Краткий сюжет
Читатель привык к тому, что характер волка всегда злой, жестокий, и поэтому его не любят. В произведении «Бедный волк» Салтыков-Щедрин показал этот образ несколько иначе. Он дал понять зрителям, что это животное является хищником и без мяса ему не выжить, единственный выход – убивать других. После этого можно сделать вывод, что ненависть к животному необоснованна.
Если провести подробный анализ сказки «Бедный волк» Салтыкова-Щедрина, то можно понять, что жестокость проявляет не только серый хищник, но и люди, которые на него охотятся.
Произведение относится к позднему периоду творчества автора. Он часто придумывал рассказы аллегорического характера, в которых главными героями были животные. Но у этой истории тяжелое содержание и особая тема. Автор описывает понятие жестокости и причины, по которым она возникает. Он также пишет о хороших и плохих людях.
История начинается с того, что все лесные жители считают волка самым жестоким животным, нарушающим их покой. Все ненавидят животное из-за его козней: то барана съесть хочет, то зайца поймать.
Однажды медведь решил поймать волка и осудить его. Он объяснил, что все в лесу боялись и ненавидели его. Хищник в свое оправдание признал, что если бы он не охотился, то не смог бы выжить и прокормить семью. Поговорив с ним, косолапый понял, что нельзя судить того, кто живет только по своим правилам и законам. После этого медведь отпустил его. Пока у волка была сила и ловкость, он охотился и кормился.
Через некоторое время зверь состарился, ослабел и уже не мог догнать даже зайца. Он подумал и решил выйти к охотникам, чтобы принять смерть.
Главная мораль произведения в том, что никого нельзя судить. Каждый человек, как и животное, индивидуален. И сама жизнь направляет и указывает, как выжить.
В приключении всего 2 главных героя:
- Волк — разбойник и убийца, который раскаялся и признал, что не может жить по-другому.
- Бьёрн Топтыгин — мудрый и справедливый.
Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина
Система изображений. Сатирическая фантазия в последней книге Щедрина основана на народных сказках о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает присущее им сатирическое содержание.
Образы из «Сказок Писателя» созданы на основе известных фольклорных образов, снабженных народной мудростью с устойчивыми чертами характера: жадный волк, хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и злой медведь. Они были знакомы читателю и по басням Крылова. Этот традиционный элемент в образах приключений Щедрина освобождал сатирика от необходимости подробной мотивировки и характеристики.
Сатира по самой своей природе избегает подробностей, изображает жизнь в ее самых резких проявлениях, преувеличениях и преувеличениях. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой сути сатирической типизации.
Но Щедрин ввел в мир народных сказок актуальные политические темы, и поэтому содержание традиционных образов у него существенно меняется. Заяц оказывается «нормальным», волк — «бедным», овца — «не помнит», орел — «благотворителем». Наряду с ними появляются и изображения сушеной плотвы, мудрого гольяна, идеалистического карася и др., не связанные традицией.
Как в басне, под видом зверей, рыб, птиц Щедрин изображает вполне конкретные социальные типы. В то же время прием аллегории позволяет сатирику не только скрыть их истинный смысл, но и раскрыть самое главное, самое характерное из персонажей его сказок.
Например, в сказке «Медведь в воеводстве» занудный, то злой, то добродушный неуклюжий медведь приобретает черты правителя-мракобеса, угнетающего народ и уничтожающего образование. Топтыгины в авторской сказке совершают и мелкие злодеяния, и большое кровопролитие в подвластном им лесу, но всех их ждет славный конец. В этом выражается идейная позиция автора, мечтавшего о свержении деспотизма.
В сказке «Мудрый гольян» автор создает оригинальный образ, характеризующий перепуганного обывателя. Он «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем не приносит хлеба и соли, а только бережет свою ненавистную жизнь». В то же время эта история поднимает и философский вопрос о смысле человеческой жизни.
Но образы Щедрина не всегда скрыты за звериными масками. Их нет, например, в знаменитой «Повести о том, как один человек прокормил двух генералов». Но и в таких сказках художественные образы становятся гротескными, балансируя на границе между реальным и фантастическим.
Так в сказке «Дикий помещик» представлена история о глупом помещике, который ненавидел крестьян, но когда все они исчезли, совсем одичал. И тут Щедрин с невероятным мастерством показывает воплощение этой метафоры: дворянин, который должен быть представителем культурного сословия, превращается в дикого зверя, обросшего шерстью, рвущего когтями свою добычу. И только когда «мужской рой» вернули на место, оруженосец вновь обрел свой человеческий облик.
Горькие мысли автора о народной покорности и долготерпении выражены в гротескном образе, сравнивающем людей с глупыми тварями, живущими кишащей жизнью.
- Год написания — 1883.
- Автор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
- Тема — смысл жизни лесной подстилки.
- Основная мысль в том, что не все так просто, как кажется сразу.
- Герои — волк и медведь.
- Мораль и вывод — у каждой медали всегда есть две стороны.
Стиль написания
Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Основная суть заключается в доведении ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые приключения могут показаться странными даже взрослому.
Произведение «Бедный волк» имеет глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости иногда является оправданным поступком. Он описал реальность своего времени простым языком.
Чтобы полностью понять творчество автора, необходимо учитывать, что он никогда не писал зря. В каждом эссе рассказчика есть мораль. Вот что делает его работы такими интересными.
Особенности образа волка в сказке — почему автор назвал его бедным
Волк в сказках — символ зла. Салтыков-Щедрин меняет привычную трактовку. Герой думает о том, почему природа обрекла его на такое существование. Эпитет «бедный» характеризует симпатию к персонажу. Проводя аналогию между образом волка и характером человека, автор оправдывает своего героя тем, что он убивает ради еды, а человек часто приносит смерть из желания развлечься или разбогатеть.
«Бедный» волк еще и потому, что задумался о неразрешимости проблемы: он обречен причинять вред другим, и люди всегда будут ненавидеть его за кровожадность и агрессивность.
История создания
Рассказ был написан в 1883 году; она продолжила серию аллегорических произведений автора. В ней автор затрагивает тему непонимания в обществе определенных категорий людей. Клеймение граждан неугодными властям процветало в то время очень сильно. Не разбираясь в обстоятельствах дела и жизни человека в целом, власти могли кого угодно объявить вне закона, и ее мнение было единственно верным.
Именно это разделение общества на черных и белых и хотел показать автор. На примере волка — злобного хищника, убийцы и злодея автор показывает так называемое социальное зло. Люди видят в звере только зло, не задумываясь о том, что побуждает его совершать злые дела и является ли это выбором.
Основная мысль
Нельзя судить о человеческом поведении только с хорошей или плохой стороны, всегда есть что-то среднее. Эту мысль автор пытается донести до своего читателя средствами аллегории и сатиры.
Животные в этой работе говорят и думают. Именно поэтому эту историю называют сказкой. Воспринимать его можно по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это поистине сказка, а для взрослых достаточно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Он показывает все пороки общества. Недальновидность, а то и откровенная глупость людей. Неспособность к личному мнению.
Это особенно характерно в отрывке, где волк тащит ягненка. Он размышляет о странном младенце, кричащем и борющемся за свою жизнь, в то время как все остальные овцы спокойно лежат, готовые к своей неизбежной кончине:
«Он зарезал много овец при жизни и все они были какие-то равнодушные. Волк не успеет ее схватить, а она уже закатила глаза, лежит, не шевелится, как будто действует по природному долгу. А вот младенец — и иди и плачь: он будет жить!»
На примере ягненка автор хочет, так сказать, ненавязчиво показать читателю, что даже самый слабый голос можно услышать, если говорить от сердца.
Читайте также: «Сказания о Кише» краткое содержание книги Джека Лондона, основная тема произведения
Тема произведения
Действие в произведении разворачивается вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает свою жизненную позицию с точки зрения волка. Люди и животные воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и не боятся, потому что он убивает.
Но не все так однозначно, как кажется. Недаром рассказ называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь хотел бы есть траву, но не может. Его природа так устроена, что хищнику для поддержания жизни необходимо мясо. В этом рассказе автор представляет волка, почти лирического героя, он:
- честный;
- бесстрашный;
- умный.
Автор спрашивает читателя, так сказать, имеет ли кто-то право судить животное за то, над чем он не властен. Волк — хищник, в его природе — убивать.
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.
Другой зверь, вероятно, был бы тронут заячьей самоотверженностью, не ограничился бы обещанием, а теперь бы смилостивился. Но из всех хищников, встречающихся в умеренном и северном климате, волк наименее доступен великодушию.
Однако он так жесток не по своей воле, а потому, что его кожа тверда: он не может есть ничего, кроме мяса. И чтобы получить мясную пищу, он не может поступить иначе, как лишить живое существо его жизни. Словом, он берется совершить подлость, грабеж.
Ему нелегко добывать пищу. Ведь смерть никому не мила, но только со смертью он вкрадывается в каждого. Поэтому тот, кто сильнее, защищается от него, а другие, которые не могут защитить себя, защищаются другими. Часто волк голодает, да еще и с кучерявыми боками. Он сядет в это время, поднимет морду и завоет так пронзительно, что на версту вокруг всякой живности от страха и от тоски душа пойдет по пятам. А волчица воет еще скучнее, ведь у нее есть детеныши, и кормить их нечем.
Нет на свете животного, которое не ненавидело бы волка, не проклинало бы его. Весь лес стоном стонет при его появлении: «Проклятый волк! убийца! убийца!» И бежит вперед и вперед, не смеет повернуть головы, а за ним: «Разбойник! резчик!» Волк отобрал, с месяц тому назад, овцу у женщины — женщины, которая до сих пор не вытерла слез: «Проклятый волк! убийца!» И с тех пор у него во рту не было маковой росы: одну овцу он съел, а другой убить не пришлось… И баба воет, и он воет.. как же узнать!
Говорят, что волк обделяет земледельца; но и фермер тоже так сердится, когда такое случается! И бьет его дубиной, и стреляет в него из ружья, и волкам ямы роет, и капканы ставит, и набеги на него устраивает. — Убийца! Разбойник! — о волке в деревне только слышно — последнюю корову зарезал! Остальных овец утащил! И в чем же он виноват, если иначе не может жить на свете?
И если вы убьете его, он бесполезен. Мясо бесполезное, кожа жесткая — не греет. Только корысти, что над ним, окаянным, потешаешься в изобилии, а вилы живьем поднимешь: пусть гад по капле крови придет!
Волк не может жить на свете, не раздев живот, — это его проблемы! Но он этого не понимает. Если его называют негодяем, то и он называет негодяями тех, кто его преследует, калечит и убивает. Понимает ли он, что его жизнь вредит другим жизням?Он верит, что живет — вот и все. Лошадь несет гравитацию, корова дает молоко, овца дает волну, а он грабит и убивает. И лошадь, и корова, и овца, и волк — все «живут», каждый по-своему.
А потом, правда, нашел среди волков одного, который много веков убивал и грабил все подряд, и вдруг, на старости лет, начал догадываться, что в его жизни что-то не так.
Этот волк с юных лет жил очень быстро и был одним из немногих хищников, которые почти никогда не голодали. И день и ночь грабил, и все сходило ему с рук.Он таскал овец под носом у пастухов; залезали во дворы деревень; забитые коровы; однажды дровосек был закушен до смерти; маленький мальчик на глазах у всех уносится с улицы в лес. Он слышал, что все ненавидели и проклинали его за эти дела, но от этих покорностей становился только сильнее и сильнее.
«Если бы вы только послушали, что происходит в лесу, — сказал он, — нет ни минуты, когда бы там не было убийства, чтобы животное не визжало, не расставалось с жизнью, тогда действительно видеть на том?
И жил он так, между грабежами, до тех лет, когда волка уже называют «закаленным». Он стал немного тяжеловат, но все же не ушел от грабежа; наоборот, как будто даже влюбился. Только если он случайно попадет в когти медведя. Но медведи не любят волков, потому что волки нападают на них стаями, и часто в лесу ходят слухи, что Михайло Иванович кое-где ошибся: серые кучи разорвали его мех в клочья.
Держит волка-медведя в лапах и думает: «Что мне с ним, со злодеем, делать? если ты его съешь, он сделает тебя проклятым в сердце, если ты раздавишь его и оставишь так, ты только заразишь лес запахом падали. Позвольте мне видеть: может быть, у него есть совесть. Если есть совесть, пусть поклянется впредь не грабить, я его отпущу».
— Волк, волк! — сказал Топтыгин, — неужели совести у вас нет?
— Ах, что вы, ваше сиятельство! — ответил волк, — можно ли хоть один день прожить на свете без совести!
— Так что можешь, если жив. Подумайте об этом: каждый божий день о вас приходят только новости о том, что с вас либо сняли кожу, либо зарезали — разве это похоже на совесть?
— Ваш диплом! позвольте мне сказать вам! мне есть и пить, кормить волка, растить детенышей? какое разрешение вы хотели бы поставить на этот счёт?
Думал Михайло Иванович, думал, видит: если волку быть на свете, значит, он имеет право прокормиться.
«Я должен», — говорит он.
— А я, кроме мяса, — нет, нет! Вот хоть диплом взять, например: и малиной полакомиться, и мед у пчел одолжить, и овец сосать, а для меня по крайней мере ничего из этого бы не существовало! Да, опять же, у вашей степени есть еще одна свобода: зимой, как только вы ляжете в пещеру, вам ничего не нужно, кроме собственной лапы. А у меня есть и зима, и лето – нет ни минуты, когда я не думаю о еде! И все о мясе. Итак, какую еду я получу, если сначала не разделаю и не задушу ее?
Медведь подумал об этих волчьих словах, но все же хочет попробовать.
— Да ты бы, — говорит, — хоть полегче, что ли…
— Да и то, ваша степень, я, как умею, упрощаю. Лисица — чешется: раз лопнет — и лопнет, потом опять рванет — и опять лопнет… И я правильно понимаю за горло — шабаш!
Медведь задумался еще больше. Он видит, что волк говорит ему правду, но все же боится отпустить его: теперь он снова возьмется за грабежи.
— Покайся, волк! — Он говорит.
— Мне, твоему чину, не о чем сожалеть. Никто не является врагом его жизни, включая меня; так в чем же моя ошибка?
— Да хоть обещай!
— И я не могу обещать, ваше превосходительство. Вот лиса — обещает тебе все, что хочешь, а я не могу.
Что делать? Думал, думал медведь и наконец решился.
«Ты самый несчастный зверь — вот что я тебе скажу!» — сказал он волку. «Я не могу судить тебя, хотя и знаю, что, отпуская тебя, я беру на себя большую часть души греха. Я могу добавить одно: на вашем месте я не только не ценил бы жизни, но считал бы смерть для себя благом! А ты над этими словами моими подумай!
И выпустил волка на все четыре стороны.
Волк освободился от медвежьих лап и теперь вернулся к своему прежнему ремеслу. Лес стонет от него, и завет. Я привык ходить в одну и ту же деревню; за две-три ночи зарезал напрасно целое стадо — и ничего ему. Лежит с полным желудком в болоте, потягивается и закрывает глаза. Даже медведь, его благодетель, ушел на войну, но, к счастью, вовремя оправился и лишь издалека погрозил ему лапой.
Как долго, как недолго он бушевал так, но наконец пришла к нему старость. Сила его ослабла, пропала ловкость, да к тому же крестьянин тростью сломал себе позвоночник; даже несмотря на то, что он вышел на пенсию, он все еще не был похож на смельчака-живореза прошлого. Хочет броситься за зайцем — а костей нет. Хочет он на опушку леса, хочет попробовать унести овцу из стада — а собаки вскакивают и несутся. Он хочет повернуть хвост, и он выбегает.
Ни в коем случае, я уже собак бояться начал? — спрашивает он себя.
Возвращается в пещеру и начинает выть. Сова в лесу рыдает, а в болоте воет — страсти господни, ибо в селе поднимется гам!
Только однажды он заготовил барашка и утащил его с перерезанной шеей в лес. А барашек был еще глупее всех: волк тащит его, а он не понимает. Только один повторяет: «Что такое? Какие?..»
— А я вам покажу, что это такое..ммммерзавец! — взбесился волк.
— Дядя! Я не хочу идти в лес! Я хочу маму! Не буду, дядя, не буду! — догадался вдруг барашек и полузавыл, полурыдал: — О, пастушок, пастушок! ах, собаки! собаки!
Волк остановился и прислушался. Он зарезал много овец за свою жизнь, и все они были как-то равнодушны. Не успел волк схватить ее, как она уже закатила глаза, лежала и не шевелилась, как бы поправляя свой естественный долг. А вот и младенец — и иди и плачь: он будет жить! Ах, ясно, что всем мила эта ненавистная жизнь! Вот он, волк — старый, и всем бы еще сто лет жить!
И тут он вспомнил слова Топтыгина: «Если бы я был на твоем месте, я бы не жизнь, а смерть почитал за свою выгоду…» Почему же так? Почему для всех других земных существ жизнь — благо, а для него — проклятие и позор?
И, не дожидаясь ответа, выпустил ягненка изо рта своего, а сам забрел, опустив хвост, в берлогу, чтобы там спокойно распространять свои мысли.
Но этот ум не нашел для него ничего, кроме того, что он давно знал, а именно: что он, волк, не может жить иначе, как убивая и грабя.
Он лежал плашмя на земле и никак не мог лечь. Разум говорит одно, а внутри горит другое. Болезни, может быть, ослабили его, или старость сломила его, или голод поразил его, но прежней власти над собой он взять не может. Так и гремит в ушах: «Фантастика! убийца! резчик!» Что ж он за собою свободную вину не чувствует? Ведь проклятия все-таки молчать не могут! О, видимо, правду сказал медведь: остается только руки на себя наложить!
Так ведь и здесь опять горе: зверь — ведь и руки на себя наложить не умеет. Животное ничего не может сделать по своей воле: ни изменить порядок жизни, ни умереть. Он живет, как во сне, и умирает, как во сне. Быть может, собаки разорвут его на куски или крестьянин застрелит; так вот он только похрапит да покорчится, на миг сведешь его — и дух выйдет. А откуда и как пришла смерть — он не угадает.
Не устанет ли он от голода… Сегодня он уже перестал гоняться за зайцами, он только вокруг птиц ходит. Если он поймает молодую ворону или воронью, это единственное, от чего он устанет. Так и тут другие витютни хором кричат: «Чудесно! ад! черт!»
Это проклятые. Ну ведь только потом жить, чтобы убивать и грабить? Правда, проклинают его несправедливо, неразумно: не по своей воле он грабит, — но как же не проклинать! Сколько животных он убил за свою жизнь! сколько женщин, сколько бедняков он сделал несчастными на всю оставшуюся жизнь!
Много лет он страдал в этих мыслях; всего одно слово в его ушах и прогремело: «Черт! ад! черт!» Да и про себя он повторял все чаще и чаще: «Просто проклятый! проклятый и ешь; убийца, живой резчик!» И все же, измученный голодом, он шел на добычу, душил, рвал и мучил…
И он стал звать смерть. «Смерть! смерть! если бы вы освободили от меня зверей, людей и птиц! если бы вы только могли освободить меня от самого себя!» он выл день и ночь, глядя на небо, и звери и крестьяне, слыша его вой, в страхе кричали: «Убийца! Убийца! Убийца!» Он не мог жаловаться даже на небеса, чтобы на него со всех сторон не обрушились проклятия.
Наконец смерть сжалилась над ним. В том районе появились «лукаши», и окрестные помещики воспользовались их приходом, чтобы организовать охоту на волка. Однажды волк лежит в своей берлоге и слышит крик. Он встал и ушел. Он видит, что путь впереди отмечен вехами, а сзади и сбоку мужчины наблюдают за ним. Но он уже не пытался прорваться, а стремглав шел навстречу смерти…
И вдруг оно попало ему прямо между глаз.
— Вот он. избавитель смерти!
Основная идея
Это философская сказка, где главный герой почти лирический герой, он выступает своеобразным страдальцем, когда читаешь произведение, возникает желание его пожалеть. Конечно, мы говорим здесь о людях, а не о животных.
Волк олицетворяет злодеев «по воле судьбы». Однако автор указывает, что каждый способен измениться и встать на путь исправления. Мораль этой истории в том, что хищник не в силах избежать убийства, но имеет право на жизнь.
Салтыков-Щедрин отразил в своих сатирических рассказах важнейшие проблемы гражданского общества. Основная идея рассказа очень проста и очевидна. Рожденный хищником не может превратиться в травоядного, природу не изменить. Образ главного героя отражает фигуру чиновника у власти.
Во-первых, автор оправдывает животное, объясняя, что таким безжалостным его сделала сама природа. Чтобы выжить, он вынужден есть мясо, поэтому должен убивать. Автор считает, что с этой точки зрения хищник достоин жалости, ведь не все животные хотят быть чьей-то добычей. Это значит, что волк должен проявлять чудеса охоты, чтобы прокормиться.
Он часто уходит избитым и голодным. От этого зверь воет по ночам, заставляя людей и животных дрожать от ужаса. Они слышат в этих стонах не печаль и тоску, а лишь угрозу своей безопасности. Не проходит и дня, чтобы кто-нибудь не проклял хищника. Люди обвиняют его в своих проблемах. Но и мертвый волк ни к чему:
- никому не нужна его кожа;
- мясо слишком жесткое.
Короче, жизнь у этого зверя не сложилась ни с какой стороны.
Волк вспоминает слова медведя только тогда, когда ослабевает. Однажды Топтыгин сказал ему, что при такой грешной жизни следует мечтать о легкой смерти. Зверь считает свое существование совершенно бессмысленным.
Все, чего он хочет, это как можно скорее перестать дышать. Однако реализовать это желание не так-то просто. Он долго не ест, но все равно смерть не наступает. Волк проводит дни и ночи в ожидании своей смерти и проклинает себя за то, что не может обойтись без убийства.
Если вам нужно написать сочинение или составить план работы, конспект позволит быстро ознакомиться с приключением и выполнить поставленную задачу.