Короткий пересказ «Одного дня Ивана Денисовича»
Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, как и миллионы советских людей, безвинно осужденных по «культу личности» и массовые репрессии.
Уехал из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, «..в феврале сорок второго года на Северо-Западном фронте они окружили всю свою армию и не кидали что-нибудь пожрать из самолетов, а самолетов не было.
Доходили до того, что павшим лошадям отрезали копыта, замачивали роговицу в воде и съедали», то есть командование Красной Армии давало солдатам умирать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов попал в немецкий плен, бежал от немцев и чудом добрался до своих.
Неосторожный рассказ о том, как он попал в плен, привел его в советский концлагерь, так как органы госбезопасности небрежно считали всех сбежавших из плена шпионами и диверсантами.
Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгой лагерной работы и короткого отдыха в казарме относится к его жизни в деревне. Из того, что родственники не посылают ему еды (в письме к жене он сам отказался посылать посылки), мы понимаем, что люди в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь тем, что раскрашивают бутафорские ковры и продают их горожанам.
Не считая воспоминаний и случайных подробностей о жизни за колючей проволокой, вся история занимает ровно один день. За этот короткий промежуток времени перед нами разворачивается панорама лагерной жизни, своеобразная «энциклопедия» лагерной жизни.
Во-первых, целая галерея социальных типов и в то же время ярких человеческих характеров:
- Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинорежиссер, который, однако, в лагере ведет «великолепную» по сравнению с Шуховым жизнь: получает продуктовые посылки, наслаждается некоторые льготы во время работы;
- Кавторанг — угнетенный морской офицер; старый каторжник, побывавший еще в царских тюрьмах и на каторге (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма 1930-х годов);
- Эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»;
- креститель Алеша — защитник мысли и образа жизни очень разнородной религиозной России;
- Гопчик — шестнадцатилетний подросток, судьба которого показывает, что угнетение не делало различий между детьми и взрослыми.
Да и сам Шухов типичный представитель русского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим мышлением. На фоне этих пострадавших от притеснений людей появляется фигура другого ряда — вождь режима Волков, регулирующий жизнь заключенных и как бы символизирующий беспощадный коммунистический режим.
Во-вторых, подробная картина лагерной жизни и работы. Жизнь в лагере остается жизнью с ее видимыми и невидимыми страстями и тонкими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания пищи. Кормят мало и скудно ужасной кашицей из замороженной капусты и мелкой рыбешки.
Своего рода искусство лагерной жизни состоит в том, чтобы добыть себе лишнюю порцию хлеба и лишнюю тарелку каши, а если повезет, и табаку. Для этого нужно прибегать к величайшим уловкам и искать помощи у «авторитетов», таких как Цезарь и другие.
При этом важно сохранить свое человеческое достоинство, не стать «опустившимся» нищим, как, например, Фетюков (а таких в лагере немного). Это важно даже не из высоких соображений, а из необходимости: «опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно умирает. Таким образом, вопрос сохранения самого человеческого образа становится вопросом выживания.
Другим важным вопросом является отношение к принудительному труду. Заключенные, особенно зимой, работают на охоте, почти соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, чтобы не замерзнуть и своеобразно «сокращать» время от постели до постели, от кормления до кормления.
На этом стимуле строится страшная система коллективного труда. Но, тем не менее, она не уничтожает полностью в людях естественной радости физического труда: сцена строительства дома бригадой, в которой работает Шухов, — одна из самых вдохновенных в истории. Умение работать «правильно» (не перенапрягаясь, но и не прогуливая), а также умение получать дополнительный паек — тоже высокое искусство.
А также возможность спрятать от глаз охранников появившуюся пилу, из которой лагерные умельцы делают миниатюрные ножи в обмен на еду, табак, теплую одежду… По отношению к охранникам, которые постоянно себя ведут» шмонов», Шухов и остальные заключенные находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и умнее вооруженных людей, которые имеют право наказывать их и даже расстреливать за уклонение от лагерного режима. Обман охранников и лагерного начальства — тоже высокое искусство.
Тот день, о котором рассказывает герой, по его собственному мнению, удался — «в карцер не посадили, бригаду в Соцгородок не выгнали (работа на голом грунте зимой — прим в обед срубил каши (получил лишнюю порцию — прим ред.), бригадир процент закрыл хорошо (система оценки лагерного труда — прим.), Шухов бодро стену положил, ножовкой не зацепился, работал вечером по совместительству с Цезарем и купил табаку.
Характеристика быта заключённых
Чтобы правильно охарактеризовать день, нужно учесть все детали, в том числе и организацию лагеря. Зона разделена на секции, некоторые из которых открытые. Заключенные стараются передвигаться по ним как можно быстрее, бегая. Это участки между зданиями, где люди чувствуют себя в опасности.
Судороги — неестественные состояния для русского человека, более привыкшего к бескрайним просторам, и в таких условиях заключенные проводят многие годы. Качество каждого прожитого дня определяется совокупностью событий. Тот отрезок жизни, который описан в рассказе, можно назвать счастливым — Шухов успел подзаработать, на стройке весело клал шлакоблоки, к вечеру тоже все шло хорошо.
Последняя часть книги спокойная, автор не выражает эмоций, воздерживается от пафоса и помпезных слов. На протяжении всего рассказа Солженицын придерживается заданного в самом начале тона — действие строится вокруг волевого человека, не поддавшегося обстоятельствам.
В произведении показана трагедия всего советского народа, начавшаяся не в 1941 году, а намного раньше. Солженицын видел беду СССР в том, что честным людям приходится расплачиваться за верную службу отечеству после десятилетий, проведенных в лагерях.
История создания и публикации
Александр Исаевич Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года, автор трехтомника «Архипелаг ГУЛАГ» о политических репрессиях в Советском Союзе.
Сам Солженицын прошел через лагеря. Был репрессирован в 1945 году за критику Сталина в письме и получил восемь лет. Сначала он отбывал срок в «шарашке» — специальной тюрьме для технических специалистов, а затем находился в лагере в Казахстане. Чудом излечившись от рака желудка, вышел на свободу и отправился в ссылку, начал работать учителем математики в Рязани. Там он написал рассказ «Щ-854».
Идея рассказа пришла ему в голову во время тяжелого рабочего дня в лагере зимой 1950 года. Солженицын решил, что это будет хороший способ описать весь ужас лагерной жизни: рассказать об обычном дне с заключенным. Автор намеренно решил не нагнетать ужас, а показать «хороший» день, чтобы нечеловеческие условия, в которых содержатся заключенные, стали еще заметнее.
Вдохновленный тем, что Никита Хрущев публично говорил о репрессиях и критиковал Сталина, Солженицын в ноябре 1961 года отправил текст рассказа в журнал «Новый мир».
Главный редактор журнала, автор «Василия Теркина» Александр Твардовский был настолько впечатлен произведением, что лично обратился к Хрущеву за разрешением на его публикацию. Помощник прочитал рассказ вслух советскому лидеру, и Хрущев распорядился напечатать произведение в рамках своей борьбы со сталинизмом.
«Один день Ивана Денисовича» появился в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвел огромное впечатление на советское общество. Впервые в печати открыто заговорили о зверствах, с которыми невинно осужденные сталкивались в лагерях.
Сам Солженицын позднее отмечал, что если бы такое произведение было опубликовано где-либо за границей, то оно было бы объявлено клеветой на советский строй. Однако «Один день Ивана Денисовича» издан с разрешения ЦК КПСС, и с этим нельзя было спорить. Ходили разговоры о том, что Солженицын может получить Ленинскую премию, но этого так и не произошло.
После отстранения Хрущева от должности в 1964 году советское руководство отказалось от дальнейшей критики Сталина. В годы брежневского застоя тема репрессий уже мало обсуждалась. Солженицын попал в опалу, вскоре его исключили из Союза писателей, а его произведения перестали издавать и изъяли из библиотек.
Ради публикации «Архипелага ГУЛАГ» за рубежом Солженицын был лишен советского гражданства и выслан из страны в 1974 году. «Один день Ивана Денисовича» был переиздан на родине автора лишь в Сам Исаевич смог вернуться из-за границы в Россию.
РИА Новости / Юрий Долягин
«Один день Ивана Денисовича» очень кратко
Действие происходит в январе 1951 года в России в спецлагере для политзаключенных. Главный герой рассказа Иван Денисович Шухов, простой русский солдат. Ему около 40 лет. Иван Денисович не преступник. Он жертва сталинского гнета.
Шухов участвовал в войне 1941–1945 годов, попал в плен к немцам. Он чудом вырвался из плена. Но советские власти обвинили его в государственной измене — шпионаже в пользу гитлеровцев. За это Шухову дали 10 лет тюрьмы. Читатели знакомятся с Шуховым, когда он уже 8 лет находится в лагерях. Срок полномочий Шухова истекает через 2 года. Но на освобождение он вряд ли надеется — из этого лагеря еще никого не выпускали, а условия опять добавили.
В рассказе описан обычный день Ивана Денисовича Шухова в тюрьме. Узнаем, как он живет в холодном бараке с другими заключенными, какую одежду носит, как спит, что ест в столовой, как ходит на работу (на строительство ТЭЦ), как проходит проверки, как он терпит унижения от охранников и так далее
На природе у Ивана Денисовича есть семья – жена и две дочери. Но ему разрешено писать письма домой только два раза в год. Шухов не видел свою семью более 10 лет. Он отвык от семьи и жизни на природе. Иван Денисович Шухов умный, добрый и трудолюбивый человек. Чтобы выжить в тюрьме, он становится жестче и мудрее, обманывает начальство и т д. Но в душе остается добрым человеком: помогает другим заключенным и т д
Наконец, главного героя все-таки выпускают из тюрьмы, когда срок заканчивается. Неизвестно, как вообще складывается жизнь Шухова.
Композиционные приёмы
На примере дня Солженицын показал несколько лет жизни человека. Особенность в том, что автор подробно рассказывает о каждом, даже самом незначительном действии. Крупным планом показано все, что делает заключенный Шухов. Элементы, которые можно использовать для оценки уровня детализации:
- как герой одевается по утрам;
- нашел кусок ножовки;
- рыбий скелет;
- рыбьи глаза в супе.
Таких примеров в тексте много. Жизнь героя показана крупным планом. Кроме того, объединяются 2 временных периода: день и срок. Автор показывает, что весь пенитенциарный период однообразен, каждый временной период похож на другой. Термин «концепция» приобретает иной смысл. Это не только период в несколько лет, но и внутренний распорядок, которому как бы подчиняется человеческий организм. Похожий принцип композиции использован в рассказе «Молодые».
Анализ сюжета и персонажей
Хроника событий, происходивших в течение дня, легла в основу рассказа «Один день из жизни Ивана Денисовича». Анализ позволяет понять, что автор считает все происходящее повседневным, и этим подчеркивается трагизм. Показана жизнь узников советского лагеря, а предшествующий период жизни может быть представлен рассуждениями и воспоминаниями героя.
Хроника важных событий в жизни:
- 1911 г.р;
- пережил раннюю смерть сына;
- вырастила 2 дочерей;
- в 1941 году ушел на войну;
- по сфабрикованному делу осужден и сослан в Казахстан.
В повести «Один день Ивана Денисовича» персонажи показаны лаконично, но так, чтобы они хорошо запоминались. Автору удалось передать лагерную атмосферу и донести до читателя, какая пропасть существовала между заключенными и администрацией.
Некоторые «зэки» не имеют имен и фамилий, как положено, — номера служат опознавательными знаками. Но это в первую очередь относится к «стукачам», непорядочным людям. Есть и второстепенные персонажи, у которых есть имена, например:
- латышский килгас;
- креститель Алексей;
- капитан Буйновский;
- председатель Тюрин;
- помощник Павел.
Особенности произведения
В своем рассказе Александр Солженицын рассказывает о жизни людей, попавших в исправительно-трудовые лагеря. По мнению критиков, центральная тема произведения — победа человека над лагерным насилием. ГУЛАГ был создан, чтобы ломать и полностью уничтожать личности заключенных, но Шухов и другие заключенные смогли сохранить свой человеческий облик. Для этого им приходилось ежедневно вести внутреннюю борьбу, чтобы даже в сложных обстоятельствах всегда оставаться людьми. Значение повести Солженицына:
- осуждение советской власти;
- прославление человека;
- дань памяти всем погибшим в ГУЛАГе.
Сегодня оригинальный текст рассказа изучается в гимназии, а характеристики персонажей важны для подготовки школьников к экзаменам. Авторы отмечают, что «Один день из жизни Ивана Денисовича» является классическим произведением, посвященным теме ГУЛАГа в СССР.
Солженицын написал живой и трогательный рассказ, ставший поворотным моментом в истории Советского Союза. Короткометражку «Один день из жизни Ивана Денисовича» можно прочитать онлайн бесплатно на Кратких и других ресурсах, а изучить историю написания произведения можно в Википедии.
Читайте также: Читательский дневник по «Истории одного города»: главные герои произведения, пересказ книги Салтыкова-Щедрина
Отзывы читателей
Меня всегда интересовала история нашей страны, поэтому я прочитал рассказ на одном дыхании, как только увидел рецензию. Произведение ценно тем, что автор испытал те же страдания, что и его герой. У меня сложилось впечатление, что холод и голод были худшими проблемами в лагере. Хорошо, что Иван смог приспособиться. Он не только не опускался на дно, но и помогал тем, у кого не было хватки.
Константин, Торжок
История заключенного Шухова открыла мне глаза на то, что происходило в Советском Союзе. После прочтения я был в шоке, ведь в детстве нам не говорили всей правды. Что-то было знакомо, но без подробностей. Автору легко удалось показать всю изнанку событий, происходивших в Советском Союзе, за что я ему очень благодарен.
Олеся, Ижевск
Так получилось, что в школьные годы я не осилил это произведение. Суровая правда жизни и тяжелый сюжет — все это казалось трудным для восприятия. Лишь спустя много лет мне попался комментарий к рассказу, и тогда я решил прочитать «Однажды…». Так началось мое знакомство с Солженицыным. Удивительно, как ярко автор передает характеры разных людей.
Олег, Томск
Главный герой
Главный герой повести «Однажды…» — обыкновенный крестьянин, русский крестьянин, без вины осужденный. Его жизнь в лагере нельзя назвать легкой, но автор, прибегая к краткости и рассудительности, показывает, что спокойное поведение и разумное отношение к своей судьбе свойственны большинству заключенных.
Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудную минуту не утонуть, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые из его товарищей по лагерю, но он оказывает им услуги в зависимости от привычек ведения сельского хозяйства.
Шухов обладает врожденной нравственностью и деревенской проницательностью, что позволяет ему видеть пользу в обычных предметах. Он сам изготовил мастерок, складной нож и другие приспособления, облегчающие походную жизнь. Такие черты характера позволяют не сломаться за долгие годы, проведенные в лагере.
Основные персонажи рассказа
Основные роли:
- Шухов Иван Денисович — узник исправительно-трудового лагеря, каменщик, жена и две дочери ждут его «на улице.
- Цезарь — пленник, «то ли он грек, то ли еврей, то ли цыган», до лагерей «делал картинки для кино».
Другие герои:
- Тюрин Андрей Прокофьевич — старшина 104-й бригады заключенных. Был «уволен из рядов» армией и попал в лагерь за то, что был сыном «кулака». Шухов знал его со времен лагеря в Усть-Ижме.
- Кильдигс Ян – заключенный, которому дали 25 лет; Латыш, хороший плотник.
- Фетюков – «шакал», заключенный.
- Алёшка — арестант, креститель.
- Гопчик — заключенный, хитрый, но безобидный мальчик.
История написания
По словам автора, идея написания этой книги возникла у него в начале 1950-х годов, когда он служил в лагере на севере Казахстана. Зимой 1952 года Солженицын и его напарник несли по степи носилки, и в этот момент он решил рассказать всему миру историю ГУЛАГа. На тот момент автор уже имел богатый опыт жизни в советских лагерях. Вернувшись из ссылки в июне 1959 года, он написал свой знаменитый рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Естественно, о печати такого произведения не могло быть и речи. Даже наличие рукописи может стать основанием для длительного тюремного заключения. Только с началом хрущевского храма удалось напечатать рассказ, при этом автор использовал псевдоним А. Рязанский. Редактор журнала «Новый мир» прочитал рукопись, произведение произвело на него сильное впечатление, поэтому он сразу начал готовиться к публикации.
Единственным изменением, предложенным издателем, было изменение названия произведения с «Щ-854. Один день каторжника» в нечто более жанровое. Чтобы пройти цензуру и получить окончательное разрешение на печать, известные столичные писатели обратились к Хрущеву, проводившему в годы оттепели политику либерализации произведение Солженицына было опубликовано в журнале «Новый мир», что сделало автора известным.
Сразу же после появления в печати повесть стала грандиозным событием в Советском Союзе, критики отзывались о ней положительно, утверждая, что она осуждает все несправедливости сталинского режима. Однако политика оттепели вскоре была свернута, поэтому неудивительно, что творчество Солженицына было запрещено, а писатели, первыми восхвалявшие его, стали подчеркивать политическую подоплеку повести и отрыв от реальности.