«Мороз, красный нос» краткое содержание поэмы

Краткие содержания

Кратко о поэме

Несмотря на название произведения, никакого отношения к детским сказкам оно не имеет. Дед Мороз у Некрасова скорее ассоциируется со смертью. Это подтверждает описание быта и устройства быта крестьян того времени, когда любое переохлаждение могло привести к смерти человека.

Стихотворение написано в 1863 году и посвящено сестре автора Анне. Сам Николай Алексеевич Некрасов известен современникам как «русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы» (Википедия). Повествование ведется от третьего лица (за исключением воспоминаний Дарьи), как будто сам автор наблюдал всю картину происходящего со стороны.

Если дать краткое описание произведения сухим литературным языком, то оно будет выглядеть так:

  • Жанр — стихотворение.
  • Основная идея — непростая жизнь простых деревенских фермеров.
  • Тема смерти, бессилия.
  • Известные цитаты — «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», «Тебе тепло, молодец?»
  • Главные герои – вдова Дарья и воевода Мороз.

Вся история вращается вокруг обычной русской женщины Дарьи. Автор в ее лице как бы восхваляет всех женщин, восхищается ими:

Пересказ по частям

«Есть женщины в русских деревнях

С спокойной серьезностью лиц,

С красивой силой в движениях,

Походкой, глазами королев»

С одной стороны, в поэме чувствуется могущество и сила русского народа, с другой стороны, все повествование пропитано трагедией, смертью и безысходностью.

Почему-то это очень сильное произведение, способное тронуть самые отдаленные уголки души даже у проницательного критика.

Посвящение и начало

Датой написания поэмы является 1863 год. Автор связывает ее создание с описанием образа жизни исчезающего женского типа — «статной рабыни».

Начало работы Н.А. Некрасов приписывает своей сестре Анне Алексеевне. В ней автор обращается к родственнику как к другу, понимающему его лучше других. Это вкратце подтверждает пересказ последних строк: «…Дорогой друг, ты давно понял — здесь одни камни, которые не плачут…». Кроме того, в первой части поэмы «Смерть крестьянина» есть описание глав 1-5.

Краткое содержание «Морозный красный нос» по главам

В зимнюю стужу старушка-крестьянка везет телегу со страшным «подарком» — сундуком. Ее план прост: доставить его в свой дом, где на скамейке посмертного пристанища ждет покойник, ее сын Прокл.

Сани застревают в сугробе, и старушке приходится слезать с горки, чтобы позвать Савраску, лошадь, верную помощницу покойного. Надо торопиться, потому что в каюте вдова Проклы, Дарья, ждет, пока мужа оденут на похороны. Рядом с ней шумят глупые дети, а сама девушка тихонько плачет и пришивает куски ткани к савану. Судьба Дарьи, как всякой крепостной крестьянки, незавидна:

  • выйти замуж за крепостного;
  • «стать матерью сына рабыни»;
  • повиноваться мужу до смерти.

Никто не может изменить ее судьбу. Вот почему тип «государственного раба» попадается все реже: бесконечная работа и угнетение не позволяют ему раскрыться в полную силу.

Однако это не относится к Дарье. Она редкий представитель прекрасной рабыни, которая «коня на скаку останавливает, в горящую избу входит». Ей плевать на трудности судьбы: она принимает их с достоинством и считает, что труд — это спасение человека.

Поэма Мороз Красный нос для читательского дневника

В даче живет крестьянская семья: муж Прокол, жена Дарья и двое их детей Маша и Гриша. Дарья ждет третьего ребенка. Тяжелая бесконечная работа утомляет Прокла. Он умирает. Вся семья собирает его и готовится закопать. Дарья замыкается в себе и представляет, как ей будет тяжело без любимого мужа при таком тяжелом ежедневном труде.

Она представляет, как ее дети будут беззащитны без отца, и какая суровая участь ждет сирот. Дарья идет в лес за дровами и, как в прекрасном сне, замирает там, так и не приходя в сознание.



Часть вторая

Приготовление к похоронам Прокла

Пока невестка ждет возвращения свекрови, отец Проклы роет сыну могилу в 4 верстах от села, рядом с церковью. Выбирает место, откуда крест на могиле будет виден с дороги, со свободным пространством вокруг.

Старику дали трудную задачу: мерзлую глинистую почву трудно пробить ломом и лопатой, к тому же она звенит, как железо. Он долго и старательно копает, затем доводит тяжелую работу до конца. Полный печали, пожилой фермер возвращается домой.

Джек Фрост

Он гонится за старухой. Он спрашивает, хороший ли у него сундук. Она отвечает, что это хорошо. Потом молча идут под еле слышный гул леса.

Внезапно перед ними появляется Пахом, местный блаженный, одетый в дамскую рубашку и цепи, босой, без шапки и с колом в руках. Он старается утешить стариков словами: «Не беда! Он у тебя неплохо поработал, и твоя очередь пришла!».

Путешественники продолжают свой безмолвный путь. Рано еще плакать и печалиться. Прибыв в дом, старики и невестка начинают последние приготовления перед похоронами:

  • открывают часть крыши (по народному поверью, чтобы душе было легче перейти на тот свет);
  • отвести детей к соседке;
  • одевать мертвых в саван.

Дарья надевает на мужа смертельную одежду, а также выводит детей из каюты, чтобы они не замерзли. Когда приготовления завершены, бедняки позволяют себе оплакивать мужа и сына. Их стоны слышат соседи. Один за другим они прощаются с Проклом. После отъезда хозяева и приглашенный диакон остаются в каюте и всю ночь читают молитвы над телом.

Основные персонажи поэмы

Основные роли:

  • Дарья – женщина молодая, трудолюбивая, терпеливая, мать двоих детей, вдова.

Другие персонажи:

  • Прокл — муж Дарьи-кормилицы, умершей от сильного переохлаждения.
  • Родители Прокла – пожилые люди, у которых погиб единственный сын, их надежда и опора.
  • Маша и Гриша — малолетние дети Дарьи и Проклы, осиротевшие.

Проводы в последний путь

Утром гроб с покойником везут в сани. Они запрягли коня Савраску, который вместе с Проклом много зим служил колесницей. Покойник купил его жеребенком. Теперь жеребец в последний раз послужит своему хозяину — отвезите его к месту упокоения.

Савраска — невольный свидетель событий, приведших к смерти Прокла. В год, когда умер фермер, они полдня простояли вместе в сугробе, а потом 3 дня шли за телегой: мужик торопился вовремя доставить товар на место и не обратил внимания на тот факт, что он был болен. Вернувшись домой, он заболел сильной простудой.

Дома его пытались лечить, но ничего не помогало: ни ледяная вода в проруби, ни шепоты знахарей, ни баня. Они даже хотели, чтобы медведь раздробил ему кости, но Дарья возражала. Решила попробовать другое средство — целебную икону. За ней молодая женщина отправилась в глухой монастырь, но. не успела. Как только она вернулась, муж увидел ее и умер.

Похоронная процессия вместе с разбитыми крестьянами доходит до кладбища. Соседи и соседи шепчутся между собой — решают, что не хотят помогать Дарье. После похорон вдова быстро возвращается домой. В хижине холодно, ей надо топить печку, но в поленнице нет дров, и она идет к ним в зимний лес.

Пересказ по частям

Произведение состоит из 36 небольших глав, написанных в стихотворной форме. Они, в свою очередь, делятся на две части, каждая из которых имеет свое название. Обе части как бы две полноценные истории с разной тематикой, но в то же время неразрывно связанные по смыслу.

Читайте также: Молодильные яблоки и живая вода краткое содержание читать

Смерть крестьянина

Зимой в крестьянской семье умирает крестьянин Прокл. У него есть семья — пожилые родители и жена с маленькими детьми. Молодая вдова шьет в каюте саван и льет слезы. Неразумные дети играют рядом со своим мертвым отцом. На улице старая мать пытается освободить застрявшие в сугробе наркотики (сани, на которых возят мертвецов).

Красота и сила русских женщин были известны всегда. Настоящие рабы, обладающие:

  • статья;
  • против;
  • здоровье.

Дарья тоже была такой. Но брак с Проклом, материнство и тяжелый женский труд сильно умалили ее красоту, но закалили ее характер.

На деревенском кладбище рядом с церковью старик-батюшка роет в промерзшей земле могилу. Он сожалеет о безвременной кончине своего сына Прокла. Он не понимает, почему его постигла такая печальная участь.

Смерть фермера

Закрыв дело, старик догоняет жену на окраине села. Оба с грустью идут домой. По дороге они встречают Пахома, святого шута села. Он замечает, что покойный хорошо поработал на благо семьи, теперь пора отдать долг, похоронить его как следует.

Молитвы над усопшим читают всю ночь. Они сожалеют, что он умер в расцвете сил. Мужчина долго стоял по пояс в снегу, а потом еще несколько дней был в пути. Он доставил товар в нужное место, но сам заболел и уже не мог вылечиться. Ни ведьмы, ни горячая ванна не помогли ему встать на ноги. Не помогла и чудотворная икона, за которой Дарья среди ночи бегала к монахиням.

У ворот стоит верный конь Савраска, запряженный в снадобье. Он готов взять хозяина, с которым они много повидались, в последний путь. И вот похоронная процессия движется к кладбищу. Молодая вдова ведет лошадь, дети сидят на санях рядом с гробом. Впереди грустные старые родители.

Гроб опускают в могилу. Все прощаются с Проклом. Даже директор сказал несколько добрых слов. Старый отец роет могилу рыданиям матери.

По дороге домой молодая вдова обнаруживает, что в хижине холодно, а дров нет. Отправив дочь Машу и сына Гришу к соседям, Дарья отправляется в Савраску рубить дрова в лесу.

На этом заканчивается первая часть поэмы.

Мороз, красный нос

Джек Фрост

Оказавшись в густом безлюдном лесу, Дарья наконец-то может дать волю своим чувствам. Она буквально воет от горя. Все равно здесь ее никто не услышит. И только наплакавшись, женщина начинает рубить дрова.

Однако слезы не перестают капать из глаз и прожигать снег. Вдова не чувствует холода, не догадывается, что у нее давно замерзли ноги. Все ее мысли об умершем муже — она даже начинает с ним разговаривать.

Женщина представляет, как ее дети будут радоваться весеннему солнышку. Она подбросит дочку, а Маша будет весело смеяться. Вместе с мужем они будут восхищаться своим ребенком. Но Прокла больше нет.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа ляжет на нее. Дарья одна:

  • Работа весь день в поле.
  • На ночь заплетаешь косу на следующий день.
  • Успешно выполняет женские обязанности по дому.

Она помнит сон, который оказался вещим. Как и в поле, ее окружило войско, и она стала звать на помощь. На разговор сбежалась вся семья, кроме мужа. Печальные мысли терзают вдову. Что, если сын вырастет и решит жениться, а отец никогда не сможет присутствовать на его свадьбе. Или решат взять его в сервис, который потом может помочь.

Дарья вспоминает свой последний ночной поход в монастырь за чудотворной иконой. Как долго ей пришлось ждать, пока анкета молодой женщины будет прочитана? Тогда к иконе долго тянулись страждущие и просили об исцелении. Но даже этот чудотворный образ не мог помочь ее Проклу, несмотря на то, что безутешная женщина отдавала монахиням за него почти все деньги.

Рассуждение и выводы

Потом в тяжелых раздумьях молодая женщина грузит дрова в сани и уже собирается ехать, но тяжелые мысли останавливают ее и не дают двигаться.

В этот момент, напевая, Губернатор Мороз расхаживает по своим вещам. В песне Фрост рассказывает Дарье о своем несметном богатстве. Предлагает женщине поделиться ими с ним. Станьте королевой в его зимнем королевстве. При этом он трижды спрашивает Дарью, не холодно ли ей. С каждым разом впускают все больше и больше инея. Но барышня отвечает, что ей не холодно, она все глубже и глубже погружается в сладкий сонный сон. В конце Фрост остается в видениях женщины Прокла и начинает ее целовать.

Дарья так хороша и спокойна в своих мечтах. Она видит всю семью вместе, чувствует в своем животе еще не родившегося ребенка. Женщина спокойна и счастлива в этом заколдованном сне. Даже белка, запрыгнувшая на елку и случайно уронившая ком снега на молодую вдову, не смогла вернуть ее к жизни.

Конец стихотворения.

Сжатый пересказ «Мороз, Красный нос»

В крестьянской избе страшная печаль: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать приносит сыну гроб, отец идет на кладбище копать могилу в промерзшей земле. Вдова крестьянина Дарья шьет саван для умершего мужа.

Судьба имеет три тяжелые части: выйти замуж за раба, быть матерью сына раба и покориться рабу в могиле — все легло на плечи русской крестьянки. Но, несмотря на страдания, «есть женщины в русских деревнях», которые в бедственном положении, похоже, не лезут в грязь.

Эти красавицы чудесно расцветают для мира, терпеливо и ровно перенося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всех одеждах и хороши во всяком деле. Они не любят безделья в будни, но в праздники, когда улыбка веселья снимает с их лиц отпечаток работы, за деньги не купишь такого задорного смеха, как у них.

Русская баба «коня на скаку останавливает, в горящую избу входит!» В нем чувствуется и внутренняя сила, и строгая работоспособность. Она уверена, что все спасение кроется в работе, и поэтому ей не жалко несчастного нищего, который ходит без работы. Она сполна вознаграждена за свой труд: семья не знает нужды, дети здоровы и сыты, к празднику есть лишний кусок, в каюте всегда тепло.

Такой женщиной была Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старалась она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки и сшивают саван.

Принеся к соседям продрогших внуков Машу и Гришу, мать и отец одевают умершего сына. В этом печальном деле не сказано лишних слов, не выступают слезы — словно суровая красота покойника, лежащего с горящей свечой в голове, не позволяет плакать. И только потом, когда совершается последний обряд, наступает время плача.

Суровым зимним утром савраска везет своего хозяина в последний путь. Лошадь много служила хозяину: и во время хозяйственных работ, и зимой, с Проклом в телеге. Занимаясь возами, он торопился вовремя доставить товар, и Прокл простудился.

Как ни обращались в семье с кормильцем: заливали водой из девяти веретен, относили в баню, трижды продевали через потный воротничок, спускали в прорубь, клали под курятник, молили, чтобы он была бы чудотворная икона — Прокл уже не воскресал.

Соседи по обыкновению плачут на похоронах, жалеют семью, щедро восхваляют усопшего, а потом идут домой с Богом. Вернувшись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать сирот, но ей не до ласк. Видит она, что дома не осталось ни полена дров, и снова ведет детей к соседке, и идет в лес на тех же опилках.

По дороге по блестящей от снега равнине у Дарьи на глазах появляются слезы — наверное, от солнца… И только когда она входит в могильный покой леса, из ее груди вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно слушает стоны вдовы и прячет их навеки в нелюдимой глуши. Не вытирая слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полный мыслей о муже, звонит, разговаривает с ним…».

Она помнит свой сон перед Стасовским днем. Во сне ее окружило бесчисленное войско, которое вдруг превратилось в колосья ржи; Дарья позвала на помощь мужа, но он не вышел, оставив ее одну собирать перезревшую рожь.

Дарья понимает, что ее сон был вещим, и просит помощи у мужа в страшной работе, которая теперь ее ждет. Она представляет зимние ночи без милых, бесконечных полотен, которые она соткает к свадьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх, что Гриша будет завербован незаконно, ведь заступиться за него будет некому.

Навалив дрова за дровами, Дарья собирается домой. Но потом машинально берет топор и молча и воя подходит к сосне и замирает под ней «без мысли, без стона, без слез». И тут подходит губернатор Мороз и обходит его вещи. Он машет ледяной кровью над Дарьей, манит ее в свои владения, обещает вздремнуть и согреть…

Дарья покрыта блестящим инеем, и ей снится последнее теплое лето. Она видит себя копающей картошку на полосах у реки. С ней ее дети, ее любимый муж, ребенок, бьющийся под ее сердцем, который должен был родиться весной. Укрывшись от солнца, Дарья видит, как карета, в которой сидят Прокл, Маша, Гриша, едет все дальше и дальше…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы боли сходят с ее лица. Песня радует ее сердце: «В долине есть предел счастью». Забвение в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, душа ее умирает от горя и страсти.

Белка роняет на нее снежок, и Дарья замирает «в заколдованном сне…».

Сюжет поэмы «Мороз, Красный нос» по главам

Часть. Смерть фермера

Главы 1–5

Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их освободить. Она забирает их домой, в бедную крестьянскую избу, где покоится мертвый Прокл, глава семейства. Шумят его маленькие несмышленые дети, а жена Дарья, тихонько всхлипывая, пришивает «куски полотна на саван».

Участь простой русской женщины незавидна — выйти замуж за холопа, «быть матерью холопского сына», и быть холопкой рабыни до самой смерти. Со временем все меняется, и никто не в силах изменить только «серьезную долю крестьянки.

Между тем «в русских деревнях» много красивых женщин — красивых, трудолюбивых, сострадательных, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.

Главы 6–10

В четырех верстах от села есть церковь. Рядом с ней отец Прокл выбирает место для могилы – «чтобы крест с дороги был виден, чтобы солнце играло». Старику трудно копать мерзлую землю, но он не останавливается. Когда он заканчивает свою работу, он приходит домой грустный.

По дороге старик догоняет жену, которая везла на санях гроб сына. Неожиданно перед супругами появляется «старый знакомый Пахом» — блаженный, который уверяет древних, что Прокл уже исчерпал себя в этой жизни.

Вернувшись домой, они отправляют старых внуков — Машу и Гришу — к соседям, и начинают готовить умершего сына в последний путь. На «рыдания и стоны» родителей собираются соседи, чтобы в последний раз попрощаться с Проклом. «Всю ночь стоя у свечи», диакон читает молитвы над телом усопшего.

Главы 10–15

На следующее утро «без лишних речей, без рыданий мертвецов народ провел». В запряженных санях стоит верная Савраска, которую Прокл купил жеребенком. Вместе с хозяином конь много работал и зимой, и летом, и теперь он в последний раз будет служить Проклу.

Именно Савраска невольно стал свидетелем того, как хозяину, который полдня простоял в сугробе, а потом три дня следовал за телегой, стало очень плохо. Прокл «поспешил доставить товар на место», придя домой, сразу заболел. Ни теплая ванна, ни купание в ледяной ванне, ни настойки гадалок не могли восстановить его здоровье. Дарья отправилась «в дальний монастырь» за целительной иконой, но когда вернулась, Прокл был мертв.

Начинается небольшая похоронная процессия. Соседи жалеют Дарью и малолетних сирот, которых после смерти кормильца ждут «черные дни». Когда он вернулся после похорон, Дарья хотела приласкать детей, но избушка не отапливалась, и несчастная пошла «в лес, за дровами».

Вторая часть. Джек Фрост

Главы 16–24

В лесу тихо и тоскливо, ослепительно блестит снег, все вызывает «смерть, гробовый покой». Дарья изливает свое горе и начинает рыдать — здесь ее никто не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и рубить дрова. Она не перестает думать о своем умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.

Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили с Проклом, ляжет на ее плечи. Переживает она и за детей, оставшихся без своего главного защитника.

Главы 25–28

Дарья помнит, как ночью одна пошла в монастырь, чтобы принести умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось раздать все скромные сбережения, которые они с Проклом собрали «за крону, за крону меди», но икона не исцелила ее мужа. Дарье было горько, потому что Богородица помогала многим людям, и только ее семья обошла стороной ее милость.

Главы 29–36

Дарья загружает полный вагон дров и собирается вернуться, но снова погружается в грустные мысли. Тем временем воевода Фрост патрулирует свои владения в дозоре. Заметив Дарью, он начинает петь дерзкую, хвастливую песню о своей власти и несметных богатствах.

Фрост трижды спрашивает девушку, тепло ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя мороз с каждым разом сильнее, и она «сама мерзнет, ​​дрожит».

В третий раз «седовласый колдун» превращается в Прокла и начинает целовать Дарью «в уста, в глаза и в плечи». Женщине становится удивительно легко и хорошо, на ее лице играет блаженная улыбка. Ей уже становится холоднее, но она мечтает о теплом лете, счастливых родителях, муже, детях. У Дарьи под сердцем бьется ребенок, и жизнь обещает быть долгой и радостной.

Лицо вдовы исчезает от «последних признаков тревоги». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует — она медленно замирает «в своем заколдованном сне»…

Заключение

В центре поэмы образ настоящей русской женщины, дух которой не сломить никакие невзгоды. Автор также акцентирует внимание на трагедии многих крестьянских семей, лишившихся кормильцев.

Рассуждения и выводы

Резюме

Конечно, это стихотворение в оригинале сильно отличается от краткого содержания. «Мороз, Красный нос» Некрасова можно по праву считать одним из величайших произведений всех поколений.

«Последняя песня» — так автор называет свое творение. В ней вся боль простых людей, их страдания и трудности. Несмотря на то, что повествование очень красивое и поэтичное, а название напоминает детскую сказку, само стихотворение — трагедия.

Трагедия страны, где есть законы, позволяющие собственному народу терпеть лишения и заниматься сверхурочно, чтобы выжить. Трагедия простых крестьянских семей, где потеря взрослого человека означала голодную смерть для всей его семьи.

И Фрост здесь вовсе не сказочно-добрый старик. Автор реалист. Ганс Фрост скорее символизирует смерть. Страшная, несправедливая смерть, кажется, для совсем молодых и здоровых людей, просто по чьей-то прихоти названных крестьянами и потому вынужденных влачить жалкое существование.

О чем «Мороз, Красный нос» Некрасова?

Н. Некрасов «Мороз, красный нос» краткое содержание для читательского дневника:

В крестьянской избе страшная печаль. Каждый член семьи занят своим делом. Они должны похоронить хозяина дома. Мать поехала за гробом сына, отцу приходится копать могилу в мерзлой земле в такую ​​морозную погоду, а молодая вдова сидит и шьет саван для любимого умершего мужа. Какая суровая судьба уготована русской крестьянке. Она должна выйти замуж за раба, родить сына от раба и поклоняться рабу всю свою жизнь.

Несмотря на все страдания и трудности в жизни, в русских деревнях живут очень сильные женщины. Они не побоятся войти в горящую избу, смогут остановить лошадь на скаку. Для них нет ничего невозможного. Русская женщина не боится никакой работы. Она, наоборот, стремится постоянно работать, работать и обеспечивать семью. Она не щадит несчастного нищего, ибо каждый может прокормить себя и свою семью своим трудом.

Дарья была типичной русской женщиной. Все эти качества были у нее до тех пор, пока она не потеряла любимого мужа и кормильца. То и дело она погружается в мысли о том, как семья будет жить дальше. Она не могла справиться со всей тяжелой работой в одиночку. Ее дети остались сиротами. Теперь некому будет их защищать и воспитывать. Моего сына ждет вербовка. Кто-то за него заступится.

Дарья не произнесла ни звука, не выказала своего горя. Только далеко в лесу, куда она шла за дровами, из ее груди вырвался ужасающий вой. В нем сосредоточилась вся боль и весь ужас бедной женщины. Она услышала тихий голос. Голос звал его, обещая согреть и приласкать ее. Ей казалось, что она видела Прокла, Машу и Гришу.

Сон был так сладок, так приятен после долгой томительной печали. Дарья погрузилась в сон, в сладкое забвение, которое помогло забыть все плохое. Она сладко спала, вспоминая свою счастливую семью. Бедняжка так и остался холодным в глубине леса.

Это интересно: Стихотворение Некрасова «Размышления у подъезда» написано по личным впечатлениям поэта в 1858 году. Краткое содержание «Размышлений у подъезда» для читательского дневника с цитатами позволит познакомиться с главным персонажи и сюжет произведения.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"