- История создания
- Главные герои “Фауста”
- Посвящение
- Театральное вступление
- Пролог на небе
- Кратко о действующих лицах
- Сюжетная линия
- Вторая жизнь
- Последнее желание
- Первая часть
- Основные персонажи трагедии
- Часть вторая
- 1 акт
- 2 акт
- 3 акт
- 4 акт
- Стилистические особенности
- Тайна свиты Воланда
- Посвящение
- Театральное вступление
- Пролог на небе
- Часть I
- Часть II.
- Акт первый
- Акт второй
- Акт третий
- Акт четвертый
- Сжатый пересказ «Фауста» Гете
История создания
Гёте попадает в сюжет о колдуне Фаусте в возрасте двадцати лет. Автор завершил работу только в 60 лет, практически перед самой смертью. Таким образом, «Фауст» был написан в разные периоды его жизни, с 1775 по 1828 год. Вторую часть своего произведения Гёте так и не увидел напечатанной. Фауст остается вершиной немецкой поэзии.
Рис. 1. Дуэль Фауста и Валентина. Автор Эжен Делакруа
Главные герои “Фауста”
- Фауст — молодой ученый, который постоянно ищет ответы на вопросы о Вселенной и ее законах.
- Маргарита — скромная и невинная девушка. Любовь главного героя.
- Мефистофель — злой дух, посланный на землю, чтобы испытать Фауста.
- Вагнер — молодой ученик Фауста.
Посвящение
Первая глава посвящена друзьям автора. Автор вспоминает свою юность, упоминает меняющиеся тени, являющиеся ему.
Театральное вступление
Вторая глава представляет собой беседу о проблемах творчества между театральным режиссером, поэтом и актером-юмористом. Режиссер предлагает поэту сочинить произведение комического характера, чтобы привлечь больше зрителей. Поэт с этим не согласен, он считает сочинение пошлостей недостойным ремеслом.
Рис. 2. Маргарита и прялка. Автор Эжен Делакруа
Герои обсуждают, что станет с искусством, кто им займется, как оно будет развиваться дальше.
Вторая часть заканчивается обращением режиссера к коллегам, он просит их заняться искусством, но оно уже не имеет прежней силы.
Пролог на небе
Третья запись — это разговор на небесах. Архангелы поют оды Богу, но замолкают, когда на сцене появляется Мефистофель. Мефистофель — скептик, он начинает спорить с Богом, что нет людей, полностью посвящающих свою жизнь служению Господу. Бог возражает скептику, приводя в пример ученого Фауста, говоря, что такой человек, как Фауст, способен вынести даже самые тяжелые испытания.
Мефистофелю поручают испытать ученого, и дух отрицания с радостью соглашается.
Кратко о действующих лицах
Краткое содержание трагедии Гёте «Фауст», разбитое на главы, позволит вам освежить в памяти образы главных и второстепенных персонажей. По мере развития действия трагедии читатель знакомится со все новыми и новыми персонажами. Некоторые из них вызывают искренний интерес, некоторые вызывают улыбку и сочувствие, а некоторые достойны только недоумения и сожаления.
Главные роли
В трагедии три главных героя:
- Генрих Фауст – потомственный врач и ученый, разочаровавшийся в жизни и собственных амбициях, что привело его к заключению сделки с самим Мефистофелем.
- Мефистофель — предстает перед читателем в образе дьявола, злого духа, который от скуки заключил сделку с Господом и поставил на кон чистую душу Фауста.
- Маргарита (Гретхен) — неудачливая любовница Фауста, юная невинная девушка, которая влюбляется в респектабельного доктора. Стремясь быть с человеком, которого любит, она соглашается на его просьбу и дает своей матери снотворное, в результате чего она умирает. Расставшись с Фаустом, Маргарита сходит с ума и убивает свою новорожденную дочь, и ее приговаривают к смертной казни.
Второстепенные персонажи
В произведении много второстепенных персонажей, но наиболее важными из них являются:
- Театральный режиссер, поэт, юморист — с ними читатель знакомится в начале оперы.
- Вагнер – ученик доктора Фауста, которому без посторонней поддержки удалось познакомиться с выдающимся ученым своего времени. Вагнер сделал создание гомункула делом своей жизни.
- Гомункул — волынщик-испытатель, предавший своего создателя и присоединившийся к компании Фауста и Мефистофеля.
- Елена — прекрасная древнегреческая богиня, которую Мефистофель перенес из древней Спарты по просьбе Фауста. Во второй части трагедии Елена стала законной женой главного героя и родила ему сына Эйфориона.
- Эвфорион – сын Фауста и Елены, ставший своеобразным символом союза романтического и античного начал. Гёте наделил его типичными чертами байроновских героев.
- Марта — веселая вдова и соседка Маргариты.
- Валентин — брат Маргариты, заступившийся за ее честь и убитый Фаустом.
Сюжетная линия
История начинается с того, что доктор Фауст сидит в своем кабинете с грустным видом и о чем-то грустит. Он считал себя самым несчастным человеком. Всю свою сознательную жизнь он посвятил науке, тайным тайнам мироздания, и все же считал, что не может найти ответы на все вопросы. В отчаянии Фауст хотел даже прибегнуть к алхимии и вызвать духов, но в этот момент в комнату вошел его сосед и ученик Вагнер.
После его отъезда доктор даже решил покончить жизнь самоубийством. Он приготовил яд, который собирался выпить, но тут его прервала музыка, а именно пение пасхальных ангелов. Фауст в глубине души обрадовался, что это помешало ему сделать какую-нибудь глупость, и пошел гулять с соседом.
Прохожие, встречавшие на пути двух мужчин, вежливо кланялись доктору, но он не особо наслаждался славой. По дороге Фауста преследовала собака, которую он решил взять домой. Как только он переступил порог квартиры, пес превратился в Мефистофеля.
Дьявол был опытным искусителем и предложил Фаусту сделку. Демон должен был исполнять пожелания доктора, пока не удовлетворится своим положением, а как только ему все надоест, Мефистофель заберет его душу себе. Фауст скептически относился к загробной жизни, поэтому быстро согласился.
Вторая жизнь
После этого доктор превратился в веселого молодого повесу, проводившего время в кабаках. Он даже соблазнил молодую девушку по имени Гретхен. Чтобы познакомиться с мужчиной, она каждую ночь давала матери снотворное.
Однако общение с Фаустом обернулось для нее печальными последствиями. Ее брат Валентин, когда-то заступившийся за нее, трагически погиб, а мать умерла от очередной дозы снотворного. После того, как Гретхен родила дочь, и, чтобы избежать позора, решила утопить ее в реке. Власти узнали об этом и посадили ее в тюрьму.
От печалей, которые пережила девушка, помутился ее разум. Когда доктор узнал об этом, доктор захотел помочь ей, а именно организовать побег. Но Гретхен узнала Мефистофеля и отказалась идти с ним. Она осознала свою вину и решила понести заслуженное наказание. Бог принял к сведению ее покаяние и взял ее на небо.
Через некоторое время Фауст захотел познакомиться с самой красивой женщиной на земле. Мефистофель способствовал его встрече с Еленой, из-за которой в Древней Греции развернулась Троянская война. Затем их встречи породили Эйфориона, который через определенное время исчез. Вскоре ушла и Елена от Фауста.
Последнее желание
Главный герой снова начал грустить, стареть и терять интерес к жизни. Все, что пытался предложить дьявол, ему уже не нравилось. Он хотел только одного – построить огромный город для свободных людей. Эта мысль так заманила его, что он даже не понял, как произнести запретные слова.
Мефистофель уже обрадовался, но, как оказалось, напрасно. Ангелы пришли за душой доктора и забрали его на небеса, так как он смог понять величайшие истины.
Своим произведением автор пытается донести до читателей, что ни деньги, ни слава, ни власть не принесут истинного счастья. Все блага, которые искушают человека при жизни, только вредят. Но чувство уважения и честного труда наполняет душу удовлетворением и покоем.
Первая часть
На сцене появляется виновник спора на небесах Фауст. Он не может спать, думает о своей судьбе, считает себя не слишком умным, хотя стал и врачом, и юристом. Фауст называет себя дураком, потому что не нашел истины в изучении науки.
Ученый решает, что если ему не поможет наука, то стоит попробовать магию. Он открывает книгу заклинаний и вызывает дух земли. Появляется дух, но Фауст сначала воодушевлен успехом заклинания и рад приблизиться к духу. Дух говорит, что ученому близко только то, что он изучает, и исчезает. В комнату входит Вагнер, ученик главного героя.
Рис. 3. Мефистофель в таверне, где тусуются студенты. Автор Эжен Делакруа
Вагнер восхищается своим учителем. Он считает, что только будучи красноречивым человеком можно добиться успеха. Доктор считает своего ученика глупым и снова начинает думать о собственной судьбе. Размышления привели к осознанию их никчемного существования. Ученый решает покончить с собой, приняв яд. Но тут герой слышит звон колокола в честь Пасхи, решает, что это знак, и выводит яд.
Праздничная сцена города. К идущему по улице Фаусту подходит старик и благодарит Фауста и его отца за лекарство. Ученый не верит, что отец помог, потому что одних покалечил, других исцелил. К ученому подходит бродячий черный пудель, доктор подводит его к себе. Ученый возвращается домой, берется за перевод Нового Завета.
Ученый переводит первые слова Нового Завета: «В начале было дело», хотя в современной версии есть перевод «В начале было слово». Фауст не имел религиозного воспитания, поэтому для него слово «логос» имело иное значение, чем для христиан.
Собака начинает превращаться в Мефистофеля. Злой дух предстает перед героем в образе ученика. Начинается разговор о человеческой слабости перед лицом страдания. Дух пытается покинуть комнату, но, играя с магией, ученый нарисовал пиктограмму, которая теперь не позволяет Мефистофелю уйти. Дух усыпляет героя и уходит.
Рис. 4. Мефистофель встречает студента. Автор Эжен Делакруа
На следующий день дух приходит в образе богача, но Фауст узнает его.
Важно! Дух просит ученого покинуть его, чтобы открыть ему смысл мироздания. Фауст подписывает договор кровью и уходит с Мефистофелем. По условиям соглашения Мефистофель должен был прервать жизнь ученого и унести его душу в преисподнюю, когда главный герой достигнет истинного наслаждения и скажет «Один миг, ты прекрасен, последний, подожди!”.
Путешествие начинается, они посещают Лейпциг. В Лейпциге встречают компанию пьяных, пьяница угощает вином, один из пьяниц проливает вино на землю и оно вспыхивает. Люди начинают бросаться на Мефистофеля, говоря, что он дьявол. Герои удалены.
Мефистофель и ученый ждут, пока ведьма приготовит зелье, которое вернет Фаусту молодость. В ожидании ученый жалуется на тяжелые мысли, дух советует отвлечься на простые бытовые дела. Ведьма варит зелье, тело доктора снова становится молодым.
На улице помолодевший ученый видит Маргариту (Гретхен), подходит к ней и просит разрешения проводить ее домой, но получает отказ. Влюбленный просит Мефистофеля устроить встречу с девушкой, но дух не может этого сделать, так как девушка невинна душой, и дух не имеет над ней власти.
Вечером невинная Маргарита думает о красавце, которого она встретила на улице. Втайне от девушки ученый и дух оставляют ей шкатулку с драгоценностями. Шкатулку находит мать Маргариты и несет ее в церковь, полагая, что это подарок от дьявола. В дом соседки Маргариты приходит злой дух и сообщает, что пропавший муж Маргариты мертв. Гретхен опечалена случившимся, но требует доказательств. Сатана обещает привести друга, который также был свидетелем смерти мужа Гретхен.
Рис. 5. Мефистофель является Фаусту. Автор Эжен Делакруа
Встреча Фауста и Маргариты. Они начинают тайно встречаться со своей матерью. Девочка подсыпает матери снотворное, чтобы она их не видела. На одном из свиданий влюбленных видит брат Гретхен Валентин. Вспыхивает спор, и Фауст убивает своего брата мечом.
Затем мать девочки умирает от большого количества снотворного. Ученый находится в бегах за убийство. Маргарита рожает ребенка и топит его в реке, ее сажают в тюрьму и казнят.
Фаусту снится Маргарита, он видит ее в тюрьме. Ученый обращается к сатане, чтобы тот помог освободить девушку. Фауст встречает свою возлюбленную в тюрьме. Мефистофель предлагает девушке свободу, но она отказывается. Лучше, чтобы она приняла свою смерть и очистила свою душу перед Богом. Девушка умирает в бреду.
Основные персонажи трагедии
Основные роли:
- Генрих Фауст – врач, ученый, разочаровавшийся в жизни и науке. Заключил сделку с Мефистофелем.
- Мефистофель — злой дух, дьявол, поспорил с Господом, что у него может быть душа Фауста.
- Гретхен (Маргарита) — возлюбленная Фауста. Невинная девушка, которая из любви к Генриху случайно убила свою мать, а потом, обезумев, утопила дочь. Умер в тюрьме.
Другие персонажи:
- Вагнер — ученик Фауста, создавший гомункула.
- Елена — древнегреческая героиня, любимая Фаустом, от которой родился ее сын Евфорион. Их брак символизирует сочетание старых и романтических начал.
- Эйфорион — сын Фауста и Елены, наделенный чертами романтического, байронического героя.
- Марта — соседка Маргариты, вдова.
- Валентин — солдат, брат Гретхен, убитый Фаустом.
- Театральный менеджер, поэт. Гомункул.
Часть вторая
Эта часть разбита на несколько актов, каждый из которых открывает нам новую ветвь содержания произведения и исканий Фауста.
1 акт
Сатана превращается в имперского шута. Во дворце проходит совет, где говорят о загнивании страны и опустевшей казне. Обманом злой дух пополняет казну, все во дворце охвачены эйфорией. Главные герои наблюдают за происходящим, но им скучно.
Важно! Мефистофель дает своему другу ключ, открывающий дверь в прошлое. Герой попадает в древние времена, где встречает Елену, самую красивую женщину всех времен.
Рис. 6. Фауст и Вагнер. Автор Эжен Делакруа
2 акт
Во время путешествий учителя Вагнер ставит эксперименты. Сатана приходит к Вагнеру, они говорят о детях. Ученик уверен, что время зачатия обычным способом абсурдно. В одном из экспериментов он показывает гомункула в пробирке. Это неполноценный человек, хотя он и наделен многими способностями, он умен, любопытен, но живет в пробирке.
Герои отправляются праздновать Вальборгскую ночь. Фауст хочет найти Елену.
3 акт
Елена в этот момент возвращается в замок мужа. Там она узнает от экономки, что ее муж, царь Менелай, послал Елену в жертву. Экономка отправляет Елену в другой замок.
В замке она знакомится с Фаустом, они начинают встречаться. Слышны звуки войны. Менелай выступает с армией против Фауста. Герой вместе со своей возлюбленной попадает в подземелье. У влюбленных родился сын Эйфорион. Сын просит не играть и развлекаться, а отпустить его на небеса. Мальчик умирает, Елена не может вынести такого горя и исчезает из жизни главной героини.
Рис. 7. Фауст, Мефистофель и Барбе. Автор Эжен Делакруа
4 акт
Снова слышны звуки войны. Императору нужна помощь, так как народ узнал о ложных узах, данных Мефистофелем и Фаустом. Мефистофель просит Фауста помочь императору, за что герой получит участок земли, на который Фауст хочет построить плотину. Доктор соглашается. Они помогают императору выиграть войну.
Стилистические особенности
Многие современники отмечали лиризм и поэтичность первого письма, высоко оценивали описание быта, интерьера заброшенной дворянской усадьбы. Тургенев создает в повести яркие образы с помощью тропинок: юность приходит призраком, протекала сквозь годы, как яд; жизнь — это тяжелая работа; Смерть веры — разбитый сосуд, в тысячу раз дороже.
Тайна свиты Воланда
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фото: litvinovs.net
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фото: litvinovs.net
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фото: litvinovs.net
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фото: litvinovs.net
Сначала Азазелло предстал перед читателем маленьким, широкоплечим и некрасивым, к тому же огненно-рыжим человечком. Однако в конце романа он вернулся к своей истинной форме и превратился в рыцаря, холодного и безжалостного.
«Летящий рядом со всеми, сверкая броневой сталью, Азазелло. <…> Оба глаза у Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своей истинной форме, как демон в безводной пустыне, истребитель демонов».
Булгаков мог бы позаимствовать этот образ из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай» 1667 года. Истинный облик Азазелло напоминает сатану и его свиту в образе Мильтона: поэт Азазиил был могучим знаменосцем в сияющих доспехах, несущим знамя все силы ада:
«Азазиэль — великан-херувим… / Великолепный княжеский штандарт / На пылающем копье / Вознесенный, сияющий, как метеор, / Несомый бурей… / Грозный фронт… / ..освещенный доспехами, / Словно древние воины выравнивают / Щит и копье; тихие и ждут бойцов / Указов полководца».
(Книга первая)
Посвящение
Трагедия открывается лирическим посвящением Иоганна Гёте друзьям юности. Доподлинно известно, что она была написана уже после завершения трагедии. Во вступительном тексте автор рассказывает о своей благодарности всем тем, кто был рядом с ним в начале работы над «Фаустом» и кто успел умереть или был вдали от него, когда литературное произведение было закончено.
Читайте также: Фотография На Которой Меня Нет Краткое Содержание (Астафьев Виктор)
Театральное вступление
Театрализованное вступление показывает читателю сцену небольшого театра, где к поэту обращается директор заведения с просьбой написать произведение, которое сможет привлечь к постановке как можно больше зрителей. Директор театра мечтает, чтобы на спектакли ходили толпы людей, при этом ему все равно, понимают ли они прекрасное. Самое главное регулярно оплачивать входные билеты.
Поэт не согласен работать в таких условиях, он хочет делать работу, которую смогут оценить не только современники, но и потомки. В драку вмешивается комик, говоря, что люди сейчас сломлены. Они ходят в кино, чтобы показать свои наряды или просто тихонько посидеть в кресле и «переварить свой обед».
Поэт искренне возмущен таким положением вещей, он уверен, что ему от рождения дан «божественный дар», и променять его ни за что по меньшей мере глупо. Режиссер пламенного монолога поэта советует ему начать обращаться с поэзией «по-своему», иначе его произведения будут неинтересны зрителю. По сути, театр становится моделью мира, где сосуществуют режиссер, поэт и комик, несмотря на различия во взглядах.
Пролог на небе
Вступительная часть оперы заканчивается прологом в небе. Творец всего сущего наслаждается тихим отдыхом от праведного труда, когда к нему приходит Мефистофель и начинает насмехаться над людьми. Дьявол заявляет, что даже при искре разума человек продолжает жить подобно животному, а значит, Господь напрасно тратил время на создание людей.
Тогда Творец спрашивает своего вечного противника, знает ли он доктора Фауста. Этот исследователь искренне предан Богу и Его делу, имеет чистую душу и не боится достигать новых вершин познания. На это злой дух предлагает Господу спор: если ему удастся переманить Фауста на свою сторону и подвергнуть его искушениям, он навеки станет обладателем его бессмертной души. Бог принимает довод, потому что уверен в своей пастве и верит, что сумеет справиться со всеми трудностями, не сворачивая с намеченного пути.
Часть I
В первой части трагедии читатель знакомится с Фаустом, который, вопреки уверениям Бога, оказывается не столь сильным духом и поддается на провокацию Мефистофеля, заключая с ним сделку. Итак, какие же искушения приготовил дьявол главной героине?
Юная Маргарита (Гретхен) становится первым искушением для помолодевшего доктора. Ей всего пятнадцать лет, и она невинна, как ребенок. Девушка выросла в маленьком немецком городке, где все друг друга знают, а местные сплетники любят перемывать соседям кости.
Гретхен живет с матерью и братом, который служит в армии. Семья Маргариты настолько бедна, что ей самой приходится вести домашнее хозяйство. Но девушка не жалеет, встречает каждый новый день с радостью и радуется каждому кусочку хлеба. Случайная встреча Фауста и Гретхен оказывается роковой для судьбы героини. Мудрый ученый влюбляется в нее еще юношей и обращается к дьяволу с просьбой привести его к Маргарите.
Мефистофель с радостью выполняет желание доктора и побуждает его завершить работу. Но на пути к пылким любовникам стоит мама девушки, которая понимает, что ничем хорошим такой роман не закончится. Чтобы провести ночь с Фаустом, Маргарита следует его совету и подсыпает матери снотворное, но ей не удается правильно рассчитать дозу, и мать умирает.
Фаусту быстро надоела провинциальная Маргарита, и он уезжает из города. Девушка же рожает дочь, которую топит в реке, спасаясь от сплетен за спиной.
Но справедливое наказание не ускользнуло от нее, и брошенная Фаустом возлюбленная была заключена в тюрьму как блудница и убийца и приговорена к смертной казни. Доктор случайно узнает о трагической судьбе Гретхен, он уговаривает дьявола помочь ему организовать ее побег.
Финальная встреча главного героя с обесчещенной им девушкой считается одной из самых проникновенных и трагических историй в мировой поэзии. Не в силах справиться с выпавшими на ее долю испытаниями, Маргарита сходит с ума. Пока она ожидает смертной казни, она поет детские песенки в своей одиночной камере.
Когда появляется Фауст, она только боится и не узнает человека, который ее предал. В отчаянии доктор предлагает ей бежать и даже разрывает цепи, которыми девушка прикована к стене. Но она отказывается, заявляя, что достойна смерти, так как убила мать, брата и дочь.
Часть II.
Акт первый
В начале второго акта читатель находит Фауста лежащим на лугу. Герой морально сломлен и пытается справиться с чувством вины и совести. Однако летающим лесным духам удается исцелить душу героя, после чего он снова отправляется в приключение.
Акт второй
Наделенный богатством и властью, Фауст становится близким другом императора. Во время вечеринки он хвастается, что ему подвластно даже время. Доктор обещает привести на бал к императору древнегреческих героев — Париса и Елену, издревле олицетворявших мужскую и женскую красоту. Мефистофель помогает ученому проникнуть в мир древнегреческих богов и героев и выполнить свое обещание.
Уже при первом появлении Елены на балу Фауст понимает, что снова влюбился. Несмотря на то, что присутствующие на мероприятии дамы раскритиковали греческую богиню, герой готов преклониться перед ее ослепительной красотой. Однако удержать Елену на высоте невозможно; вместе с Парисом она растворяется во мгле времени.
Акт третий
В своем желании заполучить прекрасную Елену Фауст даже готов отправиться далеко сквозь время. Этот путь проходит в том числе и через бывшую мастерскую доктора, где он знакомится со своим учеником Вагнером, сумевшим добиться выдающихся результатов в науке.
Вагнер поставил перед собой цель создать человека из пробирки, что ему и удалось. Дьявол вдохнул жизнь в Гомункула, который с первого вдоха страдает от двойственности собственной природы.
Акт четвертый
Настойчивость и поддержка Мефистофеля позволяют герою добиться невозможного: он не только переносится во времени, но и женится на красавице Елене. В браке у них рождается ребенок, отличающийся гениальностью. Гете наделил ребенка ученого типичными чертами байроновских героев.
Однако жизненный путь Евфориона, сына Елены и Фауста, был коротким. Пытаясь противостоять повседневности и стихии, он бросается со скалы, оставляя в воздухе лишь светящийся след. Безутешная мать идет за своим ребенком, оставив в руках мужчины только одежду.
Сжатый пересказ «Фауста» Гете
Трагедия открывается тремя вступительными текстами. Первая — лирическое посвящение друзьям юности — тем, с кем был связан автор в начале работы над «Фаустом» и кто уже умер или находится далеко. «К счастью, я до сих пор помню всех, кто жил на славном обеде».
Затем следует представление о театре. В беседе с директором театра, поэтом и комиком обсуждаются проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своей высокой и вечной цели? Как совместить настоящую поэзию и успех?
Здесь, как и в посвящении, звучит мотив быстротечности времени и безвозвратно утерянной молодости, питая творческое вдохновение. В заключение режиссер советует начинать более решительно и добавляет, что все достижения его театра в распоряжении поэта и актера. «В этом деревянном сарае, как и во вселенной, можно пройти все уровни подряд, спуститься с небес через землю в ад».
Изложенная в одной строке проблематика «неба, земли и ада» развивается в «Прологе на небесах» — где действуют уже Господь, архангелы и Мефистофель. Архангелы, воспевающие деяния Божии, замолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики — «Я пришел к Тебе, Боже, на сделку…» — как бы завораживает своим скептическим обаянием.
Впервые в разговоре слышится имя Фауст, которого Бог выделяет в пример своему верному и усердному слуге. Мефистофель соглашается с тем, что «этот Эскулап» «и рвется в бой, и любит браться за препятствия, и видит цель, манящую вдали, и требует с неба звезд в награду, а от земли лучших радостей», отмечая противоречивую двойственную природу ученый.
Бог позволяет Мефистофелю подвергать Фауста всякому искушению, низводить его во всякую бездну, полагая, что его чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает аргумент, обещая заставить Фауста ползать и «есть <…> пыль с башмака». Начинается грандиозная битва между добром и злом, великим и ничтожным, возвышенным и низким.
…Тот, о ком решен этот спор, проводит бессонную ночь в узкой готической комнате со сводчатым потолком. В этой трудовой келье в течение многих лет упорного труда Фауст постиг всю земную мудрость. Тогда он осмелился вмешаться в тайны сверхъестественных явлений, обратился к магии и алхимии. Но вместо удовлетворения на склоне лет он чувствует лишь душевную пустоту и боль от бессмысленности содеянного
. «Я освоил теологию, изучал философию, изучал юриспруденцию и изучал медицину. Но при этом я был и остаюсь для всех дураком», — начинает он свой первый монолог. Ум Фауста необычен по силе и глубине, характеризуется бесстрашием перед правдой.
Он не дает себя обмануть иллюзиями и потому с безрассудством видит, как ограничены возможности познания, как несопоставимы тайны мироздания и природы с плодами научного опыта. Он смеется над похвалой помощника Вагнера. Этот педант готов старательно грызть гранит науки и корпеть над пергаментами, не думая об основных проблемах, мучающих Фауста.
«Вся красота колдовства будет развеяна этим тупым, отвратительным, ограниченным ученым!» — говорит в душе ученый о Вагнере. Когда Вагнер с самонадеянной глупостью заявляет, что человек дорос до знания ответов на все свои загадки, раздраженный Фауст прерывает разговор. Оставшись один, исследователь снова погружается в состояние мрачной безысходности.
Горечь осознания того, что жизнь прошла в пепле пустых кабинетов, среди книжных полок, бутылок и очередей, приводит Фауста к страшному решению – он готовится выпить яд, чтобы покончить со своей земной долей и слиться со вселенной. Но в тот момент, когда он подносит отравленный стакан к губам, раздаются колокола и хоры.
Пасхальная ночь, Благовест спасает Фауста от самоубийства. «Я возвращен на землю, спасибо вам за это, святые гимны!»
Наутро вместе с Вагнером они присоединяются к толпе праздничного народа. Все окрестные горожане чтят Фауста: и он, и его отец неустанно лечили людей и спасали их от тяжелых болезней. Доктора не испугали ни чума, ни мор, он, не раздумывая, пошел в зараженный барак. Теперь обычные горожане кланяются и умоляют его, уступая дорогу.
Но даже это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственные заслуги. В одной поездке к ним прибивается черный пудель, которого Фауст потом забирает домой. В попытке преодолеть овладевшее им безволие и уныние герой берется за перевод Нового Завета.
Отвергая несколько вариантов вводной строки, он останавливается на толковании греческого «логос» как «дело», а не «слово», и уверяет себя: «В начале было дело», — говорится в стихе. Однако собака отвлекает его от учебы. И, наконец, она перевоплощается в Мефистофеля, который впервые предстает перед Фаустом в одежде странствующего ученика.
На осторожный вопрос хозяина о его имени гость отвечает, что он «часть силы того, что творит бесчисленное добро и желает всякого зла». Новый собеседник, в отличие от скучного Вагнера, равен Фаусту по уму и проницательности.
Гость снисходительно и въедливо посмеивается над слабостями человеческой натуры, над человеческим уделом, как будто проникающим в самую сердцевину фаустовых недугов. Загипнотизировав ученого и воспользовавшись его сонливостью, Мефистофель исчезает. В следующий раз он появляется нарядно одетым и тут же приглашает Фауста развеять его меланхолию.
Он уговаривает старого отшельника надеть яркое платье и в этой «одежде, свойственной повесе, испытать после долгого поста, что означает полноту жизни». Если предложенное удовольствие захватит Фауста настолько, что он попросит остановить мгновение, его обменяют на Мефистофеля, его раба. Кровью скрепляют сделку и отправляются в путь — прямо по воздуху, на широком плаще Мефистофеля…
Так что пейзаж этой трагедии — земля, рай и ад, режиссеры — Бог и дьявол, а их помощники — множество духов и ангелов, ведьм и демонов, представителей света и тьмы в их бесконечном взаимодействии и противостоянии.
Как прекрасен в своем насмешливом всемогуществе главный искуситель — в золотом камзоле, в шапке с петушиным пером, с драпированным копытом на ноге, отчего он немного хромает! Зато ему под стать его спутник Фауст — теперь он молод, красив, полон сил и желаний. Он попробовал зелье, сваренное ведьмой, после чего его кровь закипела. Он больше не колеблется в своем желании понять все тайны жизни и стремление к высшему счастью.
Какие искушения приготовил бесстрашному экспериментатору его хромоногий спутник? Вот первое искушение. Ее зовут Маргарита, или Гретхен, ей пятнадцать лет, и она чиста и невинна, как ребенок. Она выросла в убогом городке, где сплетни сплетничают обо всем и обо всем у колодца. Похоронили отца вместе с матерью.
Брат служит в армии, а младшая сестра, которую Гретхен выхаживала, недавно умерла. Прислуги в доме нет, поэтому вся работа по хозяйству и огороду ложится на ее плечи. «Но как сладок съеденный кусок, как дорог покой и как глубок сон!» Этой бесхитростной душе суждено было посрамить мудрого Фауста. Встретив девушку на улице, он воспылал к ней безумной страстью.
Заготовительный черт тут же предложил свои услуги — и теперь Маргарита Фауст отвечает такой же горячей любовью. Мефистофель призывает Фауста завершить дело, и тот не может сопротивляться. Он встречает Маргарет в саду. Можно только догадываться, какой вихрь бушует в ее груди, как безмерно ее чувство, если — до той самой справедливости, кротости и послушания — она не только уступает Фаусту, но и усыпляет по его совету свою суровую мать, так что она не мешает встречаться.
Почему Фауста так привлекает именно этот простолюдин, наивный, молодой и неопытный? Может быть, с ней он обретает ощущение земной красоты, добра и правды, чего раньше хотел? Несмотря на всю свою неопытность, Маргарита наделена душевной бдительностью и безупречным чувством правды. Она сразу узнает в Мефистофеле вестника зла и тает в его обществе. «О, чувствительность ангельских догадок!» Фауст падает.
Любовь приносит им ослепительное счастье, но и влечет за собой череду несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо ее окна, столкнулся с парой «ухажеров» и тут же бросился с ними драться. Мефистофель не отступил и обнажил меч. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в эту борьбу и заколол любимого брата.
Умирая, Валентин проклял свою сестру и предал ее всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о ее дальнейших проблемах. Спасаясь от расплаты за убийство, он бросился из города вслед за своим предводителем. А как же Маргарита? Выясняется, что она собственными руками нечаянно убила свою мать, потому что однажды не проснулась после снотворного.
Позже она родила дочь — и утопила ее в реке, спасаясь от земного гнева. Мимо нее не прошла Кара — брошенная любовница, заклейменная блудницей и убийцей, она была заточена и ждала казни в колодках.
Ее возлюбленный далеко. Нет, не на руках, он попросил минутку подождать. Теперь вместе с неразлучным Мефистофелем он не спешит никуда, а к самому Сломанному — на этой горе в ночь Вальборга начинается ведьмин шабаш. Вокруг героя царит настоящая вакханалия – мимо проносятся ведьмы, перекликаются демоны, кикиморы и черти, все охвачено разгулом, дразнящим элементом порока и блуда.
Фауст не испытывает страха перед кишащей повсюду нечистью, что проявляется во всем многоголосом откровении бесстыдства. Это фантастический бал Сатаны. И вот Фауст здесь выбирает более молодую красавицу, с которой начинает танцевать. Он покидает ее только тогда, когда у нее изо рта вдруг выпрыгивает розовая мышь.
«Спасибо, что мышь не серая, и не горюй так сильно по ней», — снисходительно замечает Мефистофель на его жалобу.
Однако Фауст его не слушает. В одной из теней он угадывает Маргариту. Он видит ее заточенной в темнице, со страшным кровавым шрамом на шее, и становится холодным. Он бросается к дьяволу и требует спасти девушку. Он возражает: не сам ли Фауст был ее соблазнителем и палачом? Герой не хочет медлить.
Мефистофель обещает ему, наконец, усыпить охранников и ворваться в темницу. Двое заговорщиков вскакивают на лошадей и мчатся обратно в город. Их сопровождают ведьмы, которые чувствуют надвигающуюся смерть на эшафоте.
Последняя встреча Фауста и Маргариты — одна из самых трагичных и проникновенных страниц мировой поэзии.
Выпив все безграничные унижения общественного позора и страданий от совершенных ею грехов, Маргарита сошла с ума. Голая, босая, она поет детские песенки в тюрьме и вздрагивает от каждого свиста. Когда появляется Фауст, она не узнает его и съеживается на коврике. Он отчаянно слушает ее безумные речи. Она что-то лепечет о сломанном ребенке, просит не брать ее под топор.
Фауст бросается на колени перед девушкой, зовет ее по имени, разрывает ее цепи. Наконец она понимает, что перед ней друг. «Я не верю своим ушам, где он? Встань ему на шею! Скорей, скорей к его груди! Сквозь мрак подземелья, безутешный, сквозь пламя адской кромешной черноты, и улюлюканье, и вой…»
Она не верит в свою удачу, в то, что она спасена. Фауст отчаянно убеждает ее покинуть темницу и бежать. Но Маргарита медлит, жалобно просит приласкать ее, упрекает, что он отвык целовать ее, «разучился целовать»… Фауст снова тянет ее и заклинает поторопиться.
Тогда девушка вдруг начинает вспоминать свои смертные грехи — и невежественная простота ее слов заставляет Фауста холодеть страшным предчувствием. «Я убаюкал свою мать до смерти, утопил дочь в пруду. Бог думал дать его нам на счастье, а дал на беду. Маргарет прерывает возражения Фауста и переходит к последнему завещанию.
Он, ее желанный, обязательно должен остаться в живых, чтобы выкопать «в сегодняшнем склоне лопатой три ямы: для матери, для брата и третью для меня. Откопайте мою в сторону, поставьте недалеко и приложите ребенка поближе к моей груди. Маргариту снова начинают преследовать образы погибших по ее вине — она представляет себе дрожащего младенца, которого она утопила, сонную мать на вершине холма…
Она говорит Фаусту, что нет худшей участи, чем «конюшня с больная «совесть», и отказывается покинуть темницу. Фауст пытается остаться с ней, но девушка прогоняет его. Мефистофель, появившийся в дверях, бросает Фауста. Они покидают тюрьму, оставив Маргариту одну. Перед тем, как он уходит , Мефистофель выпаливает, что Маргарита обречена на мучения как грешница.
Но голос свыше поправляет его: «Спасена». Она предпочла мученическую смерть, суд Божий и искреннее покаяние спасению своей души. Она отказалась от милостей дьявола.
В начале второй части мы находим Фауста, забытого на зеленом лугу в беспокойном сне. Летающие лесные духи приносят покой и забвение его душе, терзаемой угрызениями совести. Через некоторое время он просыпается исцеленным и встречает восход солнца. Его первые слова обращены к слепящему свету.
Теперь Фауст понимает, что несоответствие между целью и способностями человека может погубить, как солнце, если смотреть прямо на него. Ему дороже образ радуги, «которая игрой семицветного разнообразия возвышается до постоянства». Набравшись новых сил в единении с прекрасной природой, герой продолжает восхождение по крутой спирали опыта.
На этот раз Мефистофель приводит Фауста к императорскому двору. В государстве, где они оказались, царит разлад из-за истощения государственной казны. Никто не умеет чинить вещи, кроме Мефистофеля, прикинувшегося шутом. Искуситель разрабатывает план пополнения своих денежных запасов, который вскоре блестяще реализует.
Он пускает в обращение ценные бумаги, залогом которых объявляется содержимое недр земли. Дьявол уверяет, что в земле много золота, которое рано или поздно найдется, и это покроет расходы на бумаги. Обманутое население охотно покупает акции, «и деньги из кошелька потекли к владельцу виноградника, к мяснику. Полмира стирает, а другая половина портного шьет новую одежду.
Понятно, что горькие плоды обмана рано или поздно сказываются, но пока на поле царит эйфория, устраивается бал, и Фауст, как один из волшебников, пользуется уникальной честью.
Мефистофель дает ему волшебный ключ, который дает ему возможность проникнуть в мир языческих богов и героев. Фауст приводит на императорский бал Париса и Елену, олицетворяющую мужскую и женскую красоту. Когда Елена появляется в зале, некоторые из присутствующих дам делают ей критические замечания.
«Стройная, крупная. И голова маленькая… Нога несоразмерно тяжелая…» Но Фауст всем существом своим чувствует, что перед ним духовно-эстетический идеал, оцененный в своем совершенстве. Он сравнивает ослепительную красоту Елены хлынувшим потоком сияния. «Как дорог мне мир, как полон, притягателен, подлинен, невыразим в первый раз!»
Однако его желание удержать Елену не действует. Образ расплывается и исчезает, раздается взрыв, Фауст падает на землю.
Теперь герой одержим идеей найти красавицу Елену. Его ждет долгое путешествие сквозь глубины эпох. Этот путь проходит через его бывшую мастерскую, где Мефистофель предаст его забвению. Мы снова встретимся с нетерпеливым Вагнером, ожидающим возвращения учителя.
На этот раз ученый педант занят созданием искусственного человека в колбе, свято веря в то, что «прежнее выживание детей есть для нас абсурд, отправленный в архив». На глазах ухмыляющегося Мефистофеля из фляги рождается гомункул, страдающий от двойственности собственной природы.
Когда, наконец, упрямый Фауст находит прекрасную Елену и соединяется с ней, и у них рождается отмеченный гениальностью ребенок — Гёте вкладывает в свой образ черты Байрона, — контраст между этим прекрасным плодом живой любви и несчастным Гомункулом проявится с особой силой.
Однако недолго на земле проживет прекрасный Евфорион, сын Фауста и Елены. Его тянет к борьбе и вызову стихий. «Я не посторонний, а участник земных баталий», — заявляет он родителям. Он устремляется вверх и исчезает, оставляя в воздухе светящийся след. Обнимая Фауста на прощание, Елена замечает: «На мне сбывается старая поговорка, что счастье не сравнится с красотой…»
В руках Фауста остается только ее одежда — телесное исчезает, как бы отмечая преходящую природу абсолютной красоты.
Мефистофель в семимильных сапогах возвращает героя из стройной языческой древности в его исконное средневековье. Он предлагает Фаусту различные варианты, как добиться славы и признания, но тот отвергает их и рассказывает о своем плане. С воздуха он заметил большой участок земли, который ежегодно затопляется приливом, лишающим землю ее плодородия.
У Фауста есть идея построить плотину, чтобы «во что бы то ни стало отвоевать кусок земли из бездны». Однако Мефистофель возражает, что пока необходимо помочь их знаменитому императору, который после махинаций с ценными бумагами, немного пожив в свое удовольствие, столкнулся с угрозой потери престола. Фауст и Мефистофель ведут военную операцию против врагов императора и одерживают славную победу.
Теперь Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного плана, но ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков — Филимона и Бавкиды. Упрямые старики не поменяют дом, даже если Фауст предложит им другой приют. В озлобленном нетерпении он просит дьявола помочь ему разобраться с упрямцами.
В итоге незадачливая парочка — а вместе с ними и заглянувший к ним заезжий странник — терпят безжалостную расправу. Мефистофель и стражники убивают гостя, старики умирают от шока, а каюту охватывает пламя от случайной искры.
Когда он вновь испытывает горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: «Я предлагал себе перемену с собою, а не насилие, не грабеж. За глухоту к моим словам, будь ты проклят, будь проклят!»
Он чувствует усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь снова подходит к концу. Все его амбиции теперь сосредоточены на достижении мечты о плотине. Его ждет еще один удар — Фауст слепнет. Оно окутано мраком ночи. Однако он различает звук лопат, движение, голоса.
Его охватывает бурная радость и энергия – он понимает, что заветная цель уже приближается. Герой начинает отдавать судорожные команды: «На работу дружной толпой! Выкладывайте ссылку, куда я указываю. Кирки, лопаты, тачки для копателей! Отрегулируйте ось согласно чертежу!»
Слепой Фауст не подозревает, что Мефистофель сыграл с ним коварную шутку. Вокруг Фауста копошатся не строители в земле, а лемуры, нечисть. По приказу дьявола они роют Фаусту могилу. Герой тем временем полон счастья. В душевном порыве он произносит свой последний монолог, где концентрирует свой опыт на трагическом пути познания.
Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не обладание самой красивой женщиной на земле обеспечивает поистине высший момент существования. Только общее дело, одинаково необходимое для всех и всеми осознанное, может дать жизни высшую полноту. Так протянут смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом еще до встречи с Мефистофелем: «В начале было дело».
Он понимает, что «только тот, кто испытал борьбу за жизнь, достоин жизни и свободы». Фауст произносит интимные слова о том, что он переживает свой высший миг и что «свободный народ в свободной стране» кажется ему таким грандиозным образом, что он мог бы остановить этот миг. Сразу заканчивается его жизнь. Он падает. Мефистофель с нетерпением ждет момента, когда он по праву завладеет ее душой.
Но в последнюю минуту ангелы уносят душу Фауста прямо на глазах у дьявола. Впервые Мефистофель выходит из себя, он впадает в ярость и проклинает себя.
Душа Фауста спасена, а это означает, что его жизнь в конечном итоге оправдана. За гранью земного бытия его душа встречает душу Гретхен, которая становится его проводником в иной мир.
… Гёте закончил «Фауста» незадолго до смерти. «Формируясь подобно облаку», по словам автора, эта идея преследовала его всю жизнь.