Кому На Руси Жить Хорошо Краткое Содержание (Николай Некрасов)

Краткие содержания

«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения

Какие мысли вложил Некрасов в произведение? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает понять это) — дневник о крестьянской жизни в послереформенный период. Аналитическая справка поможет понять глубину авторского замысла:

История создания

Некрасов начал писать произведение после реформы 1861 года. Народ был освобожден от крепостной зависимости, что привело к ряду других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушло много лет — все из-за тяжелой болезни, вынудившей автора прерваться.

Незадолго до смерти Некрасов успел закончить только четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что не успел закончить поэму.

К тому же Некрасов изначально представлял себе совершенно иной ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Но понимая, что реализовать задумку он не успеет, автор перенес раскрытие образа героя в конец, подчеркнув таким образом основную мысль поэмы.

Суть и проблематика поэмы

Главные герои произведений Некрасова — люди. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним стоят новые задачи:

  • научиться строить собственное счастье;
  • думать о будущем;
  • воспитывать в себе свободу.

Главный вопрос, который поднимает автор, — что такое человеческое счастье? Для большинства героев это достаток, спокойная жизнь и уважение к окружающим. В попытке приобрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на предательство, убийство и зло, зациклены на собственной выгоде. Другие предпочитают забыться в своем пьянстве и оплакивать свою судьбу, озабоченные своим несчастьем.

Но Некрасов вводит действительно счастливого персонажа. Гриша Добросклонов любит свою Родину, готов изменить ее к лучшему и работать на ее благо. Благодаря образу Гриши у Некрасова раскрывается главная мысль: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и об общем благополучии.

ПОСЛЕДЫШ

(Из второй части)

1

По дороге пешеходы видят сенокос. Кочевники пришли к Волге, где на лугах стоят стога сена и живут крестьянские семьи. Они пропустили работу.

Они берут косы у семи женщин и отрезают их. Музыка идет от реки. Мужчина, которого зовут Влас, сообщает, что помещик находится в лодке. Подходят три лодки, в которых сидит старый помещик, прихлебатели, слуги, три барчонка, две дамы, два усатых господина.

Старый помещик придирается к одному из стогов и требует, чтобы сено было высушено. Они устраивают его во всех отношениях. Помещик и его свита идут завтракать. Странники расспрашивают Власа, оказавшегося стольником, о помещике, смущенные тем, что именно он распоряжается ею в то время, когда крепостное право уже отменено. Туристы достают «самособранный холст», и Влас начинает рассказывать.

2

Влас говорит, что их помещик, князь Утятин, «особенный». После ссоры с губернатором у него случился инсульт — отняли левую половину тела.

Проиграл за копейки!

Известно, не корысть,

И высокомерие подрезало его,

Он потерял соринко.

Пахом вспоминает, что когда он сидел в тюрьме по подозрению, то увидел крестьянина.

За кражу лошадей, кажется

На него судились, его звали Сидор,

Итак, из тюрьмы к мастеру

Он послал дань уважения!

Влас продолжает рассказ. Появились сыновья и жены. Когда барин выздоровел, сыновья сообщили ему об отмене крепостного права. Он называет их предателями. Они, опасаясь остаться без наследства, решают, что хотят его испортить. Сыновья уговаривают крестьян сделать вид, что крепостное право не отменено.

Один из фермеров, Ипат, заявляет: «Вам весело! А я крепостной князей-уток — и все! Ипат с умилением вспоминает, как князь привязал его к телеге, как он купил его в проруби и дал водки, как он поставил его на козлы играть на скрипке, как он упал, и сани переехали его, и князь ушел, как князь вернулся за ним и он был ему благодарен. Сыновья готовы давать хорошие «посулы» за молчание. Все согласны сыграть комедию.

Переходим к посреднику:

Смеющийся! «Это хорошая вещь

И луга хороши,

Ерунда, Бог прощает!

Не в России, вы знаете

Заткнись и наклонись

Запретить кого угодно!»

Влас не хотел быть стольником: «Да не хотел я быть гороховым дураком». Ими вызвался Клим Лавин, «и пьяница, и нечист руками. Работать не получается, «говорит, что» как ни мучайся от работы, богатым не будешь, а горбатым будешь! Влас остается гражданином, а старику говорят, что им стал Клим, имеющий «глиняную совесть».

Старые порядки вернулись. Когда крестьяне смотрят, как старый князь распоряжается своим имуществом, крестьяне смеются над ним.

Клим читает приказы крестьянам; из одного следует, что дом вдовы Терентьевой развалился и она вынуждена нищенствовать, а потому она должна выйти замуж за Гаврилу Жохова и дом починить. Вдове уже под семьдесят, а Гаврила — шестилетний ребенок.

Другой приказ гласит, что пастухи должны «успокаивать коров», чтобы они не разбудили хозяина. Из очередного приказа стало ясно, что сторожевая «собака неуважительна», залаяла на хозяина, а потому сторожа надо прогнать и назначить Еремку. Он глухой и немой от рождения.

Агап Петров отказывается подчиняться старому порядку. Старый хозяин застает его за воровством дров и называет помещика дураком.

Владение крестьянскими душами

Все кончено. Ты последний!

Ты последний! Из благодати

Заложить нашу глупость

Сегодня ты главный

И завтра мы последуем их примеру

Розовый — и бал окончен!

Здесь Утятин получил еще один удар. Из нового приказа следовало, что Агапа должен был быть наказан «за неслыханную дерзость». Агапа начинает уговаривать весь мир. Клим выпивает с ним день, а потом ведет его во двор усадьбы.

Старый князь сидит на крыльце. Перед Агапом в конюшне ставят штоф с вином и просят кричать погромче. Фермер кричит, поэтому землевладелец сжалился над ним. Полный Агап был доставлен домой. Ему не суждено было жить долго, потому что вскоре «Клим бессовестный погубил его, анафема, с виной!»

3

За столом сидят господа: старый князь, по бокам две барышни, три мальчика, их няня, «Последние сыновья», непослушные слуги: учителя, бедные дворянки; лакеи следят, чтобы мухи ему не мешали, они ему везде соглашаются. Хозяйский управитель на вопрос хозяина, скоро ли кончится покос, говорит о «хозяйском сроке». Утятин смеется: «Господский взгляд — вся жизнь раба!» Управитель говорит: «Все твое, все Господне!»

Это написано для вас

Посмотрите на глупое крестьянство,

А мы работаем, слушаемся,

Молись о Господе!

Мужчина смеется. Утятин требует наказания. Стюард поворачивается к странникам, просит одного из них признаться, но они только кивают друг другу. Сыновья последнего говорят, что «богатый человек. петербуржец» смеялся. «Наши заказы прекрасны для него настолько, насколько диковинка». Утятин успокаивается только после того, как кум Бурмистрова просит его простить ее сына, который рассмеялся, так как он неразумный мальчик.

Утятин ни в чем не отказывается: пьет шампанское без меры, «щиплет красивых невесток»; звучат музыка и песня, девушки танцуют; он высмеивает своих сыновей и их жен, которые танцуют у него на глазах. Под песню «блондинки» последний засыпает, и его переносят в лодку. Клим говорит:

Не знаю о Новом Завете,

Умри, как жил, помещик,

Под песни наших рабов,

Под музыку рабскую —

Да только поторопитесь!

Пусть крестьянин отдыхает!

 

Все узнают, что после еды чемпион получил еще один удар, в результате которого скончался. Крестьяне радуются, но напрасно, ибо «со смертью последнего исчезла барская ласка».

Помещичьи сыновья «по сей день соревнуются с крестьянами». Влас был в Петербурге, теперь живет в Москве, пытается заступиться за крестьян, но у него это не получается.

КРЕСТЬЯНКА

ПРОЛОГ

Странник решает искать счастливых людей среди женщин. В деревне советуют найти Матрёну Тимофеевну Корчагину по прозвищу «губернатор». Вскоре мужчины находят эту красивую, подвижную женщину лет тридцати семи. Но Корчагина не хочет говорить: страдая, надо срочно убирать хлеб. Тогда путешественники предлагают свою помощь в поле в обмен на рассказ о счастье. Матрена соглашается.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш

Странники идут, вид у них побитый. Берут косы у баб, начинают стричь. С реки доносится музыка — это помещик водит лодку. Седой мужчина Влас увещевает женщин — не огорчайте помещика. К берегу причаливают три лодки, в них помещик с семьей и слугами.

Старый помещик обходит сено стороной, находит неправильным, что сено сырое, требует его высушить. Он идет со свитой на завтрак. Странствующий спрашивает Власа (он оказался бургомистром), почему помещик приказывает отменить крепостное право. Влас отвечает, что у них особенный помещик: когда он узнал об отмене крепостного права, то получил удар — отняли левую половину тела, он лежал неподвижно.

Пришли наследники, но старик выздоровел. Его сыновья рассказали ему об отмене крепостного права, но он назвал их предателями, трусами и т д. Опасаясь, что они получат наследство, сыновья решают во всем потакать ему.

Поэтому они уговаривают крестьян разыграть комедию, как будто крестьян вернули помещикам. Но некоторых фермеров не нужно было уговаривать. Ипат, например, говорит: «А я крепостной утиных принцев — вот и вся история!» Он помнит, как князь привязал его к телеге, как он купал его в ледяной ванне — в одну прорубь окунул, из другой вытащил — и тотчас дал водки.

Князь посадил Ипата на козлов, чтобы тот играл на скрипке. Конь споткнулся, Ипат упал, и сани его переехали, а князь ушел. Но через некоторое время он вернулся. Ипат благодарен принцу за то, что он не дал ему замерзнуть. Все согласны делать вид, что крепостное право не отменено.

Влас не согласен быть мэром. Согласитесь быть Климом Лавином.

У Клима совесть на глину,

И борода Минина,

Взгляните, вы думаете

Почему бы не найти фермера

Постепенно и трезво.

Старый князь идет и приказывает, мужики тайком смеются над ним. Крестьянин Агап Петров не хотел подчиняться приказам старого помещика, а когда тот застал его за рубкой леса, то прямо обо всем рассказал Утятину, назвав его гороховым шрамом. Утенок нанес второй удар. Но вопреки ожиданиям наследников, старый князь оправился и стал требовать публичной порки Агапа.

Последнего убеждает весь мир. Его отвели в конюшню, поставили перед ним штоф с вином и велели кричать громче. Кричал так, что даже Утятин сжалился. Полный Агап был доставлен домой. Вскоре он умер: «Клим, бессовестный, погубил его, анафема, с виной!»

Утятин в это время сидит за столом. Крестьяне стоят у крыльца. Все, как обычно, делают комедию, кроме одного парня, который смеется. Фермер новичок, местные порядки ему смешны. Утятин снова требует наказания бунтовщика.

Но ходячие не будут винить. Положение спасает кум Бурмистровой, — говорит она, ее сын засмеялся, — глупый мальчишка. Утятин успокаивается, веселится и обедает. Умирает после обеда. Все вздохнули с облегчением. Но радость крестьян была преждевременной: «Со смертью последнего исчезла барская ласка».

ПИР — НА ВЕСЬ МИР

(Из второй части)

Посвящается Сергею Петровичу Боткину

Вступление

Клим Яковлич устроил в деревне вечеринку. «Влас староста» послал своего сына за приходским дьяконом Трифоном, с которым пришли и его сыновья, семинаристы, Саввушка и Гриша.

Простые ребята, добрые,

Срезали, собрали, посеяли

И пил водку по праздникам

Как крестьянство.

Когда князь умер, крестьяне и не подозревали, что им придется решать, что делать с затопленными лугами.

И, выпив стакан,

В первую очередь они утверждали:

Как они будут с лугами?

Они решают «оставить луга сверхчеловеку — на подати: все взвешено, исчислено, только оброк и подати, с прибылью».

После этого «начались непрерывные крики и песни». У Власа спрашивают, согласен ли он с этим решением. Влас «устал от всех вахлачин», службу свою честно нес, а теперь думал, как жить «без барщины. без подати. без палки. правда ли, Господи?»

1. Горькие времена — горькие песни

Хэппи — Ешь тюрьму, Яша!

Молока нет!

«Где наша корова?»

— Унеси, мой свет!

Чемпион потомства

Отвез ее домой.

Хорошо жить людям

Выходные в России!

«Где наши цыплята?» —

Девочки кричат.

— Не кричите, идиоты!

Земский суд их съел;

Я взял другую поставку

Да, он обещал быть…

Хорошо жить людям

Выходные в России!

Сломал мне спину

И закваска не может ждать!

Баба Катерина

Вспомнил — ревет:

На ферме больше года

Дочь. нет дорогая!

Хорошо жить людям

Выходные в России!

Немного от детей

Смотри — а детей нет:

Король хочет взять мальчиков

Барин — дочки!

Урод

Живет с семьей.

Хорошо жить людям

Выходные в России!

Барщина

Бедная, неухоженная Калинушка,

Нечем ему хвастаться

Окрашена только задняя часть

Да, вы не знаете, что скрывается за рубашкой.

От лыка до ворот

Вся кожа порвана

Озадаченный желудок от приманки.

Закрученный, закрученный,

Режут, мучают,

Калина почти не бродит.

Постучится в ногах трактирщика,

Печаль тонет в вине

Только в субботу приходит

От конюшни лорда к его жене

Фермеры помнят старый порядок.

День — тяжелая работа, а ночь?

— Я напился молча,

Поцелуй в тишине

Бой продолжался в тишине.

Один из мужиков говорит, что их барышня Гертруда Александровна приказала, чтобы кто сказал крепкое слово, тот был наказан. и мужик не лает — это единственное, что нужно молчать. Когда крестьяне «праздновали свою свободу», они так ругались, что священник обиделся.

Викентий Александрович по прозвищу «Выход» рассказывает о приключившейся с ними «возможности.

О примерном холопе — Иакове Верном

Помещик Поливанов, «купивший деревню за взятки» и отличавшийся жестокостью, выдал дочь замуж, поссорился с зятем и поэтому велел его выпороть, а с дочерью выгнал без всякого подарки.

В зубах образцового раба,

Иаков верный

Как будто он дул пяткой.

Яков был вернее собаки, он угождал своему хозяину, и чем сильнее хозяин наказывал его, тем милее он был ему. У бармена болят ноги. Он постоянно призывает своего слугу служить ему.

Племянник Якова решил жениться на девушке Арише и просит разрешения у барина. Несмотря на то, что Яков просит племянника, он отдает Гришу солдатам, так как у него есть свои намерения относительно девушки. Джейкоб напился и исчез.

Помещик беспокоен, он привык к своему верному слуге. Через две недели появляется Джейкоб. Слуга ведет Поливанова к сестре через лес и превращается в укромное место, где перебрасывает вожжи через ветку и вешается, говоря барину, что не хочет пачкать руки убийством. Мастер зовет людей на помощь, всю ночь проводит в Чертовом овраге. Охотник находит его. Дома Поливанов жалуется: «Я грешен, грешен! Казни меня!»

Крестьяне решают, кто грешнее — «корчмаки», «помещики» или, как сказал Игнатий Прохоров, «мужики». «Мы должны его выслушать», но фермеры не дали ему сказать ни слова. «Еремин, купеческий брат, купивший все у мужиков», говорит, что «разбойники» грешнее всех. Клим Лавин сражается с ним и побеждает. Вдруг в разговор вступает Ионушка.

2. Странники и паломники

Ионушка говорит, что странники и странники разные.

совесть людей

Устал от решения

Какая тут беда больше,

Чем лгут — их обслуживают.

Бывает, что «скиталец окажется вором», «найдутся большие мастера угождать дамам».

Другие не справляются

И зла не видно за ним,

Вы не поймете иначе.

Ионушка рассказывает историю о юродивом Фомушке, который «живет как бог». Он призывал людей бежать в леса, был арестован и отведен в тюрьму, но из кибитки кричал крестьянам: «..вас бьют палками, розгами, нагайками, вас будут бить железными прутьями!» На следующее утро пришла разбираться военная команда. Она провела допрос, усмирение, так что слова Фомушки почти оправдались.

После этого Ионушка рассказывает другую историю о посланнице Божией Евфросинии. Она появляется в годы холеры и «хоронит, лечит, возится с больными».

Если есть в семье скиталец, хозяева идут за ним, «ничего не брили бы», а женщины долгими зимними вечерами слушают рассказы, коих немало у «убогих и робких»: как турки топили афонских монахов в море.

Кто видел, как он слушает

Их мимолетными странниками

Фермерская семья,

Поймите, что это не работает

Не вечная забота

Ни долгое ярмо рабства,

Нет самих таверн

Больше русских

Ограничения не установлены:

Перед ним широкая дорога!

Почва хорошая

Душа русского народа…

о сеятель! приехать!..

Иона Ляпушкин был пилигримом и странником. Крестьяне спорили, кто первый приютит его, и навстречу ему выносили иконы. Иона шел с теми, чья икона нравилась ему больше всего, часто позади самых бедных. Иона рассказывает притчу о двух великих грешниках.

О двух великих грешниках

Эта история очень старая. Об этом Иона узнал от отца Питирима на Соловках. Атаманом двенадцати разбойников был Кудеяр. Они охотились в лесу, грабили, проливали человеческую кровь. Кудеяр увез из Киева красивую девушку.

Вдруг главарь разбойников стал представлять себе убитых им людей. Он «снес голову своей госпоже и увидал Есаула», а затем «старец в монашеской одежде» вернулся на родину, где неустанно молит Господа простить ему его грехи. Появляется ангел, указывает на огромный дуб и говорит Кудеяру, что Господь простит ему грехи, если он разрубит дерево тем же ножом, которым убивали людей.

Кудеяр стал исполнять повеление Бога. Проходит пан Глуховский, интересуется, чем занимается. Много страшного он слышал о самом пане Кудеяре, потому и рассказал ему о себе.

Пан усмехнулся:

«Спасение

Я давно не пил чай

В мире я чту только одну женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старик, по-моему:

Сколько рабов я уничтожаю

Я мучаю, мучаю и вешаю,

А я хотел бы посмотреть, как я сплю!»

Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему нож в сердце. Сразу после этого дуб падает. С отшельника «свалилось бремя греха».

3. Старый и новый

Иона уезжает на пароме. Снова крестьяне заговорили о грехах. Влас говорит, что «велик грех дворянства». Игнат Прохоров говорит о крестьянском грехе.

Грех фермера

Императрица пожаловала адмиралу восемь тысяч душ крестьян за службу, за битву с турками под Очаково. Когда он близок к смерти, адмирал дарит командиру, которого звали Глеб, гроб. В этом сундуке лежит завещание, согласно которому всем крестьянам дается свобода.

В поместье приехал дальний родственник адмирала, узнал от старосты о завещании, пообещал ему «золотые горы». А потом завещание было сожжено.

Крестьяне соглашаются с Игнатом, что это большой грех. Ходячие поют песню.

Голодный

Мужчина стоит

Покачиваясь

Мужчина ходит

Не дыши!

Из коры

Опухший,

Проблема тоски

Измученный.

Более темное лицо

Стекло

Не видел

У пьяного.

Идет — пыхтит,

Идти спать

Иди туда

Где шумит рожь.

Как кумир стал

На полосе

Стоит петь

Без голоса :

«Вставай, вставай,

Рай — мать!

Я твой пахарь

Панкратушка!

Я собираюсь съесть ковер

Горы горы,

Съесть чизкейк

С большим столом!

Ешьте в одиночестве

Я могу справиться с собой.

Либо мать, либо сын

Проси — не дам!»

Сын дьякона Григорий подходит к соотечественникам с грустным видом. Гриша Добросклонов говорит о свободе крестьян и о том, что «нового Глеба в России не будет». Дьякон, батюшка, «заплакал над Гришей: «Бог сотворит маленькую головку! Недаром он спешит в Москву, в новый город!» Влас желает ему золота, серебра, умной и здоровой жены. Он отвечает, что ему все это не нужно, так как он хочет чего-то другого:

Чтоб мои соотечественники

И каждый фермер

Жили свободно и весело

По всей Святой Руси!

Когда стало светать, среди бедноты крестьяне увидели «битого», на которого набросились с криками «Бей!», «Егор Шутов — бей!». Четырнадцать деревень «прогнали его, как строем!»

Едет воз с сеном, на котором сидит солдат Овсянников с племянницей Устинюшкой. Его кормил райком, но прибор сломался. Овсянников купил «три маленькие желтые ложки», «в свое время придумал новые слова, и ложки пошли в дело». Директор просит его спеть. Солдат поет песню.

Солдаты

Тошен свет,

Нет правды

Жизнь скучна

Боль сильная.

Немецкие пули,

Турецкие пули,

Французские пули,

Русские палочки!..

Клим сравнивает Овсянникова с шиной, рядом с которой резал с юности, говоря, что «это не так больно». Полной пенсии солдат не получал, так как фельдшер признал его ранения второстепенными. Овсянникову пришлось повторно обращаться с ходатайством. «Они измерили самые страшные раны и оценили каждую чуть больше медного пенни».

4. Доброе время — хорошие песни

Вечеринка закончилась утром. Люди идут домой. Раскачиваясь, Савва и Гриша ведут отца домой. Они поют песню.

Доля людей

Его счастье,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы немного

Мы просим Бога:

честная сделка

Делай умело

Дай нам силы!

Срок службы —

Прямо к другу

Путь к сердцу

Вдали от порога

Трусливый и ленивый!

Разве это не рай?

Доля людей

Его счастье,

Свет и свобода

Прежде всего!

Трифон жил очень бедно. Дети уложили отца спать. Савва начинает читать книгу. Гриша идет в поля, на луга. У него худое лицо, потому что в семинарии семинаристы недоедали из-за «хапуги-экономиста». Он был любимым сыном своей ныне покойной матери Домны, которая «всю жизнь думала о соли».

Крестьянки поют песню «Соль». В нем говорится, что мать дает сыну кусок хлеба, а он просит посыпать его солью. Мать насыпает муки, а сын «закривил рот». Слезы капают на кусок хлеба.

Пропавшая мать —

Спас сына.

— Знаешь, солёный

Пришла слеза!..

Гриша часто вспоминал эту песню, оплакивал мать, любовь, слившуюся в его душе с любовью всех мужиков, за которых он готов умереть.

В центре мира

Для свободного сердца

Есть два способа.

Взвесьте гордую силу

Взвесьте непоколебимую волю, —

Как пройти?

Просторный

Дорога извилиста,

Страсти раба

На нем он огромный,

Голодный для искушения

Приходит публика.

Об искренней жизни

О высокой цели

Мысль там смешная.

Кипит там навсегда

Бесчеловечный

Междоусобная война

За земные блага…

Есть запертые души

Полный греха.

Выглядит блестящим

Жизнь там смертельно опасна

Хорошие глухие люди.

Другой тугой

Дорога честная

Они идут на это

Только сильные души

Любящий,

воевать, работать.

Для тех, кто прошел

Для угнетенных

Вступайте в их ряды.

Иди к угнетенным

Иди к обиженным —

Ты нужен там.

Как ни темна вахлачина,

Как бы ни было тесно с барщиной

И рабство — и она,

Благословенный, см

У Григория Добросклонова

Такой мессенджер.

Судьба уготовила ему

Путь славный, имя громкое

Народный защитник,

Потребление и Сибирь.

В другой своей песне Григорий верит, что, несмотря на то, что его страна много настрадалась, она не погибнет, так как «русские люди набираются сил и учатся быть гражданами».

Григорий видит баржу, который после работы, позвякивая медью в кармане, идет в трактир, и поет такую ​​песенку:

ИНТОКСИКАЦИЯ

Ты бедный

Вы в изобилии

Вы сильны

Ты бессилен

Мать Русь!

Спасен в рабстве

Свободное сердце —

Золото, золото

Сердце народа!

Сила народа

Могучая сила —

Совесть спокойна

Правда живет!

Сила с несправедливостью

Они не ладят

Жертва неправды

Не вызывается, —

Рус не шевелится

Рус умер!

И засветился в нем

Скрытая искра

Мы встали — небрежно,

Выходи — незваный,

Жить за счет зерна

Горы наногинов!

Крыса поднимается —

Непредсказуемый!

Сила повлияет на нее

Непобедимый!

Ты бедный

Вы в изобилии

Вы избиты

Ты всемогущ

Мать Русь!

Гриша гордится своими песнями, потому что «он спел воплощение народного счастья!»

Читайте также: «Князь серебряный»

Другие персонажи

  • Савелий — столетний дедушка Филиппа Корчагина, мужа Матрены, бывшего каторжника
  • Влас — мэр села Большие Вахлаки
  • Гриша — девятнадцатилетний семинарист, крестник Власа
  • Павлуша Веретенников — собиратель фольклора на ярмарке, горожанин
  • Семья князя Утятина
  • Семья Корчагиных

Часть первая

Пролог

Встречаются на дороге семеро мужчин: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров:

Семь временно ответственных,

Плотная провинция,

Уезд Терпигорьев,

Пустой приход,

Из соседних деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Неурожай тоже

У каждого из мужчин было свое дело, но он быстро о нем забывает. Все вдруг задумались:

Кому весело

Чувствуете себя свободно на Руси?

Каждый предлагает свою версию: одному кажется, что счастливее всех помещик, другой считает, что священник. Третий говорит, что самый счастливый король. Спор перерастает в драку, настолько шумную, что даже зверей в лесу тянет смотреть. Курица выпадает из гнезда.

Когда крестьяне успокаиваются, Пахом ловит козленка и говорит, что этот козленок счастливее русского крестьянина, потому что скоро у него вырастут крылья и он полетит, куда захочет. И если бы у него, Пахома, были крылья, он бы наверняка знал, кому на Руси хорошо живется. Другие мужчины говорят, что крылышки не нужны, а лучше вечером ведро водки, огурцов, кваса и чаю.

К ним прилетает теньковка и обещает исполнить ее желание: она дает им скатерть, собранную своими руками, в обмен на жизнь цыпленка. Она также зачаровывает их одежду и лапти, чтобы они не изнашивались, их обувь, чтобы они не портились, и их тела, чтобы они не размножались вшами. При самостоятельном сборе ткани, завещанной певцом, можно просить только ведро водки в день.

Дважды сбудется, а на третий — будет беда.

Глава I. Поп

По пути пешеходы встречают обычных людей. Но вечером они видят священника и объясняют ему цель путешествия. Священник, хотя и убежден, что сожалеть грех, развенчивает миф о счастливой жизни священника: если представить счастье как «мир, богатство, славу», то ничего из вышеперечисленного священникам недоступно.

Их учат читать и писать с детства, причем суровыми методами — вылечить достоинство не так-то просто! Он также признается, что у всякой привычки есть свои пределы, и хоронить со спокойной душой невозможно, как и смотреть на плачущую семью.

Деревня уже не та, беднеет, многие помещики ушли в город, раскола в наследстве нет, а потому и налогов мало. Земля бесплодна. А кроме того, крестьяне постоянно издеваются над священнослужителями: слагают о них непристойные песни и пословицы, где есть место не только ему самому, но и всей его семье. Смущенные последним замечанием, мужчины пытаются оправдаться перед собой, что их так воспитали. Поп отвечает, что не хотел их винить. Листья. Мужики ругают Луку, который предложил священнику свободно жить на Руси.

Глава II. Сельская ярмонка

Странники идут по опустевшим деревням. Получается, что все жители отправились в село Кузьминское, на «ярмарку» (ярмарку). Мужики решают посмотреть, ведь ярмарка – это всегда праздник для простых людей, может быть там встретятся счастливые.

В богатом и грязном Кузьминском легче найти пьяного, чем счастливого. Много нарядно одетых девушек: девицы порхают, им жалуется злая старовера. Слышны смех и крики. Странники становятся свидетелями драматической истории: перед обувным прилавком стоит грустный старик, он обещал внуку купить козлиные башмаки, но пропил все деньги. Положение спасает некий «барин», собиратель фольклора Павлуша Веретенников: он сжалился над пьяницей и купил ему обещанные туфли.

 

Петрушка

С козой с барабанщиком

И не простой петлей,

И настоящая музыка.

Бродячие мужчины смотрят представление, пьют, гуляют по территории ярмарки, а вечером покидают «оживленную» деревню.

Глава III пьяная ночь

После мессы ходячие идут по деревне. Голоса раздаются со всех сторон: взяточники, продажные женщины. Пьяный парень плачет над вырытой ямой: он хоронит мать, а когда ходячие присматриваются, оказывается, что он хоронит собственную рубашку. Павел Веретенников продолжает записывать слова крестьян: поразительно, они до сих пор делятся с ним.

Веретенников ругает их за пьянство, но один из зрителей заступается за мужиков. Его зовут Яким Голи. Он заявляет, что в русской жизни мало радости, и никто не вправе осуждать пьющих:

Российскому хмелю нет меры.

Вы измерили нашу печаль?

Есть ли цель в работе?

— Яким голый

Яким рассказывает Веретенникову свою историю: однажды он купил сыну лубочные картинки, повесил их на стены, и они ему так понравились, что, когда дом загорелся, он бросился спасать лубочные картинки, позабыв о прочем имуществе. В это время сгорели все его деньги — 35 руб.

Глава IV. Счастливые

Мужчины решают переночевать и продолжают искать счастливчика, обещая ведро водки. Есть те, кто уклоняется, а есть те, которые реагируют, хитростью и пословицами пытаясь завлечь пьющего. Бойцы напоили солдата по заслугам: он был в 20 боях, голодал, палками бил, но выжил. Некоторые фермеры перечисляют трудности, которые им удалось преодолеть, и резюмируют свое счастье как сомнительную радость выживания на пределе своих сил.

Есть и такие, которые радуются болезням: больной подагрой с гордостью рассказывает о своей благородной болезни, от которой страдают только именитые люди.

Крестьянин Федосей советует странникам найти Ермила Гирина: он единственный действительно подходит под это описание. Он был простым мельником, но мельницу решили продать за долги. Мельницу Ермила покупает у купца Алтынникова, за час собрав задаток: честному крестьянину деньги приносят сами простые люди. Через неделю честно возвращает все в корону, а найдя лишний рубль, долго ищет «кредитора». Ермиль заслужил любовь народа, работая приказчиком:

Ты подойдешь к нему первым,

И даст совет

И он предоставит информацию;

Где сил хватит — поможет,

Не проси благодарности

А если дашь, то не возьмешь!

После смерти старого князя он был единогласно избран стольником, но известен и «грех» за ним: когда хотели завербовать младшего брата Эрмиля, Эрмила заменила его сыном Ненилы Власьевны. После этого его мучила совесть, он грозился повеситься, и в итоге сына вернули Власьевне, а брата забрали, но, по слухам, служит он вполне спокойно. Потом Ермила вернулся на мельницу, став уважаемым, честным мельником.

В дело вмешивается некий священник и утверждает, что Эрмила Гирин в настоящее время находится в тюрьме, так как он каким-то образом связан с восстанием в селе Столбняки. Что с ним случилось, странники уже никогда не узнают: священник уходит, обещая закончить рассказ на другой встрече.

Глава заканчивается поркой лакея с подагрой: на краже пойман обладатель «аристократической» болезни. После наказания он быстро убегает, как будто никогда и ничем не болел.

Глава V. Помещик

Туристы встречают помещика Гаврила Афанасьевича Обольт-Оболдуева, румяного, крепкого мужчину лет шестидесяти. Он принимает их за разбойников, но они объясняют причину своего блуждания. Теперь очередь помещика рассказать о своей «счастливой» жизни. Он происходит из старинных аристократических семей.

Вельможи жили, говорит, как бы на лоне Христовом, и как будто весь мир был им добр: не только люди, но и леса, поля, травы. Гаврила Афанасич скучает по охоте: для него она была символом аристократической жизни:

Нам жаль, что ты, матушка Русь,

Потерянный с радостью

Его рыцарский, воинственный,

Величественный вид!

Однако особенно ценными для него были «древнерусские» ордена:

Ни одна из противоположностей

Кого хочу — милую

Кого хочу, того и казню.

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Искрящиеся штрихи,

Сокрушительный удар,

Удар в скулу!..

Помещик жалуется, что с отменой крепостного права они утратили возможность произвола. Казнить и помиловать сейчас некого. Однако, уверяет Гаврила Афанасич, крестьяне его по-прежнему любили. На Пасху, говорит, вся его семья крестилась и «с последним человеком» не презрела. Помещик сентиментально тоскует по погибшей помещичьей Руси, по имениям, барским садам и зажиточным деревням. Теперь все иначе:

Усадебные места переведены

Вместо этого они размножаются

Пьяный дом!..

В его истории много классности: он не хочет работать, как немец, и видит свое предназначение в отстаивании дворянской чести, охоте и пиршестве. Он сокрушается, что не понимает нынешнего мироустройства, и не умеет жить во времена перемен.

Даже бродяги жалеют помещика:

Великая цепь разорвана

Порванный — Прыгнул:

Один конец мастера,

Второй для мужчины!..

— странные мужчины

Последыш (из второй части)

Мужики подходят к Волге, смотрят покос. Это крестьяне из села Большие Вахлаки во главе с стольником Власом. Вдруг с реки доносится музыка, крестьяне просят земледельцев косить поусерднее: это их помещик, главное, чтобы он был счастлив и доволен. Собственник земли (

Клюв носа как у ястреба

Борода седая, длинная

И — разные глаза:

Здоровый — светящийся,

А слева пасмурно, пасмурно,

Как жесть!

Находится со всей семьей и при поддержке невесток выходит за пределы поля. Фермеры всячески проявляют к нему уважение. Старик заставляет его ворошить стог сухого сена, который ему показался влажным и грозит сгнить в барахолке. Странникам любопытно, кто этот загадочный старик.

Крестьяне говорят, что князь Утятин, прозванный последним, есть помещик, потерявший рассудок и отказавшийся принять отмену крепостного права. Когда губернатор лично приехал и проинформировал его о ситуации, Утятин получил удар, и у него отняли половину тела. Опомнившись, он пригрозил своим сыновьям лишением наследства, если они поддержат нелепый Декрет об освобождении.

Тогда семья Утятиных соглашается с вольноотпущенниками: пусть они притворяются в присутствии старого князя, что они еще крепостные. После его смерти наследники выпишут из деревни все затопленные луга. Инсценировка крепостного права зашла далеко: приказчика «переизбрали», им стал вздорный крестьянин Клим Яковлич, крестьяне продолжают кланяться помещику…

Даже однажды в шутку «выпороли» Агапа Петрова в амбаре , не пожелавший поклониться за дурную выдумку Утятиных и оскорбивший барина. Однако шутка кончается трагически: в ту же ночь от перепоя умирает Агап Петров.

Последний самодур придирается к сене, под смех крестьян, пожалуй, его можно назвать счастливым: он сумел окружить себя старым порядком, когда его уже нет. Во всем мире фермеры стараются сохранить легенду, ждут смерти старика и мечтают о затопленных лугах.

Утята уходят, но через некоторое время приходит известие: принц умер! Увы, жители села Старые Вахлаки еще не знают, что родственники последнего забудут все обещания и обещания, и им предстоит долгая судебная тяжба с его наследниками.

Крестьянка (из третьей части)

Мужчины решают узнать, что такое счастье русских женщин. Находят Матрена Тимофеевну, гувернантку, женщину лет тридцати, красивую и знатную крестьянку. Она соглашается рассказать им свою историю, если они помогут ей собрать рожь. Незнакомцы охотно откликаются.

Матрена жила хорошо в родительском доме, но она вырастает, и печник Филипп Корчагин делает ей предложение. Молодые люди любят друг друга (муж бил ее всего один раз в жизни), и они вполне счастливы вместе, но Матрена признается, что это было единственное кратковременное счастье в ее жизни: семья мужа ее недолюбливала.

… У меня есть

Из девчачьего холи в ад!

С могучим дедом Савелием, бывшим каторжником, у Матрёны только хорошие отношения. Он часто рассказывал женщине о своей жизни: помещик поручил немецкому стольнику Фогелю следить за заблудшими крестьянами, которые заставляли их работать день и ночь. Восемнадцать лет они молчали, а потом убили Фогеля. Но это в прошлом, теперь Савелий Матрена учится выдерживать:

Потерпи, ублюдок!

Потерпи, долготерпеливый!

Мы не можем найти правду <…>

Вы сильная женщина!

Работа в семье тестя — рабская, мужчина на жалованье. Все меняется, когда рождается сын Демушка. В Матрёне нет души, но это счастье мимолётно. Свекровь запрещает Матрёне брать ребёнка в поле: он мешает женщине работать. Она слушается, но дед Савельич мальчика не видел, и свиньи его съедают.

На судебно-медицинской экспертизе труп ребенка вскрывается, после чего равнодушный врач пьет со священником водку и обедает. Горю Матрены нет предела даже спустя десятилетия.

После Матрена прощает Савелия, ушедшего в песчаный монастырь замаливать грех. Они встречаются на могиле Демушки, и женщина берет старика к себе.

Через 20 лет после смерти Демушки ее второго сына, пастуха Федота, обвиняют в том, что он скормил овец волкам. Федот честно рассказал историю о раненом волке, который украл у него на пастбище овцу. Увидев, что животное уже умерло, Федот сжалился и не взял добычи у страдающего волка. Крестьяне решают выпороть его за провинность, но Матрена берет наказание на себя.

Позже Матрена сравнивает себя с этим волком: у нее был трудный год. Ее муж Филипп завербован. Семья ополчается на Матрену: она беременна, много работать не может, кормильца нет, дети в тягость семье. Она посылает их просить милостыню, а сама идет к правителю просить мужа.

Несчастная Матрена рожает прямо в приемной, когда появляется губернаторша Елена Александровна. Добрая женщина не только помогает крестьянке вернуть мужа, но даже становится крестной матерью ее новорожденного сына и называет его Лиодором.

С тех пор Матрёна получила прозвище «губернатор». Но учитывая все пережитое женщиной, вряд ли ее можно считать счастливой. Сама Тимофеевна говорит странникам, что среди русских женщин нет смысла искать счастливых женщин:

«И то, что вы начали

Нет проблем — между женщинами

Удачи в вашем поиске!..

— крестьянка Матрена Тимофеевна.

Помещик и «Последыш»

Продолжая свой путь, странники встречают помещика Гаврила Афанасьевича Обольт-Оболдуева. Он с грустью рассказывает о том, как ему хорошо жилось в старину: любили его крестьяне, а он дарил им подарки. Он вспоминает роскошную дворянскую жизнь: в его распоряжении были музыканты, охотники, леса, поля и деревни. А теперь у него все отобрали, и ему приходится кормить себя. Помещик плачет.

Последними крестьяне звали барина, князя Утятина. Он не мог принять известие об отмене крепостного права и делал вид, что ничего не изменилось. А его окружение, семья и слуги играют с ним. Только Агап Петров не смог поклониться мастеру и умер от разбитого сердца.

Последний произносит пламенную речь о преимуществах крепостного права, после чего умирает. Крестьяне деревни Вахлаки радуются, но еще рано: суд еще не закончился, и до тех пор они не могут получить свои земли.

Следует отметить, что мировая критика одновременно с автором и нынешними исследователями творчества Некрасова считают главу «Последнее дитя» самой сильной и талантливо написанной в поэме,

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"