Краткое содержание Тургенев Живые мощи за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды помещик Петр Петрович ночевал на хуторе Алексеевка. Когда он заглянул в сарай, стоявший возле пасеки, то увидел там очень худую женщину, которая лежала в углу сцены и укрылась одеялом. Это оказалась Лукерья, крепостная крестьянка, мать Петра Петровича. Она была красивой девушкой, певицей и танцовщицей.

Однажды она споткнулась, упала с крыльца и стала сохнуть, кожа ее потемнела, и Лукерья стала похожа на мумию. Она не могла ходить, за ней ухаживали хорошие люди. Лукерья не пала духом, полагая, что Бог любит ее, если послал ей такое испытание. Она была благодарна Богу за то, что у нее есть кров, зрение, слух. Она не переставала петь песни, хотя голос ее ослабел. Лукерья стала учить песни девочке-сироте.

Она попросила владыку уговорить ее мать снизить пошлины с крестьян, так как у них здесь мало земли.

Хозяйка хутора рассказала Петру Петровичу, что Лукерью в деревне прозвали «Живые мощи». Через некоторое время Петр Петрович узнал, что Лукерья умерла, а перед смертью она услышала колокольный звон с неба.

Полумертвое существо

Лукерья продолжила свой рассказ тем, что уже много лет лежит здесь, летом в плетенке, а зимой в шкафу. Хорошие люди ее не забывают. Лукерья говорила, что сначала она была унылой, но потом привыкла, думая, что она еще не так уж и плоха, по сравнению со слепоглухими инвалидами и бомжами.

Она даже отметила, что здоровому человеку очень легко согрешить, и даже сам грех оставил ее. Потом она стала рассказывать, что священник Алексей, когда стал причащаться, сказал, что ей не в чем исповедоваться, но она напомнила ему о мысленном грехе, тогда священник заметил, что этот грех не так велик. Лукерья добавила, что даже пытается отгонять от себя плохие мысли. Тургеневские «Живые силы» буквально украшают Лукерью мечтами.

Главная мысль

Настоящий человек всегда должен думать о благополучии других. Твои собственные муки и страдания кажутся пустяками, когда в душе ты беспокоишься только о своих близких, а о собственном благе забываешь.

Рассказчик и герой по имени Ермолай вместе отправляются на охоту на рябчиков. Начинается сильный дождь. Оставаться без укрытия в такую ​​погоду может нанести серьезный урон здоровью героев. Они пытаются найти выход из сложной ситуации. Рассказчик вспоминает, что недалеко от местности, где они охотятся, находится село Алексеевка. У матери рассказчика в этой деревне есть небольшая ферма.

Герой там никогда не был. Он был рад найти убежище, так как ужасный дождь не оставил ему другого выбора. В Алексеевку пошли два охотника. Герои ночевали на ферме. Утром автор решил прогуляться по дому и посмотреть окрестности. Рядом с фермой был сад. У него был очень жалкий и плачевный вид. Было видно, что сад давно заброшен. О нем давно никто не заботился. В саду был небольшой плетеный сарай.

Рядом с этим сараем герой заметил фигуру. Она была похожа на маму. Подойдя к ней, главный герой замечает, что мумия на самом деле женщина. Ее звали Лукерия. Она была больна. Черты лица Лукерьи выдавали, какой красивой она была когда-то. Сейчас от ее красоты ничего не осталось. Бедняга был таким худым и сморщенным, что на самом деле ничем не отличался от мумии.

Бедняжка рассказала своим гостям, что все началось семь лет назад. Она упала с крыльца. Это вызвало бесконечные болезни. Теперь она не могла даже пошевелиться. В селе Лукерья его называют «Живые святыни». Этот бедняга вовсе не винил судьбу за такой суд. Она сказала, что полностью довольна своей жизнью.

Своими страданиями они искупали грехи всех ближних. Она отказалась от медицинской помощи. Ее единственной просьбой было снизить налоги на фермеров. Лукерья волновалась и думала только об окружающих ее людях.

Петр Петрович

Барин Петр Петрович, приехавший на охоту на рябчиков в Белевский уезд, вместе с охотником Ермолаем попадает под сильный ливень. Так начинается повесть Тургенева («Живые силы»). Краткое содержание продолжается тем, что, хотя они и были в непромокаемых плащах, охота не сразу удалась: было неудобно, ветки залило водой, даже онемело за пазухой, а собаки потеряли чувство воды из воды. И тогда Ермолай предложил поехать на хутор Алексеевка, принадлежавший матери Петра Петровича.

Прибыв на место, они обнаружили чистый нежилой флигель, где и заночевали. На следующий день погода была солнечной и безоблачной.

живые реликвии тургеневский анализ

Женщина-Смерть

И тогда больная девочка рассказала свой третий сон. Как будто видит себя на проселке в шарфе с палкой и рюкзаком. Похоже, ей нужно куда-то отправиться в паломничество. И люди проходят мимо как чужие. И между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье у нее было нерусское, лицо худое и строгое. Все ее избегают, а она подходит вплотную к Лукерье.

Луша спросил ее, кто она такая, и она ответила, что она ее смерть. Девушка ни на секунду не испугалась и стала умолять ее забрать ее как можно скорее. Смерть обернулась и сказала это, говорят, после Петровки… И тут девочка проснулась.

Луша рассказала барину много других интересных вещей, а на прощание попросила мать немного уменьшить ему гонорары с местных фермеров. У них мало земель и они бы на них молились.

Через несколько недель Лукерья умерла, вскоре после Петровки».

Наблюдая за миром

живые мощи тургенева читать краткое содержание

Из рассказа «Живые мощи» (краткое содержание для читательского дневника также можно составить на основе этой статьи) мы узнаем, что Лукерья теперь все время проводит лежа. Летом — в сарае, а на зиму переносится в гардеробную. Она практически ничего не ест из-за своей слабости и болезни. Вся ее профессия — наблюдать за окружающим миром.

За то время, которое она уже провела на этом хуторе, она приучила себя ни о чем не думать и не вспоминать. Благодаря этому время проходит быстрее, как кажется Лукерье. Она продолжает читать молитвы, которые до сих пор помнит, а потом снова лжет, пытаясь не пропустить ни одной мысли.

Тургенев. Краткие содержания произведений

  • Андрей Колосов
  • Азия
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бурмист
  • Родниковая вода
  • Воробей
  • Деревня Щигровского района
  • Два помещика
  • Дворянское гнездо
  • Деревня
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые реликвии
  • Заметки охотника
  • Касьян с красивыми мечами
  • Конец Чертофанова
  • Офис
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Львов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Му Му
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Отцы и сыновья
  • Отцы и дети по главам
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Рудин
  • Дата
  • Смерть
  • Собака
  • Банковское дело
  • Три встречи
  • Окружной врач
  • Фауст
  • Хор и Калиныч
  • Часы

Композиция рассказа

Эпиграфом к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева о том, что русский народ отличается долготерпением.

В «Живых реликвиях» есть рамка. Там написано, что муж попал на ферму случайно. Причиной тому стал дождь, который помешал его планам на охоту. Основная часть посвящена диалогу с Лукерией. Он содержит воспоминания о ее прошлом. Он заканчивается кратким рассказом о ее надвигающейся смерти.

Жанр и основная идея

Основная тема – отношение человека к собственному страданию и страданию других людей.

Ключевая идея рассказа – показать терпение, характер и силу русского народа.

Анализируя жизненные силы Тургенева, следует отметить принадлежность произведения к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и другим.

По жанру это рассказ, отражающий психологию человека, терпеливо переносящего свои физические недуги.

Сарай

Следует отметить, что Тургенев был большим мастером описания пейзажей. «Живые реликвии» — рассказ, бесподобно описывающий благоухающую сельскую природу, свежий воздух и щебетание жаворонка.

В общем, Петр Петрович хотел пойти погулять, по тропинке дошел до пасеки и там вдруг увидел корзиночный сарай, куда обыкновенно убираются ульи на зиму. Он открыл дверь и заглянул внутрь. Доносился запах ароматных сушеных трав — мяты и мелиссы. В углу стоял эшафот, на котором виднелась маленькая фигурка, укрытая одеялом.

Он уже собирался закрыть дверь, но вдруг услышал, как кто-то зовет его. Он онемел от удивления и от того, что увидел почти сморщенную бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а рыжие волосы были выбиты платком.

Христос

Она сказала своей гостье, что иногда тихонько поет про себя, а иногда читает молитвы, которые тоже немного знает: Отче наш, Богородица, Акафист всем скорбящим.

Мастер хотел предложить лечение, но она наотрез отказалась и попросила не жалеть ее. И тогда она начала рассказывать о своих необычных снах.

Однажды она видит поле и золотую рожь, в руках у нее серп, похожий на луну, а рядом с ней рыжая собака, которая пытается ее укусить. И она хотела сплести венок из васильков, но не получилось, и тут кто-то назвал ее имя. Она надела серп себе на голову, как кокошник, и все вокруг нее засияло. И вдруг Луша увидела, что катится к ней по ушам не ее жених Василий, а сам Христос в белом одеянии с золотым поясом.

Он протянул ей руку и сказал, чтобы она не боялась его, ибо она его невеста раздетая и будет танцевать с ним в царстве небесном и петь небесные песни. Потом он взял ее за руку, его крылья широко раскрылись, и они полетели. А собака осталась, потому что это была ее болезнь, и не будет ей места в Царстве Небесном.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Когда помещик Петр Петрович и Ермолай попали под дождь во время охоты на тетеревиных, они поехали в Алексеевку, хутор, принадлежавший матери помещика.

Переночевав там во флигеле, Петр Петрович пошел бродить по саду и дошел до пасеки. Рядом с ним находился амшаник — корзиночный сарай, куда на зиму ставятся ульи.

Петр Петрович заглянул туда и ушел, но остановился — кто-то тихо позвал его и назвал по имени и отчеству. Он подошел к сцене в углу и увидел на них очень худую женщину, укрытую одеялом. Ее голова была похожа на икону древнего письма. Ее кожа была бронзовой, нос был очень узким, ее губы были почти невидимы, а глаза были яркими, убийственными. Женщина сказала, что она Лукерья, которая была предводительницей и водила хороводы с матерью Петром Петровичем.

Мастер удивился, он не понял, как красавица Лукерья превратилась в такую ​​мумию. Женщина рассказала ему, почему авария постигла ее.

Лет 6-7 назад Лукерья была помолвлена ​​с барменом Василием. Однажды вечером она вышла на крыльцо послушать соловья. Вдруг ей показалось, что голос Васи кричит: «Луша!..» Она споткнулась, проснулась и упала с крыльца. Когда она упала на землю, казалось, что что-то внутри нее разорвалось на части. С тех пор Лукерья стала сохнуть. Она потеряла сознание, просто лежала, не пила, не ела.

Барыня показала ее врачам, отправили в больницу, но врачи не знали, что за болезнь у Лукерьи. Пытались лечить, но безрезультатно. Лукерья совсем окостенела, и ее привезли сюда к родным.

Василий поторопился и женился на другой. Прошлой весной он приезжал к Лукерье и разговаривал с ней.

Хорошие люди ухаживают за Лукерьей. Она привыкла к своему положению и считает, что некоторые живут еще хуже: те, у кого нет жилья, или глухие, слепые.

Чтобы не впасть в душевный грех, Лукерья приучил себя не думать и не запоминать, а только видеть и слушать. Иногда она читает молитвы, но редко, так как считает, что ей не нужно ни о чем просить Бога — он лучше знает, что ей нужно. Лукерья верила, что Бог любит ее за то, что послал ей испытание.

Петр Петрович предлагал Лукерье положить ее в хорошую больницу, но она отказалась, зная, что это бесполезно. Она сказала, что Петру Петровичу не следует ее жалеть, так как молодые бабы, странницы, идут к ней и сообщают ей новости. Да, она хороша для одного. Она поет песни и учит песни девочку-сироту. А Лукерья спела мэтрскую песню «В яме».

На вопрос Петра Петровича, спит ли она, Лукерья ответила, что спит она редко, но сны ей снились хорошие, во сне она всегда молода и здорова. Она рассказала мастеру о трех своих снах: о Христе, о своих умерших родителях и о своей смерти.

Когда Петр Петрович стал прощаться, Лукерья попросила его уговорить мать хотя бы уменьшить оброк с местных бедняков, так как земли у них было мало. Мастер пообещал ей это сделать.

Петр Петрович говорил о Лукерье с помещиком. Он сказал, что в деревне ее прозвали «Живые силы», что она ни на что не жаловалась, а только благодарила людей.

Через несколько недель Петр Петрович узнал, что Лукерья умерла. Ему рассказали, что в день своей смерти она слышала звон колоколов, но не из церкви, которая находится в 5 верстах, а сверху.

История написания

«Живые мощи» были впервые опубликованы в 1774 году. Произведение вошло в литературный сборник «Складчина», в котором собраны произведения русских писателей на благо голодающей Самарской губернии. Тургенев дал рассказу подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника“».

Произведение имеет автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

  • События разворачиваются в Алексеевке. Здесь располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  • Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор познакомился в первой половине 40-х годов.
  • Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17 лет, он также учел при создании Лукерьи. В юности она была живым и жизнерадостным человеком, но потом болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила сморщиться. Именно она напомнила автору о живых реликвиях.

Герои

Лукерья – 29-летняя женщина, которая за 6 лет болезни превратилась из высокой полной белокожей красавицы, смеющейся, танцующей и поющей, в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. Рассказчик не слышит жалоб в ее голосе. Лукерья в своем положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таковым она относит тех, у кого нет убежища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахи. Она рада за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, приложив усилия, женился на Аграфене из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна добрым людям, которые идут за ней, но помощи не ждет: «Кто кому поможет? Кто войдет в его душу? Помоги себе, мужик».

Рассказчика больше всего поражает то, что Лукерья даже довольна своим положением, ведь она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни на своем хуторе, не оторванной от церкви (ей исповедуется священник). Лукерья тоже чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает ее похожей на святую. Название является оксюмороном для этой идеи. Лукерьи похожи на мертвых святых. Как и многие мученицы, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может уснуть. Ее жизнь — это полная жизнь христианской души.

Она совсем не умеет читать, даже если и умеет, потому что не может держать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины – никого не обременять. Она даже свечку не ставит, потому что это грех, даже не молится много Богу, чтобы не скучать.

Лукерья чувствует себя полезной: она передает девочке-сироте, которая идет к ней, свое умение петь песни, а многие из них она знает.

Все, о чем просит Лукерья, это уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет только косу, которую пришлось отрезать.

Она отвергает восхищение рассказчика своим терпением, вспоминая подвиги Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны Д’арк (двух последних она не знает по именам).

Читайте также: «Живи и помни» краткое содержание по главам повести Валентина Распутина – читать пересказ онлайн

Диковинные сны

Петр Петрович изо всех сил старается помочь Лукерье. Как видно из рассказа «Живые мощи», краткое содержание которого подробно изложено в этой статье, читатели узнают, что он предлагает ей вместе отправиться в больницу, но она отказывается. Хотя там ей обещали хороший и постоянный уход.

Когда глаза главного героя наконец привыкают к темноте, он получает возможность досконально рассмотреть черты лица женщины. Но как бы он ни старался, он не может увидеть даже проблеска своей былой красоты.

При этом Лукерья жалуется, что в последнее время плохо спит. Она часто не может подолгу заснуть из-за сильных болей во всем теле. Но когда ей это наконец удается, она видит странные фантастические сны. Однажды ей приснилось, что она сидит на обочине большой дороги, одетая странницей или странницей.

Мимо нее проходят толпы прохожих, среди них бросается в глаза женщина, которая оказывается на голову выше всех остальных. У нее суровое лицо и странное платье. Когда Лукерья спрашивает ее, кто она, она отвечает, что ее смерть.

Узнав об этом, Лукерья просит поскорее забрать ее из этого мира, ведь жизнь ей уже не сладка, в ней остаются одни печали и страдания. Смерть отвечает, что еще не время, она придет за ней только после Петровки (так в народе называют битую).

Первая красавица

аннотация к книге

В рассказе Тургенева «Живые силы» (краткое содержание поможет вам быстро запомнить сюжет) наутро герой просыпается на рассвете и отправляется в сильно заросший сад на хуторе. По пути он обнаруживает неподалеку пасеку. К нему ведет узкая и нетронутая тропинка. Проходя по ней, он видит небольшой сарай рядом с ульями и заглядывает в приоткрытую дверь. Внутри пусто, только в углу, на небольшой сцене, лежит неопределенная фигура.

Уже на обратном пути герой слышит, как кто-то слабо и хрипло зовет его по имени. Он зовет Петра Петровича и барина. Когда он приближается к фигуре, он удивляется тому, что видит. На сцене лежит человек, которого автор поначалу не может назвать иначе, как существом.

Он совершенно сух, нос у него узкий, губ почти не видно, только глаза и зубы белеют в темноте, да из-под неряшливого и древнего платка выбивается прядь тонких желтых волос. Только две сухие очень маленькие руки торчат из-под одеяла. При этом лицо нельзя назвать некрасивым, отмечает автор, оно довольно красивое, но поражает и пугает своей необычностью.

Более того, автор рассказа «Живые мощи», краткое содержание которого вы можете прочитать прямо в этой статье, говорит, что Лукерья находится в амбаре. Когда-то она была первой красавицей во всей округе. Она прекрасно пела и танцевала, и все крестьяне окрестных деревень и деревень были от нее без ума. Главный герой тайно вздыхал о ней, когда ему было всего шестнадцать лет. Но с ней произошел несчастный случай, который свел на нет ее красоту и счастливую и беззаботную жизнь.

Уникальность стиля

В рассказе Тургенев поэтично и красиво описал Лукерью. Вещи, которые обычно вызывают страх и отвращение, выглядят красиво и почти божественно. Ее окаменевшее лицо, холодные руки и бедный, когда-то певчий голос — все это автор описывал так, как если бы она была произведением искусства или ценной древней статуей.

Чтение рассказа Тургенева

В ее образе неуловимое окостенение, окаменение, так что рассказчик тоже замирает рядом. Неподвижность их образов контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную роль в произведении имеют сновидения больного. Первый сон, в котором она услышала зов, был началом болезни. И последняя, ​​где сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее гибели. Можно смело предположить, что вещими были и другие сны Лукерьи, и те, где ее уносит царство небесное, и где родители благодарят ее за молитвы.

Характеристика героев

Главные герои тургеневских «Живых мощей» — Лукерья и Барин. Последний оказался в доме женщины совершенно случайно. Он выступает и как рассказчик, и как персонаж.

Судьба Лукерьи

Лукерья – женщина двадцати девяти лет. Она болеет последние 6 лет. За эти годы она превратилась из высокой пухлой белокожей красавицы и хохотушки в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее долю испытаниям судьбы. Голос у нее твердый и не патетический. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девочка все же способна сопереживать и сочувствовать другим, тем, кому хуже. Она считает их:

  • люди, не имеющие жилья;
  • потерявшие зрение;
  • не может говорить;
  • потерявшие слух;
  • не может распознать запах.

При этом она искренне рада за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

Женщина искренне благодарна всем тем, кто следует за ней – это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего мужчину удивляет, что женщина даже довольна своим положением. Ведь когда она прикована к постели, у нее нет ни соблазна, ни возможности согрешить. Лукерья принимает себя частью природы и является таким же членом своего хозяйства. Она больше не может исповедоваться, но вместо этого к ней домой приходит священник, и женщина искупает свои грехи.

Философия Лукерьи удивительна. Женщина старается никого и нигде не обременять своим существованием. И даже Богу особо не молится, чтобы не скучать. Ее положение сближает ее со Святыми. Эта мысль мастера отражена в названии. Внешне женщина напоминает нынешних святых. Как и многие из них, она мучается, и ее физическая боль иногда настолько сильна, что она не может заснуть. Лукерья уже даже книг не читает. Не потому, что не может, а потому, что не может держать их в руках.

Все, что она может сделать, это молиться. Так что ее жизнь похожа на настоящую жизнь христианина.

Лукерья даже продолжает извлекать из этого пользу. Женщина учит навещающую ее девочку-сироту петь, как она. Она знает много песен и однажды даже пыталась их сочинить.

Единственное, о чем просила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Единственное, о чем пациентка жалеет в жизни, это о том, что ей пришлось отрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как сильно он восхищается ее терпением, она говорит, что не может сравниться с подвигами других более сильных людей. И он помнит мужество Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И он не просит для себя.

Образ Барина

Тургенев мало говорил о рассказчике и не давал подробного описания его образа.

При первой же встрече, увидев Лукерью, мастер пришел в ужас. Но со временем это чувство сменилось жалостью к женщине. Мастер назвал ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предложил отвезти Лукерью в больницу. Он хочет сделать это, как ему кажется, для своей выгоды, но пациентка отказывается.

И единственный способ, которым мастер может помочь пациентке, — это достать ей лекарство от бессонницы.

Когда они прощались, рассказчик, перед тем как отправиться на охоту, заговорил с хуторянином о Лукерье. Он сказал, что в селе ее называли «Живые мощи», потому что, хотя она и не умерла, о ней ничего не было слышно. Она ничего не просит, но благодарна за все.

Анализ рассказа «Живые мощи» из цикла «Записки охотника » Тургенева

Особенности воплощения образа героини в повести И. С. Тургенева «Живые силы»

Перейдем к истории. Положение главной героини Лукерьи делает ее похожей на святую.

Название является оксюмороном для этой идеи. Лукерья наружу как мертвые святые.
Как и многие мученики, она терпит душевное расстройство, так что он не всегда может спать. Ее жизнь —
полная жизнь христианской души. Лукерья – 29-летняя женщина, которая за 6 лет болезни превратилась из высокой полной белокожей красавицы, смеющейся, танцующей и поющей, в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. Лукерья на своем посту
сочувствовать другим людям кому хуже, чем ей. К таковым она относит тех, у кого нет убежища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахи. Она рада за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, приложив усилия, женился на доброй женщине.

Лукерья благодарна добрым людям, которые следуют за ней, но
не дожидаясь помощи: «Кто кому поможет? Кто войдет в его душу? Помоги себе человек».

Рассказчика больше всего поражает тот факт, что Лукерья даже довольна своим положением, т.кона
не в состоянии грешить. Она чувствует себя причастной к жизни на своем хуторе, не оторванной от церкви (ей исповедуется священник). Лукерья тоже чувствует себя частью всей природы.

Философия жизни

Она даже свечку не ставит, потому что это грех, даже не молится много Богу, чтобы не скучать.

Лукерья чувствует свое преимущество: она передает девочке-сироте, которая идет к ней, свое умение петь песни, а она знает многие из них.

Единственное, Лукерья просит уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет только косу, которую пришлось отрезать.

Лукерья описана очень поэтично. Что должно внушать страх и отвращение, красивое, почти божественное. Лицо ее окаменело, поющий женский голос плохой, колеблется, как клочок дыма. Ее мизинцы холодны, а темные веки, покрытые золотыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всем образе Лукерьи происходит какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней окаменевает и рассказчик.

Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг. Несмотря на перенесенные страдания и нынешнее тяжелое положение, у нее есть и не думай падать духом
— напротив, она даже вроде бы довольна своим положением, поет песни, любуется природой в разных ее проявлениях — смотрит как на липу или на гречку.

Она глубоко религиозна, видит вещие сны, Христа, иногда собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как некую радость …
духовная чистота и кротость, безропотное смирение, отсутствие заботы о себе, личное эгоизм, любовь к природе — таковы общие нравственные качества Лукерьи.

Характерной чертой героини является ее характеристика в высокой степени
сила терпения, как упоминалось выше. Эта духовная сила основана у Лукерьи на ее
глубокая религиозность, что помогло ей сохранить спокойную ясность души, светлый взгляд на жизнь и отзывчивость на чужое страдание. Авария не озлобила ее, а смягчила душу.

Она не жалуется на свое положение, ей даже удается находить свои радости в жизни. Весеннее пробуждение природы, пение птиц, принесенные с собой цветы, вбегающий в ее сарай заяц – все это доставляет ей минуты тихого наслаждения. В нем нет даже тени эгоизма; она как будто бросила себя, из личных забот и желаний: она даже не просит у Бога милости к себе, говоря, что нет ничего, что могло бы утомить его просьбами, и что он лучше знает, кому что нужно.

В нем нет зависти к другим людям, к чужому счастью, вообще никакого дурного, злобного чувства; Недаром она говорит: «Сам грех отошел от меня». Наоборот, ничего не прося лично для себя, она пользуется случаем ходатайствовать за других, просить снижения налогов с крестьян, указывая на их бедность и малоземелье.

Сны Лукерьи несут особую смысловую и образную нагрузку. Первый сон, в котором она услышала зов, стал причиной ее болезни. Ее последний сон, в котором Смерть предсказывает ей время смерти, сбывается. Приходится верить, что остальные сны, в которых Иисус берет ее в Царство, тоже правдивы.

Насколько близка к лику святых героиня повести «Живые мощи»?

Житийная (описания святых) литература показывает традиционный тип великомученика. Писатель-реалист Тургенев уходит от жизни, ему присущ антропологический центр, поэтому человеческое начало для него выше божественного. Попробуем увидеть некоторые отличия. Например, несмотря на сходство с великомучениками, в Лукерье многое есть от живого, реального человека.

Если портрет святой изображен как икона, то в портрете Лукерьи автор делает акцент на глазах, что почти обязательно для И. С. Тургенева, самое главное в портретах героев его произведений. Не упоминается и слово «красота» в описании святых: это что-то от дьявола. В описании Лукерьи автор отмечает красоту тела. К тому же Лукерья ничего не читает: он не может держать книгу, а христианские святые читают очень много.

Она также принимает опиум. Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что реалист
Тургенев показывает не чудеса, характерные для агиографической литературы, а настоящие муки человека. Или то, что она пришла к Богу уже в больном состоянии, а все великомученики пришли к Богу здоровыми или после перенесенной неизлечимой болезни, от которой они чудесным образом исцелились.

Таким образом, автор подчеркивает, что Лукерья не является церковнопричисленной к лику святых, и все же насколько в своей жизни она напоминает жизнь известных великомучениц.

Подобно тому, как Сергий Радонежский и другие святые покидают мир в лесах, в монастырях каким-то тайным разговором, Лукерья словно слышит крик, после чего происходит падение, а затем она скована болезнью.

Святые подвижницы пошли служить Богу примерно в том же возрасте, что и Лукерья: ей нет и 30 лет.

В агиографической литературе герои отказываются от близких родственников, например, А. Печерский ушел от матери, от которой терпел много препятствий. А Лукерья отказывается от бывшего мужа, но не испытывает к нему неприязни.

Как и все великомученицы, героиня повести «Живые силы» без страданий принимает все свои беды, не жалеет о своей судьбе и Боге. «Она вела свои рассказы почти весело, без охов и ахов, совершенно не жалуясь и не прося участия».

Лукерья также безгрешна, и это указывает на ее святость, так как отсутствие греха является необходимым условием святости. Святой мог быть очень грешным человеком, но тогда он оставил мир и искупил свои грехи. При этом, как и все древние святые, Лукерья искупает не только свои грехи (грехи ее могли только мелькать в уме, в жизни она их не совершала), но и грехи своих родителей.

В одном из своих вещих снов она видит своих отца и мать, уже умерших, которые рассказывают ей, что она «не одну их душу облегчила, но и от многих желаний отняла от них».

Все мученики искупают не только свои грехи, которых могло и не быть, но и грехи всего человечества. Это сделали Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Стефан Пермский, Александр Невский, Серафим Саровский и другие. Эта идея коренится в образе Иисуса Христа, принявшего смертные мучения за грехи всего человечества.

На самом деле принятие страданий за грехи всего человечества — одна из важнейших составляющих святости. Правда, в отличие от христианских святых, Лукерья искупает грехи не всего человечества, а конкретных людей. Реалист Тургенев не мог изобразить в своем рассказе традиционного христианского святого: он использует только основные каноны агиографической литературы, трансформируя их по своему художественному замыслу.

Можно привести еще немало примеров сходства жития мученицы Лукерьи с житиями святых мучеников. Это приход в сарай Лукерьи зверей и птиц, которые по христианским канонам чувствуют святость человека и приходят к нему. Так же, как и святые, Лукерья точно предсказывает свою смерть: «после петровки», как это и происходит на самом деле. Пришествие Иисуса Христа в первом сне также указывает на святость. Можно и дальше упоминать о сходстве описания жизни героини с житиями святых.

Так, И. С. Тургенев представил свою героиню как традиционную христианскую великомученицу с некоторыми отклонениями от житейского жанра.

Главный герой повести, по мысли автора, является носителем основных национальных черт всего русского народа: это истинно русская душа, чистая, светлая, нерушимая, готовая нести крест с терпением и верой, свойственными только ей даже с благодарностью за посланные испытания, ибо они ближе к истинному, вечному.

После прочтения складывается впечатление, что никто другой не может подняться так высоко, как это сделал русский человек, и мне вспоминаются строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтое поле»: и в небе я вижу Бога.

Испокон веков представление о святости на Руси было таково: в этом святом мире идеалом для человека является быть святым (святым человеком;  такие имена, как Святослав, Святополк, Святомир и др.) . Во всех формах человеческого познания.

Отсюда святое слово, святое дело, святая мысль. И то, что человек заведомо имеет среди прочих, что остается после него, в своих высших проявлениях оказывается святым (святая слава, святое имя). Свято высшее предназначение человека, его образ жизни, его идеал — святой путь, святая вера, святая истина, святая истина, святая жизнь, святой Бог.

При создании повести «Живые мощи» И. С. Тургенев руководствовался стремлением разобраться в деталях национального характера, понять самую его сущность.

А. С. Пушкин имел право сказать о себе, что «добрые чувства возбуждал лирой». Но И. С. Тургенев также не открывал в душах читателей никаких условных чувств, а тех, которые несут добро, нравственность, красоту.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"