Каковы основные темы творчества

Краткие содержания

Краткий анализ

  • Год написания — 1869
  • История создания — Не умея открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной литературной форме — сказке.
  • Тема — В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» раскрывается тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, нелепость существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.
  • Композиция — Сюжет рассказа основан на гротескной ситуации, за которой скрываются реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция выполнена по стандартному плану: сюжет, кульминация и развязка.
  • Жанр — Сатирический рассказ.
  • Направление — Эпическое.

Сказки о животных

Этот вид приключений очень древний. В некотором смысле истории о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображены иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок – лиса. Она хитра, льстива и мстительна. Часто в сказках о животных присутствует и волк — глупый, жестокий. Еще один отрицательный персонаж – медведь. Угнетатель, угнетающий всех своей силой, медведь также глуп и часто оказывается обманутым.

Кролик (как, например, мышь) часто бывает подавленным, обиженным персонажем. В сказках о животных не так уж много положительных персонажей: обычно это кот и петух, которые не сильны, но помогают обиженным, ценят дружбу и радуются жизни.

История создания

Михаил Евграфович всегда чрезвычайно трепетно ​​относился к бедственному положению крестьян, вынужденных пожизненно находиться в кабале у помещиков. Многие произведения автора, где открыто затрагивалась эта тема, подверглись критике и не были допущены к печати цензурой.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этой ситуации, обратив свое внимание на внешне довольно безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантазии и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор и яркого афористического языка автору удалось скрыть под маской обыкновенной сказки злое и острое осмеяние помещичьих пороков.

В условиях правительственной реакции только благодаря сказочному вымыслу можно было выражать свои взгляды на существующий государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило автору значительно расширить круг читателей, выйти в массы.

Сказка «Дикий помещик» была впервые опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

В то время журнал возглавлял близкий друг и соратник автора — Николай Некрасов, и у Салтыкова-Щедрина не было проблем с публикацией произведения.

Сюжет произведения

В «Киселе» Салтыкова-Щедрина она развивается последовательно, приближая читателя к важному выводу. Господа попробовали кисель, приготовленный крестьянкой. Всем он нравился. Он был и сладок, и мягок. Тогда господа потребовали, чтобы оно было на столе каждый день, потому что они любили побаловать себя таким лакомством.

Картина джентльменов

Вскоре хозяева даже угощали киселем прохожих, и те с удовольствием его ели. Сам Кисель был просто счастлив, что он такой нужный, что его все хвалили.

Но господа устали от угощения. Они стали есть его меньше, а вскоре вообще стали пробовать другие десерты. Было решено подарить поцелуй свинке, которая с удовольствием его съела.

Господа решили развлечься, попутешествовать, а когда вернутся, снова съесть забытое лакомство. Только когда вернулись, то есть ничего не было, а деньги потрачены.

Сказки: что это такое, признаки

Сказки — один из самых замечательных жанров фольклора по информативности, эстетической силе и воспитательному воздействию. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. Сказки отражают мировоззрение, мировоззрение конкретного народа, его менталитет и ценности.

Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина

Тема

Главной темой сказки «Дикий помещик» является социальное неравенство, великая пропасть между двумя существовавшими в России сословиями: помещиками и крепостными. Рабство простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми — основные проблемы этого произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую мысль — именно крестьянин — соль земли, а без него помещик — пустое место. Об этом мало кто из помещиков думает, и поэтому отношение к крестьянину презрительное, требовательное и часто откровенно жестокое. Но только благодаря земледельцу домохозяин получает возможность в изобилии пользоваться всеми благами, которые он имеет.

В своей работе Михаил Евграфович делает вывод, что именно народ пьет и обеспечивает не только помещика, но и все государство. Истинный оплот государства — не класс беспомощных и ленивых помещиков, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает покоя автору: он искренне сетует на то, что крестьяне слишком терпеливы, мрачны и подавлены и не понимают до конца всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение россиян, которые ничего не делают для улучшения ситуации.

Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

В книгу Салтыкова-Щедрина «Сказки» вошли тридцать два произведения. Приключение обычно определяется как результат его сатирического творчества. Салтыков-Щедрин затронул в этих небольших произведениях многие социальные, политические, идеологические и нравственные проблемы.

Он широко и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX века, воспроизвел всю его социальную анатомию, затронул все основные классы и группы. Произведения приключенческого цикла Щедрина объединены общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают известное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как единое произведение, охваченное общей идейно-художественной концепцией.

Самое общее значение в проблемах «Эвентыра» заключается в развитии идеи о непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимость общенациональной борьбы.

Идея классовой непримиримости и борьбы с социальным неравенством особенно ярко выражена в сказках «Медведь в воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Бедный волк» и др. сатирик рисует, с одной стороны, картину классовых антагонизмов, произвола властей и страданий угнетенных, с другой стороны, разоблачает и клеймит непоследовательность и вредность всех предписаний мирного разрешения классовых интересов.

В художественном зеркале «Сказок» представлены:

1) сатира на самодержавие и эксплуататоров верховной власти;

2) сатира на поведение различных слоев интеллигенции;

3) расположение масс;

4) нравственные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин раскрывает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Остротой сатиры на вершины самодержавия отличаются три повести: «Медведь в воеводстве», «Орел-покровитель» и «Богатырь».

В сказке «Медведь в воеводстве» высмеиваются царь, министры, воеводы, заметны признаки брошюры о царствовании Александра III. Главное значение этой истории состоит в том, чтобы разоблачить жестоких невежественных правителей того времени и монархию как антинародно-деспотическую государственную систему.

В сказке «Орел-покровитель» автор высмеивает деятельность царизма в области просвещения. Орел-меценат решил заняться становлением наук и искусств при дворе, установить «золотой век» просвещения. В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показав, что монархический строй враждебен истинному просвещению.

Он допускает ее лишь в таких пределах и в такой форме, какие необходимы в угоду паразитическим вождям: «орлы вредны для просвещения». Карающий смех сатирика не покидает представителей массового хищничества — дворянства и буржуазии.

Они предстают в сказках либо в обычном социальном обличии помещика («Дикий помещик»), генерала («Сказка о том, как один человек прокормил двух генералов»), купца («Верный Трезор»), кулака («Соседи»), затем — и это чаще — в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т п. Используя приемы остроумного сказочного вымысла, Щедрин показал, что источник материального благополучия и дворянской культуры это работа крестьянина.

Генералы-паразиты открыли для себя повадки диких зверей, и оказались на острове без слуг, одни: «В глазах их блестел зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание друг друга, шагая в бешенстве.Только появление мужика спасло их от окончательной жестокости и вернуло им обычный «общий» вид.В сказке о диком помещике мужика не нашлось…

Сквайр одичал, оброс волосами с ног до головы, «ходил все более и более на четвереньках», «теряя даже способность произносить артикуляционные звуки. Щедрин высмеивает лицемерие хищных тунеядцев и разных добросердечных апологетов разбоя.

Волк обещал помиловать зайца («Бескорыстный заяц»), другой волк однажды выпустил барашка («Бедный заяц»), орел простил мышь («Орел-покровитель»), добрая дама подавала милостыню погорельцам, а священник обещал им счастливую жизнь после смерти («Деревенский пожар») — об этом с восхищением пишут другие…

Салтыков подрывает все эти панегирики которые ослабляют бдительность потерпевших.Он разоблачает ложь о щедрости и красоте «орлов», говоря, что «орлы есть орлы и все. Они хищные, плотоядные..гостеприимством не занимаются, а грабят, а в свободное время (от грабежа) дремлют. Еще больше внимания, чем волчков, сатирик уделял в своих приключениях изображению жизни, психологии, поведению «пестрых людей», разнородной массе и выявлению мещанского страха перед жизнью.

В «Мудром писаке» сатирик общественного позора обличал трусость той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась позорной панике. Пискар, чтобы не быть съеденным хищной рыбой, спрятался в глубокую нору, лжет и «все думает: кажется, что я жив? Ах, что же будет завтра? У него не было ни семьи, ни друзей». Он жил и трепетал — вот и все.»

Щедрин в сказке «Самоотверженный заяц» иронизирует с одной стороны над заносчивыми волчьими повадками славян, а с другой над слепой покорностью жертв. В сказке «Карась Идеалист «мы говорим об идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма.

Звучит как мотив наивного правдоподобия и критики утопических иллюзий о возможности достижения социальных гармонии через нравственное перевоспитание эксплуататоров. Скорбная мысль о состоянии народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота об его счастье проходят через все творчество Щедрина.

Образ народа представлен в многих сказках и прежде всего в, например, «Форте повесть о том, как один человек прокормил двух генералов», «Дикий помещик», «Пустые разговоры», «Коняга», «Кисель» и др. с них автор воплотил свое многолетнее наблюдение за жизнью порабощенного русского крестьянства, горькие размышления о судьбе угнетенного народа и его светлая надежда на народные силы.

Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно затрагивал в своем творчестве проблемы нравственные. Высмеиванию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократическая мораль.

В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в «бесполезную тряпку», добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, истинное человеческое достоинство признается ненормальным, опасным и подвергается преследованиям. Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки об искателях истины («Христова ночь», «Рождественская сказка», «В дороге»).

Они раскрывают трудность борьбы за истину и вместе с тем ее необходимость. Внести сознание в массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения — вот главный идейный смысл рассказов Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Читайте также: Тест по краткому содержанию Истории одного города Салтыкова-Щедрина

Композиция

Сказка «Дикий помещик» — небольшое произведение, которое в «Fædrelandet notater» заняло всего несколько страниц. В нем рассказывается о глупом хозяине, который без конца мучил работавших на него крестьян из-за «запаха рабов».

В начале произведения главный герой обратился к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого мрака и ненавистного окружения. Когда мольбы помещика об избавлении от крестьян были услышаны, он остался совсем один в своем большом имении.

Кульминация рассказа в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые в его жизни были источником всех благ. Когда они исчезли, некогда лощеный господин быстро превратился в дикого зверя: перестал мыться, ухаживать за собой и есть обычную человеческую пищу.

Жизнь помещика превратилась в унылое, ничем не примечательное существование, где не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия рассказа — нежелание поступиться собственными принципами неизбежно ведет к «дикости» — гражданской, интеллектуальной, политической.

В роспуске работы помещик, совершенно бедный и беглый, совершенно теряет рассудок.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"