Конь С Розовой Гривой Краткое Содержание (Астафьев Виктор)

Краткие содержания

Основная идея

Рассказчик заканчивает рассказ такими словами:

«Уже давно нет на свете ни бабушки, ни дедушки. И да, я старею. Но я до сих пор не могу забыть чудесного коня с розовой гривой — подарок моей бабушки».

Даже из краткого содержания рассказа можно извлечь урок: не следует обманывать и хитрить, не следует обращать внимание на тех, кто говорит, что поступать с чистой совестью — признак слабости. Инцидент с пряниками научил автора сопротивляться искушению и думать о тех, кого любишь, только хорошее.

Чтобы насладиться легким и живым стилем автора, рекомендуем прочитать произведение целиком. Это занимает всего 40-50 минут.

I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия

После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она приглашает внука собирать ягоды с мальчишками Левонтия. Если Витя соберет клубнику, ее можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему мечту всех мальчишек — пряник в виде лошадки — в подарок за работу. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя с радостью соглашается.

Он хочет пойти за ягодой с ребятами из соседней малообеспеченной и шумной семьи к Левонтию, работающему на лесозаготовках. Деньги у этих людей не прижились: Левонтий получил жалованье, устроил банкет, жена раздала долги, и через пару дней они снова побежали занимать. Но Витю в той семье жалели и любили.

II. Поход за ягодой

Мальчики пошли собирать клубнику. Витя, вдохновленный бабушкиным обещанием, быстро принялся за дело. А левонтьевские ребята больше шутили, дрались и клубнику собирали не в корзины, а во рту. Потом решили искупаться, но когда заметили, что у Вити осталась ягода, то стали дразнить его и заставили съесть. Разобравшись с награбленным, ребята дружно сбежали к реке.

III. Обман и шантаж

Только к вечеру Витя пришел в себя. Ему было стыдно вернуться домой без ягод. Санька, старший из Левонтьевских, предложил «выход» — наполнить ящик травой, а сверху посыпать ягодами, как если бы он был полон. Витя так и сделал.

Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Оставляю прикол на морозе до утра. Витя выбежал на улицу и поделился своими заботами с Санькой, который потребовал плату за молчание — калач. Чтобы друг не предал его, Витя стал тайно носить шантажисту угощения из его дома, пока тот не удовлетворился.

Всю ночь Витя плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да еще и булочки взял без спроса. В конце ночи мальчик решил, что утром все расскажет бабушке.

IV. Муки совести

Но утром Витя спал один. Бабушка с завязанными глазами уплыла на лодке в город. А Витя пошел с Санькой на рыбалку. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.

Вечером Витя лег в кладовке и стал думать о матери. Мать, как бабушка, поехала в город продавать ягоды. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.

V. Раскаяние и прощение

Утром дед вернулся из хижины. Он потребовал, чтобы Витя признался бабушке. Бабушка уже многим рассказывала, как ее подвел внук. Из-за его подлога она чуть не обманула заказчика.

Долго и со слезами жалел Витя о содеянном. Бабушка отругала его, но потом накормила его завтраком и дала ему пряник в виде коня с розовой гривой.

Среди значимых персонажей повести «Конь с розовой гривой» главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Витя, сосед Левонтий и его сын Санька.

Главные герои и их характеристика:

  • Витя, главный герой рассказа, мальчик-сирота. Его мать утонула. Бабушка воспитывает Витю в строгости. Он не терпит предательства, поддается проказе. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голос на внука. Мальчик дружит с мальчиками, которые живут по соседству. Левонтьевские дети растут в нищете и беззаботности.

Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит свою бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «клубничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил нехорошо, но смог осознать тяжесть такого проступка.

  • Катерина Петровна — один из важных персонажей повести — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внучку после смерти дочери. Она строга с мальчиком, но очень любит его. Он ругает и предает своего внука только с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити называет жену «генеральской» за строгость и боевой дух. Она не одобряет дружбу внука с ребенком Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчика дурным вещам.

Катерина Петровна — женщина энергичная и предприимчивая. Она тяжело пережила потерю дочери, но сумела выстоять и теперь вся ее любовь принадлежит Вите. Как и многие жители села, она торгует ягодами в городе. Поступок внука очень расстраивает. Она ругает его, но когда видит, что мальчик искренне раскаялся, прощает его. В доказательство ее безграничной любви в конце рассказа появляется драгоценный имбирный пряник, подаренный в конце рассказа.

Основные персонажи рассказа

  • Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от лица которой ведется повествование.
  • Катерина Петровна – бабушка главного героя.
  • Санька — сын соседа Левонтия, «более вредного и подлого, чем все ребята Левонтьевские».
  • Левонтий — бывший матрос, сосед Катерины Петровны.

Второстепенные герои их характеристика:

  • Сосед Левонтий — в списке важных героев сосед бабушки Вити Левонтий. Главный герой дружит со своими детьми, хотя Катерина Петровна этого не одобряет. Левонтий по натуре пьяница и шумный человек. Хозяин у него плохой, дома от хорошего — только горстка детей. Ему нелегко устроить огород, он ценит свою «свободу».

В пьяном виде ведет себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, деньги, полученные за работу, прогуливает. Жена Левонтия постоянно берет взаймы у односельчан, а дети часто носятся по району без присмотра.

  • Санька — сын Левонтия, который живет по соседству с Витей и его бабушкой, мальчик, выросший в неблагополучной семье. Автор называет отпрысков Левонтия «боевыми орлами», и Санька среди них самый главный. Весь исцарапанный, немытый, с дыркой между передними зубами, через которую «сильно» сплюнул слюной. Санька самый подлый и подлый, знает много матерных словечек и постоянно проказничает. Он дает дурные советы главному герою рассказа Вите, учит его лгать, увиливать и шалить.
  • Дедушка Витя — работает на заимке — отдаленном участке. Он также является очень важной фигурой в жизни сироты. Витя любит дедушку за то, что он нежен с ним и никогда не ругается, в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчика и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в тот момент, когда пришло время признаться и раскаяться в содеянном.

Образ бабушки

Итак, кто главные герои рассказа? Конечно, В. П. Астафьев придает большое значение образу Катерины Петровны, бабушки Вити. Она представитель предыдущего поколения, очень общительная и разговорчивая, обстоятельная и рассудительная, бережливая. Когда Васена пытается вернуть больше денег, чем она заняла, бабушка делает ей выговор, говоря, что так нельзя обращаться с деньгами.

Катерина Петровна очень любит внука, но воспитывает внука в строгости, часто требовательна и бранит Витю. Но все это потому, что она обеспокоена и переживает за его судьбу.

Бабушка — самый главный человек в доме, она всегда всем командует, поэтому ее реплики обычно звучат как приказы. Впрочем, Катерина Петровна бывает и деликатна, что видно из ее разговора с покупателем клубники.

Подробный пересказ рассказа Конь с розовой гривой

История начинается с того момента, когда бабушка отправила внука, которому недавно исполнилось 7 лет, в лес собирать ягоды. А потом он продаст их на рынке и на вырученные деньги купит мальчику сладкие имбирные пряники в форме лошадки. О такой милашке мечтали все деревенские дети. Красивая белая лошадь с розовой гривой.

Катерина Петровна запретила брать хлеб со стола на улицу, и было заметно, как ты его брал, и мальчик спрятал пряник под рубашку и побежал к своим друзьям. Конечно, он поделился со своими друзьями Санькой и Танькой. Их отец, когда ему заплатили, запил, и дети сразу убежали гулять. Он пропил все до макушки, а потому ничего особенного у них на столе не было.

Их мать часто бегала за помощью к бабушке нашего героя, и она всегда одалживала ей немного денег. Дядя Леонтий, который был пьян, часто пел одну и ту же песню о море, так как он был в прошлом моряком, об обезьяне, которую он так и не привез из Африки.

В один из таких дней, когда отец его друзей был в отъезде, мальчик с друзьями отправился за клубникой. Сначала дети шли тихо, усердно собирая ягоды. Но тут Санька стал рвать клубнику с куста сестры и есть ее. Наконец старший брат надел Саньку наручниками, и началась драка.

Обыграв друг друга, мальчики бежали купаться. Нашего героя тоже звали, но ему нужно было собрать полную корзину. Санька, любивший подшутить над всеми, начал дразнить героя рассказа, называя его жадным мальчишкой.

Затем он раздал собранную землянику всем детям и присоединил их к реке. Только к вечеру ребенок вспомнил, что не набрал достаточно ягод. Но тут Санька рассказал ему, как найти выход. Он посоветовал положить траву под ягоду. Когда дело было сделано, бабушка взяла корзину и сказала, что продаст ее в ней.

Всю ночь мальчик мучился от своего предательства, а утром решил сознаться в своем предательстве, но было поздно, бабушка уже уехала, и он не мог ее предупредить, так как ночевал в хижине деда. Тогда мальчик собрался с Санькой на рыбалку, а когда они прибыли на место, то увидел Катерину Петровну, которая плыла в лодке и угрожала мне.

Но все же рыбалка удалась. Наловили много рыбы, а потом зажарили ее на костре. Ребята, съевшие улов, даже застонали от удовольствия. Природа тоже благоволила им. Кругом было тепло и тихо, и только легкий ветерок качал колокольчики на поляне, да на листьях деревьев образовывалась паутина.

Мальчик лежал в траве и переживал за происходящее. Он воображал, что все может быть в порядке. Он на мгновение представил, как лодка его бабушки перевернулась и утонула. Но потом он отбрасывает эти мысли. Ведь он сирота. Его мать тоже утонула. Бабушка долго не могла оправиться после смерти дочери, но человека уже не вернешь.

Санька посоветовал мальчику спрятаться в сене, а Катерина Петровна, не найдя его, подумает, что внук утонул, и тут же предстала перед ней. Старуха не проклянет, а покается. Не желая таких переживаний для бабушки, ребенок прятался от нее до глубокой ночи. Но мать Кешки, увидев, что он не идет домой, сама отвела его в дом и спрятала в чулане.

Она сама пошла поговорить с Екатериной Петровной. Мальчик все думал, что к нему придет бабушка, но так и не дождавшись ее, заснул.

На другой день, проснувшись утром, он увидел, что на него наброшен дедовский тулуп, и тотчас же услышал разговор Екатерины Петровны с соседкой. Она рассказала, как продавала в городе ягоды и чем занимался ее внук.

Когда дедушка вернулся, он извинился перед бабушкой. Пожалев о своем поведении, мальчик все-таки получил долгожданный имбирный пряник, увидеть который уже не надеялся.

Работа учит нас быть честными, заботиться о своих близких и родных и уважать их. Иногда животные помогают лучше понять себя и других. Будьте милы. Без него трудно быть счастливым.

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском сообщении можно сделать, прочитав аннотацию. Розовогривая лошадь — поучительная сказка, в которой автор рассказывает историю, повлиявшую на его личное развитие. Анализ произведения поможет в полной мере оценить идеи автора:

Лошадь с розовой гривой

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней автор вспомнил юность и детство.

Автор описывает события, которые действительно произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из повести, Астафьев рос без родителей. Когда мать утонула, мальчику было всего семь лет. Отец создал новую семью и не общался с сыном.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне рядом с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве автор дружил со своим старшим сыном Санькой: ребята вместе ловили рыбу, купались в реке и часто попадали в передряги.
  3. История клубники, имбирных пряников и обмана, описанная в повести, случилась с автором в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повести Астафьева, мы приходим к выводу, что «Конь с розовой гривой» — это повесть. Об этом свидетельствуют его характерные признаки:

  • небольшой объем;
  • небольшое количество персонажей;
  • событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится этот рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Читайте также: Кому На Руси Жить Хорошо Краткое Содержание (Николай Некрасов) 

Композиция рассказа

История рассказывается от первого лица и представлена ​​в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то, что он является частью истории, он имеет свою собственную сюжетную структуру. Он линейный, но немного отличается от классического:

  1. История начинается с сюжета: Катерина Петровна поручает Вите собрать клубнику и обещает имбирный пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор знакомит читателя с главным героем, бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминация истории наступает, когда мальчик ждет реакции бабушки.
  4. В конце истории Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Виктор Астафьев

Смысл произведения

Эта история — взрослый взгляд на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из своего детства, в которой, по его мнению, он допустил ошибку. Обманув бабушку, он не мог найти себе места, все время чувствовал себя виноватым. Посыл Виктора Астафьева в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

История Астафьева имеет поучительный и счастливый конец. Таким образом раскрывается и сущность названия. Лошадь с розовой гривой – символ счастливого детства и памяти о близких, яркий след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Действующие лица «Коня с розовой гривой»

Речь ведет рассказчик, который также выступает в роли главного героя в тексте. Мальчик, рассказывающий читателям историю, — внук Екатерины Петровны. Главный герой потерял родителей, мальчика воспитывает бабушка.

Также в рассказе присутствует фигура Саньки, сына Левонтия, жившего по соседству с рассказчиком. У Левонтия были и другие дети, но Санька самый подлый из мальчиков. Сам Левонтий в прошлом служил матросом, но те времена бесследно исчезли. В рассказе также описывается жена этого человека, Васена.

  • Витя — главный герой произведения — выглядит крепким мальчиком. Автор сравнивает рассказчика с подберезовиком. Известно, что деревня, где живут бабушка и дедушка Вити, находится в глубине тайги. Бабушка Витя — крепкий орешек; женщине трудно поддаться жалости и слезам. Катерина Петровна тоже тонко чувствует измены и ложь. Бабушка строже дедушки, старается держать внука в дисциплине, требует отчитываться о его действиях. Катерина Петровна шуток не поощряет.
  • Санька – соседский мальчишка-хулиган – плохо влияет на Витю, обучая его нецензурным словам, грубости и шалостям. Бабушка не любит, когда внук дружит с соседскими детьми, потому что детское влияние может погубить Витю. Соседские дети обманывают мать, грубят, ругаются, ссорятся, но Витя не привык врать Катерине Петровне.
  • Бабушка – сильная женщина, на плечах которой держится весь дом. Женщина много работает и устает. Вите надоела его бабушка, которая встает на рассвете. После того, как Витя обманул бабушку, его мучила совесть. Этот урок показал мальчику, что ложь и жульничество — плохие товарищи.

Однако автор упоминает, что Катерина Петровна — женщина строгая, изредка практикующая даже легкие телесные наказания за проступки. Катерина Петровна переживает, что из-за связи с бандой Левонтьева из ее внука вырастет арестант и злодей.

Бабушка любит пошуметь, ведет себя громко, а когда произносит слова, кажется, что она «гремит». Он достается и Вите, и дедушке, который даже дал жене прозвище — генерал. Катерина Петровна женщина пожилая, но бабушка сохранила прежнюю расторопность, энергию, трудолюбие. Женщина не любит алкоголиков, тунеядцев, лентяев.

  • Катерина Петровна — хороший рассказчик. Героиня часто делится свежими историями и новостями с соседями. Обида внука тоже станет рассказом, анекдотом.
  • Дедушка героя, наоборот, спокойный и тихий человек, герою свойственна мягкость и доброта. Рядом с дедушкой Витя чувствует комфорт, свободу. Однако большую часть лета старик проводит на участке земли вдали от дома, поэтому внука видит редко. Витя скучает по дедушке. Бабушка часто ругает мужа за то, что он балует ее внука и потакает мальчишеским шалостям. Катерина Петровна склонна много говорить, поэтому муж, отдалившись от конфликта, находит себе занятие, чтобы не слушать болтовню жены.

Краткий пересказ повествования о коне с розовой гривой

Автор начинает рассказ с истории из своего детства. Бабушка главного героя отправляет внука на своей спине собирать клубнику. Мальчик решил выполнить задание бабушки вместе со своими друзьями — соседскими детьми.

Чтобы мотивировать внука, бабушка пообещала мальчику на вырученные от продажи клубники имбирные пряники в виде лошадок.

Кондитерское изделие было похоже на произведение искусства: розовая глазурь, прорисовка в изображении формы лошади, копыт, гривы. Обладание таким имбирным пряником означало, что соседские мальчишки будут оказывать честь тому, кто обладал такой сладостью. Поэтому покупка пряников стала для ребят мечтой.

Поход за земляникой

Бергу главного героя сопровождали дети соседа Левонтия. Сосед занимался лесозаготовками, и когда он получил оплату за свой труд, семья Левонтий смогла погасить свой долг, а также устроить роскошную вечеринку для детей. Рассказчик в этот момент пытался навестить соседей, чтобы отведать вкусной еды.

Бабушке главного героя не нравились поползновения внука навестить Левонтия, так как женщина считала, что не стоит «есть» пролетарскую семью. Однако соседи были гостеприимны к рассказчику и хотели мальчика-сироту.

История создания

Портрет писателя Астафьева
Фото: godliteratury.ru

Перед нами автобиографическое произведение, написанное в 1968 году. Через два года оно было опубликовано в сборнике «Последний поклон».

Короткий пересказ «Конь с розовой гривой»

В рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» рассказывается об эпизоде ​​из детства мальчика. История заставляет улыбнуться проделкам главной героини и в то же время оценить прекрасный урок, который бабушка преподала внуку.

Маленький мальчик идет собирать клубнику, а бабушка обещает ему пряничную лошадку с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто замечательный. Но мальчик попадает под влияние своих друзей, которые едят их ягоды и упрекают в «жадности».

А вот за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчик решает схитрить — собирает траву в туесок, а сверху закрывает его ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она едет в город продавать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, а после возвращения бабушки даже не хочет идти домой.

Но потом все равно придется вернуться. Как ему неловко слышать рассерженную бабушку, которая уже всем вокруг рассказала о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки такого же пряничного коня с розовой гривой.

Бабушка проучила внука и сказала: «Возьми, возьми, что ты смотришь? Видишь ли, а когда обманываешь бабушку…» И верно говорит автор: «Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий прошло! А я до сих пор не могу забыть бабушкины пряники — чудесную лошадку с розовой гривой».

Краткий пересказ по главам

Сам автор относил события повести к 1930-м годам прошлого века. Это были времена трудной крестьянской жизни.

Как и герой повести, Виктор Астафьев в юном возрасте потерял мать. Она утонула.

Переживания, потери и горе вместе с заботой о самых близких переданы писателем в этом рассказе. Итак, перейдем к краткому содержанию «Коня с розовой гривой».

Глава 1

Витя и бабушка разговаривают
Фото: iknigi.net

После смерти матери Витю взяла к себе бабушка. Она предлагает мальчику собирать ягоды с детьми своего соседа Левонтия. Если ему удастся собрать целую корзину клубники, ее можно будет продать в городе.

В награду бабушка пообещала внуку купить пряник в виде лошадки. Это мечта каждого деревенского ребенка, и его обладание сразу вызовет зависть и уважение. Витя с радостью соглашается.

Левонтьевские дети, как правило, предоставлены сами себе. Это шумная и малодоходная компания, где деньги не приживаются.Как только приезжает отец с зарплатой, вечеринка продолжается несколько дней, а потом жена бежит занимать деньги.

Глава 2

Мальчики спешили собирать ягоды. Витя добросовестно стал собирать клубнику, а товарищи клали ее не в корзинку, а в рот. Потом они вообще перестали работать и начали дурачиться.

Витя собирает клубнику
Фото: iknigi.net

Заметив, что Витя собрал уже довольно много, они уговорили мальчика съесть все, что он собрал, и пойти с ними купаться на реку. Так оно и было.

Глава 3

Только к вечеру вся компания пришла в себя и стала собираться домой. Вите было стыдно возвращаться без ягод, и Санька предложил ему выход — наполнить ящик травой и сверху посыпать ягодами. Главный герой так и сделал.

Бабушка не заметила подвоха, поэтому долго хвалила мальчика. Витя, однако, был как бы не спокоен. Он поделился своими переживаниями с Санькой и стал шантажировать героя, требуя калачи за молчание.

Санька и Витя вместе
Фото: liveinternet.ru

Делать было нечего, и Витя ночью воровал булочки, пока Санька не набил живот.

Всю оставшуюся ночь Витя не мог уснуть, так как его мучили угрызения совести. Утром он решил, что расскажет все бабушке, когда встанет.

Глава 4

Утром Витя спал один, а бабушка уже уехала на лодке в город продавать собранные ранее ягоды. Мальчик пошел со своим другом ловить рыбу в реке. Там он увидел в лодке свою бабушку, которая угрожала ему кулаком.

Остаток дня Витя провел в кладовке, помня, что его мать тоже ходила в город по реке. Однажды ее лодка перевернулась, и ее мать не смогла удержаться на плаву и утонула.

«Конь с розовой гривой» очень краткое содержание

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет в деревне Овсянка в тайге на берегу Енисея. Мать Вити утонула, его воспитывают бабушка и дедушка.

Однажды бабушка Вита предлагает собрать в лесу клубнику на продажу. На вырученные деньги бабушка обещает внуку купить в городе его любимые пряники — «лошадку с розовой гривой». Витя ходит с другими детьми в лес и собирает ягоды.

В лесу соседский мальчик Санька дразнит Витю, называя его трусом и жадиной. Чтобы доказать Саньке неправоту, Витя высыпает свою клубнику на землю, и ее тут же съедает толпа детей. Витя остался без ягод, а значит, ему теперь не достанется вожделенный пряник.

Чтобы обмануть бабушку, Витя наполняет свой пустой туесок (миска для ягод) травой и засыпает клубникой. Бабушка не замечает обмана и на следующий день берет ягоду на продажу. В городе пожилая женщина обнаруживает обман и приходит домой рассерженная на внука. До ночи Витя не появляется дома, чтобы избежать ссоры с бабушкой. Когда Витя наконец приходит домой поздно, бабушка его не трогает.

Утром Витю все больше и больше мучает совесть за то, что он обманул добрую бабушку. Наконец, по совету деда, Витя просит у старухи прощения. Она ругает внука, но, конечно, прощает его. Добрая бабушка тут же дарит Вите тот самый пряник — коня с розовой гривой, о котором он тогда мечтал (пряник купила старушка, несмотря на уловку внука).

Спустя годы, став взрослым, автор до сих пор помнит «коня с розовой гривой» как символ бабушкиной любви и доброты.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"