- Идея рассказа
- Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
- Сюжет
- Отзыв
- Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами
- «Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание
- Жизненный урок
- План рассказа
- Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
- Подробный пересказ 13-й подвиг Геракла
- Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера
Идея рассказа
Фазиль Искандер показывает, что герой со временем приходит к выводу, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик усердно стал делать домашнее задание.
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и ничуть не обижается на него за то, что он с юмором и смехом старался научить их не оскорблять друг друга, не лгать, а достойно относиться к себе и другим.
Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
В рассказе Фазиля Искандера «13-й подвиг Геракла», который легко и доступно читать онлайн, герой всего один. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы можно было оценить, что он сделал и как вел себя учитель, автор также показывает нескольких одноклассников мальчика:
- Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, и ребята зовут его просто Алик.
- Сахаров, отличник.
- Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.
В рассказе есть и другие персонажи, которых можно отнести ко взрослому миру. Это в первую очередь учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, директор, врач и медсестра Галя.
Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
Сюжет
Рассказчик, ученик 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя греческого языка Харлампия Диогеновича: шутит с трикстером и медленно, так, что все смеются. И приглашает врача на прием для прививки от брюшного тифа, хотя она к ним не ходила.
После ее ухода учительница вызывает к доске рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла». Над ним смеется весь класс: и тихий Алик Комаров, так боявшийся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех — лекарство от лукавства, коварства и самомнения.
Отзыв
Название рассказа — издевательство над мальчиком, фальшивым «Геркулесом». Геракл завершил свои подвиги, как герой, исполняющий волю богов, честно служа царю. А рассказчик из трусости, страха, гордости схитрил, совершил ненужный «подвиг». Он срывал уроки, обманывал учителя, врача, подвергал испытанию своих одноклассников.
Он не боялся уколов, даже не секунды, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как и Геракл) — «говорящий». Харлампий означает «радостный». Диогенович — аллюзия на философа Диогена, который днем огнём искал в толпе достойного человека.
Примеры карикатуры в рассказе: назвать ученика-изменщика лебедем (вытягивает шею), пригласить к ученику шахтера, который «проглотил снаряд». История учит справляться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть непослушным, не смешным, ответственно относиться к обучению — и с юмором к себе.
Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами
С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики — Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег миловидной внешностью и сильным, волевым характером.
С первого же урока ему удалось установить в «классе» образцовую тишину. Строгая дисциплина была достигнута учителем не наказанием или угрозами — он сумел так тонко и остроумно подшутить над возмутителем спокойствия, что тот превратился в настоящую конвульсию смеха. Шурик Авдеенко часто играл эту роль — честного слабого студента, и большого любителя списывания.
Главное оружие математика — «сделать человека смешным». Студент, не желавший учиться, был в его глазах не только смешным, но и до обидного смешным. Дети это понимали и всегда старались основательно подготовиться по своему предмету.
Главный герой — рассказчик — тоже не избежал участи оказаться в роли забавного человека. Ему никогда не давали «какую-то запутанную и глупую» задачу про артиллерийский снаряд. Еще до урока герой узнал, что задачу решил не только Сахаров, отличник, но даже его тихий и заметный однокурсник Адольф Комаров, или Алик, как он любил себя называть.
Мальчик с трудом сдерживает волнение — он совершенно не готов к уроку. Надежда на спасение появляется в образе врача и медсестры, которые должны были сделать классу прививку от тифа. Ищут 5-А, и герой просит разрешения отвести врачей в кабинет параллельного класса, находящийся «в одном из подсобных помещений у школьного двора».
По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию их класса, чтобы сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают прививать от сыпного тифа. Алик заметно бледнеет от страха и сразу после укола теряет сознание.
Герой должен бежать за скорой помощью, но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, вертя в руках желтые четки, начинает рассказывать о двенадцати подвигах Геракла и о некоем юноше, решившемся совершить тринадцатый подвиг мифического героя , но не по мужеству, а по трусости.
Герой чувствует, «что в воздухе витает какая-то опасность» — его вызывают к доске для решения поставленной перед ним задачи дома, и он позорится перед всем классом.
Повзрослев, герой понял, что учитель математики закалил своими насмешками «хитрые детские души», а учеников научил баловать себя хорошей долей юмора.
Своей работой Фазиль Искандер хотел донести до детей и молодежи простую мысль – надо работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в будущем они не вошли в привычку.
«Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание
Новый учитель математики не ругал и не наказывал плохих учеников, он просто высмеивал их.
Однажды главные герои не выучили домашнее задание и очень боялись насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому, когда в школу пришли врачи делать прививку от сыпного тифа, он убедил их начать не с 5 «А» класса, а с 5 «Б», где учился сам. Врачи согласились, и вакцинация проводилась на протяжении всего занятия.
После того, как врачи ушли, до конца урока еще оставалось время, и учительница вызвала «героя» к доске, где все убедились, что мальчик не готов к уроку. Затем учитель рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» лени и малодушия.
Это занятие оставило глубокий след в душе мальчика, он понял, что учитель воспитал их смехом лучше, чем какими-то нотациями и поучениями. Этот урок автор запомнил на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на собственном примере учить других.
Жизненный урок
Мальчик понял и усвоил тот урок, который Харлампий Диогенович правильно преподал ему и всем остальным ученикам, и стал более серьезно относиться к учебе. В зрелом возрасте герой не боится показаться смешным и высказывает свою принципиальную позицию, противоречащую мнению большинства.
Рассказчик высказывает мнение, что даже сильные мира сего не мешают смотреть на свою персону с определенным чувством юмора. Он считает, что такая должность способствует государственному и общественному благосостоянию.
Руководители, закосневшие в своем мнимом величии, перестают замечать свои ошибки и ошибки, а ближайшее окружение боится или не хочет делать замечание, восхваляя и подтверждая непогрешимость «бронзоволицых» кумиров. И только дураки под смех и улюлюканье способны говорить правду.
План рассказа
- Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
- Уроки математики.
- Главное оружие учителя – смех.
- Нерешенная проблема.
- История с врачом.
- Не удалось ответить на доску.
- Классный смех.
- Спасибо учителю.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, безвольные. А вот в школе, где учился герой, учитель математики был наоборот. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда наступала тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который устраивал сам учитель.
Случалось, что ученик опаздывал на полминуты, а учительница уже стояла у дверей класса, тогда Харлампий Диогенович пытался пропустить такого ученика.
В то же время его лицо стало выражать радостное гостеприимство, как будто это был такой большой праздник, что ребенок все-таки решил посетить это занятие. И когда опоздавший ученик нетвердой походкой начнет передвигаться по классу, чтобы сесть на свое место, учитель математики обязательно назовет его именем из сказки. Например, принц Уэльский.
Класс начал смеяться над этим. А после этого Харлампий Диогенович садится и сразу тишина. Урок начинается. Помимо журнала, у преподавателя была еще и тетрадь, в которую он постоянно что-то записывал во время экзамена.
Он никогда не кричал и не звал родителей в школу. На контрольной работе был спокоен и всегда давал возможность расписаться. Но мальчики боялись это делать, потому что он всегда узнавал списанную работу, и подшучивал над этим учеником перед всем классом. Никто не хотел быть осмеянным, поэтому старались не хитрить.
Главным оружием учителя было сделать человека смешным, и сделал он это так, что стало даже обидно. Например, Шурик Авдеенко за желание списаться на контрольных с отличника Сахарова назвал черным лебедем, который вот-вот свернет себе шею.
Однажды забавным стал главный герой истории, от имени которого и идет история. Он не решил задачу, заданную дома. Мальчик долго сидел над ее решением, но его решение не согласовывалось с ответом. Поэтому на следующий день он пришел в школу пораньше. Поскольку они учились во вторую смену, сделать это было несложно. Но узнав, что у одного из ребят тоже нет, успокоился и начал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, оказалось, что все мальчики выполнили это задание. Герой с ужасом ждал момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился.
Внезапно дверь открылась, и в кабинет вошли врач и медсестра. Но искали 5 «А» класс, а мальчик учился на «В».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс.
Но вдруг, неожиданно для себя, мальчик сказал взрослым, что сейчас им нужно достать шприцы, так как на следующем уроке они организованно идут в краеведческий музей. Итак, доктор и медсестра снова вернулись в класс.
В это время Шурик Авдеенко стоял у доски и никак не мог объяснить свое домашнее задание. Учитель дал возможность врачам сделать свою работу, а сам сел за парту. По всему его виду было видно, что он грустен и немного обижен.
Авдеенко первой сделала прививку, а потом соседка по парте очень забеспокоилась. Главный герой пытался его успокоить и немного развеселить, но ничего не вышло. Он даже говорил о хронической малярии.
Когда во время укола Алику стало плохо и его посадили на стул, мальчик решил, что нужно вызывать скорую помощь. Харлампий Диогенович сердито посмотрел на главного героя, а медсестра сунула Алику под нос пузырек, а он тут же вскочил и пошел на свое место. Мальчику также сделали укол.
Когда врачи ушли, до конца занятий еще оставалось время. Харлампий Диогенович стал разбирать свои четки и стал рассказывать о том, что у Геракла в древнегреческой мифологии было 12 подвигов. Но сегодня, по словам учителя, главный герой решил изменить историю.
Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги отважно и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был достигнут из-за трусости. А когда он вызвал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, весь класс замер. Но ответа не было, а весь класс начал смеяться. Колокол класса звучал как похоронный колокол.
С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к домашним заданиям. Он никогда не сожалел о том, что с ним произошло, и был благодарен своему учителю за то, что он закалял детские души смехом и учил правильно относиться к себе.
Читайте также: Читательский дневник «Медной горы Хозяйка» Павла Бажова
Подробный пересказ 13-й подвиг Геракла
История рассказывается от первого лица ученика.
Я встречался со многими математиками. Все они были либо людьми с непостоянным характером, либо неряшливыми людьми, либо очень умными. Я хочу подвергнуть сомнению теорему Пифагора в современных условиях.
Но математик нашей школы Харлампий Диогенович, грек, не подходил ни по одному из этих качеств. Дисциплину на уроке он установил железную, была идеальная тишина.
Рядом со школой находился стадион, который шумом мешал учебному процессу. Закрыть его не удалось, но он был обнесен каменным забором.
Мы не бегали с урока математики на стадион, потому что это был урок пения. Больше задания от горотдела наш директор боялся директора.
Тем не менее, на уроке математики мы иногда смеялись, но не сами по себе, а с разрешения учителя. Например, он показал, как он уважает опоздавшего ученика и как мало он значит по сравнению с этим учеником. Такие сцены длились всего несколько секунд. Потом он сел, все замолчали, и урок начался.
Харлампий Диогенович был небольшого роста, с большой головой, всегда тщательно одет. У него была маленькая записная книжка, где он что-то писал о нас. Он не заставлял нас учить математику, это было естественно. Мы не списывали на тестах, опасаясь попасть под его насмешки. Например, он мог предложить отличнику Сахарову перевестись к Авдеенко-неудачнику, чтобы тот не сломал себе шею, списывая с Сахарова. Этого было достаточно, чтобы Авдеенко начал напрягать мозги.
Харлампий Диогенович воевал с нами своим оружием. Он сделал нас забавными. Однажды я стал мишенью и для него.
Я не мог решить проблему с артиллерийским снарядом, поэтому я пришел в школу пораньше, чтобы решить ее. Я нашел своих одноклассников на стадионе, но их проблема тоже не была решена. Я успокоился и играл в футбол со всеми.
Когда я вошел в класс после звонка, я вдруг обнаружил, что отличник Сахаров решил задачу. Пока я в гневе и отчаянии жестикулировала вокруг отличника, в класс вошел Харлампий Диогенович. Я стал со страхом ждать своего первого вызова к доске.
Проблему решал сам Адольф Комаров, сидевший со мной за одной партой. Ему нравилось держать руки на промокашке, и это меня очень раздражало.
После некоторых манипуляций Харлампий Диогенович стал смотреть на класс. Я спрятал. Но потом начали выяснять, кто дежурит, поэтому доктор и медсестра перепутали класс. Им нужен был пятый «А» класс, чтобы делать прививки от брюшного тифа.
Я набрался смелости и вызвался их проводить. Они отпустили меня. По дороге я сказал доктору, что мы идем в музей на следующий урок. Я вспомнил, как ученик нашей школы украл из музея кортик, чтобы пойти с ним на фронт.
А потом врач и медсестра повернулись, чтобы нас не пропустить, и пошли к нам в класс делать уколы. Я побежал в класс, чтобы быть там раньше них. Авдеенко пострадал возле борта. Его страдания прервали врачи, объявившие о начале прививок. Стали звать самых смелых, но никто не отвечал. Потом математик позвонил Авдеенко.
Весь класс завидовал ему, когда он ушел с прививкой. Только Алик Комаров бледнел все больше и больше. Когда его позвали, он был бел как стена. После укола он хотел вырубиться, но ему подсунули пузырек под нос, и он пришел в себя.
Мне тоже сделали укол, я вел себя героически. После ухода врачей Харлампий Диогенович задумался. Он стал разбирать четки и рассказывать, как юноша хотел совершить тринадцатый подвиг Геракла, только не с отвагой, а с трусостью.
А потом он позвал меня к доске, чтобы я рассказал, как решил задачу. Мой разум был спутан, и я не мог сосредоточиться. Все, что я мог сделать, это повторить слово «артиллерийский снаряд».
Весь класс смеялся надо мной, потому что я был забавным. Я стал серьезно относиться к домашнему заданию. Я с благодарностью вспоминаю уроки математики, потому что он учил нас относиться к ошибкам с юмором, а над нашими пороками просто высмеивал.
История учит честности.
Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера
Чтобы избежать пятерки по математике, пятиклассник следит за тем, чтобы весь класс был привит от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает одноклассников.
В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удается установить в классе «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голоса, не заставляет учиться, не грозит расправой. Он только шутит с провинившимся учеником, чтобы класс разразился смехом.
Однажды ученик 5-Б класса, главный герой рассказа, ожидает, не сделав уроки, опасаясь, что станет объектом насмешек. Внезапно, в начале урока, в класс входят врач и медсестра, делающие прививку от сыпного тифа среди учеников школы.
Сначала уколы должны были делать 5-«А» классу, а в 5-«Б» по ошибке пошли. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается отпустить их, аргументируя это тем, что 5-«А» класс далеко и они могут его не найти. По дороге ему удается убедить доктора, что лучше начать делать уколы с их класса.
Одному из учеников в классе становится плохо, и наш герой решает вызвать скорую помощь, но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора до конца урока остается немного времени, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с заданием.
Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что тринадцатый теперь завершен. Но Геракл совершал свои подвиги от мужества, а этот — от трусости.
спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, вероятно, Древний Рим тоже погиб из-за того, что его правители не держали дураков и были заносчивы. Харлампий Диогенович закалил детские души смехом.