- Действие V
- Другие персонажи
- Действие первое
- Явление 1
- Явление 2
- Действие второе
- Явление 1
- Явления 2-3
- Явления 4-5
- Явление 6
- Явления 7-8
- Явления 9-10
- Действие третье
- Явления 1-3
- Явления 4-5
- Явления 6
- Явления 7-11
- Явление 12
- Явления 13-14
- Явления 15-18
- Явления 19-20
- Действие четвертое
- Явление 1
- Явления 2-4
- Явления 5-8
- Явления 9-13
- Действие пятое
- Явление 1
- Явления 2-3
- Действие I
- Действие II
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ
- Действие IV
- Действие I
- Действующие лица
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвёртое
- Очень краткий пересказ
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвертое
- Действие пятое
- Читательский дневник по комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера
- Сюжет
- Действие II
- Действие III
- Основная идея пьесы
- Действие IV
Действие V
Мадам Журден находит своего мужа уже посвященным в новый «сан». Она уверена, что он сумасшедший. Доран приглашает маркиза полюбоваться происходящим и хвалит предстоящий балет. Она меняет гнев на милость, ругает его за непомерные расходы и первой рассказывает о свадьбе. Оба с насмешливой искренностью поздравляют Журдена с его новым титулом.
Журден звонит дочери, чтобы представить ее турецкого жениха. Сначала девушка решительно отказывается выйти за него замуж, а потом узнает в Турке своего возлюбленного Клеонта. Она дает свое согласие. Идиллию нарушает мадам Журден. Она не хочет, чтобы на Люсиль навесили ярлык «дуры». Только шепот Ковела открывает ей глаза на правду. Кстати, он же устроил и свою судьбу: Журден пообещал ему в жены служанку Николь.
Мадам Журден берется подыгрывать и без промедления вызывает нотариуса. Дорант объявляет, что в этом случае он одновременно заключит брачный контракт с маркизой. Журден уверен, что граф делает это, чтобы отвлечь внимание мадам Журден. Пока не приедет нотариус, все идут смотреть балет.
Другие персонажи
- Люсиль — дочь мистера и миссис Журден, влюбленная в Клеонта.
- Николь — горничная Люсиль.
- Доримена – тент; Журден пытался завоевать ее благосклонность через Доранта.
- Учителя танцев, музыки, фехтования, философии, которых нанял Журден.
Действие первое
Явление 1
Париж. Дом мистера Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к сегодняшнему выступлению и обсуждают, что, хотя Журден совсем не разбирается в искусстве, «деньги исправляют кривизну его суждений, здравый смысл у него в кошельке».
Явление 2
Журден хвастается учителям своим новым халатом, они ему во всем льстят.
Звук скрипки кажется купцу грустным. Педагоги отмечают, что Журдену следует изучать искусство, поскольку «все раздоры, все войны на земле», «все беды, которыми полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.
Действие второе
Явление 1
Журден приказывает, чтобы балет был готов к вечеру, когда приедет тот, для кого он все это устраивает. Учитель музыки, рассчитывая на хорошее жалованье, советует купцу устраивать концерты по средам и четвергам, как это делают все дворяне.
Явления 2-3
Приехавший учитель фехтования обучает мастера, объясняя, что «весь секрет фехтования в том, чтобы <…> бить врага» и «сам не получать таких ударов». Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка — бесполезные науки. Между учителями происходит спор.
Явления 4-5
Журден просит приехавшего учителя философии примирить аргумент. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, но сам ввязывается в спор, перерастающий в драку.
Явление 6
Урок философии. Учитель предлагает научить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мастера интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель говорит ему, что есть гласные и согласные.
Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мастера: «Прекрасная маркиза, твои прекрасные глаза возлюбленной меня смерть от любви». Внезапно мастер узнает, что всю жизнь выражался в прозе.
Явления 7-8
Портной приносит Журдену новый костюм. Торговец замечает, что костюм сделан из той же ткани, что и одежда портного, а узор (цветы) перевернут. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем свете.
Явления 9-10
Ученики танцевали вокруг Журдена и надели для него новый костюм. Называют мастера «Ваша светлость», «Ваше превосходительство», «Ваша светлость», за что получают щедрую плату.
Действие третье
Явления 1-3
Увидев новый наряд Журдена, Николь не может не рассмеяться. Мадам Журден приходит в ярость от появления мужа, который «нарядился как дурак», и над ним все равно все смеются. Журден решает блеснуть своими знаниями перед женой и Николь, но ничем не удивляет женщин. Также, фехтуя с мужчиной, служанка легко наносит ему несколько ударов ножом.
Явления 4-5
Доран хвалит новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской спальне», что тешит тщеславие купца.
Доран просит у Журдена «еще двести пистолей», чтобы округлить сумму своего значительного долга. Мадам Журден в ярости и называет мужа «дойной коровой», а Дорана «негодяем».
Явления 6
Доран сообщает, что он уговорил маркизу прийти сегодня к мастеру и подарил ей бриллиант — подарок Журдена. Николь подслушивает часть мужского разговора и узнает, что торговец вечером отправляет жену навестить ее сестру, чтобы их ничто не «стесняло».
Явления 7-11
Журден уверена, что ее муж «кого-то заводит». Женщина хочет выдать свою дочь замуж за Клеонта, который в нее влюблен. Николь довольна решением хозяйки, так как ей нравится слуга Клеонта.
Мадам Журден советует Клеонту просить сегодня у мсье Журдена руки его дочери.
Явление 12
Клеонт просит у господина Журдена руки Люсиль. Купца интересует только, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что это не так. Журден отказывается, потому что хочет, чтобы его дочь была маркизой.
Явления 13-14
Ковьель успокаивает взволнованного Клеонта — слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю».
Явления 15-18
Доримена не хотела встречаться с Дорантом ни у себя, ни у него дома, поэтому согласилась пообедать у Журдена. Граф передал весь дар купца маркизу от своего имени.
Явления 19-20
Встречая маркиза, Журден нелепо кланяется, к большому удовольствию женщины. Дорант предупреждает торговца не упоминать алмаз, подаренный Дорименом, так как это невежливо в светском обществе.
Действие четвертое
Явление 1
Доримена удивлена, что для нее устроили «роскошную вечеринку». Журден, обращая внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «пустяком», полагая, что женщина знает, что это подарок от него.
Явления 2-4
Внезапно появляется мадам Журден. Женщина возмущается, что ее муж, выслав жену, устраивает «вечеринку» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что он устроил ужин. Мадам Журден не верит этому. Разочарованный марсианин уходит, за ним следует Дорант.
Явления 5-8
Переодевшись, Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковель говорит, что отец купца был не купцом, а дворянином. Однако главной целью его визита является известие о том, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет на ней жениться. Вскоре к ним присоединяется Клеонт, переодетый турком, и через переводчика Ковеля объявляет о своих намерениях.
Ковиэль просит Доранта поиграть с ними.
Явления 9-13
Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют и проводят посвящение Журдена, одетого в турецкую одежду, в турка. Муфтий кладет Коран на спину торговца, зовет Мухаммеда.
Действие пятое
Явление 1
Журден объясняет жене, что теперь он стал матерью. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.
Явления 2-3
Доран уговаривает Дорим остаться, чтобы поддержать идею Клеонта о маскараде и посмотреть устроенный для нее балет.
Действие I
В доме богатого парижского купца господина Журдена полным ходом идет подготовка к торжественному обеду в честь некой знатной особы. Журден уверен, что из него вышел бы превосходный дворянин. Поэтому в доме постоянно заняты певцы, актеры, учителя музыки и танцев. Все видят, что вкус г-на Журдена груб, но он щедро расплачивается за свои капризы.
Журден присутствует на репетиции в новом, роскошном халате, так что сейчас в моде все аристократы. Все дружно хвалят его изысканный вкус. Журден считает, что в халате «удобнее слушать». Первая песня кажется ему скучной.
Он поет веселую песенку про овцу. И снова в его адрес летят хвалебные слова. Затем идет сцена с пастушками и пастушками, после которой все действие заканчивается балетом. В припадке хорошего настроения Журден даже немного танцует менуэт. Именно здесь впервые прозвучало имя человека, ожидавшего за столом: маркиз Доримена.
Действие II
Учителя уверяют Журдена, что он должен завести дома аристократическую привычку устраивать домашние концерты и танцевальные вечера. Оба учителя берутся помочь ему в этом нелегком деле. За плату, конечно. К разговору присоединяется учитель фехтования. Для него танец и музыка — чистая чепуха. Другое дело умение «наносить удары противнику», а самому «не получать такие удары».
Обиженные учителя набрасываются на него с кулаками. Журден велит им успокоить учителя философии. Но он также ставит философию выше всех профессий и побеждает своих конкурентов криком «вы, какие твари.
Оставшись наедине с состоятельным учеником, философ берется обучать его логике и этике. Немного продвинувшись в этом вопросе, переходят к более понятному написанию. Потренировавшись в произношении гласных, Журден раскрывает учителю свой секрет: он хочет составить изящную любовную записку для маркиза.
Но не в прозе или стихах, а в том, как люди разговаривают в быту. Он с удивлением узнает, что это проза. В итоге текст сообщения выглядел так: «Прекрасная маркиза, твои прекрасные глаза любят меня до смерти от любви».
Довольный собой, Журден приступает к примерке костюма. Подмастерья лестно называют Журдена «ваше превосходительство».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ
Певица и две певицы.
Певица. Влюбленные сердца восторгаются Всегда встречают тысячи преград. Любовь дает нам и счастье, и тоску. Не зря бытует такое мнение, что самое сладкое для нас — не знать любви к комфорту.
Первая песня. Нет, мы любим ту радость без конца, Которая объединяет сердца влюбленных. Нет счастья на земле без страсти. Любовь, что пренебрегает, Том и счастья не знает.
Другие песни. О, кто бы не вкусил силы любви, Если б не было лживой страсти! Но, ах, как насчет злой судьбы? Нет здесь ни одной верной пастушки, И недостойный пол, мир белый позорящий, Свидетельствует нам, что верности больше нет.
Первая песня. О, трепетные сердца!
Певица. О, страсть в глазах!
Другие песни. Полная ложь!
Первая песня. Этот миг мне дорог!
Певица. Они полны веселья!
Другие песни. Я презираю всех!
Первая песня. О, не гневайся, забудь свой безмерный гнев!
Певица. Мы приведем вас сейчас к любящей и верной пастушке.
Другие песни. Увы! Среди вас нет достойных!
Певица. Я иду на испытания — Вот моя любовь.
Другие песни. Кто заранее поручится, что обмана снова не будет?
Певица. Верный пусть испытает свое нежное сердце.
Другие песни. Небо пусть накажет, Кто позорно изменял.
Все трое вместе. Над нами горит венец любви. Слияние двух сердец — Что может быть прекраснее?
Г-н Журден. И это все?
Учитель музыки. Каждый.
Г-н Журден. Я думаю, что это умно упаковано. Тут и там встречаются очень забавные слова.
Учитель танцев. А теперь моя очередь: я предложу вам небольшую подборку самых грациозных движений и самых грациозных позиций, из которых может состоять танец.
Г-н Журден. Опять пастух?
Учитель танцев. Это как вы хотите. (К танцорам.) Начал.
Читайте также: Мертвые Души Краткое Содержание (Николай Гоголь)
Действие IV
Вечеринка и развлечение прерываются появлением разгневанной мадам Журден. После устроенного ею скандала маркиза уезжает с графом. Затем появляется переодетый Ковиэль. Начинает он с бесстыдной лести, что готов всем подтвердить дворянское происхождение Журдена. Сообщается, что он познакомился с отцом Журдена, и он был очевидным дворянином.
Ковель принес еще одну новость: наследник турецкого султана хочет встретиться с Люсиль. И пусть Журдена не смущает, что он похож на пресловутого Клеонта. А чтобы приравнять Люсиль по знатности к турку, муфтий проведет церемонию посвящения Журдена в маммамуши (паладины), то есть в турецкого аристократа.
Случайный свидетель спектакля в доме Клеонта и экзотических гостей, поющих и танцующих на восточный манер, Доран берется участвовать в «забавной истории».
Действие I
В доме богатого парижского купца господина Журдена полным ходом идет подготовка к торжественному обеду в честь некой знатной особы. Журден уверен, что из него вышел бы превосходный дворянин. Поэтому в доме постоянно заняты певцы, актеры, учителя музыки и танцев. Все видят, что вкус г-на Журдена груб, но он щедро расплачивается за свои капризы.
Журден присутствует на репетиции в новом, роскошном халате, так что сейчас в моде все аристократы. Все дружно хвалят его изысканный вкус. Журден считает, что в халате «удобнее слушать». Первая песня кажется ему скучной. Он поет веселую песенку про овцу.
И снова в его адрес летят хвалебные слова. Затем идет сцена с пастушками и пастушками, после которой все действие заканчивается балетом. В припадке хорошего настроения Журден даже немного танцует менуэт. Именно здесь впервые прозвучало имя человека, ожидавшего за столом: маркиз Доримена.
Действующие лица
Прежде чем приступить к пересказу, необходимо вывести на сцену героев комедии. Они здесь:
- Господин Журден — купец знатного происхождения, происходящий из купеческого рода, представители которого сумели нажить приличное состояние на торговле наркотиками.
- Мадам Журден — жена главного героя, трезвая и практичная женщина.
- Люсиль — юная девушка, дочь Журдена, влюбленная в некоего Клеонта.
- Клеонт — возлюбленный Люсиль, отвечает ей взаимностью, молодой человек незнатного происхождения.
- Николь — горничная и наперсница Люсиль.
- Ковьель, слуга Клеонта, питает нежные чувства к Николь, которая ему тоже небезразлична.
- Дорант — граф, частый гость дома Журденов, занимает деньги у главы дома.
- Доримена – маркиза, именно к ней старается влюбчивый Доран, тратит на нее все средства, взятые взаймы у господина Журдена.
Помимо главных героев, есть и второстепенные. Это учителя, которые приходят в дом Журдена, чтобы обучать главу семьи выбранным им дисциплинам: философии, танцам, музыке и фехтованию.
Кроме них в спектакле есть портной с подмастерьем, певчие и певчие, лакеи.
Действие первое
Педагоги, приглашенные для обучения Журдена тонкостям музыки и танца, переговариваются друг с другом. Из их разговора читатель понимает, что они проводят занятия, чтобы отвести взгляд. Они во всем соглашаются со своим великовозрастным учеником, считая его, что толстый кошелек компенсирует отсутствие способностей. Учителя хвалят новый наряд Журдена, в котором он выглядит откровенно нелепо.
Действие второе
Продолжается «обучение» новоиспеченного дворянина всеми необходимыми науками. Учитель музыки должен подготовить балет на вечер для особого гостя. Он рассчитывает на хороший гонорар и убеждает хозяина дома устраивать два раза в неделю музыкальные вечера, как это делают все знатные господа.
Журден занимается танцами и фехтованием. Каждый из наставников старается доказать ему, что его предмет самый необходимый для светского человека. Разгорается спор. Мастер пытается их примирить, спрашивает об этом учителя философии. Он успокаивает коллег, цитируя Сенеку, но сам вступает в дискуссию, переходящую в настоящую потасовку.
Урок философии все же начинается, но ученику не суждено уловить нить рассуждений учителя. Журдена логика не интересует; он также остается равнодушным к этике и физике. «Дворянин» просит научить его читать и писать.
Философ сдается и начинает учить его буквам. Журден хочет сочинять любовные письма маркизе Доримене, он считает, что это соответствует традициям высшего света. Он изложил текст в заметке, попросил философа исправить его, но после долгих раздумий отказался от своего варианта. В итоге из любовного письма маркиз должен был узнать, что бедняге Журден грозит смертельная опасность от ее прекрасных глаз.
Заказанный Журденом костюм готов. Взяли его сразу. Господин, совершенно лишенный вкуса, все же заметил, что рисунок на ткани не на месте, а сама ткань подозрительно похожа на костюм самого портного. Хитрые подмастерья убедили Журдена, что теперь так носят джентльмены и что это модно.
Наконец его подкупили портные, которые обращались к нему со словами «Ваше сиятельство», «Ваше превосходительство». За это он щедро награждает их из собственного кармана.
Действие третье
Хозяин решает прокатиться в обновке в сопровождении слуг. Служанка Николь смеется при виде своего хозяина и не может успокоиться. Жена Журдена возмущена его внешним видом и тем, что портные откровенно издеваются над необразованным мужем.
Она не теряет надежды, что муж все-таки сможет рассуждать и перестанет быть вселенским дураком. Журден хочет произвести впечатление результатами обучения. Он выполняет несколько приемов фехтования с Николь, но девушка легко побеждает его.
Появляется граф Дорант. Он хвалит вкус Журдена и говорит ему, что его имя упоминалось в королевских покоях. Купец тает от этих слов похвалы. Произведя нужное впечатление, Доран рассказывает об истинной цели собрания.
Ему нужно еще двести пистолетов, чтобы округлить и без того немаленькую сумму предыдущего долга. Мадам Журден расстроена тем, что всевозможные негодяи используют ее мужа как дойную корову. Она догадывается, что граф не будет возвращать долг.
Доран радует Журден новостью: он подарил маркизе кольцо с бриллиантом, подарок Журдена, и пригласил ее к себе на балет. Николь случайно подслушивает разговор. Она узнает, что хозяйка отправляется на весь вечер к сестре, чтобы ничто не мешало приятной встрече с маркизой.
Слуга посвящает хозяйку в тайну Журдена. Тем временем любовница уже подозревает мужа в любви к какой-то особе женского пола. Но сейчас она думает о будущем дочери. Мать соглашается выдать Люсиль замуж за Клеонта и предлагает молодому человеку не откладывать предложение. Николь довольна таким поворотом, ей понравился слуга Клеонта.
Клеонт следует совету мадам Журден и приходит свататься. Главу семьи интересует происхождение жениха. Клеонт честно отвечает, что не имеет никакого отношения к дворянству, и тут же получает отказ. Дочь мистера Журдена должна быть маркизой — ее отец не согласится ни на что меньшее. Слуга Клеонта, Ковьель, успокаивает его и придумывает хитрый план, чтобы свадьба состоялась.
Доримена приходит в дом Журдена. Она согласилась на этот визит, потому что было бы неосторожно встречаться с графом в ее доме. Бедный Журден не понимает, что Доран делает все свои предложения от своего имени. Он учит мастера, что нельзя упоминать о подаренных украшениях перед маркизом, так как это не принято в высшем свете. Журден встречает даму с глупой дерзостью, которая заставляет ее смеяться.
Действие четвёртое
Маркиз удивлен роскошным приемом. Журден видит на ее руке знакомое кольцо и называет его безделушкой. Он считает, что женщина знает, от кого подарок. Прекрасный вечер расстраивает дама, вернувшаяся от гостей.
Она недовольна тем, что в ее отсутствие муж устраивает званые обеды и принимает чужих женщин. Граф берет на себя вину, но это не помогает. Обиженная Доримена немедленно покидает дом Журденов, уходит и Доран.
Ковьель приходит к мистеру Журдену и представляется ему старым другом своего отца. Он говорит купцу, что он не из купеческого, а из знатного рода. Журден удивлен услышанным. Он привык к другой родословной. Но это не все. Главная новость заключается в том, что сын турецкого правителя, давно влюбленный в нее, делает дочери Журден предложение.
Здесь появляется Клеонт, одетый как турецкий принц. Он объявляет о своем намерении жениться через переводчика, которым является Ковьель. По их просьбе граф Дорант подыгрывает им. Он кланяется воображаемому принцу и выражает свое почтение. Гостей из Турции сопровождает танцевально-поющий антураж.
Вместе они устраивают настоящий цирк — церемонию посвящения Журдена в турки. Мастера бьют палками и уверяют, что так надо. Ковьель убедил купца, что наследник турецкого престола не может жениться на дочери простого человека, поэтому Журдену нужно было получить титул «мамамуши» — турецкого дворянина. Теперь у них равное положение, и они могут пожениться. Журден охотно верит каждой басне, хоть немного приближающей его к любимому высшему свету.
Очень краткий пересказ
Если совсем кратко пересказать сюжет мольеровского «Ремесленника из дворян», то получится примерно следующее.
Скромный, но богатый человек, господин Журден всеми силами пытается пробиться в «круг избранных» — с титулом маркиза и графа. Но он не имеет доступа к высшему обществу, несмотря на значительное состояние, полученное от отца.
Журден все еще не теряет надежды осуществить свой план. Чтобы о нем заговорили в королевской опочивальне, он берет уроки танцев и философии, шьет себе «благородное» платье и дает взаймы лисе-шарлатану огромные суммы денег.
Клоунада Журдена переходит все границы: он флиртует с маркизой Дорименой, поскольку флирт принят в высшем обществе, он даже готов пожертвовать счастьем собственной дочери и соглашается выдать ее замуж исключительно за того, кто даст ему доступ к вожделенным кайфам общество.
Жена видит, что муж делает нелепости, что он смешон и жалок в своих попытках подражать высшему свету, смеется за его спиной, но в то же время умело использует Журдена в своих корыстных целях. Она пытается наставить мужа на правильный путь, но безуспешно.
Тем временем Клеонт решает ухаживать за Люсиль, так как оба уверены в чувствах друг друга и готовы к браку. Но г-н Журден наотрез отказывает жениху, ссылаясь на его скромное происхождение. Тогда плутоватый слуга Ковьель делает блестящий ход: переодев Клеонта в сына турецкого султана, он уверяет Журдена в горячей любви этого «турка» к Люсиль. Соблазненный Журден тут же соглашается на брак, а Доран признается в любви к Доримене и делает ей предложение.
В конце концов, все герои счастливы: каждый добился своего, умело сыграв на нелепом желании Журдена выбраться из «грязи в князи».
Действие первое
В 1 акте «Мещанина…» всего 2 явления. Автор знакомит читателя с учителями, пришедшими научить разросшегося ученика всему, что должен знать и уметь настоящий светский человек. Кажется, что ему искренне стараются дать необходимые знания, но в ходе беседы читатель понимает, что самое главное для учителя – получить деньги за преподавание. Учителя догадываются: Журден действительно не хочет учиться.
Действие второе
Учитель танцев, затем учитель фехтования и, наконец, эксперт по философии по очереди дают уроки Журдену. Происходит спор между учителями, каждый из которых пытается показать богатому клиенту, что его предмет самый важный. Происходит битва, после которой наступает очередь философа попытаться дать Журдену хоть какие-то знания.
Он хочет выучить последнюю логику, но не получается: «студент» только хвастается, что к нему ходят учителя, на самом деле он не даст себе труда освоить какую-либо науку. Философ сдается и рассказывает Журдену самые элементарные вещи. Журден влюблен в Доримену (вернее, считает себя влюбленным), и поэтому, по светским обычаям, пишет этой знатной даме письмо с объяснением своих чувств. Письмо оказывается глупым, философ пытается его исправить, но Журден настаивает на своей версии.
Приходит портной с подмастерьем, одевает Журдена в невообразимый наряд, модный в высшем свете, но сидеть на воображаемом «дворянине» смешно и нелепо.
Журден одет по последней моде
Действие третье
Горничная Николь, призванная Журденом для выполнения поручения, решает открыто выразить свои чувства: она открыто высмеивает Журдена, называя его забавным, в то время как другие персонажи хвалят наряд. Она же раскрывает «успехи» Журдена в фехтовании, легко нанося ему комичный удар шпагой.
Появляется мадам Журден, но все же не теряет надежды сказать мужу, как он нелеп в своих жалких попытках изобразить благородного джентльмена. Ничего не помогает, Журден непреклонен.
В разгар разговора мужа и жены на сцену, как обычно, выходит Доран, пришедший занять еще денег у «дойной коровы». «Как я могу отказать такому человеку, который говорил обо мне сегодня утром в королевской спальне?» — радуется «благородный» мистер Журден и дает негодяю еще 200 луидоров. За это граф обещает пригласить на обед маркизу Доримену.
В актах 7, 8 и 9 начинается новая интрига: мадам Журден просит Николь сказать Клеонту, что ему пора просить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшая ссора заставляет чувства разгореться сильнее, и теперь Клеонт готов отправиться к отцу красавицы, чтобы объявить себя женихом.
В 12-м откровении отец разговаривает с потенциальным женихом Люсиль. Увы! Невежественное происхождение Клеонта и нежелание лгать, чтобы скрыть правду, приводят к закономерному результату: Журден наотрез отказывает ему.
Тут слуге Ковелю приходит в голову идея: надо разыграть Журдена, а Клеонта на время превратить в сына турецкого султана. Журден отдаст свою дочь такому благородному лорду, даже не спросив ее согласия!
Тем временем наступает время торжественного обеда, на который Журден пригласил Доримену. Граф ведет ее под руку. Начинается балет, после которого состоится пышная вечеринка. Хитрый Доран легко обводит тщеславного Журдена вокруг пальца, уверяя маркиза, что все подарки для несостоявшегося «дворянина» на самом деле от него.
Господин Журден приветствует маркизу Доримену
Действие четвертое
Это вечеринка. Господин Журден изо всех сил старается быть добрым к маркизе и уверен, что ему удалось пробудить в ее душе огонь любви. Умный Доран намеренно вводит обоих в заблуждение, рассказывая Дориму о подарках, подаренных за счет простодушного купца, и Журдена о том, как вести себя в высшем свете, чтобы угодить прекрасной даме.
В разгар веселья неожиданно появляется мадам Журден, давно заподозрившая мужа в попытке ей изменить. Она разносит пир и уходит.
Здесь к Журдену лакеи вводят «переводчика» — переодетого Ковеля. Он рассказывает хозяину дома о визите сына турецкого султана, а также о том, что этот знатный господин влюбился в Люсиль и просит ее руки.
Проходимец Ковьель ловко сочиняет настоящую сказку, уверяя Журдена, что его отец на самом деле был вовсе не наркоторговцем, а знатным дворянином, и занимался он наркотиками исключительно потому, что был с ними хорошо знаком и «дарил их друзьям за Деньги».
Журден готов поверить в любую выдумку, которая хоть немного приблизит его к мечте стать в одночасье дворянином. Почва подготовлена, можно двигаться дальше. Ковьел предпринимает решительную атаку, заявляя, что вот-вот появится «турок.
Действительно, вскоре входит Клеонт, переодетый турком. Его сопровождает поющий и танцующий антураж. Далее следует описание ритуала, который быстро превращает нашего торговца в «турецкого дворянина» — маммуши. Теперь он знатный человек, поэтому сын турецкого султана легко может жениться на дочери мамамуши, не теряя своего достоинства.
«Сын турецкого султана» Клеонт и Журден
Действие пятое
Избитый палками во время ритуала «обращения в дворянство» Журден, одетый в невообразимый костюм, встречает жену, которая уверена, что ее муж «совсем сошел с ума».
Между тем у Доранта и Доримены тоже есть объяснение: маркиз соглашается жениться на Доранте, чтобы иметь возможность распоряжаться и сердцем, и состоянием. Она до сих пор не знает, откуда граф взял деньги на пышные подарки.
Приглашается Люсиль, которая быстро узнает своего возлюбленного и тут же соглашается на брак, от которого ранее решительно отказывалась. Подходит и мадам Журден, Ковьель негромко объясняет ей, в чем дело. К удивлению и радости мужа, она также с готовностью соглашается на брак Люсиль, хотя ранее настаивала на союзе с Клеонте.
Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримена выходит замуж за Доранта, Николь выходит замуж за Ковьеля. На этом пьеса заканчивается. Господин Журден дает себя обмануть, все довольны, все получили то, что хотели.
Читательский дневник по комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера
Сюжет
Г-н Журден ждет за обедом обожаемую маркизу Доримену. Его навязчивой идеей стало благородство. Чтобы не ударить в грязь лицом, он нанимает нескольких учителей: преподавать танцы, музыку, философию. Он также готовит грандиозный ужин в честь Доримены. Но он не пригласил свою жену на ужин. Граф Дорант должен помогать ему в любовных делах. Но сам он имеет виды на вдовствующую маркизу. Подарок Журдена, бриллиант, он называет своим.
Сумасшедший Журден отказывает претенденту на руку его дочери Люсиль: ее жениху Клеонту скромного происхождения. Слуга Клеонта Ковьель обещает раскрыть дело к удовольствию своего хозяина. Жених выдает себя за сына турецкого султана. Журден посвящается в маммамуси — то есть в паладина.
В конце концов, Журдена обманывают все, кто догадался, в чем дело: Доран с Дорименой, Люсиль и даже мадам Журден. Именно мадам Журден без промедления посылает за нотариусом для оформления брака с «турком». Дорант и маркиз также хотят узаконить свои отношения. Журден уверен, что Доран делает это, чтобы отвести взгляд жены. Довольный собой, он приглашает всех желающих полюбоваться балетом.
Действие II
Учителя уверяют Журдена, что он должен завести дома аристократическую привычку устраивать домашние концерты и танцевальные вечера. Оба учителя берутся помочь ему в этом нелегком деле. За плату, конечно. К разговору присоединяется учитель фехтования.
Для него танец и музыка — чистая чепуха. Другое дело умение «наносить удары противнику», а самому «не получать такие удары». Обиженные учителя набрасываются на него с кулаками. Журден велит им успокоить учителя философии. Но он также ставит философию выше всех профессий и побеждает своих конкурентов криком «вы, какие твари.
Оставшись наедине с состоятельным учеником, философ берется обучать его логике и этике. Немного продвинувшись в этом вопросе, переходят к более понятному написанию. Потренировавшись в произношении гласных, Журден раскрывает учителю свой секрет: он хочет составить изящную любовную записку для маркиза.
Но не в прозе или стихах, а в том, как люди разговаривают в быту. Он с удивлением узнает, что это проза. В итоге текст сообщения выглядел так: «Прекрасная маркиза, твои прекрасные глаза любят меня до смерти от любви».
Довольный собой, Журден приступает к примерке костюма. Подмастерья лестно называют Журдена «ваше превосходительство».
Действие III
Журден почти вышел в новом наряде, но приезд жены и горничной Николь охладил его энтузиазм. Оба высмеяли костюм и прочие выходки с учителями. Он называет их «большими пальцами» и демонстрирует свои навыки. Однако Николь начинает на лету повторять гласные и даже ловко, хотя и не по правилам, колет хозяина схваткой.
Граф Доран посещает Журденов. Его титул настоящий, но его карманы пусты. Он был должен своему «другу» Журдену более пятнадцати тысяч ливров и пришел просить еще два. Граф является поверенным в делах Журдена, потому что он знаком с той же маркизой и дарит ей подарки Журдена.
Журден догадывается, что ее муж кого-то «бьет», но теперь ей предстоит решить более важное дело: устроить счастье дочери. Подходящий жених уже на примете: молодой человек Клеонт. Его чувства к Люсиль взаимны. Служанка одобряет хозяйку: ведь она сама стремится к невесте Ковеля, слуге Клеонта. Было решено, что сегодня Клеонт должен просить у Журдена руки Люсиль.
Однако Журден отказывает юноше недворянского происхождения. Находчивый Ковьель обещает поправить дело преувеличенной шуткой о заносчивом «простачке». А помогут в этом его друзья актеры.
Журден мягко относит жену к сестре. К обеду приходит дорогой гость. Вдову маркизу сопровождает граф Дорант. На самом деле он тоже поклонник Доримены, к тому же счастливый соперник Журдена. Подарок купца, бриллиант, он подарил ей от своего имени. Встречи у нее дома или в доме графа могли запятнать репутацию маркиза. Поэтому обед с любовницей в доме Журдена был как нельзя кстати. Журден на высоте: старательно, но неуклюже кланяется, произносит приветственную речь.
Основная идея пьесы
Вы можете быстро прочитать краткое содержание рассказа Мольера. Мольер написал ее для театрального спектакля, столько того, что трудно выразить словами на бумаге, актеры передают с помощью жестов и мимики.
И все же основная мысль сразу ясна. Господин Журден пытался войти в недоступное ему общество, и им двигало исключительно тщеславие. В то же время он не мог усвоить истинной сущности этого другого общества, не мог разделять интересов его членов, не мог понять их вкусов. Все, что он делал, было лишь попыткой внешне соответствовать внешности лощеного, холеного светского человека, но и они потерпели неудачу.
Эти жалкие попытки «прыгнуть выше головы» вызывали смех и презрение у окружающих. Автор пытается донести до современников мысль о том, что не стоит тратить время и деньги на то, чтобы казаться тем, кем вы не являетесь на самом деле. И эта мысль не потеряла своей остроты и в наши дни: как часто мы подражаем кому-то, забывая, что гораздо важнее жить своей, настоящей жизнью, а не играть ненужную кому-то роль и становиться комиком.
Важно найти свое место в жизни и стремиться делать то, что умеешь делать хорошо, развивать свои таланты и умения, а не примерять чужой костюм: он, скорее всего, окажется узким или, наоборот, великоват.
Такие «Журдены» есть и будут во все времена. Задача человека никогда не уподобляться им, а строить жизнь так, как подсказывает душа и разум, не ориентируясь на тех, за кем бессмысленно гоняться.
Действие IV
Вечеринка и развлечение прерываются появлением разгневанной мадам Журден. После устроенного ею скандала маркиза уезжает с графом. Затем появляется переодетый Ковиэль. Начинает он с бесстыдной лести, что готов всем подтвердить дворянское происхождение Журдена. Сообщается, что он познакомился с отцом Журдена, и он был очевидным дворянином.
Ковель принес еще одну новость: наследник турецкого султана хочет встретиться с Люсиль. И пусть Журдена не смущает, что он похож на пресловутого Клеонта. А чтобы приравнять Люсиль по знатности к турку, муфтий проведет церемонию посвящения Журдена в маммамуши (паладины), то есть в турецкого аристократа.
Случайный свидетель спектакля в доме Клеонта и экзотических гостей, поющих и танцующих на восточный манер, Доран берется участвовать в «забавной истории».