- История создания
- Основная мысль и анализ
- Короткий пересказ «Князя Серебряного» Толстого
- Описание персонажей
- Сюжет
- Толстой Алексей Константинович. Краткие содержания произведений
- Предисловие
- Главные и второстепенные герои
- Отзывы современников
- Картинка или рисунок Князь Серебряный
- Общая характеристика произведения
- Пересказ для читательского дневника
- Анализ романа в сокращении
- Очень краткий пересказ
- Жанр и направление
- Завязка
История создания
Интерес к песням времен Ивана IV привел к созданию произведения в жанре исторического романа писателем А. К. Толстым. Автор хотел написать о тяжелых годах и зверствах опричнины, картины людей того времени, но долго не решался работать. Ему пришлось начать писать только после смерти Николая I. Автор боялся, что царь-тиран увидит параллель между собой и Иваном Грозным, и это не останется безнаказанным.
Роман был опубликован в 1863 году в «Русском вестнике» и сразу же привлек к себе внимание публики. Многие читатели отзывались о нем как о красочном произведении, в котором хорошо воспроизведен один из сложных периодов в истории страны. Другие утверждали, что роман слишком романтичен, а при господстве реализма это считалось шагом назад.
При написании книги использован ряд источников. Среди них предания, предания, книга «История государства Российского» Н. М. Карамзина и монография «Жизнь русского народа» А. В. Терещенко. При этом автор подчеркивал, что его главная задача — отразить характер, понятия и обычаи эпохи всеобщего возмущения.
Работа была высоко оценена императрицей Марией Александровной. За него автору вручили приз — золотой брелок в виде книги.
Основная мысль и анализ
Алексей Толстой написал свой роман в 1861 году. Анализируя «Серебряного князя», можно понять, что автор основывал произведение на реальных событиях русской истории. На страницах присутствует и любовная интрига.
Автор хотел показать, как важно, независимо от обстоятельств, сохранять собственное достоинство, бороться с несправедливостью, даже если эта борьба кажется заранее обреченной на провал. Важно думать не только о своем благополучии, но и об общем благе.
Толстой высмеивает и осуждает человеческие пороки:
- эгоизм;
- жестокость;
- несправедливость;
- лицемерие.
И наоборот, на примере юного принца проявляет положительные черты.
В романе поднимается ряд вопросов, многие из которых актуальны и сегодня. Во-первых, социальное неравенство: простые люди погрязли в нищете, а правитель и его приближенные тусуются и веселятся. Во-вторых, опричнина. В тексте охранники показаны в исключительно негативном образе, им свойственна жадность, жестокость и грубость.
Основная идея романа – показать читателям, что государство может стать сильным и процветающим только в том случае, если в нем будут жить люди, готовые пожертвовать ради этого собственной жизнью и благополучием.
Короткий пересказ «Князя Серебряного» Толстого
В начале повествования автор заявляет, что главной его целью является показать общий характер эпохи, ее обычаи, понятия, верования, и поэтому он допускал отступления от рассказа в деталях, заключая, что его главным чувством было негодование: не столько с Иоанном, сколько с обществом, которое на него не возмущается.
Летом 1565 года юноша, князь Никита Романович Серебряный, возвратился из Литвы, где провел пять лет, кропотливо подписывая мир и много лет не имея в этом успеха из-за уклончивости литовских дипломатов и собственной прямолинейности, стремления до села Медведевка и находит там праздничное веселье. Внезапно прибегают гвардейцы, рубят крестьян, берут в плен девушек и сжигают деревню.
Князь принимает их за разбойников, связывает и бьет плетью, несмотря на угрозы их начальника Матвея Хомяка. Он приказывает своим солдатам взять разбойников в губную голову, и приступает к стремя Михеичу, двое пленных, отбитых им у стражи, берутся сопровождать его.
В лесу, оказавшемся разбойничьим, они охраняют князя и Михеича от своих же товарищей, приводят их на ночлег к мельнику и, сказав одному Ванюху Колечко, другому Коршуна, уходят.
Князь Афанасий Вяземский прибывает на мельницу и, думая, что гости Мельникова спят, проклинает свою безответную любовь, требует любовных трав, угрожает мельнику, заставляет узнать, есть ли у него счастливый соперник, и, получив слишком верный ответ, уходит он впал в отчаяние. Е
го возлюбленная Елена Дмитриевна, дочь окольничка Плещеева-Очина, осиротела, чтобы избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в браке со старичком Дружиной Андреевичем Морозовым, хотя и не питала к нему расположения, любила Серебряного и даже дала ему слово — но Серебряный был в Литве.
Иоанн, как и снисходительный Вяземский, сердится на Морозова, позорит его, предлагает сесть под Годуновым на вечере и, получив отказ, объявляет его опальным. Тем временем в Москве вернувшийся Серебряный видит много опричников, хамов, пьяниц и разбойников, упорно называющих себя «слугами царя». Блаженный Вася, которого он встретил, называет его братом, тоже юродивым, и предсказывает зло от мальчика Морозова.
К нему идет принц, его старый друг и друг родителей. Он видит Елену в саду в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, увольнениях, расстрелах и переезде царя в Александровскую слободу, где Серебряный, по словам Морозова, умрет. Но не желая прятаться от короля, принц уходит, объяснившись с Еленой в саду и пострадав душевно.
Наблюдая по пути картины страшных перемен, князь прибывает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ждет во дворе разрешения войти, молодой Федор Басманов ради забавы отравляет его медведем.
Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время вечеринки приглашенный князь задается вопросом, знает ли царь о Медведевке, как он проявит свой гнев, и задается вопросом об ужасном окружении Иоанна.
Король угощает одного из соседей принца чашей вина, и тот умирает отравленным. Князя тоже жалуют, и он бесстрашно пьет хорошее, к счастью, вино. Посреди роскошной вечеринки царь Вяземский рассказывает сказку, в аллегории которой он видит историю своей любви и угадывает царское разрешение увезти Елену.
Появляется помятый хомяк, рассказывает о происшествии в Медведевке и указывает на Серебряного, которого тащат на казнь, но Максим Скуратов заступается за него, а вернувшийся князь, рассказав о зверствах хомяка в деревне, прощается. — до следующего, но порицай и клянись не прятаться от царя в случае его гнева, а безропотно ждать наказания.
Ночью Максим Скуратов, разговаривающий с отцом и не находящий понимания, тайно бежит, а царя, напуганного рассказами матери Онуфревны об аде и начавшейся грозе, посещают картины убитых ему. Он подвозит стражу с Евангелием, облачается в монашеский ларец и служит утреню. Цесаревич Иоанн, взявший от отца свои худшие черты, постоянно высмеивает Малюту, вызывающую его месть: Малюта представляет его королю как заговорщика, а тот приказывает, похитив царевича на охоте, убить и бросить его, чтобы отвести глаза в лесу у Поганой лужи.
Собравшаяся там в это время группа разбойников, в том числе Ринг и Коршун, принимает пополнения: один парень из Подмосковья, а другой, Митька, неуклюжий дурак с поистине богатырской силой, из-под Коломны. Кольцо рассказывает о его знакомом, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дежурные докладывают о приближении гвардейцев.
Князь Серебряный в Слободе беседует с Годуновым, не будучи в состоянии понять тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, не сказать ему об этом? Прибегает Михеич, увидев плененного Малютой и Хомяком князя, и Сильвер бросается в погоню.
Кроме того, в повествование вплетена старинная песня, интерпретирующая то же событие. Догнав Малюту, Сильвер бьет его кулаком по лицу и вступает в драку с охраной, а на помощь приходят грабители. Стражников побили, князь был цел, а Малюта и Хомяк бежали. Вскоре к Морозову приходит Вяземский с охраной, якобы для того, чтобы объявить, что он снят с позора, а на самом деле, чтобы увести Елену. Серебро, приглашенное ради такой радости, тоже приходит.
Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не видевший собеседника, считает, что это Вяземский или Сильвер, и начинает «целоваться», полагая, что смущение Елены выдаст ее. Сильвер проникает в его план, но не может избежать ритуала. Когда Елена целует Сильвера, она теряет сознание. Вечером в опочивальне Елены Морозов упрекает ее в измене, но врывается Вяземский со своими прихвостнями и увозит ее, тяжело раненную Серебряным.
В лесу, ослабевший от ран, Вяземский теряет сознание, и обезумевшая лошадь подводит Елену к мельнику, а тот, догадавшись, кто она, прячет ее, руководствуясь не столько сердцем, сколько расчетом. Вскоре стража приводит кровавого Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, напугав стражу всякой чертовщиной, отворачивает ее от ночи.
На следующий день Михеич, разыскивая кольцо Ванюхи, сшитое для князя, брошен стражниками в тюрьму. Мельник показывает дорогу к рингу, и обещает Михеичу, когда тот вернет какую-нибудь жар-птицу. Выслушав Михеича, Кольцо поехало с дядей Коршуном и Митькой в Слободу.
В тюрьме Малюта и Годунов приезжают к Серебряным на допрос. Малюта, вкрадчивый и любвеобильный, насладившись отвращением князя, хочет вернуть ему оплеуху, но Годунов удерживает его. Пытаясь отвлечься от мыслей о Сильвере, король отправляется на охоту. Вот он, кречет Адраган, отличившийся первым, впадает в ярость, давит самих соколов и улетает; Тришка экипирована для поиска с угрозами по случаю.
По пути царь встречает слепых песенников и, предвкушая веселье и усталость от старых сказителей, велит им прийти в свои покои. Это кольцо с драконом. По дороге в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодея, который двадцать лет лишает его сна, и предсказывает ему скорую смерть. Вечером Онуфривна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, выставив у дверей стражу, зовет их.
Кольцо, часто прерываемое Джоном, начинает новые песни и рассказы, а начав рассказ Голубиной книги, он замечает, что король заснул. На кончике ключи от тюрьмы. Однако якобы спящий король вызывает стражников, которые, схватив дракона, упускают кольцо.
Он убегает и натыкается на Митьку, который без ключей открыл тюрьму. Принц, казнь которого назначена на утро, отказывается бежать, помня о своей присяге королю. Его уводят силой.
В это время Максим Скуратов, скитаясь, приходит в монастырь, просит исповеди, провинится в отвращении к государю, неуважении к отцу и получает прощение. Вскоре он уходит, намереваясь отразить набеги татар, и встречает Трифона с пленным Адраганом. Он просит его поклониться матери и никому не рассказывать об их встрече. Разбойники захватывают Максима в лесу.
Добрая половина из них бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебра, и требует поездки в Слободу за грабеж — подстрекает к этому князь. Князь освобождает Максима, берет на себя ответственность за жителей деревни и убеждает их идти не в Слободу, а к татарам. Пленный татарин ведет их в лагерь.
Хитрым изобретением Кольца им сначала удается сокрушить врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношерстным войском спасает Сильверу жизнь. Максим, с которым они подружились, умирает.
На вечеринке в Басмановой палатке Серебряный раскрывает всю двуличность Федора, храброго воина, хитрого клеветника, надменного и смиренного царского ставленника. После разгрома татар разбойничья шайка делится на две части: одна часть уходит в леса, другая часть вместе с Серебряными идет в Слободу за царским прощением, а кольцо с Митькой, через ту же Слободу, на Волгу , к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве.
Появляется Морозов и жалуется на Вяземского. На очной ставке он заявляет, что на него напал сам Морозов, а Елена ушла по собственному желанию. Царь, желающий смерти Морозову, назначает их на «Божий суд»: сражаться в Слободе с условием казни побежденных.
Вяземский, боясь, что Бог даст победу старому Морозову, идет к мельнику заговорить шашку и находит, оставаясь невидимым, где Басманов, пришедший за травой с тирличем, чтобы войти в царскую благодать. Рассказав саблю, мельник гадает, чтобы узнать по просьбе Вяземского свою судьбу, и видит образы страшных казней и своей скорой смерти.
Приближается день матча. Среди толпы перстень с Митькой. Поехав против Морозова, Вяземский падает с коня, его прежняя рана открывается, и он срывает с Мельникова амулет, который должен был обеспечить победу над Морозовым.
Вместо этого он раскрывается как Матвей Хомяк. Морозов отказывается бороться с арендатором и ищет замену. Митьку вызывают после того, как он узнает в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и убивает Хомяка древком, данным ему для смеха
Царь вызывает Вяземского и показывает ему амулет, обвиняя его в колдовстве против самого себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел ее с колдуном Басмановым, планировавшим смерть Иоанна. Царь не ждет бедного Басманова, открывает амулет на его груди и бросает в темницу. Морозов, приглашенный к царскому столу, снова предлагает Иоанну место после Годунова и, выслушав его упрек, удостоит Морозова шутовским кафтаном.
Кафтан надевается насильно, и мальчик, как шут, рассказывает царю все, что думает о нем, и предупреждает, каким ущербом для государства, по его мнению, окажется царствование Иоанна. Наступает день казни, на Красной площади вырастает страшное оружие и собираются люди. Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого он указал в пытках, мельник, Коршун и многие другие были казнены.
Появившийся среди толпы юродивый Вася надеется казнить и его, навлекая на себя царский гнев. Народ не позволяет блаженным быть убитыми.
После расстрелов князь Серебряный прибывает в Слободу с отрядом селян и первым приходит к Годунову. Он, отчасти стесняясь своего отношения к царственному опалу, но заметив, что после казни король смягчился, объявляет о добровольном возвращении принца и приводит его.
Князь говорит, что его вывели из острога не по своей воле, рассказывает о борьбе с татарами и просит пощады к селянам, и провозглашает им право служить там, где укажут, но не на опричнине, среди «кромешников».
Сам он тоже отказывается вписываться в опричнину, царь назначает его начальником гвардейского полка, куда он назначает своих разбойников, и теряет к нему интерес. Князь отправляет Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы помешать ей постричься, и сообщает ей о своем скором приезде. Когда князь и селяне присягают царю, Михеич скачет в монастырь, где освобождает Елену от мельника.
Думая о предстоящем счастье, Серебряный идет за ним, но Михеич сообщает при встрече, что Елена остригла волосы. Князь отправляется в монастырь прощаться, а Елена, ставшая сестрой Евдокией, заявляет, что между ними кровь Морозова и что они не могут быть счастливы. Попрощавшись, Серебряный отправляется со своим отрядом в дозор, и только сознание выполненного долга и затуманенная совесть сохраняют для него какой-то свет в жизни.
Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, Иоанн терпит поражение у своих границ, и только на востоке его владения расширяются усилиями войск Ермака и Ивана Кольца. Получив подарки и письмо от купцов Строгановых, они достигают Оби. К Иоанну приходит посольство от Ермакова.
Приведший его Иван Кольцо оказывается кольцом, и по товарищу Митьке Царь узнает его и дарует прощение. Словно чтобы подсластить кольцо, король зовет своего бывшего товарища Сильвера. Но губернаторы отвечают, что он умер семнадцать лет назад.
На пиру Годунова, вступившего в великую силу, Кольцо рассказывает много чудесного о покоренной Сибири, который возвращается с печальным сердцем к умершему князю и пьет в его память.
В завершение рассказа автор просит простить царю Иоанну его злодеяния, ибо он не один виноват в них, отмечая, что такие люди, как Морозов и Серебряный, тоже часто появлялись и смогли сослужить добрую службу среди окружавшего их зла и идти правильным путем.
Описание персонажей
Роман оценивается на уроках литературы в 8 классе в рамках знакомства с творчеством А.К. Толстого как автора эпических и исторических произведений. После краткого знакомства с ним и его персонажами рекомендуется прочитать произведение целиком. Главные герои «Серебряного принца»;
- Никита Романович серебро. Наместник царя, смелый и честный юноша, участник ряда военных походов. Из-за своей прямоты и открытости он легко наживает себе врагов, одним из которых является русский царь.
- Иван Грозный. Первый царь всех хитростей, деспотичный и жестокий. Тиран любит устраивать казни и при этом его за это мучает совесть. Он восхищается принцем Сильвером и прощает ему многие проступки, из-за которых другие воины давно бы сошли с ума.
- Елена Дмитриевна. Любима принцем Сильвером, замужем за другим человеком.
- Дружина Андреевич Морозов. Боярин Московский, муж Елены Дмитриевны.
Главные герои постоянно сталкиваются с ситуациями, где появляются второстепенные персонажи. С их помощью автор описывает нравы того времени, отношение народа к власти. Другие персонажи, о которых стоит знать при изучении характеристик «Серебряного принца»:
- Малюта Скуратов. Опричник царя и его помощник.
- Федор Басманов. Опричник и любимец Ивана Грозного.
- Афанасий Иванович Вяземский. Лидер стражи, занимающий привилегированное положение у короля. Единственная женщина, на которой он хочет жениться, — Елена Дмитриевна. Однако ничего, кроме жгучей ненависти, он добиться не смог.
- Максим Скуратов. Молодой человек 17 лет, противник опричнины. Сын Малюты.
- Борис Федорович Годунов. Доверенное лицо короля, мальчик. Его дядя был ночник царя — Дмитрий Иванович Годунов.
- Вызовите и притащите разбойничьих вождей.
- Миллер. Колдун и колдун.
- Онуфриевна. Мать Ивана Грозного, многолетняя женщина.
- Михеич. Учитель и стремя Никите Серебряному.
Сюжет
Князь Никита Романович Серебряный возвращался домой из Литвы, где провел пять лет. Он должен был выполнить царское постановление — подписать перемирие между двумя государствами, Русью и Литвой, но из этого ничего не вышло.
Пройдя небольшую деревню, князь заметил, как на нее внезапно напали разбойники. Князь и его свита бросились на помощь несчастным. К его большому удивлению, задержанные грабители оказались королевской гвардией. Серебряный не мог поверить, что такие зверства могут быть устроены государевыми слугами.
Никита Романович продолжил свой путь, остановившись на ночлег у местного колдуна. От него князь узнал, что его невеста вышла замуж за другую, но виной тому были непредвиденные жизненные обстоятельства. Оставшись без покровительства и покровительства родных, Елена Дмитриевна оказалась в тяжелом положении.
Князь Вяземский стал ее мучить, и для спасения своей чести девушка вышла замуж за старика Морозова. Вяземский был на хорошем счету у царя, и по его настоянию боярин Морозов тотчас же впал в немилость у царя.
По прибытии в Москву князь Серебряный немедленно посетил Морозова, который рассказал ему о безобразии, совершенном слугами Ивана Грозного. Он посоветовал принцу не появляться перед королем, так как время было очень неспокойным. Однако прослыть трусом Никите Романовичу не хотелось. Поговорив тайно со своей бывшей невестой, он отправился в королевские особняки.
Тем временем князь Вяземский, привыкший к тому, чтобы любой его каприз исполнялся, стал плести интриги вокруг мальчика Морозова. Он мечтал заполучить красавицу Елену, но для этого нужно было устранить ее мужа.
Иван Грозный, узнав, что князь Серебряный наказал его гвардейцев, так рассердился, что даже хотел его казнить. Максим Скуратов спас Никиту Романовича от верной смерти, заступившись за него перед царем.
Вяземскому удалось похитить Елену Дмитриевну. Морозов бросился к царю в ноги и умолял вернуть жену и наказать преступника. Однако Иван Грозный решил по-своему — приказал казнить и Вяземского, и Морозова.
Елена, считавшая себя виновной в смерти мужа, приняла постриг и укрылась в монастыре. Принц Сильвер отправился за ней, но она не последовала его мольбам стать его законной женой — молодая женщина считала, что не может быть счастлива после всех трагедий.
Подавленный Никита Романович просил государя отправить его на войну, где в одном из сражений с татарами встретил свою смерть.
Толстой Алексей Константинович. Краткие содержания произведений
Предисловие
Представленная здесь история призвана не столько описать какие-то события, сколько обрисовать общий характер целой эпохи и воспроизвести представления, верования, обычаи и степень образованности русского общества второй половины XVI века.
Автор остался верен рассказу в общих чертах, позволив себе некоторые отступления в детали, не имеющие исторического значения. Так, кстати, казнь Вяземского и обоих Басмановых, действительно случившаяся в 1570 г., помещается, короче говоря, в 1565 г. Этот заведомый анахронизм вряд ли вызовет серьезное недоверие, если учесть, что бесчисленные казни, которые последовали свержения Сильвестра и Адашева, хотя они и служат многому для характеристики Иоанна лично, но на общий ход событий влияния не имеют.
По отношению к ужасам того времени автор постоянно оставался ниже сюжета. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набрасывал на них тень и по возможности показывал их издалека. Тем не менее, он признается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он в негодовании бросал перо не столько от мысли, что Иоанн IV мог существовать, сколько от того, что могло быть такое общество, которое смотрело на него без обиды.
Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой объективности эпического сочинения и было отчасти причиной того, что роман, начатый более десяти лет назад, был закончен только в этом году. Последнее обстоятельство, быть может, послужит оправданием для этих неровностей стиля, которые вряд ли ускользнут от читателя.
В заключение автор считает полезным сказать, что чем свободнее он относился к второстепенным историческим событиям, тем строже старался соблюдать правдивость и точность в описании характеров и всего, что касается народного быта и археологии.
Если ему удастся зрительно оживить физиономию очерченной им эпохи, он не пожалеет о своем труде и будет считать себя достигшим желанной цели.
Главные и второстепенные герои
Произведение имеет довольно разветвленную систему образов. Один из главных героев – деспотичный государь Иван IV Грозный. Вот как можно кратко охарактеризовать остальных главных героев:
- Серебряный Никита Романович. Честный и смелый молодой князь, губернатор.
- Елена Дмитриевна. Любимый князем, которому пришлось жениться на нелюбимой, чтобы избежать притеснений Вяземского.
- Морозов Друзина Андреевич. Пожилой мужчина, мальчик, муж Елены.
Второстепенные персонажи играют важную роль в истории. Большинство из них гвардейцы, разбойники и слуги. Краткая характеристика действующих лиц, не отнесенных к основным:
- Воздушный змей и кольцо. Атаманы разбойников.
- Вяземский Афанасий Иванович. Главный среди охранников.
- Годунов Борис Федорович О царе, боярине.
- Басманов Федор. Опричник, любимец Ивана Грозного.
- Онуфриевна. «Мать» государя.
- Миллер. Колдун, к которому местные жители обращаются за травами и снадобьями.
- Михеич. Верный слуга серебра, его поводырь и стремя.
- Малюта Скуратов. Любимец Грозного, опричник.
- Максим. Сын Малюты, выступающего против опричнины.
Читайте также: Княжна Мери Краткое Содержание (Михаил Лермонтов)
Отзывы современников
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин воспринял роман с восторгом:
Дорогой граф! вы окунули свою волшебную кисть в живые воды воображения и заставили меня, старика, присутствовать при «делах былых дней», служить вам! Однако Салтыков-Щедрин в своей рецензии не только хвалит роман, но и резко критикует:
Подробно разбирая роман, Салтыков-Щедрин уделяет особое внимание описанию партии (в главе) и сравнивает его с описаниями в романе Флобера «Саламбо», с которым он вообще усматривает много параллелей:
Впоследствии роман «Князь Серебряный» был включен в программу изучения русской литературы для общеобразовательных школ.
Картинка или рисунок Князь Серебряный
Общая характеристика произведения
Одним из главных романов Толстого стало произведение «Князь Серебряный». После глав следует пересказывать краткое содержание этого произведения, а также группировать рассказы по основным событиям, которые связаны с теми или иными персонажами. Но для более развернутого ответа следует принять во внимание наиболее характерные черты романа, во многом отличающие его от других литературных произведений.
Роман был опубликован в 1863 году и сразу привлек внимание публики. Одни считали ее красочной и выразительной повестью об Иване Грозном и хвалили автора за воспроизведение одного из самых драматичных и интересных периодов русской истории, другие, напротив, утверждали, что произведение слишком романтично и возвышенно по духу и смыслу, что в условиях господства реализма воспринималось как шаг назад.
Источниками для автора послужили «История государства Российского» Карамзина, монография о жизни русского народа, а также народные песни, предания, предания.
Пересказ для читательского дневника
Исторический роман рассказывает о судьбе дворянина Никиты Серебряного в годы трудностей и испытаний. В 1565 г он возвращается из Литвы, где провел 5 лет, тщетно пытаясь заключить мир между Русским и Литовским государствами. Путь князя проходит через село Медведевку, и он невольно становится свидетелем разграбления города разбойниками.
Княжеская дружина связала Лиходеева, но оказалось, что это царская гвардия. Князь не верит этому и отправляет смутьянов к губернскому губернатору. Он продолжает свой путь в Москву, останавливаясь погостить у целительницы. Он узнает, что его возлюбленная осиротела и вышла замуж, чтобы избежать притеснений Афанасия Вяземского.
Пять лет назад перед расставанием влюбленные объяснились, и Елена Дмитриевна дала князю слово дождаться его. Однако Никита задержался надолго, и защитить Елену от Вяземского было некому. Спасением от настойчивого жениха для нее стал брак с мальчиком Морозовым. Однако это оказалось для мужа позором, так как Вяземскому понравилось расположение Ивана Грозного.
Приехав в Москву, Никита навещает Морозова, от которого узнает, что Иван Грозный переехал в Александровскую слободу. В городе безнаказанно действует царская гвардия. Боярин не советует Сильверу идти к королю. Однако князь не хочет скрываться от правительства и после объяснения с Еленой Дмитриевной отправляется в Александровскую слободу.
Параллельно в княжеских покоях плетутся интриги. Вяземскому удается получить разрешение царя на Елену. Однако молодая женщина презирает сторожа. Она до сих пор любит Никиту, но верна своему мужу. Царь узнает, что Серебрин сделал со своей гвардией в Медведевке. Он в ярости, приказывает позвать и хочет казнить принца. Однако вмешивается Малюта Скуратов и умоляет о помиловании за свои проступки.
Вяземскому удается похитить Елену. Разочарованный муж умоляет правителя (но не надеется на его мудрость) вернуть жену. Царь не слушает доводов, приказывает казнить Морозова и Вяземского. В этот момент Серебряный попадает в плен к страже, но Рингу и Коршуну удается вызволить принца из темницы. Они собираются в поход на татар, а после их поражения устраивают пир.
Параллельно в Москве происходят страшные казни. Серебро также сдается на милость короля. Он рассказывает о победе над татарами и просит пощады для разбойников. Царь предлагает Никите стать опричником, а после отказа назначает его командиром сторожевого полка, куда назначаются все его разбойники.
Никита надеется на счастливую жизнь с Еленой, но его возлюбленная винит себя в смерти мужа и принимает постриг. Князь прощается с Еленой, утешаясь тем, что выполнил свой жизненный долг и не совершил ни одного зла.
Прошло 17 лет, а Иван Грозный по-прежнему казнит лучших и именитых граждан. Его мощь постепенно ослабевает, границы нуждаются в усиленной охране. Только на восточной стороне все спокойно благодаря стараниям бывшего разбойника по прозвищу Кольцо. Сила Годунова при дворе растет. В это время правитель узнает, что князь Серебряный отправился со свитой в Сибирь, исполняя свой долг перед отечеством.
В конце произведения автор подчеркивает, что проблемы в стране – результат плохого управления. Но кроме короля в этом виноваты и другие.
Анализ романа в сокращении
Анализируя произведение «Князь Серебряный», следует отметить, что в его основе лежит коренной перелом русской истории. Это и укрепление централизованной власти, и борьба с боярской оппозицией. Автор глубоко исследовал противоречивую личность Ивана Грозного, часто подчеркивая суровый нрав правителя. При этом он не стремился давать оценку действиям царя, отмечал, что именно мальчики достойны вины. Они совершили множество преступлений от имени монарха, а самодержец даже не знал об этом.
В сюжете романа есть драматизм и любовные интриги, хорошо описана психология людей эпохи опричнины. Кроме того, отчетливо прослеживается мысль автора о том, что никакой образ жизни и закон не позволят добиться порядка, если не будет честных и искренних людей, готовых отстаивать справедливость.
Такие благородные люди, как Морозов и Никита Серебряный, приходят в мир, чтобы сделать его лучше и чище.
Каждая глава романа – это небольшой рассказ о жизни, которую читатели проживают вместе с героями. В нем есть как исторические факты, так и вымысел. Выдержав десятки изданий, роман до сих пор актуален и вызывает интерес у современников.
Очень краткий пересказ
Краткое содержание романа «Князь Серебряный» содержит важнейшие события в творчестве Алексея Толстого. В книге автор рассказывает о временах Иоанна IV – царя по прозвищу Грозный.
После долгого отсутствия московский князь Серебряный возвращается домой из Литвы. Он отправился туда по приказу короля — примирить два государства и принести особый документ, но ему это не удалось.
Он проходит мимо небольшого поселка и видит, что на жителей напала группа рейдеров. Серебряный и его окружение берутся за грабителей, но оказывается, что это охранники. Пока принц отсутствовал, в государстве многое изменилось. Тем не менее, он приказывает отнести их к боссу, он идет дальше.
Он проведет ночь в каюте волшебника. Принц узнает, что невеста так и не дождалась его возвращения. Елена Дмитриевна осталась сиротой, защитить ее было некому. Несмотря на любовь и ожидание Сильвера, ей пришлось выйти замуж за мальчика Морозова, лишь бы Вяземский оставил ее в покое. Однако он был на хорошем счету у государя, а Морозов впал в немилость у царя.
Серебро находит разрушение в городе. Он мчится к дому Морозова. Тот объясняет ему причину таких перемен и пытается отговорить от похода к государю. Но принц бросается к королю.
Толстой продолжает описывать вечеринку. Во время празднования Серебряный подслушивает, как Грозный позволяет Вяземскому забрать Елену. Царю докладывают о том, как князь обращался со своей гвардией, и его ведут на казнь. Однако Малюта Скуратов ищет пощады для князя.
Вяземский продолжает плести интриги и все-таки похищает Елену. Боярин Морозов пытается вернуть ее и просит защиты у царя. Государь велит приготовить для казны оба.
После смерти мужа Елена понимает, что они с Сильвером не будут счастливы, поэтому решает уйти в монастырь. Никита Романович просит государя отправить его на службу, где тот погибает в одном из сражений.
Смерть князя (иллюстрация Ильи Глазунова)
Жанр и направление
«Князь Серебряный» был создан в пограничный период русской литературы перехода от романизма к реализму, а потому впитал в себя черты, характерные для обоих этих направлений. Немалую роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романса:
- Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высоконравственной личности и порочного общества. В результате главный герой не может ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому вынужден покинуть общество и отступить в дальние края, куда еще не проникла злая цивилизация.
- Автор выбрал для своего творения типичные для романтизма пейзажи: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
- Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтики.
Однако элементы реализма делают конфликт неоднозначным: образы, созданные автором, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В результате в романе нет деления на черное и белое, читатель может выбирать, на чью сторону встать и какому герою сопереживать. Кроме того, Толстой изображал реальные исторические детали и вел многолетнюю архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.
Жанр произведения «Князь Сильвер» можно определить как исторический роман. Повествование охватывает длительный период времени, включает в себя большое количество персонажей. События разворачиваются на фоне крупных и важных событий. Сюжет тесно переплетается с реальной историей, в описываемых в романе событиях активно участвуют реальные исторические личности, используются названия реальных мест и явлений.
Завязка
Роман «Князь Серебряный» посвящен царствованию Ивана Грозного и его опричнине. По главам краткое содержание этого произведения необходимо запоминать в соответствии с внешним видом персонажей. Первые три из них посвящены приезду главного героя, воеводы Никиты Романовича Серебряного, на Русь после неудачного литовского посольства, где он пытался добиться мира, но не добился своей цели, потому что был слишком прямолинеен, а иностранные дипломаты оказались хитрыми.
Проезжая через деревню, он становится свидетелем зверств охранников и, приняв их за грабителей, с помощью местных жителей отражает нападение. Один из них вспоминает о нем и обещает пожаловаться самому царю на поведение мальчика.