Краткое содержание «Отрочество» Толстой: пересказ по главам повести

Краткие содержания

Основные персонажи

Центральное место в рассказе Л. Н. Толстого «Отрочество» отведено мальчику по имени Николенька. Ему четырнадцать лет. Это возраст, когда человек начинает задумываться о своем месте в мире, учится строить отношения с окружающими. Главными героями рассказа «Отрочество», краткое содержание которого будет полезно изучить при подготовке к школьному уроку письма, являются:

  • Володя — старший брат Николеньки;
  • Любочка — сестра Николеньки;
  • Катенька — дочь воеводы Мими;
  • Сен-Жером — учитель французского языка;
  • Карл Иванович — учитель немецкого языка;
  • Бабушка с семьей.

Краткое содержание «Годы юности» Толстого читать будет гораздо интереснее, если заранее изучить представленный список главных героев.

Персонажи

  • Коля — история рассказана от его имени
  • Володя — брат Коли
  • Любочка — сестра Коли
  • Сонечка — вторая возлюбленная Коли
  • Сен-Жером — учитель Коли
  • Папенька — отец Коли и Володи
  • Карл Иванович — учитель Коли
  • Маша — горничная
  • Графиня — бабушка Коли
  • Дубков — друг Володи
  • Нехлюдов — друг Володи, друг Коли
  • Катенька — первая возлюбленная Коли
  • Филип
  • Мими — мать Катеньки

Сюжет повести «Отрочество» за 5 минут

Глава I

Главный герой рассказа – 14-летний подросток, дворянин Николенька Иртынев. После смерти матери Николенька с семьей переезжает из имения в Москву. Поездка длится 4 дня.

Глава II. Буря

Однажды в этом путешествии Николенька видит грозу, слышит гром. Это атака страха на него. Затем идет дождь. Николенька любуется свежим воздухом после дождя.

Глава III. Новый взгляд

По дороге Николенька едет в бричке с Катенькой, дочерью гувернантки Мими. Катенька плачет, потому что они с мамой бедны и живут тяжело. Николенька впервые понимает, что мир — это не только он и его семья, что вокруг есть другие люди со своими проблемами.

Глава IV. В Москве

Николенька с семьей приезжает в Москву и живет у бабушки, графини. Бабушка тяжело переживает недавнюю смерть дочери (матери Николеньки). Отец Николенька почти никогда не занимается детьми. Семейная жизнь идет не так, как прежде.

Глава V. Старший брат

У Николеньки есть брат Володя, который старше его на 1 год. Раньше мальчики были дружны, но с возрастом стали отдаляться. Однажды, уже живя с бабушкой, братья ссорятся. Вечером добрый Володя первым идет на примирение и просит у Николеньки прощения. Это действие трогает Николеньку до слез. Братья мирятся.

Глава VI. Маша

Маша, красивая и милая девушка, служит в семье Николеньки. Николаю она нравится. Однажды он слышит, как брат Володя мучает Машу. Николенька хочет быть таким же бойким, как его брат, но он застенчив и считает себя очень некрасивым. Николенька ревнует к брату из-за его красивой внешности.

Глава VII. Дробная часть

Однажды воевода Мими обнаруживает у Николеньки дробь (порох), которой играет. Мими сообщает об этом бабушке и отцу мальчика. Возникает скандал. Отец и бабушка решают уволить немецкого учителя Карла Ивановича и нанять француза Сен-Жерома.

Глава VIII. История Карла Ивановича

Учитель Карл Иванович собирает вещи, чтобы завтра уйти. Накануне отъезда он рассказывает любимой ученице Николеньке историю своей жизни. Карл Иванович родился в Германии. Его воспитывал отчим, поэтому он чувствовал себя аутсайдером в семье. С юных лет Карл работал сапожником, а затем ушел в армию.

Глава IX. Продолжение предыдущего

Став солдатом, юный Карл принимает участие в боях против Наполеона (при Аустерлице и др.). Он попадает в плен и убегает оттуда. Затем он работает 1,5 года на канатной фабрике. Жена хозяина влюбляется в него. Чтобы не выдать доброго лорда, Карл бежит от него и его жены.

Глава X. Продолжение

Наконец Карл возвращается в город к своей семье, которую не видел 9 лет. Пробыв дома совсем недолго, Карл вынужден бежать в Эмс. Из Эмса он приезжает в Россию учить детей. Так Карл Иванович оказывается в семье Николеньки.

Глава XI. Ед изм

Прошел год, как умерла мать Николеньки. 13 декабря день рождения Любочки, сестры Николеньки. В дом приходят гости. Тем временем Николенька и Володя занимаются с учителем истории. Николенька не готов к занятиям и получает за это «единицу». Братья скрывают этот факт от учителя Сен-Жерома, чтобы Николенька не был наказан.

Глава XII Ключ

Семья Николеньки и гости обедают. За ужином отец просит Николеньку принести Любочке подарок от учебы. В кабинете мальчик видит портфель отца. Он находит ключ от портфеля, открывает его и читает бумаги. Пока мальчик закрывает чемодан, ключ ломается и застревает в замочной скважине. Николенька решает скрыть это и возвращается в зал.

Глава XIII. Ренегат

После ужина начинаются игры в доме. Во время матчей Николенька ведет себя напряженно и нервно: он ждет, что его накажут за «девайс» и сломанный ключ. Во время игры Соня, которой нравится Николенька, всегда выбирает другого мальчика, Сережу Ивина. Николай обижается на это. Он считает Соню предательницей. Потом он видит, как Сережа целует Соню, и она весело смеется. Николенька разочарован в Соне.

Глава XIV. Затмение

Николенька презирает всех женщин. Он хочет гневаться. В этот момент учитель Сен-Жером узнает, что сегодня мальчик получил «единицу» по истории. Сен-Жером просит Николеньку уйти с праздника, но тот высовывает язык. Сен-Жером хватает мальчика, но бьет его. Синт-Жером насильно уводит Николеньку в чулан.

Глава XV сны

Наказанный Николенька сидит в каморке, плачет и думает о жизни. Он думает, что все его ненавидят. В чулан Николеньке приходит мысль, что он неродной, приемный ребенок, поэтому его никто не любит и не жалеет (что, конечно, не соответствует действительности).

Глава XVI. Хотите покрасить, будет мука

Николенька ночует в чулане. На следующий день его приводят к бабушке. Старуха требует, чтобы Николенька попросил прощения у Сен-Жерома, но мальчик отказывается и плачет. Это расстраивает бабушку, она впадает в истерику.

Тут же появляется отец, который рассказывает Николеньке о чемодане и сломанном ключе. Мальчик обещает, что больше так не будет. Он плачет и просит отца защитить его от учителя Сен-Жерома.

Глава XVII. Ненавидеть

Гувернёр Сен-Жером прожил с графиней 1,5 года. Николенька испытывает к нему настоящую ненависть. (Спустя годы Николенька признается, что Сен-Жером не такой уж плохой человек.) После скандала на вечеринке Сен-Жером мало что делает с Николенькой. Мальчик избегает его компании. Николеньке не нравятся унизительные методы воспитания Сен-Жерома.

Глава XVIII. Девственник

Николенька чувствует себя все более одиноким. Он много думает и наблюдает за окружающими. Так Николенька узнает, что горничная Маша влюблена в пьяницу Василия. Дядя Маша не разрешает этот брак, но девушка хочет выйти замуж только за Василия. Николеньке нравится Маша. Он не понимает, почему такая милая девушка любит пьяницу Василия. Мальчик надеется, что, став взрослым, он поможет Маше и Василию пожениться.

Глава девятнадцатая

Николенька продолжает жить одинокой жизнью, много философствует, думает о жизни. Его посещают не по-детски серьезные мысли. В результате у Николеньки вырабатывается пожизненная привычка к анализу.

Глава ХХ. Володя

15-летний Володя, старший брат Николеньки, готовится к поступлению в университет. Он сдает все экзамены. После поступления в университет Володя становится «взрослым», ходит на взрослые балы и так далее

Глава XXI. Катенька и Любочка

Как было сказано выше, у Николеньки есть старшая сестра Любочка. Также долгое время в семье Николеньки росла дочь воеводы Мими, 16-летняя Катенька. Любонька и Катенька росли вместе. Катенька — красивая и изящная кокетка, а Любонька — непривлекательная и простая.

Глава XXII. Папа

Отец Николеньки — заядлый игрок в карты. Он был весел в последнее время, потому что выиграл много денег в карты. Повзрослев, Николенька ясно видит недостатки и слабости отца.

Глава XXIII. Бабушка

Бабушка графиня все слабее и слабее, все время лежит в постели. Бабушка умирает. Никто в доме не жалеет об ее уходе, в том числе и Николенька. По завещанию все имение переходит к бабушке Любоньки. До замужества Любоньки ее имуществом будет распоряжаться доверенное лицо бабушки.

Глава XXIV. Я

Николенька готовится к поступлению в университет на математический факультет. Он до сих пор считает себя некрасивым. Теперь мальчик без ненависти относится к учителю Сен-Жерому. Николенька до сих пор любит горничную Машу. Он просит отца отдать Машу замуж за Василия, и отец соглашается. Итак, благодаря Николеньке Маша и Василий наконец-то женятся.

Глава ХХV друзья Володи

Николенька любит бывать в комнате Володиного брата, когда к нему приходят друзья. Чаще всего к Володе приходят два друга — Нехлюдов и Дубков. Николенька особенно интересуется Нехлюдовым.

Глава XXVI Аргументация

Однажды Николенька по обыкновению сидит в комнате Володи. Нехлюдов и Дубков приезжают в гости и приглашают Володю в театр. Но денег на билет у него нет, и Нехлюдов отдает ему свой билет, а сам остается дома с Николенькой. Нехлюдов и Николенька говорят на разные темы и обнаруживают, что во многом думают одинаково.

Глава ХХVII. Начало дружбы

Между Николенькой и Нехлюдовым складываются странные, но очень приятные отношения: они не общаются при посторонних, а опять-таки наедине обо всем говорят. Они делятся своими сокровенными мыслями друг с другом.

Это интересно: роман Толстого «Анна Каренина», написанный в 1877 году, повествует о трагической любви замужней дамы. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Анны Карениной» по главам и частям. В своей книге автору удалось представить масштабную картину быта и нравов дворянства Москвы и Петербурга во второй половине XIX века.

Тезисный пересказ

Николенька, которому едва исполнилось четырнадцать лет, умирает и вместе с отцом, сестрой и старшим братом Володей, которому уже пятнадцать, переезжает из деревни в Москву. Они живут с бабушкой. Дорога из села в город занимает четыре дня. Мальчик проводит это время в размышлениях о жизни, он вдруг понимает, что на свете существует не только его семья, есть и другие люди со своими проблемами.

Николай любит жить с бабушкой, но часто ссорится с Володей. Однажды братья сильно обидели друг друга. Николеньке кажется, что обида никогда не пройдет и отношения окончены, но Володя приходит встать. Через год после смерти матери бабушка решает снять горе и устроить праздник по случаю дня рождения Любоньки.

Накануне Николенька получает пятерку по истории, а до этого его заменил репетитор из-за того, что он не уследил за мальчиком. Мальчик пытается скрыть обиду, он не сообщает новому учителю Сен-Жерому о плохой отметке. Отец просит Николеньку сделать ему подарок для сестры из конторы. Николенька залезает в чемодан отца и случайно ломает ключ. Об этом он тоже никому не говорит.

Но его тайны раскрываются в разгар праздника. Учитель отправляет ученика в комнату и запрещает ему появляться среди гостей. Мальчик бунтует, его тоже огорчает, что объект его воздыханий, девочка Соня, отдала предпочтение другому. Николенька знакомится с надзирателем, у которого ночует в чулане. На следующее утро его вызывают к бабушке. Николенька испытывает ненависть к воспитателю.

Но проходят годы, и уже накануне университета Николай признает, что методы Сен-Жерома полностью оправдались. Мальчик дружит с другом старшего брата, учится анализировать и рассуждать как взрослый. Новый друг спасает его от невыносимого чувства одиночества.

Краткое содержание Л. Н. Толстого «Отрочество»

Отрывок, характеризующий Отрочество (повесть)

— Да мне не надо сахар, я просто хочу, чтобы ты потрогал ручку. Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже кто-то схватил. — Вы пальчик, Марья Генриховна, — сказал Ростов, — так будет еще приятнее. — Горячий! — сказала Марья Генриховна, краснея от радости. Ильин взял ведро воды и вылил, подошел к Марье Генриховне и попросил ее помешать пальцем. — Это моя чашка, — сказал он. — Просто ткните пальцем, я все выпью.

Когда самовар был полон, Ростов взял карты и предложил сыграть с Марьей Генриховной в короли. Много болталось о том, кто должен составить партию Марьи Генриховны. Правила игры, предложенные Ростовым, заключались в том, что тот, кто станет королем, имеет право целовать руку Марье Генриховне, а тот, кто останется негодяем, пойдет ставить новый самовар доктору, когда тот проснулся. «Ну, а если Марья Генриховна станет королем?» — спросил Ильин.

— Она королева! И ее приказ — закон. Игра только что началась, как вдруг за Марьей Генриховной вскинулась растерянная голова доктора. Он давно уже не спал и слушал, что говорили, и, по-видимому, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем сказанном и сделанном. Лицо его было грустным и подавленным.

Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил разрешения уйти, когда ему перегородили дорогу. Как только он вышел, все офицеры залились громким смехом, а Марья Генриховна покраснела до слез и от этого стала еще привлекательнее в глазах всех офицеров. Когда он вернулся со двора, доктор сказал жене (которая уже перестала так счастливо и испуганно улыбаться в ожидании приговора и посмотрела на него), что дождь прекратился и что надо ехать ночевать в карете, иначе их всех утащат.

— Да посылаю гонца..два! — сказал Ростов. — Пойдемте, доктор. «Я хочу побыть одна!» — сказал Ильин. — Нет, господа, вы хорошо спали, а я две ночи не спал, — сказал доктор, мрачно садясь подле жены и ожидая окончания пьесы. Глядя на хмурое лицо доктора, искоса поглядывая на его жену, офицеры еще больше веселились, и многие не могли удержаться от смеха, для чего торопливо пытались найти благовидные предлоги.

Когда доктор пошел, взял жену и вошел с нею в коляску, офицеры легли в корчме и накрылись мокрыми шинелями; но спали они недолго, то разговаривая, вспоминая ужас доктора и веселье доктора, то выбегая на крыльцо и донося о том, что случилось в карете. Несколько раз Ростов хотел заснуть, но опять чье-то замечание забавляло его, опять начинался разговор, и опять слышался беспричинный, веселый, детский смех.

Учеба в университете

Во время учебы в университете Николай знакомится со многими людьми, чья цель в жизни — просто развлекаться. Нехлюдов пытается образумить Николая, но уступает мнению большинства. В конце концов, Николай проваливает экзамен, приняв утешение Дмитрия за оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадку с правилами для себя, которые он написал очень давно. Он сожалеет и плачет, а позже начинает писать себе новую тетрадку с правилами, по которым будет жить всю оставшуюся жизнь, не меняя принципов.

Читайте также: «Отцы и дети» — краткое содержание романа 

Отрочество (Толстой Л. Н., 1854)

Глава XIX

Подростковые годы

Я с трудом могу поверить, что было любимым и постоянным предметом моих размышлений в молодости, — настолько они не соответствовали моему возрасту и положению. Но, на мой взгляд, несоответствие между позицией человека и его нравственной деятельностью есть вернейший признак истины.

В течение года я вел одинокую, эгоцентричную, нравственную жизнь, все отвлеченные вопросы о судьбе человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представлялись мне; и мой детский скудный ум со всем рвением неопытности старался разъяснить эти вопросы, положения которых составляют высшую ступень, до которой может дойти человеческий ум, но решение которых ему не дано.

Мне кажется, что человеческий разум в каждом отдельном человеке идет в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается в целых поколениях, что мысли, послужившие основой различных философских теорий, являются неотделимыми частями разума; но что каждый человек более или менее ясно знал о них еще до того, как узнал о существовании философских теорий.

Эти мысли явились мне в голову с такой ясностью и ярким характером, что я даже пытался применить их к жизни, воображая, что я первый, я открываю такие великие и полезные истины.

Однажды мне пришла в голову мысль, что счастье зависит не от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший терпеть страдания, не может быть несчастным, и чтобы приучить себя к труду, несмотря на страшную боль, прошло пять минут в протянутых руках словарь Татищева или заходил в каморку и хлестал себя веревкой по голой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах.

В другой раз, когда я вдруг вспомнил, что смерть ждет меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как люди не понимали ее до сих пор, что человек не может быть счастлив иначе, как пользуясь настоящим и не думая о будущее — и на три дня, под влиянием этой мысли, я забросил уроки и занимался только тем, что лежал на своей кровати, наслаждаясь чтением романа и поеданием пряников с Кроновским медом, которые я купил на последние деньги.

В тот раз, когда я стоял перед доской и рисовал на ней мелом разные фигуры, меня вдруг осенила мысль: почему симметрия приятна глазу? что такое симметрия Это врожденное чувство, ответил я себе. На чем он основан? Во всем ли в жизни есть симметрия? Наоборот, это жизнь — и я нарисовал на доске овальную фигуру.

После жизни душа переходит в вечность; вот вечность — и я провел линию от одной стороны овальной фигуры к самому краю доски. Почему нет такой функции на другой стороне? И действительно, какова бы ни была вечность, с одной стороны, мы непременно существовали до этой жизни, хотя и утратили память о ней.

Это рассуждение, казавшееся мне чрезвычайно новым и ясным, и связь которого я теперь с трудом улавливаю, мне чрезвычайно понравилось, и я взял лист бумаги и вздумал записать его, но в то же время шла такая бездна мыслей вдруг собралась в голове, что пришлось встать и пройтись по комнате.

Когда я подошел к окну, мое внимание было направлено на водяную колесницу, которую затем пустил в ход кучер, и все мои мысли были сосредоточены на решении вопроса: в какое животное или человека войдет душа этого водная колесница проходит, когда она дверь?

В этот момент Володя, проходивший через комнату, улыбнулся и заметил, что я о чем-то думаю, и этой улыбки было достаточно, чтобы я понял, что все, о чем я думаю, это страшный гиль.

По какой-то причине я рассказал об этом памятном происшествии только для того, чтобы дать читателю понять, какие у меня предположения.

Но из всех философских течений я не любил скепсиса, который в свое время довел меня до состояния, близкого к безумию. Я воображал, что во всем мире кроме меня никого и ничего не существует, что предметы не предметы, а образы, которые появляются только тогда, когда я обращаю на них внимание, и что как только я перестаю думать о них, эти образы тотчас же исчезают.

Словом, я согласился с Шеллингом в убеждении, что существуют не предметы, а мое отношение к ним. Были минуты, когда я под влиянием этой постоянной мысли, дошел до такой степени безумия, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь застать врасплох пустоту (néant) там, где меня не было.

Бедный, ничтожный родник нравственной деятельности — ум человека!

Мой скудный ум не мог проникнуть в непроницаемое, и в переутомлении я терял одно за другим убеждения, к которым ради счастья моей жизни я никогда не осмелился бы прикоснуться.

От всего этого тяжелого нравственного труда я не вынес ничего, кроме изобретательности ума, ослаблявшей мою силу воли, и привычки к постоянному нравственному анализу, губившей свежесть чувства и ясность ума.

Абстрактные мысли образуются в результате способности человека улавливать своим сознанием состояние души в конкретный момент и передавать его в память. Моя склонность к отвлеченным размышлениям развила во мне противоестественное сознание до такой степени, что я стал часто думать о самых простых вещах, попал в безнадежный круг анализа своих мыслей, я уже не думал о занимавшем меня вопросе, а думал о что я думал.

Спросите себя: о чем я думаю? — Я ответил: я думаю о том, что думаю. Что я сейчас думаю? Я думаю, что я думаю, что я думаю и так далее. Ум вышел за пределы ума…

Однако сделанные мною философские открытия были чрезвычайно льстивы моей гордыне: я часто видел себя великим человеком, открывал новые истины на благо всего человечества и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на других смертных;

но как ни странно, когда я вступал в конфликт с этими смертными, я робел перед всеми, и чем выше я ставил себя в своем собственном мнении, тем менее мог я при других не только проявлять сознание своего достоинства, но и не мог даже привыкай не стыдиться всех своих самых простых вещей, слов и жестов.

Отрочество — Толстой Лев Николаевич

Глава I

Долгая поездка

Опять подвели к крыльцу дома Петровских две кареты: одна была карета, в которой Мими, Катенька, Любочка, горничная и она сама. приказчик Яков на козлах; другая — бричка, в которой едем мы с Володей и лакей Василий, недавно привезенный из оброка.

Папа, который тоже приедет в Москву через несколько дней после нас, стоит на веранде без шапки и крестит окно кареты и бричку.

«Ну, Христос с тобой! надень!» Яков и ямщики (мы едем свои) снимают шапки и крестятся. «Но но! с божьим благословением!» Кузов телеги и бричка начинают подпрыгивать по неровной дороге, и березы в большой аллее пробегают мимо нас одна за другой. Мне совсем не грустно: мой мысленный взор не обращен ни к чему.

Я ухожу, но к тому, что меня ждет впереди. Когда я удаляюсь от предметов, связанных с мучительными воспоминаниями, которые до сих пор наполняли мое воображение, эти воспоминания теряют свою силу и быстро сменяются радостным чувством жизнеощущения, полного силы, свежести и надежды.

Редко я проводил несколько дней — не скажу весело: мне было как-то стыдно предаваться веселью — но это было так же приятно, как и четыре дня нашего пути.

Моим глазам не было ни закрытой двери материнской комнаты, мимо которой я не мог пройти без содрогания, ни закрытого рояля, к которому не только не подходили, но смотрели на него с каким-то страхом, ни траурной одежды. (для всех нас это были простые дорожные платья), ни все те вещи, которые, живо напоминая мне о невосполнимой утрате, заставляли меня остерегаться всякого проявления жизни из боязни оскорбить чем-нибудь память.

Здесь, наоборот, новые живописные места и предметы непрестанно останавливают и развлекают мое внимание, а природа весны вселяет в душу радостные чувства — довольство настоящим и светлую надежду на будущее.

Рано, рано утром, бесшабашно и как всегда есть люди в новом положении, потому что усердный Василий стягивает одеяло и уверяет, что пора идти и все готово. Как ни тискай, или хитри, или сердись, чтобы продлить сладкий утренний сон хотя бы еще на четверть часа, по решительному лицу Василия видно, что он неумолим и готов еще двадцать раз сдернуть одеяло, ты вскочить и бежать на ферму, чтобы помыться.

В сенях уже кипит самовар, который, раскрасневшись, как рак, взрывает форейтор Митька; двор сырой и туманный, как будто от вонючего навоза поднимается пар; солнце веселым, ярким светом освещает восточную часть неба, и соломенные крыши просторных сараев, окружающих двор, лоснятся от покрывающей их росы.

Под ними видны наши лошади, привязанные возле кормушек, и слышно их размеренное жевание. Какой-то мохнатый жук, присевший перед рассветом на сухой куче навоза, лениво потягивается, виляет хвостом и рысью бежит на другой конец двора. Деловая хозяйка открывает скрипучую калитку, выгоняет задумчивых коров на улицу, по которой уже слышен топот стада, шум и потасовки, и переговаривается с заспанной соседкой.

Филипп, засучив рукава рубашки, вытаскивает колесом ведро из глубокого колодца, брызгает яркой водой, наливает ее в дубовое бревно, возле которого уже плещутся в луже проснувшиеся утки; и я с удовольствием смотрю на большое, густо бородатое лицо Филипа и на толстые вены и мускулы, резко проступающие на его обнаженных сильных руках, когда он напрягается.

За перегородкой, где Мими спала с девочками и из-за того, где мы разговаривали вечером, слышно движение. Маша с разными предметами, которые она пытается скрыть от нашего любопытства своим платьем, пробегает мимо нас все чаще и чаще, наконец дверь открывается и нас приглашают пить чай.

Василий в припадке чрезмерного усердия беспрестанно вбегает в комнату, выносит то и это, подмигивает нам и всячески просит Марью Ивановну уйти пораньше. Лошади ложатся и выражают свое нетерпение, изредка позвякивая бубенчиками; чемоданы, сундуки, ящики и чемоданы снова упаковываются, и мы занимаем свои места.

Но каждый раз в бричке вместо сиденья находим гору, так что не можем понять, как все это было упаковано накануне и как нам теперь сидеть; особенно ореховая чайница с треугольной крышкой, поданная нам в бричке и подложенная под меня, вызывает у меня крайнее негодование. Но Василий говорит, что это изменится, и я вынужден ему поверить.

Солнце только что взошло над сплошной белой тучей, закрывавшей восток, и вся округа была освещена спокойным, радостным светом. Все так прекрасно вокруг меня, и на душе так легко и спокойно…

Дорога вьется вперед широкой дикой лентой, между полями высохшей стерни и блестящей зеленой росой; кое-где по дороге попадаются хмурые ивы или молодые березки с мелкими липкими листьями, которые отбрасывают длинную неподвижную тень на высохшие глиняные колеи и мелкую зеленую травку дороги… Монотонный стук колес и колокольный звон не заглушает песни жаворонков, вьющихся у самой дороги.

Запах проеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которая отличает нашу бричку, покрывается запахом утра, и я чувствую в душе радостную тревогу, желание что-то сделать есть признак истинного удовольствия.

У меня не было времени молиться в гостинице; но так как я не раз замечал, что в тот день, когда я почему-то забываю совершить этот ритуал, со мной случается какая-то авария, я пытаюсь исправить свою ошибку: снимаю шапку, поворачиваю на угол бричками, говорю молитвы и я буду креститься под курткой, чтобы никто этого не видел. Но тысячи разных предметов отвлекают мое внимание, и я в рассеянности повторяю одни и те же молитвенные слова несколько раз подряд.

Здесь на тропинке, вьющейся вплотную к дороге, можно увидеть несколько медленно движущихся фигур: это молящиеся женщины. Головы у них замотаны грязными платками, рюкзаки из бересты за спиной, ноги обмотаны грязными, рваными онучами и обуты в тяжелые лапти.

Они мерно машут палками и почти не оглядываются на нас, продвигаясь вперед друг за другом медленным тяжелым шагом, и я озабочен вопросами: куда, зачем они идут? как долго будет продолжаться их путь и как скоро длинные тени, отбрасываемые ими на дорогу, соединятся с тенью стрелы, которую они должны пройти.

Вот фура, четверка, на столбе мчится быстро навстречу. Две секунды, и лица, на расстоянии двух аршин, ласково, любопытно смотрящие на нас, уже мелькнули, и как-то странно кажется, что эти лица не имеют со мной ничего общего, и что вы можете никогда больше их не увидеть.

Вот две потные, растрепанные лошади в хомутах с накинутыми на упряжь гусеницами бегут по обочине, а сзади болтаются длинные ноги в больших сапогах по обе стороны от лошади, у которой с гривы свисает бант и изредка звонит в колокольчик, еле слышно , едет молодец, кучер, и, сбив на одно ухо яркую шапку, рисует какую-то протяжную песню.

Его лицо и поза выражают столько ленивой, беспечной удовлетворенности, что мне кажется верхом счастья быть кучером, ехать назад и петь грустные песни. Далеко за оврагом виднеется деревенская церковь с зеленой крышей на фоне бледно-голубого неба; есть деревня, красная крыша усадьбы и зеленый сад. Кто живет в этом доме? есть ли у него дети, отец, мать, учитель? Почему бы нам не пойти в этот дом и не познакомиться с владельцами?

Вот длинная колонна огромных повозок, запряженных тремя упитанными толстоногими лошадьми, которых мы вынуждены обходить. — Что ты несешь? — спрашивает Василий у первого извозчика, который опускает свои огромные ноги с кроватей и машет кнутом, долго смотрит на нас напряженным бессмысленным взглядом и что-то отвечает только тогда, когда его невозможно услышать.

«Какой продукт?» — Василий поворачивается к другому вагону, на огороженном передке которого, под новой циновкой, лежит еще один извозчик. Светловолосая голова с красным лицом и рыжеватой бородой высовывается на мгновение из-под рогожи, смотрит на нашу бричку равнодушно-презрительным взглядом и снова исчезает — и мне приходит в голову мысль, что эти таксисты не знают, кто мы и куда и куда идем?..

Короткий пересказ «Отрочества» Толстого

Сразу после приезда в Москву Николенька чувствует произошедшие с ним перемены. В его душе есть место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию к чужому горю, умению понимать чужие поступки. Он осознает всю безутешность бабушкиного горя после смерти любимой дочери, радуется до слез, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры.

Еще одна поразительная перемена Николеньки в том, что он смущенно замечает волнение, которое возбуждает в нем двадцатипятилетняя служанка Маша. Николенька убеждена в его уродстве, завидует красоте Володи и изо всех сил пытается, но безуспешно, убедить себя, что приятная внешность не может составлять всего счастья в жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, кажется, он обречен.

Бабушке сообщают, что мальчики играют с порохом, и хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка упрекает Карла Ивановича в том, что он не присматривает за детьми, и настаивает на замене его порядочным воспитателем. Николеньке тяжело расставаться с Карлом Ивановичем.

Николенька не ладит с новым учителем французского, сам иногда не понимает его грубости по отношению к учителю. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Инцидент с ключом, который он случайно, по неизвестной причине, ломает, пытаясь открыть чемодан отца, окончательно выводит Николеньку из равновесия.

Когда она решает, что все сознательно настроились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — бьет надсмотрщика, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой?» — кричит, как ему все противно и противно. Они запирают его в чулане и угрожают наказать розгами.

После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство унижения, он умоляет отца о прощении, и тот бьется в конвульсиях. Все опасаются за его здоровье, но после двенадцати часов сна Николенька чувствует себя хорошо и даже счастлив, что его семья беспокоится о его непонятной болезни.

После этого случая Николенька чувствует себя все более и более одиноким, и самая большая его радость — это уединенное размышление и наблюдение. Он наблюдает за странными отношениями горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие бурные отношения можно назвать любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю о том, что думаю, о чем думаю и т д. Ум вышел за пределы ума…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его зрелости. Он замечает перемены, происходящие с его братом и сестрами, наблюдает, как стареющий отец развивает особую нежность к детям, переживает смерть бабушки — и его обижают разговоры о том, кому достанется ее наследство…

До поступления в университет Николеньке осталось несколько месяцев. Он готовится к математическому факультету и хорошо учится. Пытаясь избавиться от многих слабостей молодости, Николенька считает самой главной склонность к праздным рассуждениям и считает, что эта склонность принесет ему много вреда в жизни.

Таким образом, проявляются попытки самообразования. К Володе часто приходят друзья — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроение их душ кажется для Николеньки одинаковым. Постоянно улучшать себя и тем самым исправлять все человечество — к такой мысли Николенька приходит под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом юности.

Толстой «Отрочество» очень краткое содержание

Главный герой рассказа – 14-летний подросток Николенька Иртынев из богатой дворянской семьи. После смерти матери Николенька с семьей переезжает из имения в Москву к бабушке. Строгая и сдержанная бабушка-графиня тяжело переживает смерть дочери и мало заботится о Николеньке и других внуках.

У Николеньки есть старший брат Володя и старшая сестра Любонька. Отец Николеньки — заядлый игрок и легкомысленный человек. У него мало общего с детьми. Воспитанием Николеньки занимается сначала учитель-немец Карл Иванович, а затем француз Сен-Жером.

Живя в доме бабушки, Николенька чувствует себя все более одинокой. Иногда ему кажется, что его никто не любит. Николенька много времени проводит наедине с собой, размышляя о жизни и наблюдая за окружающими.

Николенька считает себя некрасивым и даже некрасивым мальчиком. Он застенчив и тревожен. Николенька влюблен в горничную Машу, но скрывает это. Он знает, что Маша любит слугу Василия. Добрый Николенька помогает Маше и Василию пожениться.

После тяжелой болезни бабушка-графиня умирает. По завещанию имущество бабушки переходит к Любонке, сестре героя. Семья Николеньки продолжает жить в доме ее бабушки. Николенька часто бывает в комнате брата Володи, где собираются его друзья. Среди друзей Володи Николеньку особенно привлекает Нехлюдов. Вскоре Николенька и Нехлюдов становятся лучшими друзьями.

История рассказывается с точки зрения Николая Иртеньева, взрослого человека, который помнит отдельные события и глубокие переживания своего детства.

«Отрочество» — читательский дневник по повести Л. Толстого

«Отрочество» — второй рассказ в трилогии Льва Толстого впервые был опубликован в 1854 году в журнале «Современник».

Главные герои и их краткая характеристика

  • Николай Иртеньев (Николенка) — добрый, симпатичный четырнадцатилетний подросток, остро переживающий свое взросление.
  • Владимир — старший брат Николеньки, который был для него примером для подражания.
  • Катя, Люба — сестры Николеньки.
  • Бабушка добрая, любящая женщина, которая так и не оправилась от смерти дочери.
  • Старший Иртеньев — отец Николеньки, добрый, строгий, но справедливый человек.
  • Карл Иванович — старый учитель Николеньки и Володи, искренне привязавшийся к мальчикам.
  • Дмитрий Нехлюдов – молодой князь, студент, ставший лучшим другом Николеньки.

Время и место действия

Действие повести происходит в первой половине 19 века в Москве, куда семья Иртеневых переехала после смерти матери Николеньки.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Николенька заметил, что он изменился после приезда в Москву. Он начал понимать поступки других и сочувствовать. Например, он простил своего брата после ссоры и посочувствовал бабушке, которая была опустошена после смерти дочери. Николенька тоже влюбился в служанку, но считает, что из-за своей неприглядной внешности до конца жизни останется один.

Бабушка выгоняет учителя Карла Ивановича и Николеньку и расставаться с ним тяжело, а с новым учителем у него вообще нет отношений. Он груб, непослушен и удивляет этим даже своего старшего брата. Мальчик заперт в шкафу, и на нервной почве у него эпилепсия. До поступления Николеньки в институт осталось всего несколько месяцев.

План пересказа

  1. Иртеневы едут из деревни в Москву.
  2. В жизнь героя входят новые ощущения.
  3. Учитель Карл Иванович рассказывает юноше свою историю.
  4. День рождения Любочки.
  5. Николай взламывает ключик от тайника отца.
  6. Уловка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Мальчик наказан.
  7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов тоже становится другом Николая.
  8. Николай замечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
  9. Бабушка умирает и оставляет Любочке все свое состояние.
  10. Николай готовится к поступлению в университет.

Основная мысль

Подростковый возраст – сложный и очень важный период в жизни любого человека, когда закладываются основы его личности.

Чему учит

Произведение учит спокойному отношению к себе – принятию своих поступков, мыслей и чувств.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"