- Главные герои пьесы
- Информация о произведении
- Горький «На дне» очень краткое содержание
- Биография Луки и значение образа
- История создания
- Лука
- Очень краткое содержание для читательского дневника
- Акт четвертый
- Другие персонажи
- Акт третий
- Критика
- Тема
- Действующие лица
- Акт второй
- Акт первый
- Акт второй
- Акт третий
- Акт четвертый
- Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)
- Акт 1
- Акт 2
- Акт 3
- Акт 4
- Анализ произведения
- Основная идея пьесы
- Проблематика
- Композиция
- Жанр
- Жанр, направление, композиция
- Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве
- Действие I
- Основной сюжет произведения
- Социальный подтекст
Главные герои пьесы
- Актер безвольный пьяница.
- Сатин — азартный игрок, смекалистый, одаренный и умный человек, он воспринимает жизнь как игру.
- Барон — безвольный дворянин, растративший свое состояние.
- Клещ Андрей Митрич, слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
- Анна, его жена, очень больна.
- Настя — падшая женщина, мечтающая о романтической любви.
- Квашня — поставщик пельменей на рынке.
- Бубнов — картузник. Проживание в комнате в кредит.
- Васька Пепель — вор. Ему с детства пророчили, что он станет вором, как и его отец.
- Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Интересуется жизнью и людьми. Он дает жителям общежития надежду изменить свою жизнь к лучшему, утешает их.
- Костылев, Михаил Иванов — владелец ночлежного дома. Лицемерный, трусливый, жадный. Он грубо обращается с женой, корит ее сестру куском хлеба. Покупка краденого.
- Василиса Карповна — его жена, злая, злая женщина.
- Наташа ее сестра, добрая девочка.
- Абрам Медведев — милиционер, дядя Василисы и Натальи. Тупой и строгий человек.
Информация о произведении
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году Максимом Горьким, в то время она считалась смелой и новаторской в своем жанре. Эта социально-философская драма не имеет традиционного сюжета, все действия развиваются только в диалогах главных героев. События происходят в дешевом общежитии, где живут люди, потерявшие все и оказавшиеся на дне.
Главный вопрос пьесы – размышление об истине и сострадании. Что выбрать из этого? Что лучше, пожалеть человека или открыть глаза на его недостатки?
Что все-таки важнее? Проблемы этого драматического произведения многогранны. В ней говорится о месте человека в жизни и о его роли, о вере, выяснении, имеет ли право на существование ложь во имя утешения. Подумайте, есть ли у человека возможность изменить собственную жизнь, или все уже предрешено.
Познакомившись с персонажами и кратким содержанием «Дна», можно получить представление об основных конфликтах, обсуждаемых в пьесе. Это произведение включено в школьную программу по литературе, так как заставляет задуматься и несет в себе множество дилемм.
Горький «На дне» очень краткое содержание
Действие пьесы происходит в конце 1800-х — начале 1900-х годов.
Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме комнату для бедных. В ночлежке живет много бедняков: вор Васька Пепель, бывший чиновник-барон, снайпер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, пьяный актер и другие.
Злые, подлые Костылевы создают в общежитии тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса изменяет своему 54-летнему мужу с вором Васькой Пепелем. Однако Пепель охладевает к ней и начинает ухаживать за своей 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности время от времени бьет сестру.
Дядя девочек, милиционер Медведев, прекрасно осведомлен о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дяде известно, что Костылевы покупают краденое у вора Ясеня, но прикрывают свои «темные дела”.
Однажды в комнате поселился новый жилец — старик Лука, беглый каторжник. Старик жалеет несчастных жителей общежития и не говорит им страшной правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям, казалось бы, мудрые советы, которые на самом деле просто сбивают с толку. (Например, Лука врет актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой пепельного вора и т д).
В конце концов совет Луки приводит к печальным последствиям: однажды в ночлежке вспыхивает драка, в которой Васька Пепель убивает Костылева. После этого Пепель и Василиса попадают в тюрьму, изуродованная Наташа оказывается в больнице и пропадает.
Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Люка адрес больницы. Остальные персонажи продолжают жить в комнате.
Биография Луки и значение образа
Как можно понять из того, что странник вкратце рассказал о себе, он был в Сибири, и к этому месту герой питает особые чувства. Он не боится цепей, потому что там хорошие люди. Можно предположить, что Лука находился там очень долго. По сути, их сослали туда за совершение преступления. Скорее всего, он начал скитаться после того, как сбежал с каторги.
Другая история гласит, что Лука охранял дачу инженера в Томской области. Какие еще места посещал странник, неизвестно, но он предположил, что направлялся в Украину, но это недостоверный факт, что он двигался в этом направлении.
Получившийся образ Луки не удовлетворил автора. Речевая характеристика характеризует героя как мягкосердечного и симпатичного человека. М. Горький опасался, что читатели не увидят истинного смысла его персонажа. Старик бесплатно помогает людям, в своих монологах пытается примирить их с реальной жизнью. Мешает присущее людям стремление бороться за свое место под солнцем. Доброта не сможет бороться со злым и жестоким миром.
Автор намеренно дает герою имя, имеющее двойное значение: злого (значение имени) и чистого (апостола Христова). Старец, странствующий по России, делится своими мыслями с теми, кого встречает на пути. Он своего рода воспитатель для определенного класса людей, таких же, как и он: без дома и семьи.
Образ Луки оказался у Горького многогранным, хотя изначально он задумывался совсем другим. Он стал позитивнее, мудрее и, как показывает анализ произведения, повлиял на всех жителей общежития.
История создания
Пьеса была задумана Горьким за год до ее создания, однажды в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет поставить пьесу об обитателях космического дома, ушедшего на дно. В 1900-1901 годах автор сделал несколько зарисовок. В этот период Максим Горький серьезно увлекся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актеров. Это было крайне важно для автора, рассматривающего возможность работы в новом жанре.
В 1902 году была написана пьеса «На дне», а в декабре того же года она была поставлена на сцене МХТ с участием Станиславского. Следует отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, случившийся в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и фабрики остановились, безработица, разруха, нищета, голод — все это реальная картина в города того времени.
Спектакль создавался с конкретной целью — поднять культурный уровень всех слоев населения. Ее постановка вызвала резонанс, в основном благодаря гениальности автора, а также полемике поставленных вопросов. В любом случае, о пьесе говорили с завистью, неудовольствием или восхищением, она удалась.
Лука
Это пожилой скиталец, чьи взгляды влияют на обитателей общежития. Лука сочувствует окружающим его людям, утешает их и считает, что ложь во спасение может побудить человека к определенным действиям.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие происходит в комнате, принадлежащей Костылеву. Его обитатели — люди из низов социального общества: рабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут прожить другую жизнь. И гости, и хозяева постоянно спорят.
Жена хозяина, Василиса, уговаривает своего любовника Ваську Ясеня убить ее мужа. Он влюблен в Наталью, сестру Василисы.
Сатин, актер и барон — совершенно деградировавшие личности, а слесарь Клещ ждет смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».
Однажды в общежитии появился странник Лука. Ему жаль этих людей, и Пепл предлагает уйти отсюда с Натальей, чтобы начать честную жизнь.
Василиса избивает сестру, к которой завидовал Пепла, все заканчивается всеобщей дракой. Пепель случайно убил Костылева и тот был арестован.
После матча Лука исчез. Жена Клеша умерла, а у него нет денег даже на похороны.
Артист, которому Лука пообещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.
Акт четвертый
Герои все в одном подвале в общежитии. Только Луки среди них нет: он ушел в этом смятении. Сама Настя не прочь уйти, куда бы ни смотрели ее глаза. Актрису называют ее компаньоном с насмешкой. Это спор о правде и лжи. И Клещ, и неожиданно Сатин спорят с бароном, назвавшим Луку шарлатаном.
Они убеждены, что старик если и «солгал», то только из жалости, чтобы дать людям надежду. И поэтому необходимо уважать каждого человека, особенно детей – среди них всегда найдутся те, кто рожден для счастья не только на благо себе, но и для других.
Барон вспоминает былое величие семьи. Настя намеренно называет его изобретателем, как и он ее. Она всем рассказывает, что Наташа вышла из больницы и больше ее никто не видел. Пепель и Василиса находятся под следствием. Сатин утверждает, что Ваське долго не дадут, и Василиса сама выпутается.
Сатин восторженно отзывается о том, что человек — «это звучит гордо». Барон сомневается в этом, когда оглядывается на последние несколько лет. Актер спрыгивает с печки, почему-то просит помолиться за него и выбегает из подвала.
Все шутят, так что затяни песню. В этот момент в дверях появляется барон. Он объявляет всем, что там, на пустыре, актер повесился. Во внезапной тишине Сатин говорит: «Эээ.. испортила песню. трюк-рак!»
Другие персонажи
- Кривой зоб — шлюха.
- Татарка — шлюха.
- Алешка — сапожник, молодой озорник.
Акт третий
«Пустошь» — двор. Ранняя весна. Настя рассказывает выдуманную историю любви. Бубнов и барон подшучивают над ней. Лука поддерживает Настю. Наташа мечтает, чтобы ее забрали из общежития.
Эш решает уговорить Наташу поехать с ним в Сибирь — он хочет исправиться и жить честно. Василиса все слышит и сердится.
Лука сообщает Костылеву, что уходит из ночлежки. Бубнов вспоминает, как его жена связалась с другим, и он остался без мастерской. Сатин рассказал, как оказался в тюрьме из-за злодея, приставшего к его сестре. Клещ не понимает, как дальше жить.
Из квартиры Костылева доносятся крики Натальи — Василиса с мужем ее избивают. Выяснилось, что Наталья обожгла ногу. Пепель уже знает о случившемся и побежал в общежитие — сильно ударил Костылева, который на него закричал. Костылев умирает от инсульта. Василиса, счастливая, вызывает полицию. Наталья считает, что Василиса до сих пор девушка Золы и что все было подстроено. Наталья вызывает полицию.
Критика
Д.В. Философы считают пиком творчества Горького драму «На дне», после которой началось падение.
Адрианов С.А назвал Луку Михайловича Горького одной из попыток создания типа «мудрого сердцеведа», апеллирующего к человеческой совести. Великие русские писатели пытались создать такой образ. У Толстого это Аким («Власть тьмы»), у Достоевского — старец Зосима («Братья Карамазовы»). К ним присоединяется и Лука Горький.
И. Ф. Анненский сравнил взгляды Горького и Достоевского: «…Горький. имеет все для человека и все в человеке… И если девиз для Достоевского был — смирись и дай богу говорить, то для Горького он звучит горжусь…».
Тема
Работа объединяет несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы говорят на высокие темы, а на такие низкие, что ниже уже нельзя опуститься. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть очень нравственным, духовно богатым.
В то же время любой человек может опуститься на дно, с которого подняться практически невозможно, это затягивает, дает свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах.
Горький высказал только самые насущные проблемы современности, он их не решал, не давал универсального ответа, не указывал пути. Именно поэтому его произведение называют пьесой-диспутом, в его основе лежит спор, где рождается правда, своя для каждого героя.
Проблемы произведения разноплановые, самые зажигательные, пожалуй, стоит рассмотреть диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде.
Значение имени играет, что социальное дно — это слой, где есть и жизнь, где люди любят, живут, думают и страдают, — оно существует во все времена и от этого дна никто не застрахован.
Действующие лица
- Михаил Костылев — 54-летний комнатный хозяин, муж Василисы. Богатый и жадный человек. Подозревает жену в любовной связи с Васькой;
- Василиса — 26-летняя жена Михаила. Жадный и жадный до денег. Призывает Эша убить ее мужа;
- Наташа — 20-летняя сестра Василисы, милая и добрая девушка;
- Васька Пепель – мужчина 28 лет, ворует с детства, никогда в жизни не работал;
- Актер — раньше выступал на сцене, пока не спился. Не помните его настоящего имени;
- Квашня — 40-летняя бизнесвумен, за которой ухаживает Медведев;
- Лука вот уже 60 лет странник, который утешает всех обитателей общежития и утверждает, что у них есть будущее. Он слишком хорошо лжет;
- Клещ — 40-летний слесарь средних лет, муж умирающей Анны. Он хочет вернуться к прежней жизни и считает, что без жены ему было бы лучше;
- Бубнову 45 лет. У него был свой бизнес, который он потерял;
- Сатин — нищий, но образованный и начитанный мужчина 40 лет. Раньше он работал на телеграфе, поэтому любит хвастаться своими знаниями;
- Барон — 33-летний дворянин, лишившийся своего поместья. Часто вспоминает о прошлом;
- Анна приятная и добрая женщина, замужем за Клешем. Она тяжело больна и ожидает смерти;
- Алёшка — молодой сапожник, мало работает и иногда не платит за комнату;
- Медведев — 50-летний милиционер, дядя Василисы и Надежды. Считает, что все люди должны жить смиренно;
- Настя — соседка барона по комнате;
- Кривой Зоб, татарин — два грузчика.
Акт второй
Вечер. Атлас, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Бубнов и Медведев играют в шашки. Лука садится рядом с Анной. Анна говорит Луке, что не видела ничего, кроме побоев и оскорблений. Она считает, что тоже будет страдать «на том свете».
Барон и Сатин пошли пить водку и позвали с собой Луку. Актер задержался с Лукой и решил прочитать ему стихотворение. Из-за пьянства у актера ухудшилась память – он забыл любимое стихотворение. Актер расстроен, он говорит Луке, что давно выпил его душу. Старик уверяет актера, что выход из этой ситуации есть.
Анна зовет к себе Луку, просит его поговорить с ней — приближается ее смерть. Люк утешает Анну. Пепел мрачен, спорит с Медведевым и говорит, что хочет украсть Наталью. Люк советует Эшу успокоиться, советует ему перебраться в Сибирь.
Входит Василиса. Она заходит в комнату Эша, у них происходит откровенный разговор: Эш признается, что больше не хочет быть с ней. Василиса предлагает Пепелу помочь друг другу: она выдаст его замуж за Наталью, а Пепел освободит Василису от мужа. Лука говорит Пеплу не слушать Василису и не рушить ему жизнь.
Анна мертва. Пепел и Лука идут в гостиницу за ее мужем. Актер возвращается, он вспомнил стихотворение. Он встречает Наталью и говорит ей, что выбирает другую жизнь, что готов излечиться от алкоголизма, получить имя.
Акт первый
Действие происходит ранним весенним утром в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Клещ садится у одной из стен и достает ключи от старых замков. Квашня в центре за большим грязным столом, Барон ест хлеб, Настя читает рваную книгу. Анна кашляет за немытой занавеской на кровати в углу. Актер бросает и включает плиту. Устроившись на нарах, он сошьет шапку Бубнова.
Обращаясь к барону, Квашня утверждает, что, выйдя замуж, она больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ дразнит женщину словами, что она лжет и хотела бы выйти замуж за Медведева, который сделал ей предложение. Квашня в ответ говорит, что довел жену до полусмерти.
Барон, выхватывающий у Насти книгу и читающий заголовок — «Роковая любовь», — смеется.
Анна умоляет перестать кричать и спорить, дать ей спокойно умереть.
Сатин, Бубнов, Актер и Клещ тихо беседуют. Сатин говорит, что раньше был культурным человеком. Бубнов вспоминает, что его профессия — скорняк и когда-то у него было «свое заведение». Актер считает, что самое главное в жизни – это не образование, а талант.
Появляется Костылев, ищущий свою жену. Он стучит в дверь комнаты Эша (комната отгорожена тонкими досками в углу комнаты дома), намереваясь поговорить, но Эш прогоняет его. Костылев уходит.
Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Ясеня роман с женой хозяина комнатного дома Василисой.
Сатин просит у Эша деньги, тот дает, а Сатин говорит о деньгах и работе. Он считает: жизнь хороша, когда работа доставляет удовольствие, а если работа — обязанность, то жизнь становится рабством.
Актер и Сатин уходят.
Появляется Наташа с новым гостем Лукой. Эш флиртует с Наташей, но она не принимает его предложение.
Входит пьяный Алёшка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гоняют.
Ясень, имея в виду клеща, говорит, что он «напрасно скрипит». Клещ возражает, что собирается вырваться отсюда, не хочет жить, как все здесь — «без чести и совести». Пепель, со своей стороны, считает, что люди в общежитии ничем не хуже Тика. Выйдите Пепел и барон.
Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает гостей за грязь. Потом спрашивает, заходила ли Наташа и разговаривала ли с Василием. Листья.
В коридоре слышны шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.
Акт второй
Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько гостей заняты игрой в карты, Актер и Тик наблюдают за ними. Медведев и Бубнов играют в шашки. Лука садится рядом с кроватью Анны.
Во время разговора с Лукой Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее и обещает рай и покой после смерти.
Актер собирается «прочитать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается, что для него все кончено: он «выпил душу». Лука отвечает, что в жизни актера не все потеряно: есть бесплатные клиники для пьяниц, но он не помнит, в каком городе. Он уговаривает актера набраться терпения и воздержаться от выпивки. «Человек может делать все, что угодно. пока он хочет», — считает Лука.
Входит мрачный Эш. Он поворачивается к Медведеву и спрашивает, сильно ли Василиса била сестру. Он отказывается говорить, отмечая, что это не его дело, вора. Пепель в ответ угрожает сообщить следователю, что «Мишка Костылев и его жена» подстрекали его к воровству и скупали краденое.
Лука пытается вмешаться в их разговор, но Зола спрашивает, почему Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука убеждает Василия, что вместо того, чтобы искать истину, он должен отправиться на «золотую сторону», в Сибирь, где он сможет найти свой путь.
Входит Василиса. Она разговаривает с Эшем, и он признается, что Василиса от него устала — в ней «нет души». Василиса предлагает Пеплу убить назойливого мужа, аргументируя это тем, что сам Васька дважды сидел в тюрьме из-за Костылева, а он притесняет Наташу.
Входит Костылев, между ним и Василием завязывается спор, но Лука препятствует драке. Он советует Эшу не иметь дела с Василисой, а оставить ночлежку с той, которая нравится вору — с Наташей.
Незнакомец, заглянув за навес, где лежит Анна, обнаруживает, что она мертва.
В конце концов все жители общежития собираются у кровати Анны.
Акт третий
Действие происходит на «пустыре», замусоренном и заросшем бурьяном дворе, превращенном в комнату.
Настя рассказывает зрителям историю своей любви. Бубнов и Барон недоверчиво смеются над ее рассказом, а девушка страстно доказывает, что пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука ее успокаивает, говорит, что раз она сама считает, то это была такая любовь, а ее сожители смеются, потому что ничего настоящего в их жизни не было.
Обитатели «дна» говорят о правде и лжи.
Наташа говорит, что тоже придумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «уникального». Хотя она и не понимает, чего ожидать, «всем плохо жить».
Бубнов считает, что люди часто лгут для того, чтобы «раскрасить душу», сам он не видит смысла лгать, ему лучше «винить всю правду, как она есть! Чего стыдиться?»
Клещ ненавидит людей, и правда ему ни к чему. Сказав это, он бежит
Появляется Эш, присоединяется к разговору. Он спрашивает Луку, почему тот врет, и говорит, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда можно исцелить душу истиной», поэтому человек должен иметь грех. Он говорит, что скоро покинет общежитие.
Эш зовет Наташу пойти с ним, признается в любви, обещает перестать воровать. Он чувствует, что необходимо изменить свою жизнь, «жить так, чтобы я мог уважать себя». Наташа задумчива, но все же решает ему поверить.
Подходят Костылев с женой. Василиса (она подслушала разговор Эша и Наташи) пытается надавить на Эша и ее мужа, но Лука успокаивает Василия.
Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а паспорта есть у всех хороших людей. Лука прямо говорит, что имеет в виду: Костылев никогда не изменится, потому что, как земля непригодная для уборки, он ни на что не годен.
Хозяева общежития прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.
Бубнов говорит Луке, что «всегда лучше уйти вовремя», и рассказывает свою историю.
Сатин и актер, о чем-то споря, уходят в подвал. Сатин говорит, что актер никуда не уйдет, и требует сказать, что Лука обещал актеру. Незнакомец спрашивает, как Сатин могла оказаться в общежитии. Он неохотно говорит, что попал в тюрьму из-за сестры: «в гневе и раздражении убил злодея», а после тюрьмы все дороги закрыты.
Входит угрюмый Тик: он был вынужден продать все инструменты, чтобы похоронить Анну, и не понимает, как жить дальше.
Из квартиры Костылева доносится крик Наташи: «Бей! Убивают!» Актер и Сатин выходят выяснять, что происходит. Слышны отдельные голоса, по комментариям видно, что гости пытаются разлучить Василису и Наташу.
Появляются Квашня и Настя и помогают Наташе идти: ее бьют и обваривают ноги кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели комнатного дома. Появившись, Пепель видит Наташу и с размаху бьет Костылева. Он падает. Василиса кричит, что ее мужа убили, указывает на Пепеля. Василий говорит, что Костылева сама уговорила его убить ее мужа.
Наташа в истерике обвиняет сестру и Эша в заговоре и, почти теряя сознание, сама просит взять ее в тюрьму.
Читайте также: «Мороз, красный нос» краткое содержание поэмы
Акт четвертый
Ранняя весна. Ночь. Подвал общежития. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На плите — Актер. В углу, где была комната Эша (теперь перегородки сломаны), стоит Татарин.
Обитатели подвала помнят Луку, пропавшего во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понял и все увидел. Тик соглашается: старик добрый, сердобольный. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не оскорбляй человека».
Для Сатина «старец» «как кроха для беззубого», к тому же Лука смутил умы обитателей комнатного дома.
Барон называет Луку шарлатаном.
Настя, у которой появилось отвращение и к жизни, и к людям, хочет «на край света». Барон, который предлагает девушке взять актера с собой, насмехается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука «куда-то махнул, а дорогу не сказал». По его мнению, «он сильно бунтовал против истины. Правильно, а без него нечем дышать».
Сатин взволнованно приказывает «молчать о старике»: он, в отличие от всех, понял, что «правда — человек», и усмехнулся из жалости к людям. Странник повлиял на его отношение к миру, как «кислота на старую и грязную монету».
Расскажите об убийстве Костылева. Оказавшись в больнице после издевательств над сестрой и уйдя из нее, Наташа исчезла. Все верят, что Василиса выкрутится, а Пепель попадет если не на каторгу, то в тюрьму.
Сатин утверждает, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет словно во сне, не видя и не понимая смысла жизни.
Актер внезапно слезает с плиты и выбегает из подвала.
Входят Медведев с Бубновым, за ними другие жители комнаты дома. Некоторые устраиваются на ночь, некоторые поют. Дверь открывается. Барон кричит с порога, что актер повесился на пустыре.
Сатин говорит: «Ой, испортил песню, дурак рак!»
Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)
Акт 1
Действие происходит в подвале, который является общежитием.
Квашня говорит, что Абрам зовет ее замуж, но она не пойдет, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.
Барон смеется над Настей, что она читает книгу «Роковая любовь».
Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчиком служил на телеграфе и читал много книг.
Бубнов говорит, что был меховщиком, имел свое заведение.
Входит хозяин общежития Костылев и спрашивает Клеща, подшивающего ключи, была ли здесь его жена. Он ответил, что не видел. Хозяин сказал, что возьмет с него еще 2 рубля, так как он занимает не только кровать, но и место, где делает механику.
Костылев стучит в комнату Эша и, когда тот открывает дверь, заглядывает туда и проверяет, нет ли там его жены. Из их разговора видно, что Костылев покупает у Эша украденные вещи.
Актер просит у Эша две копейки, которые тот дает.
Тик говорит Синдеру, что он работал с детства и что он презирает актера и Сатин, которые не работают. Он мечтает сбежать отсюда, когда умрет его больная жена.
Входят Наташа и Лука с рюкзаком за плечами. Наташа сказала, что это новый гость и ушла. Пепель говорит, что ему жаль Наташу, ей здесь плохо. Выслушав разговоры обитателей комнатного дома, Лука сказал, что жизнь у них не сладкая. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что он странник.
Входит пьяный Алёшка с гармошкой в руках и начинает бренчать. Приходит Василиса и выгоняет его. Она грубо общается с гостями, заглядывает в комнату Эша, но его там нет. Он спрашивает, была ли здесь Наталья, и узнает от Бубнова, что она разговаривала с Клещом. Василиса быстро ушла.
Лука спросил, всегда ли она была такой. Бубнов ответил, что всегда так делал, а теперь она сердится, что пришла к любовнику, а он нет.
Входит сотрудник милиции Абрам Медведев и спрашивает Луку, кто он такой. Квашня рассказала Бубнову, что Абрам снова уговорил ее выйти замуж.
В коридоре раздаются крики, Костылев звонит Медведеву и кричит, что Василиса убивает Наташу.
Акт 2
Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что ее всю жизнь били и морили голодом. Люк утешает ее, говоря, что она будет отдыхать на том свете.
Артист рассказывает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а теперь от водки у него испортилась память. Лука советует ему лечиться от пьянства в специализированной больнице. Актер спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит, в каком городе, то скажет. Он посоветовал мне готовиться к лечению, не пить водку. Актер хочет выздороветь и начать новую жизнь.
Лука посоветовал Пеплу отправиться в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать работать.
Василиса уговаривает Пепеля убить ее мужа, а за это обещает жениться на Наташе и дать 300 рублей.
Приезжает Костылев, ругает Василису и отвозит ее домой. Между Костылевым и Эшем завязывается спор. Пепел хватает Костылева за шею, но тут Луку заносят на печь. Эш отпустил Костылева, и тот убежал.
— сказал Лука, начав возиться с печкой, чтобы Эш не задушил старика и сама Василиса мужа сдохла на свете. Он советует Эшу уйти отсюда с Наташей или одному.
Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепель пошли рассказать об этом.
Входит актер, потом Наташа. Актер пьян, читает стихи и говорит, что весной поедет искать город, где есть больница для алкоголиков.
Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали Клещу обратиться в полицию, чтобы не подумали, что он убил свою жену. Клещ сокрушается, что на похороны у него всего 40 копеек. Скьев Струма сказал, что соберет деньги
Акт 3
Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю своей предполагаемой любви, на самом деле пересказывает книгу о любви. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у нее была настоящая любовь. Лука успокаивает ее, говоря, что если она думает, что у нее была настоящая любовь, то так оно и было.
Пепель предлагает Наташе поехать с ним в Сибирь, уверяет, что перестанет воровать, потому что хочет уважать себя. Лука советует Наташе выйти замуж за Пепела, но она говорит, что никому не доверяет и ей некуда идти.
Вошли актер и Сатин. Артист похвастался, что сегодня не пил водку и подметал улицу.
Из окна Костылева слышен крик Наташи о том, что ее убивают. Туда идут Сатин и Лука.
Квашня и Настя подвели Наташу под руки (сестра с мужем опрокинули кипящий самовар к ним в ноги). Василиса снова пытается ее ударить, но Сатин не сдается и зовет Эша.
Эш прибегает. Костылев кричит Медведеву, чтобы взял его. Эш бьет Костылева, тот падает.
Василиса кричит, что Пепель убил ее мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и что Пепел вызывает его в качестве свидетеля.
Пепель сказал, что ему не нужно оправдываться, что он хочет привлечь Василису к ответственности, так как она уговорила его убить ее мужа.
Наташа говорит, что все поняла — Пепель и Василиса все подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа им мешали.
Эш в недоумении, а Наташа проклинает его и сестру, почти бессознательно крича, что их надо судить и сажать в тюрьму и ее.
Акт 4
Комнаты Эша в общежитии больше нет — переборки сломаны.
Гости рассказывают о Люке, который исчез во время суматохи. Говорят, он сострадателен, не обижается на людей.
Барон убежден, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любит правду.
Сатин говорит, что Лука не шарлатан, что он солгал из жалости. Сатин убежден, что утешительная ложь необходима слабым людям и тем, кто угнетает людей. Первого она поддерживает, а второй прячется за ней. «Истина — религия рабов и господ… Истина — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.
Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.
Сатин продолжает спорить, говоря, что человека не нужно унижать жалостью, а нужно уважать.
Артист попросил молящегося татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в зал, крича: «Ушел!»
Медведев и Бубнов приносят водку, Бубнов зовет всех петь. Зоб поет песню про тюрьму. Входит барон и кричит, что актер задушил себя на пустыре. Сатин тихо говорит: «Э…испортила песню..приманка-рак!»
Анализ произведения
Горький задумал драму в 1900 году. Желание попробовать себя в драматургии возникло у автора под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 по начало 1902 года. Устами действующих лиц пьесы Горький ставил важные вопросы и выражал свои взгляды на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца XIX века, затронувшего судьбы людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «Недт» — критический реализм.
Тема пьесы: люди внизу социальной иерархии — изгои.
Основная идея пьесы
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Он может получить помощь, чтобы встать, только сам этого хочет так сильно, что не позволяет себе быть слабым, то есть быть рабом своих грехов и страстей.
Кто-то всегда даст правильный совет, но что-то обычно мешает ему следовать. На самом деле Лука сделал правильный шаг, пытаясь помочь актеру, хотя приюта на самом деле не существовало. Он сказал ему, что перед лечением нужно потерпеть, то есть не пить какое-то время. Актер стартовал, но из-за слабости сломался.
Также Эш по совету Люка должен был немедленно сбежать с Наташей. Если бы они верили в свое спасение, то обязательно бы добились успеха.
Проблематика
Основные проблемы:
- Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют крошкой для беззубых. Сильный человек не нуждается в иллюзиях. Здесь Горький высказывает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что правда? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения, а господам — для прикрытия. Лука обманул Анну, когда пообещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит, и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего остального. Это правда? Для христианина безусловная истина есть Христос, а не падший и упавший в страсти человек.
- Проблема выбора. Каждый герой верит, что он способен изменить свою жизнь к лучшему. Совет Луки для них как подсказка свыше. Но никто не делает решительных шагов. Актер покончил жизнь самоубийством, потому что это легче и проще, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит барона, но никуда от него не уходит. Эшу надоела воровская жизнь, но он продолжает воровать и продавать краденое Костылеву.
- Люди везде люди. А в глубине души любят, страдают, говорят на высокие темы, глубоко мыслят. Социальное дно было, есть и будет, там может оказаться каждый.
Композиция
Композиция пьесы линейна, так как события разворачиваются в хронологическом порядке. Сюжет: появление Луки среди обитателей комнатного дома в первом акте. Развитие событий занимает второй и третий акт. Четвертый акт – кульминация и развязка. Кульминация — диалог о правде и лжи. Развязка – самоубийство актера как знак безысходности обитателей ночлежки, которые не только не могут, но и не имеют никакого желания выбраться со дна.
Жанр
Жанр произведения: социально-философская драма.
Действие в спектакле статично, все происходит в помещении от первого до последнего акта. Действие развивается за счет конфликта противоречащих друг другу точек зрения, пьеса наполнена философскими размышлениями и спорами.
Жанр, направление, композиция
Пьеса написана в жанре под названием «социально-философская драма». Автор затрагивает такие темы и проблемы. Его направление можно охарактеризовать как «критический реализм», хотя некоторые ученые настаивают на формулировке «социалистический реализм», поскольку автор акцентировал внимание общественности на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми.
Таким образом, его творчество приобрело идеологический оттенок, ведь противостояние между дворянством и простым людом в России в то время только разгоралось.
Композиция произведения линейна, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.
Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве
Наташа, Лука, Барон, его соседка по комнате Настя и Клещ сидят на пустыре — заднем дворе общежития. Бубнов смотрит в окно. Настя рассказывает о симпатичном студенте, который в нее влюблен. Барон со смехом говорит, что эта история взята из прочитанного ею коронного романа.
Лука уводит обиженную Настю и нежно утешает ее. Наташа признается, что сама ждет особенного человека, который спасет ее от сестры и Костылева.
Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как двое беглых каторжников забрались на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды. Лука сжалился над ними, не стал их убивать и всю зиму прожил с ними на этой даче. «Человек может научить хорошим вещам», — заключает Люк.
Бубнов говорит, что не умеет врать и предпочитает говорить правду. Клещ кричит, что ненавидит Луку, его комфорт и правду о Бубнове, и бежит. Лука говорит Бубнову, что «правдой душу всегда не вылечишь», говоря о человеке, который считал, что есть на свете справедливая страна, где все уважают друг друга. Эта вера помогала человеку жить, но однажды ученый доказал ему, что справедливой страны не существует, и человек повесился.
Бубнов не верит, смеется и уходит. Лука заявляет, что скоро отправится «к хохолам», где, по слухам, открылась новая вера. Старик считает: «кто сильно хочет, тот найдет», нужно только помогать людям и уважать их.
Пепель снова предлагает Наташе пойти с ним, обещая перестать воровать.
Вы должны жить так. чтобы вы могли ‹…› уважать себя…
Он просит Наташу помочь ему переодеться, но девушка не верит Эшу и не любит его. Василиса слушает их разговор из окна. В конце концов Наташа соглашается, но обещает повеситься, если Эш ее ударит. Лука подбадривает девушку — «ты ему нужна больше, чем он тебе».
Василиса насмехается над сестрой и намекает на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылев и отвозит Наташу ставить самовар. Между Пеплом и Василисой начинается спор, который Лука останавливает.
Костылев уже знает, что Лука собирался уходить. Он считает, что долг человека не странствовать, а быть полезным. Странник не должен вмешиваться в чужие дела, жить как отшельник и молиться «от всех мирских грехов».
Лука возражает: Есть люди, похожие на благодатную землю – «что на ней не посеешь, то и произрастит», но таких, как Костылев, Бог не исправит. Разгневанный Костылев выгоняет Луку из ночлежки.
Бубнов считает, что «всегда лучше путешествовать вовремя», он «спасал от тяжелой работы, путешествуя вовремя». Жена Бубнова и ее любовник хотели его убить. Бубнов хотел убить жену, но передумал и ушел, оставив все свое имущество — кожевенную мастерскую.
Появляются нищий Сатин и актер, который весь день не пил.
Сатин — нищий, лет 40, образованный, раньше работал на телеграфе и много читал, чем до сих пор любит хвастаться
Сатин рассказывает Луке, что в юности он «убил злодея», защищая свою сестру. В тюрьме умерла его сестра, и Сатин стал игроком.
Клеш идет. Он продал все свои инструменты, чтобы похоронить жену, и ему не с чем работать, и стыдно быть бомжом.
Тут выясняется, что Василиса опрокинула кипящий самовар к ногам Наташи. В ярости Пепель толкает Костылева, тот падает и умирает. Василиса называет его убийцей. В ответ Пепель кричит, что это Василиса уговорила его убить ее мужа. Наташа решает, что они заодно и изуродовали ее специально, чтобы не мешать. Поскольку она находится в полубессознательном состоянии, она проклинает Золу.
Действие I
Работа начинается весенним утром. Купец Квашня рассказывает о свадьбе. Она утверждает, что не хочет вписываться в паспорт мужчины, выданного ему в крепости. Барон слушает и ест хлеб. Тик вклинивается в разговор, он с ней спорит. По его мнению, женщина хочет выйти замуж за Абрамка. Квас ругается. Барон выхватывает книгу из рук Насти, которая увлеченно читает.
Он со смехом читает название — «Роковая любовь». Девушка просит дать ей книгу, начинается шум. Больная Анна умоляет не кричать, перестать ругаться, но ее никто не слушает. Квашня жалеет женщину и предлагает ей поесть, Анна тихонько кашляет и отказывается.
Сатин просыпается, не помнит, что было вчера, чувствует, что его били, но за что не знает. Жильцы спорят, никто не хочет убираться, забыли, чья очередь.
Анна предлагает мужу Клещу теплые вареники, которые оставила для нее Квашня. Артист сообщает, что врач нашел причину болезни: «организм отравлен алкоголем». Он и Сатин запоминают сложные словечки. Им надоела человеческая речь, им хочется чего-то нового, неизведанного. Сатин был телеграфистом, поэтому сталкивался со многими новыми понятиями, читал книги.
Костылев появляется в общежитии. Он слушает, что происходит в углу возле Пепла, за перегородкой. Хозяин требует от Тика вернуть долг, 2 рубля. Между мужчинами начинается ссора, слесарь выходит на улицу. Михаил Иванович тревожит сон Эша. Сатин посмеивается, он понимает, что хозяин ищет себе жену. Пепел отгоняет их. Он увлечен другой — сестрой Василисы — Наташей. Разговор заходит о рабочих, о чести и совести. Кому они нужны? По его мнению, только те, кто богат или у власти.
Наталья приводит в спальню старика. Это Лука. Она обращается к Тику, прося забрать Анну с кухни, куда она отвела ее разогреться. Девушка признается, что боится смерти. Эш хвастается отвагой, готов принять смерть, хотя бы от «чистой» души. Эш насмехается над бывшим аристократом, прося облаять на связку.
Клещ надеется, что вырвется из подвала, покинет коробочный домик.
В комнате остаются двое: больная Анна и старший Лука. Анна думает, что он похож на ее отца. Отец был добрым и нежным. Лука соглашается: он мягкий, много в жизни «завился.
Действие заканчивается криками. Где-то за кадром Василиса избивает Наталью, ей не нравится, что Васька сменил интерес к ней на ухаживания за ее сестрой. Гости бегут разнимать женщин.
Основной сюжет произведения
Действие пьесы связано с отношениями между персонажами и с атмосферой всеобщей ненависти, царящей в ночлежке. Это внешний холст произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожности социально и духовно нисходящей личности.
Сюжет пьесы начинается и заканчивается историей взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Ясеня и жены хозяина ночлежки Василисы. Эш любит свою младшую сестру Наташу. Василиса ревнива и постоянно бьет сестру. Есть у нее и другой интерес к возлюбленному — она хочет избавиться от мужа и подталкивает Эша к убийству.
Во время спектакля Пепель действительно убивает Костылева в ссоре. В последнем акте пьесы гости в ночлежке говорят, что Ваське надо идти на тяжелую работу, а Василиса все равно «выкрутится». Таким образом, сюжет зацикливается на судьбах двух героев, но далеко не ограничивается ими.
Период для игры — несколько недель в начале весны. Сезон — важная часть игры. Одно из первых названий, которое автор дал произведению, «Без солнца». Да, вокруг весна, море солнечного света, но тьма в комнатном доме и в душах его обитателей. Лучиком для ночлега стал бродяга Лука, которого однажды забирает Наташа. Лука вселяет надежду на счастливый исход в сердца падших и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Персонажи, доверяющие ему, теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — актера.
Социальный подтекст
Два признака драмы, которые выделяются в литературоведении, — наличие сюжета и конфликта. Оба присутствуют в тексте пьесы. Первое сопротивление, которое лежит на поверхности, — это конфликт Костылева и его жены Василисы с другими жителями Ботнии. Хозяева ночлежки показаны как люди, не готовые проявлять сочувствие к обездоленным и обездоленным жильцам. Они требуют оплаты и совершенно невосприимчивы к чужим проблемам.
Второй конфликт, имеющий философский оттенок, — это противостояние истины и спасительной лжи, воплощением которого является Лука. Этот мужчина — пожилой скиталец, который считает своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на самом деле это только усугубляет их. Он говорит то, что они хотят услышать, из добрых побуждений, и вселяет в сердца людей надежду на то, чему не суждено сбыться.
У любого из героев пьесы есть мечта, но ни один из них не сможет воплотить ее в жизнь — это главный мотив, формирующий сюжетную ткань произведения. Помещенные в невыносимые условия существования, они вызывают только симпатию у читателя и у самого автора. Нельзя называть героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют нравственные ценности и нравственные качества.
Каждый день в жизни героев похож на последний, кажется, череда повторяющихся действий никогда не прекратится. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но у них нет ни сил, ни возможности сделать над собой усилие, вырваться со дна жизни.