- Действующие лица
- Образ Марии Нарышкиной
- Внешность героини
- Внутренний мир девушки
- Героиня на фоне стихии
- Переломные моменты в эволюции личности героини
- Выбор учительницы
- Реальность — мечты
- Художественные особенности произведения
- Образ мертвой пустыни
- Философское содержание прозы
- Платоновский текст изобилует афоризмами:
- Стиль рассказа
- Культурный обмен как тема рассказа
- Путешествие в деревню
- Появление кочевников
Действующие лица
Главной героиней рассказа является Мария Никифоровна Нарышкина. Окончила Астраханский педагогический курс, после чего была направлена на работу в село Хошутово. Она граничила с пустыней, поэтому хижины и фермы приходилось регулярно очищать от песка.
У Нарышкиной был реальный прототип — это невеста Платонова. Она сама спрашивала о работе в деревне, так как боялась внимания автора. Но отъезд не помог, и ради встречи мужчина прошел 60 км.
Основные черты личности Нарышкиной:
- против;
- целеустремленность;
- определение.
В повести Андрея Платонова есть и другие персонажи — это жители села. Они не знали, как обращаться с песком, поэтому тратили много времени на его очистку. Дети часто были голодны и больны, но это не мешало им с интересом слушать учителя.
Затем в повести появляется еще одна группа героев – кочевники. Сначала они плохо себя вели, пили воду и топтали землю. Но Марии удалось убедить их изменить свое поведение.
Краткое содержание рассказа «Песчаный учитель» знакомит только с основными событиями сюжета. Лучше читать произведение целиком — это позволит лучше понять смысл текста.
Образ Марии Нарышкиной
Внешность героини
В центре сюжета образ Марии Нарышкиной, ключевой фигуры в творчестве Платона. Второе предложение описывает Марию нестандартно — автор использует мужской род. Автор называет Марию «молодой, здоровый человек». Внешность девушки похожа на мужчину: сила рук, твердость ног и т д. Таким образом автор подчеркивает силу и выносливость героини, намекает на предстоящие Марии физические испытания. Девушка приспособлена к превратностям жизни.
Внутренний мир девушки
Первые годы учебы в педагогическом вузе доставляют героине значительное количество душевных страданий. Автор обращается к периоду, когда девушке было 16 лет, и описывает жизнь Марии до двадцати лет. В это время героиня испытывает «любовь и жажду самоубийства».
Жизненные коллизии подтолкнули героиню к отчаянному и смелому шагу — изменить свою жизнь. Девушка убегает от любви в далекие деревни, граничащие с пустынями.
Автор подчеркивает, что девушке были свойственны уверенность в себе, спокойный характер. Эти качества Мария унаследовала от отца, воспитавшего дочь. Отец не объяснил дочери значение революции, страшных событий и гражданской войны.
Героиня на фоне стихии
Родина девушки – пустынная местность. Мария с детства любила свою родину, знала поэзию родины. Пустыня у Марии ассоциировалась с «Тысячей и одной ночью», образами загорелых купцов, караванами с верблюдами, Персией, Памиром и плато, песками.
По дороге в деревню девушка сталкивается с песчаной бурей. Однако стихия сделала девушку еще сильнее, не сломила героиню. С самого начала Мария нашла сходство собственного характера и отношения к жизни с мировоззрением и подходом к крестьянским трудностям.
Природа, песок — не единственная стихия, с которой сталкивается героиня. Вторая стихия — кочевники, оказавшиеся не менее разрушительными, чем песчаная буря. Мария — человек, способный к объективным оценкам, наделенный логикой и сильной рациональностью. Героиня правильно отреагировала на позицию лидера поселенцев и представителя власти.
Переломные моменты в эволюции личности героини
Ключевым поворотным моментом в динамике личности Марии стала смерть двоих детей. Всего на попечении девушки было двадцать детей. Автор характеризует Марию как «сильную, нежную и смелую» девушку. Эти качества помогают героине выжить в сложной ситуации и найти выход. Мария учится бороться с песком, одновременно обучая фермеров этой науке.
Крестьяне видели в Марии почти божественную сущность.
Учительница «обросла» своеобразными пророками и друзьями, которые шли за девочкой по пятам. По логике автора, человеческую личность формируют мифы и сказки. Позже сама личность начинает изменять окружающий мир, пространство, превращает реальность в такой миф.
Эта идея воплощена в платоновской географии: рассказах о дальних странах, о поэтическом восприятии мира героиней. Цель жизни Марии – покорить космос, полюбить свою родину. Мария отправляется в далекие деревни, чтобы воплотить в жизнь сказку, миф о зеленых оазисах посреди пустыни.
Выбор учительницы
На первый взгляд поступок Марии кажется жертвой. Девушка уходит в глушь, закапывается в пустыне. Но логика событий платоновского творчества показывает, что это не столько жертва, сколько цель жизни героини.
Противостоят друг другу два героя: советская власть и вождь переселенцев. Вождь кочевников понимает, что драться за траву бесполезно. Поначалу Мария отрицательно относится к представителю советской власти. Позже героиня анализирует совет мужа переехать в глухую деревню и работать с переселенцами.
Идея представителя власти глубока: оседлый образ жизни заставит кочевников изменить свой подход к жизни. Поселенцы начнут ценить землю, на которой живут, перестанут нести такие разрушения.
Реальность — мечты
Женщина вынуждена выбирать между мечтами, надеждой на лучшее будущее и жестокой реальностью. Реалии жизни подталкивают Марию отказаться от мыслей о личном счастье, семье в пользу общего блага. Последней каплей, решившей выбор девушки, стали размышления о людях, живущих в ужасных условиях на песке.
Мария — реалистка. Девушка смелый человек, и сделав выбор, героиня обещает вернуться через пятьдесят лет с отчетом о своих успехах. В будущем Мария воображает себя старухой, идущей по лесной тропинке — вместо песчаной дюны.
Ситуации, описанные Платоновым, раскрывают личность героини: сильной, мужественной, с твердой волей, сильным чувством долга. Ответственность, мысли об общем благе преобладают над стремлением к личному счастью. Сила героини перевешивает слабость.
Художественные особенности произведения
Первое, что бросается в глаза при анализе произведения Платона, — это контраст. Пустыня Средней Азии кажется мертвой. Этому качеству противостоит активный подход к жизни, живость Марии. Героиня придумывает способы спасти деревню от губительного песка, сделать землю зеленее. Девушка рождает «искусство превращать пустыню в живую землю». Антитеза «мертвое-живое» реализуется автором с помощью пейзажа.
Образ мертвой пустыни
Мертвая пустыня изображается автором с помощью метафорических эпитетов, метафор, сравнений: «пустынный песок», «песок зыбких могил», «теплый ветер для мертвых детей», «степь вытолкнула», «степь умерла давным-давно», «полуживое дерево» и т д
Фигуры Мертвой пустыни — в главной роли — в кульминации повествования. В конце произведения Мария понимает, что ее юные годы навсегда похоронены под песками этой пустыни. Героиня воспринимает себя грустно: Мария словно умирает в зелени посаженных ею кустов. Образ смерти сменяется образом жизни. Мария предстает в воображении старухой, идущей среди леса, выросшего на песчаном участке.
Философское содержание прозы
Платоновский текст изобилует афоризмами:
- «Однажды молодежь не будет беззащитной»;
- «Некоторые умирают и ругаются»;
- «Кто голоден и ест траву на родине, тот не преступник».
Афористичность произведения выражает философские смыслы, присущие прозе. Платонов продвигает идею ценности науки, знаний, умений. Наука является ценностью не только для отдельных людей, но и для народов. Эта логика воплощает центральную идею платоновского творчества. Мария выражает великую, благородную миссию — делиться знаниями с другими. Эта миссия реализуется в конкретных действиях:
- создание лесополос;
- сохранение насаждений;
- ландшафтный дизайн;
- уход за жизненно важными растениями.
Стиль рассказа
Платоновский стиль отличается лаконичностью. Читатель не увидит в тексте обилия диалогов, разговоров между героями. Герои Платонова лаконичны, экономны в выражении своих мыслей и сил. Так автор символически намекает: люди не тратят свою энергию на то, чтобы вкладывать ее в действительно важные дела.
Судьбоносный выбор героини изображается автором с помощью нескольких абзацев. Краткий текст не мешает автору в полной мере реализовать идею. Критики отмечают сходство эссе Платона и репортажа журналиста. Большое внимание автор уделяет описанию природы, местности. В целом произведение наполнено действиями, глаголами и носит повествовательный характер.
Стилю русского писателя свойственна образность и метафоричность. Образ капли используется автором, чтобы показать течение жизни. Автор часто обращается к описанию чувств и душевных переживаний героев.
Читайте также: Читать Островский «Лес» Краткое Содержание Комедии
Культурный обмен как тема рассказа
Автор также затрагивает тему культурного обмена. Межкультурный диалог предполагает взаимопонимание, толерантность, доброту, диалог между представителями разных народов. Автор акцентирует внимание на важности нахождения общего языка с другим человеком.
Конкретным примером межкультурного диалога является взаимодействие главного героя и лидера поселенцев. Девушка предъявляет к менеджеру терпимые и вежливые требования. Герой слушает Мэри. Симпатия возникает между двумя сильными личностями.
Путешествие в деревню
Мария Нарышкина выросла в обычной семье. Отец работал учителем математики и мечтал сделать из дочери учительницу, поэтому девочку в 16 лет отдали на курсы. Она их закончила и уехала работать в село Хошутово.
Рядом с поселением находилась Астраханская пустыня. Это место непригодно для жизни, и многие люди умерли от голода. Мария увидела первый шторм, когда они как раз подъезжали к деревне. Людям требовалось много сил, чтобы бороться со стихией.
Путешествие заняло три дня. Когда Мария приехала, она увидела деревню на песке. Она получила комнату в школе. Из-за сурового климата дети не всегда ходили в школу. Но когда они пришли, то с интересом слушали учителя. Зимой стало тяжело, так как люди испытывали голод. Двое студентов умерли перед Новым годом.
Мария Никифоровна опустила руки. Она не знала, как учить голодных и больных детей. С фермерами она не общалась. Тут к ней пришла мысль — надо бороться с песком. Для этого она обратилась в Департамент народного образования, но безрезультатно. Ей не назначили учителя, но дали специальную литературу.
Нарышкина изучила книги и стала склонять крестьян к ряду действий:
- один месяц весной и столько же осенью отводится на общественные работы;
- вы должны везде посадить кусты;
- растение позволит защитить урожай и полить сады.
Прошел год, и постепенно село изменилось. Позже учителю удалось достать хвойные растения, которые были лучше защищены от песка.
Жители стали топить кустом печи, плести из него корзины и мебель — это приносило дополнительный доход.
Появление кочевников
На третий год появились кочевники. Они уничтожали посевы и пили воду. Молодой учитель пошел к вождю племени и попросил его прекратить грабить степь. Он выслушал Мэри, но сказал, что было бы несправедливо исключать их. Тогда Нарышкина договорилась с ним о том, чтобы использовать ресурсы области с умом.
Преподаватель отправился с докладом в отдел общественной информации. Ей предложили переехать в Сафуту. Здесь жили кочевники-резиденты, нуждавшиеся в обучении. Тогда Нарышкина согласилась поменяться домами.
Учительнице было жаль проводить юность в глуши, но судьба двух народов ее беспокоила. Поэтому она решила посвятить свою жизнь спасению людей. На прощание Нарышкина обещала прийти через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге. Менеджер был удивлен целеустремленностью девушки. Он сказал, что она может управлять людьми. Ему было ее жаль, но если в пустыне растет дерево, все люди будут ему благодарны.
Не сдаваться и не сдаваться — этому учит повесть «Песчаный учитель».
В читательский дневник можно заносить личные впечатления от прочитанного. Для пересказа нужно создать базовый план с основными событиями сюжета.