Фотография На Которой Меня Нет Краткое Содержание (Астафьев Виктор)

Краткие содержания

Анализ образов

Описание жизни и человеческих отношений

Главный герой произведения – Витя Потылицын. Он представляет самого автора. Пересказ событий, который Витя ведет от его имени, — детские воспоминания автора. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители села Овсянка. После смерти родителей Витя живет с бабушкой и дедушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать следующую характеристику: ни особого трудолюбия, ни хорошего поведения он не проявлял.

Екатерина Петровна – внешне строгая женщина, которая заботится о любимом внуке. Всю ночь он ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы тот сфотографировался с классом на фоне дома, где он родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже характерными для этой местности ругательствами.

Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как и Витя. Это была его идея отправиться в путешествие, поэтому он не может не поддержать своего больного друга. Но в 30-е годы фотосъемка была действительно большим событием.

В довоенной сибирской деревне

С большой любовью и уважением автор описывает другого героя повести — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая пара ютится с ребенком на половине ветхого дома, но старается по возможности помочь школьникам.

Когда детям не на чем писать, воспитатели берут их в образовательные поездки. Учитель отличается не только добротой, но и мужеством. Он защищает своих учеников от змеи, встречающейся в лесу.

Основные персонажи рассказа

Основные роли:

  • Витя – мальчик, который из-за болезни пропустил такое важное событие, как приезд фотографа. Живет с бабушкой и дедушкой.

Другие персонажи:

  • Санька — верный и преданный друг Вити. Видя, что Витя не может встать, он не пошел в школу.
  • Бабушка Витя добрая старушка. Она очень любит своего внука.
  • Евгений Николаевич – учитель, уважаемый в деревне человек, к мнению которого прислушиваются даже закоренелые хулиганы.

Организация сельской школы

Учителя стали работать в деревенском доме с бедными печками, который построил прадед Виты. Деда выгнали и сослали, а перегородки в его каюте снесли, и явился великий класс.

Потом школе отдали лучшее здание, а в прадедовской избе устроили колхоз, который быстро развалился. Затем туда поселилась местная беднота, после чего ветхое жилище окончательно разобрали на бревна. Дача прадеда Вити, где родился мальчик, осталась только на картине: главную роль на ее фоне играли школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети по очереди писали. Тогда учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские фермеры бесплатно сделали парты и скамейки.

Поделились с соседями и воспитатели – деревенские женщины раздобыли иголки, нитки и пуговицы, а дети впервые попробовали курить на палочках.

Болезнь Вити и Санькина поддержка

Витя простудился на ногах, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «ревматизмом». Она утверждала, что ее внук унаследовал его от своей покойной матери.

Катерина Петровна — бабушка Вити, женщина властная, любит внука, но держит его на коротком поводке.

Я не спал в ту ночь. Ни бабушкина молитва, ни нашатырный спирт, ни обычный платок, тем более любящий и исцеляющий оттого, что мамин, не приносили облегчения. Я дралась и кричала на весь дом.

Бабушка натирала ноги Вите нашатырным спиртом, заворачивала в платок, грела у камина, парилась в бане, макала веник в хлебный квас. Потом она дала внуку ложку водки и дала ему пить молоко, сваренное с головками мака. Утром Витя окончательно заснул и проспал до обеда.

Днем Санька пришел за Витей, но мальчик не смог пойти сфотографироваться: «тонкие ноги подкосились», как будто чужие. Вид приятеля огорчил Саньку, и он заявил, что тоже не хочет идти, а хочет успеть сфоткать и тогда — жизнь длинная. Бабушка поддержала их, пообещав отвести внука к лучшему фотографу города. Только Витю это не устраивало, потому что школы на картине не будет, и он долго ревел «от горького бессилия».

История родового гнезда

Главные герои произведения Фотография, на которой меня нет

Дом, в котором располагалась школа, был срублен прадедом Вити, и он в нем родился. Но вскоре родителей оттуда выселили, а прадеда выселили. Таких людей просто выгоняли на улицу, а родственники селили дома. Деревня была полна пустых домов.

Жители иногда возвращались к ним, но не заселялись в ожидании очередного выселения. Остальные кулацкие дома заняли новые жильцы — сельские тунеядцы. Они быстро довели дом до разрушения и заняли новый.

Выселение прошло безропотно, но один из жильцов, глухонемой Кирила, заступился за прадеда Вити. Представитель, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил резцом по голове. Кирилу арестовали, а прадеда и всю семью отправили в Игарку, где он почти сразу умер.

Сначала в семейном коттедже Виктора базировалось правление коллективного пользования, потом появились новые арендаторы. Все, что не уничтожили, потом досталось школе.

Память об учителях

Весной, когда кончились тетради, учитель повел учеников в лес и рассказал им «о деревьях, о цветах, о травах, о реках и о небе». Он много знал о природе, но дети знали и о лесе то, о чем учитель понятия не имел. Дети научили его таежным премудростям. Однажды они встретили змею. Учитель защитил учеников и убил ее палкой, и только тогда дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… И таким я помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и защитить своих учеников, помочь им в беде…

Виктор повзрослел, имена и лица учителей стерлись из памяти, но осталось самое главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, он узнал от земляков, что они похожи на брата и сестру не только именем, но и внешностью. Этих добрых и самоотверженных людей запомнили даже такие нерадивые студенты, как Витя и Санька.

Сохранилось и школьное фото. Многие дети сняты на видео о погибших во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на нее с приветливой улыбкой, без насмешки, потому что эта «картина — своеобразная летопись нашего народа, его стенная история», снятая «на фоне развороченного родового гнезда».

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

В середине зимы нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам в гости приезжает фотограф из города. Он хочет снимать «не жителей села, а нас, учащихся овсянской школы». Встал вопрос — куда поселить такого важного человека?

Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого дома, и у них был постоянно кричащий ребенок. «Такой человек, как фотограф, не годился для содержания учителями». Наконец, фотографа приставили к бригадиру плавучей конторы, самому культурному и уважаемому человеку в поселке.

Остаток дня школьники решали, «кто где должен сидеть, кто во что одеваться и каков будет распорядок дня». Казалось, нас с Левонтьевским Санькой поставят в самый последний, задний ряд, потому что мы «не удивили мир трудолюбием и поведением». Мы даже не успели подраться — ребята нас просто прогнали. Потом мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я зачерпнул полные валы снега.

Ночью у меня стали ужасно болеть ноги. Я простудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «ревматизмом» и утверждала, что она досталась мне по наследству от моей покойной матери. Бабушка лечила меня всю ночь, и утром я заснул первым делом.

Утром за мной пришел Санька, но я не смогла пойти сфотографироваться, «тонкие ноги сломались, как будто не мои». Потом Санька сказал, что тоже не хочет идти, но хочет успеть сфоткаться и тогда — жизнь длинная. Бабушка поддержала нас и пообещала отвести к лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, потому что наша школа не хочет быть на виду.

Я не ходил в школу больше недели. Через несколько дней к нам пришла учительница и принесла готовую картину. Бабушка, как и остальные жители нашего села, очень уважительно относилась к учителям. Они были одинаково вежливы со всеми, включая ссыльных, и всегда были готовы прийти на помощь. Даже Левонтия, «мерзавца», нашего учителя удалось успокоить.

Крестьяне помогали им, как могли: кто присмотрит за ребенком, кто оставит в избе горшок с молоком, кто принесет ношу дров. На деревенских свадьбах учителя были самыми почетными гостями.

Они начали работать в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книгах с тетрадями. Дом, в котором располагалась школа, был срублен моим прадедом. Я там родился и смутно помню и своего прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители поселились в зимовье с прохудившейся крышей, а через некоторое время прадеда переселили.

Затем переселенцев выгнали прямо на улицу, но родственники не дали им умереть. «Незамеченные» бездомные семьи были распределены по чужим домам. Нижняя часть нашей деревни была заполнена пустующими домами, оставшимися от перемещенных лиц и перемещенных семей. В них жили люди, которых зимой выгнали из домов.

В этих временных убежищах семьи не устраивались — сидели на сучках и ждали второго выселения. Остальные кулацкие дома заняли «новоселы» — сельские тунеядцы. За несколько лет довели нужный дом до бытовки и переехали в новый.

Люди были выброшены из своих домов в отчаянии. Только однажды глухонемой Кирила заступился за моего прадеда. «Зная только мрачную рабскую покорность, не готовый к сопротивлению комиссар не успел даже вспомнить о кобуре. Кирилл всмятку размозжил себе голову ржавым тесаком. Кирилу передали властям, а прадеда с семьей отправили в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной даче сначала было коллективное правление, потом жили «приезжие». То, что от них осталось, отдали школе. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные средства купили учебники, тетради, краски и карандаши, а фермеры в сельской местности бесплатно сделали для нас парты и скамейки. Весной, когда кончились тетради, учителя повели нас в лес и рассказали «о деревьях, о цветах, о травах, о реках и о небе».

Прошло много лет, но я до сих пор помню лица своих учителей. Я забыл их фамилию, но главное осталось — слово «учитель». Изображение также сохраняется. Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, его стенная история, и это даже не смешно, потому что снимок сделан на фоне разрушенного родового гнезда».

Пересказ в кратких тезисах

Вместе с учителем рекомендуется обратить внимание на задания. Основные моменты рассказа помогут учащимся определить основные идеи всего текста:

  1. Приезд фотографа в довоенное село обрадовал всех жителей, он должен был сфотографировать школьный класс.
  2. Все мечтают оказаться в авангарде картины, но Вите и Саше не удалось выбить первые места.
  3. Витя и его друг затаили обиду, долго играли на улице и заболели.
  4. Бабушка любила внука и всеми силами пыталась поставить его на ноги, но из-за болезни мальчик не смог поехать на фотосессию.
  5. Санька проявил уважение и поделился проблемой с лучшей подругой, а также отказался от фотографии.
  6. Школьный учитель оценил поступок детей и пришел к Вите на чай.
  7. Школьные друзья всегда оставались в кадре. Сохранились драгоценные воспоминания тех, кто не вернулся с войны.

Краткий пересказ В. Астафьева «Фотография, где меня нет»
Фото из музея, посвященного автору

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители очень уважают учителей. Супруги, преподававшие в школе Вити, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не помогали, в том числе и ссыльным. Учитель смог успокоить даже главного деревенского злодея Левонтия. А местные жители в ответ помогли учительнице парой:

  • ухаживал за ребенком;
  • общие продукты;
  • привезли дрова.

Краткий пересказ произведения Фотография, где меня нет

Считалось обязательным приглашать учителей на деревенские свадьбы, где они были почетными гостями. Оказалось, что слава была не напрасной. Эта молодая интеллигентная пара начала работать в школе, когда не было даже парт, тем более книг и тетрадей, а помещение отапливалось угарными печками. Дети приносили из дома табуретки и стулья и таким образом слушали учителей, сидя в кругу. Мне даже приходилось писать красным карандашом, сидя у подоконника, и учиться считать — на фонариках или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы хоть как-то помочь студентам, придумал и организовал центр утилизации. Собрал все в сиденьях и на чердаках тряпки и старые железяки. На полученные деньги они купили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петухов на палочках.

Позже деревенские фермеры в свободное время строили столы и скамейки. Когда весной не осталось чистых тетрадей, учитель водил воспитанников на прогулку в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много интересного он знал, например, из чего делают древесную бумагу и для чего используют сосновую серу, но и слушал ребят, когда они рассказывали что-то свое о лесе.

Читайте также: Прощай оружие краткое содержание, сюжетная линия и тема

Деревенские дома и окна

Автор со знанием дела описывает загородные дома, а особенно их окна. По местному обычаю, хозяйки утепляли и одновременно украшали окна в своих домах. Сочиненные композиции могли многое рассказать о женском характере. Оконная картина, выполненная бабушкой главного героя, отличалась строгой и сдержанной красотой. На белой вате между стеклами комнаты Катерина Петровна разложила несколько веток рябины с листьями. Излишеств больше не было.

Березовый уголь и куча рябины без листьев на мху вперемешку с брусникой помещались в пространстве и космическом пространстве, между шпангоутами. Все это было сделано не просто так:

  • мох впитывает влагу;
  • уголь не дает стеклу замерзнуть;
  • рябина защищает от интоксикации коптильной печи.

Витя долго не мог понять, шутит ли с ним бабушка или действительно соблюдала народные приметы, пока уже взрослым не прочитал у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от интоксикации.

Основная мысль

Центральную мысль этого произведения можно понять из последних строк, где автор вспоминает, насколько ценным было для него отношение учителя, а также каким он запомнился — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и на или иным образом облегчить их. Автор хочет, чтобы каждый, выбравший профессию учителя, был достоин таких же почестей и надолго остался в народной памяти.

Действие в рассказе Фотография, где меня нет

Школьная фотография до сих пор цела, хотя давно пожелтела и уголки обломались. Спустя много лет автор с любовью думает о своих товарищах и учителях, и смотрит на сохранившуюся картину. В. Астафьев узнает на нем всех ребят и тех сибиряков, которые не вернулись с войны.

Основная мысль, которую автор высказывает в рассказе, заключается в том, что фотография – это не просто картинка, на которую интересно смотреть. Это своего рода народная хроника, рассказ, развешанный на стенах. Историческая память состоит не только из политических событий и войн. Главный вопрос – судьба людей, которые живут в этой стране.

«Фотография, на которой меня нет» кратко

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в ​​сибирской деревне Овсянка; Родители мальчика мертвы. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.

Накануне съемок Витя и его друг Санька катаются на санках и собирают набитые снегом сапоги. По ночам у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это происходит каждый раз, когда мальчик мерзнет. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность.

Всю ночь старуха лечит внука народными средствами, растирает ему ноги и т д. Ночью дед топит баню, бабушка ведет туда Витю и снова натирает ему ноги и т д. Наконец, завтра мальчик засыпает.

На следующий день Санька приходит к Вите и предлагает ему сфотографироваться. Видя, что его друг не может ходить из-за боли, Санька в знак солидарности решает не ходить и фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни к нему приезжает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает о здоровье мальчика и дает ему фотографию: на ней все ученики и два учителя, но Вити и Саньки, конечно, нет. Витя чуть не плачет, потому что не попал в кадр.

Бабушка Вити угощает учительницу чаем и сладостями. Он говорит, что вчера добрый человек подкинул ему в дом кучу дров. Бабушка и вся деревня знают, кто это сделал, но учителю не говорят. В деревне все уважают эту милую пару семейных учителей за их вежливость и отзывчивость; один из местных жителей тайком дает им дрова, некоторые приносят молоко, сметану и т д.

Учителю около 25 лет, у него немного грустные и очень добрые глаза. Его жена-учитель недавно родила сына. Когда супруги впервые приехали в деревню, в школе не было парт и тетрадей, на весь класс был только один учебник и карандаш. Учитель помог детям купить учебники, тетради, краски и так далее, а также на свои деньги установил в школе парты.

Этой зимой, после визита фотографа, Витя сильно болеет и прогуливает занятия. Весной воспитатель ведет детей в лес, где они рассказывают о природе, приметах и ​​т д. В одном из походов воспитатель видит змею. Опасаясь за жизни студентов, мужчина сильно бьет змею палкой, пока она не умирает.

Затем дети объясняют воспитателю, что змею нельзя бить взмахом палки через плечо: так можно бросить ее в себя. Учитель признается, что впервые в жизни увидел змею. Спустя годы подросший Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сокрушается, что многие ребята из его школы (с той же общей картины) потом погибли на войне 1941-1945 годов.

Виктор также помнит, как в его деревне (вероятно, в 1930-е годы) были выселены богатые крестьяне. Осенью бригады «ликвидаторов» выбрасывали на улицу похищенные семьи. Переселенцы ютились у родственников, селились в самодельных домах и терпели всевозможные невзгоды.

«Ликвидаторы» действовали хладнокровно и безрассудно. Однажды «ликвидаторы» пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка отказалась выходить из дома, после чего один из «ликвидаторов» ударил ее ботинком по лицу. В ответ бестолковый крестьянин Кирила напал на «ликвидатора» с топором и изуродовал его насмерть. Кирила был арестован, а выселение перемещенных семей ускорилось.

Бедных Платоновских отправили в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, сослали или расстреляли).

В эти же годы прадед и дед Вити были перемещены и выброшены из своих домов; прадеда посадили в тюрьму, где он вскоре умер.

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больной Вите пришел Евгений Николаевич, расспросил о самочувствии и принес готовую картину.

Евгений Николаевич – сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачесаны назад, уши торчат, лицо бледное, невзрачное, доброе и умное, самоотверженное.

Несмотря на молодость, он показался Саньке пожилым и очень солидным.

Витя долго смотрел на картину, на которой были изображены дети в деревне. Евгений Николаевич и его жена Евгения Николаевна стояли посреди ребят и еле заметно чему-то улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешностью.

Только Вити и Саньки не было…

Бабушка тем временем окружила воспитателя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже со ссыльными и всегда готовы были помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные односельчане, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже отец Сани, многодетный пьяница и «лиходеевский» негодяй, Евгений Николаевич смог успокоиться, лишь раз с ним поговорив.

Половину ветхого дома занимала семья молодых учителей. Крестьяне помогали им, как могли: кто присмотрит за их новорожденным ребенком, кто оставит им молоко, сметану, творог или клюкву, кто возит дрова.

«Учителя были вожаками» сельского клуба: учили детей петь и танцевать, ставили веселые спектакли и даже играли в них священников и мещан. На деревенских свадьбах учителя были самыми почетными гостями, но во время пиров они поступали строго и учили народ «не заставлять пить».

Приезд фотографа

Проблемы с работой

Посреди зимы овсянскую школу взбудоражило чудесное событие – в деревню в командировку приезжает городской фотограф, и он хочет фотографировать не старожилов, а школьников. Взволнованные жители решают, где разместить столь важного человека, чтобы ему все нравилось и он хорошо фотографировал.

Можно было бы ему жить с парой молодых учителей, но они занимают только половину ветхого дома, а их ребенок постоянно плачет. Жители Овсянки выдвинули аргумент, что такое жилье не подходит для фотографа, поэтому селят его у работника сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова.

Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Это решение устраивает всех местных жителей.

Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в остальное время планируют, как они будут фотографироваться. Они думают:

  • как лучше сидеть;
  • кто что будет носить;
  • кто должен стоять впереди, а кто стоять сзади.

Из всего получилось, что Вита, как и ее друг Санька, не блещет даже в середине. Их придется разместить в последнем ряду, как будто они ничем не выделялись ни в учебе, ни в хорошем поведении, и там непонятно, будут ли они видны на картинке. Мальчики хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но не поддались на уловку и прогнали своих друзей. Витя и Санька спускались на санках с очень высокой скалы. Взволнованно, они катались по снегу и собирали его в свои закатанные сапоги.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"