Гамбринус — краткое содержание
Основные события произведения происходят в местном пабе под эпическим названием «Гамбринус».
Такое название заведение получило в честь покровителя пивной индустрии – короля Гамбринуса. Пивной бар находился в подвале дома. На стенах всегда собиралась влага, на полу хаотично валялись опилки, а вместо столов стояли бочки. Справа было место для артистов, своего рода сцена. Каждый вечер можно было послушать музыканта Сашку, еврея, немного похожего на обезьяну.
Посетители пивного заведения любили и ценили музыканта. Маленькая собачка по кличке Белка всегда была рядом с хозяином. Еще одним действующим лицом в произведении является буфетчица мадам Иванова, постоянно курящая дама, командовавшая прислугой.
Местная городская гавань всегда была полна кораблей. Англичане, русские, поляки, французы, японцы… Моряки из разных штатов и стран были частыми гостями Гамбринуса и поклонниками творчества Сашки. Многие просили исполнить мелодию любимой страны и всегда щедро платили серебром. Музыкант каждый день играл на своей скрипке, чем радовал посетителей.
Однажды артист пришел в паб гораздо раньше обычного. Ему суждено было отправиться на войну. В полночь новость облетела весь Гамбринус. Саша был сильно пьян, но страх, грусть и дикий ужас все еще присутствовали на его усталом лице. Свой инструмент музыкант отдает простому рабочему, а собаку оставляет у госпожи Ивановой.
Гамбринус без Александра стал унылым и скучным заведением, посетители плохо реагировали на попытки хозяина заведения пригласить других артистов и часто освистывали «чужих». Сначала музыканта спрашивали ежедневно, но вскоре стали забывать. Новостей от Саши не было. Его место в трактире занял гармонист Лешка, который раньше занимался воровством.
Год прошел незаметно. Про еврея Сашку все благополучно забыли, кроме буфетчицы Ивановой.
Прошел еще один год. И вот музыкант вернулся — живой и невредимый. В тот славный день в пивной было как никогда многолюдно. Собаку Белку оставили рядом, скрипку вернули Саше. И только Иванова увидела в глазах художника до боли знакомый страх и ужас.
Вскоре наступили «темные и бурные» времена. Погромы, толпы на улицах, евреев часто избивали. Сашу и пальцем тронуть не смели, потому что он был известным городским человеком. Но однажды на его глазах зверски убили пса Экорна. После шумных городских погромов наконец наступила тишина. Дело расследовали сыщики.
Не обошли они и тогда Гамбринуса. Одна из ищейок по кличке Гундосий напала на музыканта. Вскоре посетители увидели лежащего без сознания Гундосия и Сашу с обломком скрипки в руке… Публика быстро спрятала артиста. Но в тот же шумный вечер, когда он выходил из Гамбринуса, на него внезапно напали несколько человек. Это был плохой знак.
И вот прошло около трех месяцев. Однажды поздним вечером Саша снова появился в Гамбринусе. Он был довольно исхудал, с отросшей бородой. Но самое печальное тогда было то, что левая рука Александра была очень сильно повреждена, нормально двигать ею было уже невозможно. На все вопросы окружающих пивной музыкант отвечал: «Должно быть, что-то случилось с сухожилием».
Художник уже не мог играть на скрипке. Гости были очень расстроены этим. Но тут вдруг музыкант правой рукой достал из кармана губную гармошку. И снова в пивной «Гамбринус» зазвучали знакомые старые мелодии.
Рассказ заканчивается словами: «Человек может стать калекой, но искусство все выдержит и все победит».
Оценка творчества
Произведение «Гамбринус» получило неоднозначные отзывы. Лев Толстой однажды дал замечательную оценку литературному творчеству Куприна, отметив его яркий тон. Максим Горький предложил присвоить автору почетное звание певца-революционера.
Но когда Куприн после октябрьских событий эмигрировал за границу, восприятие его и его творчества в корне изменилось, а сам автор больше никогда не возвращался к революционной тематике в своих произведениях. Возможно, этот факт является одной из причин, почему стоит прочитать рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не может в полной мере передать мастерство автора.
Так назывался паб в оживленном портовом городе на юге России. Хотя он располагался на одной из самых многолюдных улиц, найти его было довольно сложно из-за подземного расположения. Нередко посетитель, даже близко знакомый и хорошо принятый в Гамбринусе, умудрялся обходить стороной это замечательное заведение, возвращаясь лишь пройдя два-три близлежащих магазина.
Признаков не было вообще. Прямо с тротуара они вошли в узкую, всегда открытую дверь. От него вела все та же узкая лестница из двадцати каменных ступеней, пробитая и искривленная многими миллионами тяжелых сапог. Над концом лестницы, в стене, красовался горельеф, изображавший славного покровителя пивной промышленности короля Гамбринуса ростом примерно в два человека.
Эта скульптурная работа была, вероятно, первой работой начинающего любителя и казалась грубо сделанной из окаменелых кусочков пористой губки, но красный камзол, горностаевая мантия, золотая корона и высоко поднятая кружка с льющейся вниз белой пеной не оставляли сомнений в том, что посетитель был перед самим великим меценатом. Паб состоял из двух длинных, но очень низких сводчатых залов.
Подземная влага всегда сбегала с каменных стен быстрыми струями и искрилась в огне из газовых рожков, которые горели день и ночь, потому что окон в трактире не было вовсе. На сводах еще довольно отчетливо виднелись следы занимательной настенной росписи. На одном снимке большая компания немецких юношей, в охотничьих зеленых куртках, в шапках с тетеревиными перьями, с оружием за плечами, гуляла.
Все повернулись в сторону пивной и приветствовали собравшихся распростертыми кружками, а двое из них также обняли за талии двух пухленьких девиц, служанок в деревенском трактире, а может, дочек доброго крестьянина. На другой стене был светский пикник первой половины 18 века; Графини и графини в напудренных париках уютно резвятся на зеленом лугу с ягнятами, а рядом, под раскидистыми ивами, лежит пруд с лебедями, которых изящно кормят рыцари и дамы, восседающие в подобии золотой раковины.
На следующем снимке была изображена изнутри хохлацкая изба и семья счастливых малороссов, танцующих гопак со штофами в руках. Еще дальше трепетала большая бочка, и на ней, обвитой виноградом и листьями хмеля, два уродливых толстых амура с красными лицами, толстыми губами и бессовестно толстыми глазами чокаются плоскими стаканами.
Во втором зале, отделенном от первого полукруглой аркой, располагались картины лягушачьей жизни: лягушки пьют пиво в зеленом болоте, лягушки охотятся на стрекоз среди густых камышов, играют на струнном квартете, дерутся на мечах и т стены расписаны иностранным мастером. Вместо столов на густо усыпанный опилками пол поставили тяжелые дубовые бочки; вместо стульев — маленькая посуда.
Справа от входа была небольшая сцена, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, много лет подряд, для удовольствия и развлечения гостей играл на скрипке музыкант Сашка — еврей — кроткий, веселый, пьяный, лысый человек, с видом паршивой обезьяны, неопределенного вида годы.
Шли годы, менялись лакеи в кожаных повязках, менялись продавцы и пивные портье, менялись владельцы самой пивной, но Сашка всегда каждый вечер в шесть часов сидел на сцене со скрипкой в руках и с маленькая белая собачка на коленях, а в час ночи он отправился из Гамбринуса в сопровождении такого же пса Экорна, еле вставшего на ноги от пьяного пива.
Однако была в Гамбринусе еще одна незаменимая особа — барменша мадам Иванова — пухлая бескровная старуха, которая от беспрерывного пребывания в сырой пивной ловушке была похожа на бледную, ленивую рыбку, обитающую в глубинах морских пещер. Словно капитан корабля из каюты, она молча велела слугам с высоты буфетной и все время курила, зажав сигарету в правом углу рта и щурясь от дыма правым глазом. Ее голос редко кто слышал, и она всегда кланялась в ответ с той же бесцветной улыбкой.
Несколько интересных сочинений
Наверное, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные дары или исполнение желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.
Наверное, нет на земле человека, который не слышал бы о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то взрослый или ребенок, знаком с его творчеством
Главный герой произведения – Юшка, представленный автором как рано стареющий человек-потребитель.
Перед нами картина художника Павла Корина «Александр Невский». На картине изображен князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой России
II
Огромный порт, один из крупнейших торговых портов мира, всегда был переполнен кораблями. В него вошли темно-ржавые гигантские броненосцы. В нем, направлявшемся на Дальний Восток, грузились желтые пароходы добровольческого флота, ежедневно вбиравшие в себя длинные поезда с товарами или тысячи заключенных.
Весной и осенью сюда развевались сотни флагов со всего земного шара, а с утра до ночи раздавались команды и ругательства на разных языках. Грузчики носились с кораблей к бесчисленным складам и обратно по качающимся трапам: русские бродяги, оборванные, почти голые, с полными, опухшими лицами, черные турки в грязных тюрбанах и до колен, но в обтягивающих икрах штанах, коренастые, мускулистые персы, с волосы и ногти окрашены хной в огненно-морковный цвет.
Часто в гавань заходили очаровательные двух- и трехмачтовые итальянские шхуны с обычными полами парусов — чистые, белые и упругие, как груди молодых женщин; Эти стройные корабли появлялись за маяком и появлялись — особенно ясными весенними утрами — как дивные белые видения, плывущие не по воде, а по воздуху, над горизонтом.
Здесь высокие анатолийские кочермы и трапезундские фелюги с их диковинными расцветками, резьбой и причудливыми орнаментами месяцами качаются в грязно-зеленой воде гавани, среди мусора, яичной скорлупы, арбузных корок и стай белых чаек.
Время от времени сюда проплывали какие-то странные узкие корабли, под черными просмоленными парусами, с грязной тряпкой вместо флага; огибая пристань и чуть ли не царапая о нее бортом, такое судно летело, прямо в борт и не сбавляя хода, в любой порт, терзаемое среди многоязычных ругательств, ругательств и угроз в адрес первой попавшейся пристани, где ее матросы были совершенно нагие, бронзовые, маленькие люди, — издали гортанный крик, с непостижимой быстротой сняли порванные паруса, и мгновенно грязный, таинственный корабль стал как мертвый.
И так же таинственно, темной ночью, не зажигая фонарей, тихо исчезло из гавани. По ночам вся бухта кишела легкими катерами контрабандистов. Местные и дальние рыбаки привозили в город рыбу: весной — мелких анчоусов, которыми миллионами набивали их баркасы, летом — уродливую камбалу, осенью — скумбрию, кефаль и устриц, а зимой — десяти- и двадцатифунтовую белугу, часто попадаются с большой опасностью для жизни, во многих милях от берега.
Все эти люди — моряки разных народов, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, чернорабочие, лодочники, грузчики, ныряльщики, контрабандисты — все они были молоды, свежи и пропитаны крепким запахом моря и рыбы, знали серьезность работы, любили прелесть и ужас повседневного риска, ценили превыше всего силу, молодость, задор и остроту крепкого слова, а на суше с диким удовольствием предавались пирам, пьянству и дракам.
По вечерам огни большого города, бежавшие высоко вверху, манили их, как волшебные светящиеся глаза, всегда обещая что-то новое, радостное, еще не испытанное и всегда обманчивое.
Город был соединен с гаванью узкими, крутыми, кривыми улицами, по которым порядочные люди избегали ходить ночью. На каждом шагу попадались ночлежки с грязными, зарешеченными окнами, с сумрачным светом одинокой лампы внутри. Все чаще появлялись магазины, где можно было продать всю свою одежду от себя до нижнего белья матросской сетки и снова облачиться в любой морской костюм.
Было также много кабаков, кабаков, кухмистеров и кабаков с выразительными вывесками на всех языках и немало открытых и тайных борделей, из порогов которых по ночам грубо накрашенные женщины хриплыми голосами звали матросов. Были греческие кофейни, где в шестьдесят шесть лет играли в домино, и турецкие кофейни с кальянными аппаратами и ночлегом за пятак; были восточные таверны, в которых продавались улитки, петалиды, креветки, мидии, большие бородавчатые кальмары и прочая морская гадость.
Где-то на чердаках и подвалах, за глухими ставнями, ютились игорные притоны, где стосс и баккара часто заканчивались вспоротым желудком или пробитым черепом, а прямо за углом, иногда в ближайшем шкафу, можно было затопить любые украденные предметы, от бриллиантового браслета до серебряного креста и от клубка лионского бархата до парадной матросской шинели.
Эти крутые, узкие улицы, черные от угольной пыли, всегда ночью становились липкими и зловонными, словно вспотев в кошмарном сне. И они были подобны нечистотам или грязным кишкам, через которые великий интернациональный город выбрасывал в море всю свою грязь, всю свою гниль, мерзости и пороки, заражая ими крепкие мускулистые тела и простые души.
Глава третья
Несмотря на высокую и стабильную популярность питейного заведения среди горожан и матросов, главный герой всегда приходил намного раньше открытия и исполнял для госпожи Ивановой собственные произведения — это были тягучие и грустные композиции, на них даже Экорн выл.
Как и в любом заведении, где продавали и распивали алкоголь, здесь был свой «особый» шик и образ жизни. Пили много и часто здесь считалось хорошим тоном заставлять бочку, играющую роль стола, бутылками так, чтобы на ней не оставалось места. Среди этого шума и гама была слышна только Сашина скрипка.
В общем, он играл для всех, беря деньги с тех, кто заказывал что-то еще. Другими словами, он играл на заказ. У него это всегда отлично получалось, он знал почти все песни. Ночью ситуация в пабе вышла из-под контроля, народ веселился и сходил с ума. Они не просто так лезли к скрипачу. Иногда они занимают у него деньги и не возвращают.
Сашка, несмотря на свое ремесло, не хотел быть знаменитым, популярность ему совсем не нравилась. Был даже интересный случай — одна из «акул пера» местной переписки привела в паб профессора, имевшего отношение к музыке и работавшего в соответствующем учреждении. Саша намеренно играл неумело и плохо. Профессор даже не допил пива, ушел, не выдержав атмосферы и качества игры скрипача.
Гражданская позиция
Буржуазное положение Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает свою любимую собаку-скрипача Сашку. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и глупого народного гнева.
Обычные люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвами грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль автор выразил не только в этом произведении. Буржуазную позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», написанные также Куприным. Гамбринус же отличается от других своим особым эмоциональным и пикантным стилем.
Это настоящий эталон литературного выражения: все события и предметы, описываемые автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.
Читайте также: «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» краткое содержание повести
Особая магия
«Гамбринус» — это короткий рассказ длиной чуть более двадцати страниц. Но каждая его фраза пронизана особой магией и энергией авторского литературного мастерства. Повествование волнует читателя, держит его в постоянном напряжении, не оставляет равнодушным, равнодушным к драматическим событиям, происходившим в то время в Российской империи.
Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни разрушила веселую атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между горожанами, погрузив некогда веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать журналистской достоверности автора, описывает имевшие место акты вандализма разгула черносотенцев.
Автор достаточно подробно описывает, как они в нетрезвом виде грубо врывались в частные дома, квартиры, безбожно рылись в комодах и кроватях, вымогали деньги, требовали то ли водки, то ли исполнения национального гимна. В каждой описательной строке читатель чувствует публицистический талант автора.
I
Так назывался паб в оживленном портовом городе на юге России. Хотя он располагался на одной из самых многолюдных улиц, найти его было довольно сложно из-за подземного расположения. Нередко посетитель, даже близко знакомый и хорошо принятый в Гамбринусе, умудрялся обходить стороной это замечательное заведение, возвращаясь лишь пройдя два-три близлежащих магазина.
Вывески не было вообще. Прямо с тротуара они вошли в узкую, всегда открытую дверь. От него вела все та же узкая лестница из двадцати каменных ступеней, пробитая и искривленная многими миллионами тяжелых сапог. Над концом лестницы, в стене, красовался горельеф, изображавший славного покровителя пивной промышленности короля Гамбринуса ростом примерно в два человека.
Эта скульптурная работа была, вероятно, первой работой начинающего любителя и казалась грубо выполненной из окаменевших кусков пористой губки, но красный камзол, горностаевая мантия, золотая корона и высоко поднятая рожа с льющейся вниз белой пеной не оставляли сомнений в том, что великий покровитель был сам перед посетителем.
Паб состоял из двух длинных, но очень низких сводчатых залов. Подземная влага всегда сбегала с каменных стен быстрыми струями и искрилась в огне из газовых рожков, которые горели день и ночь, потому что окон в трактире не было вовсе. На сводах еще довольно отчетливо виднелись следы занимательной настенной росписи. На одном снимке большая компания немецких юношей, в охотничьих зеленых куртках, в шапках с тетеревиными перьями, с оружием за плечами, гуляла.
Все повернулись в сторону пивной и приветствовали собравшихся распростертыми кружками, а двое из них также обняли за талии двух пухленьких девиц, служанок в деревенском трактире, а может, дочек доброго крестьянина. На другой стороне изображен светский пикник первой половины XVIII в.; Графини и графини в напудренных париках уютно резвятся на зеленом лугу с ягнятами, а рядом, под раскидистыми ивами, лежит пруд с лебедями, которых изящно кормят рыцари и дамы, восседающие в подобии золотой раковины.
На следующем снимке была изображена изнутри хохлацкая изба и семья счастливых малороссов, танцующих гопак со штофами в руках. Еще дальше трепетала большая бочка, и на ней, обвитой виноградом и листьями хмеля, два уродливых толстых амура с красными лицами, толстыми губами и бессовестно толстыми глазами чокаются плоскими стаканами.
Во втором зале, отделенном от первого полукруглой аркой, располагались картины из жизни лягушек: лягушки, пьющие пиво в зеленом болоте, лягушки, охотящиеся на стрекоз среди густых тростников, играющие на струнном квартете, сражающиеся на мечах и т д. Очевидно, стены были расписаны иностранным мастером.
Вместо столов на густо усыпанный опилками пол поставили тяжелые дубовые бочки; вместо стульев — маленькая посуда. Справа от входа была небольшая сцена, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, много лет подряд, для удовольствия и развлечения гостей играл на скрипке музыкант Сашка, еврей, человек кроткий, веселый, пьяный, лысый, с видом лохматой обезьяны неопределенности годы.
Шли годы, менялись лакеи в кожаных повязках, менялись продавцы и пивные портье, менялись владельцы самой пивной, но Сашка всегда каждый вечер в шесть часов сидел на сцене со скрипкой в руках и с маленькая белая собачка на коленях, а в час ночи он отправился из Гамбринуса в сопровождении такого же пса Экорна, еле вставшего на ноги от пьяного пива.
Однако была в Гамбринусе еще одна незаменимая особа — барменша мадам Иванова — пухлая бескровная старуха, которая от беспрерывного пребывания в сырой пивной ловушке была похожа на бледную, ленивую рыбку, обитающую в глубинах морских пещер. Словно капитан корабля из каюты, с высоты буфетного прилавка, она молча приказывала слугам и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щурясь правым глазом. Ее голос редко кто слышал, и она всегда кланялась в ответ с той же бесцветной улыбкой.
Гамбринус
Основные действия в произведении А. И. Куприна «Гамбринус» происходят в одноименном пабе. Паб был назван в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивной индустрии. Само место было в подвале. Стены паба всегда были влажными, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Справа от входа была сцена.
В течение многих лет на ней каждый вечер много лет подряд играл музыкант Сашка «для удовольствия и развлечения гостей». Он был евреем, вид у него был какой-то потрёпанной обезьяны, но его все любили и уважали.
У Сашки была маленькая собачка Белочка, которая всегда и везде следовала за ним. Кроме Сашки, в Гамбринусе была еще одна значительная особа — буфетчица госпожа Иванова, которая «как капитан корабля из каюты» тихонько командовала прислугой и беспрестанно курила. Гавань города всегда была переполнена кораблями. Английский, японский, русский, польский, французский.
Итальянские корабли стояли, прижавшись друг к другу бортами. Моряки из разных стран и штатов были постоянными гостями Гамбринуса, постоянными поклонниками Саши. Все заказывали ему мелодии своей страны, своего края, и Сашка играл их с большим успехом. К концу вечера карманы музыканта были набиты серебряными монетами, а сам он слегка пошатывался от угощенного пива.
Но на следующий день он всегда снова появлялся в Гамбринусе, и все повторялось. Играя на скрипке, Сашка заставлял людей забыть о том, что на свете есть серые будни, тоска, работа, уныние… Сашка был заслуженно оценен. Однажды Сашка пришел к Гамбринусу раньше обычного. В его глазах была горечь, он вел себя на войну. Не повредило, что он был евреем. К вечеру все Гамбринус знали об этом.
Из сочувствия Сашке дали смертельное зелье, но глаза его по-прежнему «глядели грустно и испуганно». Скрипку Сашка отдал работнице, а собачку Белку барменше — мадам Ивановой. Без Саши Гамбринус был «пустым и застойным». Хозяин пытался пригласить бродячих мандолинистов, но пришедшие к Гамбринусу зрители освистывали их и бросали в них кусочки колбасы.
Первое время о Саше спрашивали чуть ли не каждую ночь, интересовались, нет ли от него письма или открытки. Но со времен «все красит и моет» сменились мандолинисты и прочно обосновался Лешка, гармонист, бывший вор. Прошел год. Сашу никто не помнил, кроме госпожи Ивановой. Прошел еще один год. И вот Саша вернулся. Оказывается, он даже не пострадал.
В день возвращения Саши в Гамбринусе было так много народу, что сесть было негде. Скрипку вернули Саше, а собака Белка осталась у его ног. Все было хорошо, казалось, что музыкант совсем не изменился. Но г-жа Иванова заметила, что тоска и ужас не покидали его глаз. Вскоре наступили «пестрые, переменчивые, бурные времена». Толпы людей проходили по улицам, иногда происходили погромы.
Евреев тоже били. Но Сашу это не тронуло, ведь его знали все. Но не решившись причинить ему вред, однажды на его глазах убили белку. После погромов в городе воцарилась зловещая тишина. Детективы гуляли по городу. Они также пришли к Гамбринусу. Одним из сыщиков был крещеный еврей по прозвищу Гундосий. Что-то ему не понравилось в Саше, и он набросился на него.
Но через несколько мгновений все увидели, что Гундосий лежит на полу, а Саша держит в руках обломок его скрипки… Разумеется, толпа моментально спрятала Сашу от сыщиков. Но вечером, когда Сашка вышел из паба, на него напали несколько человек. Сашу можно считать похороненным. Прошло три месяца. Однажды вечером вернулся Саша.
Он отрастил бороду и похудел. Но хуже всего было то, что левая рука Саши «была вывернута локтем в сторону». Было видно, что рука не разгибалась. На вопросы окружающих Саша отвечал, что «что-то с сухожилием». Он больше не мог играть на скрипке. Зрители были возмущены. Но вдруг Саша свежей рукой вытащил из кармана гармошку.
И старые мелодии, давно всем известные, звучали в Гамбринусе. «Человека можно покалечить, но искусство все выдержит и все победит» — такими словами заканчивается произведение А. И. Куприна «Гамбринус».
Человек — тростник, но мыслящий
Интересный б/у Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, затрагивающую вечную тему бессмертия и торжества искусства над всякими проявлениями безнравственности, зла и жестокости. Гениальный французский ученый Б. Паскаль своей философской мыслью определил индивида: человек есть тростник, но тростник мыслящий.
Эту идею подхватил Куприн и перенес в свои литературные произведения. Слова центрального персонажа о том, что человека можно покалечить, но истинное искусство непременно все выдержит и победит, являются своего рода транскрипцией слов Паскаля, которые звучат как апофеоз мужества и стойкости.
Другие персонажи
- Мадам Иванова — буфетчица, пожилая женщина, верный друг Саши.
- Мотька Гундосий — главарь сыщиков, в прошлом вор, из-за его ошибки у Саши покалечена левая рука.
Глава 1
«Гамбринус» так называлась «пивная в оживленном портовом городе на юге России». Он находился на многолюдной улице, но найти его было непросто из-за подземного расположения и отсутствия вывески.
Паб состоял из двух длинных залов и был вне зависимости от времени суток погружен в полумрак — здесь не было окон, а свет давали только газовые форсунки. На стенах висели картины с простыми сюжетами. Вместо столов — тяжелые дубовые бочки, вместо стульев — бочки.
На небольшой сцене стояло пианино. Много лет скрипач каждый вечер развлекал здесь публику: «Сашка еврей, кроткий, веселый, пьяный, лысый, с видом паршивой обезьяны, неопределенных лет».
Лакеи, поставщики пива и сами хозяева сменились, но всегда в «Гамбринусе» выступал музыкант Сашка. Другим незаменимым лицом была «буфетчица госпожа Иванова, пухлая старушка, которая от своего беспрестанного пребывания в раскисшей пивной ловушке была похожа на бледную, ленивую рыбу, обитавшую в глубинах морских пещер».
Глава 2
В огромный порт ежедневно прибывали многочисленные корабли из разных уголков мира. Ночью он буквально кишел «легкими контрабандными катерами». Местная публика представляла собой сплав моряков разных народов, рыбаков, контрабандистов, портовых воров, лодочников, рабочих.
Город был соединен с гаванью узкими улочками, «по которым порядочные люди избегали ходить ночью». Было много пивных, таверн, общежитий, публичных домов и игорных заведений. Любой здесь мог запросто продать украденное — «от бриллиантового браслета до серебряного креста».
Местные жители редко покидали свой любимый район и поднимались в нарядный, порядочный город. Исключение было сделано только для пива «Гамбринус», посещение которого стало для носильщиков священной традицией, а скрипач Сашка «пользовался большим почетом и славой, чем, например, местный епископ или воевода».
Глава 3
По старой привычке Саша приходил к Гамбринусу днем, когда кабачок был пуст. По просьбе госпожи Ивановой он сыграл «что-то свое», а потом «от струн Сашиной скрипки древней, как земля, плакала еврейская скорбь».
Ближе к концу вечера подтянулась публика, пришел концертмейстер, и Саша заиграл великолепные марши. «К середине вечера гости краснели, охрипли и промокли», соревнуясь друг с другом, чтобы заказать у Саши любимые мелодии. В его карманы падали серебряные монеты, с каждого стола ему присылали кружки пива.
Глава 4
После удачной сделки к Гамбринусу часто наведывались воры, и тогда Сашка играл им «особые блатные песни».
Особой публикой были бесстрашные рыбаки, которые после удачного улова подходили к Гамбринусу большими группами. Серьезные и тихие, пахнущие рыбой, они несколько дней в безумном исступлении тратили все деньги, и «Сашка играл им свои рыбные песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря».
Но больше всего Сашка «любил играть для английских матросов с торговых судов» и любил смотреть, как они танцуют свою джигу.
Сашка играл и лезгинку для грузин, и итальянскую тарантеллу, и молдавскую качку, и вальсы для немцев — «для него не было неведомых танцев».
У Саши часто занимали небольшие суммы, но деньги так и не вернули — «не по злому умыслу, а по забывчивости». Однако Сашка никогда не копил деньги, считая, что ему хватит и на себя, и на любимого пса Экорна.
Глава 5
С началом русско-японской войны «посетители Гамбринуса зажили ускоренной жизнью». Самые обычные миролюбивые люди стали великими политиками и стратегами, в этот период они «пели и плакали и выпивали в два раза больше обычного».
Посетители Гамбринуса пришли в ужас, когда стало известно, что Сашу забрали в солдаты. Один рабочий даже вызвался пойти на фронт вместо Сашки. Музыкант был очень тронут и подарил ему свою скрипку. Собаку Белку он доверил госпоже Ивановой и попросил ее прислать последнее жалованье дальним родственникам, так как сам был сиротой.
Глава 6
С тех пор, как Сашу призвали в армию, Гамбринус заметно сдулся. Хозяин пытался приглашать разных музыкантов, но публика забрасывала их хот-догами. Но со временем о Саше забыли, и его место занял гармонист. Возвращения скрипача ждали только госпожа Иванова и Белочка.
Через год Саша, побывавший в плену, вернулся в родной город. Весть о его прибытии мгновенно разнеслась по всем портам, и к вечеру Гамбринус был переполнен. Счастливый Сашка «всю ночь напролет играл все свои любимые песни и танцы Гамбринуса».
Глава 7
Все шло своим чередом, но вскоре в городе произошли перемены: стали появляться «бесконечные шествия с красными знаменами и кричалками», листовки со словами свободы.
Начался страшный еврейский погром. Но Сашка спокойно ходил по улицам — его никто не трогал. Однажды он встретил отчаянного погромщика, страстно желавшего кого-нибудь убить. Он рассердился, что Саша не может быть его жертвой, и убил бельчонка.
Глава 8
Наступило страшное время, «как сон парализованного». По трактирам ходили сыщики, предводителем которых был «некто Мотька Гундосий, рыжеволосый, с разбитым носом, носатый человек — как говорили — большой физической силы, сначала вор, потом вышибала в борделе, потом сутенер и сыщик, крещеный еврей».
Всегда спокойный и дипломатичный, Сашка сильно поссорился с Мотькой Гундос и сломал ему об голову скрипку. Посетители Гамбринуса музыканта не обидели, но вечером его задержали на улице.
Драма жизни
Рассказ «Гамбринус», краткое содержание знакомое всем по школьной программе, создан А. Куприным в сумбурный исторический период между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистическим отражением неразрывной связи народа и его культуры. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус», расположенного на знаменитой Дерибасовской улице в Одессе.
Оригинальные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является неповторимый музыкальный золотой самородок — талантливый скрипач Саша, наполняют атмосферу того времени ни с чем не сравнимым колоритом и шармом. Вдохновенная и искрометная игра музыканта резко контрастирует на фоне трагических и грозных событий, всколыхнувших всю Россию и исказивших судьбы многих ее жителей.