Шукшин «Критики» очень краткое содержание
Семидесятитрехлетний дедушка Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любит ходить в кино, хотя половина дедовской пенсии уходит на билеты. Увидев внука и дедушку, они начинают спорить. Если дедушка замечает невероятную сцену, ему не нравится весь фильм. Его любимый аргумент: «Это так не работает».
Однажды Петька с дедушкой смотрят комедию, которая, к их неудовольствию, оказывается совсем не смешной. Они приходят домой злые. Дома застают гостей: сестру матери Петьки с мужем. Все смотрят телевизор, где показывают какую-то деревенскую картинку. «Критикам» не нравилось телевидение, посмотрев несколько раз телепередачи, дедушка пришел к выводу, что это то же самое, что смотреть.
Петька уходит учиться, а дедушка остается со взрослыми. Посмотрев фильм в течение пяти минут, дедушка заявляет, что «такого не бывает». Деду не нравится плотник на картине, и он считает себя специалистом в этой области, так как он всю жизнь был плотником.
Тетя Петька говорит, что подробности не важны, а дедушка, наоборот, считает их важными. Родители Петьки вместе с гостями не воспринимают его всерьез и отправляют к внуку помочь с домашним заданием. Дедушка воспринял это как личное оскорбление.
Дедушка уходит, когда жалуется Петьке на взрослых. Вернувшись через час, пьяный и разгоряченный, дедушка идет в комнату, где идет просмотр фильма. Напрасно внук пытается его успокоить. Старик бросает ботинок в телевизор, разбивая экран. Завязывается небольшая потасовка, и отец Пети побеждает деда.
Тетя Петьки приводит участкового, который составляет протокол. Петя не понимает, что происходит, и просто наблюдает за происходящим. Мальчик осознает ситуацию, когда милиционер отвозит дедушку в вытрезвитель. Птица плачет. Его мать и тетя пытаются его успокоить, но тщетно. Мальчик вспоминает, что милиционера привела тетя, грубо отталкивает ее и долго плачет в подушку.
Предпосылки инцидента
История начинается со знакомства с Петькой и его дедушкой Тимофеем Макаровичем. Они были очень дружны и имели общие интересы, родственники любили кино. Ровно половина пенсии старика ушла на билеты. Но дедушка никогда не жалел потраченных денег, и казалось, что совместный просмотр хороших фильмов пойдет на пользу им обоим.
Родственники всегда выбирали первый ряд, так как там были дешевые места, да и слышимость была лучше, так как дед уже плохо слышал. Тимофей Макарович всегда был серьезен, он внимательно наблюдал за происходящим на экране, а потом высказывал собственное мнение об актерской игре и сюжете.
Старик прекрасно умел чувствовать фальшь, он всегда говорил об этом категорически. Особенно сильно пострадали так называемые деревенские фильмы. Он стал вспоминать свои молодые годы, когда жил в деревне, работал в столярной мастерской. Но внук объяснил ему, что те времена прошли и люди давно изменились. Но строгий дедушка говорил, что «люди всегда одинаковы».
С внуком у старика всегда были спокойные беседы о кино, но если рядом появлялись взрослые, он начинал стесняться и в споры не вступал. И на то была веская причина.
Однажды родственники вернулись домой с очередного кинопоказа. Настроение Тимофея Макаровича было как-то испорчено и перегружено. Выяснилось, что у них получился комедийный фильм, который их совершенно не впечатлил. В это время тетка с мужем были в гостях. Вся компания смотрела «деревенскую сценку» по телевизору. Более того, и родители, и гости были чрезвычайно увлечены и очарованы этой историей.
Короткий пересказ «Критиков» Шукшина
Несмотря на небольшой объем критики произведения Василия Шукшина, автор удачно описывает момент из жизни дедушки и маленького внука, показывая их характеры и донося смысл до читателя.
История начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года, его любимого внука звали Петей, и на тот момент ему было 13 лет. Дедушка и внук были в хороших отношениях, у них было одно общее увлечение – кинематограф.
Половину пенсии дедушка потратил на поход в кино, а в конце месяца пожаловался Пете, что опять все деньги потратили, а Петя ответил, что хорошо, а о деньгах можно не беспокоиться, Мама и папа хотят помочь.
Первый ряд был излюбленным местом этих киноманов, билеты там были дешевле, да и дед слышал лучше, но все же половину слов читал по губам, дед мог рассмеяться на весь зал, если что-то не так расслышал, так что Петьке пришлось объяснить дедушке, что говорили в тот момент в кино и что не надо было так громко смеяться.
Вообще дед Пети был эмоциональным человеком, мог плакать, когда кого-то убивали, или возмущаться, увидев поцелуй, он не сдерживал своих чувств и мог начать высказываться посреди фильма.
Когда он ушел после просмотра очередного фильма, дед с внуком начали спорить, дед пытался завести дискуссию, говоря, что фильм ему не понравился, или что его удивило, на что Петке не мог не ответить, т.к дедушка часто просто забывал или путал то, что происходило в фильме.
Дедушка очень критично относился к фильмам и стал часто вспоминать, каким он был в молодости. Петька сказал, что дедушка зря помнит, что было раньше, ведь сейчас люди другие, и вообще это кино.
Ссорились они так, в основном вдвоем, обычно дедушка не вступал в споры со взрослыми, так как был уже стар, быстро начинал нервничать. Хотя было еще время, когда дед подрался со взрослым в споре, и вот что получилось.
В очередной раз они вместе посмотрели фильм в клубе и в конце завели дискуссию. Они посмотрели «Комедию», но остались недовольны, поэтому потратили деньги впустую, потому что там не было ничего смешного.
Придя домой, они увидели, что вся семья собралась смотреть телевизор, плюс еще тетя Петя с мужем пришли в гости. Так как дедушка и внук не любили телевизор, мальчик ушел в свою комнату, а дедушка остался на несколько минут со взрослыми.
Старик не мог усидеть на месте и поэтому стал критиковать мужчину с телевизора, говоря, что «такого не бывает». Приехавший муж тёти стал расспрашивать деда и сказал, почему так не бывает и как бывает. Предметом их спора стал киноактёр, сыгравший плотника, но, по словам дедушки, сыграл неправильно.
Взрослые не сочли нужным серьезно относиться к критике дедушки, поэтому попросили его скорее зайти к Пете и помочь ему с домашним заданием. Старику такое отношение не понравилось, он пошел и пожаловался внуку на такое отношение. Петя просил деда не обращать на них внимания, но старик взял деньги и ушел, а когда пришел, то был уже пьян.
Он вошел в комнату, где они смотрели телевизор, и кинул ботинок в экран. Это вызвало возмущение взрослых, тетя Петя даже привела участкового, чтобы тот отвез дедушку в вытрезвитель. Мальчик очень испугался и расстроился, а когда тетя попыталась его успокоить, он совсем оттолкнул ее.
Пересказ от лица Петьки рассказа «Критики»
Дедушка Тимофей — мой лучший друг. Делаю уроки — он рядом. С ним интересно ходить в кино. Ему нравится, что фильм правдив. А я люблю всякие фильмы. Я не так хорошо знаю жизнь, как мой дедушка. Мне все кажется реальным. Мы любим смеяться вместе. Дедушка в кино, бывает, смеется невпопад. Я знаю, что он глухой, но что подумают о нем другие?..
Конечно, мы живем не одни. Но мама и папа заняты. Или смотреть телевизор. У нас гости из города: тетка с мужем. Я решил проблему, и мой дедушка был с ними. Он пришел не сам. Они смеялись над ним. И он был прав: плотник по телевизору невежда.
Дедушка знает, он построил деревню. Дедушка немного выпил и кинул сапогом в экран. Тетя и отец передали его полиции. Я был против, но кто меня слушал. Честно говоря, я до сих пор плачу. Как дедушка?
Конфликт в рассказе
Уже дома Петька пошел к себе в комнату учить уроки, а дедушка решил присоединиться ко всем остальным. Но через пять минут картина вызвала в нем негодование. Сначала он шептал себе под нос. Но вдруг муж тетушки заинтересовался, чем вызвано негодование старика. Старик стал объяснять, что в реальной жизни таких плотников просто не бывает, что он сам много лет занимается столярным делом, так что видит, что художники даже инструмент неправильно держат.
Приехавшие из Москвы гости лишь снисходительно улыбнулись и никак не прокомментировали его неудовольствие. Старика такое поведение стало еще больше раздражать. Тимофей Макарович пошел к внуку попытаться успокоиться, но там еще больше завелся.
Злой и раздраженный старик достал деньги из копилки и вышел из дома, громко хлопнув дверью. А через час вернулся пьяный, ни на секунду не переставая изливать потоки негодования и раздражения.
Внук пытался успокоить разъяренного деда, предлагал ему лечь спать, но все попытки заканчивались неудачей. Внезапно в комнату вошел старик, он поднял ботинок, сильно размахнулся им и метнул ботинок в телевизор.
Мужчина громко кричал, ругался, чем напугал внука и родственников из Москвы. Тетка пошла к участковому, пришедший милиционер взял деда под руку и повел в вытрезвитель. Петька долго не мог уснуть и совсем заглушил слезы в подушке, мальчик не понимал, что случилось с его добрым и понимающим дедушкой. Мать и тетя долго успокаивали ребенка, а он продолжал реветь, слишком жалко было Тимофея Макаровича.
Анализируя повесть, можно выделить основную мысль, которую автор хотел донести до читателей, о том, что к пожилым людям необходимо относиться с пониманием и уважением, проявлять к ним терпение.
Шукшин намеренно сжимает своих героев, показывая, что каждый из них замечает только недостатки другого и игнорирует свои. Василий Михайлович наглядно демонстрирует межпоколенческую проблему, а также возникший разрыв между городскими и сельскими жителями.
Основные персонажи рассказа
Основные роли:
- Новоскольцев Тимофей Макарович — 73-летний нервный старик, страдающий глухотой.
- Петька — внук Тимофея Макаровича, самостоятельного, упрямого 13-летнего мальчика.
Другие персонажи:
- Родители Петьки спокойные, вежливые люди.
- Родственники в Москве — тетя Петьки, сестра матери и ее муж, образованные горожане.
Сюжет
Деду Тимофею Макарычу 73 года, его другу, внуку Петьке 13 лет. Они ходят в кино и обсуждают фильмы. Дома — телевизор. Его смотрят родители Петьки и тетя мальчика с мужем из города. Дедушка говорит им, что на экране плотник не так держит топор. И смеются над ним, как над старым дураком. Дедушка выпил и кинул ботинком в телевизор. Он сказал, что построил здесь половину деревни. Деда отвезли в вытрезвитель. Пете его жалко.
Отзыв
Значение имени: критики здесь не только дедушка и внук, но и родители и родственники Петьки. Только они «критикуют» не кино, а стариков и их жизнь. Основная идея рассказа: нужно уважать старших, родителей, слушать их. За ними трудная жизнь, опыт, годы работы. В рассказе взрослые относятся к дедушке как к отсталому чудаку, стыдятся его.
И построил дома для половины жителей своими руками. Дедушка прав и что люди равны во все времена. Он близок со своим внуком. История печальная: непонимание в семье, конфликт поколений. И смешно: дедушка — персонаж с яркими эмоциями, в рассказе много языка (угайдакали, хрен, нелепости, крики, побрякушки).
Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, тринадцать. Дедушка был сухим и нервным, страдал глухотой. Петька, самостоятельный и далеко не по годам, был застенчив и упрям. Они были друзьями.
Больше всего на свете они любили кино. Половина пенсии моего деда ушла на билеты. Обычно, пересчитав деньги к концу месяца, дедушка горько и весело объявлял Петьке:
— Ухайдакали мы с тобой пять рублей!
Петя для приличия сделал удивленное лицо.
«Ничего, накормят», — сказал дед (имея в виду Петькиных отца и мать. Деда Петьку воспитал отец). — И это для твоего же блага.
Они всегда сидели в первом ряду: так было дешевле, да и дедушка там лучше слышал. Но все же половину слов он не понимал, а угадывал по губам актеров. Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал смеяться. Никто в комнате не смеялся. Петька толкнул его в бок и сердито прошипел:
— Кем ты работаешь? Как придурок…
— Как он это сказал? — спросил дедушка.
Петька шепнул дедушке на ухо:
— Не тормози.
— Хе-хе-хе, — тихонько засмеялся дедушка. — Но я так не думал.
Дедушка иногда плакал, когда кого-то невинно убивали.
— Эх вы..ребята! — горько прошептал он, сморкаясь в платок. Он вообще любил высказываться о том, что видел на экране. Когда они там страстно целовались, например, он ухмылялся и шептал:
— Из ада!.. Вот видишь, смотришь… Хех!
Если дрались, дед, держа стул руками, напряженно и внимательно наблюдал за боем (в молодости, говорят, был охотником драться. И умел).
— Нет, тот, что вон там, не.. он.. слабый. А этот ничего, быстро.
Однако я чувствовал себя фальшиво.
— Ну, — сказал он обиженно, — притворяются.
— Вот и идет кровь, — возразил Петька.
«Итак… кровь». Ну и что? Нос, он слаб: давай медленно, и кровь пойдет. Не в этом дело.
— Ничего в себе нет!
«Конечно, нет.
Им зашептались сзади, и они замолчали.
Главный спор начался, когда они покинули клуб. Особенно в отношении деревенских фильмов дедушка был категорически за жестокость.
— Дерьмо, — заявил он. «Этого не произойдет.
— Почему не бывает?
«Ну, этот парень похож на тебя?
— Какой парень?
— С аккордеоном. Кто залез в окно.
— Он не в окно вылез, — поправила Петька, — он точно помнил все, что было в фильме, а дед путал, и Петьку это раздражало, — Он только к окну подлез, чтобы песенку спеть.
— Ну, лезь. Вылез один раз, помню, залез…
— Что, он не смотрит на тебя?
— ВОЗ?
— Кто-кто!… Ну, парень, что-то залез. Он сам говорил об этом.
— Не так уж и много, — показал дедушка кончиком мизинца. — Ваня дурак. Он поет, поет и ходит… Был у нас такой хитрый Ваня — продолжал петь.
— Так он любит его! — Петька начал нервничать.
— Ну, что он любит?
— Ну, он поет.
— И?
— Ну, он поет, говорю!
— Да его бы давно обсмеяли, вот так! У него не было бы пути. Он любит… Когда они любят, им стыдно. И это звенит на всю деревню… Какой же он идиот! Он мошенник. Выходим, помню: девка хочет глянуть, так ты две улицы вокруг нее ходишь — потому что стыдно. Он любит… Ну, любовь для вашего здоровья, но почему…
— Что почему?
Зачем смешить людей? Мы вышли, я помню…
«Мы, мы, снова». Теперь люди другие!
— Почему они были другими? Люди всегда одинаковы. Много ли вы видели здесь таких дураков?
— Это все-таки фильм. Вы не можете сравнивать.
— Я не сравниваю. Я говорю, парень другой, и все, — стоял на своем дед.
— Так все увидят! Мы смеялись! Я даже посмеялся над этим.
«Ты немного ишо, поэтому тебе все весело. Я нигде не смеюсь.
Со взрослыми дедушка редко спорил об искусстве — не умел. Он сразу начал нервничать, обзываться.
Только однажды он жестоко конфликтовал со взрослыми, и на этот раз он принес неприятности.
Вот как это было.
Посмотрели картинку с Петькой — комедия, вышли из клуба и дружно разобрали.
— А ведь какой позор: сами смеются, черти (актеры), а тут сидишь — хоть хны, даже не улыбка! — горько возмутился дед. Была ли у вас улыбка?
— Нет, — признал Пит. «Только один раз, когда перевернули машину.
— Пожалуйста! Но мы заплатили деньги — два рубля по старинке! И они смеялись, и все такое.
— Главное, что пишут «Комедию».
— Комедия!.. Стисните зубы за такую комедию.
Они пришли домой рассерженные.
А дома в это время видели по телевизору какой-то деревенский образ. К ним приехала тетя Петьки, сестра матери Петьки. С мужчиной. Из города. И все сидят и смотрят телевизор. (Дедушка и Петька не могли переварить телевизор.
«Это я, когда еще была холостяком, а мой брат Никита женился, так я любил заглянуть в их комнату в щелку. Так же и их телевизор: все вроде бы подняв глаза, сказал дедушка после просмотра пары телепередач.)
Так что все сидят и смотрят.
Петька сразу пошел в переднюю учить уроки, а дедушка остановился позади всех, минут пять смотрел на мерцание телевизора и говорит:
— Дерьмо. Этого не произойдет.
Отец Петьки обиделся:
— Заткнись, детка, не вмешивайся.
— Нет, интересно, — сказал вежливый горожанин. Почему этого не происходит, дедушка? Как это не происходит?
— И?
— Он нас не слышит, — объяснил Петин отец.
Я спросил: почему этого не происходит? И как это происходит? — повторил горожанин вслух, почему-то заранее улыбаясь.
Дедушка посмотрел на него презрительно:
— Так не бывает. Смотришь и думаешь, что он действительно плотник, а когда смотрю, сразу вижу: он вовсе не плотник. Он даже не умеет правильно держать топор.
— Они с Петькой критикуют, — сказал Петькин отец, желая немного смягчить резкий тон деда.
— Любопытно, — снова сказал город. — А почему вы решили, что он неправильно держит топор?
«Потому что я всю жизнь был плотником. — Почему ты решил?»
— Дедушка, — вмешалась в разговор тетя Пети, — неужели в этом дело?
— В чем?
«Но меня гораздо больше интересует сам человек. Понимаете? Я знаю, что это не настоящий плотник — это актер, но мне интересно.. Мне гораздо больше интересно…
Читайте также: Книга «Зов предков»: краткое содержание
План «Критики»
- Дедушка Тимофей и внук Петька — друзья.
- Любовь друзей к кино и отвращение к телевидению.
- Дедушка и внук – критики актеров.
- Находится в фильмах о деревне.
- Гости города в доме.
- Дедушка-плотник страдает за правду.
- Горожане и его сын смеются над ним.
- Тимофей передан в вытрезвитель.
- Горе Петьке.
Сюжет рассказа «Критики» с цитатами
Петька был очень дружен со своим дедом, Тимофеем Макаровичем. Их объединяла одна страсть – любовь к кинематографу. Это было так здорово, что «половина дедушкиной пенсии ушла на билеты». Однако дедушка никогда не жалел о потраченных деньгах – он жил в семье сына, и считал, что ходить с внуком в кино – это «слишком хорошо».
Тимофей Макарович всегда выбирал места в первом ряду — так дешевле, да и для его слабого слуха лучше. Он очень серьезно относился к тому, что видел, и «любил говорить о том, что видел на экране».
Несмотря на свой возраст, мой дедушка остро чувствовал фальшь и был очень категоричен в своих суждениях, «особенно в отношении деревенских фильмов». В таких случаях он всегда вспоминал свою молодость, жизнь в деревне, а Петька напоминал ему, что времена изменились, а вместе с ними и люди. Дедушка всегда отвечал, что «люди всегда одинаковы».
Тимофей Макарович всегда спокойно обсуждал с Петькой кино, но в присутствии взрослых стеснялся вступать в спор. И на то была веская причина.
Однажды Петька с дедушкой вернулись из кино в плохом настроении — посмотрели комедию, но она им совсем не понравилась. Тем временем в доме, где гостили тетя Петьки с мужем, все смотрели «какую-то деревенскую картинку по телевизору».
Петька пошел учиться, а дедушка остался у родственников. Но уже через несколько минут его начало возмущать то, что показывали по телевизору. Муж тетки Петьки спросил о причине возмущения, а дед ответил, что таких плотников, как в кино, в жизни не бывает. Он «всю жизнь был плотником» и видит, что актер «даже не умеет правильно держать топор».
Родственники из Москвы весьма снисходительно отнеслись к замечаниям Тимофея Макаровича, но тем самым еще больше разозлили старика. Он прошел в комнату Петьки, но и там продолжал распутывать.
Раздраженный дед взял деньги и ушел из дома. «Пришел на целый час», — и продолжал изливать потоки негодования на внука. Петька пытался уложить его спать, но безуспешно. Дедушка зашел в комнату, «размахнулся и запустил сапог в телевизор».
Пьяный Тимофей Макарович стал кричать, дебоширить, чем напугал московских родственников. Тетя Пети привела с собой участкового милиционера, а он отвел настойчивых в вытрезвитель.
Петька долго не понимал, что происходит. Когда дедушку собирались везти на станцию, он «громко заплакал и бросился защищать» его. Мать и тетя пытались успокоить мальчика, но он долго плакал и жалел любимого дедушку.
Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях, в том числе «Урод», изданный в 1967 году. Краткое содержание рассказа «Урод» для читательского дневника рассказывает о человеке, постоянно попадающем в странные ситуации.