Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств
На первых страницах романа Салтыкова-Щедрина «Головлевы» эта женщина предстает перед читателем интеллигентной крепостницей, главой большого семейства. Арина Петровна обладает житейской смекалкой, стремится любой ценой увеличить хозяйство. Эта энергичная и настойчивая женщина ведет себя совершенно неразборчиво по отношению к членам семьи.
Ее боятся, ненавидят и упрекают в излишней жесткости. В конце жизни она чувствует себя несчастной и умирает в полном одиночестве, лишенная любви семьи и друзей. На
на первый взгляд может показаться, что этот сильный и довольно непривлекательный человек совершенно недостоин внимания и симпатии.
Однако стоит немного приблизиться к той ситуации, в которой она оказалась и которая сформировала ее характер, и мы поймем, что эта женщина сама стала в какой-то мере жертвой обстоятельств. Выйдя замуж, Арина Петровна обнаружила, что ее муж отличался легкомысленным и беспечным характером. Он был склонен к безделью и безделью.
Он закрылся в своем кабинете и занимался сочинением так называемых «вольных стихов». Конечно, этот пустой человек и не думал заниматься домашним хозяйством и хоть как-то содержать семью. Имение, которое Арина Петровна получила в приданое, не давало такого дохода, чтобы на нем можно было безбедно жить.
Чтобы не быть окончательно уничтоженной, Арине Петровне очень скоро пришлось взять на себя ведение всех финансовых дел. Головлев, женившийся исключительно для того, чтобы найти верного слушателя своих стихов, вскоре разочаровался в жене, так как роль, отведенная ей мужем, совершенно ее не устраивала. Постоянные разногласия привели к тому, что супруги практически перестали общаться друг с другом.
Он ненавидел эту женщину, но она ограничилась «полным и презренным равнодушием к своему глупому мужу». Эти отношения продлились более сорока лет. Не найдя счастья в семейной жизни, Арина Петровна всю свою энергию направила на «округление» своего имения. Помощи ей было неоткуда ждать, так как муж совершенно не заботился не только о собственном благополучии, но и о благополучии детей.
Следует отметить, что такая деятельность только усугубляла властность и настойчивость Арины Петровны. Она «с невероятным терпением и зоркостью наблюдала за дальними и близлежащими деревнями» и в случае разорения владельцев быстро скупала их. В итоге она добилась завидных результатов, сумев значительно расширить свои активы. Иногда в результате дорожных приключений Арина Петровна заболевала, иногда ей приходилось отправляться в дорогу во время беременности.
Однако ничто не могло остановить эту женщину. Конечно, в какой-то степени ею двигало желание разбогатеть, но надо отметить, что Арина Петровна больше всего хотела обеспечить своим детям будущее. Она никогда не предавалась праздности и безделью, роскоши и безрассудству, хотя достаточно скоро у нее появились для этого средства.
Жила она, как и прежде, скромно, и тратила на себя минимум денег. Хотя деньги давали ей некоторую независимость, они не приносили ей счастья. Часто ее охватывали сомнения в том, правильно ли она ведет свою жизнь, за что она так мучила себя.
Дети, ради которых она сократила свою жизнь исключительно для приумножения своего богатства, не оправдали ее надежд, не стали для нее опорой, не принесли ей долгожданного счастья. Возможно, это было связано с тем, что постоянная забота о благополучии хозяйства делала ее слишком независимой. Эта «холостяцкая натура» воспринимала их как обузу, хотя по-своему все же любила их.
У Арины Петровны было девять детей, из которых выжило только четверо: Степан, Анна, Порфирий и Павел. Конечно, то, что ни один из ее детей не состоялся как личность, это часть ее вины. Арина Петровна и в силу своего темперамента, и в силу своей вечной занятости не могла уделять им достаточно времени, не умела давать детям тепла и любви.
Впрочем, и это можно оправдать: обремененная заботами и не видя поддержки в муже, она замкнулась в себе, перестала обращать внимание на все, что непосредственно не касалось ее финансовой деятельности.
Несмотря на то, что старший сын рос беспутным юношей, непригодным для какой-либо серьезной профессии и постоянно подшучивавшим над матерью, она наградила его довольно приличным наследством. Арина Петровна не оставила без внимания сбежавшую с корнетом дочь и тоже выделила ей отдельную деревню.
Поэтому упрекнуть ее в излишней скупости было бы сложно. Кроме того, она разделила оставшееся состояние между двумя другими братьями, Порфирием и Павлом, практически ничего не оставив себе. Все это доказывает, что стремление к приумножению своего богатства более чем что-либо другое проистекало из желания сделать жизнь детей комфортной, а не из личной выгоды.
С возрастом Арина Петровна стала менее деспотична и строга. Возможно, это заставило ее иметь более близкие отношения с внуками, чем с детьми. Она защитила двух сирот, оставленных ее дочерью. Если сначала она относилась к ним довольно холодно и кормила их, как упрекает ее один из сирот, «кислым молоком», то потом ее сердце смягчилось.
Когда девочки покинули свое домашнее гнездышко в поисках лучшей жизни, она защищает их от Юдушки и исправно ведет их хозяйство. У нее хорошие отношения с сыновьями Порфирия. Постепенно к Арине Петровне приходит осознание того, что прожитая ею жизнь совершенно бессмысленна. По общему признанию, просветление приходит слишком поздно.
Она уже не доминирующая, полная сил и энергии женщина, а старушка, едва сводящая концы с концами и живущая за счет внуков, позволяющих ей управлять своей маленькой деревней. Арина Петровна отказывается встречаться с сыном, запирается в своем имении и тихо умирает. Ее озарение болезненно, но мимолетно. Она не могла простить ни себе, ни Иуде истребление семьи Головлевых
Подарки и советы
Головлева Арина Петровна — жена Головлева В.М. Ее прототипом во многом послужила мать писателя Ольга Михайловна, черты характера которой отразились в образе Марии Ивановны Крошиной в его первом рассказе «Противоречия» (1847), позднее — в Наталье Павловне Агамоновой («Яшенька», 1859) и особенно в Марии Ивановне. Петровна Воловитинова («Семейное счастье», 1863).
Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» — помещица, которая «единолично и бесконтрольно» управляет своим огромным имением, постоянное увеличение которого составляет главную заботу всей ее жизни. И хотя она утверждает, что работает ради семьи, и «слово «семья» не сходит с ее языка, она откровенно презирает мужа и равнодушна к детям.
В ранние годы Арина Петровна держалась «в стороне от хозяйства, что дети голодали», позже она тоже пыталась избавиться от них подешевле — по ее словам: «кинуть щепку» бежала с корнетом, получила Погорелку — «деревню на тридцать душ с павшим имуществом, где сквозняки со всех окон и не было ни одной живой половицы» которая вскоре, как и ее сестра, умерла в полном гипсе.
Арина Петровна из романа «Господа Головлевы» как бы замирала в «апатии власти» и лишь в редких случаях думала: «А для кого я спасаю всю эту пропасть! ночь, ем ни капельки. для кого?Отмена крепостного права повергла ее, как и большинство помещиц, в смятение и растерянность раздел имений, пережила «милая подруга матушка».
На время она нашла приют у своего нелюбимого сына Павла, но после его смерти вынуждена была жить со своими внуками, дочерьми Аннушки, в их «падшем имении».
Переход от прежней лихорадочной деятельности к полному безделью быстро состарил ее. Когда внуки уехали, Арина Петровна не вынесла одиночества и бедности, стала все чаще навещать сына, постепенно становясь его хозяйкой. Но одновременно с физическим упадком и старческой немощью в ней ожили «остатки умиления», прежде подавленные накопившей массой.
И когда она стала свидетельницей бурной сцены между Порфирием Владимировичем и Петенькой, которого отец приговорил к тюрьме, отказавшись заплатить его карточный проигрыш, «результаты ее собственной жизни предстали перед ее мысленным взором во всей полноте и наготе». Действительно, проклятие, вырвавшееся из нее в тот момент, относилось не только к ее сыну, но и к ее собственному прошлому.
Пережив страшное потрясение, Арина Петровна вернулась в Погорелку, впала в полное изнеможение и вскоре умерла. В письме к Щедрину (январь 1876 г.) И. С. Тургенев восхищался его умением «пробудить в читателе симпатию к ней, не смягчая ни одной ее черты», и находил в этом образе шекспировские черты.
К подобному образу «подруги» Щедрин вернулся позже в «Пошехонской старине» (Анна Павловна Затрапезная).
Головлевы — это роман о семье, но прежде всего это роман о реальных и мнимых ценностях, о том, зачем человек живет на земле. В «Владыках Головлевых» автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга, исследует такие амбиции, которые начинаются с безумного желания устроить для своего дома как можно лучше, обеспечить будущее своего рода.
Дом, семья, род — это реальные ценности, а не надуманные. И именно им прародительница и глава семейства Арина Петровна Головлева самозабвенно отдает весь свой яркий жизненный талант.
И, похоже, это удается: сила семьи Головлевых неоспорима. Она и сама с гордостью это осознает: «Какую махину построила!» Но когда цель кажется достигнутой, оказывается, что она была иллюзорна, что все потеряно, а жизнь, своя и близких, бессмысленно принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созданию «семейной твердыни», заканчивается полным человеческим крахом: запустением дома и разрывом семейных уз.
Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы — Арины Петровны — и ее детей. Головлева — властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура сложная и целеустремленная, но избалованная неограниченной властью над своей семьей и окружающими.
Она единолично распоряжается всем имуществом, делает мужа ненужным придатком и калечит жизнь «противным детям». Ее страсть — накопление. Со всевозможными приобретениями, обогащениями связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны. А дети, которые в свою очередь слушают ее рассказы об этом, воспринимают мамины слова как увлекательную сказку.
Денежные отношения — самая главная, самая крепкая нить, связывающая Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но малоподвижный, «ненавистный Степка-болван», спился.
Другой сын, Павел, со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем собственном выдуманном мире наедине с собой. Так продолжалась его мрачная жизнь, пока не взяла верх смертельная болезнь.
Младший сын Порфирий, пожалуй, самая «выдающаяся» фигура в этой семье. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитывали в нем предательство и холопство. Порфирий с детства умел опутывать «доброго друга-матушку» паутиной лжи и холуйства, за что получил от других членов семьи прозвища «Иуда» и «кровосос».
Эти прозвища прекрасно отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иуда, так как он был лишен размаха настоящего предателя Иуды. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного реального поступка
Вероломство и подхалимство — вот те черты, которые его характеризуют. Он предает всех и всегда. Все деяния Иуды настолько мелочны и ничтожны, что вызывают негодование и отвращение. Даже когда он взывает к Богу, он откровенно практичен. Господь для него что-то вроде высшей инстанции, к которой можно обратиться со своими гнусными молитвами.
Так почему же семья Головлевых обречена на вымирание? Почему мать и ребенок так и не нашли общий язык? Ответ вполне ясен: деспотизм, обычное подавление личности младших, привели к неспособности «начальников» распоряжаться своими судьбами. Будущие аварии дети готовили здесь, дома. Молодость Головлева возвращается в свое царство, а ненавистный родной уголок только для того, чтобы погибнуть.
В конце романа Щедрин показал пустую и обезлюдевшую «цитадель», где есть все. «Я не живу в пустом доме!» Иуда хвастается, но в то же время здесь никого нет. Образ пугающей своей силой тишины, ползающих по дому теней вовсе не случайно повторяется в романе.
А сцена Иуды с «мертвыми душами» шокирует: умершая мать, братья, давно умершие слуги. Герой отворачивается от живой жизни и общается с призраками, пока внезапное пробуждение «дикой совести» не заставляет его с ужасом вопрошать: «Что случилось?! где. все?…».Вся ответственность Головлева — смерть семьи падает на Порфирия.
Салтыков заставит его проснуться — «для всех». Иуда наконец понимает, что существуют настоящие человеческие отношения, законы человеческой связи взять на себя ответственность за все многочисленные семейные грехи Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим недалеко от могилы матери.
Когда-то здесь жила большая семья: Арина Петровна Головлева, активная, энергичная накопительница, предводительница рода; ее муж — пустой человек, пьяница, отошедший от дел, страстно ненавидящий свою жену; омерзительный Стёпка-молчун и Пашка-молчун, как называла их мать, любвеобильный Порфиша (но мать его всегда боялась) и Аннушка, которая потом убежала из дома с корнетом и вскоре умерла, брошенная мужем, оставив мать на попечении двух сирот — Аннинки и Любинки; Были у Порфирия и сыновья.
Но годы идут, а дом пуст. Стоя на пороге смерти, перед проснувшейся совестью, Порфирий Головлев с тоской повторяет: «Что такое! Что случилось?! Где.. все…»
Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: «Семейный суд», «Родня», «Семейные итоги», «Племянница», «Незаконные семейные радости»… Названия глав указывают на то, что центральной проблемой романа является проблема семьи (как и в «Анне Карениной» Толстого и «Братьях Карамазовых» Достоевского, написанных примерно в то же время).
В романе рассказывается, как «ненавистный» балбес Степка вернулся в Головлево больным и нищим; как Паулюс умер и оставил все свое состояние Порфирию; как трагически оборвались жизни Анниньки и Любинки; как умерла Арина Петровна и т.д. История семьи Головлевых — это история «умерших». Каждая глава заканчивается смертью одного из членов семьи.
Более того, с каждой смертью в руках Иуды скапливается все большее состояние, и вместе с тем растет и растет его одиночество. Становится все яснее, что семьи нет вовсе, что родственные связи — это только видимость, только форма, что все члены семьи Головлевых враждебны друг другу, ненавидят друг друга и радуются смерти близких те.
Фигура главы семьи Арины Петровны трагична. «…Слово «семья» не сходит с ее языка, и, видимо, все ее действия руководствуются исключительно непрекращающимися заботами об устройстве семейных дел». Сама она недоедает, мало пьет и недосыпает, а других держит голодными, потому что заботится об увеличении состояния Головлева.
Но госпожа Головлева чувствует бесперспективность своей деятельности. «И для кого я спасаю всю эту бездну! Для кого я экономлю! — вырывается «поистине трагический крик» из груди матери. Во имя приобретения уничтожались души тех, для кого, кажется, делалось накопление.
Сироты и внуки воспитывались на кислом молоке и испорченной солонине, их упрекали в каждом укусе, изувечивали их детство и юность, толкали на путь разврата и смерти. Лишенный прав на наследство, он спился и умер в своем грязном углу Степка-дурачок.
Оставшись без средств, «законный» сын Порфирия Володенька покончил жизнь самоубийством, а «незаконнорожденного» Володю отправили умирать в детский дом…
В обществе, основанном на присвоении и расчете, нет места чисто человеческим отношениям. В романе изображена мрачная история распада семьи, надлома человеческой личности, утонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустых мыслей, пустословия и безделья.
В центре этой истории Порфирий Головлев. Еще в детстве брат Степка-дурак называл его Юдушкой, «кровопийцей». «Он с детства любил ласкать свою милую подругу-маму, целовать ее тайком в плечо, а иногда и в пучок». Атмосфера деспотизма и унижения создавала из Порфирия своеобразный вариант того типа ханжи и подхалима, которых изобразил Грибоедов в Молчалине, Островский в Подхалюзине.
Но Порфирий — особенно страшный вариант лицемера. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с подозрением. «А я и сама не могу понять, что у него за глазами, — рассуждает она иногда про себя, — посмотрит — ну, как будто петлю бросает. Так скорее отраву, да замани!»
Иуда – лицемер, прикрывающий свои злодеяния блаженными «святыми словами». С Божьим именем на устах, крестясь и благословляя, он толкает своих сыновей на верную смерть, грабит и выгоняет из дома «дорогую подругу-матушку».
Основным приемом раскрытия образа Иуды является изображение разительного несоответствия слов и действий. Иуда «чесался», «раздражал, терзал, тиранил» людей «целым потоком праздных словечек», «источая целые массы словесного гноя». В его бесконечных речах есть обрывки евангельских текстов, странствий, заезженных пословиц, правил капитальной морали, уверений в родственных чувствах.
Обилие уменьшительно-ласкательных форм, интонаций жалобных или трогательных панихид придают этим пустым речам слащавый характер. Слово перестает выражать мысль, чувство, оно, наоборот, призвано скрывать, затемнять и то, и другое.
Читайте также: Что делать?
К Порфирию Владимирычу приходит сын Петенька (отец называет сыновей только так — «Петенька», «Володенка»). Он просит помощи у отца – это вопрос жизни или смерти. Но слышит отказ. Совершается одна из многих «смертей». Стена ненависти возвышается между отцом и сыном.
Коварство, хищничество, холодный расчет, отсутствие живых человеческих чувств — вот пороки рода Головлевых, полностью унаследованные Иудой. Эти пороки типичны для общества, где человек человеку волк, они свойственны не только дворянству, но и любому эксплуататорскому классу.
Характерным для образа Иуды является то, что он во всем следует «кодексу, созданному традицией лицемерия». Ложь, пустословие, лицемерие — не только отдельные пороки, присущие Порфирию Владимировичу. «…Наше общество лицемерно…» — писал сатирик в одном из своих поздних произведений.
— Лицемерие — не гной, не язва, не гангрена? Потоки лицемерной лжи хлынули на страницы реакционных газет, воспевавших русское самодержавие. Щедрин осуждает эту «громкую пустую болтовню», «бессмысленную чепуху», напоминающую грабеж Порфирия Головлева.
В романе Салтыкова-Щедрина «Головлевы» показана целая галерея картин одной семьи, помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, распадается, а затем ее члены физически исчезают в небытии.
Фото Арины Петровны: это единственный выдающийся человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. «Сильная женщина, а также в значительной степени одаренная творчеством», — характеризует ее автор. Арина Петровна ведет хозяйство, ведает всеми семейными делами. Она веселая, волевая, энергичная.
Но смысл в этом только в экономике. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ее за это ненавидит. Она никогда не любила мужа, считала его дураком, слабостью, неспособным вести хозяйство. «Муж называл жену «ведьмой» и «чертом», жена называла мужа «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой».
Действительно, прожив сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостяком, интересующимся только деньгами, счетами и деловыми разговорами. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так ужасно наказывает своих близких, когда они безответственны в имущественном отношении или не слушаются ее.
Образ Степана Головлева: это «одаренный парень» с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к обучению. Однако он воспитывался в праздности, все силы уходили на шалости. После учебы Степан не может сделать карьеру госслужащего в Санкт-Петербурге, так как не имеет для этого ни возможности, ни желания.
Он еще раз подтверждает прозвище «Степка Балагур», долгое время ведет бродячий образ жизни. В сорок лет он ужасно боится матери, которая не поддержит, а, наоборот, схватит. Степан понимает, что он «ничего не может», ведь он никогда не пытался работать, а хотел получить все бесплатно, оторвать кусок от жадной матери или еще кого-то. Он спивается в Головлеве и умирает.
Образ Павла Головлева. Это военный, но и человек, угнетенный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри он боится ее и придирается к ней и сопротивляется ее влиянию. «Он был угрюмый человек, но за мраком было отсутствие дел — и ничего более». Переехав в Головлево, он поручает дела своей домработнице — Улите.
Сам Павел Головлев становится запойным пьяницей, снедаемым ненавистью к своему брату Иуде. Они умирают в этой ненависти, озлобленные, с ругательствами и проклятиями.
Образ Иуды, Порфирий Головлев. Этот человек — квинтэссенция семьи Головлевых. В качестве оружия он выбрал лицемерие. Под видом милого и искреннего человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Его низкая душа радуется бедам своих братьев и сестер, а когда они умирают, искренне радуется разделу имущества.
В отношениях с детьми он тоже прежде всего думает о деньгах — а сыновья этого терпеть не могут. При этом Порфирий никогда не позволяет себе говорить грубости или колкости. Он вежлив, притворно мил и заботлив, рассуждает без конца, разносит сладкие речи, плетет словесные интриги. Люди видят его обман, но поддаются ему. Даже Арина Петровна не может устоять перед ними. Но в конце романа и Иуда приходит к своему падению.
Он становится неспособным ни к чему, кроме пустой болтовни. Он целыми днями устает от всех разговоров, которые никто не слушает. Если слуга окажется чувствительным к его «словоблудию» и придиркам, то он попытается сбежать от хозяина.
Самодурство Юдушки становится все более мелочным, он тоже, как и покойные братья, пьет для развлечения, мелкие обиды или минимальные просчеты в хозяйстве вспоминает целыми днями, чтобы их «заговорить». Между тем реальная экономика не развивается, ветшает и падает.
В конце романа к Иуде приходит страшное осознание: «Надо всех простить… Что. что случилось?! Где все?!» Но семья, раздираемая ненавистью, холодностью и неумением прощать, уже разбита.
Образ Анны и образ Любы из «Джентльменов Головлевых». Племянницы Юдушки — представители последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, поначалу им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но они не привыкли к последовательной, продолжительной деятельности.
Не привыкли они и к нравственной стойкости и твердости в жизни. Любинка разрушается своим цинизмом и мудростью, отнятой у бабушки, а сама толкает сестру в пропасть. Из актрис «сестры Погорельские» становятся содержанками, потом чуть ли не проститутками. Аннинка, нравственно более чистая, более искренняя, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь.
Но и она срывается, и после самоубийства Любинки, больная и пьяная, возвращается в Головлево, «умирать».
«Головлевы» — это роман о семье, но в первую очередь это роман о реальных и мнимых ценностях, о том, для чего человек живет на земле. В «Владыках Головлевых» автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга, исследует такие амбиции, которые начинаются с безумного желания как можно лучше обустроить свой дом, обеспечить будущее своего рода.
Дом, семья, род — это реальные ценности, а не надуманные. И именно им прародительница и глава семейства Арина Петровна Головлева самозабвенно отдает весь свой яркий жизненный талант. И, похоже, это удается: сила семьи Головлевых неоспорима. Она сама это осознает с гордостью: «Какой колосс построила! «.
Но когда цель кажется достигнутой, оказывается, что она была иллюзорна, что все потеряно, а жизнь, собственная и близких, бессмысленно принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созданию «Семейная крепость», заканчивается полным человеческим крахом: запустением дома и разрывом родственных связей. Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы — Арины Петровны — и ее детей.
Головлева — властная и энергичная помещица , хозяйка всего поместья, сложная и целеустремленная натура, но избалованная безграничной властью над своей семьей и др. она единолично правит всем имением, делая мужа ненужным придатком и парализуя жизнь «противных детей» Ее страсть — накопительство.
Со всевозможными приобретениями, обогащениями связаны самые яркие воспоминания из жизни Арины Петровны. И дети, которые еще раз слушают ее рассказы об этом, воспринимают мамины слова как увлекательную сказку. Денежные отношения — самая важная, самая крепкая нить, связывает Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия.
Старший сын, Степан, по натуре наблюдательный и остроумный, но малоподвижный, «ненавистный Степка-болван», спился. Другой сын, Павел, со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем собственном выдуманном мире наедине с собой. Так продолжалась его мрачная жизнь, пока не взяла верх смертельная болезнь.
Младший сын Порфирий, пожалуй, самая «выдающаяся» фигура в этой семье. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитывали в нем предательство и холопство. Порфирий с детства умел опутывать паутиной лжи и подхалимства своего «доброго друга-матушку», за что получил от других членов семьи прозвища «Иуда» и «кровопийца».
Эти прозвища прекрасно отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иуда, так как он был лишен размаха настоящего предателя Иуды. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного реального поступка
Головлевы — это роман о семье, но прежде всего это роман о реальных и мнимых ценностях, о том, зачем человек живет на земле. В «Владыках Головлевых» автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга, исследует такие амбиции, которые начинаются с безумного желания устроить для своего дома как можно лучше, обеспечить будущее своего рода.
Дом, семья, род — это реальные ценности, а не надуманные. И именно им прародительница и глава семейства Арина Петровна Головлева самозабвенно отдает весь свой яркий жизненный талант.
И, похоже, это удается: сила семьи Головлевых неоспорима. Она и сама с гордостью это осознает: «Какую махину построила!» Но когда цель кажется достигнутой, оказывается, что она была иллюзорна, что все потеряно, а жизнь, своя и близких, бессмысленно принесена в жертву.
Роман, посвященный упорному созданию «семейной твердыни», заканчивается полным человеческим крахом: запустением дома и разрывом семейных уз.
Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы — Арины Петровны — и ее детей. Головлева — властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура сложная и целеустремленная, но избалованная неограниченной властью над своей семьей и окружающими. Она единолично распоряжается всем имуществом, делает мужа ненужным придатком и калечит жизнь «противным детям». Ее страсть — накопление.
Со всевозможными приобретениями, обогащениями связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны. А дети, которые в свою очередь слушают ее рассказы об этом, воспринимают мамины слова как увлекательную сказку.
Денежные отношения — самая главная, самая крепкая нить, связывающая Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но малоподвижный, «ненавистный Степка-болван», спился.
Другой сын, Павел, со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем собственном выдуманном мире наедине с собой. Так продолжалась его мрачная жизнь, пока не взяла верх смертельная болезнь.
Младший сын Порфирий, пожалуй, самая «выдающаяся» фигура в этой семье. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитывали в нем предательство и холопство. Порфирий с детства умел опутывать «доброго друга-матушку» паутиной лжи и холуйства, за что получил от других членов семьи прозвища «Иуда» и «кровосос».
Эти прозвища прекрасно отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иуда, так как он был лишен размаха настоящего предателя Иуды. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного реального поступка
Вероломство и подхалимство — вот те черты, которые его характеризуют. Он предает всех и всегда. Все деяния Иуды настолько мелочны и ничтожны, что вызывают негодование и отвращение. Даже когда он взывает к Богу, он откровенно практичен. Господь для него что-то вроде высшей инстанции, к которой можно обратиться со своими гнусными молитвами.
Так почему же семья Головлевых обречена на вымирание? Почему мать и ребенок так и не нашли общий язык? Ответ вполне ясен: деспотизм, обычное подавление личности младших, привели к неспособности «начальников» распоряжаться своими судьбами. Будущие аварии дети готовили здесь, дома. Молодость Головлева возвращается в свое царство, а ненавистный родной уголок только для того, чтобы погибнуть.
В конце романа Щедрин показал пустую и обезлюдевшую «цитадель», где есть все. «Я не живу в пустом доме!» Иуда хвастается, но в то же время здесь никого нет. Образ пугающей своей силой тишины, ползающих по дому теней вовсе не случайно повторяется в романе.
А сцена Иуды с «мертвыми душами» шокирует: умершая мать, братья, давно умершие слуги. Герой отворачивается от живой жизни и общается с призраками, пока внезапное пробуждение «дикой совести» не заставляет его с ужасом вопрошать: «Что случилось?! где. все?…».Вся ответственность Головлева — смерть семьи падает на Порфирия.
Салтыков заставит его проснуться — «для всех». Иуда наконец понимает, что существуют настоящие человеческие отношения, законы человеческой связи взять на себя ответственность за все многочисленные семейные грехи Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим недалеко от могилы матери.
Когда-то здесь жила большая семья: Арина Петровна Головлева, активная, энергичная накопительница, предводительница рода; ее муж — пустой человек, пьяница, отошедший от дел, страстно ненавидящий свою жену; омерзительный Стёпка-молчун и Пашка-молчун, как называла их мать, любвеобильный Порфиша (но мать его всегда боялась) и Аннушка, которая потом убежала из дома с корнетом и вскоре умерла, брошенная мужем, оставив мать на попечении двух сирот — Аннинки и Любинки; Были у Порфирия и сыновья.
Но годы идут, а дом пуст. Стоя на пороге смерти, перед проснувшейся совестью, Порфирий Головлев с тоской повторяет: «Что такое! Что случилось?! Где.. все…»
Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: «Семейный суд», «Родня», «Семейные итоги», «Племянница», «Незаконные семейные радости»… Названия глав указывают на то, что центральной проблемой романа является проблема семьи (как и в «Анне Карениной» Толстого и «Братьях Карамазовых» Достоевского, написанных примерно в то же время).
В романе рассказывается, как «ненавистный» балбес Степка вернулся в Головлево больным и нищим; как Паулюс умер и оставил все свое состояние Порфирию; как трагически оборвались жизни Анниньки и Любинки; как умерла Арина Петровна и т.д. История семьи Головлевых — это история «умерших». Каждая глава заканчивается смертью одного из членов семьи. Более того, с каждой смертью в руках Иуды скапливается все большее состояние, и вместе с тем растет и растет его одиночество.
Становится все яснее, что семьи нет вовсе, что родственные связи — это только видимость, только форма, что все члены семьи Головлевых враждебны друг другу, ненавидят друг друга и радуются смерти близких те.
Фигура главы семьи Арины Петровны трагична. «…Слово «семья» не сходит с ее языка, и, видимо, все ее действия руководствуются исключительно непрекращающимися заботами об устройстве семейных дел». Сама она недоедает, мало пьет и недосыпает, а других держит голодными, потому что заботится об увеличении состояния Головлева.
Но госпожа Головлева чувствует бесперспективность своей деятельности. «И для кого я спасаю всю эту бездну! Для кого я экономлю! — вырывается «поистине трагический крик» из груди матери. Во имя приобретения уничтожались души тех, для кого, кажется, делалось накопление.
Сироты и внуки воспитывались на кислом молоке и испорченной солонине, их упрекали в каждом укусе, изувечивали их детство и юность, толкали на путь разврата и смерти. Лишенный прав на наследство, он спился и умер в своем грязном углу Степка-дурачок. Оставшись без средств, «законный» сын Порфирия Володенька покончил жизнь самоубийством, а «незаконнорожденного» Володю отправили умирать в детский дом…
В обществе, основанном на присвоении и расчете, нет места чисто человеческим отношениям. В романе изображена мрачная история распада семьи, надлома человеческой личности, утонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустых мыслей, пустословия и безделья.
В центре этой истории Порфирий Головлев. Еще в детстве брат Степка-дурак называл его Юдушкой, «кровопийцей». «Он с детства любил ласкать свою милую подругу-маму, целовать ее тайком в плечо, а иногда и в пучок». Атмосфера деспотизма и унижения создавала из Порфирия своеобразный вариант того типа ханжи и подхалима, которых изобразил Грибоедов в Молчалине, Островский в Подхалюзине.
Но Порфирий — особенно страшный вариант лицемера. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с подозрением. «А я и сама не могу понять, что у него за глазами, — рассуждает она иногда про себя, — посмотрит — ну, как будто петлю бросает. Так скорее отраву, да замани!»
Иуда – лицемер, прикрывающий свои злодеяния блаженными «святыми словами». С Божьим именем на устах, крестясь и благословляя, он толкает своих сыновей на верную смерть, грабит и выгоняет из дома «дорогую подругу-матушку».
Основным приемом раскрытия образа Иуды является изображение разительного несоответствия слов и действий. Иуда «чесался», «раздражал, терзал, тиранил» людей «целым потоком праздных словечек», «источая целые массы словесного гноя». В его бесконечных речах есть обрывки евангельских текстов, странствий, заезженных пословиц, правил капитальной морали, уверений в родственных чувствах.
Обилие уменьшительно-ласкательных форм, интонаций жалобных или трогательных панихид придают этим пустым речам слащавый характер. Слово перестает выражать мысль, чувство, оно, наоборот, призвано скрывать, затемнять и то, и другое.
К Порфирию Владимирычу приходит сын Петенька (отец называет сыновей только так — «Петенька», «Володенка»). Он просит помощи у отца – это вопрос жизни или смерти. Но слышит отказ. Совершается одна из многих «смертей». Стена ненависти возвышается между отцом и сыном.
Коварство, хищничество, холодный расчет, отсутствие живых человеческих чувств — вот пороки рода Головлевых, полностью унаследованные Иудой. Эти пороки типичны для общества, где человек человеку волк, они свойственны не только дворянству, но и любому эксплуататорскому классу. Характерным для образа Иуды является то, что он во всем следует «кодексу, созданному традицией лицемерия».
Ложь, пустословие, лицемерие — не только отдельные пороки, присущие Порфирию Владимировичу. «…Наше общество лицемерно…» — писал сатирик в одном из своих поздних произведений. — Лицемерие — не гной, не язва, не гангрена? Потоки лицемерной лжи хлынули на страницы реакционных газет, воспевавших русское самодержавие. Щедрин осуждает эту «громкую пустую болтовню», «бессмысленную чепуху», напоминающую грабеж Порфирия Головлева.