением?» Платонов хочет узнать, что могло двигать людьми, которые с таким усердием продолжали копать яму. Это новое рабство основано на обрядах новой веры: религии подполья, изложенной Сталиным.
«Котлован» — драматическая картина краха времени. Уже на первых страницах повести звучат два слова, определившие пафос времени: темп и план. Но рядом с ними появляются в рассказе и другие ключевые слова, входящие в очень непростые отношения с первыми: смысл происходящего и размышление о всеобщем счастье.
«Счастье от материализма, товарищ Вощев, а не от мнения», — сказал Вощеву фабзавком. «Мы не можем вас защитить, вы безответственный человек, и мы не хотим оказаться в хвосте у масс…» Вы боитесь оказаться в хвосте: он конечность, а вы сами сели на свою шея!»
Перелом рождает новые отношения между людьми, вся Россия приходит в движение. Вощев видит «образование детей-пионеров с уставшей музыкой перед ними; инвалид Жачев едет в своей коляске.
«Уже второй день представитель профсоюза объезжает окраины города и пустыри, чтобы встретить бедных фермеров и превратить их в постоянных рабочих; «кулацкие элементы» уплывают на плоту под «музыку великого похода», звучащую из рупора».
Выразительна символика сооружения ямы — постепенное обесдуховывание: сначала срезают живую траву, затем лопатами врубают также живой верхний слой почвы, затем забивают мертвую глину и камень.
«Товарищ Пашкин зорко снабжал жилища землекопов радиогорном, чтобы во время отдыха каждый мог познать из трубки смысл классовой жизни».
Большое значение в рассказе имеют три притчи, отражающие основные идеи произведения.
История любви мастера Никиты Чиклина, «чувствовавшего все без расчета и осознания, но с точностью» и существовавшего с «непрерывно деятельным чувством жизни», печальна и коротка: то время без остановки прошло мимо нее, и она, быть может, , воскликнул впоследствии, благородное существо. История инженера Прушевского столь же печальна.
И вот два разных человека, которые по разным причинам оставили свое счастье (один пренебрегал им как низким, то есть был неправ; другой стыдился и не смел), теперь одинаково несчастны. Они обрекли себя на это и остановили естественный ход жизни.
История медведя-кузнеца, у которого всего два качества — «классовое чутье» и «прилежное трудолюбие»!
«Быстрее, Миш, а то мы с тобой будем ударной бригадой! — сказал кузнец.
Но медведь уже так старался, что пахло горящей металлическими искрами шерстью, и медведь этого не знал. Так появляется метафора «работать как зверь». Затем разворачивается другая метафора — медвежья услуга. Медведь, уже переусердствовавший, разрушает кузницу.
По Платонову, если человек освобождается от мысли, если вся его богатейшая природа приводится либо к функционированию в узком плане, либо к подчинению, он перестает быть личностью.
История организационного хозяйства колхоза имени генерала. Мужикен Елисей страдает «отсутствием собственного ума»: «Елисей держал в руке самое длинное знамя и, послушно выслушав активиста, пошел своим обычным шагом вперед, не зная, где остановиться».
Девушка Настя умирает, хотя Елисей ее согревает, а Чиклин охраняет, понимая, «каким ничтожным и тихим должен быть мир, чтобы она была жива!».
Но сначала умирает активист, и колхоз спокойно принимает это, «не жалея его, но и не радуясь, потому что активист всегда говорил точно и правильно, совершенно по воле, только сам он был настолько грязен, что когда все общество зачали его когда-то женатым, чтобы уменьшить его активность, тогда даже самые ничтожные женщины и девушки в лицо начинали плакать от печали».
Деструктивное отношение к людям и всей природной жизни — вот вредная сущность активиста.
Человек в тоталитарном государстве теряет самое главное — способность мыслить, чувствовать, оставаться человеком. Это большая трагедия. Такой человек никогда не построит дом, он способен только выкопать яму.
Роман «Чевенгур», рассказы «В будущее» и «Макар сомневающийся». «Мой». В данной работе автор ставит несколько задач. Центральная проблема сформулирована в самом названии рассказа. Образ ямы – это ответ советской действительности на извечный вопрос о смысле жизни.
Автор развеивает миф о «светлом будущем» и показывает, что эти работники живут не ради счастья, а ради фундамента. Отсюда видно, что жанр «Яма» — это антиутопия. Ужасающие образы советской жизни контрастируют с идеологией и целями, проповедуемыми коммунистами, и в то же время показывают, что человек из разумного существа превратился в придаток пропагандистской машины.
Другая важная проблема с этой работой ближе к реальной жизни в эти годы. Платонов отмечает, что ради индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В истории вы видите это очень ясно, когда рабочие спотыкаются о сундуки фермера. Платонов показывает, что на трупах крестьян и их детей строится новая жизнь.
Автор особо останавливается на роли коллективизации. В описании «оргсуда» он указывает, что людей арестовывали и отправляли на переподготовку даже за то, что они «засомневались» или «поседели во время социализации». «Воспитанием масс» в этом хозяйстве занималась беднота, то есть власть отдавалась самым ленивым и бездарным крестьянам, не способным вести нормальное хозяйство.
Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по костяку сельского хозяйства, которым были середняки в деревне и зажиточные крестьяне.
Образ Вощева отражает сознание обычного человека, пытающегося понять и понять новые законы и устои. Он и не думает выступать против остальных. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны для существующего режима. Они нужны только для того, чтобы вырыть котлован. Особое место в истории занимает образ девушки.
Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии в обществе является судьба ребенка. В своеобразном противостоянии могилы и Насти побеждает могила, и ее мертвое тело лежит у подножия будущего дома.
Рассказ «Яма» пророческий. В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Яма» сочетаются социальная притча, философский гротеск, сатира, лирика. Автор не дает никакой надежды на то, что в далеком будущем на месте подземной ямы вырастет «город-сад», что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои.
Яма расширяется и растекается по директиве над землей — сначала четыре раза, а затем, благодаря административному решению Пашкина, шесть раз.
Человек в тоталитарном государстве теряет самое главное — способность мыслить, чувствовать, оставаться человеком. Это большая трагедия. Такой человек никогда не построит дом, он способен только выкопать яму.
Роман «Чевенгур», рассказы «В будущее» и «Макар сомневающийся». «Мой». В данной работе автор ставит несколько задач. Центральная проблема сформулирована в самом названии рассказа. Образ ямы – это ответ советской действительности на извечный вопрос о смысле жизни. Автор развеивает миф о «светлом будущем» и показывает, что эти работники живут не ради счастья, а ради фундамента.
Отсюда видно, что жанр «Яма» — это антиутопия. Ужасающие образы советской жизни контрастируют с идеологией и целями, проповедуемыми коммунистами, и в то же время показывают, что человек из разумного существа превратился в придаток пропагандистской машины.
Другая важная проблема с этой работой ближе к реальной жизни в эти годы. Платонов отмечает, что ради индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В истории вы видите это очень ясно, когда рабочие спотыкаются о сундуки фермера. Платонов показывает, что на трупах крестьян и их детей строится новая жизнь.
Автор особо останавливается на роли коллективизации. В описании «оргсуда» он указывает, что людей арестовывали и отправляли на переподготовку даже за то, что они «засомневались» или «поседели во время социализации». «Воспитанием масс» в этом хозяйстве занималась беднота, то есть власть отдавалась самым ленивым и бездарным крестьянам, не способным вести нормальное хозяйство.
Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по костяку сельского хозяйства, которым были середняки в деревне и зажиточные крестьяне.
Образ Вощева отражает сознание обычного человека, пытающегося понять и понять новые законы и устои. Он и не думает выступать против остальных. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны для существующего режима. Они нужны только для того, чтобы вырыть котлован. Особое место в истории занимает образ девушки.
Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии в обществе является судьба ребенка. В своеобразном противостоянии могилы и Насти побеждает могила, и ее мертвое тело лежит у подножия будущего дома.
Рассказ «Яма» пророческий. В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Яма» сочетаются социальная притча, философский гротеск, сатира, лирика. Автор не дает никакой надежды на то, что в далеком будущем на месте подземной ямы вырастет «город-сад», что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои.
Яма расширяется и растекается по директиве над землей — сначала четыре раза, а затем, благодаря административному решению Пашкина, шесть раз.
Человек в тоталитарном государстве теряет самое главное — способность мыслить, чувствовать, оставаться человеком. Это большая трагедия. Такой человек никогда не построит дом, он способен только выкопать яму.
«Котлован» краткое содержание по главам повести Платонова
Вощев работал на механическом заводе и был на хорошем счету у начальства, пока прямо на рабочем месте не стал «решать» философские вопросы. Это занятие сильно снизило качество его работы и привело к печальному итогу: Вощева уволили с завода в день его тридцатилетия.
Напившись с горя в кабаке, Вощев едет в соседний город. По дороге он встречает безногого инвалида Жачева, который зарабатывает на жизнь попрошайничеством, ссорится с ним. После утомительного дня Вощев проведет ночь на пустыре, но его
косарь уезжает, потому что на том участке планируется грандиозная стройка. Закройщик советует безработным отдохнуть в казарме, где живут рабочие, приехавшие рыть котлован — важнейшую стройку города. Там планируется построить «общий пролетарский дом».
Все представители рабочего класса будут жить в огромном здании, и они просто покинут свои прежние дома.
***
Утром мастера просыпаются и предлагают Вощеву вместе позавтракать. Затем все идут на объект. Пустошь уже размечена по параметрам ямы.
Вощев получает в руки лопату, и он вместе с другими строителями продолжает работать.
Среди его новых знакомых главным идейным вдохновителем является Сафронов, профсоюзный активист, человек искренний и добрый, но недалекий. В бригаде выделяется сильный и старательный Чиклин, а вот больного и слабого Козлова мастера не любят.
***
Главный инженер и разработчик проекта Прушевский мечтает, чтобы через несколько десятилетий посреди мира была построена башня, где будут счастливо жить рабочие со всего мира. Но, как и всех интеллигентов, Прушевского одолевают сомнения. Если рост производства увеличивается, то будет ли вместе с ним возрастать и рост души?
Из-за ежедневных мучений инженер перестает спать по ночам, его начинают посещать суицидальные мысли.
На следующее утро мастера продолжили копать котлован. Для укрепления рабочего духа приезжает глава облсовета профсоюзов Пашкин. Он говорит землекопам, что темп их работы пока медленный, не социалистический.
Козлов оказывается первым доносчиком и бежит за бригадиром с клеветой.
Чиклин проводит обследование местности и убеждается, что котлован был заложен не в том месте. Лучше было использовать для этого естественное ущелье, а не начинать всю работу с нуля. Прушевский делает пробы грунта и убеждается, что Чиклин прав: лучше расширить близлежащий овраг и сделать из него траншею.
Инвалид Жачев подъезжает на своей карете к дому председателя Пашкина. Он глубоко возмущен обилием денег председателя и его мизерной пенсией. Пашкин не хочет портить отношения с рабочим классом, поэтому просит свою толстую жену накормить инвалида.
Жачев берет еду, которую делит с Чиклиным и Сафроновым в бараке.
Вощев еще надеется найти смысл жизни, но его попытки остаются безрезультатными. Даже такая тяжелая работа, как рытье котлована, не продвинула его в этих философских исканиях. Весь вечер Вощев проводит в печали.
В то же время Прушевский и Чилкин предаются сладким воспоминаниям о своей молодости. Чиклин любит вспоминать дореволюционные времена, когда его неожиданно поцеловала дочь владельца фабрики, на которой он работал. Прушевский вспоминает красивую неизвестную девушку, которая однажды прошла возле его дома.
Инженер уже забыл ее черты лица, но девушка настолько покорила его сердце, что с тех пор он всматривался во всех незнакомых людей и пытался найти ту самую…
***
Козлов устал от тяжелого копания котлована. Он хочет заниматься «общественной работой». Остальные мастера продолжают работать на основной стройплощадке.
Однако инженера Пашкина по-прежнему не устраивают темпы работ.
Чиклин со сладкими воспоминаниями о поцелуе красавицы прибывает на тот самый завод, который сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Он бродит по заброшенным зданиям и случайно натыкается на потайную комнату. Там лежит умирающая женщина. Рядом с ней маленькая девочка, мажущая губы отмирающей лимонной цедрой. В несчастном Чиклин узнает дочь хозяина заведения, подарившая ему поцелуй.
Женщина умирает у него на глазах, а Чиклин забирает с собой дочь.
***
Для рабочих в казарме играет радио, которое призывает всех мастеров полностью мобилизовать внутренние ресурсы для строительства основного объекта. Вощев и Жачев против радио, но Сафронов не дает его выключить. Он считает, что каждый сознательный гражданин должен прислушиваться к социалистическим лозунгам и проникаться правильными идеями.
И капиталистические лозунги должны быть навсегда выброшены из головы.
Девушка Настя, которую взял с собой Чиклин, садится в барак. Ее очень любили все мастера. Настя получила два сундука из резерва. В одной она теперь спала, а в другой хранила свои игрушки.
Сафронов пытается воспитать девочку в духе коммунистической идеологии.
***
Председатель Пашкин по собственной инициативе отдает приказ увеличить яму в шесть раз. Козлов снискал расположение профсоюзных активистов. Он едет с бригадиром в машине и кричит на рабочих.
Через некоторое время Козлов и Сафронов уезжают на коллективизацию соседнего села, но оттуда уже не возвращаются. В деревне их убивают «кулаки». Узнав о трагедии, Вощев и Чиклин отправляются в деревню.
Сельский активист, ответственный за создание колхоза, зачисляет приехавших работяг в «мобилизационные кадры».
Тела Козлова и Сафронова лежат в сельсовете, накрытые красным знаменем. Чиклин остается с мертвым до утра. Среди ночи в сельсовет забрел сельский крестьянин.
Чиклин решает, что это убийца его друзей и сам убивает фермера.
В селе много арестованных. Активист ищет «передовых крестьян», которым приказывает агитировать под знаменами объединения и коллективизации села. У фермеров больше не будет коллективного пользования.
Одни из самых смелых лежат в гробах и пытаются умереть. Сельский священник очень боится грядущих репрессий. Чтобы хоть как-то примирить приверженцев новой жизни, он посылает заявление в круг неверующих и жертвует все доходы церкви на покупку тракторов.
А вчерашний священник пишет на активиста осуждение, в котором указывает имена всех, кто был крещен в его церкви.
***
Активист приказывает Вощеву, Чиклину и еще трем односельчанам построить плот. На нем «кулаки» будут отправлены в реку. Активист собирает местных жителей и требует, чтобы они перестали вмешиваться в строительство коммунизма. Каждый должен участвовать в коллективном использовании. Фермеры просят еще одну ночь передышки, чтобы все обдумать.
Активист не хочет ждать так долго и лишь дает время подумать, пока флот не будет построен. Всем, кто пойдет против коллективного пользования, он обещает «путешествие» на плоту в открытое море.
В деревне хаос. Сельские жители давно не кормили своих лошадей, зарезали коров и съели их мясо до смерти. Делают они это для того, чтобы не отдавать свой скот в общественное пользование.
В Оргсуде селяне прощаются друг с другом, словно перед смертью.
***
Жачев и Прушевский прибывают в новый колхоз. Они берут Настю с собой. Девочка уже в детском саду, она убеждена, что всех «кулаков» надо искоренять.
Чиклин идет к местному кузнецу, который работает с медведем. Зверь умеет бить молотом по наковальне. Чиклин и медведь заглядывают в дома, где живут кулаки. Медведь рычит, а Чиклин в это время всех «убирает».
Непокорных жителей деревни, загнанных на плот, спускают в реку.
***
Крестьяне, оставшиеся на берегу, радостно топают по двору в поход в великий поход. Это веселье продолжается до тех пор, пока Жачев не уложит их спать.
Вощев собирает бесхозный мусор, разбросанный по деревне. Он вписывает все элементы декларации, а потом вместо игрушек дает маленькой Насте. Медведь настолько воодушевлен перспективой новой жизни, что начинает работать с тройной силой.
***
Утром все жители деревни собираются возле кузницы. Там медведь и Чиклин работали всю ночь и продолжают усердно ковать железо. Однако мужчины замечают, что они подделывают ошибки.
Но только угроза исключения из колхоза заставила Чиклина и медведя прекратить работу.
Прушевский идет с местной молодежью в читальный зал, чтобы совершить культурную революцию.
***
Настя серьезно заболела. Активиста объявляют врагом пролетариата и убивают. Вместо него избирается Вощев.
Тело активиста бросают в реку вслед за плотом с «кулаками.
Прушевский, Жачев, Чиклин и Настя возвращаются в город. Там яма засыпана снегом, а кабина рабочего пуста и заброшена. Несмотря на все усилия мужчин, спасти девушку не удалось.
Чиклин сам хоронит Настю. Пытаясь заглушить душевную болезнь, он всю ночь копает траншею.
Читайте также: Краткое содержание Толстой Анна Каренина за 2 минуты пересказ сюжета
Котлован
История человечества от первых мамонтов до сотворения коммунизма
Каждый человек – неиссякаемый источник энергии. Энергия может быть разрушительной, она может быть созидательной, она может бесцельно кипеть внутри человека, не принося ни вреда, ни пользы, пока на этого человека не упадет метеорит, или его случайно не раздавит автомобиль. Известный факт об этой энергии. Поэтому из года в год, из века в век люди занимаются разной ерундой.
Некоторые свергают королей, делают революции и доказывают в состоянии, граничащем с эпилепсией, что политика этого одного ворует меньше, чем другого, а значит, он лучше и вообще принцип эксплуатации людей лучше, чем другой. Другие бегают марафоны и накачивают бицепсы до шестидесяти сантиметров, едят обезжиренный йогурт, пьют безвкусный зеленый чай и вообще являются веганами.
Третьи вышивают крестиком и рожают детей, чтобы не прекращалась преемственность поколений и не прекращалась глупость на земле. Четвертый сидит в позе лотоса и не двигается, не думает, не дышит и вообще о мелафефон бва кха ша.
Пятые просто пьют пиво после работы и смотрят, как мяч катится по лужайке, споря, как его правильно бить и под каким углом, в те редкие моменты, когда их рты свободны от стекла. И это не имеет смысла. Вот и он! Все неплохо, я так думаю, даже если бы так было во веки веков, все нормально, правда?
В конце концов каждый выбирает и тогда он отвечает за свой выбор перед Богом, перед сатаной или перед вечной пустотой космоса. Но, все было бы слишком просто, если бы было так просто, — и Менинг придумали люди. То есть не они это придумали, они как куры Пелевина, которые знали слово «летать», но что, как и зачем понятия не имели.
Так и со смыслом: есть слово, а смысла нет. Двигаться дальше…
Из года в год, из века в век эту неуемную энергию пытаются усмирить другие предприимчивые люди, у которых может быть не больше энергии, чем у них первых, но в то же время в них больше ума и харизмы.
Вот они смотрят на это и думают — это должен быть ряд длинных слов, которые не могут быть напечатаны в очень изящной и узорчатой форме, вытекающей яростным фонтаном сквозь пальцы на ладонь лица — что так не должно быть, все это тратится впустую и бесполезно, даже сердце кровью обливается от этого хаотичного перемещения биомассы по планете.
Энтропия, говорят. Нужно организовать! И стараются направить чужую энергию в ту или иную сторону, чтобы она приносила пользу кому-то, чему-то или хотя бы не выкипала просто так без труда. Зачем зря тратить силы? Пусть они будут полезны. Одна проблема заключается в том, что вы не можете заставить людей воспользоваться этим.
А потом этим людям рассказывают, что есть такая идея и есть смысл, есть высшая цель, будет великое будущее (на земле или на небе), но для этого надо работать, и ты копайтесь в земле, разбивая жуков, что будет в будущем, если у вас нет дара? Таким образом, вы не можете добраться до большого будущего, но оно не приходит само по себе.
Давай, работай и развивайся быстро в том или ином направлении, подавай идею и ищи смысл! Кроме того, люди обычно существа глупые и плохо понимают даже, что с этой энергией делать, а тут им говорят, и как убедительно говорят! — что ты собираешься делать, тогда тебе не нужно думать самому, — и какое это счастье, когда тебе не нужно думать! — ответственность поэтому и не на них самих, ну и ведутся они на это, раз все будет так просто и хорошо, а делать все равно нечего.
А для того, чтобы люди работали и не терялись во всяких мыслях, они заранее готовят программу и постоянно вливают ее себе в мозг. Коммунизм! Капитализм! Отсрочка! Светлое будущее! Рабочий класс! Социализм! Работа! Торты с трюфельной начинкой! Ну вот и все.
Лозунги должны быть громкими. Лозунги абсурдны по своей сути, но это и хорошо: потом их никто не понимает и не принимает на веру, как бы непонятно, значит, сложно и умно, а должно быть хорошо, потому что наши просто делают ни к чему не приведет, ну мы же сказали они. Вот как мы живем.
Ведь полтора миллиарда лет назад люди были обезьянами и, согласно науке, бросали кокосы в мамонтов с деревьев. Прошли эти ужасные миллионы лет, но они были как обезьяны, так и остались обезьянами (некоторые действительно красились и делали прически, брили ноги и все такое), даже если вместо кокоса гранату подбирали, как ситуация только накалялась.
А так нужно было что-то с этим делать, и даже хорошо, что именно они сказали, что именно нужно делать, иначе сатана не дал бы им всем кидать эти гранаты друг в друга и история закончилась бы окончательно, и не так, как этот финал анонсирует всякие постмодернисты. Так.
Эти предприимчивые люди придумали религию, огромный институт церкви, они придумали государство и другие структуры, наметили всевозможные иерархии, а другие придумали революцию и контрреволюцию, гуманизм, идеализм и прочие ценности, просто не работая на них в первую очередь, ну в общем, на равновесие и силу равновесия, а отчасти от безделья и необходимости время от времени менять парадигму, а то, знаете ли, надоедает, хочется новой.
И вот в этой ситуации какой-то свободы выбора оказывается больше, а это уже демократия, что, в общем-то, невероятно круто! Прогресс! Оба успели изобрести многое, мы давно живем на планете. А в 20-м веке созрели идеи социализма и бурными течениями куда-то хохотала буржуазия с замахом на яйца, которая от стольких веков затишья развязала мешки и перестала следить за ситуацией, что было не иллюзорно, что достали, сильным рывком пролетарского сапога.
Убрали голову царя на всякий случай, религию отменили, богатство тоже. в общем многое отменили, освободили так сказать площадку для маневрирования. Ну и начали придумывать, чтобы не было пусто.
Кажется — чикдос! Но черт возьми, это было. Столько лет жили и не печалились, все было по полочкам: богатые — откармливались, бедные — работали. Вроде идеальный миропорядок, столько веков работал без особых изъянов. Но вдруг социализм. Коммунизм.
Царя казнят, делим имение и гоу-гоу попойку с питием всех собственнических элементов и вознесением неимущих к руинам былого богатства. Только вот беда. Бедняки за столько лет привыкли находиться под крыльями богатых, под их чутким и строгим руководством, что без этого крыла им стало немного не по себе. Дураки, их никто не учил, а самим учиться было некогда.
Что-то надо делать, а что не понятно. Они ходят, чешут затылки, бьются лбами в броуновском движении. Так и было, как в той сказке: иди туда, не знаю куда, принеси что-нибудь, не знаю что. И тогда уже не осталось прежних хозяев, чтобы указать на величественный перст, и люди стали уходить непонятно куда и делать непонятно что.
Но потом на это место быстро организовались новые, на всякий случай называли себя иначе, чтобы не постигла участь прежних, а так как опыта у них не было, то получилось не очень хорошо их хоть и возглавить, но что-то сделать — надо было и так, поэтому они все-таки стали топить народ массой бессмысленных дел, лишь бы они были заняты, а те в свою очередь головы не снимали. Чем бы ни тешился пролетариат, лишь бы не бесился.
Логика такая, значит: у нас есть куча пролов с неутомимой энергией, бьющих фонтаном из них, как дерьмо из канализации. И надо что-то с этим делать, иначе они уничтожат и нас, и себя, и вообще все к черту мать. И что делать не понятно, но что-то делать надо, потому что иначе она будет плескаться всюду коричневой массой, но если показать куда бить, то может и оплодотворить и что-то вырастить.
И их новые владельцы стали гонять на всякие задачи, лишь бы энергия использовалась и не была опасна. Тип сублимации, да. Ну иди туда, строй коммунизм в глухой провинции или копай яму. К чему? Ну, Господи, сатана и великий космос, мы-то знаем почему, а ты и не думай, самое главное делай, а почему узнаем потом, и вообще мир, труд, май, коммунизм, дискурс!..и иди уже на работу.
Ну, или построим там дом потом, может быть. Просто большая яма, очень-очень большая, чтобы собрать пролов со всего света и поселиться там, и всех грязных капиталистов на плоту и в море. Ну прол тварь простая. Ему сказали — пошел делать, а о смысле не думает, потому что никогда об этом не задумывался. Коммунизм строить? Да, черт его знает, что это такое, но мы обязательно попробуем!
Какой смысл, когда это работа? Наверное смысл коммунизма в работе, а если нет, то все равно попробуем, а там видно будет. Человеку вообще не свойственно думать, когда его руки чем-то заняты, как, впрочем, и играли эти хитрые люди.
Это бездельники думают, а те, у кого есть работа, они не думают, потому что у них уже есть профессия и они в целом очень счастливы и довольны, а тут массы решили не на плоту кончать не думать, в противном случае, если вы думаете, что значит, вы бездельник, и это все для вас.
Таким образом, работа обретает смысл, а вера в светлое будущее коммунизма приходит на смену утвердившимся в этих странах церковным догмам. Коммунизм не терпит конкурентов (если нужно, замените «коммунизм» другим словом)! И это все меняет.
В этой профессии и есть смысл и эта формула действительно работает до тех пор, пока человек не потеряет эту профессию и не задумается о ней. И в этот самый момент, как он думает об этом, он становится опасным человеком. Потому что под сомнение ставится вся система, а значит, смысл как таковой тоже становится очень неустойчивой и не реальной вещью. И снова мужик у разбитого корыта.
Это как Достоевский с Великим Инквизитором. Здесь же есть тема, что если человек усиленно занят делами, то он не особо почувствует разницу в том, чем отличались от них сегодняшние дела — дело есть дело, и неважно, что именно ты делаешь, потому что ты делаешь это . Но это не имеет значения. Самое главное, чтобы человек был занят.