- Раскрытие характера главного персонажа
- Какими литературными источниками пользовался писатель?
- Встреча с Лаурой
- Дон Гуан открывается любимой
- Основные персонажи трагедии
- Сцена вторая
- Подробный пересказ Пушкин Каменный гость
- Начало пьесы
- Краткий пересказ «Каменного гостя»
- Пушкин «Каменный гость» в сокращении
- Знакомство со вдовой
- О ключевом персонаже произведения
- О сюжетной основе и смысле текста
- Из истории написания «Каменного гостя»
- Главные герои и их характеристика
- Анализ произведения
- Сюжет и композиция
- Сцена 1
- Сцена 2
- Сцена 3
- Сцена 4
Раскрытие характера главного персонажа
Основная идея рассказа – неотвратимое возмездие за содеянное зло.
Чтобы лучше понять сущность главного героя, стоит обратить внимание на его избранницу. В пьесе всего три персонажа.
Первую женщину зовут Инесса, соблазнитель называет ее бедной. Несчастную женщину убил ревнивый муж. Девушка не отличалась внешней красотой, у нее были мертвые губы, голос как у больного. Однако дон Хуан влюбился в ее черные глаза. Он думает о ней с нежностью и грустью.
Лаура, вторая возлюбленная главного героя, похожа на него самого. Это авантюристка, которая живет так, как ей нравится. Она актриса, которая играет от души. С не меньшим вдохновением она выбирает себе мужчин и искренна с ними. Например, Дону Карлосу она признается, что выбрала его только потому, что в гневе он похож на ее бывшую любовь.
Отношения Лауры и известного обольстителя похожи на дружбу, это союз двух равных людей.
Что касается характеристик Доны Анны, то это довольно противоречивая натура. Девушка набожна, хочет сохранить верность умершему мужу, но при этом не испытывает отрицательных чувств к тому, кто лишил его жизни. Также вдова флиртует с убийцей мужа и принимает его предложение.
Она честна и очень скромна, но ей нужно кого-то любить, поэтому она не может противостоять нарастающему чувству, ее страсть ищет выход и находит его рядом с ловеласом.
Девушка доверчива и наивна, она думает, что поклонник очарован ею, но при этом барышня откровенно хихикает по этому поводу. Кажется, она действительно пробуждает в главном герое настоящую любовь. Так ли это, судить читателю.
Если вы готовите эссе, пишете пересказ или проводите анализ в читательском дневнике, пьесу проще всего читать в сокращенном варианте. Там каждая глава представлена в сжатой форме с цитатами из некоторых важных отрывков.
Какими литературными источниками пользовался писатель?
Александр Сергеевич получил разностороннее образование. Пушкин читал комедии Мольера, знакомился с операми Моцарта. Оба автора использовали в своем творчестве образ Дон Жуана. Этот же образ вдохновлял русского писателя. В частности, в эпиграфе к своему тексту автор упоминает оперу венского музыканта.
Произведения французского писателя и Моцарта основаны на известной истории легендарного развратника по имени Дон Жуан. Это традиционная история, повествующая о наказании повесы за нечестивую жизнь.
Статуя — каменный гость — выполняет в тексте функцию перста судьбы. Командир оживает, приближается к герою и бросает Дон Жуана в адское пламя. Русский писатель, со своей стороны, задался целью создать нового персонажа на основе традиционного сюжета.
Встреча с Лаурой
Гости Лауры воздают ей хвалебные почести и восхищаются талантом актрисы и умелой игрой, которую она смогла показать. Женщина не скрывает, что сама довольна выступлением. Гости просят ее спеть для них под гитару, и она с радостью соглашается, выбирая песню, которую Дон Жуан написал специально для нее.
Даже Дон Карлос, самый печальный человек из всех присутствующих, был тронут виртуозным исполнением. Он ненавидит Дон Жуана, убившего его брата.
Когда гости уходят из дома, девушка просит Дона Карлоса остаться с ней, потому что в ярости он напомнил ей ее бывшего возлюбленного. Мужчина выполняет просьбу и спрашивает, думала ли она о том, чем хотела заниматься в молодости. На это Лаура отвечает, что живет сегодняшним днем и не хочет думать о завтрашнем.
Внезапно раздается стук в дверь, это известный ловелас, который мечтает поскорее обнять любимую. Дон Карлос замечает врага и начинает с ним схватку, но погибает в поединке. Коварный обольститель уверяет девушку, что как только оказался в городе, сразу же бросился к ней. Она ему не верит и обвиняет мужчину в ветре. Они обвиняют друг друга в предательстве, и оба правы, так как ни один из них не умеет хранить верность.
Дон Гуан открывается любимой
Дон Жуан встречает Дону Анну в назначенное время, у них происходит «нежная беседа». Она говорит ему, что на самом деле ей не так грустно из-за смерти мужа, поскольку ей пришлось выйти за него замуж по воле матери. Семья ее была очень бедна, а у коменданта были деньги, он был весьма завидным женихом.
Соблазнитель недоумевает, почему он раньше не встречал эту девушку. Ради нее он отдал бы все, лишь бы его любимая была здорова.
Дона Анна стоит на страже, потому что искренне убеждена, что нужно оставаться верным до конца. Она также уверена, что в случае ее смерти муж поступил бы так же и остался верен ей до конца жизни.
Ловец признается любимой, что виноват перед ней. Он долго сомневается, открывать ли ей главный секрет. После долгих уговоров мужчина все-таки сдается и рассказывает донье Анне, кто он на самом деле, он признается вдове в любви, ни на йоту не раскаявшись в содеянном.
Она ему не верит, ведь он всем известен как «безбожный развратник». Обольститель убеждает девушку, что он никогда не был по-настоящему влюблен, и только Дона Анна смогла зажечь огонь любви в его сердце. Женщина прощает его и позволяет себя поцеловать.
Внезапно раздается стук в дверь, и входит статуя полководца. Мужчина понимает, что теперь все кончено. После рукопожатия они падают.
Основные персонажи трагедии
Основные роли:
- Дон Жуан — испанский вельможа, великолепный ловелас и обольститель.
- Дона Анна — вдова полководца, убитого Дон Гуаном, благочестивая женщина.
Другие персонажи:
- Лепорелло — верный слуга Дона Жуана.
- Лаура — молодая актриса, любовница Дон Жуана, воздушная кокетка.
- Статуя представляет собой ожившее каменное изваяние полководца, на руках которого умирает Дон Жуан.
Сцена вторая
Действие происходит в комнате Лауры. У нее гости. Лаура поет для них. Гости выражают свое восхищение ее пением. Один из гостей спросил, кто автор стихов, которые она пела. Она отвечает, что ее сочинил ее ветреный любовник Дон Жуан.
Дон Карлос, оказавшийся братом командира, оскорбляет Дон Гуана и Лауру. Женщина угрожает позвать своих слуг, которые смогут поставить наглеца на место. Гости мирят ссорившихся. Дон Карлос просит у Лауры прощения.
Лора поет еще одну прощальную песню и объявляет, что вечер окончен и гостям пора расходиться. Все встают, прощаются, и Лаура говорит Дону Карлосу остаться. Дон Карлос осуждает Лауру за ее легкомысленный образ жизни.
По просьбе Лауры он открывает балкон, женщина любуется ночным воздухом, наполненным ароматом лимонов и лавра. В этот момент раздается стук в дверь. Дон Хуан входит в комнату. Лаура радостно бросается ему на шею.
Узнав, что убийца ее брата пришел к Лауре, Дон Карлос встает. Дон Хуан предлагает отложить дуэль до утра, но напряженный дон Карлос настаивает на своем. Они дерутся прямо в комнате Лауры. Дон Хуан наносит смертельный удар, Дон Карлос падает.
Лаура в ярости и напугана. Но Дон Жуан жаждет нежности. Он обещает Лауре, что утром вынесет тело из дома и оставит на перекрестке.
Подробный пересказ Пушкин Каменный гость
Дон Жуан — наш главный герой, а также его слуга Лепорелло находятся у входа в Мадрид. Они ждали, пока темнота войдет в город незамеченной. Молодой человек был уверен, что останется незамеченным, в чем его слуга не был уверен. Вельможа не учел возможные риски, ничто не могло встать у него на пути.
Он считает, что король изгнал его только потому, что боялся мести, если казнит дворянина. Мужчина считал, что попадание в руки царя не будет казнено. Молодому человеку было тяжело находиться в ссылке, где ему не нравилось почти все, особенно местных женщин, которым это не нравилось.
Место кажется очень знакомым дону Хуану. Недалеко от него находился Антониев монастырь, возле которого тайно шли свидания с возлюбленной, замужней девушкой Инезой. Он был вдохновлен любовью. Друг твердил ему, что это не последняя любовь.
Дворянин хотел найти Лору, ради которой и прибыл в город. Во сне ему явился монах, принявший их за людей местной вдовы — Донны Анны. Незнакомка сообщила им, что скоро явится сюда, чтобы почтить память своего покойного мужа, погибшего во время дуэли с доном Жуаном.
В этот момент монах не знал, с кем он разговаривает. Он рассказал, что вдова построила статую-памятник своему мужу, который каждый день навещает и молится о упокоении мужа. Все это показалось дворянину очень странным, после чего он заинтересовался, насколько хороша донна Анна.
Молодой человек попросил разрешения поговорить с вдовой, но ему ответили, что донья Анна не имеет желания говорить с незнакомцами, после чего появилась сама женщина. Незнакомец, отпирая решетку, впускает ее, после чего она быстрым шагом проходит мимо Дон Жуана.
Дворянин не успел осмотреть женщину, но смог нарисовать в уме ее портрет. После этого юноша решает познакомиться с женщиной, которой стыдился его слуга. Тем временем начало темнеть, Дон Жуан и Лапорелло немедленно вошли в город.
Между тем дом Лауры был полон гостей, которые во время ужина постоянно хвалили хозяйку за ее актерские таланты. Все хотят услышать, как Лаура поет. Все были очарованы ее сладким голосом. Но после того, как выяснилось, что эту песню написал ее бойфренд Дон Гуан, начался скандал. Хозяйку такое поведение взбесило, из-за чего она пригрозила своим слугам.
Человек был бесстрашен и был готов к этому, но окружающие всячески старались охладить его пыл. Женщина была уверена, что причиной скандала стала дуэль
Скандал утих, мужчина осознал свою вину, после чего хозяйка снова запела. Затем она проводила гостей, но попросила мужчину остаться. Лаура сказала, что дон Карлос некоторыми своими чертами очень похож на ее возлюбленного, после чего они сели в комнате и стали мило беседовать. В дверь постучали.
Лаура открыла дверь, и вошел дон Хуан. Встревоженный дон Карлос потребовал дуэли. Лора была против и настаивала на их примирении
Во время дуэли дон Карлос был смертельно ранен и трагически погиб. Лаура была потрясена этим, но смягчилась, когда узнала о незаконном прибытии ради нее дона Жуана
После дуэли Дон Жуан облачился в монашеское одеяние и отправился прямо в монастырь, где надеялся увидеть засевшего в голове Дона Анну. Тот, кто ждал ее у памятника, намеревался завязать разговор и привлечь внимание дамы.
Вдова вошла и сразу заметила монаха, после чего извинилась за то, что отвлекла его от молитвы. Но сам просил прощения за то, что помешал ей оплакивать покойного мужа. Молодой человек был доволен ее красотой. Монах удивил даму своими пылкими речами, после чего признался, что он Диего де Кальвада. Своей харизмой ему удалось уговорить молодую вдову остаться.
После разговора женщина пригласила мужчину к себе домой, но при условии, что он будет вести себя скромно. С насмешкой и радостью дон Хуан попросил друга пригласить статую на свидание, а потом пригласил его лично. Статуя, казалось, кивнула на их приглашение
Далее, в доме вдовы, у них состоялся интересный разговор с молодым человеком. В нем Дона Анна призналась, что мать вынудила ее выйти замуж за Дона Альвара, что она любит его. Мужчина завидовал тому, что покойный босс смог обменять свое богатство на эту чистую красоту и счастье.
Женщине было неловко, ее не покидала мысль, что ее муж, овдовев, никогда бы не принял влюбленную даму. Дон Хуан не скрывал своего чувства вины по отношению к женщине. Вдова спросила, что случилось с молодым человеком перед ней. Он признается, что является убийцей ее покойного мужа, и раскрывает вдове свое настоящее имя.
Дона Анна потеряла сознание, а когда очнулась, стала выгонять мужчину из дома. Дон Хуан признал свою вину, но заверил женщину, что его любовь к ней позволила ему стать другим человеком.
На прощание Дон Жуан попросил у доньи Анны мирного поцелуя, после чего ушел. Но после этого он улетел обратно в ее дом, да еще с той статуей полководца, который стал обвинять его в трусости. Мужчина попытался пожать руку статуе, но тут же умер и, наконец, произнес имя вдовы.
Работа учит уважению к другим.
Начало пьесы
Возле ворот Мадрида разговаривают двое мужчин. Дон Хуан (впоследствии имя Дон Жуан использовалось в литературе и музыке), испанский магнат и известный обольститель, спрашивает слугу по имени Лепорелло, узнает ли его кто-нибудь, если он войдет в город, предварительно замаскировавшись.
Он отвечает, что разоблачение неизбежно, так как столь известного человека легко узнают все, кого он встречает. Если сам король узнает о возвращении дона Жуана из ссылки, грядут неприятности.
Главный герой признается, что в ссылке ему было очень скучно. Проезжая монастырь, он вспоминает, как однажды встретил Инесу. Она покорила его не красотой, а страстным взглядом. Чтобы добиться этой женщины, он потратил целых три месяца.
В результате ревнивый муж узнал о случившемся и убил Инесу. Испанский магнат быстро забыл о возлюбленной и обратил внимание на Лору. Вот куда он направляется прямо сейчас.
По дороге Лепорелло и его хозяин встречают монаха, который сообщает им, что скоро прибудет донья Анна. Ее муж был убит подлым соблазнителем, затем он был сослан в ссылку королем. Монах сказал, что женщина не вступает в диалог с мужчинами, она может разговаривать только с монахами. Он также сказал, что каждый день бедная вдова приходит сюда, чтобы плакать и молиться Богу.
Дон Жуан очарован, он устроит встречу со страдальцем, закутанным в траурный плащ. Слуга упрекает его в неуважении к горю вдовы.
Краткий пересказ «Каменного гостя»
Дон Хуан и его слуга Лепорелло сидят у ворот Мадрида. Они будут ждать здесь до ночи, чтобы под ее прикрытием войти в город. Беспечный Дон Жуан думает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло саркастически относится к этому. Однако никакая опасность не может остановить Дон Жуана.
Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из ссылки, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти семью убитого им дворянина из мести. Но он не может долго оставаться в ссылке, и более всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.
Оглядевшись, дон Хуан узнает местность. Это Антониев монастырь, где он встретил свою возлюбленную Инесу, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно Дон Жуан описывает ее черты и печальный вид.
Лепорелло уверяет его, что у Дона Хуана было и будет несколько любовников. Его интересует, кого на этот раз чемпион будет искать в Мадриде. Дон Хуан собирается искать Лауру.
Пока дон Хуан спит, появляется монах, который, увидев посетителей, гадает, не люди ли это доньи Анны, которые вот-вот придут сюда, на могилу ее мужа, коммодора де Сольва, убитого на дуэли » бессовестный, безбожный Дон Гуан», как называет его монах, не подозревая, что разговаривает с самим Дон Жуаном.
Он говорит, что вдова поставила мужу памятник и каждый день приходит помолиться за упокой его души. Дон Хуан находит такое поведение вдовы странным и задается вопросом, умна ли она. Он просит разрешения поговорить с ней, но монах отвечает, что донья Анна не разговаривает с мужчинами.
И в этот момент появляется Дона Анна, монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Жуану некогда ее рассматривать, но его воображение, которое, по выражению Лепорелло, «быстрее художника», способно написать ее портрет.
Дон Хуан решает познакомиться с доньей Анной, Лепорелло пристыжает его за богохульство. Когда разговор становится темным, хозяин и его слуга входят в Мадрид.
Гости обедают в комнате Лауры и восхищаются ее талантом и вдохновенной игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее песней, но когда он узнает, что слова этой песни написал Дон Жуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его атеистом и негодяем.
В ярости Лаура кричит, что теперь она приказывает своим слугам убить Карлоса, даже испанского магната. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости его успокаивают. Лаура считает, что причина грубых выходок Карлоса в том, что дон Хуан убил брата дона Карлоса на честной дуэли.
Дон Карлос признает, что был неправ, и они примиряются. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дона Карлоса остаться.
Она говорит, что его темперамент напомнил ей Дон Жуана. Лаура и Дон Карлос разговаривают, и в этот момент раздается стук, и кто-то зовет Лору. Лора отпирает дверь, и входит Дон Хуан. Карлос, услышав это имя, зовет себя и требует немедленной дуэли.
Несмотря на протесты Лауры, большие люди дерутся, и Дон Хуан убивает Дона Карлоса. Лаура сбита с толку, но, узнав, что Дон Жуан только что тайно вернулся в Мадрид и тут же бросился к ней, смягчается.
Убив Дона Карлоса, Дон Жуан скрывается в скиту Антониева монастыря и, стоя у памятника коменданту, благодарит судьбу за то, что она таким образом дала ему возможность каждый день видеть прекрасную Дон Анну. Он намерен поговорить с ней сегодня и надеется, что ему удастся привлечь ее внимание.
Глядя на статую полководца, Дон Жуан иронизирует, что здесь жертва представлена великаном, хотя при жизни он был хилый. Входит донья Анна и замечает монаха. Она просит прощения за то, что мешает ему молиться, на что монах отвечает, что он виноват перед ней, ибо мешает ее печали «течь свободно»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью.
Такие речи удивляют и смущают донью Анну, и монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Восторженными речами Дон Жуан уговаривает Дон Анну не прогонять его, а смущенный Дон Анна приглашает его прийти на следующий день к ней домой, при условии, что он будет скромен.
Дона Анна уходит, а дон Хуан требует, чтобы Лепорелло пригласил статую полководца на завтрашнее свидание. Застенчивому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Сам дон Хуан повторяет приглашение, и статуя снова кивает. В ужасе Дон Хуан и Лепорелло уходят.
Дона Анна разговаривает с доном Диего в своем доме. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует полководцу, который в обмен на пустые богатства получил настоящее счастье. Такие речи смущают Дон Анну. Ее упрекает мысль о покойном муже, который никогда бы не принял влюбленную даму, будь он вдовцом.
Дон Диего умоляет ее не утруждать его сердце вечными напоминаниями о ее муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, что именно дон Диего сделал ей плохого, и в ответ на ее настойчивые просьбы дон Хуан открывает ей свое настоящее имя, имя убийцы ее мужа. Донья Анна удивляется и теряет сознание под влиянием случившегося.
Она приходит в себя и преследует Дона Хуана. Дон Хуан соглашается, что молва не зря рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав к ней любовь.
В качестве обещания на прощание перед расставанием он просит подарить ему холодный и умиротворяющий поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Жуан уходит, но тут же убегает обратно внутрь. За ним появляется статуя полководца, пришедшего на зов. Командир обвиняет дона Жуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменной статуе, от которой умирает с именем Дона Анна на устах.
Пушкин «Каменный гость» в сокращении
В Мадрид прибывает главный герой пьесы, известный дуэлянт Дон Жуан. Там он отбывал наказание за разврат и убийство. Дону не терпится порезвиться со светскими барышнями, поэтому он направляется к своей подруге Лауре.
В это время актриса Лаура ужинает с поклонниками. Они восхищаются ее игрой и с удовольствием слушают ее пение. Актриса признается, что эту песню написал ее бывший возлюбленный Дон Гуан. Дон Карлос, услышав знакомое имя, вспыхнул яростью и оскорбил Лауру. Дело в том, что Дон убил своего брата на дуэли.
В этот момент прибывает Гуан. Враги начали драться на мечах. Карлос погибает в этой битве. Дон торжествует, а Лора хочет быстрее избавиться от тела.
Гуан прячется в монастыре под видом монарха. Здесь он обращает на себя внимание красивой женщины Донны Анны, жены убитого им командира. Она часто приходит в монастырь к статуе мужа. Дон заводит с ней приятный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но только для разговора.
Дон приглашает каменную статую на свидание с женой. Статуя кивает, слуга Лепорелло в шоке, и, по крайней мере, дуэлянт в порядке.
Во время встречи Дон признается Анне, что он убийца ее мужа, она в ужасе, находится в полубессознательном состоянии. В этот момент входит каменный гость, хватает Гуана и уносит его в ад.
Пьеса учит читателя тому, что убийство — очень страшное преступление. Никто не имеет права лишать жизни другого человека, кроме Всевышнего. Только он имеет право распоряжаться судьбами людей.
Читайте также: Ашик Кериб краткое содержание восточной сказки читать
Знакомство со вдовой
Стоя возле статуи полководца, ловелас понимает, что смерть дона Карлоса сулит ему определенные блага. Он уходит в монастырь, вскоре туда входит Дона Анна. Она принимает соблазнителя за святого отца и просит его помолиться за ее умершего мужа.
Злодей решает воспользоваться моментом и признается девушке в своих чувствах. Он готов расстаться с жизнью прямо сейчас, лишь бы вдова могла прикоснуться к нему своей одеждой.
Женщина говорит, что он сумасшедший, и пытается прогнать его. В конце концов, ей удается это сделать только после того, как она обещает встретиться с ним снова. Герой понимает, что ему запрещено называть свое настоящее имя, поэтому он кажется незнакомцем.
Добившись своей цели, обольститель рассказывает своему верному слуге о случившемся. У него прекрасное настроение, он шутит, что босс уж точно не помешает их встрече и велит Лепорелло пригласить статую завтра прийти в дом девушки и поселиться возле двери. Он испуганно отходит, а статуя дает положительный ответ и кивает головой.
О ключевом персонаже произведения
Пушкин изображает Дон Жуана противоречивым персонажем. В герое одновременно сочетаются благородные черты, элементы расчетливости, эгоизма. Дон Жуан действует эгоистично, потому что привык думать только о своих капризах. О
днако читатель не причислит Дон Жуана ни к разряду аморальных личностей, ни к нравственно чистым личностям. Герой — это образ, существующий отдельно от окружающей среды, от мира. Дон Хуан подобен кошке, которая гуляет сама по себе.
О, Дон Жуан красноречив — я знаю, я слышал; он хитрый искуситель. Ты, говорят, безбожный развратник, ты настоящий бес. Сколько бедных женщин ты убил?..
О сюжетной основе и смысле текста
Русский гений строит простой сюжет. Герой пьесы попадает в потусторонний мир. Это не происходит по воле дона Хуана. Причина случившегося несчастного случая – ветреный и буйный образ жизни пушкинского персонажа.
Герой рассказывает о своих чувствах к героине. Донна Анна терпеливо слушает Дон Жуана. Анна думает, что Дон Жуан изменился. Женщина уверена: причина чудесных перемен — ее любовь. Из-за любви Анны мировоззрение повесы изменилось в лучшую сторону.
Автор изображает сцену поцелуя Анны со своим возлюбленным — Дон Жуаном. В этот момент на сцене появляется каменная статуя. Это босс. Статуя касается рукой решетки и убивает Дон Жуана.
Вот он.. ох, тяжело трясти камень на правой руке! Оставь меня, отпусти меня — дай мне твою руку… Я умираю — все кончено — о донья Анна!
Литературоведы считают, что анализ пушкинского текста невозможен без упоминания образа статуи. Итак, для начала необходимо раскрыть значение фигуры полководца. Образ статуи наделен символическими значениями. Статуя олицетворяет судьбу человека, судьбу, перст судьбы. Не случайно Пушкин пишет о рукопожатии статуи, то есть предлагает мотив пальца, руки. Дон Жуан прожил развратную и бесчестную жизнь, поэтому герой не может быть счастлив.
Из истории написания «Каменного гостя»
Пушкин закончил свое произведение в 1830 году. Этот период творчества русского писателя называют Болдинской осенью. Осенний сезон пребывания в Болдино считается самым плодотворным в литературной жизни автора.
Однако сюжет «Каменного гостя» был придуман поэтом заранее. Произведение опубликовано посмертно в 1839 году. Произведение опубликовано на страницах сборника «Сто русских авторов».
Главные герои и их характеристика
- Дон Хуан — уверенный в себе, любящий мужчина. Ему нетрудно добиться положения любой девушки, и он не боится открытых столкновений на дуэлях. Этот мужчина — беззаботный и жизнерадостный человек.
Вся жизнь Гуана состоит из постоянной борьбы и любовных утех. Король отправил его в изгнание, и он нелегально вернулся в Мадрид, потому что тосковал по красивым женщинам. Он достаточно дерзок и уверен в себе, даже перед лицом смерти Гуань не отказывается от своей философии.
- Лепорелло — слуга Гуана. Он следует за хозяином и предупреждает его об опасности, но знаменитый обольститель не слушает. К тому же Лепорелло трус, и он осуждает любовную связь хозяина, ему неприятно все это терпеть.
- Донна Анна — положительный персонаж. Она не любила своего мужа, но каждый день приходит на его могилу и искренне молится о его упокоении. Девушка начинает винить себя, когда понимает, что обратила внимание на другого мужчину. Но тело, жаждущее мужской ласки, берет свое.
- Дон Карлос — пылкий человек, разъяренный убийцей своего брата. В доме, полном гостей, он оскорбляет Гуань и хозяйку дома, когда слышит имя врага. Карлос в гневе вступает в дуэль, хотя и осознает последствия.
- Лаура — легкомысленная девушка, ищущая развлечений. Она положительно отзывается о Гуане и тоскует по дням, проведенным со своим парнем. На момент смерти Карлоса ее беспокоит только то, как избавиться от тела. У нее слабо развито чувство морали.
Анализ произведения
Пьеса из цикла «Маленькие трагедии». Он был опубликован уже после смерти автора, в 1839 году. Отчасти под влиянием этой драмы стал популярным термин «каменный гость». Оно используется при описании человека, который ведет себя тихо на вечеринке или, в шутку, слишком сильно пожимает руку при приветствии.
Александр Сергеевич был знаком с оперой Моцарта и комедией Мольера, в основе каждого из этих произведений лежит классический сюжет, а именно история ловеласа, которого наказала движущаяся и говорящая статуя. Так Пушкину удалось создать новых персонажей, следуя традиционному сюжету.
Как и в других «Маленьких трагедиях», автор в первую очередь демонстрирует психологию своих героев. Главный герой обладает многими качествами:
- благородство;
- против;
- поэзия;
- благоразумие.
Это противоречивая натура, но внутреннего конфликта нет. Ведь главный герой всегда честен или пытается казаться таковым. Читая пьесу Пушкина «Каменный гость», трудно догадаться, насколько искренен человек, когда говорит донье Анне, что до нее он никого так сильно не любил.
Внешний конфликт необходим для развития сюжета. Многочисленные дуэли и убийства привели к изгнанию соблазнителя.
О слуге Лепорелло можно сказать следующее:
- он трус;
- не одобряет любовные похождения своего хозяина;
- страдание, что ему приходится все это терпеть.
Характер Дона Карлоса еще менее важен для развития сюжета. Можно только догадываться, является ли этот человек братом дона Альвара, жены доньи Анны. Персонаж позволяет понять, что такое Лора на самом деле.
Когда девушка видит труп дона Карлоса, она забывает, что буквально только что призналась ему в любви. Теперь ее волнует только то, что делать с мертвым телом.
Сюжет и композиция
Спектакль состоит из 4 сцен, каждая из которых раскрывает новые черты характера главного героя. Первоначальное отношение читателя к нему как ловеласу и кровожадному дуэлянту меняется, возникает симпатия. В первой картине характер выясняется через связь с Инесой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвертой — через чувства к донье Анне.
В третьей сцене Дон Жуан в шутку называет статую коменданта доньей Анной. В четвертой картине Дон Жуан как никогда близок к счастью: он искренне любит Дону Анну, она узнает его настоящее имя и прощает его, готовая к взаимной любви.
Но злая судьба настигает близкого к счастью человека. Образ статуи полководца — судьба, символ прошлых злодеяний Дон Жуана, тяжелая, как трясущаяся каменная рука, мешает счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других маленьких трагедиях».
Художественное своеобразие связано с лаконизмом изложения, что создает объемность и драматизм в характерах и остается сдержанным и открытым для интерпретаций.
Сцена 1
Сюжет оперы начинается с момента, когда Дон Жуан тайно возвращается из ссылки, изгнанный королем за убийство дворянина. Вместе с доном прибыл и его слуга Лепорелло. Гуан ищет встречи с женщинами и планирует пойти к старой подруге Лауре.
Пара останавливается в Антониевом монастыре и встречает там монаха. Монах, не подозревая, кто стоит перед ним, рассказывает, что вдова полководца, убитого безбожным Дон Гуаном, придет на кладбище, чтобы помолиться об упокоении мужа.
Дон вспоминает дуэль с боссом. Жену он не видел, но слышал, что она еще красавица. Тут входит Донна Анна, и в груди Гуана возникает непреодолимое желание завладеть женой убитого им человека.
Сцена 2
Поклонники актрисы Лауры обедают у нее дома и восхищаются прекрасным исполнением девушки в последней постановке. Здесь она говорит, что слова из песни написал для нее Дон Гуан, ее бывший любовник.
Здесь Дон Карлос вскакивает и одновременно проклинает Гуан и оскорбляет Лауру. Известный обольститель убил своего брата во время дуэли. Спор удалось помирить, всем гостям приходится разойтись, и Лаура просит Карлоса остаться. Она была поражена его свирепостью.
Но вдруг раздается стук в дверь. На пороге стоит ее бывший возлюбленный. Лаура бросается к Гуану и обнимает его. Карлос видит убийцу своего брата и обнажает его мечом, но Дон быстро убивает себя в драке.
Мысли о том, как избавиться от тела, просто проносятся в голове Лауры. Однако рано утром Гуан обещает забрать мертвого Карлоса, и пара занимается любовью и забывает труп.
Сцена 3
Начинается охота на убийцу Карлоса, и Дону приходит в голову идея спрятаться под видом монаха в монастыре. Он каждый раз встречает Анну и постепенно покоряет девушку себе.
Внезапно он подходит к ней и заводит с ней разговор, постепенно переходящий в теплые комплименты. Вдова, жаждущая ласки, откликается на слова Гуана, и он неожиданно признается, что вовсе не монах, а притворяется монахом, чтобы каждый день видеть Анну.
Мужчина долго уговаривает Анну, и тогда она соглашается на свидание с ним. Но эта встреча не будет носить любовного характера, и пара будет только разговаривать. Девушка уходит, и Лепорелло подходит к статуе.
Гуан торжествующе сообщает слуге о своем успехе, а тот просит хозяина быть поскромнее, ведь они стоят рядом с памятником покойному полководцу. Гуан не восприняла слова Лепорелло всерьез и приказала слуге пойти к статуе и попросить ее завтра быть часовой.
Слуга в ужасе кричит, что статуя полководца кивнула в ответ. Дон просит Лепорелло не нести чушь и повторяет просьбу даже у памятника, и статуя снова кивает. Несмотря на предупреждение, Гуан идет на свидание.
Сцена 4
К сожалению, во время свидания с Донной Анна говорит мужчине, что вышла замуж за командира не по любви. Но богатый человек всегда любил ее, и она чувствует боль от того, что уделяла внимание другому мужчине.
Гуан признается, что у него в сердце есть грех. И после уговоров вдовы рассказывает об убийстве полководца. Мужчина думал, что так ему легче будет склонить Анну к любви. Донна почти потеряла сознание, Гуан продолжал целовать ей руки, но вдруг в дом входит ожившая статуя.
Гость спрашивает Гуана, боится ли он? В отчаянной смелости Дон говорит, что позвонил ему сам. Тогда статуя просит Гуан помочь ей и уносит безбожного обольстителя в ад.