«Нос» краткое содержание повести

Краткие содержания

История создания произведения

«Нос» — произведение из цикла «Петербургские рассказы». Она была написана в 1832-1833 гг. По одной из версий, сюжет рассказа основан на популярной в то время французской шутке. Но есть и другое мнение: прототипом героя стал один из современников автора.

История создания произведения «Нос»

Гоголь несколько раз переписывал свое произведение, чтобы улучшить его и избежать замечаний цензуры. Так, в одном из вариантов фантасмагорические события, произошедшие с героем книги, объясняются его снами.

В 1835 году автор попытался опубликовать рассказ в журнале «Московский обозреватель», но там его отвергли. Редакция сочла это вульгарным и тривиальным. Однако Александр Сергеевич Пушкин был другого мнения. Он посоветовал Гоголю не отзываться и отправить рассказ в другое издательство. В 1836 году «Нос» был напечатан в журнале «Современник».

Тема тайны часто возникает в произведениях Гоголя. В то время он уже опубликовал рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых описываются сверхъестественные события на основе народных преданий.

А в рассказе «Нос» автор умело сплетает тайну с действительностью, создавая новое направление — фантастический реализм. Этот прием позволил ему самым драматичным образом охарактеризовать общество того времени.

История первого носа

На стене дома № 11/36 по проспекту Римского-Корсакова (на пересечении с Вознесенским проспектом) красуется самый первый «гуляк» когда-то нос.

История памятника носу тоже весьма загадочна, только произошла она в наши дни.

Как известно, 27 ноября 1995 года во время фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап», проходившего в северной столице, художник Резо Габриадзе и скульптор Владимир Панфилов по предложению актера и режиссера Вадима Жука увековечили нос майора Ковалев.

Габриадзе и Панфилов, кстати, уже в 1994 году украсили Санкт-Петербург маленьким шедевром – скульптурой «Чижик-Пыжик» на Фонтанке, которая хорошо известна жителям города и привлекает множество туристов.

Почему дом на Вознесенском решили украсить носом, понятно. Хотя ускользнувший от хозяина орган обоняния «бродил» по Невскому проспекту, впервые его обнаружил парикмахер в своем хлебе именно здесь, на Вознесенском.

Нос памятник

Для нового памятника заказали и привезли из родной украинской комнаты писателя розовый гранит. Массивный нос (который, по слухам, своими изгибами повторяет нос скульптора) был встроен в небольшую серую известняковую плиту, сделана пояснительная надпись о его литературном владельце и водружена на стену.

Памятник получился небольшим — 60 х 35 см, но тяжелым — около ста килограммов. Он спокойно висел до 2002 года, а в сентябре вдруг пропал.

Нос майора Ковалева, даже памятник, вынуждены были исчезнуть, шутили петербуржцы. Еще говорили, что ночью нос, как и положено, ходит по улицам города и вынюхивает разные тайны. По какой-то причине он просто не может найти дорогу назад.

Туристы были возмущены исчезновением достопримечательности, полиция возбудила уголовное дело, но злоумышленников так и не нашли.

О чем?

Действие повести простое и сводится к довольно примитивным действиям: пропаже, поиску и обретению рокового носа. Однако произведение захватывает зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.

Однажды утром парикмахер Иван Яковлевич, к своему ужасу, обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева. Он решил, что нос был отрезан от лица хозяина из-за его недосмотра. Мужчина был не на шутку встревожен странной находкой и решил как можно быстрее от нее избавиться.

Сбитый с толку, он пошел к реке за водой, чтобы поглотить сомнительные улики. Избавившись от носа, Иван Яковлевич вздохнул с облегчением.

Между тем, проснувшись, Ковалев почувствовал, что что-то не так. Поняв, что нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к начальнику полиции. Не найдя его на месте, герой столкнулся на дороге с собственным носом, который на удивление вел себя надменно и высокомерно со своим хозяином.

Ковалев не собирался оставлять это дело просто так. Он пытался опубликовать в газете объявление о потере носа, но везде его высмеивали. Но удача сопутствовала герою, и вскоре ему вернули нос, пытавшемуся эмигрировать из России. Майор решил немедленно вернуть ему нос на место, но сближаться снова с лицом Ковалева он не собирался.

В отчаянии майор решил, что это ранение, которое нанесла ему противная штабистка Подточина. Он даже осмелился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои обвинения. Когда герой получил растерянный ответ от Подточиной, он понял, что ошибался в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева, через две недели ситуация разрешилась, и уцелевший нос оказался на своем законном месте.

Разбор и анализ

Гоголевский «нос» развивается последовательно, хотя логику событий порой трудно понять. Композиция рассказа основана на классической компоновке и состоит из трех глав:

краткое содержание рассказа «Нос»

  • Сюжет, в котором дается характеристика персонажей, кратко описывает их образ жизни и условия жизни. Он также логично делится на три части: обнаружение носа, попытка его выбросить, неудачное избавление от улик.
  • Климакс. Знакомство с майором Ковалевым и дальнейшие действия: обнаружение пропажи, попытки вернуть ее и восстановить прежний вид.
  • Четкий лаконичный вывод, возвращение к нормальной жизни.

В сюжете рассказа переплетаются реальные и фантастические события. Автор дает описание обычной жизни парикмахера и коллежского асессора того времени. Он называет даты и достоверные места в Петербурге, где происходили события.

Единственная удивительная деталь — убегающий нос. Но она органично вплетена в ткань событий и не удивляет читателя, так как величайшая нелепость в отношении к происходящему и смыслу общества, преклоняющегося перед градусами.

Главные действующие лица гоголевского носа – не только люди, но и сам город. Они имеют следующие функции:

Петербург

  • Петербург – это место, куда приезжают делать карьеру. Здесь нет ничего невозможного, и даже нос может обрести независимость.
  • Образ маленького человека, встречающийся во многих произведениях Гоголя, здесь олицетворяет майор Ковалев. Для него главное, как он выглядит и какое впечатление производит, а отсутствие носа доводит его до отчаяния. Ковалев мечтает о более высоком чине, а когда он на своем уровне, то точно знает, с кем говорить уважительно, а с кем — грубо.

Встреча с собственным носом, стоящим на три ступени выше него в табели о рангах, заставляет его совсем понервничать. Он понимает, что это всего лишь часть его тела, но не знает, как с ней разговаривать, если она намного выше в обществе, чем он.

  • Портрет носа ярко изображен в рассказе. Он важен и полон достоинства. В церкви он усердно молится, а Ковалев смотрит на женщин.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды цирюльник нашел в испеченном женой хлебе нос коллежского асессора Ковалева, которого он брил по воскресеньям и средам. Растерянный парикмахер бросил находку в реку с моста.

Ковалев очнулся без носа, пошел докладывать о пропаже полицмейстеру и встретил на улице собственный нос в мундире, со шпагой и в шапке статского советника.

Этот господин подъехал в карете к Казанскому собору и стал там молиться. Ковалев скромно попросил его вернуться на место, но тот торжественно заявил, что не понимает, чего хочет, и убежал.

Ковалев хотел дать объявление в газету об отсутствующем носе, но ему отказали, чтобы газета не потеряла свою репутацию.

Отчаявшись, Ковалев обратился за помощью к частному приставу, но тот сказал, что порядочному человеку нос не оторвут.К Ковалеву подошел милиционер, взял его за нос и сказал, что его перехватили с поддельным паспортом по дороге в Ригу.

Ни Ковалев, ни врач не могли вернуть ему нос. Но вот однажды он предстал перед своим хозяином, и тот снова стал жить по-прежнему и был очень доволен собой.

Нос краткое содержание

Рассказ Н. В. Гоголя «Нос» написан в 1832 — 1833 гг. Произведение впервые опубликовано в 1836 г в журнале «Современник». Повесть является одним из самых ярких сатирических абсурдистских произведений в русской литературе. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание Гоголевского носа по главам, которое поможет вам подготовиться к уроку и запомнить действие сюжета.

Главные герои Платон Кузьмич Ковалев — «майор», коллежский асессор, служивший на Кавказе. Он всегда следил за тем, чтобы его внешний вид был безупречен. Ковалев приехал в Петербург, чтобы получить должность заместителя губернатора или «исполнителя», он хотел жениться на богатой невесте.

Иван Яковлевич — «цирюльник», «ужасный пьяница» и «великий циник», всегда выходил небритым, имел неопрятный вид. Резюме

Глава 1 «25 марта в Санкт-Петербурге произошло необычайно странное событие». Цирюльник Иван Яковлевич находит в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева, который тот брил по средам и воскресеньям. Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но мужчину постоянно тревожат. В отчаянии цирюльник идет к Исаакиевскому мосту и швыряет носом в Неву тряпку.

Радуясь решению проблемы, парикмахер вдруг замечает в конце моста квартирмейстера и героя арестовывают. Глава 2 Проснувшись утром, коллежский асессор Ковалев, желая посмотреть на прыщ, появившийся у него на носу, находит вместо носа совершенно гладкое пятно. Ковалев сразу идет к начальнику полиции.

На дороге возле одного из домов герой замечает карету, из которой выскакивает господин в форме и бежит вверх по лестнице. С удивлением Ковалев понимает, что это был его нос. Через две минуты вышел нос в «мундире, расшитом золотом» с мечом на боку. «По шапке с пером можно было заключить, что он числился в ранге министра». Нос сел в карету и поехал к Казанскому собору.

После носа Ковалев тоже входит в собор и видит, как нос «молился с выражением величайшего благочестия». Ковалев деликатно повернулся к носу и попытался уговорить его вернуться на место, но нос сделал вид, что не понимает сказанного, в конце сказал, что он «сам по себе».

В отчаянии Ковалев решает подать в газету объявление об отсутствующем носе, но получает отказ, так как такая статья «может потерять репутацию газеты». Чтобы хоть как-то подбодрить огорченного Ковалева, сотрудник газеты предлагает ему понюхать «табак».

Возмущенный, герой отправился к частному приставу. Частный пристав довольно сухо принял Ковалева, сказав, «что порядочному человеку нос не оторвут и что на свете много мажоров, которые даже нижнего белья в приличном состоянии не имеют и ходят по всяким неприличным местам».

Ковалев решает, что в случившемся виновата «штаб-офицерша Подточина», которая хотела женить героя на своей дочери. По словам заседателя, «для этого она наняла каких-то ведьм». Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозами, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к потере его носа.

Внезапно к Ковалёву, стоявшему в начале работы в конце Исаакиевского моста, подходит милиционер и говорит, что нос героя найден: «его перехватили почти на дороге. Он уже заводил дилижанс и хотел ехать в Ригу». Чиновник взял его с собой. Ковалев очень доволен находкой, но все его попытки «поставить нос на место» терпят неудачу.

Не помогает Ковалеву и врач, считавший, что лучше оставить все как есть. По Петербургу быстро распространились слухи, что нос заседателя видели в разных частях города.

Глава 3 7 апреля нос Ковалева каким-то непонятным образом вернулся на место. Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой тщательностью, стараясь не задеть его нос. «И после этого майора Ковалева видели вечно в хорошем настроении, улыбающемся, решительно ищущем всех красивых дам». »

Вот что произошло в северной столице нашего огромного государства! Теперь, просто принимая все во внимание, мы видим, что в этом много невероятного. Но,» что ни говори, а такие события случаются в мире; редко, но они случаться».

В повести «Нос» Гоголь резко высмеивает недостатки современного ему общества, для которого были типичны такие типы людей, как коллежский асессор Ковалев. То, что Ковалев по сюжету рассказа лишается носа, не случайно — этим автор подчеркивает духовную и душевную нищету героя, для которого внешность была единственным его достоинством.

Читайте также: Граф Оливье сказал: «К чему слова

Список и краткая характеристики героев повести «Нос»

Главные герои повести «Нос»:

  • Иван Яковлевич — парикмахер, который бреет Ковалева каждую среду и воскресенье. Циничный, пьяный и грязный. Ходит неопрятным, небритым.
  • Платон Кузьмич Ковалев — майор, коллежский асессор. Он служил на Кавказе и переехал в Петербург, чтобы выгодно жениться и получить высокий чин. Эгоистичный, гордый и глупый. Отрастающие бакенбарды.
  • Нос – зачинщик всех неурядиц, сбежавший от хозяина.

Второстепенные герои повести «Нос»:

  • Соседский дозор — полицейский. У него приятная внешность, бакенбарды, меч и шляпа. Взял парикмахера, когда сбрасывал находку с моста. Потом цепляет нос фальшивыми документами и намерением ехать в Ригу.
  • Частный пристав — две самые дорогие для него вещи — деньги и сахар. После обеда он особенно любил поспать, по этой причине отказывается заниматься делом об отсутствующем носе.
  • Седой чиновник отвечает за рекламу в газете. Королева отказывается помочь, так как скандальное объявление о пропаже может испортить ее репутацию.
  • Иван — лакей Платона Кузьмича. Отличается ленью и глупостью.
  • Александра Григорьевна Подточина — штаб-офицер, мать незамужней дочери, которую майор отказался выдать замуж. Он обвинил ее в использовании «ведьм».
  • Доктор — врач, которому не удалось вернуть нос на законное место, советует поместить орган в банку со спиртом.
  • Прасковья Осиповна — жена Ивана Яковлевича. Обладает деспотичным и властным характером.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

25 марта в Санкт-Петербурге произошло неординарное событие. Проснувшись рано, парикмахер Иван Яковлевич увидел, что его жена испекла хлеб. Он решил съесть хлеб с луком, но разрезав его пополам, вырвал себе нос и чей-то друг.

Жена сердито закричала на замершего от ужаса парикмахера, что он грабитель, что во время бритья дернул нос и кого-то срезал.

Иван Яковлевич узнал нос — он принадлежал Ковалеву, коллежскому асессору, которого брадобрей брил каждое воскресенье и среду.

Прасковья Осиповна решительно потребовала, чтобы страшную находку вынесли из комнаты. Ее изумленный муж не знал, как она оказалась в хлебе, и ужасался, думая, что полиция найдет у него этот нос.

Иван Яковлевич завернул находку в тряпку и вышел с ней. Он то подсовывал его тихонько куда-нибудь или ронял, как бы нечаянно, но то ли знакомый останавливал его, то ли сторож указывал, что он что-то потерял.

На Исаакиевском мосту парикмахер спокойно швырнул тряпку носом в воду.

Внезапно он заметил квартирмейстера. Он позвал Ивана Яковлевича и стал расспрашивать, что он делает на мосту. Он ответил, что только смотрит на реку, но надзиратель приказал не лгать. Тогда цирюльник пообещал брить его бесплатно 3 раза в неделю, но упорно добивался, чтобы он сказал, что он делает на мосту. Что было дальше с Иваном Яковлевичем, неизвестно.

Глава 2

Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, хотел посмотреть на выскочивший вчера у него на носу прыщ. В зеркале отражалось лицо, но в центре его вместо носа было гладкое пятно. Убедившись, что это не сон, ошеломленный Ковалев бросился к начальнику милиции.

Кроме того, автор знакомит читателя с этим чиновником. Ковалев уже 2 года был в звании Кавказского коллежского асессора. Чтобы придать себе большую значимость, он всегда называл себя майором.

Каждый день майор Ковалев гулял по Невскому проспекту. Он был очень прилично одет, и его холеные бакенбарды доставали до носа.

Майор приехал в Петербург в надежде найти достойную работу. Он не прочь жениться, но если дадут 200 тысяч рублей в качестве приданого. Потеряв важную часть своего лица, он потерял и эту надежду.

Ковалев закрыл лицо платком, показывая, что истекает кровью, и пошел по улице. Внезапно он увидел, как из кареты выскочил господин в форме и вбежал в дом. В нем майор с ужасом узнал свой нос! Он ушел через 2 минуты. Он был с саблей на боку, в прекрасном мундире и, судя по шляпе, имел чин министра. Несе сел в карету и уехал.

Ковалев чуть не потерял рассудок и бросился за телегой. Она остановилась у Казанского собора. Ковалев вошел в собор и увидел молящийся нос. По шляпе и мундиру было видно, что у него ранг министра.

Набравшись смелости, майор стал намекать этому господину, что тот должен знать свое место. Он не понял намеков или сделал вид, что не понял.

Тогда Ковалев с достоинством объяснил ему, что он собственный нос Ковалева. Но он ответил, что он один и тоже служил в другом ведомстве.

Нос продолжал молиться. Ковалев обратил внимание на входившую в собор девушку, а когда повернулся лицом к носу, его уже не было.

Майор пошел к начальнику полиции, но не нашел его. Тогда он решил сделать объявление, в котором опишет нос и попросит тех, кто его видел, доставить ему беглеца или хотя бы рассказать, где его видели.

Но чиновник газетной экспедиции такое объявление не принял, так как из-за него газета могла потерять свою репутацию.

Тогда майор пошел к частному приставу, но тот, желая вздремнуть после обеда, не захотел расследовать.

Дома Ковалев задумался и решил, что причиной исчезновения носа с его лица была месть и «колдовство» штаб-офицера Подточиной, которая хотела женить его на своей дочери, а Ковалев не хотел жениться.

На квартиру майора пришел квартирмейстер, который в начале рассказа подозвал к себе парикмахера, подвел нос и сказал, что его арестовали, когда он садился в дилижанс, чтобы ехать в Ригу.

Интендант дал нос и сказал, что парикмахер арестован за кражу.

Ковалев поблагодарил дворника, передав ему деньги, а уходя, стал подгонять нос к лицу. Но он не удержался!

Майор послал Ивана, своего лакея, за доктором, живущим в том же доме. Он не мог не порекомендовать положить это тело в банку со спиртом и продать. Ковалев не согласился.

На следующий день майор написал письмо штаб-офицеру, чтобы убедиться, что нос сегодня на месте, иначе он пожалуется начальству.

Из ответного письма было видно, что штаб-офицер ничего не поняла, и Ковалев решил, что она не виновата.

Слухи о носе разошлись по всему Петербургу. Говорили, что каждый день в 3 часа он ходит по Невскому проспекту, и туда стекалась толпа зрителей. Потом прошел слух, что он ушел в Таврический сад.

Светские остряки развлекали дам о нем рассказом, но добропорядочные благонамеренные люди были весьма недовольны, так как считали распространение подобных выдумок вредным.

Нос номер три

Но история легендарных органов обоняния еще не закончена. Потому что на Университетской набережной (дом 7-9) в память о приближающемся двухсотлетии великого писателя в 2008 году установили не настенную мемориальную доску, а полноценную скульптуру. На тонких кривых ногах в шинели стоит господин Нос во дворе филологического факультета СПбГУ.

Еще один памятник носу

Кстати, он высечен из камней, присланных крупнейшими университетами мира.

Второй нос и неожиданная находка

Тогда городские власти решили установить дубликат — еще один «нос майора Ковалева» в Петербурге. На этот раз на фасаде нового выставочного зала Музея городской скульптуры. Этот музей находится в Чернорецком переулке, дом 2. Предполагалось, что новый барельеф будет фактической копией предыдущего.

Его создал архитектор и скульптор Вячеслав Бухаев. Правда, размер этой памятной доски меньше. Но у него есть отличительная черта – прыщик прямо на кончике. Таких, как тот, что однажды побеспокоил своим присутствием героя повести майора Ковалева.

Нос Ковалев-2

Но через год после загадочной пропажи был обнаружен оригинал! Доску с носом в полуразрушенном состоянии нашли в одном из въездов в город на Средней Подьяческой улице. Что делать? Первый нос восстановили и вернули на прежнее место.

Говорят, использовали более крепкие крепления и подвесили выше прежнего места, тем более, что следственные органы предполагали: доска сама отвалилась от стены, а потом ее кто-то подхватил и утащил.

Но верна ли эта версия или памятник был украден неизвестными хулиганами и по сей день остается загадкой.

Так что теперь в Питере два брата-близнеца, два почти одинаковых носа.

Как рождались Петербургские повести

Николай Васильевич приехал в Петербург совсем молодым человеком, мечтающим перестроить мир. Здесь он столкнулся с реальностью большого города.
Ему предстояло стать юристом и служить на благо людей. Оказавшись в чиновничьей среде, молодой человек понял, что это не то место, где кто-то хочет зарабатывать на высоких идеях. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не получилось, хотя все его лекции имели бо

льшой успех. Неудачные попытки стать актером.

Но эти испытания дали юноше большой жизненный опыт и помогли определить его истинное призвание. Характер столичного сопротивления стал основой для его будущих творений.

В сатирическом ключе о Петербурге писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но тон задавал, конечно, Гоголь. К тому же языковая игра со словами, которую часто употреблял Гоголь, не позволяет выделить наиболее яркие места. Вы должны читать целые абзацы, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь вспоминал, как он столкнулся с проблемой несправедливого обращения, неравенства, царившего в обществе большого города. Он вспомнил бедственное положение молодых людей, пробивающихся своим путем в нечеловеческих условиях. Про постоянное отсутствие денег на самое необходимое. О безобразном поведении высших чиновников, для которых «маленького человека» просто не существует.

Все это отражено в петербургских рассказах.

Раскрытие проблем

Проблема повести «Нос» заключается в раскрытии пороков общества и отдельных характеров. Они следующие:

Рассказ «Нос» Гоголя

  • Мещанство. Для Ковалёва важен его ранг. Он мечтает о блестящей карьере, которая невозможна без носа. Самое главное для него – общественное мнение.
  • Безнравственность. В рассказе нет ни одного положительного персонажа, аморальны буквально все. Парикмахер пытается скрыть возможную вину и не хочет возвращать нос владельцу. Поведение Ковалева аморально, а милиция занимается взятками.
  • Лицемерие. Нос ведет себя высокомерно по отношению к нижнему чину и не хочет с ним общаться. Хозяин ведет себя так же.

В своем творчестве Гоголь широко использует такой художественный прием, как гротеск. Нос принадлежит к высшему классу, по своему положению он гораздо значительнее владельца.

Есть и комическое преувеличение в отношениях между персонажами. Ковалев боится приближаться к собственной части тела, и после случившегося парикмахер начинает относиться к своей клиентке с невероятным трепетом.

II

Примерно в то же время в одной из петербургских квартир просыпается мелкий чиновник Ковалёв, который любит называть себя майором. Ковалев видит в зеркале, что его нос исчез, на его месте только гладкое пятнышко. Он в панике, и прежде всего потому, что рушится большой план: найти прибыльную работу в Министерстве иностранных дел и жениться на богатой девушке. Но как это сделать без носа?

Ковалев закрывает лицо платком и выбегает на улицу в поисках извозчика. Он собирается на встречу с начальником полиции. В ожидании возницы происходит нечто странное: из приехавшей кареты высовывается нос в форме министра. Он входит в подъезд дома, вскоре возвращается, садится в карету и уезжает.

Ковалёву удается догнать карету возле Казанского собора. Он входит и видит, что его нос молится. Майор с насморком пытается заговорить и объяснить, что его место в морде, а не в соборе. Однако нос так не думает. Даже аргумент о том, что Ковалев не может сейчас встречаться с красивой девушкой, не действует на нос. Вскоре он исчезает из собора.

В отчаянии Ковалев бросается к начальнику полиции, но не может найти чиновника дома. Тогда он решает прорекламировать убегающий нос в местной газете. Редакция издания находится в небольшом тесном помещении, где бывает много посетителей, пришедших по рекламе.

Седому человеку в очках Ковалев рассказывает о сбежавшем носе, а также о том, что он видел свой недостающий орган, разъезжая в мундире министра.

Седой господин в очках внимательно слушает майора, но делать такое заявление отказывается. Свое решение он обосновывает тем, что газета может потерять свою репутацию, если напишет о сбежавшем носе. Получатель объявления рассказывает Ковалеву историю о том, как человек заплатил 2 рубля 73 копейки и сообщил в газету о пропаже пуделя. А потом этот пудель оказался казначеем важного учреждения.

Чтобы доказать правдивость своего сообщения, майор в отчаянии снимает платок и показывает свое безносое лицо господину в очках. Он убеждён, что видит совершенно гладкое место, но всё равно отказывается принять объявление и предлагает Ковалёву в утешение понюхать табаку.

Такое предложение майор воспринимает как личное оскорбление и идет к известному частному приставу. Но и здесь Ковалеву не везет. Пристав как раз отправился отдыхать после обеда и поэтому приветствует майора довольно грубо. Он говорит Ковалеву, что порядочному человеку нос не оторвать.

Придя домой, Ковалев внимательно рассматривает себя в зеркало и пытается найти причину потери носа. Он убеждает себя, что эта история не обошлась без колдовства со стороны штаб-офицеры Подточиной, страстно желавшей, чтобы Ковалев женился на ее дочери. Эта девушка нравится майору, но не настолько, чтобы жениться.

Мысли о пропаже прерывает Quarterly, в котором сообщается, что Ковалеву зажали нос, когда он пытался выехать в Ригу по поддельному «паспорту».

Kvartalsbladet дарит Ковалеву пачку и изредка жалуется на дороговизну. Майор, вполне поняв намек квартирмейстера, отдает ему деньги и разворачивает тряпку. Он ужасно счастлив, что держит нос руками. Однако возникает новая проблема – нос не хочет возвращаться на прежнее место.

Тогда Ковалев посылает за врачом, который после осмотра приходит к выводу, что лучше оставить все как есть. Он уговаривает майора продать свой нос в спирте за крупную сумму. Ковалев, в свою очередь, уговаривает врача как-то вернуть нос на прежнее место. Он не согласен.

Тогда Ковалев пишет письмо Подточиной с требованием решить его проблему. Получив ответ, он понимает, что Подточина тут абсолютно ни при чем.
Через какое-то время по Петербургу начинают ходить невероятные слухи: ходячий нос видели на Невском проспекте, в магазине, в саду и т д.

Тысячи зрителей собираются в этих местах в предвкушении зрелища. Предприимчивый спекулянт стал делать скамейки из дерева, а за деньги позволяет стоять на них так, чтобы было удобно искать свой нос.

Социальная значимость

Основная идея рассказа — показать порочность и трусость петербургского общества на парадоксальном примере. Гоголь не считает потерю носа каким-то средством наказать майора за его грехи. В повести нет нравоучений, цель автора не в том, чтобы указать пути оздоровления общества.

Он лишь ставит вопрос о пороках современного общества. Художественная правда Гоголя ослепляла читателя. Многие ужасались, узнавая в персонажах себя или своих знакомых.

В повести также прослеживается тема порядочности, о которой судят только по внешнему виду человека, без малейшей связи с внутренним миром. Нос без Ковалёва достигает большего, чем его обладатель. Он становится министром — то есть поднимается на три ступени выше героя.

Рассказ

Роль безносого Ковалёва становится совершенно незначительной. Он потерял важную часть своей внешности и полностью опустошен. Он уверен, что люди без носа не могут появляться в светском обществе и в официальном учреждении.

Для этого пустого и напыщенного человека важнее всего внешние эффекты, высокий статус и расположение высших чинов. Для него важен только карьерный рост, развлечения и женщины. Это человек в духовном кризисе. Но собственная испорченность Ковалева не смущает. Он считает, что его можно назвать человеком со всеми этими амбициями, а без носа – нет.

Майор Ковалев — собирательный образ, отражающий личности многих современников автора. Определение следует из истории: положение в обществе диктует правила поведения. Маленький человек не посмеет их нарушить, а высокопоставленный чиновник не будет к нему щедр.

Социальный смысл и значение гоголевского «Носа» в том, что он заставил современное общество посмотреть в глаза действительности. Тема униженного человечка, полностью зависящего от милости начальства, является основным мотивом, отраженным в большинстве его произведений.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"