Главные персонажи
Герои «Шинели» колоритны, их характеры хорошо узнаваемы. Гоголю удается дать им точную характеристику, после чего действие становится предельно простым.
- Акакий Акакиевич Башмачкин неприметен, не любит чужого внимания. Короткий и слегка слепой. Друзей и личной жизни у него нет, взаимодействие с внешним миром ограничивается работой.
- Реставрация является своеобразным символом «справедливости» в произведении.
- Значимое лицо — Имеет генеральское звание, неразговорчив.
- Портной Григорий Петрович — одноглазый портной, бывший крепостной. Женат, живет в том же доме, что и главный герой. Он пристрастился к выпивке, которую часто получает от жены, о которой отзывается очень нелестно. Свою работу выполняет на совесть, хотя и любит сломать цену «трезвой» голове.
Внешний вид Акакия Башмачкина
Главные герои
Главных героев в творчестве русского писателя несколько. Вот краткое описание каждого центрального персонажа:
- Акакий Башмачкин — мелкий чиновник, который переписывает бумаги. Гоголь дает подробное описание его внешности: рыжие волосы, проплешины на голове, низкорослый. Коллеги о нем ничего не знают, даже его возраст, хотя он работает в отделе много лет. Мужчина постоянно молчит, единственная фраза, которую можно услышать, это просьба оставить его в покое и не обижать. Главное развлечение в жизни Башмачкина – работа, несмотря на то, что там его ежедневно высмеивают и высмеивают.
- Портной Петрович — о нем очень мало сведений на страницах истории. Известно только, что раньше он был крепостным по имени Григорий, после получения вольной к его имени добавилось отчество. Он живет по соседству с главным героем, любит выпить, но при этом добросовестно и хорошо делает свое дело. Еще одна характерная черта портного — отсутствие глаза.
- К этому персонажу за помощью обратился значительный человек — Акакий Акакиевич, он попросил его помочь поймать преступников, укравших его шинель. Но он, желая продемонстрировать свою власть перед товарищем, просто прогоняет чиновника. Получив звание генерала, человек стал дезориентированным, он просто не умеет вести себя с людьми, старается вести себя поспокойнее.
Это все персонажи первого плана. Есть и второстепенные персонажи, которые практически не играют роли в развитии сюжета, но являются отличным фоном для понимания вопроса:
- мать башмачкина — простая и любвеобильная женщина, работавшая также госслужащей;
- отец башмачкин — все, что известно о главе семейства, это то, что он никогда не носил обуви, предпочитая сапоги, на которые каждые три года ставил новые подошвы;
- жена петровича — обычная женщина, которая ругает мужа за пьянство, сам портной отзывается о ней в пренебрежительном тоне. Как пишет сам автор, «о ней мало что было известно», кроме того, что она некрасива и только на себе ловит взгляд солдата.
В произведениях Гоголя реальные события переплетаются с фантастическими мотивами. В конце книги появляется привидение слуги, ищущего украденное пальто. После того, как значимый человек отдает ему свою вещь, он успокаивается и перестает беспокоить прохожих по ночам.
Критика
В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели рассказывали о «Шинели», которая действительно произвела революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление для «натуральной школы». В. Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из самых глубоких произведений Гоголя». И многие критики согласились с этим мнением.
Знаменитая фраза: «Мы все вылезли из гоголевского шинели», принадлежащая, кстати, не Достоевскому, а французскому жителю Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и передал свою мысль читателю как можно больше, но и то, что Гоголя знали и за границей.
Жанр и направление
В XIX веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное течение — реализм. Для него характерно затрагивать острые социальные проблемы, такие как отношения между разными классами, бедность и богатство, нравственность и безнравственность в контексте поступков и взаимоотношений персонажей.
Однако для произведений из «Петербургских рассказов» характерна более специфическая жанровая дефиниция – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные средства художественной выразительности (гротеск, гипербола, авторский вымысел). Вымысел в рассказе «Шинель» — это возможность показать беспросветность реального мира, где обычный человек не может найти управу на беззаконие.
В этом произведении два мира — реальный (город Санкт-Петербург, ведомство, где работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на тротуаре). Так фантастическое и реальное переплетаются и порождают новые причудливые формы литературы, дающие читателю новый смысл. В реальности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет ставить людей в равное положение с «чиновниками». Такова роль воображения в повести Гоголя.
Вместе с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за короткое время стал излюбленным типом писателей девятнадцатого века. Маленький человек – это герой с низким социальным статусом, не обладающий особыми способностями и не отличающийся силой характера, но никому не причиняющий вреда и безобидный. Первое представление о «маленьких людях» воплотил А. С. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.
Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь сумел соединить в своем рассказе фантазию и действительность – взять за отправную точку проблемы, актуальные для России того времени, и в сочетании со сверхъестественным сюжетом очень выгодно представить удивленной публике.
Можно смело сказать, что Гоголь — один из ярчайших представителей реализма.
Проблематика
Проблематика повести «Шинель» очень широка. Здесь Гоголь ставит вопросы и об обществе, и о внутреннем мире человека.
- Главная проблема рассказа — гуманизм, вернее, его отсутствие. Все персонажи повести трусливы и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет духовной цели в жизни, не стремится читать и интересоваться искусством. Ими движет только материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознает себя жертвой в христианском смысле. Он полностью приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен только на месть. Герой не может обрести покой даже после смерти, пока не выполнит свой основной план.
- Безразличие. Коллеги равнодушны к горю Башмачкина, а значимый человек старается всеми известными ему способами заглушить в себе все проявления человечности.
- Проблема бедности затрагивается Гоголем. Мужчина, образцово и старательно выполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере надобности, в то время как нерадивые льстецы и модники успешно продвигаются по службе, устраивают роскошные обеды и устраивают вечера.
- Проблема социального неравенства исчерпана историей. Генерал относится к титулярному советнику, как к блохе, которую ему надо раздавить. Башмачкин робеет перед ним, теряет дар речи, а значимый человек, не желающий потерять свой вид в глазах коллег, всячески унижает бедного просителя. Таким образом он показывает свою силу и превосходство.
Чему учит?
Гоголевская «Шинель» написана почти два века назад, но актуальна и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Рассказ «Шинель» учит сопереживанию, автор призывает не отворачиваться от человека, попавшего в трудную ситуацию и просящего о помощи.
Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет концовку оригинального анекдота, ставшую основой произведения. Если в той истории коллеги собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничего не сделали, чтобы помочь товарищу, попавшему в беду. Он сам погиб, борясь за свои права.
Читайте также: «Ревизор» для читательского дневника: краткое содержание, сколько страниц занимает произведение
Пересказ очень кратко
Краткое содержание «Шинели» представляет собой пересказ депрессивной истории о маленьком человечке.
Акакий Акакиевич Башмачкин из Петербурга – обычный чиновник без жены и друзей, любивший свое дело, и после службы мечтающий о следующем рабочем дне.
Однажды зимой он заметил, что его пальто стало прозрачным. Мундир портной Петрович зашивать не захотел и назначил цену за пошив нового — 80 руб. Акакий согласился, копил все несколько месяцев, а потом заказал одежду из хорошего сукна и с кошкой на воротнике.
Ударил мороз, и наш диспетчер решил явиться на работу в обновке. Все коллеги хвалили его и предлагали устроить по этому случаю вечеринку. В этот же день Акакий уехал в отпуск к другому чиновнику, а проснулся поздно на пустынных улицах. Он попал в руки плохих людей, которые сняли с него пальто.
Частный судебный пристав-исполнитель отказался помочь найти преступников, а на работе предложили подойти к значимой персоне. Он, желая встать, гонит Акакия. Башмачкин падает с горячкой, и о его смерти на работе станет известно лишь через несколько дней. С тех пор возле Калинова моста всех мучает призрак, который стаскивает пальто с плеч. Когда до нее наконец доходит значимое лицо, она берет его шинель и идет домой.
История создания
Произведение вошло в сборник «Петербургские сказки» вместе с работами: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Наиболее полно творчество Гоголя раскрылось в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем вы узнаете из анализа от Мудрого Литрекона.
По воспоминаниям П. В. Анненкова (русского литературоведа, историка литературы и мемуариста из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружье. Когда Гоголь услышал ее, он уже подумал сочинить рассказ о «чиновнике, который ворует шинель».
Это свойство было невероятно интересно автору, ведь на раннем этапе ему самому приходилось работать в этой среде, чтобы найти средства к жизни. Все его наблюдения «списаны» с реальных людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 г., он закончил ее в 1842 г.
В Российской государственной библиотеке хранится ранний вариант начала повести (отрывок), который был продиктован Погодину М.П. (историку, коллекционеру, журналисту, беллетристу и издателю) в Мариенбад.
Погодин помог Гоголю завершить повесть, пока тот был в Риме и Вене. Важно отметить, что рукопись Беловой Гоголя не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подвергалась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою основную мысль, но многие интересные места были выброшены из нее бдительными мыслителями цензурного ведомства.
Композиция и тема повести
Свой знаменитый рассказ Николай Васильевич написал в 1842 году, он создан на основе рассказанного когда-то автору анекдота. Правда, сюжет не заставил его улыбаться или веселиться, а заставил задуматься о многих серьезных вещах.
Рассказ построен следующим образом:
- экспозиция – краткое описание жизни главного героя;
- сюжет — собирать деньги на пошив нового пальто и радость от новой одежды;
- кульминация — воровство и равнодушное отношение начальства;
- резолюция — болезнь и смерть Акакия Акакиевича.
Основная тема произведения – жизнь маленького человека, которому нет дела ни до кого, его просто не замечают. Лишь после смерти восторжествовала справедливость, когда на улицах города появился призрак, отбиравший пальто у прохожих. Основная идея рассказа заключается в том, как человеческое равнодушие, эгоизм, бессердечие и равнодушие к чужим проблемам и проблемам могут привести к трагедии.
Кроме того, автор затрагивает вопросы о бюрократии и неравенстве в обществе. И даже Петербург представлен Гоголем как холодный город, где царит глупость и произвол.
Писатель хотел показать, что к людям нужно относиться добрее и милосерднее, независимо от того, какое положение они занимают, к какому социальному статусу принадлежат. Важно оценивать каждого человека по его личностным характеристикам, этому учит читателей повесть «Шинель».
История создания и жанр произведения
Знаменитая повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» была впервые опубликована в 1842 году. Поводом для написания этого произведения послужил анекдот о бедном чиновнике, который долго копил деньги на ружье, которое потом потерял.
Гоголь несколько раз начинал работать над повестью, окончательный вариант появился только в 1841 году. Одновременно автор работал над текстом об Италии, кардинально отличавшимся по стилю и настроению от «Шинели».
Первая версия рассказа была довольно юмористической, но в последующих редакциях юмор стал уступать место социальной проблеме, и рассказ стал более сентиментальным.
Примечание 1
Эта книга написана в той же форме, в какой были написаны жития святых. В свете своего масштаба это произведение определяется как рассказ. Эта история титулярного советника стала своего рода притчей, в ней есть философский смысл.
Смысл названия
В самой шинели, как и в предмете одежды, для нас нет глубокого смысла, но для Башмачкина это был новый смысл жизни. Он упорно щадил ее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как с другом на всю жизнь.
Он был буквально одержим «вечной идеей будущего великолепного пальто». Ее потеря стала кульминацией работы и толчком к действию. Она также обеспечила логический переход от реальности к сверхъестественным силам.
В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблематику своего творчества и позволил читателям сосредоточить внимание на таком неожиданно ценном предмете, как шинель.