Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Епископ
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белый фронт
- В овраге
- Ванька
- Вишневый сад
- Враги
- Глупый француз
- Увы
- Гриша
- Дама с собакой
- Дети
- Дом с мезонином
- Драма в поисках
- Подруга
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Я
- Книга жалоб
- Плохой парень
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Гоблин
- Фамилия лошади
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мальчики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Порядок
- остров Сахалин
- Отдел №6
- Ставка
- Шум
- Пересоленный
- Письмо ученому соседу
- Джемпер
- Предложение
- Счастье
- Место
- Репетитор
- Свадьба
- Ротшильд скрипка
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Я хочу спать
- Степь
- Страшная ночь
- Ученик
- Счастье
- Толстые и тонкие
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Под Пришибеевым
- Учитель языка
- Хамелеон
- Операция
- Поздние цветы
- Чайка
- Мужчина в футляре
- Черный монах
- Шведский матч
- Шутить
- Годовщина
Невеста
Вечером в доме Шуминых после всенощной накрывали стол. Из сада в большое окно Надя видела, как в гостиной был накрыт стол, суетилась бабушка Марфа Михайловна в пышном шелковом платье. Неподалеку протоиерей собора отец Андрей разговаривал с Надиной матерью Ниной Ивановной, а сын протоиерея и жених Нади Андрей Андреевич слушал их.
С шестнадцати лет двадцатитрехлетняя Надя мечтала выйти замуж. А потом стала невестой, но предстоящая свадьба ее почему-то не радовала. Надя была грустна и плохо спала по ночам. Девушке казалось, что остаток жизни пройдет без изменений.
Саша (Александр Тимофеич), приехавший несколько дней тому назад из Москвы, вышел в сад. Мать его, бедная дворянка, пришла однажды к Марфе Михайловне за милостыней. Когда дворянка умерла, бабушка, «для спасения души», отправила Сашу учиться в Москву. Он едва окончил архитектурное отделение Училища живописи, но архитектором не стал, а пошел работать в одну из московских литографий.
Каждое лето Саша, «обычно очень больной», приезжал к бабушке отдохнуть и поесть. Для Шуминых он давно уже стал родным, и даже комната, где он обычно жил, называлась «Сашиной комнатой».
Подойдя к Наде, Саша завел свой обычный разговор о том, как проходит время, но в доме Шуминых ничего не меняется, ужасная грязь на кухне, а четверо слуг живут в одной комнате и спят на полу в вонючих лохмотьях. Саше странно, что здесь никто не работает, даже Андрей Андреич ничего не делает. Надя, считавшая маму необыкновенно возвышенной и духовной, отмахнулась от Саши — эти слова она слышала от него каждое лето, но сейчас почему-то почувствовала раздражение.
Они уже сидели в столовой. Всем заведовала Марфа Михайловна, богатая купчиха, владелица торговых центров на ярмарке. Ее невестка, вдова Нина Ивановна, белокурая, в корсете и увешанная бриллиантами, полностью зависела от бабушки.
Жених Андрей Андреевич, круглолицый, красивый, с кудрявыми волосами, десять лет назад окончил филфак университета, но нигде не зарабатывал. Он любил играть на скрипке и изредка посещал благотворительные концерты, за что его называли в городе артистом.
За ужином Нина Ивановна говорила о гипнозе, которым она очень увлеклась в последнее время, и долго аккомпанировала Андрею Андреевичу на рояле. Ночью Надя снова не могла уснуть. Она чувствовала страх, как будто ее ждало «что-то неопределенное, тяжелое». Слова Саши не выходили из ее головы.
Днем Надя жаловалась маме, что недовольна, что плохо спит ночью, и впервые почувствовала, что мать ее не понимает. После ужина мама с бабушкой разошлись по своим комнатам, а Саша снова стал убеждать Надю, что ей надо не замуж, а учиться.
Только просвещенные и святые люди интересны, только они нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее наступит Царство Божие на земле.
Саша уговорил девушку уйти, показать себе, что «эта неподвижная, грешная, серая жизнь» ей надоела. Саша считал праздную жизнь Шуминых и Андрея Андреевича «нечистой и безнравственной», потому что на них работал кто-то другой. Надя знала, что это правда.
Вечером пришел Андрей Андреевич и долго играл на скрипке, а перед уходом, в зале, страстно целовал Надю, говорил ей слова любви. Девушке показалось, что она уже видела эти слова в старом, давно заброшенном романе.
Ночью, думая о будущем, Надя вдруг подумала, что Нина Ивановна никогда не любила своего мужа, который ничего ей не оставил. Девушка никак не могла понять, почему она видела в своей недалёкой, слезливой матери «что-то особенное, необычное» и не замечала «простую, обыкновенную, несчастную женщину».
Тогда Надя подумала о том, не пойти ли ей учиться, и только от этой мысли ее «покрыл холодок, переполнило чувство радости, радости». Девушка немного испугалась и решила больше об этом не думать.
В середине июня Саша собирался в Москву. В доме Шуминых царила суета — приданое Надино было быстро приготовлено, — и эта суета раздражала Сашу. Наконец бабушка уговорила его остаться до июля.
На Петров день Андрей Андреевич повел Надю посмотреть снятый им двухэтажный дом. Он водил Надю по комнатам, и она устала от их среднего класса. Надя уже понимала, что никогда не любила Андрея Андреевича и «чувствовала себя слабой, виноватой».
Когда он вышел на улицу, Андрей Андреевич сказал, что Саша был прав — он ничего не делал и ничего не мог сделать, ему было противно думать о какой-либо службе. Но в этом он видел не свою лень, а «знамение времени». Он предложил Наде после свадьбы поехать в деревню, где можно «поработать, понаблюдать за жизнью». Надя почувствовала себя плохо из-за его пустых разглагольствований.
Ночью Нину Ивановну разбудил резкий звук сломанного затвора. Она пошла к дочери. Надя начала плакать и умоляла мать отпустить ее. Она пыталась объяснить, что не любит Андрея Андреевича и не хочет этой свадьбы, но Нина Ивановна решила, что дочь просто поссорилась с женихом, и скоро все пройдет.
Надя сказала, что у нее открылись глаза, и она поняла, что ее жених глуп, а жизнь «мелка и унизительна». Нина Ивановна воскликнула, что она еще молода, а дочь и свекровь истязают ее, не дают ей жить и больше не разговаривают с дочерью.
Дождавшись утра, Надя подошла к Саше и попросила его помочь ей уйти.
Ей казалось, что перед нею открылось что-то новое и огромное, чего она прежде не знала, и она уже смотрела на него, полная ожидания, готовая на все, даже на смерть.
Саша обрадовался и быстро придумал план побега. Он положит в чемодан Надины вещи, девушка скажет родным, что проводит его, а сама поедет на поезде. Саша хочет отвезти ее в Москву, а потом она поедет в Петербург одна. После этого разговора Надя проспала до вечера с улыбкой на губах.
Побег удался. Сидя в поезде, Надя почувствовала, что ее серое прошлое словно «съежилось в клубок», а перед ней «развернулось огромное, широкое будущее».
Осень и зима прошли. Надю простили, она получала из дома тихие, приятные письма и очень скучала по маме и бабушке. Когда она собиралась домой на летние каникулы, она навестила Сашу. После Петербурга Москва показалась Наде провинцией, а Саша — очень больной и какой-то старомодной. Он собирался поездить по Волге, а потом пойти пить кумыс, но все показывало, что жить ему осталось недолго.
Родной город Нади казался каким-то плоским и покрытым пылью. Бабушка и Нина Ивановна сильно постарели, хотя мать все еще носила корсет и бриллианты. Они чувствовали, что их положение в городе утеряно, и нет уже «ни прежней чести, ни права приглашать их в гости».
Вот что бывает, когда посреди легкой, беззаботной жизни вдруг ночью приходит полиция, производит обыск, а хозяин дома, оказывается, промотал, подделал — и тогда прощай навсегда с легкой , беззаботная жизнь!
Мать и бабушка боялись выйти на улицу и встретить Андрея Андреевича, а Надя не обращала внимания на мальчишек, которые подшучивали над «невестой».
Из Саратова пришла телеграмма о том, что Саша умер от чахотки. Надя понимала, что именно он изменил ее жизнь. Здесь, дома, она чужая, а прошлое сгорело и развеялось, как пепел на ветру.
Надя зашла в Сашину комнату попрощаться. Ее тянуло к новой «еще неясной, полной тайн» жизни. На следующий день девушка ушла насовсем.
Очень краткий пересказ
Надежда — молодая, умная девушка, проживающая в провинциальном городке. Она помолвлена с сыном протоиерея Андрея Андреевича. Он красив, неразговорчив, не имеет определенных профессий. Неожиданно для себя девушка понимает, что не любит жениха.
Разговоры с Сашей укрепляют в ней мысль о необходимости разорвать помолвку. Более того, Надя чувствует необходимость кардинально изменить свою жизнь. С юных лет она мечтала о свадьбе, но вдруг понимает, что ей нужно что-то другое. Она пытается поговорить с матерью, но не видит изменений, происходящих в дочери.
Надя открывает душу Саше. Молодой человек счастлив, что девушка хочет изменить свое будущее. Он предлагает ей уйти тайно, чтобы избежать долгих разговоров. Под предлогом проводов Саши девушка едет с ним.
Она начинает учебу в Санкт-Петербурге, а когда приезжает к бабушке на каникулы, понимает, что сделала правильный выбор. Ее родственник Саша умер в Саратове от тяжелой болезни.
Основные персонажи
Перед кратким описанием рассказа Чехова «Невеста» важно познакомиться с главными и второстепенными персонажами произведения:
- Шумина Надежда – молодая девушка 23 лет, которая готовится к замужеству. Внук богатого купца. Живет в провинциальном городке.
- Андрей Андреевич – избранник Нади, сын священника.
- Марфа Михайловна — бабушка Нади, дама с характером.
- Нина Ивановна — мать Нади, вдова, зависит от свекрови и слушается ее.
- Саша — дальний родственник Шуминых. Молодой, очень больной человек, художник.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа «Невеста» линейна. События в этом произведении выстроены в прямом порядке. Его можно разделить на шесть частей:
- Пролог.
В начале первой главы есть описание персонажей и сеттинг. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также обитателями дома Шумина. Также рассказывается о грядущем событии в жизни героини – скором замужестве. - Галстук.
В середине первой главы назревает конфликт между двумя героями — Надей и Александром Тимофеевичем. Он критикует праздную жизнь семьи Шубиных, в связи со скорой свадьбой сожалеет о том, что Надя хочет потратить молодость на бессмысленную жизнь. - Развитие сюжета.
Со второй главы мы видим, как Надя начинает сомневаться в своем будущем. Продолжает развиваться конфликт между главным героем и Сашей, который объясняет Наде, что ей нужно получить образование и «перевернуть» свою жизнь. - Кульминация
это третья и четвертая главы. Надя приходит к выводу, что должна изменить свою жизнь. - Обмен.
Пятая глава описывает уход героини. - Эпилог.
Из шестой главы мы узнаем, что Надя живет и учится в Санкт-Петербурге, но скучает по семье. Девушка навещает Сашу по дороге домой. Но оказавшись в родном городе, она узнает, что ее хорошей подруги больше нет. Она снова стремится к новому и покидает родной город.
Конфликт в рассказе «Невеста» заключается в непонимании Надей указаний Саши. Поначалу она не воспринимает всерьез его размышления о жизни. Более того, девушка не понимает себя, не может разобраться в себе, в своем жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить с женихом, ее не устраивает. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича.
Разделение на части
Чтобы полностью раскрыть основную мысль рассказа, необходимо проанализировать его более подробно. Для этого достаточно разделить текст на смысловые подзаголовки и проанализировать их:
Подготовка у Шумина дома. Разговор Нади и Саши. Сомнения невесты. Разговор с матерью. Дом жениха. Признание Нади. Побег. Прибытие домой. Смерть Саши. Отъезд навсегда.
Смысл названия
Смысл названия чеховского рассказа «Невеста» можно трактовать по-разному:
- Надя — неудавшаяся жена, для своего жениха она была просто невестой, сбежавшей в поисках лучшей, более чистой, более перспективной и полезной жизни.
- Возможно, пройдет время, и Надя найдет настоящую любовь и снова предстанет перед женихом в образе невесты. Но пока она свободна, и пока она «вечная невеста», девушка на выданье, еще не ставшая женой.
- Невеста – символ чистоты и безгрешности. Надя – юная, красивая, наивная и чистая девушка. А впереди ее ждет новая и счастливая жизнь.
- Если обратиться к этимологии слова «невеста», то можно найти такое определение. В книге С. И. Карцевского «Из языкового наследия» можно найти, что «невеста» — это «новейшая», то есть девушка, только что вошедшая в новый род, в новую семью. Но можно посмотреть на это немного иначе: героиня вступает не в новую семью, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.
Характеристика текста
На протяжении всей своей творческой деятельности Антон Павлович Чехов описывал проблемы людей, которые порой кажутся неразрешимыми. В своих книгах он не только показывал тупики, но и наводил на размышления о том, как их разрешить, не навредив ни себе, ни другим.
Если прочитать «Невесту» Чехова, то станет понятно, что эта повесть — одна из самых важных в его творчестве. Книга целиком посвящена революционным событиям.
Главной героиней произведения стала девушка, которая жила очень счастливо. У нее было все, о чем можно было мечтать. Но автор подчеркивает, что благополучие может исчезнуть в любой момент.
В обычной семье, где преобладают хорошие отношения, могут возникнуть недопонимания. Из-за постоянных конфликтов отношения ухудшаются, появляется третье лицо. Именно такая ситуация описана автором. В жизни главной героини появился мужчина, наставивший ее на истинный путь. Этот человек прояснил разум и сознание девушки, которая раньше жила только иллюзиями.
Чехов учит людей относиться друг к другу с пониманием и любовью. Антону Павловичу удалось кратко изложить суть рассказа. Он максимально раскрыл главную мысль, заключающуюся в том, что каждый человек должен выражать собственное мнение и стремиться к самореализации.
«Невеста»: краткое содержание 2 главы
Девушка проснулась на рассвете. Она не могла спать уже несколько ночей. Она все думала о предстоящей свадьбе и женихе. Он ей нравился, но почему-то ее страх перед будущим становился все сильнее. Она гуляла в саду, встретила свою мать и попыталась поговорить с ней о своих заботах.
Но Нина Ивановна, находившаяся в доме свекрови на положении хозяйки, не понимала дочери. «Девочка хотела спрятаться ото всех», — пишет Антон Чехов. Невеста — вы читали краткое содержание рассказа о ней — ушла к себе, опять же одна, ввиду грядущего будущего.
После обеда Надя и Саша остались одни, и он возобновил свой обычный разговор. Дело в том, что девушке совершенно необходимо учиться. Что она уничтожит себя в этом городе. Безнравственно жить так, как сейчас. И Наде казалось, что она все это где-то уже слышала.
Ночью девочка снова проснулась. Она вдруг осознала, как несчастна ее мать, которая никогда не любила мужа и теперь полностью зависела от бабушки. Я тоже вспомнил странного Сашу. Мысль о том, что ей действительно нужно учиться, больше не казалась такой неестественной.
Читайте также: Классика русской литературы: краткое содержание «Пари» Чехова А
Страницы из Чехова: «Невеста» — рассказ на «старый манер»
В большое старое окно виден сад, далекие кусты густо цветущей сирени, сонные и унылые от холода; и туман, белый, густой, бесшумно подплывающий к сирени, закроет его. Сонные грачи кричат в далеких деревьях.
«Боже мой, почему мне так тяжело!
Пожалуй, все невесты перед свадьбой испытывают то же самое. Кто знает! Или это влияние Саши? Но ведь Саша уже несколько лет подряд говорит одно и то же, как и в письменном виде, и когда он это говорит, это кажется наивным и странным. Но почему Саша до сих пор не выходит из головы? от чего?
Охранник давно не стучал. Зашумели птицы под окном и в саду, туман ушел из сада, все вокруг озарилось весенним светом, как улыбка. Вскоре весь сад, согретый солнцем, обласкался, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый заброшенный сад сегодня утром казался таким молодым и нарядным.
Бабушка уже проснулась. Саша кашлянул хриплым басом. Я слышал, как валили самовар, как двигали стулья. Часы тикают медленно. Надя уже давно встала и долго гуляла в саду, а утро еще продолжалось.
Вот Нина Ивановна, заплаканная, со стаканом минеральной воды. Она занималась спиритизмом, гомеопатией, много читала, любила рассказывать о сомнениях, которым подвергалась, и все это, казалось Наде, заключало в себе глубокий, таинственный смысл. Теперь Надя целовала мать и шла рядом с ней.
О чем ты плакала, мама? спросила она.
— Вчера вечером я начал читать рассказ, в котором описываются старик и его дочь. Старик где-то работает, ну а начальник влюбился в его дочь. Я не дочитала, но это такое место, что трудно было не заплакать, — сказала Нина Ивановна, отпивая глоток из своего стакана. Я вспомнила это утро и тоже заплакала.
— А я так несчастна была все эти дни, — сказала Надя после паузы. Почему я не могу спать по ночам?
— Не знаю, дорогой. А когда я не сплю по ночам, я крепко закрываю глаза, вот так, и рисую себе Анну Каренину, как она ходит и как говорит, или рисую что-то историческое, из античного мира…
Надя чувствовала, что мать ее не понимает и не может понять. Она почувствовала это в первый раз в жизни, и ей даже стало страшно, ей захотелось спрятаться; и она пошла в свою комнату.
А в два часа они сели обедать. Была среда, разгрузочный день, и поэтому бабушке подавали скудный борщ и леща с кашей.
Чтобы подразнить бабушку, Саша съела и ее быстрый суп, и постный борщ. Он шутил все время, пока мы были за обедом, но шутки его становились громоздкими, всегда с моралью, и совсем не смешно оказывалось, когда, прежде чем шутить, он поднимал свои очень длинные, изможденные, как мертвые пальцы, и когда мне пришло в голову, что он очень болен и не может долго продержаться на этом свете; потом мне стало его жалко до слез.
После обеда бабушка пошла в свою комнату отдохнуть. Нина Ивановна недолго поиграла на рояле и тоже ушла.
Смотрите также: Одиссей (мифология) — царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы и отец Телемаха. Персонажи из древнегреческой мифологии
— Ах, милая Надя, — начала Саша свой обычный послеполуденный разговор, — если бы ты меня послушала! если!
Она сидела глубоко в старинном кресле с закрытыми глазами, а он молча ходил по комнате, из угла в угол.
— Если бы ты хотел пойти учиться! он сказал. — Только просвещенные и святые люди интересны, только они нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее наступит Царство Божие на земле. Тогда мало-помалу от вашего города не останется камня на камне — все полетит вверх и вниз, все изменится, как по волшебству.
И тогда будут огромные, роскошнейшие дома, чудесные сады, необычные фонтаны, чудесные люди… Но не это главное. Главное, что толпы в нашем понимании, как сейчас, этого зла тогда не будет, потому что каждый человек будет верить и каждый будет знать, для чего он живет, и никто не будет искать опору в толпе. Милая, голубка, вперед! Покажи всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь тебе надоела. Покажи это себе!
— Нельзя, Саша. Я женюсь.
— О, он полный! Кому это нужно?
Мы вышли в сад, немного погуляли.
— И как бы то ни было, милый мой, ты должна подумать, ты должна понять, как нечиста, как безнравственна эта твоя праздная жизнь, — продолжал Саша. «Пойми, ведь если, например, и ты, и твоя мама, и твоя бабушка ничего не делают, значит, кто-то другой работает на тебя, ты съедаешь чью-то жизнь, а разве она не чиста, не грязна ли?
Надя говорила: «Да, это правда»; сказала бы, что поняла; но слезы выступили у нее на глазах, она вдруг замолчала, сжалась вся и пошла к себе в комнату.
Перед вечером пришел Андрей Андреевич и, как обычно, долго играл на скрипке. Вообще он был неразговорчив и любил скрипку, может быть, потому, что во время игры можно было помолчать. В одиннадцать часов, возвращаясь домой, уже в пальто, он обнял Надю и стал жадно целовать ее лицо, плечи, руки.
«Мой милый, мой милый, красивый!» — пробормотал он. — О, как я счастлив! Я схожу с ума от волнения!
И ей казалось, что она слышала это давно, очень давно, или где-то читала. в романе, в старом, оборванном, давно заброшенном.
В холле Саша сидела за столом и пила чай, поставив тарелку на свои пять длинных пальцев; Бабушка раскладывала пасьянсы, Нина Ивановна читала. В лампе затрещал свет, и все вроде бы стихло, Надя уверенно попрощалась и подошла, легла и тут же уснула. Но, как и прошлой ночью, как только забрезжил свет, она уже проснулась.
Спать не хотелось, на сердце было неспокойно, тяжело. Она сидела, опустив голову на колени, и думала о женихе, о свадьбе… Она почему-то вспомнила, что мать не любила покойного мужа и теперь ничего не имела, жила в полной зависимости от матери-закона, бабушка. И Надя, как ни думала, не могла понять, почему до сих пор она видела в своей матери что-то особенное, необыкновенное, почему не замечала простую, обыкновенную, несчастную женщину.
Да и Саша не спал внизу — было слышно, как он кашлял. Это странный, наивный человек, думала Надя, и во снах его, во всех этих чудных садах, необыкновенных фонтанах чувствуется что-то нелепое; но почему-то столько красоты в его наивности, даже в этой нелепости, что как только она подумала о том, идти ли ей учиться, все ее сердце, всю ее грудь покрыл холодок, захлестнуло волнение радости , радость.
— Но лучше не думать, лучше не думать… — прошептала она. «Вы не должны думать об этом.
— Тик-так… — постучал охранник где-то вдалеке. «Тик-так… тик-так…»
III
В середине июня Саша вдруг заскучал и собирался в Москву.
— Я не могу жить в этом городе, — мрачно сказал он. Ни водопровода, ни канализации! Я презираю есть на ужин: на кухне грязь невозможна…
«Подожди, блудный сын!» Бабушка почему-то шепотом убеждала меня: «Свадьба на седьмой день!
— Я не буду.
— Он хотел остаться с нами до сентября!
— Теперь я не хочу. Я должна работать!
Лето выдалось сырым и холодным, деревья были мокрыми, в саду все выглядело недружелюбно, уныло, очень хотелось работать. В комнатах, наверху и внизу, слышались незнакомые женские голоса, стучала бабушкина швейная машинка: торопилось приданое. Шесть шуб Наде подарили, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей! Шум раздражал Сашу; он сидел в своей комнате и рассердился; но тем не менее его уговорили остаться, и он дал слово, что уедет первого июля, не раньше.
Время пролетело быстро. В Петров день, после обеда, Андрей Андреевич пошел с Надей на Московскую улицу, чтобы еще раз посмотреть нанятый и давно приготовленный для молодых людей дом. Дом двухэтажный, но пока снесен только верхний этаж.
В зале блестящий пол, выкрашенный под паркет, венские стулья, пианино и подставка для скрипки. Пахло краской. На стене в золотой раме висела большая картина, написанная красками: обнаженная дама и около нее пурпурная ваза со сломанной ручкой.
— Прекрасная картина, — сказал Андрей Андреевич, уважительно вздохнув. — Это художник Шишмачевский.
Снаружи была гостиная с круглым столом, диваном и креслами, обитыми ярко-синей тканью. Над диваном большой фотопортрет отца Андрея в камилавке и в строю. Потом прошли в столовую с буфетом, потом в спальню; здесь, в полумраке, стояли рядом две кровати, и казалось, что, украшая спальню, они имели в виду, что здесь всегда будет очень хорошо и не могло быть иначе.
Андрей Андреевич водил Надю из комнаты в комнату и поддерживал в ней жизнь; но она чувствовала себя слабой, виноватой, ненавидела все эти комнаты, кровати, кресла, ей надоела голая дама. Ей уже было ясно, что она полюбила Андрея Андреевича или, может быть, никогда не любила его; но как ей это сказать, кому это сказать и для чего, она не понимала и не могла понять, хотя думала об этом все дни, все ночи…
Он сохранил ей жизнь, говорил так любовно, скромно был ли он так счастлив, когда ходил по этой своей квартире; и она видела во всем только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость, и рука его, обнимавшая ее за талию, казалась ей твердой и холодной, как скоба. И каждую минуту она была готова убежать, зарыдать, броситься в окно. Андрей Андреевич провел ее в ванную, и тут он коснулся крана, который был встроен в стену, и вдруг потекла вода.
— Что это такое? сказал он смеясь. — Я приказал сделать на чердаке бак на сто ведер, и теперь у нас с тобой будет вода.
Мы погуляли по ферме, потом вышли на улицу, взяли такси. Пыль клубилась густыми облаками, и казалось, что вот-вот пойдет дождь.
— Тебе холодно? — спросил Андрей Андреевич, щурясь от пыли.
Она ничего не сказала.
— Вчера, помнишь, Саша отругал меня за то, что я чего-то не делаю, — сказал он после паузы. — Что ж, он прав! бесконечное право! Я ничего не делаю и не могу сделать. Дорогой мой, почему это? Почему меня так тошнит при мысли, что однажды я надену кокарду на лоб и пойду служить?
Почему мне так неловко, когда я вижу адвоката, учителя латыни или члена совета? О матушка Русь! О матушка Русь, сколько праздных и бесполезных людей возишь ты! Сколько вас, подобных мне, долготерпеливых! И то, что он ничего не делал, он обобщал, видел в этом примету времени.
— Когда поженимся, — продолжал он, — поедем вместе, голубушка, в деревню, там и работать будем! Купим клочок земли с огородом, рекой, будем работать, наблюдать за жизнью… Ах, как хорошо будет!
Он снял шляпу, и его волосы развевались на ветру, а она слушала его и думала: «Боже, я хочу домой! Боже!» Почти у самого дома они настигли отца Андрея.
«Вот идет отец!» Андрей Андреевич обрадовался и замахал шляпой. — Я люблю своего отца, правда люблю, — сказал он, расплачиваясь с извозчиком. — Милый старик. Добрый старик.
Надя вошла в дом, злая и неловкая, думая, что весь вечер будут гости, что она будет их хлопотать, улыбаться, слушать скрипку, слушать всякую чепуху и только говорить о свадьбе. Бабушка, торжественная, великолепная в своем шелковом платье, надменная, какой она всегда казалась с гостями, сидела у самовара. Вошел отец Андрей с лукавой улыбкой.
«Я имею радость и благословенное утешение видеть вас в добром здравии», — сказал он бабушке, и трудно было понять, шутит он или серьезно.
IV
Ветер стучал в окна, в крышу; раздался свисток, и в печи жалобно и угрюмо загудел домовой. Был первый час ночи. Все в доме уже легли спать, но никто не спал, и Надя еще чувствовала, как внизу играют на скрипке. Раздался громкий хлопок, должно быть, сорвало затвор. Через минуту вошла Нина Ивановна в одной ночной рубашке, со свечой.
— Что это стучит, Надя? спросила она.
Мать с заплетенными волосами, с тревожной улыбкой казалась в эту бурную ночь старше, некрасивее, меньше. Надя вспомнила, как еще недавно она считала свою мать необыкновенной и с гордостью слушала ее слова; но теперь она не могла вспомнить этих слов; все, что приходило в голову, было таким слабым, ненужным.
В печи несколько басов пели и даже слышали: «Ах, ой мой!» Надя села в постели и вдруг крепко схватилась за волосы и зарыдала.
«Мама, мама, — говорила она, — милый мой, если бы ты знала, что со мной происходит!» Я умоляю тебя, умоляю тебя, отпусти меня! Я умоляю вас!
— Где? — спросила, не понимая, Нина Ивановна, садясь на кровать. — Куда ты направляешься?
Надя долго плакала и не могла произнести ни слова.
«Позвольте мне выбраться из города!» – наконец сказала она. — Свадьбы не должно быть и не должно быть — поймите! Я не люблю этого человека… И я не могу говорить о нем.
— Нет, голубчик, нет, — быстро, страшно испугавшись, сказала Нина Ивановна. — Ты успокойся — это от твоего расположения духа. Это пройдет. Это происходит. Вы, наверное, поссорились с Андреем; а душеньки бранятся — им просто весело.
— Ну, уходи, матушка, уходи! Надя всхлипнула.
— Да, — сказала Нина Ивановна после паузы. — Давно ты была ребенком, девочкой и теперь невестой. Природа имеет постоянный обмен веществ. И ты не заметишь, как сама станешь матерью и старухой, и у тебя будет такая же живучая дочь, как у меня.
— Милый мой, милый, ты умный, ты несчастный, — сказала Надя, — ты очень несчастный, зачем ты говоришь пошлости? Ради Бога, почему?
Нина Ивановна хотела что-то сказать, но не могла сказать ни слова, всхлипывала и ушла к себе в комнату. Бас снова загудел в печи, стало вдруг страшно. Надя вскочила с кровати и быстро подошла к матери. Нина Ивановна, заплаканная, лежала в постели, укрытая голубым одеялом, и держала в руках книгу.
— Мама, послушай меня! — сказала Надя. Умоляю тебя, подумай и пойми! Просто поймите, насколько мелочна и унизительна наша жизнь. Мои глаза открылись, теперь я все вижу. А какой у вас Андрей Андреич? Ведь он не умный, мама! МОЙ БОГ! Пойми, мама, он дурак!
Нина Ивановна резко села.
— Ты и твоя бабушка пытаете меня! — сказала она, краснея. — Я хочу жить! Оставаться! — повторила она, дважды ударив себя кулаком в грудь. — Дай мне свободу! Я еще молод, я хочу жить, а вы сделали из меня старуху!..
Она горько плакала, легла и свернулась клубочком под одеялом и казалась такой маленькой, несчастной, глупой. Надя пошла в свою комнату, оделась и, сидя у окна, стала ждать утра. Она сидела и думала всю ночь, а кто-то из хутора то и дело стучал в ставень и насвистывал.
Утром бабушка пожаловалась, что в саду ночью все яблоки повалены ветром и раздавлена старая слива. Было серо, уныло, сумрачно, даже горели костры; все жаловались на холод, а дождь стучал в окна. После чая Надя подошла к Саше и, не говоря ни слова, встала на колени в углу у кресла и закрыла лицо руками.
— Что? — спросил Саша.
— Я не могу, — сказала она. «Как я могла раньше здесь жить, я не понимаю, не понимаю!» Я презираю жениха, я презираю себя, я презираю всю эту пустую, бессмысленную жизнь…
— Ну-ну, — сказал Саша, еще не понимая, в чем дело. — Ничего… Это хорошо.
— Мне противна эта жизнь, — продолжала Надя, — я и стоять здесь не могу. Завтра я уезжаю отсюда. Возьмите меня с собой, ради бога!
Саша с минуту смотрел на нее с удивлением; наконец он понял и обрадовался, как дитя. Он замахал руками и начал топтать ботинками, словно пританцовывая от радости.
— Поразительнй! — сказал он, потирая руки. — Боже, как хорошо!
И она смотрела на него, не мигая, большими любящими глазами, как бы очарованная, и ожидала, что он тотчас же скажет ей что-нибудь значительное, беспредельное по своему смыслу; он еще ничего не сказал ей, но ей уже казалось, что перед ней открывается что-то новое и широкое, что-то, чего она прежде не знала, и она уже смотрела на него, полная ожидания, готовая на все, даже на смерть.
«Завтра я уезжаю, — сказал он, подумав, — а ты поезжай на вокзал меня освобождать.. Я возьму твой багаж в свой чемодан и куплю тебе билет; и во время третьего разговора ты садишься в машину и мы едем. Возьми меня в Москву, а там ты поедешь в Петербург один. У вас есть паспорт?
— Это.
— Клянусь тебе, ты не пожалеешь и не пожалеешь, — с энтузиазмом сказал Саша. — Пойдешь, будешь учиться, а дальше пусть несет тебя судьба. Когда вы измените свою жизнь, все изменится. Самое главное перевернуть свою жизнь, а все остальное не важно. Итак, мы поедем завтра?
— О, да! Ради бога!
Наде казалось, что она очень взволнована, что на сердце у нее по-прежнему тяжело, что теперь, до своего отъезда, она должна мучительно страдать и думать; но как только дошла до своей комнаты и легла на кровать, так тотчас же уснула и спала крепко, с заплаканным лицом, с улыбкой, до вечера.
Они послали за такси. Надя, уже в шляпе и пальто, пошла наверх по лестнице, чтобы еще раз взглянуть на мать, на все, что было у нее самой; она постояла в своей комнате у еще теплой кровати, осмотрелась, потом тихонько подошла к матери. Нина Ивановна спала, в комнате было тихо. Надя поцеловала маму и поправила ей волосы, простояла две минуты… Потом медленно спустилась вниз.
Сюжетная линия
История начинается с того, что девочка Надя Шумина мечтала выйти замуж с шестнадцати лет. И вот мечта сбылась: она нашла достойного жениха. Она любила Андрея, но чем ближе приближался день свадьбы, тем больше сомнений возникало в ее душе. С каждым днем она испытывала все меньше и меньше радости по поводу предстоящего торжества.
Девушка сидела в саду и смотрела, как идут приготовления в доме. Все торопятся и накрывают на стол. В это время в сад вышел Александр Тимофеевич, недавно приехавший в Москву.
Мать его была дворянкой, сразу потерявшей состояние и не раз обращавшейся за милостыней к бабушке Надины Марфе Михайловне. Когда она умерла, женщина посчитала своим долгом отправить сына Сашу учиться в Москву. Парень едва окончил колледж, где изучал архитектуру. По профессии он не работал, но работал в Москве литографом.
Каждое лето парень приезжал к Шумину домой. Здесь его считали родным и даже выделили ему собственную комнату. Подойдя к девушке, Саша начал обычный разговор о том, что годы проходят, а в доме ничего не меняется. Кухня грязная, прислуга вынуждена жить в нечеловеческих условиях. Александр смутился, потому что в этом доме никто не привык работать.
Надя думала иначе. Для нее мать была необычайно душевна, поэтому слова Саши ее обидели. Его чувства показались девушке странными, ведь эти слова она слышит каждый раз, когда он приходит, но только сейчас чувствует раздражение.
Возникшие сомнения
Все в зале сели есть. Здесь всем управляла и распоряжалась Марфа Михайловна. Женщина была богатой купчицей, в ее владениях было несколько торговых рядов на ярмарке. У нее была невестка, вдова сына, полностью находившаяся на иждивении бабушки Нади.
После ужина все легли спать. Девушка проснулась на рассвете. В последнее время она плохо спит. Надя не понимала: жених ей нравился, но все же сомнения терзали ее душу. Она решила поговорить об этом с матерью. Но как только девушка попыталась заговорить с Ниной Ивановной, столкнулась с недоразумением. После неудачного разговора Надя вернулась в свою комнату и стала обдумывать все произошедшее в одиночестве.
После ужина Саша и Надя остались одни. Парень начал говорить, что девушке нужно учиться, потому что она погубит себя в этом городе. Эти морализаторства показались героине знакомыми, как будто она уже где-то их слышала.
Все последующие дни шла бурная подготовка к свадьбе, родственники готовили приданое. Жених Андрей Андреевич отвез невесту домой, чтобы она могла познакомиться с местом, где теперь будет жить. Блуждая по комнатам, она уже ненавидела это место, хоть и видела его впервые. Особенно ее раздражал снимок обнаженной девушки, который так расхвалил ее будущий муж.
Побег от прошлого
Надя отправилась домой не в лучшем настроении. Ее все раздражало, особенно мысль о том, что завтра опять будут гости, придется улыбаться, слушать бессмысленные разговоры и играть на скрипке.
Ночью поднялся ветер, потом пошел дождь. Ветки стучали в окно. В комнату Нади вошла ее мать, Нина Ивановна. В этот момент девушка зарыдала и сказала, что не хочет выходить замуж, но собирается уйти. Она не хочет прожить свою жизнь так же бездарно, как ее мать и бабушка.
Утром Надя рассказала обо всем Саше. Они придумали план побега. Парень пообещал, что сложит все вещи девушки в чемодан и сам купит билеты. Ей нужно только пойти к нему и после третьего звонка прыгнуть в машину.
Молодые люди так и сделали. Им это удалось. Когда она оказалась в вагоне поезда, девушка поняла, что ее прошлая жизнь была всего лишь плохим воспоминанием.
Наступил май. Героиня закончила учебу и сдала все экзамены. Теперь она собиралась домой. По дороге Надя заехала к Саше, чтобы поблагодарить его за то, что он изменил ее жизнь к лучшему.
Через некоторое время Надя узнает о смерти Саши. После этой новости девушка почувствовала, насколько ей одиноко. Она решила в последний раз пройтись по дому, чтобы вспомнить места, хранившие ее воспоминания. Утром она сложила свои вещи в чемодан и навсегда ушла из дома.
Долгое время главный герой шел к тому, что нужно было развивать. Путь к самореализации она начала с того, что навредила своим близким. Но иногда стоит пойти на такие жертвы ради светлого будущего.