Герои рассказа
Главные герои композиции – трое мальчиков: Саша, Ваня и Петя, а также их мама Апроня. Она работает в деревне комбайнером.
Описание матери
Важное место в композиции занимает образ матери мальчиков, работавшей в поле во время пути сыновей. Автор подробно описывает непростые условия своей работы. Единственным утешением для нее была память о ее детях. Мысль о них помогает ей преодолевать тяжелые условия и тяжелую работу на уборке урожая. Она копила молоко для мальчиков и с нетерпением ждет момента, когда сможет их покормить.
Автор очень трогательно описывает встречу матери с сыновьями. При этом он использует живую беседу, чтобы передать всю нежность этой женщины. Первое, что она сделала, это поправила им одежду, а затем накормила их, отдав им последнюю свою провизию. Автор очень сильно описывает горе матери, когда она узнала об исчезновении младшего сына.
Жизнь после потери
Многие известные произведения написаны Астафьевым. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа даст школьникам определенное представление о творчестве этого автора) — произведение, занимающее видное место в советской литературе, несмотря на небольшой объем. Последняя часть очерка посвящена жизни матери после этой трагической истории.
У нее была большая семья, она многих пережила и похоронила, но никого из родных не вспоминала с такой теплотой и любовью, как младший Петенька. Никто не умел так передать переживания простых сельчан, как Виктор Астафьев.
Короткий пересказ «Мальчик в белой рубахе»
Маленький мальчик умирает, заблудившись в поле. Проходит время, но мать не может забыть своего горя и все видит во сне сына в белой рубашке.
1933 г. Сухое лето. Все население деревни на Дальнем Востоке переселяется на заимки, чтобы собрать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе остаются старики и дети. Собака Витина Шарик воет и, по словам бабушки, зовет беду. И проблемы придут.
Хижина тети Апрони в шести верстах от деревни. Там она собирает урожай и оставляет дома троих сыновей, младшему из которых всего три года.
Соскучились братья по матери и отправились к замку, преодолев горную реку, таежную седловину, раскаленное ущелье, и невредимыми дошли до замка. Младший Петенька на полпути устает, и старшие уговаривают его пойти, обещая привести к матери. В конце тропы они по очереди тянут его на спину. Усталые братья садятся под балдахин и засыпают. Петенька решает пойти к матери.
«Чем выше поднималась водяная яма, тем уже и глубже она становилась, и по вымытому, обвалившемуся краю, или по родниковой тропе, пробитой снеговиком в придорожную канаву, Петенька брел в сторону от дороги».
Апроня тем временем думает о детях. Она припасла подарки, собрала в лесу ягоды и хочет вечером сбежать в деревню. Внезапно она замечает пропажу лохматых голов своих старших сыновей, только младшего с ними нет. Много дней искали Петеньку, но так и не нашли. От мальчика не осталось ни капли крови, ни предмета одежды.
Прошло сорок лет. Апроня выхаживала внуков, хоронила родных, но Петеньку ни на минуту не забывала. Родных оплакивают, хоронят, а душа ребенка бродит где-то в неведомых просторах. А Апрона до сих пор мечтает о том, как мальчик в белой рубашке уходит от нее по дорожке между высокими буханками.
Заключение:
Сказка «Мальчик в белой рубашке» учит состраданию и напоминает детям, что материнское горе превыше всего.
Путешествие героев
Для братьев поиски матери стали настоящим испытанием. Автор не стал экономить на красках, показав, какие препятствия им удалось преодолеть на пути: река, овраг, завалы, овес.
Автор рисует трогательную картину того, как старшие братья несли младшего на своих плечах, как уговаривали его разными выдумками и заманивали его продолжать путь, показывая то животных, то реку, пока, наконец, не прибегли к последнему средству и сказал, что их мать ждет впереди их. Эти слова заставили Петеньку идти дальше, несмотря на смертельную усталость.
Писатель Астафьев очень достоверно передал переживания своих героев. «Мальчик в белой рубашке» (краткое содержание рассказа показывает, как тонко и мастерски он передает душевные переживания героев) – произведение, которое, несмотря на свою краткость, поражает достоверностью воспроизведения эпохи.
Краткий пересказ «Мальчика в белой рубашке»
В летние месяцы погода на Дальнем Востоке стояла жаркая. Мужчины и женщины деревни отправились на поля собирать урожай. Деревня состоит в основном из пожилых людей и детей. В деревне постоянно были слышны звуки, издаваемые различными животными: коровами, собаками, телятами, курами. Этим летом зерно созрело быстро.
С уборкой надо было поторопиться, так как стояла довольно сухая погода. Апроня тоже пошел на работу. Ее дети остались дома. Детеныши стали скучать по матери и решили отправиться к ней в поле.
Самый младший из них, Петя, был в белой рубашке. Дорога была достаточно длинной. Через некоторое время Петя начал уставать. Тогда братья стали говорить с ним о природе, показали ему летающих рядом птиц, бегающих животных, грызунов. Мальчик давно интересовался природой.
По пути ребята преодолели переправу через реку, прошли по таежной местности каменные каньоны, нагретые солнцем. Пройдя эти места, дети поворачивались к ним и радовались, что преодолели расстояние. Было очень жарко, но после путешествия по труднопроходимой местности двигаться дальше было комфортнее.
Читайте также: Анна на шее: краткое содержание рассказа Чехова и фильм 1954 года
Старшие братья стряхнули пыль с головы и рубашки Пети. Они нашли сарай и решили там отдохнуть. В дороге Петя устал, и братья подбодрили мальчика, сказав, что мама приготовила ему лакомство из молока. Потом Саша и Ваня по очереди несли Петю в гору, а это было напрасной тратой сил.
Через некоторое время они тоже устали и решили отдохнуть. Перед сном они заметили вдалеке желтую полосу кукурузы и решили, что там работает их мать.
Когда они легли спать, мальчики нашли ручей и попили воды. Потом старшие братья легли на траву и уснули. В этот момент Петя решает продолжить идти к матери один, пока его братья спят. В то же время он думал о встрече с матерью и угостить его молоком.
Мальчик пошел в сторону желтой полосы с колосьями, где, как сказали братья, собирала урожай их мать. По пути он сбивается с пути. Когда старшие братья просыпаются, они не находят Петю рядом и идут к матери на поиски Пети. Апроня подумал о детях на жатве. В этот день она решила пойти в их деревню и приготовила разные вкусности, ягоды.
К ней подошли два старших брата. Тогда она стала искать младшего, но его не нашли. Апроня тогда часто вспоминала о сыне. Это краткое содержание рассказа Астафьева «Мальчик в белой рубашке».
«Мальчик в белой рубашке» в сокращении
Это было время сбора урожая, и дети без присмотра пошли на поле своей матери, которое находится в нескольких километрах от села. Всю дорогу старшие Санька и Ванюха пытались отвлечь уставшего Петеньку, обращая его внимание на птиц и грызунов, встречавшихся им на пути.
Наконец, когда на младшего уже ничего не подействовало, Санька и Ванюха прибегли к обману, сказав, что его мать заготовила в поле молоко с шаньгой. Ребенок, одетый в белую рубашку, поверил и остаток пути шел с мыслью об этой еде.
Почти дойдя до поля, старшие братья уснули, а Петенька пошел один к матери. Трехлетний ребенок не смог перейти канаву у дороги и погиб… Тело ребенка так и не нашли, даже клочка белой рубашки. Возможно, его унесло водой, возможно, он был засыпан осыпавшейся землей.
А мать до конца жизни видела во сне мальчика в белой рубашке…
Основная идея:
У материнской любви нет срока давности, даже спустя сорок лет с горечью в сердце он вспоминает мать своего младшенького, нежно порхавшего к ней в своей белой рубашке по бескрайнему рисовому полю.
Еще одна рождественская повесть «Мальчик у Христа на елке» Достоевского написана в 1876 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчик у Христа на елке». Произведение пронизано темой детских страданий в жестоком и беспощадном мире взрослых. В книге описывается жизнь маленьких беззащитных детей, лишенных почти всего, что у них было.
Главная идея
В этом рассказе автор обратился к теме взаимоотношений детей и матерей, чувств, которые маленькие дети испытывают к своим матерям и которые матери испытывают к детям. Астафьев подчеркивает, что сыновей тянет к родителям, они хотят быть с ними, особенно после разлуки, поэтому и ушли к матери. Автор пишет о материнской любви к детям, о том, что родители думают о своих детях, заботятся о них, хотят порадовать их подарками и угощениями.
Апроня в поле за работой постоянно думала о сыновьях, хотела их навестить. Сыновья на пути к матери не боялись различных трудностей на пути и старались их преодолевать. Не учли дальнее расстояние, усталость.