Краткое содержание Чехов Аптекарша для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Краткие содержания

История создания рассказа

Рассказ А. Чехова «В аптеке» написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Автор создал работу как небольшой эскиз для «Петербургской газеты» в рубрике «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сцена».

Эту газету читали аристократы, врачи, фармацевты и влиятельные люди, которые искали что-то о себе в каждом новом номере. Интересно, что А. Чехов не включил рассказ в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» впервые увидел свет в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» смело можно отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя наиболее типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и поступки выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить, что события, описанные в рассказе, могут произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное количество действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от врача, поздно вечером, «чтобы не терять времени», пошел в аптеку. После часового ожидания ему были приготовлены необходимые лекарства, но у него не хватило шести копеек, чтобы заплатить за них. Аптекарь, несмотря на больной вид Свойкина, отказался ждать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой.

Когда учитель вернулся домой, он нашел на столе несколько медных монет, растерянно упал на кровать и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медь вылилась из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и там опять разговаривал с провизором».

В этом «мимолетном» газетном рассказе, таким образом, намечаются две главные черты будущих шедевров чеховской короткой прозы: благие намерения героя исполняются как раз наоборот (не хотелось «терять время», но время все равно было потеряно); конец остается открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным утром: выздоровел ли он без лекарств, снова пошел в аптеку или, может быть, умер?).

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, находившийся у врача, решил сходить в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает таинственная атмосфера аптеки с нагромождением зелий, баночек, пузырьков, а также особым лекарственным запахом.

Он дает рецепт, приписываемый доктором аптекарю, имеющему особую внешность: «Начиная с небольшой лысины на голове и кончая длинными розовыми ногтями, все на этом человеке было тщательно выглажено, вычищено и как бы вылизано, даже пройти по проходу».

Аптекарь ответил, что лекарство будет готово только через час. Он продолжает делать важный вид и не отвлекается на попытки Свойкина заговорить с ним. Он заказывает что-то своим помощникам по-немецки и продолжает водить пальцем по бумаге. Свойкин пытается как-то отвлечься, его мучительно мучает боль. Учитель серьезно болен. Он пытается передать это фармацевту, чтобы тот ускорил приготовление лекарства, но тот его игнорирует.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, пациенту не хватает 6 копеек. Свойкин просит дать ему лекарство и обещает принести деньги завтра. Аптекарь, напротив, отказывает клиенту: «Иди домой, принеси шесть копеек и получишь лекарство». Свойкин приходит домой, из-за нестерпимой боли уже не может встать с постели и засыпает. Ему снится, что он снова пришел в аптеку и получил свое лекарство.

В аптеке

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять времени, пошел прямо от врача в аптеку.

«Это все равно, что идти к богатой женщине или к железнодорожнику», — думал он, поднимаясь по аптечной лестнице, блестящей и устланной дорогими коврами. Страшно ходить!»

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим каждой аптеке мира. Наука и медицина меняются с годами, но запах аптеки вечен, как материя. Наши деды нюхали, и наши внуки будут нюхать. Публики из-за позднего часа в аптеке не было. За блестящим желтым столом, уставленным вазами с автографами, стоял высокий господин с солидно запрокинутой головой, строгим лицом и ухоженными бакенбардами, по-видимому, аптекарь.

Начиная с небольшой лысины на голове и заканчивая длинными розовыми ногтями, все на этом мужчине было тщательно вычищено, вычищено и словно вылизано, даже под венец. Его морщинистые глаза смотрели на газету, лежащую на столе. Он читал. Рядом, за стальной решеткой, сидела кассирша и считала сдачу. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке шаркали две темные фигуры.

Свойкин подошел к столу и протянул выглаженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал его до конца в газете и, повернув голову немного вправо, пробормотал:

— Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (одиннадцать)

— Да! (12) — из глубины аптеки послышался резкий, металлический голос.

Аптекарь тем же глухим, размеренным голосом продиктовал смесь.

— Да! пришел из другого угла.

Аптекарь что-то написал в рецепте, нахмурился, запрокинул голову и опустил глаза на газету.

— Через час будет готово, — сказал он сквозь зубы, отыскивая место, где остановился.

— А нельзя было быстрее? — пробормотал Свойкин. «Я действительно не могу дождаться.

Надзиратель не ответил. Свойкин опустился на кушетку и стал ждать. Кассир пересчитала сдачу, глубоко вздохнула и повернула ключ. В глубине одна из темных фигур парила вокруг мраморной ступки. Другая фигура говорила в синей бутылке. Где-то медленно и осторожно били часы.

Свойкин был болен. Рот у него был в огне, в ногах и руках ныли грызущие боли, туманные образы, похожие на облака и окутанные человеческие фигуры, бродили вокруг его тяжелой головы. Через пелену он видел аптекаря, полки с банками, газовые форсунки, что угодно, и монотонный стук в мраморную ступу и медленное тиканье часов, как ему казалось, происходило не снаружи, а в его голове..

Разбитость и головной туман все более и более овладевал его телом, так что, подождав немного и зная, что он устал от стука мраморной ступы, он решил поговорить с аптекарем, чтобы подбодрить себя…

«Должно быть, у меня жар», — сказал он. — Врач сказал, что еще трудно определить, что у меня за болезнь, но я болезненно ослабел… Еще мне повезло, что я заболел в столице, и не дай Бог такой приступ в деревне, где есть некоторые врачи и аптеки!

Аптекарь стоял неподвижно, запрокинув голову, и читал. На обращение Свойкина к нему он не ответил ни словом, ни жестом, как будто и не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул спичкой о штаны… Подъем из мраморной ступы становился все громче и громче. Увидев, что его никто не слушает, Свойкин поднял глаза на полки с баночками и стал читать надписи…

Сначала перед ним мелькали всякие «редьки»: горечавки, пимпинеллы, торментиллы, цедоарии, и смотрел . За корешками мелькали настойки, олеумы, семены, с именами мудрее других и допотопными.

«Сколько здесь должно быть ненужного балласта! Свойкин задумался. Сколько обыденности в этих кувшинах, стоящих здесь только из традиции, и в то же время как все это солидно и внушительно!»

С полок Свойкин перевел взгляд на стеклянный книжный шкаф, стоявший рядом с ним. Потом он увидел резиновые круги, шарики, шприцы, баночки с зубной пастой, капли Пьеро, капли Адельгейма, косметическое мыло, мазь для роста волос…

В аптеку вошел мальчик в грязном фартуке и попросил 10 копеек бычьей желчи.

— Скажите, пожалуйста, для чего нужна бычья желчь? — обратился учитель к аптекарю, довольный темой разговора.

Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин стал рассматривать суровую, надменно-ученую физиономию аптекаря.

«Странные люди, ей-богу! он думал. «Почему они наносят на лица выученный румянец?» Они обдирают своих соседей втридорога, продают мази для роста волос, и, глядя на их лица, можно подумать, что они действительно жрецы науки. Пишут по-латыни, говорят по-немецки… Они делают что-то из средневекового человека… В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, бесстрастных физиономий, но когда заболеваешь, как я сейчас, ужасаешься тому, что святое дело попало в руки этой бесчувственной железной фигуры…»

Осматривая неподвижную физиономию аптекаря, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступы… Болезненное изнеможение овладело всем его существом… Он подошел к стойке, сделал умоляющую гримасу и спросил:

«Пожалуйста, позволь мне уйти!» Я. я болен…

«Теперь… пожалуйста, не сидите сложа руки!

Учитель сел на кушетку и, отгоняя смутные образы, стал видеть курящего кассира.

Только что прошло полчаса, подумал он. «Еще столько же осталось… Невыносимо!»

Но вот, наконец, к аптекарю подошел маленький черноволосый аптекарь и поставил рядом с собой коробку с порошком и бутылку с розовой жидкостью… Аптекарь прочитал письмо, медленно отошел от стола и, взял бутылку в руки, встряхнул ее перед глазами… Потом написал подпись, привязал к горлышку бутылки и потянулся за подписью…

«Ну и зачем эти церемонии? Свойкин задумался. «Пустая трата времени, и за это будут взиматься дополнительные деньги».

Завернув, завязав и запечатав смесь, фармацевт стал делать то же самое с порошками.

— Понял! — сказал он наконец, не глядя на Свойкина. — Положи в кассу рубль шесть копеек!

Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль и тотчас же вспомнил, что, кроме этого рубля, у него нет больше ни копейки…

Проблемы

Проблемы в рассказе «Я Апотекет» можно расширить, если написать Клоке Литрекону в поле для комментариев о том, чего не хватает.

  • Безразличие
    — все творчество автора пронизано мотивом равнодушия, когда человек замыкается в своем маленьком мещанском мирке, где его ничего не интересует, кроме удовлетворения своих мелких потребностей. Именно с этим боролся Чехов в своем творчестве, показывая бессмысленность и бездуховность такого существования.
  • Пренебрегать
    — на примере показанной аптеки мы видим, как Чехов, который сам был врачом, осуждал неустроенность и медлительность системы здравоохранения в Российской империи.
  • Жестокость
    — аптекарь, заставивший больного ждать час, а потом в таком состоянии бежать за деньгами, скрывает холодную, равнодушную жестокость под маской трудолюбия и профессионализма.

Стилевые особенности

Главный стилистический прием рассказа — контраст между словами Свойкина, которому нечего делать в ожидании лекарства, пытаясь поговорить с аптекарем, и молчанием аптекаря в середине рассказа. В начале повествования персонажи буквально говорят на разных языках (фармацевт читает вслух рецепт на латыни, аптекари из двух разных уголков отвечают ему на немецком); в конце, замыкающем рамки рассказа, персонажи образно «говорят на разных языках»: учитель — о своей болезни, аптекарь — о том, что аптека не продает товары в кредит.

  • Анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, очерк
  • Как вы понимаете термин «саксофонист»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Дом», анализ рассказа Чехова
  • «Не в настроении», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, композиция
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

Главные герои

  • Свойкин Егор Алексеевич, домашний учитель, сильно заболел. Ничего не сказано о его возрасте и внешности. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег на оплату лекарства.
  • Аптечный провизор — молчаливый, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого в первую очередь только взаимовыгодные отношения, а не симпатии и бескорыстные действия.
  • Помощники аптекаря и кассир — безликие люди, которые отвечают на предложение: «Да!».

А. П. Чехов очень тонко прощупывает глубины человеческой души. Композиция «В аптеке» показывает, как одному человеку требуется срочная помощь, а другой этого факта открыто не заметит. Первый как-то пытается наладить словесный контакт со вторым, чтобы отвлечься от мучительной боли и лихорадки. В лице фармацевта можно увидеть бесчувственное существо, которое теряет свой человеческий облик, отказываясь войти в положение больного.

Сострадание – главная мысль рассказа. Без способности сопереживать другим людям мы становимся никем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу.

В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого сам читатель может только догадываться о том, что в конечном итоге произошло с пациентом. Умер ли он или пошел утром в аптеку, автор намеренно оставляет этот вопрос открытым. Это результат человеческого непонимания и нечувствительности может привести к.

Читайте также: Краткое содержание Чехов Невеста за 2 минуты пересказ сюжета

Темы

Тема рассказа «В аптеке» не может быть устаревшей, ведь она касается каждого современного человека, несмотря на солидный возраст книги.

  • Добро и зло
    — Чехов показывает, что в мире господствуют самые низкие человеческие амбиции: эгоизм, равнодушие и черствость. В этом обществе нет места истинному добру. При этом зло маскируется инструкциями и формами, узаконивается и считается нормой.
  • Ответ
    — для Чехова важнейшее качество человека — отзывчивость, способность сочувствовать другим людям. Общество, лишенное этих качеств, неизлечимо больно и обречено на гибель. Очень символично, что человек остается дома без помощи и теряет сознание.
  • Профессиональный долг
    — на примере фармацевта автор показал нам, как механическое исполнение служебных обязанностей полностью заменяет профессиональный долг, когда вместо оказания реальной помощи, настоящей добродетели мы видим лишь безразличную бюрократию.

Беззащитное существо

Кратко: К сотруднику банка подходит женщина, которая просит выплатить то, что не было вычтено из зарплаты ее мужа. Ничего не добившись объяснениями, ей дают деньги из личных средств, лишь бы она ушла.

Несмотря на ночной приступ подагры, Кистунов выходит на работу, где начинает вовремя принимать прошения и клиентов банка. Сначала он получает прошение Щукина. Ее муж, коллежский асессор, болел пять месяцев, в течение которых лечился дома. В эти месяцы ему давали, по словам жены, без основания, вычитая из жалованья двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек, так как он «брал из средств своих товарищей и других чиновников, поручившихся за него».

Жена налогоплательщика никак не может понять, что муж мог взять деньги без ее согласия. Она просит Кистунова помочь вернуть снятые деньги, плачет и жалуется на жизнь.

Я бедная женщина, живу одними жильцами.. Я слабая, беззащитная.. Я терплю оскорбления от всех и ни от кого не слышу доброго слова…

Кистунов пытается объяснить заявительнице, что она пришла не в то отделение, и банк никак не может решить эту проблему, а ей приходится идти на работу мужа. До Щукиной это не доходит — она ​​была в пяти местах, и нигде не получает прошение. Обратиться к Кистунову женщине посоветовал ее зять, который также остался без работы.

Сотрудники банка пытаются объяснить Щукиной, что он ничего не может сделать в этой ситуации, он объясняет ей разницу между военно-полевым ведомством и частным коммерческим учреждением.

Да поймите, обращаться к нам с такой просьбой так же странно, как подавать заявление на развод, например, в аптеке или в кабинете анализов.

Но все его объяснения тщетны — она слушает его и снова просит о помощи. Проведя с ней приличное количество времени, но так и не объяснив, что ее проблема не будет решена в этом учреждении, совершенно измученный Кистунов отправляет Щукина к другому сотруднику банка — Алексею Николаевичу, который тоже довольно устал зовет на помощь бухгалтера.. Оба безуспешно пытаются объяснить женщине, что она обращается не по адресу.

Носильщика решают не звать, потому что «она закричит, а квартир в этом доме много, и черт его знает, что о нас подумают…». Алексей Николаевич, взбешенный после многих неудачных объяснений, пытается выгнать Щукину, но она кричит и грозится пойти к адвокату, который уже подал в суд на троих ее жильцов.

Совершенно больной и измученный Кистунов смотрит на шум. Он дает Щукиной деньги из своих личных средств, лишь бы она ушла. Она благодарит и пытается узнать, может ли муж вернуться на прежнюю работу… Оставив женщину без ответа, больной Кистунов уходит домой, все банковские служащие, приняв успокоительное, возвращаются к работе, а Щукина сидит в зале за очередной два часа, ожидая возвращения Кистунова. Не дожидаясь его, женщина приезжает на следующий день.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжелую болезнь общества, охваченного равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, равнодушный к другим, и какие страдания он им причиняет. Когда читатель видит это, он понимает, как важно для человека сохранять в себе полноту души, не закрываться от чужих страданий. Иначе мы все рискуем превратиться в иссохших монстров, как фармацевт из аптеки.

Таким образом, основная мысль рассказа «В аптеке» заключается в необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, а особенно в той, где люди ищут помощи, между жизнью и смертью.

Проблематика, темы и основная мысль

Анализ чеховского «В аптеке» показывает, что главная проблема рассказа — безразличная бюрократия, против которой решительно выступает автор. Работники аптеки в этой истории считают механическое выполнение рабочих задач своим профессиональным долгом, хотя на самом деле они в первую очередь должны были оказать реальную помощь и поддержку больному человеку. Более того, фармацевты и фармацевты – это профессии, близкие к профессии врача. Здоровье человека не должно быть для них пустым звуком.

В аптеке чехов сочинение

Но фармацевт откровенно не хочет замечать состояния больного и заставляет его ждать час, а потом не дает ему таких важных лекарств из-за отсутствия около шести копеек. «Это не мое дело», — резко отвечает он на слова о состоянии клиента. Более того, он даже не хочет вести с ним простой диалог, даже если бы разговор облегчил его болезненное состояние. Из-за этого аптекарь полностью теряет свой человеческий облик, превращаясь в бесчувственное существо.

Бесчувственность, жестокость, равнодушие, заносчивость и беспечность – со всем этим борется Чехов с помощью своего рассказа «В аптеке». В составе ЕГЭ можно рассмотреть многие другие проблемы и темы данной работы, актуальные даже в современном обществе. Среди них:

  • обезличивание человека в условиях большого города;
  • замкнутость каждого в своем мире и равнодушие людей к проблемам друг друга;
  • сведение отношений к простым функциям (клиент — продавец) и, как следствие, невозможность услышать человека и вообще увидеть в нем человека.

Таким образом, надо уметь сочувствовать и сопереживать – такую ​​главную мысль Чехов вкладывает в свое произведение «В аптеке.

Аргументы к сочинению помогают понять, что вне зависимости от положения в обществе, социальной значимости и профессиональных навыков люди должны в первую очередь оставаться людьми — на этом строятся человеческие отношения.

Рассматриваемые автором проблемы

При написании краткого пересказа произведения Чехова «В аптеке» аргументом очерка и основной темой может служить одна из проблем, которую автор рассматривает в рассказе. Тема, о которой говорится, всегда актуальна и волнует каждого современного человека, несмотря на солидный возраст газетной зарисовки. Среди основных тем и проблем, затронутых в эссе, стоит упомянуть:

Противостояние добра и зла

  1. Противостояние добра и зла. Антон Павлович старается показать, что в мире можно встретить людей с разными характерами. Многие являются воплощением эгоизма, равнодушия, жестокости. Истинное добро не может вписаться и искоренить зло, тщательно скрытое за маской инструкций и форм.
  2. Отзывчивость, что является важной чертой характера для автора. Люди должны иметь сострадание к другим. Общество, лишенное такого важного чувства, нежизнеспособно и обречено на моральную смерть души.
  3. Профессиональный долг. Фармацевт должен быть воплощением добродетели, сострадания, понимания. Он дал клятву Гиппократу и обещал помогать людям. Но вместо этого он прячет свой эгоизм за ширмой чиновников, обязанностей. О профессиональном долге не может быть и речи.
  4. Безразличие. Мещанский мир изображается автором настолько узким, что в нем нет места состраданию. Фармацевта ничего не интересует, кроме денег. Такое существование не имеет смысла, оно бездушно.
  5. Пренебрегать. Фармацевты не собираются выполнять свой долг по отношению к больному человеку, пришедшему в аптеку. Как врач Чехов пытается показать, насколько неорганизованной и неповоротливой раньше была система здравоохранения.
  6. Жестокость. Вместо того, чтобы войти в положение больного Свойкина, аптекарь отправляет его домой за шесть копеек, тогда как большую часть оплаты он получает по одному рублю. Это демонстрирует холодность и равнодушие персонажа к проблемам других.

Характеристика главных героев

В произведении два главных героя – мужчина, пришедший в аптеку, и фармацевт. Их описание и характеристики:

Аргумент для составления чехов в аптеке

  1. Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. Умный, вежливый, общительный. О его внешности и возрасте ничего не упоминается, но можно понять, что он почти всю жизнь был вынужден обучать детей состоятельных семей, и неизвестно, изменится ли когда-нибудь его судьба. Он обращается к аптекарю и говорит, что ему еще повезло заболеть в столице, а не в деревне, где аптеки нет. Из этого можно сделать вывод, что до этого ему пришлось подолгу жить в деревне. Он страдает от равнодушия окружающих и не понимает, почему у некоторых людей такая важная научная внешность.
  2. Безымянный фармацевт — мужчина высокий, солидный, со строгим лицом и холеными бакенбардами. Все в этом мужчине, от небольшой лысины на голове до длинных розовых ногтей, гладят и облизывают. Он высоко поднимает голову и хмурится, смотрит вниз и читает газету за столом. Педантична, высокомерна и бесчувственна. Для него имеет значение только строгое выполнение своих функций, правила, в которых он не может быть ознакомлен с клиентами, и товарно-денежные отношения.

Среди персонажей есть и тихая кассирша, говорящая пустяки, и помощники, произносящие всего одно слово «Да!» Немецкий.

Весь персонал аптек предстает здесь как «люди из другого мира», изображающие из себя эдаких жрецов науки с бесстрастными лицами.

Суть: о чём рассказ?

Домашний учитель Егор Свойкин после посещения врача заходит в аптеку и хочет купить нужное ему лекарство. Недружелюбный фармацевт отвечает, что лекарство прибудет только через час, и просит подождать.

Атмосфера в аптеке угнетает больного Свойкина. Он пытается поговорить с фармацевтом, но тот его игнорирует.

Проходит полчаса, состояние Егора Алексеевича ухудшается. Он пытается сказать об этом аптекарю, просит его поторопиться, но тот остается равнодушным к ситуации.

Наконец приносят лекарство. Со Свойкина требуют рубль шесть копеек, а у него только один рубль, остальные деньги у него дома. Егор просит одолжить ему лекарство, жалуется на свою слабость, но аптекарь остается равнодушным.

Свойкин вынужден вернуться домой. Поднявшись в свою квартиру, он уже берет в руки недостающие деньги, но в этот момент болезнь берет свое, и главный герой без сознания падает на кровать.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"