- Действие первое
- Ракитин догадывается о чувствах Ислаевой
- Дом пустеет… Все уезжают…
- Своя команда
- Наталья Петровна узнает о любви Веры
- Новый учитель
- Питание и медицина
- Сюжет
- «Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной
- Вариант2
- Ислаева признается Алексею в своих чувствах
- Месяц в деревне
- Жилье и транспорт
- Путь в профессию
- Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?
- Действие второе
- Герои пьесы
- Действие третье
Действие первое
В гостиной богатого помещика Аркадия Ислаева играют в карты трое: мать хозяйки имения Анна Семеновна, ее спутница Лизавета Богдановна и немецкий учитель Шааф. Жена Ислаевой Наталья Петровна вышивает у окна, а друг семьи Михаил Александрович Ракитин читает книгу.
Между Натальей Петровной и Ракитиным начинается разговор о новом учителе Алексее Беляеве, студенте из Москвы. Его наняли на лето тренировать сына Ислаева Колю. Помещик предлагает гостю понаблюдать за юношей и высказать о нем свое мнение.
Коля вбегает в гостиную и с энтузиазмом хвастается луком и стрелами, которые сделал для него учитель. Беляев входит сзади мальчика. Он вежливо приветствует хозяев и гостей дома, после чего уходит со своим подмастерьем кормить лошадей.
В это время слуга сообщает о новом госте — докторе Шпигельском, которого позвали к больному кучеру. Наталья Петровна жалуется врачу на плохое настроение, он советует женщине больше ходить и смеяться. Помещик тут же требует рассказать что-нибудь смешное.
Шпигельский сообщает, что дочь знакомого помещика не может выбирать между двумя женихами, любит обоих. Наталья Петровна недовольна этой историей, но считает, что одна женщина может любить двоих.
Игроки рассредоточились. Анна Семеновна и ее спутник выходят в сад. Немец расстроен потерей, и Ракитин пытается его утешить. Улучив момент, Шпигельский намекает Наталье Петровне, что один из его знакомых хочет жениться на Вере, ученице дома Ислаева. Помещица удивляется, она до сих пор считает семнадцатилетнюю девушку ребенком.
Коля и Вера вбегают в комнату. Им нужен драконий клей, который обещал сделать учитель. Но тут вмешивается Шааф и забирает мальчика учить немецкий. Доктор идет к своему пациенту, а Вера идет готовиться к ужину.
Наталья Петровна и Михаил Александрович останутся одни. Они говорят о своих чувствах друг к другу. Это больше, чем дружба, но Наталья замужем и никогда не изменит мужу.
Входит хозяин усадьбы, за ним учитель Беляев. Ислаев и Ракитин обсуждают строительство плотины, а потом отправляются проверять новую крылатую машину. Наталья Петровна расспрашивает Беляева о его семье, учебе, хвалит вокальные данные.
Шпигельский и Вера возвращаются. Девушка радостно бросается к учителю, но, заметив жену Ислаева, смущенно останавливается. Официант зовет всех к столу. Пропустив Беляева и Веру вперед, помещик обещает доктору подумать над его предложением о студентке.
Ракитин догадывается о чувствах Ислаевой
Горничная Катя занята сбором ягод. Матвей добивается от нее ответа на свое предложение руки и сердца. Когда он видит Шаафа, идущего с удочкой, он уходит. Катя продолжает собирать малину, когда Беляев и Вера выходят в сад. Они сидят на скамейке, пытаясь привязать хвост к дракону. Верочка расспрашивает Алексея об учебе, о Москве и рассказывает о себе. Приезжает Ракитин с Натальей Петровной, а Беляев и Вера уходят искать Колю.
Ислаева и Ракитин сели на скамейку. Он пытается узнать у нее, почему она в последнее время раздражительна. Наталья Петровна сердится и уходит. Майкл подозревает, что она увлеклась молодой учительницей. Я увидел Беляева и завел с ним разговор. Ислаева возвращается, заметно расцветая при виде Беляева, и уводит Алексея запускать воздушного змея. Ракитин мрачно следует за ним.
К компании присоединяются Шпигельский и Большинцов. Врач говорит Михаилу, что им нужно поговорить. На этом заканчивается второй акт тургеневской пьесы «Месяц в деревне». Краткое содержание третьего акта начинается с разговора Ракитина с врачом. Действие происходит в гостиной.
Дом пустеет… Все уезжают…
Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить Майкла к нему. Как только он входит, Ислаев требует от него объяснений. Ракитин признается, что давно влюблен в жену. Ислаев в ярости, но уверен в своей порядочности. Ракитин уверяет Аркадия, что завтра уедет из их дома.
Михаил заявляет об уходе, но Наталья Петровна с ним холодна. Ракитин идет собирать вещи. Алексей идет за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения. Но демонстрировать явное благополучие она не хочет. Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова.
К его удивлению, она не сопротивляется, так как больше не может жить в этом доме. Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.
Беляев приходит попрощаться и говорит Вере передать Ислаевой прощальное письмо, так как сразу же уезжает в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера передает ей сообщение. Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел попрощаться.
Аркадий пытается утешить жену, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Майкла. Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.
Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталья Петровна заболела. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уходит. Потрясенный, Ислаев выходит их провожать, а Шпигельский берется подвезти их до города на новой тройке.
Коля уходит с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совершенно пуст. Лизавета Богдановна скромно говорит: «. а я тут ненадолго. и ухожу». Этими словами Тургенев заканчивает «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.
Своя команда
Тогда Анатолий Эфрос назвал свой «Месяц в деревне» одним из самых захватывающих приключений, а зрителей и критиков — главным спектаклем театра на Малой Бронной в 1977 году.
Несмотря на то, что режиссер был вдохновлен варшавской постановкой, внешне его исполнение разительно отличалось. Вместо деревенских декораций на сцене были созданы металлические узорчатые конструкции. В стильном пейзаже они бродили, мечтали, спорили и признавались друг другу в любви в легких платьях, жилетках и шляпках по моде середины 19 века.
Наконец, металлические конструкции, изначально составлявшие дом, разошлись, показывая, что жители дома стали чужими друг другу. Декорации разработал начинающий 23-летний художник Дмитрий Крымов, сын Эфроса, проработавший в театре не первый год.
В постановке задействованы ведущие актеры — Леонид Броневой, Иван Шабалтас, Олег Вавилов, Михаил Козаков. Роль Натальи Петровны исполнила фаворитка Эфро Ольга Яковлева. Он знал ее еще со времен работы в Ленкоме. Там она сыграла главную женскую роль в его спектакле «104 страницы о любви».
Было много репетиций «Месяца на земле». Эфрос кропотливо прорабатывал текст фрагмент за фрагментом, вместе с художниками прорабатывал сцены. Ему всегда казалось, что он упускает что-то важное. Он понимал, что Наталья Петровна действительно груба и упряма, как он понял из текста, но искал, чем бы поддержать это на сцене, не только с помощью слов.
«До учений вроде бы все ясно, но сейчас они закончились, и ничего не сделано. То есть сделано много, но как-то неточно по отношению к Тургеневу. Или хотя бы к тому, что его воспринимают только тогда, когда он читает», — писал он в своей книге «Профессия: режиссер».
Наталья Петровна узнает о любви Веры
Шпигельский просит Ракитина помочь в деле женитьбы Веры и признается, что Большинцов обещал ему за благополучный исход три лошади. Увидев, что Наталья Петровна выходит из кабинета, доктор уходит. Ислаева начинает говорить о Беляеве, но неудобный для него разговор прерывает Ракитин и просит Наталью Петровну решить судьбу студента прямо сейчас.
Он вызывает Веру и позволяет им поговорить. Ислаева прямо спрашивает девушку, согласна ли она выйти замуж за Большинцова. Это предложение кажется Вере нелепым, и она признается Ислаевой в своих чувствах к Алексею. Наталья Петровна не может скрыть своей ревности.
Входит испуганный Ракитин, он уверен, что единственный верный выход — это отослать Беляева, он должен уйти. Наталья Петровна плачет на плече Михаила, и Аркадий входит в комнату с Анной Семеновной. Ислаева убегает, а Ракитина допрашивают. Взволнованный, Михаил обещает дать им ответ позже.
Ислаева заявляет Алексею, что вынуждена отказать ему в месте из-за того, что ее ученица влюблена в него. Когда Ислаева слышит в ответ, что он считает Веру еще ребенком, Ислаева говорит, что Алексей может не торопиться с отъездом.
Они прощаются, и третий акт пьесы Ивана Тургенева «Месяц на земле» заканчивается монологом Ислаевой. Краткое содержание четвертой части описано ниже. Действие происходит в проходе, в описании автор указал, что наступил вечер.
Новый учитель
Действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне» происходит в имении Ислаевых. Краткое содержание и первый акт начинаются с описания гостиной, где Анна Семеновна, Лизавета Богдановна и учитель Шааф играют в карты. Наталья Петровна занята вышиванием, Ракитин читает ей «Графа Монте-Кристо».
Вскоре его прерывает невнимательный слушатель и заводит разговор о новом учителе сына — студенте из Москвы, которого наняли на лето. Коля вбегает в комнату и восторженно рассказывает, что учитель сделал ему лук и стрелы и обещает научить плавать. За ним входит Беляев, здоровается со всеми присутствующими и уходит с Колей кормить лошадей.
Слуга Матвей докладывает о приезде доктора Шпигельского. Наталья Петровна жалуется ему на плохое настроение. Он рассказывает о девушке Вереницыной, которая не может сделать выбор между двумя избранницами. На что Наталья Петровна отвечает: «Любить можно двоих». Анна Семеновна и Лизавета Богдановна выходят в сад.
Ракитин утешает потерявшегося надзирателя. Шпигельский сообщает Ислаевой, что его друг хочет жениться на ее ученице Вере. Наталья Петровна удивлена, ведь она считает семнадцатилетнюю девушку еще ребенком. На этом заканчивается первый акт комедии Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание второго акта описано ниже, где действие происходит в саду Ислаева.
Питание и медицина
В месяц на еду уходит около 200 рублей. Нас спасает огород и наше хозяйство: куры и свинки. В сельской местности, если у вас есть огород, это поможет сэкономить на сезонных продуктах, а куры и свиньи значительно снизят затраты на яйца и мясо. И свой намного вкуснее, чем тот, что купили в магазине. В селе есть магазин, но я часто стесняюсь покупать там продукты: много просрочек, да и наценка высокая.
Я ездил туда только в первые годы работы, часто занимая деньги, как и продолжают делать многие люди в селе. На сигареты в месяц трачу много, около 50 рублей. Я знаю, что это внушительная сумма, но я не могу бросить курить. Лекарства — нестабильная статья расходов. Слава богу, я сама редко болею, чаще мы тратим эти деньги на ребенка.
Поэтому трудно сказать, сколько выбрасывается в месяц. Можем дать 20 рублей, а можем дать больше 80.
Сюжет
Сюжет традиционен для комедии. Это любовный конфликт, где проверяется характер каждого персонажа. Не влюблены только 10-летний Коля и мама Ислаева. В комедии 3 любовных треугольника и несколько дуэтных пар. В итоге сохраняется супружеская пара Наталья — Ислаев и образуются два новых брака по расчету: Верочка — Большинцов и Шпигельский — Лизавета Богдановна.
Действие происходит в деревне 4 дня, но любовь Натальи созревала весь тот месяц, пока там жил учитель Коля Беляев.
«Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной
Эфрос перешел в Театр на Малой Бронной из Ленкома в 1967 году — с должности художественного руководителя на должность рядового режиссера. Но именно созданные им здесь постановки — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Три сестры», «Месяц в деревне» и другие — заставили критиков и зрителей говорить о так называемом «Ефростеатрете».
Он действительно смог создать театр в театре, полностью сосредоточившись на режиссерской работе — у него даже была своя труппа артистов, которую он привез с собой из «Ленкома». С ним поехали Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Гафт и другие. Театр Эфроса стал почти художественным направлением, это были спектакли, которые мог ставить только этот режиссер и только эти актеры, прекрасно понимающие друг друга.
Эфрос был горячим поклонником и последователем системы Станиславского, от которой стали отходить многие режиссеры, и многому у него научился. Его очень интересовала психология, глубина, на которой строятся характеры героев пьес, он был убежден в том, что нужно не играть своего персонажа, а проживать его — и то, как роль ощущается в настоящий момент времени.
А режиссер в это время «сочиняет стихи на сцене, руководя при этом большой группой людей», — говорил Анатолий Васильевич. В его постановках всегда было мало декораций, чтобы не отвлекать от действия.
Художественные руководители театра на Малой Бронной — сначала Андрей Гончаров, а затем Александр Дунаев — поддержали Эфроса. Его имя на афише уже послужило достаточным основанием для покупки билета.
В театре на Малой Бронной проработал 17 лет. В 1984 году Анатолий Эфрос стал главным судьей Театра на Таганке.
Вариант2
В маленькой деревне происходит событие: появляется новый учитель. Его внешний вид нарушает складывавшуюся годами жизнь имущества Ислаева. С первых дней новый педагог заинтересовал детей, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру, своим непосредственным общением, интересными наблюдениями и работой.
Но еще больше нового мужчину интересовало женское население дома Ислаева: его жена Наталья и ее служанка, двадцатилетняя Катя. Наталья Ислаева давно устала от однообразия их жизни, ей надоел легкий флирт с другом дома Ракитиным.
Но увидев, как Вера общается с Беляевым (так зовут этого воспитателя), она вспыхивает ревностью, сватает дочь за старого, но богатого купца, а после этого вместе с Ракитиным, ищущим собственной выгоды в уезде соперника решили попросить учителя уйти.
И в вихре этих любовных романов все вдруг проясняется: Беляев разговаривал с Верочкой, и они признались друг другу в чувствах, Ракитин, которого Ислаев застал с женой, объяснил свое поведение — и вдруг все покинули усадьбу, быстро, не объясняя причин своего отъезда, при всей своей честности ненавидят их заниматься прелюбодеянием, заниматься любовными делами.
Ислаева признается Алексею в своих чувствах
Горничная Катя ждет Алексея в холле. Начинается дождь. В дом вбегают Шпигельский и Лизавета Богдановна. Катя прячется. Врач предлагает Елизавете Богдановне выйти за него замуж. Дождь прекратился, и они вернулись в сад. Появляется Алексей, и служанка приводит Веру. Девушка знает о предстоящем отъезде Беляева и пришла попрощаться. Он уверяет девушку, что с его уходом еще не все решено.
Входит Наталья Петровна, и Вера начинает ее стыдить за то, что, раскрыв свою тайну Алексею, она совершила безобразный поступок. Даже ревность не оправдывает этого. Вера убегает в слезах. Беляев потрясен и в то же время смущен. Наталья Петровна признается ему в своих чувствах. Алексей совсем запутался. Разговор прерывает Ракитин.
Алексей, убежденный, что должен немедленно уйти, уходит. Аркадий входит и видит, что его жена одна с Ракитиным и очень взволнована. Но он не задает вопросов. Четвертый акт пьесы Тургенева «Месяц в деревне» заканчивается тем, что Ислаев небрежно берет под руку Наталью Петровну и приглашает всех выпить чаю.
Читайте также: «Мещёрская сторона» краткое содержание рассказа Паустовского – читать пересказ онлайн
Месяц в деревне
Появление нового лица в деревне — всегда событие. Когда летом 184 . в богатом имении Ислаевых появился новый домашний гувернер, уже установившееся равновесие как-то оказалось нарушено или, по крайней мере, пошатнулось.
С первого же дня Алексей Николаевич влюбился в своего ученика, десятилетнего Колю Ислаева. Учитель сделал ему лук, продолжает с воздушным змеем, обещает научить его плавать. А как ловко он лазает по деревьям! Тот, который вы не хотите, чтобы скучный старый Шааф учил его немецкому языку.
С новой учительницей и семнадцатилетней ученицей Ислаевых Верой было легко и весело: ходили смотреть плотину, ловили белку, долго гуляли, много шутили. Двадцатилетняя служанка Катя тоже заметила молодого человека и как-то переоделась в Матвея, который сделал ей предложение.
Но самые тонкие процессы происходили в душе хозяйки — Натальи Петровны Ислаевой. Ее Аркадий Сергеевич постоянно занят, все время что-то строит, совершенствует, приводит в порядок. Наталья Петровна же чужая и устала от домашних дел мужа. Домашние разговоры с другом Ракитина тоже скучны.
И вообще, он всегда под рукой, его не надо завоевывать, он совершенно ручной, безобидный: «Наши отношения так чисты, так искренни … имеют право не только на Аркадию, но и на всех прямо смотреть в глаза…» И все-таки такие отношения не совсем естественны. Его чувство так миролюбиво, что ей на это наплевать….
Ракитин переживает, что Наталья Петровна в последнее время не в форме, в ней происходят какие-то перемены. Разве это не против него? Когда появляется Алексей Николаевич, ей явно становится лучше. Это заметил и Шпигельский, уездный врач, приехавший помочь Большинцову жениться на Вере.
Заявителю сорок восемь лет, он неуклюж, неумен, необразован. Наталья Петровна удивлена предложением: Вера еще молода… Но когда она видит, что Вера что-то шепчет Беляеву и оба смеются, она все же возвращается к разговору о сватовстве.
Ракитин все больше беспокоится: не начинает ли он ее раздражать? Нет ничего более утомительного, чем мрачный ум. У него нет иллюзий, но он надеялся, что ее успокоение со временем… Да, его положение сейчас довольно смешное.
Здесь Наталья Петровна поговорила с Беляевым, и тотчас встретила живость и жизнерадостность, каких никогда не бывало после разговора с ним. Она даже по-приятельски признается: этот Беляев произвел на нее довольно сильное впечатление. Но не переусердствуйте. Этот мужчина заразил ее своей молодостью – и только.
Наедине с собой она словно вспоминает: пора все это прекратить. Слезы Верины в ответ на предложение Большинцова как бы вернули ей способность видеть себя в истинном свете. Не позволяйте девушке плакать. Большинцов исключен. Но ревность снова вспыхивает, когда Вера признается, что Беляев ей нравится.
Теперь Наталье Петровне ясно, кто соперница. — Но подождите, это еще не конец. А потом ужасается: что она делает? Он хочет выдать бедную девушку замуж за старика. Она ревнует к Вере? Какая она, влюбленная что ли? Да, я влюблен! Первый. Но пора просыпаться. Мишель (Ракитин) должен ей помочь.
Ракитин считает, что учителю нужно посоветовать уйти. И да, он хочет уйти. Внезапно появляется Ислаев. Почему эта жена, опираясь на плечо Ракитина, прижимает платок к глазам? Михаил Александрович готов объясниться, но чуть позже.
Наталья Петровна сама собирается объявить Беляеву о необходимости отъезда. В то же время он узнает (невозможно устоять), действительно ли ему нравится эта девушка? Но из разговора с учителем выясняется, что он совсем не любит Веру и готов сам ей об этом сказать, только вряд ли после этого ему будет удобно жить в доме.
Между тем, Анна Семеновна, мать Ислаева, тоже была свидетельницей сцены, вызвавшей ревность сына, Лизавета Богдановна сообщает эту новость Шпигельскому, но он успокаивает: Михайло Александрович никогда не был опасным человеком, эти умники все с языком выходят, болтают . Даже он не такой. Его предложение Лизавете Богдановне выглядит деловым предложением, и оно было выслушано довольно благосклонно.
Беляев быстро дал себе возможность объясниться с Верой. Вере ясно, что он ее не любит и что Наталья Петровна выдала ее тайну. Причина ясна: сама Наталья Петровна влюблена в учителя. Отсюда и попытки выдать ее за Большинцову. Кроме того, Беляев остается в доме. Видно, что сама Наталья Петровна еще на что-то надеется, ведь Вера для нее не опасна.
Да и Алексей Николаевич, может быть, любит ее. Учитель краснеет, и Вере ясно, что она не ошиблась. Это открытие девушка преподносит Наталье Петровне. Она уже не кроткая юная студентка, а обиженная в своих чувствах женщина.
Сопернице снова стыдно за свои действия. Пора перестать обманывать. Решили: Беляева видят в последний раз. Она сообщает ему об этом, но в то же время признается, что любит его, что ревновала к Вере, мысленно выдавала ее за Большинцову и хитростью выведывала ее тайну.
Беляев удивлен признанием женщины, которую он уважал как высшее существо, так что теперь он не может заставить себя уйти. Нет, Наталья Петровна непреклонна: они расстаются навсегда. Беляев подчиняется: да, он должен идти, и завтра.
Он прощается и хочет уйти, но, услышав тихое «стой», протягивает к ней руки, но тут появляется Ракитин: что Наталья Петровна решила насчет Беляева? Ничего такого. Их разговор должен быть забыт, все кончено, кончено. Ушел? Ракитин видел, как Беляев растерялся, убежал…
Появление Ислаева делает ситуацию еще более пикантной: «Что это? Продолжение сегодняшнего объяснения? Он не скрывает своего недовольства и беспокойства. Пусть Мишель расскажет об их разговоре с Наташей. Растерянность Ракитина заставляет его прямо спросить, любит ли он свою жену. ?любовь?Так что же нам делать?Мишель собирается… Что ж,это хорошая мысль.
Но он уезжает ненадолго,потому что заменить его здесь некому.В этот момент появляется Беляев,и Михаил Александрович сообщает ему, что уходит: ради спокойствия своих друзей порядочный человек должен чем-то пожертвовать, и Алексей Николаевич поступил бы так же, не так ли?
Тем временем Наталья Петровна умоляет Веру простить ее, стоя перед ней на коленях. Но ей трудно преодолеть свою неприязнь к сопернице, которая добра и нежна только потому, что чувствует себя любимой. А Вера должна остаться в своем доме! Нет, она не выносит своей улыбки, не может видеть, как купается в своем счастье Наталья Петровна.
Девушка обращается к Шпигельскому: неужели Большинцов хороший и добрый человек? Доктор подтверждает, что он самый отличный, честный и добрый. (Его красноречие понятно. За согласие Верино ему были обещаны три лошади.) Ну, тогда Вера просит меня передать, что он принимает предложение.
Когда Беляев приходит прощаться, Вера в ответ на его объяснение, почему ему нельзя находиться в доме, говорит, что сама она здесь надолго не задержится и никому не помешает.
Через минуту после ухода Беляева она становится свидетельницей отчаяния и гнева своего соперника: он даже не хотел прощаться… Кто позволил ему так глупо перебить… Это презрение, наконец… Откуда ему знать, что она никогда не смел… Теперь они оба равны Вере…
В голосе и взгляде Натальи Петровны звучит ненависть, и Вера пытается ее успокоить, говоря, что долго не будет беспокоить благодетеля своим присутствием. Они не могут жить вместе. Однако Наталья Петровна снова пришла в себя. Неужели Верочка бросит ее? Но теперь они оба спасены… Все снова хорошо.
Ислаев, заметив расстроенную жену, ругает Ракитина за то, что он не подготовил Наташу. Я не должен был объявлять о своей отставке так внезапно. Понимает ли Наташа, что Михаил Александрович — один из лучших людей? Да, она знает, что он замечательный человек, и все они замечательные люди… А между тем… Не договорив, Наталья Петровна выбегает и закрывает лицо руками.
Особенно горько Ракитину такое прощание, но это справедливо для говорящего, и все к лучшему — пора было прекращать эти мучительные, эти всепоглощающие отношения. Однако пора идти. У Ислаева слезы на глазах: «Но все равно..спасибо! Ты точно друг! Но кажется, что сюрпризам нет конца. Алексей Николаевич куда-то пропал. Ракитин объясняет причину: Верочка полюбила учителя, а он, как честный человек…
Ислаев, конечно, закружился. Все бегут, и все из-за честных людей. Анна Семеновна еще больше сконфузилась. Беляев ушел, Ракитин ушел, хоть врач, хоть Шпигельский бросились к больным. Рядом снова останутся только Шааф и Лизавета Богдановна. Кстати, что она думает обо всей этой истории? Товарищ вздыхает, опускает глаза: «…Может быть, мне недолго здесь оставаться… И я ухожу».
Жилье и транспорт
Я женился пять лет назад, в качестве свадебного подарка мои родители и родители моей жены подарили нам небольшой домик. Мы сами сделали ремонт и до сих пор постепенно улучшаем наши жилища, насколько позволяют средства. «Коммуналка» стоит около 100-180 рублей. Плата за интернет и телефон в месяц — 30-40 руб. У нас есть машина, она старая, поэтому используем ее в крайнем случае.
Из-за этого сложно сказать, сколько я трачу на него в месяц, потому что в город езжу только раз-два в месяц. Новый купить пока не можем, а хотим. Работа находится в шаговой доступности, поэтому утром проще выехать за 15 минут до начала рабочего дня, чем потом мучиться с машиной.
Путь в профессию
— Я учился в сельскохозяйственном училище, меня отправили в распределительный пункт в селе. Сначала я был не в восторге, год привыкал к новому месту. Я сам из города, и по понятным причинам мне было сложно адаптироваться к сельскому образу жизни. Я не понимал некоторых людей: многие пьют, из-за этого не ходят на работу и жалуются на плохую жизнь.
Забавный! Я думал, что если останусь здесь, то сам дойду до такой жизни. Но это не так. Самое главное работать. Моя специальность сложная, но мне нравится. Я всегда любила животных и именно поэтому выбрала эту профессию. С некоторыми людьми, честно говоря, ладить на работе сложнее.
Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?
Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Не стала исключением и комедия «Месяц на суше». В первом акте читатель видит гостиную Ислаева. Ракитин читает книгу.
Все это обычный фон, но через него показана истинная суть происходящего. Наталье Петровне все не нравится, ее раздражает и то, что муж берет все с усердием, и то, что Ракитин безоговорочно во всем с ней соглашается.
Кажется, она ненавидит эту скучную гостиную, «натягивает» умные разговоры, и ей хочется естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее привлек молодой студент с «веселой, дерзкой внешностью». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев совсем не такой, как они, что он человек из другого мира. Ч
итатель уже готов ей поверить: что это женщина, жаждущая простора, свободы от умных, но апатичных собеседников.
Но тут появляется Шпигельский с рассказом о девушке Вереницыной. А мудрый врач в ответ на жалобы Ислаевой на то, что ей скучно, говорит: «Вы моя госпожа, кто вас рассмешит? Вам это сейчас не нужно». У нее есть муж, и она держит рядом с собой Ракитина уже четыре года, теперь появился студент, что ее смущает.
Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но когда Анна Семеновна спрашивает, здорова ли Наташа, он отвечает: «Абсолютно».
С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой – всего лишь прихоть хозяина. Он этого не одобряет, но не гнушается использовать в своих корыстных целях. Предложение руки и сердца Веры она отвергла, заявив, что она всего лишь ребенок. Но, движимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о своем замужестве.
Наталья Петровна мучает Ракитина загадками и обращается к нему за помощью. Но при этом не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление завладеть как можно большим вниманием и лаской говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме.
Когда читатель слышит ее монолог о ненависти к себе, обещании любить только мужа, о ревности, о сожалении, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим мастерством Ивана Сергеевича восхищались современники. Как мастерски, в диалогах и монологах, Тургенев раскрывает драму «Месяца в стране.
Действие второе
Горничная Катя собирает в саду малину. Слуга Матвей добивается от девушки ответа на свое предложение руки и сердца. Катя просит его не торопиться и немного подождать. Мэтью недоволен. Кажется, раньше девушка принимала его ухаживания с большим изяществом.
Матвей издалека видит Шаафа с удочкой и спешит уйти. Немец тоже пытается сделать Кате предложение, но тут появляются Ракитин и Наталья Петровна. Хозяйка хочет увидеть умение Шаафа ловить рыбу. Все трое идут к пруду.
Катя, опять одна, продолжает собирать малину и что-то себе напевать. Беляев и Вера выходят на садовую дорожку. Они садятся на скамейку и пытаются подогнать хвост дракона. Девушка расспрашивает Алексея о его жизни в Москве и учебе в университете. Сама она говорит, что с ранних лет осталась сиротой и воспитывалась в доме Ислаева.
Я тоже была в Москве, училась там в пансионе для благородных девиц. Вера признается, что любит Наталью Петровну, но боится ее. Она всячески пытается показать свою привязанность к молодому учителю, но не успевает это сделать. Появляются Наталья и Ракитин.
Вера и Алексей уходят с надеждой, что Коля уже закончил урок музыки. Вы можете запустить воздушного змея. Теперь Наталья Петровна и ее спутник садятся на скамейку. Катя прячется в кусте малины.
Ракитин пытается понять, почему Наталья в последнее время такая раздражительная. Помещице не нравится этот разговор, она идет опять в еще большем раздражении. Ракитин подозревает, что Ислаева влюблена в учителя Беляева. Как раз в этот момент молодой человек выходит вперед.
Из последующего разговора Ракитин узнает, что Алексей не любит читать и не знает иностранных языков. Молодой человек оказывается довольно простым и добрым, но далеко не интеллигентным человеком. Наталья Петровна возвращается.
Она заметно расцветает в присутствии Беляева. Молодой человек забавляет ее своей непосредственностью и скромностью. Наталья просит Михаила позаботиться о воспитании Алексея, а затем уводит Беляева запускать воздушного змея.
За ним бродит угрюмый Ракитин. По пути он встречает Шпигельского и немолодого помещика Большинцева, который утверждает, что является рукой Веры. Ракитин уходит, не желая заводить пустой разговор.
Большинцев стесняется перед встречей с Верой, поэтому врач инструктирует его, что и как сказать девушке. В это же время Наталья, Вера, Коля, Беляев, Ракитин и Лизавета Богдановна идут на поляну запускать змея. К этой компании присоединяются Большинцев и Шпигельский.
Герои пьесы
Беляев Алексей Николаевич — студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает любовной связи, разбушевавшейся вокруг его персоны.
Ракитин Михаил Александрович — дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет у него нет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «резидента». Он честен, умен, интеллигентен, но несчастлив по-своему.
Ислаев Аркадий Сергеевич – тридцатишестилетний помещик и владелец участка, в котором происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он услужлив и нежен со своей женой Натальей Петровной.
Наталья Петровна — двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать своих чувств к Беляеву. Любовь толкает ее на поступки, заставляет лгать и уклоняться. Она делает других несчастными.
Остальные участники пьесы Тургенева «Месяц в деревне» (их имена также упоминаются в аннотации):
- Верочка – семнадцатилетняя ученица Ислаевых. Она чиста и невинна. Коварное поведение Натальи Петровны вынуждает девушку согласиться на брак с Большинцовым.
- Большинцов Афанасий Иванович — сорокавосьмилетний претендент на мужа Верочки. Хороший кандидат на брак по расчету, но глупый и трудный человек.
- Шпигельский Игнатий Ильич — сорокалетний врач, который легко идет на компромисс со своей совестью ради наживы.
- Анна Семёновна Ислаева — мать Аркадия Сергеевича.
- Лизавета Богдановна — спутница Анны Семеновны.
- Коля — десятилетний сын Натальи и Аркадия Ислаевых.
- Шааф — учитель немецкого языка.
- слуги — Матвей и Катя.
Действие третье
Шпигельский просит Ракитина повлиять на решение Натальи Петровны выдать Веру за Большинцеву. Врач признается: за помощь и успешный результат ему обещали тройку лошадей. Наталья выходит из кабинета, поэтому Шпигельский сразу спешит уйти.
Помещица сообщает Михаилу, что ее занимает Беляев, но Ракитин быстро прерывает неприятный разговор. Он намерен выполнить приказ Шпигельского и требует, чтобы Наталья Петровна решила судьбу студента. Помещица признается, что еще не обсуждала это с Верой. Тогда Ракитин предлагает сразу же позвонить девушке. Наталья растеряна, но возражать не решается.
Михаил звонит Вере и уходит от дам. Хозяйка дома начинает разговор с прямого вопроса: согласна ли студентка выйти замуж за Большинцева? Девушка смеется, настолько нелепым кажется ей это предложение. Тогда Наталья пытается узнать, не занято ли сердце Веры другим мужчиной, более молодым и красивым. С трудом, но ей удается добиться признания: да, девушка влюблена в Беляева.
Наталья не может скрыть ревности и просит студента уйти. Вера понимает, что перед ней соперница, совсем в слезах убегает. Помещица тоже расстроена, ее мучает мысль о мести Алексея Вере.
Входит испуганный Ракитин. Он извиняется за резкие слова и уверяет Наталью в неизменной дружбе. Женщина просит совета. Михаил считает, что выход один: Беляев должен уйти. Но сам Ракитин уже не сможет жить в гостеприимной усадьбе Ислаевых. Наталья совсем расстроена, от нее все уходят. Она плачет на плече Майкла.
В этот момент входят Ислаев и Анна Семеновна. Они в шоке от увиденного. Наталья выбегает из комнаты, а муж и свекровь допрашивают Ракитина. Взволнованный Михаил обещает объясниться позже. Поверив ему, Ислаев и Анна Семеновна уходят.
Ракитин возвращает Наталью Петровну и зовет учителя, после чего оставляет их одних. Помещица заявляет, что вынуждена отказать Алексею от места. Причиной она называет любовь к своей юной ученице. Беляев очень смущается и соглашается, что ему лучше покинуть этот дом.
Наталья Петровна спрашивает воспитателя о своих чувствах к Вере и радуется, узнав, что Алексей считает девочку милым ребенком. После такого известия помещик просит учительницу не торопиться уходить. Она все еще думает.