Тематика и проблематика
Основная тема произведения – вражда и ненависть между родственниками, друзьями, способными на убийство. Наряду с этим автор выделяет идею ответственности человека за свой выбор, совершаемые планы и действия, нравственные обстоятельства.
В целом можно выделить несколько основных тем и вопросов, которые рассматривает автор:
- Благородство. Автор говорит, что истинно благочестивый человек останется таковым всегда, вне зависимости от образа жизни (даже разбойника с большой дороги).
- Любовь. Тема основана на том, что Амалия Шиллер (романтическая натура) остается верной своему возлюбленному. Когда встает вопрос о смерти или разлуке с избранником, девушка выбирает первый вариант.
- Против. Драматург показывает, как важно бороться с несправедливостью. Страдания, смерть отходят на второй план. Только идя по пути мужества, можно смело называть себя мужчиной.
- Жестокость. Оно проявляется на примере судеб таких актеров, как Карл, Амалия, граф Мур. Они вынуждены страдать, находятся в поисках счастья, терпят жестокое и несправедливое обращение.
- Социальная несправедливость. Автор демонстрирует, как экономическое неравенство и классовое неравенство превращают даже идеальных людей в злодеев, которые действуют отчаянно и идут против закона. Драматические персонажи вызывают симпатию.
- Жадность. Желание получить как можно больше денег приводит Франца на ложный путь, где плохие дела появляются одно за другим. Они являются причиной морального разложения героя.
Освещение всех этих вопросов показывает, насколько близка современному читателю драма Шиллера «Разбойники». Главной цели, которую поставил перед собой автор (заглянуть в самые сокровенные движения души), ему удалось достичь.
Cочинение «Анализ пьесы «Разбойники» Шиллера»
Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е годы. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, чье творчество ознаменовало собой порог романтизма. Его основная работа — работа драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Обман и любовь», драмы исторического характера, обращаются не очень часто к истории Германии, а к истории европейского мира.
«Орлеанская дева» (Жанна д’Арк), «Мария Стюарт» (История Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (национальный символ Швейцарии — вольный стрелок).
Зрелая драма — центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна д’Арк), столкновение двух характеров Марии Стюарт — характера мудрой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. Драма чтения «Валленштейна» связана с немецкой историей.
Драма «Дмитрий Самозванец» связана с русской историей (лишь зарисовки этого произведения). Слава Шиллера была огромной до 1930-х годов. 19 век. Он убежден и пытался убедить читателя в том, что в мире есть очень четко проведенная грань между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации.
«Мария Стюарт» — Шиллер умел создавать женские образы и не боялся ставить их в центр. Это пьеса, где 2 женщины ведут — две ферзя. Мария Стюарт – французская принцесса, ее отец – шотландский король, ее наставник – поэт, она образованна, миловидна, обаятельна, привлекательна, ярая католичка, но дважды была замужем. В Шотландии распри — отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью.
Она оказывается втянутой в заговоры, которые способствуют гибели одного из ее мужей. В это время на престоле Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девственница).
Политическая женщина, наделенная государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. Она не имела права на престол. Ее отец Генрих 8 отправил ее мать на виселицу, после чего Елизавета была признана незаконнорожденной. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии Елизавета становится королевой.
Она понимала, что если выйдет замуж, то все достанется мужу и она потеряет независимость, поэтому стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма — столкновение двух подходов к жизни: естественного стремления человека к свободе и самовыражения (Мария — самоотверженная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритичная, открытая, ее слуги остаются с ней до самого конца) конец, потому что они любят ее).
Для Марии самой яркой сценой является встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она видит в Марии угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, что есть у Мэри. Она завидует ей как женщине. В этом есть тайное женское соперничество.
Встреча двух королев представляет собой знакомство: Марии разрешают спуститься в сад, проведя годы в неволе, она счастлива как ребенок. Королева мечтает только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. И Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария слушалась ее во всем, признавала все приоритеты.
В остальном Элизабет готова на все. Когда Элизабет выходит за рамки разговорного этикета, Мэри выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешница, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Всплеск правды, свобода для нее важнее будущего. Уже оставшись одна, и понимая, что освобождения не будет, она гордится тем, что так унизила Елизавету.
Элизабет решает, что она будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает готовить своих хозяев к решению о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто следует за ней. Королева спокойна до последнего момента и принимает смерть с большим достоинством.
Направление и жанр
Пьеса «Разбойники» содержит как элементы сентиментализма, так и явные черты романтизма.
- Романтическое начало драмы заключается в том, что в основе повествования лежит конфликт между идеальным во всех отношениях героем и несправедливым и жестоким по отношению к нему обществом.
- Конфликт закономерно заканчивается поражением героя.
- От сентиментальности пьеса получила историю несчастной любви и самый трагический конец героя, который не отправляется в далекие южные края, а, потеряв все дорогое ему, фактически кончает жизнь самоубийством.
Жанр «Разбойников» можно определить как драму. Это произведение предназначено для постановки на театральной сцене. Автор отвергает вычурность трагедии и комедии, противопоставляя им рассказ, более близкий к реальности.
Разбойники
IV. Общая характеристика пьесы и персонажей
«Разбойники» — классика, но совсем не в том смысле, что трагедии Софокла, «Оды» Горация, «Дон Кихот» Сервантеса, «Герман и Доротея» Гете или даже «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» Пушкина.
Если классицизм необходимо требует глубины мысли, последовательности развития, строгой гармонии частей, верного воспроизведения художественной действительности, жизненности характеров, то все дарования Лессинга, Вольтера и Дидро, не говоря уже о Корнеле и Расине, являются бесконечным число раз более классическое, чем «Разбойники», переполненное такой наивностью и неправдоподобностью, какие только допускаются в популярных патриотических пьесах, сочиненных по случаю и навсегда забытых через два-три месяца после их появления.
Если мы попытаемся избавиться от личных воспоминаний о первом знакомстве с «Разбойниками» и от субъективных впечатлений (которые, однако, разделяют подавляющее большинство людей) и посмотрим на эту пьесу с точки зрения холодного разума, мы быть поражены такими прямыми нелепостями, которые простительны только в розыгрыше.
Отец бросает любимого сына, даже не взглянув на письмо, обвиняющее его первенца; отец и невеста верят рассказу первого злодея о смерти Карла; 80 разбойников, окруженные в лесу полутора тысячами регулярной кавалерии, спокойно слушают бесконечные проповеди отца и нагоняи своего вождя, и в конце концов одерживают славную победу, потеряв лишь одного своего на 300 убитых врагов .
Герой, услышав на берегу Дуная имя невесты Косинского, вспоминает (?!) о своей Амалии и возвращается в родовой замок, где живет уже много дней, неузнаваемый ни родным братом, ни невестой (который даже начинает влюбляться в него, как в незнакомца), или старый слуга. В какой эпохе происходит действие?
С одной стороны, священник сожалеет о закате инквизиции (и за это сожаление был повешен проповедником совести и свободы мысли!), с другой стороны, феодал имеет возможность похоронить любого из вассалов в подземной тюрьме, а грабители выражают свое горе библейским способом – разрывая на себе одежду.
Все персонажи обведены резкими мазками грубой и толстой кисти: злодей, по характерному пушкинскому выражению, злодейски выпивает стакан воды; Максимилиан Моор без колебаний прощает своего мучителя и убийцу; Амалия величественна, как скандинавская богиня; разбойники, благодаря величию своей души, оставляют старых богов позади; «Царски награждаю вас», — говорит атаман одному из них: поручаю вам отомстить за моего отца, а он преисполняется несказанной гордыни.
Этот атаман, герой пьесы, представляет собой такой идеал благородства и духовной силы, соединенных с необыкновенной нежностью и тонкостью чувства, какого еще не было и не может быть на свете.
Но с этими недостатками пьесы тесно связано и ее огромное художественное значение; она продукт безграничного юношеского идеализма, страстных чувств и желаний, благороднейшего оптимизма и горячей веры; она песня весеннего соловья, которая заставляет всех помнить:
Год золотых сердец
Золотые мечты о счастье
Золотые дни свободы.
Вот почему даже сейчас, спустя 120 лет, даже читатель, ясно видящий все ее недостатки, открывает глаза на целебные, возвышающие душу слезы.
Трудно назвать другой столь выдающийся факт, показывающий, как далеко продвинулось человечество за это время, как обвинение «Разбойников» в безнравственности и антирелигиозности.
Опасной, революционной считалась драма, герой которой, наделенный необыкновенной духовной силой и блестящими способностями, жестоко наказан за то, что только осмелился идти к благородной цели своим путем; он наказывается не только внешне — смертью личного счастья и позорной смертью; его также казнят внутренне, потому что он с первых же шагов по проторенной дорожке вынужден совершать поступки, которые он сам находит отвратительными, которые он сам ненавидит.
В последнем действии он довольно трусливо и сентиментально выражает глубокое сожаление и с горькой иронией говорит о своей нелепой борьбе с Промыслом: «Дитя, — говорит он, обращаясь к Господу, — посмел предостеречь Твое предназначение!»
Ближе к истине Дюринг и некоторые другие современные ему критики, обвиняющие Рёверне в проповеди мелкобуржуазной морали; но история оправдывает Шиллера; если бы мелкобуржуазная мораль Шиллера считалась грубой 120 лет тому назад, то что было бы, если бы Шиллер вышел за пределы этой морали? Скорее всего, даже прогрессивная молодежь периода «Бури и натиска» ужаснулась бы и отвернулась от злых.
С точки зрения XIX века, «Рёверне» — одна из самых нравственных и «искренне религиозных» пьес, известных в истории литературы; но мораль ее не шаблонна и не навязана извне и даже не оценена; это врожденное качество чистой юной души.
Это одна из умнейших драм для чтения, потому что молодой, но уже много думающий автор вложил много глубоких мыслей в уста Карла и в уста его злодейского брата, вложил свои лучшие мысли, первоначально усвоенные. На сцене это одна из самых зрелищных, ситуативных пьес, хотя автор совершенно не думал об эффектах и постановке; они появились сами собой, в результате богатого воображения и силы идеи.
Создание такой пьесы 20-летним мальчиком, только что из интерната, чтобы не показаться невероятным, требует некоторого объяснения.
Шиллер посвятил своим «Разбойникам» четыре долгих года, последние четыре года в Академии; он начал размышлять над своей драмой
18-го, если не на 17-м году жизни, а написал его 21-го.Жгучая ненависть к тирании, отвращение ко всяким формам принуждения, желание если не в жизни, то хотя бы в воображении сломать все цепи, сковывающие проявления блестящей, страстной натуры, и открыто вступившие в борьбу с развращенным обществом, — все это бурлило в душе молодого поэта., подчиненное суровому, тяжелому режиму герцогской военной академии, все это выглядело за; себе выход.
Но облечь свои чувства и мысли в картины Шиллеру было нелегко: в те годы творчество было для него медленным, мучительным процессом; познание жизни очень ограничено и однобоко; окружающие его лица, его товарищи и учителя были неинтересными оригиналами для портретов, а его критическое чутье и строгие требования к себе были уже развиты до такой степени, что Шиллер лучше своих критиков видел всю незрелость, все крупные и мелкие дефекты собственных юношеских произведений и безжалостно уничтожал первые опыты своей музы.
Поэтому не следует удивляться, что «Разбойники» задумывались так долго и что суровая рецензия на эту драму, появившаяся в 1782 году в «Вюртембергском реперториуме» под редакцией Шиллера совместно с Абелем и Петерсеном, была написана самим автором.
В этой статье, трактовавшей современный немецкий театр и проанализировавшей «Разбойников» как единственную драму, выросшую на почве Вюртемберга, были отмечены все слабые стороны пьесы: неуклюжесть и пошлость сюжета, несостоявшиеся персонажи (Амалия и старый мавр), отсутствие человеческих черт характера Франца, медленное развитие действия в первых трех актах, неровность и излишняя колоритность слога.
Шиллер не столь удачно характеризует достоинства своей драмы. Он не может отречься от видений своего времени: увлеченный величественным образом своего разбойника Мавра, изображающего его неким титаном, Шиллер в то же время не умеет оценить нравственного значения своего произведения и со следующим странная фраза бросает себе этот долг: Ну, что я могу сказать о морали пьесы? Возможно, мыслитель найдет его (особенно если он сам его введет).
То, что эта небрежная тирада действительно выражала точку зрения Шиллера, свидетельствует о его известном намерении написать вторую часть «Разбойников», в которой нравственное чувство нашло бы полное удовлетворение, намерении, которого поэт не ожидал до конца своей жизни.
В просвещенном XVIII веке, не признававшем возможности существования разбойников и смело объявлявшем известия о грабежах на дорогах южной Германии ложью, Шиллер осмелился вывести на сцену целую шайку разбойников, представив их как представителей силы, правды, благородного единодушия, полной противоположности бессильному обществу, подорванному предательством, бессовестно попирающему ногами естественный закон.
Шиллер считал свой возраст опасно больным и считал, что вылечить его можно только решительными, хотя и кардинальными мерами. Своим девизом он взял предписание Гиппократа: Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat. Банда Мупа состоит из людей, которые не могут подчиниться угнетению этого общества. Они входят в леса и образуют свободную общину, о подвигах которой Шиллер рассказывает с таким же почтением, с каким Плутарх рассказывает о подвигах античных героев.
Вся жажда свободы, таившаяся в душе поэта и окружавшей его толпы юношей, ограниченная военно-иезуитской системой образования, выразилась в описании бурной жизни товарищей Карла Моора. Шиллер ясно понимал, какое впечатление должна была произвести его драма; недаром он говорил своим друзьям, что хочет написать книгу, которую сожжет рука палача (судьба «Эмиля» Руссо).
Так что Шиллер составляет не одно лицо, а целую толпу, что напоминает нам о роли древнегреческого хора, который также часто является заглавной фигурой, как выразителя его мыслей и чувств.
Шиллер мастерски изображает толпу; он как бы разбивает его на отдельные группы и выводит на сцену по одному-двум представителям от каждой группы. Таким образом, перед нами проходит целая лестница персонажей, на первой ступени которой стоит герой (Мур), а на последней ступени мошенник (Шпигельберг).
Ближе всего к атаману дворянский Роллер и молодой Косинский; за ними идет верный, но дерзкий Швейцер; Гримм и Шварц, выступайте в качестве представителей! инертная, равнодушная масса, соответствующая настроению момента; Рацман принадлежит к числу колеблющихся, но уже заметно склоняющихся к Шпигельбергу; Шуфтерле — человек довольно подлого характера, умеющий находить прелесть в убийстве беззащитных женщин и детей; Шпигельберг, как мы сказали выше, злодей, который позорит всю банду.
Разбойники Шиллера не только говорят и двигаются на сцене, но живут и действуют, каждый по своему характеру.
Как мог молодой, подающий надежды поэт, допустивший в своем творчестве столько грубых ошибок, так успешно справиться с самой трудной из поставленных перед собой задач?
Судьба, во многом неблагосклонная к Шиллеру, сделала ему в этом вопросе одолжение: если бы он сам не был из толпы, если бы он не жил общей жизнью с несколькими сотнями товарищей, он бы не сказал, что именно они мысль, а чего не умели выразить, так же, как и он, все сыновья герцога, — в его драме не было бы банды разбойников, этого современного молодежного шиллеровского хора. Для изображения лиц жизнь давала Шиллеру мало подходящего материала.
Мне пришлось заполнить его данными, которые могли бы доставить литературные произведения, тайком прочитанные учеными. Шиллера не устраивали простые люди; ему нужны были герои выше или ниже среднего. Шиллер не мог представить столь славных натур в действии, так как для этого нужны знания и понимание жизни. Следовательно, Карл Моор больше говорит, чем действует, а Франц, если и говорит, то далеко не так умен, как говорит.
Карл Моор — воплощение чуткости, впечатлительности 18 века, его смелой веры в свои силы; Франц Моор тоже представитель своего времени, но именно та его сторона, которая была наиболее ненавистна поэту: он ученик французских философов-материалистов. Карл Моор — ренегат общества, Франц — по натуре. Карл верит в людей; предательство брата, холодность отца — тяжелые удары для него, ввергающие его в полное отчаяние; Франц холодно насмехается даже над голосом крови.
Карл считает себя вправе попирать людей, которые его обманули, Франц фактически попирает человеческие инстинкты. Карла мучают угрызения совести, которые Франц считает пустой выдумкой, целью которой является угасить страсти толпы и дураков. Оба брата полны сил и энергии; Мелочи жизни не имеют значения ни для одного из них. Оба восстают против существующего порядка вещей: в лице Карла в борьбу вступает физическая и моральная сила, в лице Франца — интеллектуальная.
Франц логичен, но не смел; Карл смел, но способен стать жертвой сразу двух противоположных эмоций. Франц отрицает жизнь после смерти, потому что иначе ему пришлось бы ее бояться; Карл верит ей, потому что здесь, на земле, он еще не был счастлив.
Для него смерть — желанный выход из массы противоречий, жертвами которых он, Гетц и Вертер одновременно, были на протяжении всей своей жизни. И не только Карла Моора утешает его решение сдаться правосудию; читатель и зритель тоже чувствуют, что это единственная гармоничная развязка драмы. Говен, указавший Шиллеру на историю Шубартов как на хороший сюжет для пьесы, в то же время посоветовал ему показать в своем произведении, как часто судьба ведет человека по дурному пути, чтобы вывести его на хороший.
Но для Шиллера, воспитанного на библейских образах, этот совет был излишним: уже в своем домашнем доме он привык видеть неисповедимые пути Промысла, во всех фактах жизни видеть перст Божий. Он считал, что высшей задачей в его философии является проникновение в великий план, бессознательно реализующий всю вселенную. Для него было вполне естественно сделать из самого грешника орудие в руке Всевышнего, необходимое для совершения божественной справедливости.
Карл Моор приносит себя в жертву существующему порядку, который он так храбро нарушил; он умирает не как герой и не как разбойник, а как мудрый человек, и умирая, он думает о счастье ближних. Этому человеку можно помочь — гуманная нота, завершающая всю драму и дарящая зрителю радостную веру в юные силы эпохи, породившей Разбойников и создавшего их поэта.
Сразу за Карлом и Францем Моорами по значимости идут старик Мавр и Амалия. Сам Шиллер признал, что эти два лица очень слабо нарисованы, и язвительно высмеял их в вышеприведенной статье.
Граф Моор, вместо нежного до слабости и любящего несправедливость отца, оказался пассивным стариком, падшим в детстве, и удивил нас своей необыкновенной жизненной силой; Амалия, возвышенная речь которой, по мнению критика Шиллера, выдает Клопштока, слишком пассивна даже для девушки в то время, когда ее роман в первых трех действиях собран в одном месте; она сама после смерти старого Мавра находится в странном положении, но не делает попыток выбраться из него.
Единственное разумное решение, которое она принимает (и то по инициативе Франца), — постричься — не особо оригинально: все брошенные и соблазненные невесты в балладах, романах и драмах того времени уходят в монастырь. Даже изображая смерть Амалии, зритель думает не столько о ней, сколько о Карле Муре, для которого убийство возлюбленной — дополнительная возможность показать величие своей души.
Недостатки единственного женского образа в «Разбойниках» станут нам вполне ясны, если мы вспомним, что ни в жизни, ни в литературе Шиллер не смог найти подходящей модели для образа достойной любовницы Карла Моора. Женщин он знал только по напыщенным текстам Клопштока, и поэтому Амалия оказалась мечтательницей, роль которой начинается и заканчивается трагическими восклицаниями.
Современная драматургия не так бедна портретами мелких интриганов, наперсников и верных старых слуг, преданность которых проявляется в почти комических чертах. Сообщник Вильгельма (в рассказе Шубарта), трусливо сознавшийся в своей причастности и выдавший главных виновников преступления, был тем семенем, из которого развился Герман Шиллер. В «Клингере и Лейзевице» у персонажей есть доверенные лица, которых Герман во многом напоминает нам.
Герман на самом деле человек порядочный и добродушный, но ограниченный. Ложное положение, в которое он поставлен незаконнорожденным сыном дворянина, развивает в нем раздражительность и зависть. Но эти чувства кипят в нем недолго. Вид горя, вызванного его обманом, приводит его в ужас. Он отступает от соблазнителя, сделавшего его своим орудием, раскаивается и пытается загладить свои проступки, хотя у него не хватает смелости открыто выступить обвинителем Франца.
Старый Даниил принадлежит к толпе простых, верных старых слуг; Даниэль любит своих хозяев любовью старой няни: он подробно рассказывает о мелких происшествиях из своего детства своему любимцу Карлу; узнав в графе Карле Мооре, он прежде всего просит разрешения поцеловать ему руку.
Этот тип сам по себе не сложен и к тому же хорошо развит в гражданских трагедиях того времени, где старики часто выдвигаются вперед, грустно качая головами, замечая, что не все ладится вокруг них, и с собачьим усердием исполняют волю своих хозяев, пока не потребуют чего-то от тех, кто не согласен с их традиционно честными взглядами.
Характеры персонажей расположены с определенной степенью симметрии: Франц и Карл, Шпигельберг и Роллер, Швейцер и Шуфтерле. Симметрию дополняет образ двух представителей духовенства — Патера и пастора Мозера.
Отец-пиетист — один из тех проповедников, которые считали своей важнейшей обязанностью внушать своим слушателям не любовь к Богу, а страх перед дьяволом. Моисей — вполне достойный проповедник слова Божия. Он говорит с Францем голосом совести, тот держит перед собой зеркало, в котором видит свое отражение.
Оба эти типа были очень удачны для Шиллера, так как были во многом списаны им с натуры: он видел своего отца на кафедре в Людвигсбурге в некой фигуре Циллинга, выкрикивающего осуждение плоти; он часто слышал его голос в проповедях, которые учитель-герцог не раз читал своим «сыновьям»; а преподобный Мозер был, как известно, первым учителем Шиллера, которому благодарный ученик воздвиг столь почетный памятник.
В драматической технике поражает искусная концентрация действия, примеры которой мы напрасно искали бы у предшественников Шиллера, драматургов эпохи «Бури и натиска», загромождавших свои произведения эпизодическими фигурами и происшествиями.
Только в Лессинге, в его Эмилии Галотти Шиллер мог видеть выполнение требования единства действия. И таковы были талант и такт неопытного драматурга, что он отказался от прелести свободного творчества, чтобы научиться экономии у холодного Лессинга, который в то время еще не умел оценить ее истинного значения. В «Разбойниках» одно связано с другим, одно вытекает из другого.
Событий много, они маловероятны, что подмечали даже современники Шиллера, привыкшие Клингера к большой настойчивости в этом отношении, но можно смело сказать, что среди современных «Разбойничьих» драм нет ни одного, где бы такого богатое внешнее содержание заключалось бы в таких узких, строгих рамках. Таким образом, уже в первом своем произведении юноша Шиллер показал себя большим мастером драматической техники.
Читайте также: Фридрих Шиллер, «Коварство и любовь»: краткое содержание, анализ и отзывы
Франц правит в замке
Краткое содержание драмы Шиллера «Разбойники» продолжается тем, что в фамильном замке правит Франц. Он добился своего, но не чувствует себя удовлетворенным: Амалия до сих пор не согласна стать его женой. Поняв, что его обманули, Герман раскрывает девушке «страшную тайну». Оказывается, Карл жив, как и старый граф.
Акт пятый
Сцена I
Франц в замешательстве. Ему приснился страшный сон, в котором он оказался перед Богом во время последнего суда. Все преступники оправданы, кроме него. Франц пытается стряхнуть с себя страх и насмешливо разговаривает с Даниэлем, но старый слуга очень серьезно относится к дурным предзнаменованиям.
Тогда Франц вызывает к себе пастора Мозера. Священник удивляется, ведь раньше Франц только издевался над религией, а теперь ему не терпится узнать, существует ли Бог, действительно ли будут наказаны грешники и что является самым страшным преступлением. Мозер говорит, что есть два самых страшных греха — отцеубийство и братоубийство. Франц сделал и то, и другое. В гневе испуганный граф выгоняет пастора.
На замок нападают разбойники во главе со Швейцером. Они ищут Франца. Он пытается спастись, молится Богу, но даже его молитвы пропитаны злобой и ненавистью. Франц понимает, что брат хочет казнить его самым жестоким образом. Граф приказывает своему слуге заколоть его мечом, но Даниил отказывается и убегает. Затем Франц душит себя шнурком на шляпе.
Грабители врываются в зал. Они находят тело Франца. Швейцер видит, что он не может выполнить приказ начальника, и стреляет себе в голову.
Основная идея
С помощью своей пьесы Шиллер осуждает немецкое общество своего времени, погрязшее в вульгарном мещанстве и слепой погоне за наживой, забывшее все нравственные принципы. Смысл пьесы «Разбойники» в том, чтобы описать кризис института дворянства, которым все слепо восхищались. Благородные порывы этих людей давно заменили хитрость и расчет, и лучшие из них не выживают в этой среде и остаются по ту сторону закона. Карл стал жертвой высшего общества, разоренной пороком.
Автор призывает показать пагубность и бессмысленность такого существования и призывает всех честных людей противостоять злу в любой форме, даже если эта борьба кажется бессмысленной и обреченной на провал. В этом основная мысль пьесы «Разбойники».
Весть о беспутной жизни Карла
Действие произведения начинается в фамильном замке, где живут бароны фон Моор: отец, Франц (младший сын), и Амалия фон Эдельрайх (невеста старшего сына и воспитанница графа). Автор сообщает, что Франц получил письмо от адвоката из Лейпцига. Адвокат просит у него совета по поводу беспутной жизни старшего сына графа Карла фон Моора.
Этот молодой человек является студентом Лейпцигского университета. Старик, опечаленный письмом, заставляет своего сына написать Чарльзу и сообщить ему, что граф зол и лишает его наследства и родительского благословения.
Карл решает навестить свой замок
Вместе с бандой старший сын графа оказывается в окружении богемских драконов. Однако людям Карла удается бежать, заплатив за это жизнью всего одного бойца (драгуны потеряли около 300 человек). Чешский дворянин просит присоединиться к подопечным Карла. Он потерял свое состояние и возлюбленную, которую зовут Амалия. В душе Карла история этого человека навевает воспоминания. Он отправляется во Франконию с бандой.
Молодой человек, представившийся графом фон Брандом, врывается в собственный фамильный замок. Здесь он встречает Амалию и видит, что она верна «покойному Карлу». Среди портретов предков, представленных в галерее, он замечает портрет своего отца. Карл останавливается рядом с ним и украдкой вытирает слезу. Никто не узнает старшего сына графа.
Только Франц, всевидящий и постоянно всех подозревающий, угадывает в госте Карла. Однако он никому не рассказывает о своих догадках. Франц заставляет Даниэля, старого дворецкого, поклясться, что убьет прибывшего графа. Однако Даниэль узнает Карла по шраму на руке. Он не может лгать старому слуге, который его вырастил. Но теперь Карл должен навсегда покинуть замок.
Перед отъездом он решает увидеться с Амалией. Девушка испытывает к нему чувства, которые раньше связывались у нее только с Карлом фон Моором. Однако Амалия его не узнает, и гостья прощается с любимым.
Карл находит своего отца
Он возвращается к разбойникам. Они должны покинуть эти места утром. Тем временем Карл идет по лесу. Он натыкается на башню в темноте и слышит голос. Это Герман пришел кормить запертую пленницу. Карл срывает замки с башни и освобождает отца, иссохшего, как скелет. Выходит, к сожалению, граф не умер от известия, которое принес Герман.
В гробу он пришел в себя. Тогда Франц тайно заточил отца в башне, обрекая его на одиночество, голод и холод. Выслушав рассказ отца, Карл решил отомстить. Несмотря на родственные связи, связывавшие его с Францем, он приказал разбойникам схватить его младшего брата и доставить к нему живым.
Короткий пересказ «Разбойники»
Спектакль рассказывает о семье баронов фон Моор. Действие происходит на протяжении двух лет. Главные герои – отец, младший сын Франц и подопечная графа, невеста старшего сына Амалия фон Эдельрайх.
Пьеса начинается с того, что Франц фон Моор, юрист из Лейпцига, получает письмо. В письме говорится о старшем брате-студенте Карле, который ведет беспутную жизнь, и это известие огорчает его отца.
В таверне Карл ждет ответа от отца, который все описал и пожалел в письме. Он хочет работать и заниматься бизнесом. Старый барон решает унаследовать своего старшего сына. Друг Карла Шпигельберг излагает свой план, согласно которому они создадут банду разбойников в богемских лесах. Карл соглашается стать их лидером.
Младший брат Франц в своих интересах начинает лгать Амалии о своем брате. Он рассказывает ей ложную историю о подарке Амалии Карлу. Девушка не верит Францу.
Франц уговаривает Германа, незаконнорожденного сына одного из дворян. По плану он должен был прийти к барону и сказать, что его старший сын погиб под Прагой. Старик умрет, а Амалия выйдет замуж за Германа. Франц получит все наследство.
План реализован. Старик падает в обморок, но по улыбке младшего сына догадывается, кто виноват во всех несчастных случаях. Карл продолжает грабить богачей и раздавать деньги сиротам. Франц обманул Германа, и тот сообщает, что старший сын и отец-барон жив. Амалия отказывается выйти замуж за Франца.
После одной битвы к разбойникам приходит дворянин без наследства, возлюбленную которого тоже звали Амалия. Карл собирается домой, чтобы увидеть свою возлюбленную. Под вымышленным именем он входит в семейную собственность, но брат узнает Карла. Франц приказывает убить посетителя, но дворецкий отказывается, также признавая в нем старшего сына барона.
Разбойники находят в лесу башню и освобождают барона. Карл решает взять замок, но Франц испугался и задушил себя. Старик узнает своего сына и умирает. Амалия не может быть с Карлом, потому что он дал клятву разбойникам. По просьбе девушки парень убивает ее. После всех происшествий Карл фон Моор отправляется к бедолаге, чтобы тот сдал его властям за деньги.
Основная идея драмы – ненависть между родственниками, способная на убийство; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.
«Смерть» графа
Все происходит по плану, который планировал осуществить Франц из драмы, автором которой является Фридрих Шиллер («Разбойники»). Мы уже кратко описали содержание этого плана. На картинке выше изображен портрет Шиллера.
Граф разговаривает с Амалией и вспоминает своего старшего сына. Здесь Герман появляется переодетым. Молодой человек сообщает, что Карл остался без средств к существованию, поэтому ему пришлось участвовать в прусско-австрийской кампании. Он героически погиб в Богемии, куда его забросила война. Умирая, Карл якобы просил передать отцу его шпагу, а также вернуть портрет Амалии и ее присягу на верность.
Старик винит себя в смерти сына. Однако он замечает радость на лице Франца и начинает понимать, что он виноват во всех бедах Карла. Граф теряет сознание, откидывается на подушки. Франц считает, что он мертв, и это его радует.
Проблемы
О проблемах со спектаклем «Разбойники» всегда можно рассказать подробнее — нужно лишь оставить сообщение Мудрому Литрекону в разделе комментариев.
- Жестокость
— мы можем в полной мере увидеть жестокость и несправедливость мира, где благородные и честные люди, подобные Карлу, Амалии и графу Моору, обречены на страдания и тщетные попытки найти свое счастье, и который Шиллер так хотел изменить. - Социальная несправедливость
— Автор показывает, как экономическое неравенство и несовершенство системы заставляют даже самых лучших людей часто совершать отчаянные поступки, противоречащие закону и морали. - Жадность
«Франц не сделал бы так много плохих вещей, если бы не его отчаянная жажда денег. Они были теми, кто вызвал его моральный упадок.