- История создания романа «Отцы и дети»
- Подробный пересказ по главам
- Главы 1–11. Знакомство с Базаровым
- Главы 12–19. Встреча с Одинцовой, любовь Базарова
- Главы 20–22. В гостях у родителей Базарова, возвращение в Марьино
- Главы 23–24. Дуэль Базарова
- Главы 25–28. Базаров умирает в одиночестве, Аркадий женится на Кате
- Другие персонажи
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава XIII
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Глава XXVI
- Глава XXVII
- Сжатый пересказ «Отцы и дети»
- Этапы работы над романом
История создания романа «Отцы и дети»
В центре творчества известного русского писателя И. С. Тургенева роман «Отцы и дети», не утративший своей актуальности и по сей день.
В своем произведении автор остро и правдиво описал смену поколений, вечный конфликт между отцами и детьми. Интересна история написания романа, она позволяет лучше понять современность классика.
Подробный пересказ по главам
Названия глав произвольны.
Главы 1–11. Знакомство с Базаровым
В один теплый майский день помещик Николай ждал на постоялом дворе сына, окончившего университет и направлявшегося домой.
Николай Петрович Кирсанов — бедный помещик, 44 лет, низенький, пухлый, седовласый, немного хромой, воспитанный, добрый и светлый.
Николай родился в семье генерала, окончил университет, женился на дочери мелкого чиновника и прожил с любимой женой десять счастливых лет. Овдовев, он едва пережил горе и теперь превратил имение Марьино в хутор.
Его сын Аркадий приехал с другом Базаровым, с которым познакомился меньше года назад, но уже успел стать его верным спутником.
Аркадий Николаевич Кирсанов — сын Николая, 23 лет, здоровый и румяный, со звонким голосом, умный, добрый, немного наивный, подвержен чужому влиянию.
Базаров был ярым нигилистом, не признавал авторитетов, отказывался от религии, никого не уважал, дружбы для него не существовало, а любовь он считал чисто физиологической реакцией.
Нигилист — это человек, не преклоняющийся ни перед каким авторитетом, не принимающий на веру ни одного принципа, каким бы уважаемым ни был этот принцип.
Базаров относился к Николаю снисходительно, а его брата, холеного щеголя Павла, считал чудаком.
Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая, 50 лет, красивый, стройный, образованный, немного надменный, благородный.
Поселившись в Марьино, Базаров занялся естественными науками и быстро сошелся со слугами. Базаров внушал доверие простым людям, хотя и был о них невысокого мнения. Не любил его только дворецкий Кирсановых, который был аристократом не хуже Павла. Он считал Базарова плутом и, как и Павел, относился к нему с отвращением.
Из-за разногласий Базаров и Павел стали непримиримыми врагами, постоянно ссорившимися. Павлу тоже не нравилась внешность Базарова, он называл его волосатым. Чтобы хотя бы примирить друга с дядей, Аркадий Базаров рассказал историю Павла.
Павел был красивым офицером, одержал много любовных побед в высшем свете Петербурга, но потом влюбился в княжну Р., иностранку, склонную к истерии. Княгиня быстро потеряла интерес к Павлу, но он не мог забыть ее и преследовал ее до тех пор, пока она не стала его избегать. Через десять лет принцесса умерла «в состоянии, близком к безумию».
Узнав об этом, Поль, так и не женатый, ушел из высшего общества, поселился у своего овдовевшего брата и жил размеренной жизнью «в английском вкусе».
Аркадий пытался убедить друга, что Павел хороший человек, но Базаров считал, что такое преклонение перед женщиной есть «раскованность, пустота». Для Павла были важны принципы, он жил по своим правилам, любил искусство. Базаров признавал только то, что полезно человечеству, главным образом естествознание.
Литературу, музыку и даже религию он считал совершенно бесполезными и жаждал уничтожить, чтобы освободить место для чего-то нового. Павла раздражало мировоззрение Базарова и его мошенничество.
Николай был расстроен бурными спорами между братом и Базаровым. Он видел, что молодые люди относятся к нему снисходительно и смеются над ним. Единственный сын не понял Николая и отдалился от него.
Однажды Николай получил приглашение от родственника, богатого чиновника, который приехал в ближайший город с чеком. Николай и Павел отказались идти, и Базаров пригласил Аркадия пойти вместо них.
Главы 12–19. Встреча с Одинцовой, любовь Базарова
Состоятельный родственник посоветовал Аркадию навестить губернатора, который пригласил друзей на свой бал. Там они познакомились с Одинцовой.
Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, 28 лет, красивая, высокая, стройная, умная, спокойная, властная и холодная.
Аркадий увлекся ею, а Одинцову заинтересовал Базаров, человек, ни во что не верящий. Базаров же отзывался об Одинцовой цинично: он не допускал «свободы мысли у женщин», что в значительной мере делал Аркадий.
Одинцова была дочерью известного игрока-афериста и бедного аристократа, она получила «блестящее образование» в Петербурге. Ее родители рано умерли, оставив ей и ее младшей сестре «небольшое состояние». Одинцова вышла замуж за состоятельного старика, семь лет была его верной женой, а овдовев, стала хозяйкой большого имения Никольское. В провинции о ней ходили дурные слухи, но она не обращала на них внимания.
Одинцова пригласила друзей жить в Никольское. Они пробыли там пятнадцать дней. Одинцова больше общалась с Базаровым: он чем-то привлекал эту холодную женщину. Она относилась к стеснявшемуся перед ней Аркадию как к младшему брату, и он стал искать утешения в дружбе с сестрой Катей.
Катерина Сергеевна Локтева (Катя) — младшая сестра Одинцовой, 20 лет, темноволосая, темноволосая, с темными глазами и круглым, приятным лицом, тихая и задумчивая, боится властной сестры.
Базаров, напротив, всегда был напуган, зол и очень далек от своего друга.
Постепенно циничный Базаров понял, что он, нигилист, влюблен, и это его тревожило.
…не трепетание юношеского страха, не сладостный ужас первого признания охватили его: это была страсть, сильная и тяжелая, поразившая его, — страсть, родственная злу и, может быть, родственная ему…
В Никольское приехала прислуга родителей Базарова: они жили неподалеку и очень хотели увидеть сына. Базаров решил воспользоваться этим предлогом и уйти. Об этом он сообщил Одинцовой. Ей не хотелось, чтобы Базаров уходил. Он признался ей в любви, но Одинцова испугалась его страсти и не ответила ей, не рискнула своим покоем.
Вскоре Базаров и Аркадий покинули Никольское.
Главы 20–22. В гостях у родителей Базарова, возвращение в Марьино
Пожилые родители Базарова были бедными помещиками. Отец его, отставной полковой врач, служил у деда Аркадия, мать была дворянкой, доброй, набожной и суеверной.
Старики обожали своего единственного сына, но боялись. Базаров любил своих родителей, но относился к ним снисходительно: с матерью почти не общался, смеялся над старыми привычками отца и редко навещал их — скучал в деревне.
Когда смотришь. издалека на ту глухую жизнь, которую ведут здесь «отцы», кажется: что лучше? Ешьте, пейте и знайте, что вы делаете покупки .. самым разумным образом. Но нет; печаль одолеет. Я хочу общаться с людьми…
Базаров сердился на Одинцову, но гордился тем, что эта «девка» его не задавила. Аркадию все меньше и меньше нравились рассуждения приятеля, и когда Базаров назвал Павла идиотом, они чуть не подрались.
Через три дня Базарову надоело, и он ушел, сильно огорчив родителей. В Марьиной Базаров вернулся лягушек препарировать. Аркадий пытался помочь отцу, финансовые дела которого шли плохо, но вникать в имущественные проблемы он не мог, потому что постоянно думал об Одинцовой.
Однажды он узнал, что его покойная мать переписывалась с матерью Одинцовой, заставил отца найти эти письма и решил использовать их как предлог для визита в Никольское. Пробыв дома десять дней, Аркадий уехал, а Базаров остался в Марьино.
Главы 23–24. Дуэль Базарова
Базаров интенсивно занимался наукой. Он больше не спорил с Полом и позволял ему наблюдать за научными опытами, но их взаимная неприязнь не уменьшалась. Николай часто навещал Базарова, пытался учиться.
Николай жил с дочерью покойной ключницы Фенечкой и имел от нее сына.
Федося Николаевна (Фенечка) — соседка Николая по комнате, 23 лет, светлокожая, пухленькая, с темными волосами и глазами, озабоченная и добрая, но глупая, необразованная мещанка.
Базаров общался с ней весьма охотно, и она доверяла ему. Фенечка боялась Павла: он следил за ней и часто незаметно появлялся позади нее.
Базарову понравилась хорошенькая молодая женщина. Однажды утром, застав Фенечку одну в беседке, Базаров поцеловал ее. Днем Павел вызвал Базарову на дуэль, умолчав о ее причине. Однако Базаров понял, что его вызвали на дуэль из-за Фенечки, и заподозрил, что Павел влюблен в нее.
Каждый знал, что другой понимает его. Это осознание приятно для друзей и очень неприятно для врагов, особенно когда невозможно объясниться или отделиться.
Стреляли без секунд. Базаров ранил Павла в ногу и оказал раненому первую помощь.
К концу вечера у Павла началась лихорадка и бред. Он сказал, что Фенечка похожа на княжну Р., он любит «эту тварь» и не позволит «какому-нибудь наглецу дерзнуть прикоснуться». Николай не понял, что эти слова относились не к княгине Р., а к его Фенечке.
На другой день Базаров уехал. Павел узнал, что Фенечка не хочет того поцелуя, и попросил Николая поскорее выйти замуж.
Главы 25–28. Базаров умирает в одиночестве, Аркадий женится на Кате
Аркадий и Катя становились все ближе и ближе. Он освободился от влияния Базарова, и это понравилось девушке: она почувствовала, что странный друг Аркадия им чужой.
Базаров приехал в Никольское сообщить Аркадию о дуэли и сразу понял, что его друг изменился, и их пути разошлись. Базаров поговорил с Одинцовой, и они убедили друг друга в том, что «любовь есть ложное чувство» и все у них получилось. Он сказал ей, что Аркадий влюблен в нее и относится к Кате как к брату. Одинцова была польщена этим.
Разговор был подслушан Аркадием и Катей. Молодой человек лишь путано объяснился девушке в любви. Услышанное придало ему решимости — он сделал Кате предложение, и она согласилась. Одинцова позволила сестре выйти замуж, стала радоваться счастью влюбленных, и они вскоре забыли случайно подслушанный разговор.
Базаров простился с Аркадием навсегда и ушел к родителям. В деревне он затосковал по дому, бросил науку и весь август лечил окрестных крестьян.
Присутствуя на вскрытии умершего от тифа крестьянина, Базаров заразился и слег в постель. Когда он понял, что умирает, то попросил послать за Одинцовой. Она привела своего врача, но он не смог помочь. Базаров успел проститься с единственной женщиной, которую искренне любил.
— До свидания, — сказал он с внезапной силой, его глаза сверкнули последним мерцанием. «Прощай.. слушай.. Я тебя тогда не целовал… Подуй на гаснущую лампу, и пусть она погаснет…
Одинцова поцеловала Базарова в лоб — он заснул и больше уже не проснулся.
Через полгода Аркадий женился на Кате, а Николай женился на Фенечке. Павел уехал сразу после свадьбы и поселился в Дрездене. Аркадий занялся фермой, и ферма стала приносить солидный доход. Катя родила сына. Николай попал в мировые маклеры и постоянно был в разъездах.
Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению» за еще молодого, умного, доброго, но холодного как лед человека, адвоката, «одного из будущих российских лидеров». Они исцелились вместе и могут жить, чтобы любить.
Базаров похоронен на небольшом сельском кладбище. На его могилу часто приходят старые родители, поддерживают друг друга и долго уныло молятся.
Юлия Пескова пересказала. В основу пересказа положена редакция романа из собрания сочинений Тургенева в 30 томах (М.: Наука, 1981). Вы нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот парафраз в People’s Brief.
Другие персонажи
- Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, добрый и сердечный помещик средней руки
- Василий Иванович Базаров — отец Евгения, бывший полковой врач
- Арина Власьевна Базарова — мать Евгения, простая, добрая, суеверная женщина, дворянка
- Фенечка — любовница Николая Петровича из «низов», мать его внебрачного сына Мити, впоследствии жена
- Ситников — молодой человек, подражающий Базарову, громкий и шумный
- Евдокия Кукшина – «настоящее освобождение». Неряшливая и противная женщина, которая воображает себя на шаг впереди
- Петр — слуга Кирсановых
- Княгиня Нелли Р. — покойная возлюбленная Павла Петровича
Глава I
Николай Петрович Кирсанов на трактирном *** шоссе ждет свидания с сыном Аркадием, студентом, только что получившим звание кандидата: Аркадий едет в родовое имение. В 15 верстах от шоссе Кирсанов имеет имение на 200 душ, старается внедрять новшества в жизнь села и даже организовал хозяйство. Любимая жена Николая Петровича умерла, и теперь он живет один с братом. Деревня Кирсанова называется Марьино — в честь покойной жены Николая Петровича.
Глава II
Аркадий приходит не один, а с другом: Евгением Васильевичем Базаровым. Это высокий молодой человек, его лицо —
«Высокий и худой, с широким лбом, плоской вершиной, заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и обвисшими бакенбардами песочного цвета. Его оживляла спокойная улыбка, выражающая уверенность и интеллигентность»
автор о Базарове
Базаров — студент-медик, сын врача, из нового класса «разночинцев». Он говорит грубым, бесхитростным языком. Аркадий просит отца подружиться с ним, подчеркивая, что его друг прост и не любит церемоний.
Глава III
Аркадий старается не проявлять к отцу бурных чувств, но с удовольствием приезжает на родину. Они обсуждают поместье, последние новости о недвижимости. Аркадий явно доволен Базаровым и снова просит отца сблизиться с ним: это очень важно для молодого человека. Отец смущенно сообщает ему, что поселил в своем доме некую Фенечку, молодую девушку из простонародья.
Сына это не смущает (хотя по меркам того времени и непристойно). Аркадий испытывает к отцу нежность, но не показывает ее, любуется природой, но опять же к себе. Они подъезжают к Марьину.
Глава IV
По прибытии в Марьино Базаров и Аркадий встречают слуг. Женя знакомится с дядей своего друга: Павлом Петровичем Кирсановым:
После обеда, снова один, Базаров делится с другом своим впечатлением о дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне, явление архаическое.
Глава V
Наутро Базаров посылает батраков за лягушками: хочет попрактиковаться в анатомии. Фенечка не выходит к завтраку: ей стыдно за Аркадия. Молодой человек подчеркивает, что у него другой образ мыслей, и идет навстречу девушке. Там его ждет сюрприз: оказывается, у Фенечки и Николая Петровича родился сын Митя. Павел Петрович спрашивает Аркадия о его друге, и тот признается, что Базаров — сын врача и.. нигилист.
«Нигилист — это человек, не преклоняющийся ни перед каким авторитетом, не принимающий ни одного принципа на веру, каким бы уважением этот принцип ни был окружен»
Аркадий о нигилистах
Павел Петрович явно враждебен этому новому течению. Смущенная Фенечка, молодая женщина лет двадцати трех, вся белая и мягкая, и Базаров спускаются к завтраку.
Глава VI
Евгений и Павел Петрович затевают спор: дядя Аркадий спрашивает, в чем суть его убеждения. Базаров сообщает, что не признает авторитетов, ценит немецкую науку, не видит значения в русской науке. Он также отрицает ценность искусства.
«Приличный химик в двадцать раз полезнее любого поэта»
Базаров
Павел Петрович обижен вызывающим тоном и взглядами Евгения на жизнь. Аркадий признается Базарову, что был слишком резок с дядей. Он рассказывает другу историю Павла Петровича.
Глава VII
Когда-то Павел Петрович был очень красив. Как офицер и социалист, он восхищал мужчин и сводил с ума женщин. В 27 лет он дослужился до капитана, но внезапно увлечение прервало его карьеру: в Петербурге появилась некая княжна Нелли Р. Жила она то в России, то за границей, вела себя довольно странно, и хотя красавицей она не была, Павел Петрович мгновенно влюбился в нее.
Радость победы не охладила его чувств, и он стал преследовать ее повсюду. Принцесса Р поманила его загадкой, он даже подарил ей кольцо в виде сфинкса. Через четыре года они расстались и снова сошлись. В последний раз их любовь вспыхнула в Бадене, но после расставания Павел Петрович не смог быть ей другом и вернулся в Петербург.
Его жизнь потеряла смысл, его карьера была потеряна. Через десять лет он узнал о смерти принцессы: она прислала ему кольцо со скрещенным сфинксом. В то же время его брат овдовел. Павел Петрович решил поселиться у него в деревне, здесь он помогает брату-помещику, помогает советом и деньгами.
Базаров говорит:
«мужчина, положивший всю свою жизнь на карту женской любви, а когда эта карта для него была убита, обмяк и опустился до того, что стал ни на что неспособным, такой человек — не мужчина, не мужчина»
Базаров о Павле Петровиче
Глава VIII
Павел Петрович поручает Фенечке принести ему из города зеленый чай: она ведает домашними делами. Он разговаривает с молодой женщиной и задается вопросом, почему она его боится. Павел Петрович ласкает племянника.
Фенечка — дочь домработницы Николая Петровича. Сначала она очень стеснялась хозяина, потом привыкла. После смерти матери Фенечки он покорил ее своей добротой и отзывчивостью. Их сын Митя был на седьмом месяце. Николай Петрович проявлял к обоим искреннюю нежность и любовь.
Глава IX
Базаров знакомится с Фенечкой: он встречает ее случайно на прогулке, и Евгений явно находит ее привлекательной. Ребенок этому рад. Аркадий объясняет Евгению, кто эта женщина, и тот делает замечание, что губа Николая Петровича не дура. Аркадий замечает, что отец должен был жениться на Фенечке, но Базаров насмешливо удивляется, что друг такое выживание ценит как брак. Равнодушен к искусству и природе, невысокого мнения о людях и их деятельности в целом.
Глава X
Базаров уже две недели живет в Марьино. Сады и крестьяне его любят, Аркадий обожает, Николай Петрович побаивается. Павел Петрович стоял в явной оппозиции к Евгению.
Однажды между дядей Аркадия и «разночинцем» Базаровым вспыхивает ожесточенная драка. Причиной тому нелестный отзыв одного из помещиков — аристократической шваль… Павел Петрович, охраняющий честь дворянства, принимает его слова на свой счет. Он ратует за традиционное общество, за принципы и красоту искусства — за все, что ему дорого и противно Евгению.
Но Базаров выказывает презрение не только к аристократии, но и к темным, необразованным русским людям, а самого Павла Петровича Евгений обвиняет в пассивности и потому бесполезности для России, которую он так любит. Старший Кирсанов выходит из себя и (справедливо) упрекает Базарова в почти сатанинской гордыне.
«Рафаэль выеденного яйца не стоит»
Базаров
Закончив спор «о громком», Евгений берет с собой Аркадия резать лягушек.
Глава XI
Вечером каждый занят своими мыслями: сентиментальный Николай Петрович вспоминает свою жизнь и оплакивает в беседке умершую жену, к нему входит Фенечка. Павел Петрович тоже любуется звездным небом, но без романтического чувства. Друзья решают воспользоваться случайным приглашением друга Николая Петровича и отправиться в город отдохнуть.
Глава XII
В городе они навещают старого товарища отца Аркадия, идут к губернатору и даже получают приглашение. Базаров встречает знакомого Ситникова, который ведет себя как передовой человек, кланяется Базарову и делает вид, что разделяет его убеждения. Он приглашает в друзья настоящую освобожденную Евдокию (Авдотью) Кукшину, утверждая, что она самая умная женщина.
Глава XIII
К Кукшиной приходят трое друзей Ситникова: Ситников соблазняет друзей обещанием шампанского. Кукшина оказывается неприятным человеком: она непривлекательна, неопрятна, неопрятна. Она не умеет поддерживать разговор, постоянно перебивает собеседников, демонстрирует поверхностное знание основных названий современной науки и философии, выказывает презрение к Жорж Санд, хвалит себя и называет себя практичной.
Главное, что интересует Кукшину, — это женский вопрос. Все много пьют, шутят Ситников и Кукшина. Кукшина упоминает о своей подруге Одинцовой, и отзывается о ней как о пустом человеке, хотя и неплохом (Ситников характеризует ее как недоразвитую). Ситников обещает представить друзей Одинцовой.
Глава XIV
На балу друзья знакомятся с уже известными Ситниковым и Кукшиной, а также знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой, которая поражает их своей величественностью и достоинством. Аркадий приглашает ее на танец, оказывается, она знакома с его отцом. Она интересуется Базаровым, и Аркадий начинает рассказывать о достоинствах друга и его невероятном уме.
Базаров под взглядом Анны Сергеевны смущается и досадует на себя. Одинцова приглашает друзей в свою усадьбу. После бала Базаров цинично обсуждает ее в присутствии Аркадия и узнает, что она
«Такое богатое тело! Даже сейчас в анатомическом театре»
Базаров об Одинцовой
Глава XV
Базаров и Аркадий едут к Одинцовой. Евгений в очередной раз смущается в присутствии величественной дамы. Автор рассказывает историю молодой вдовы: ее отец был известным аферистом, который потерял деньги, умер и оставил разоренное имение своим дочерям. Одинцова, чтобы поправить дела, пригласила к себе жить свою тетю-княжну, сварливую, неприветливую старуху, и вскоре вышла замуж.
Она не любила своего мужа, но понимала, что он добрый человек. В браке они прожили шесть лет, за это время подросла ее сестра Катя, и Анна Сергеевна в меру сил занималась ее воспитанием. Одинцова в свои двадцать семь лет была очень статна, красива, и это у нее текло спокойно.
Базаров в присутствии Анны Сергеевны как бы молчит. Аркадий ожидал, что его друг будет говорить о нигилизме, но друг говорил о естествознании. Одинцова, очень умная и начитанная, ведет беседу и о химии, и о ботанике. Аркадий, чувствуя растущую симпатию к Анне Сергеевне, в то же время с сожалением понимает, что она смотрит на него свысока.
Глава XVI
Приехав в имение Одинцовой, друзья проводят время за разговорами и прогулками. Аркадий знакомится с младшей сестрой Одинцовой Катей. Базаров, к которому благоволит Анна Сергеевна, утверждает, что Катя интереснее своей старшей сестры, потому что она еще не созрела, еще не совсем ясно, что из нее выйдет. Однако Аркадий не очень ценит компанию Кати: он тянется к Одинцовой и ревнует к ней Евгения.
Глава XVII
Аркадий и Базаров живут у Одинцовой пару недель. В ее доме все подчинено строгому порядку, установленному Анной Сергеевной: здесь есть особый распорядок, которому подчиняются и гости. Базарову это не нравится, но Одинцова, хотя и знает это, продолжает действовать по-своему. Аркадий сближается с Катей, они становятся хорошими друзьями, между тем он решает, что влюблен в Одинцову.
Анна Сергеевна больше времени проводит с Базаровым, он ей интересен. Аркадий замечает, что его друг меняется, хотя ни о чем не говорит. На самом деле Базаров стыдится своих чувств к Одинцовой: он отказался от романтики, а теперь выясняется, что он влюблен.
«Он с негодованием осознавал романтизм сам по себе»
автор о Базарове
Одинцовой он тоже нравится, но она предпочитает мир — любовь. Однако она не хочет, чтобы он оставил ее. Однажды в ее имении появляется приказчик отца Евгения Тимофеич, его послали узнать, не следует ли Базарову навестить своих родственников. Одинцова пытается его отговорить, и они заводят долгий вечерний разговор о счастье, скуке, своих оценках и своих семьях. Базарову тяжело в ее присутствии, и он ложится спать.
Читайте также: Русские Женщины Краткое Содержание (Николай Некрасов)
Глава XVIII
Одинцова решает продолжить вчерашний разговор. Она приводит Базарова на исповедь, и он открывает ей свои чувства.
«Я люблю тебя, глупый, сумасшедший…»
Базаров
В порыве страсти он чуть не набрасывается на Одинцову, но она отталкивает его, хотя и довольно вежливо: он ее пугает. Оставшись наедине с собой, Анна Сергеевна решает, что поступила правильно:
«С этим шутить нельзя, спокойствие все же лучшее, что есть на свете»
Одинцова
Глава XIX
На следующий день Базаров и Аркадий отправляются в путь. Одинцова и Базаров неловко прощаются, Анна Сергеевна снова понимает, что боится Евгения. Перед отъездом Ситников бесцеремонно врывается в имение Одинцовой: он решил навестить своих прогрессивных «друзей», но, узнав, что они готовятся к отъезду, ушел с ними. Аркадия раздражает приезд Ситникова, но Базаров уверяет его, что Ситниковы нужны:
«Я, ты понял, мне нужны такие сиськи. Воистину, не богам горшки жечь!»
Базаров о Ситникове
Они прощаются с сестрами Одинцовыми и уходят, решив навестить родителей Базарова. Они оставляют растерянного Ситникова на постоялом дворе.
Глава XX
Базаров и Аркадий приезжают в деревню родителей Евгения. Его встречает отец, Василий Иванович, высокий, худощавый человек, с взлохмаченными волосами и тонким орлиным носом, а затем мать, Арина Власьевна, круглая, невысокая старушка, озабоченная и сентиментальная. Она обожает сына и плачет от радости встречи. Отец Базарова, уездный врач, образованный человек, пытается сдержать чувства жены — ему неловко перед Аркадием.
«настоящая русская дворянка прошлого; она должна была прожить двести лет, в старые московские времена. Она была очень набожна, верила во всякие приметы, гадания, заговоры, сны…»
автор об Арине Власьевне
В имении Базаровых 22 души крестьян, все просто и удобно. Василий Иванович явно смущается их бедности, всячески подчеркивает, что они «обычные люди». Аркадий находится в недавно построенном флигеле.
Глава XXI
Василий Иванович увлекается садоводством и рассказывает об этом Аркадию. Ему интересно, как познакомились молодые люди.
«Ваш сын — один из самых замечательных людей, которых я когда-либо встречал»
Аркадий о Базарове
Отец Евгения признается, что боготворит сына и гордится им. Он верит в Базарова, и Аркадий убежден, что не напрасно: он тоже предвидит «громкое» будущее друга. Отец не хочет мешать сыну, и в то же время стремится сблизиться с ним — при возможности просит у него врачебного совета, не оставляет его, любуется им на глазах у крестьян.
Молодые друзья хотят завести беседу, которая из-за развязности и грубости Базарова перерастает в серьезную ссору: Евгений открыто оскорбляет Павла Петровича, Аркадий запрещает ему нелестные высказывания в адрес дяди. Базаров выходит из себя — собственное поражение перед Одинцовой не дает ему покоя. Спор почти заканчивается дракой, но появляется Василий Иванович.
Базаров решает покинуть имение родителей: ему здесь скучно. Родители глубоко опечалены этим решением.
Глава XXII
Базаров и Аркадий решают снова навестить Одинцову, но Анна Сергеевна им недовольна, она напряжена и явно хандрит. Ненадолго друзья возвращаются в Марьино, к Кирсановым. Отец Аркадия занят делами по хозяйству и имению, Павел Петрович поддерживает его… Базаров снова берется за лягушек. Аркадию быстро становится скучно. Он вспоминает, что Одинцова приглашала их приехать к ней в другой раз, и решает воспользоваться случаем: юноша находит в доме письма матери Анны Сергеевны к ее матери.
Приехав в имение Одинцовой, Никольский, Аркадий встречает Катю. Встреча с ней показалась ему особенно счастливым знаком.
Глава XXIII
Базаров уверен, что к Одинцовой ушел друг, так как он в нее влюблен. «Лихорадка труда охватила его», — он даже оставил споры с Павлом Петровичем. Только Фенечка вызывает у него большой интерес. Молодая женщина часто обращается к Евгению: он врач и знает, как помочь ее маленькому сыну Мите в том или ином случае.
«Она ему нравилась. Даже лицо его менялось, когда он говорил с ней: оно принимало ясное, почти доброе выражение, и к обычной его беспечности примешивалось немного игривого внимания»
автор о Базарове
В Марьино жарко, и Женя обычно встречает Фенечку по утрам. Однажды, когда она перебирала свежесрезанные розы, он подсел к ней в беседке. Они говорят о молодости, Базаров шутит с ней и начинает рассыпаться в комплиментах. Требуя оплаты за лечение Мити, он вместо денег выбирает красную розу, предлагая Фенечке понюхать ее и поцеловать. Рядом с беседкой стоит Павел Петрович. Фенечка идет и искренне упрекает Базарова: Жалко вас.
Глава XXIV
Павел Петрович принимает обиду Фенечки за счет своей семьи и вызывает Базарова на дуэль. Они решают драться без секундантов, пригласив для дачи показаний только слугу Петра. Они соглашаются написать предсмертные записки, оправдывающие друг друга.
Базаров недоволен собой: нигилист становится частью благородной комедии! Ведь он против церемоний, ритуалов (и даже правил приличия). Однако согласие уже получено.
Поединок организован на пистолетах, в 10 тактов. Питер в панике: дуэли в 60-х стары, но тоже страшны. Собираются противники, Павел Петрович промахивается, Базаров ранит его в ногу. Старый дворянин возражает против его помощи, желая снова встать на барьер и продолжать сражаться насмерть. Базаров, напротив, действует как врач: помогает аристократическому врагу, осматривает, связывает. Рана не опасна.
Петр, посланный за дрожками, возвращается с Николаем Петровичем: он в ужасе. Уговорившись, что расстреляли из-за политики, Павел Петрович и Базаров ведут себя практически как друзья: ссора между ними забыта (хотя неловкость осталась).
Позднее Павел Петрович в горячке, лежа в постели, спрашивает брата, не видит ли он внешнего сходства между княжной Р и Фенечкой, а потом вдруг восклицает, что любит это пустое существо. Николай Петрович не понимает, о ком он говорит. Базаров идет к родителям.
Павел Петрович разговаривает с Фенечкой и упрекает ее за сцену в беседке. Женщина гневно восклицает, что любит только Николая Петровича, и в этом нет ее вины. Аристократ велит ей продолжать любить своего брата и хранить верность только ему.
Павел Петрович просит Николая Петровича жениться на Фенечке, хотя сам ранее был явным противником этого неравного брака.
Глава XXV
Аркадий осознает свою близость с Катей. Девушка открыто говорит ему, что он освободился от влияния своего друга. Аркадий пытается открыть ей свою симпатию, но сам этого боится. Базаров приезжает в Никольское и идет не к Одинцовой, а к Аркадию. Он рассказывает другу о дуэли. Анна Сергеевна по-прежнему настаивает на встрече с Евгением, он утверждает, что овладел своими чувствами, к тому же любовь — чувство ложное. Базаров рассказывает Одинцовой о любви к ней Аркадия, она удивляется.
Глава XXVI
Аркадий понимает, что его одолело новое чувство — любовь к Кате. Это так глубоко и тайно для остальных, что ни Одинцова, ни даже мудрый Базаров не догадываются об этом. Аркадий делает девушке предложение, и она соглашается. Узнав о случившемся, Одинцова искренне радуется: молодой человек становится ей все более симпатичен. Базаров сердится: он упрекает Аркадия в том, что он не годится для решающих дел. У него нет выбора, кроме как пойти к своим родителям.
Глава XXVII
Внезапный приезд Базарова очень радует его родителей, но сам Евгений тяготится. Он снова возвращается в медицину. Однажды, как бы невзначай, он просит у отца адский камень, как бы «прижечь рану», но становятся известны подробности: он вскрыл труп человека, умершего от тифа, и ранил себя. Он довольно быстро заболевает.
Отец вне себя от горя. Базаров боится бреда и постоянно проверяет ясность ума. Он чувствует близость смерти и посылает за Одинцовой. Анна Сергеевна приводит с собой немецкого врача, но и он признает свое бессилие. Их последняя встреча полна горечи: Базаров уже не тот, что прежде. Евгений просит Одинцову быть осторожнее, ведь он заразен, но она, наоборот, садится рядом с ним. Он признается в своих чувствах к ней, подчеркивая никчемность и их, и себя –
«любовь — это форма, и моя собственная форма уже разлагается»
Базаров
Он жалеет, что его жизнь заканчивается так рано и он так мало успел. Одинцова целует его в лоб. Через несколько дней Базаров умирает. Его родители в смятении, Василий Иванович извиняется перед Богом.
Сжатый пересказ «Отцы и дети»
20 мая 1859 года Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой помещик, с тревогой ждал на корчме сына Аркадия, только что окончившего университет.
Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «парализованным»). Николай Петрович рано женился на дочери безвестного чиновника и был счастлив в браке.
К его глубокому горю, в 1847 году умерла жена. Все силы и время он отдавал воспитанию сына, даже в Петербурге жил с ним и старался сблизиться с товарищами сына, учениками. В последнее время он интенсивно занимается преобразованием своего имущества.
Будет счастливая встреча. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и уверенный в себе молодой человек, начинающий врач, согласившийся остаться с Кирсановыми. Зовут его, как он сам подтверждает, Евгений Васильевич Базаров.
Разговор между отцом и сыном поначалу не завязывается. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он держит при себе и от которой у него уже есть ребенок. Аркадий пытается снисходительным тоном (это немного расстраивает отца) сгладить возникшую неловкость.
Павел Петрович, старший брат отца, ждет их дома. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают испытывать взаимную антипатию. Но крестьянские мальчишки и слуги охотно подчиняются гостю, хотя он и не думает добиваться их благосклонности.
Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная перепалка, инициатором ее является Кирсанов-старший. Базаров не хочет спорить, но все же излагает основные положения своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы».
Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного мнения» и считает, что нет необходимости изучать психологию отдельной личности: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех остальных». Для Базарова нет ни одного «указа в нашей современной жизни… который не вызывал бы полного и беспощадного отрицания».
Он высокого мнения о собственных способностях, но своему поколению отводит нетворческую роль — «сначала надо место убрать». Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражавшим ему Аркадием, представляется дерзким и неосновательным учением, существующим «на пустом месте».
Аркадий как-то пытается сгладить возникшее напряжение и рассказывает своему другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и перспективным офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*.
Эта страсть полностью изменила существование Павла Петровича, а когда их роман закончился, он был полностью уничтожен. От прошлого он сохранил только утонченный костюм, манеру поведения и предпочтение всего английского. Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он снова набрасывается на гостя, но просто и даже снисходительно ломает все «силлогизмы» врага, направленные на защиту традиций.
Николай Петрович стремится смягчить спор, но не может во всем согласиться с радикальными заявлениями Базарова, хотя и убеждает себя, что он и его брат уже отстали от жизни. Молодые люди отправляются в провинциальный город, где знакомятся с «учеником» Базарова, отпрыском крестьянина Ситникова. Ситников ведет их в гости к «освобожденной» Кукшиной.
Ситников и Кукшина относятся к разряду «прогрессистов», отвергающих любую власть, гонящихся за модой на «свободомыслие». Они действительно ничего не знают и не умеют, но в своем «нигилизме» оставляют далеко позади и Аркадия, и Базарова. Последний откровенно презирает Ситникову, а у Кукшиной «больше шампанского делает».
Аркадий знакомит с Одинцовой друга, молодую, красивую и богатую вдову, которой Базаров сразу же интересуется, причем отнюдь не платоническим. Базаров цинично говорит Аркадию: «Мне повезло…» Аркадий вроде бы влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, так как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное влечение, и она приглашает молодых людей жить с ней.
В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с ее младшей сестрой Катей, находящейся под запретом. А Базарову нехорошо, он стал раздражаться на новом месте и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ему ново; он, так презиравший все проявления «романтики», вдруг обнаруживает «саму романтику».
Базаров объясняет Одинцовой, и хотя она не сразу высвобождается из его объятий, но все же приходит, подумав, что «спокойствие — лучшее, что есть на свете». Не желая становиться рабом своей страсти, Базаров отправляется к отцу, уездному врачу, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя.
По дороге Базаров подытоживает случившееся, говоря: «…Лучше бить камнями о мостовую, чем дать женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все ерунда». Отец и мать Базарова не могут дышать в любимом «Енюше», и ему скучно в их компании. Через пару дней он покидает родительский дом и возвращается в имение Кирсанова.
От теплоты и скуки Базаров обращает свое внимание на Фенечку, а когда она застает ее одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, взбешенный до глубины души поступком «этого мохнатого». Он особенно возмущается еще и потому, что кажется, что Фенечка имеет что-то общее с княжной Р*. По своим нравственным убеждениям Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль.
Смущенный и понимая, что он жертвует своими принципами, Базаров соглашается на съемки с Кирсановым-старшим. («С теоретической точки зрения дуэль — это абсурд; ну а с практической — другое дело»). Базаров легко ранит противника и сам оказывает ему первую помощь. Павел Петрович ведет себя хорошо, даже подшучивает над собой, но в то же время и ему, и Базарову неловко.
Николай Петрович, от которого скрывали истинную причину дуэли, тоже ведет себя самым благородным образом, находя оправдание действиям обоих противников. Следствием дуэли является то, что Павел Петрович, ранее решительно противившийся женитьбе брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича пойти на этот шаг. И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка резко отмечает, что Базаров им чужой, потому что «он хищник, а мы ручные».
Совершенно потеряв надежду на взаимность, Одинцова Базаров ломает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит своему бывшему товарищу: «Ты славный парень, но ты еще мягкий, либеральный джентльмен…» Аркадий огорчается, но вскоре утешается обществом Кати, признается ей в любви и уверен, что его тоже любят.
Базаров, напротив, возвращается к родительским пенатам и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка труда выскочила из него и сменилась тупой скукой и глухотой». Он пытается поговорить с фермерами, но не находит ничего, кроме глупости в своей голове. Правда, даже крестьяне Базарова видят что-то «наподобие горохового рубца».
Практикуясь на трупе больного тифом, Базаров повреждает палец и получает заражение крови. Через несколько дней он сообщает отцу, что, по общему мнению, его дни сочтены. Перед смертью Базаров просит Одинцову прийти и проститься с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые мысли, как и любовь, обратились в прах. «И теперь вся задача великана состоит в том, чтобы достойно умереть, даже если до этого никому нет дела… Все равно: не буду вилять хвостом». Он с горечью говорит, что России это не нужно. «Да и кому это нужно? Нужен сапожник, нужен портной, нужен мясник…».
Когда Базаров приобщается по настоянию родителей, «что-то, похожее на ужас ужаса, мгновенно отразилось на мертвом лице». Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были счастливы, но что-то в этом довольстве чувствовалось и искусственным, «словно все согласились сыграть какую-нибудь блестящую комедию».
Со временем Аркадий становится отцом и увлеченным хозяином, и в результате его стараний поместье начинает приносить значительный доход. Николай Петрович берет на себя обязанности примирителя и много работает на общественной арене.
Павел Петрович живет в Дрездене, и хотя он еще выглядит джентльменом, ему «трудно жить». Кукшина живет в Гейдельберге и тусуется со студентами, изучает архитектуру, где, по ее словам, открыла новые законы. Ситников женился на княгине, которая его помыкала и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, работая публицистом в темном журнале.
На могилу Базарова часто приходят дряхлые старики и горько плачут, моля об упокоении души своего безвременно ушедшего сына. Цветы на кургане напоминают не только о спокойствии «равнодушной» природы; они также говорят о вечном искуплении и вечной жизни…
Этапы работы над романом
Всю работу над произведением И. С. Тургенева можно разделить на несколько этапов:
- Возникновение идеи (1860 г).
- Начало работы (1861 г).
- Завершение и публикация романа (1862 г).
Идея произведения родилась у автора в 1860 году, когда он находился на острове Уайт в Англии.
Путешествуя поездом, он познакомился с интересным молодым врачом, представителем нового поколения людей.
Нигилистические мировоззрения юноши перевернули душу писателя и вдохновили его на написание произведения, отражающего окружающую действительность в России того времени.
Вторую половину XIX века следует считать переломным для общества — консервативная идеология старшего поколения в агонии и борьбе сменилась новой философией нигилизма, представителями которой была молодежь. Тургенев с большим энтузиазмом начинает работу над намеченным произведением в Париже в 1860 году. Половина романа создается в едином порыве в течение года.
Образ Евгения Базарова многогранен, привлекателен для молодежи, как глоток свежего воздуха в дремучей России. Примечательно, что прототип главного героя умер незадолго до публикации произведения.
Автор надеялся закончить роман весной 1861 года, но вдохновение покинуло его и оставило в творческом оцепенении. Тургенев решил, что для завершения произведения следует окунуться в атмосферу политической борьбы в России. А в мае 1861 года вернулся на родину, где вскоре завершил свой роман.
Так, несколько месяцев подряд Тургенев читал произведение своим друзьям — Случевскому, Боткину, Анненкову, внося существенные исправления. В 1862 году роман «Отцы и дети» был впервые опубликован в журнале «Русский вестник».