Джек Лондон, «Мартин Иден»: краткое содержание по главам

Краткие содержания

Главы I–II. Завязка сюжета. Диссонанс: на вид – моряк, внутри – поэт

«Мартин Иден» начинается ласково и иронично. Краткое содержание первой главы свидетельствует о том, что Джек Лондон, явно высмеивающий себя в молодые годы: физически силен, эгоцентричен, но ограничен бедностью и недостаточным для интеллектуального развития образованием.

Его герой отправляется обедать в аристократический дом семейства Морзе. Причина заключалась в том, что он, двадцатилетний моряк, дал отпор местным хулиганам, когда они пытались ограбить его сверстника Артура Морса.

Здесь он встречает свою сестру Рут, которая учится в университете, безоглядно влюбляется в нее и фантазирует о ее картине. В свою очередь, девушке больше импонировала мужская харизма Мартина и его страстное желание учиться.

Его пригласили вовсе не из благородных побуждений, как Джека Лондона, — говорит Мартин Иден. Краткое содержание главы II говорит нам, что за внешней аристократичностью и воспитанностью Артура Морса скрывалось банальное человеческое зло. Он хотел высмеять своего спасителя — «необразованную голову» перед родными, предварительно объявив об этом визите, сказав, что привезет «интересного дикаря».

Однако Мартин оказался на высоте, используя всю свою наблюдательность, всю свою «способность к мгновенному обучению». Сам того не зная, он разрушил план Артура.

Когда он пытался спровоцировать его на развязный рассказ, Мартин вел его таким образом, что грубость матроса смягчалась добродушным юмором, его авантюризм подчеркивался, а красота мира и увиденных им событий ярко изображались передано. В ней также органично сочетались мощная энергетика и неравнодушие к красоте.

лондон мартин иден резюме

Анализ произведения

Если рассматривать книгу «Мартин Иден», анализ различных специалистов и критиков, то можно сделать вывод, что это очень яркий роман, насыщенный жизненными образами разных сословий и цитатами. Как правило, произведение читается на одном дыхании, и многие персонажи находят отклик.

Читатель следит за развитием главного героя. Актуальна проблема несвоевременной реализации цели всей жизни и славы, а также то, что концентрация на одном деле и упорный труд приводят к депрессивному состоянию и разочарованию не только в своей профессии, но и в жизни.

Роман — возможность задуматься о смысле жизни и ее непредсказуемости, о цене славы.

Несколько слов о проблеме. Актуальные проблемы работы:

  • Любовь.
  • Смысл жизни.
  • Деньги и слава.
  • Счастье.
  • Ложные стереотипы.
  • Лицемерие.
  • Зло и мелочность мироустройства.

Основная мысль и правда романа в том, что добиться чего-то можно только упорным трудом. Однако путь яркого индивидуалиста — не лучшая стратегия, иначе вероятен трагический конец. Герой думал только о себе, а не о благе общества и не нуждался в поддержке других людей. Задача автора состояла в том, чтобы править этим модным в те времена мнением.

Джек Лондон видел в индивидуализме трусость и эгоизм, способные разрушить общество и разлучить людей друг от друга. Если так поступят все общественные деятели, передовые мыслители и творцы, в мире воцарится равнодушие и от этого пострадают тысячи менее сильных и сознательных людей. В противовес такому развитию событий автор описывает социализм, предполагающий равенство всех граждан и свободу.

Главы III–V. Мир калечащий, мир оболванивающий

Мы видим временное жилище главного героя. Здесь живет «на птичьих правах» (судя по тому, как рассказывает Джек Лондон) Мартин Иден. Краткое изложение главы III представляет собой описание его жизни в доме своего зятя Бернарда Хиггинботама.

По профессии он лавочник, но по натуре человек жадный, злой, склонный ко злу. Сестре главного героя, Гертруде, было нелегко жить с ним. Он безжалостно воспользовался ею.

Мартин Иден живет в «тесном шкафу» с кроватью, умывальником и стулом. Здесь, в звериных условиях, вдохновленный любовью к Руфи, он решает измениться. Он принимает важное решение: уделить время воспитанию, культуре, гигиене, чтобы подняться до уровня своего идеала — «цветочницы».

Его бесит примитивизм соседа Джима, который проводит свободное время в танцах, выпивке и девушках, он отказывается от предложения поскучать.

Мартин решает, что «он не такой», и идет в библиотеку. Не без иронии Джек Лондон пишет о первом посещении этого заведения в романе «Мартин Иден». Краткое содержание этого сюжета заключается в депрессии главного героя от количества окружающих его «сокровищ мудрости» и осознании того, что у него еще нет ключа к ним (т.е знаний, необходимых для полноценного прочтения).

Он долго бродил по залам Оклендской библиотеки, беспомощный и растерянный, а потом вернулся домой ни с чем.

Глава VI–VIII. Этап самообразования

Прошло время. Мартин Иден сразу же записался в библиотеки Окленда и Барклая. Причем в каждом из них, помимо подписки, он открывал подписки для двух своих сестер: Гертруды и Марии, а также для ученицы Джима. Он таскал стопки книг в свой шкаф и читал их день и ночь.

джек лондон мартин иден резюме

Он искал встречи с Рут. И даже однажды пошел в театр ухоженным, в чистой рубашке и отутюженных брюках. Лизи Конолли, красивая брюнетка из рабочей семьи, хочет с ним познакомиться. Мартин понял, что в его сердце есть место только для Руфи. По совету библиотекаря он договорился с ней о встрече по телефону.

С Рут он говорил только о своем самообразовании. Совет у нее стандартный: сначала средняя школа, потом высшее образование. Однако плата за обучение превышает доход Мартина, и семья не сможет ему помочь. (Как близко это было к самому Джеку Лондону!)

У юноши был только один путь – самообразование. Рут очень помогает ему освоить грамматику. После грамматики он вдруг и не без успеха стал осваивать поэтику.

Мартин стал чаще видеться с Рут. Девушка незаметно начала влюбляться в него.

Главная мысль и проблемы произведения

На протяжении всего романа происходит развитие главного героя. Автор разбирается в темах, важных для каждого человека:

  • реализация жизненных целей;
  • разочарования в любимом деле;
  • смысл жизни;
  • награды славы.

Джек Лондон пишет о человеке, чье сознание претерпело большие изменения. За годы напряженной работы ему удалось добиться неплохих результатов, но слава и известность не принесли ему удовлетворения. Это не история о счастливом человеке, которому удалось осуществить свою мечту.

После публикации работы в психологии появился термин «синдром Мартина Идена», который означает депрессивное состояние, меланхолию, скуку и разочарование после достижения цели. Это состояние часто наблюдается у людей, увлеченных чем-то одним. Преодолев нищету и отсутствие образования и став успешным писателем, мистер Иден впал в депрессию, приведшую к самоубийству.

Глава IX–XIII. Мартин Иден, этап самопознания. Игнорирование редакторами

Деньги, которые моряк заработал ранее, были растрачены, и чтобы заработать, он принял участие в восьмимесячной экспедиции на Соломоновы острова. Окружающие отмечают: его речь стала заметно более правильной. Кроме того, норвежский капитан дал ему тома Шекспира для чтения в пути.

Своеобразной эволюцией человека-творца, несомненно, является краткое содержание, сформулированное для романа «Мартин Иден» с предельной краткостью. На английском, старом добром шекспировском английском, Мартин научился выражать свои мысли во время плавания.

По возвращении в Окленд он не сразу отправился к Рут, а за три дня написал эссе в «Сан-Франциско обсервер», а затем и первую часть истории китобойного промысла. Теперь он писал по три тысячи слов в день. Он рассчитывал заработать, чтобы успешно предстать перед своей дамой.

Вскоре юношу ждало разочарование: он провалил вступительные экзамены в среднюю школу — все, кроме грамматики. Кроме того, редакторы представленных им журналов вернули ему его эссе без публикации.

Неожиданный телефонный звонок от Рут, и… Мартин следует за ней на лекцию под руку. По дороге он встречает и приветствует Лиззи Конолли и ее подругу, которые пытаются встретиться с ним в театре.

По дороге домой, в свою убогую каморку, он, сидя на кровати, мучительно думает: прав ли он, и безоглядно влюбляется в мисс Морс, женщину не из его круга. Он задается вопросом, приведет ли избранная им любовь к лучшему?

Мартин, наконец, правильно определил свою творческую идентичность. Сначала он был сбит с толку непроницаемостью редакции, а потом устроил «мозговой штурм». Благодаря мучительным размышлениям он, обреченный полагаться в своем развитии только на себя, приходит к правильным выводам. Оценивая свои прошлые литературные ошибки, он осуждает себя в невежестве, в несформированном понимании прекрасного, в незрелости своих чувств. Ценно, что он развивает в себе эти качества своей работой.

Инструментом переосмысления послужила спенсеровская философия единства мира. Он наконец понял, как строится зрелое мышление, понял, как надо писать, пришел к настоящему творческому процессу: к отрицанию своего прежнего любительского неприятия серости мира. Он понял: гораздо важнее гармония в мире.

Его предчувствия об избыточности «общего образования» (настойчиво навязываемого Рут) подтвердились в импровизированной «дискуссии на троих», в которой приняли участие Рут, Олни (друг Нормана) и он сам. Возобладало мнение, что талант должен развиваться только в определенном «своем» направлении.

Главные герои

Роман Джека Лондона «Мартин Иден» наполнен колоритными персонажами, представляющими разные социальные слои. Главные герои произведения:

  1. Мартин Иден — смелый молодой человек. Ему свойственны доброта, настойчивость, энергичность, готовность прийти на помощь. Благодаря упорному труду и желанию совершенствоваться он становится известным писателем и добивается известности.
  2. Рут Морс — возлюбленная главного героя. Девушка росла в обеспеченной семье. Для нее большое значение имеет положение человека в обществе, материальное благополучие и соблюдение приличий. У нее добрый, открытый характер. Рут не верит в успех и в писательский талант Мартина. Вряд ли она действительно любила жениха, скорее это было хобби или увлечение. Характеризуя картину, следует помнить, в какой среде воспитывалась героиня, и какое влияние оказало на нее окружение.
  3. Ресс Бриссенден — друг Мартина, искренний и понимающий человек, пытавшийся поддержать героя.
  4. Гертруда – старшая сестра главного героя, уставшая от тяжелой работы.
  5. Лизи Конолли — девушка, влюбленная в Иден.
  6. Бернард Хиггинботам — муж Гертруды, владелец магазина. Ему свойственны жадность, хитрость и лицемерие.
  7. Мария Сильва — пожилая женщина, в доме которой жила Иден в начале своей карьеры.
  8. Джо — друг Мартина, вместе с ним персонаж работал в прачечной.

Произведение рассказывает о нелегком пути молодого писателя, который благодаря своей творческой энергии сумел стать популярным писателем. Роман рисует образы необыкновенных людей на фоне мнимой интеллигенции и разоблачает пороки буржуазного общества.

Глава XIV–XV. Самопознание

Видимо, в качестве личной (не документальной, а художественной) исповеди своего творческого пути Джек Лондон (Мартин Иден) написал роман. Резюме глав этой книги убедительно: творчество развивается путем проб и ошибок…

Рут по просьбе Мартина читает его эссе, чтобы, возможно, найти слабость. Частично ей это удается. Но в то же время она чувствует художественную силу Мартина, который пронзительно описывает неведомую ей «неправильную и грязную жизнь» простых людей.

Эмоциональная сила начинающего писателя настолько выразительна, что Руфь ясно чувствует свою любовь. Однако для нее подсознательным идеалом мужчины является тип ее отца.

Сам Мартин в этот момент духовно возрождается. Он вспоминает свой шестилетний конфликт с парнем по имени Баттерфейс. Схватки были регулярными. В итоге противники (уже взрослые мужики) чуть не перебили друг друга. Глупый, бессмысленный конфликт. Главный герой в эти годы ужасается своему внутреннему миру… Он испытывает угрызения совести.

Главы XVI–XVIII. Работа в прачечной отеля «Теплые ключи»

Вам нужны деньги, чтобы заниматься литературой. Мартин — помощник, работающий за 40 долларов в месяц, жилье и еда гарантированы. Работа изнурительная, нерегулярная. Молодой человек чувствовал себя «призраком в сфере труда». Он выходит из этого порочного круга, лишая его сил и интереса к жизни, и решает принципиально: нельзя впускать в свою жизнь пустоту.

В то же время его обсуждает аристократическая семья Морзе.

Это разговор матери и дочери – миссис и мисс Морс. Рут рассказывает, что Мартин в нее влюблен, о ее влиянии на него. Миссис Морс пересказывает разговор мужу. Супруги решают, когда Мартин уйдет в море (денег в прачечной он не заработал), они отправят дочь на восток к тете Кларе.

Литературное творчество и безвестность

Отсутствие денег заставило Мартина снова отправиться в плавание. За это время он смог хорошо заработать и прочитал много книг. Придя домой, он создает первую работу. Молодой человек мечтает опубликовать ее в местной газете, но издатель ему отказывает. Мартин сдает вступительные экзамены в школу.

Молодой человек показывает свои композиции любимой. Она удивлена, что он выбрал для сюжета описание жизни простых людей. Девушка не смогла оценить талант Мартина.

Чтобы улучшить свои писательские навыки и заработать денег, герой устраивается на работу в прачечную отеля. Он должен много работать. У него практически не остается времени на сон и любимое дело, поэтому, немного заработав, он отправляется домой.

Молодой человек сообщает Руфи, что собирается в плавание. Девушка расстроена предстоящим расставанием. Родители возмущены общением дочери с Мартином и собираются отправить девочку на Восток.

Иден снимает комнату у пожилой женщины. Все это время он много пишет и занимается самообразованием. Он не дает себя остановить тому факту, что его произведения не хотят публиковаться.

Бедность и безденежье вынуждают молодого человека продать свое имущество. Помогает на время свести концы с концами.

Главы XX–XXIII. Прорыв писателя

Главный герой снимает комнату у бедной португалки Марии Сильвы. Он продолжает писать неопубликованные статьи, живя в отчаянной бедности. Продает вещи: пальто, велосипед, костюм, на вырученные деньги покупает самые простые продукты. Он голодает и иногда ест со своей сестрой и Рут.

Неожиданно журнал Transcontinental Herald соглашается опубликовать его статью «The Bell Ringing», но не за законные 100 долларов (Мартин отчаянно нуждается в выплате долга в 56 долларов в счет оплаты купленных и съеденных продуктов, жилья, вещей в залоге) магазин). Мошенники оценят его работу всего в 5 долларов. Он морально растоптан, его иммунитет снижен, а бывший моряк серьезно болен гриппом.

Внезапно публикуются статьи Мартина, приходят небольшие чеки из журналов. Он выплачивает свой долг. Наконец-то его признали писателем.

Однако он еще не изучил порочную «кухню» журналистики. Вскоре начинаются неплатежи редакций. Возвращение Мартина в «Трансконтинентальный ежемесячник» на пять заработанных долларов превращается в настоящий фарс.

При этом редакторы «Хорнета», крепкие, чисто выбритые головорезы, даже помогли «ему быстрее спуститься по лестнице». И хотя они тогда «выпили в честь встречи», но 15 долларов остались у «победителей».

Руфь недальновидна в своем понимании идеала мужчины. Она не признает таланта своего избранника и все же хочет, чтобы у Мартина был «солидный доход» в качестве наемного работника. Она убеждена, что он должен устроиться на работу к ее отцу.

Более того, Руфь — дитя своего круга. Ее смущает, что ее избранники общаются с бедняками.

Читайте также: Малиновая Вода Краткое Содержание (Иван Тургенев) 

Глава XLVI. На пути к гибели

Словно судьба ведет Мартина к гибели, его тянет на Маркизские острова, лишенные пошлости цивилизации.

Внутренний голос говорит ему: «Возьми с собой Лизи Конолли!» Однако убитый горем Мартин совершает роковую ошибку, не взяв ее на борт «Марипоса».

Вернувшись в салон первого класса, он берет в руки томик стихов Суинборна, обращая внимание на философские строки о бренности человеческой жизни. Суицидальные мотивы лирики поэта находят отклик в неспокойном сердце Мартина.

Он погружается в море. Корабль уплывает в ночь, и Мартин, приняв вертикальное положение тела, пытается, погружаясь в воду, вдохнуть ее в легкие. У него не получается с первого раза. Он определяет причину — воля к жизни. (Странно, что Джек Лондон впоследствии написал рассказ под этим названием). Но со следующими попытками Мартину удается обмануть свое тело, он погружается все глубже, сознание исчезает, появляется радужное зрение…

Главы XXXI–XXXVII . Творческая зрелость. Дружба с Бриссенденом

Общительный Мартин знакомится с гостем мистера Морса, Рассом Бриссенденом, вольнодумцем, человеком, страдающим чахоткой, но влюбленным в жизнь. Это единомышленники, которые становятся друзьями.

Ресс приехал из Аризоны, где два года лечился климатом. Внешне он был среднего роста, с «раскосыми плечами», живыми «карими глазами», аристократическими чертами лица: орлиным носом и впалыми щеками.

Он обладал энциклопедической эрудицией. Мартин, прочитав его поэму «Эфиремида» (эфемерная) — философское переосмысление человека, назвал ее гениальной. Он много думал и высказывал в разговоре свои личные, своеобразные оценки.

В частности, он объяснил, почему журналы не публиковали статьи Мартина: «У вас есть глубина, но журналам она не нужна… Они печатают херню, и она доставляется им в изобилии». Ознакомившись со стихами бывшего моряка, Ресс высказал мнение, что он настоящий поэт. Он многозначительно предупредил Мартина Идена не «улетать далеко», потому что «крылья слишком нежны».

Рут он описал (с безжалостной правдивостью и к возмущению Мартина) «бледной и незначительной». Ее попытка переучить матроса — «убогие нравы» из-за «страха жизни». Ресс посоветовала главному герою найти женщину — «яркую бабочку» со «свободной душой».

Кроме того, он обещает познакомить его с людьми, «которые тоже что-то читают», с которыми Мартин хочет о чем-то поговорить. Для этого друзья сначала отправились «одним январским вечером» в «рабочие кварталы за Маркет-стрит». Здесь они познакомились с действительно умными и образованными людьми (идеалист Нортон, бывший профессор Крейз). Мартин (по предложению Бриссиндена) вступил в интересный спор с Крейзом.

Неожиданный успех

Пришло письмо от Transcontinental Herald, в котором сообщалось, что издание готово опубликовать его работу. За услугу издатели пообещали заплатить всего 5 долларов из положенных 100 долларов. Мартин приходит в отчаяние. В этот момент поступает несколько предложений от других журналов. Молодому человеку удается собрать деньги и погасить долг.

Успех заставляет вас чувствовать себя в безопасности. Герой четко понимает свои способности. Чтобы иметь постоянный доход, Мартин постоянно пишет небольшие работы. Это не устраивает Рут, которая хочет, чтобы ее жених работал в офисе с его отцом.

В один из вечеров в доме Морса Мартин знакомится с Рассом Бриссенденом. Это образованный, интеллигентный человек, который быстро нашел общий язык с юношей. Иден приглашает Ресса прочитать его сочинения. Ресс объясняет, что сочинения Мартина имеют глубокий смысл, который никому не нужен.

Он также считает, что Рут не может понять рассказы Мартина. Чтобы добиться успеха, молодой человек должен представить свои творения в первоклассные издания.

По приглашению Ресса Мартин выступает на социалистическом митинге. Услышав его речь, к Мартину приходит молодой журналист, чтобы дать интервью, которое послужит ему рекламой. Мартин прогоняет его. Журналист захотел отомстить и написал о своем обидчике статью, которую прочитал Морс. Рут решает отменить помолвку.

Глава XXXVIII. Невзгоды и травля

Во второй раз товарищи приходят в социалистический клуб.

Обсуждая интересное выступление спикера, говорит и Мартин. Он просто вносит ясность в путаницу мнений, основанную на элементарных законах эволюции. Но здесь также присутствует молодой, энергичный и сенсационный репортер.

Он сочинил пасквиль о «крутых длинноволосых» социалистах, а придумав речь, обыгрывающую слово «революция», вложил ее в уста Мартина и представил его социалистом.

На наш взгляд, крайне важно упомянуть об иронии, с которой Джек Лондон (Мартин Иден) написал роман. Краткое содержание глав на английском языке всегда учитывает одну сцену из книги. Речь идет об одном и том же грубоватом репортере. В попытке «углубить тему» ​​этот оклеветанный, беспринципный малолетка, искренне считающий, что он «делает из Мартина рекламу», пришел на дополнительное интервью.

Как раз у бывшего матроса присутствовал и Бриссинден… С убедительной иронией (это один из наших любимых отрывков в романе) Джек Лондон рассказывает, какими комментариями, с головой репортера между колен, он ударил этого лжеца,» делает одолжение своей матери», — Мартин.

В ответ эта маленькая крыса написала очередную ложь — клевету на Мартина. Поверьте, Джек Лондон многое высказал лично в этом рассказе (ведь его самого преследовали за социалистические взгляды).

«Злая выходка» репортера разрушила личную жизнь главного героя книги. Вскоре Рут в письме объявила о разрыве помолвки. Лакеи больше не пускали Мартина в дом Морз, утверждая, что «дома никого нет».

Со встречи друзей прошло пять дней, и стараниями Мартина Бриссиндена «Эферемида» была принята журналом «Парфенон» с непомерным гонораром в 350 долларов и с восторженными отзывами критиков. Когда он собирался искать друга, Мартин был потрясен: он застрелился в гостиничной постели, вернулся от него и передал свое стихотворение. В состоянии кризиса, обеспокоенный безденежьем, он с запозданием заканчивает свой рассказ».

Главы XLV. Жизненная сила оставляет Мартина Идена

Позже он передал 350 долларов, которые он получил, душеприказчику Бриссиндена вместе с квитанцией на 100 долларов, которую он дал ему на их последней встрече.

Кроме того, на Мартина заработало колесо фортуны: его начали издавать. Первоклассные журналы конкурировали друг с другом за публикацию его статей, платя за них сотни долларов. Оплаченный чек пришел по почте, но было уже поздно. Он, «сгоревший изнутри», уже не мог писать. Мартин был безмерно одинок после потери Рут и Бриссиндена. Он просто философски посмеялся над заработанными деньгами.

джек Лондон Мартин Иден краткое изложение глава за главой на английском языке

Однако его большое сердце все же нашло им достойное применение. Его любимая сестра Гертруда была измучена скупым мужчиной, доверившим ей работу по дому. Мартин настоял на том, чтобы она наняла за его деньги служанку и потом работала в свое удовольствие, а не «малась».

Чуть позже он знакомится со своим бродячим партнером по прачечной Джо (оба бросили эту изматывающую и утомительную работу). Рич Мартин дает Джо немного белья.

В конце концов к нему приходит признание. «Его цена» у издателей растет на порядок. Он модный. Перед ним открываются двери, его приглашают в «солидные дома». Даже мистер Морс считал за честь пригласить Мартина к себе домой.

Но даже умная и энергичная Лиззи Конолли, влюбленная в него со встречи в театре, не может вернуть его к жизни. Рут, которая внезапно пришла и попыталась возродить утраченные отношения, уже не может вернуть свои чувства. Он наконец осознает меркантилизм этой девушки и то, что раньше любил не ее, а некую «идеальную Рут». Настоящая Руфь была готова уничтожить его талант.

Мартину «надоело быть полным жизни», он холоден изнутри и жаждет покоя.

Другие персонажи

  • Лиззи Конолли — простая девушка, которая очень любила Мартина и могла сделать его счастливым.
  • Гертруда — старшая сестра Мартина, добрая и отзывчивая женщина, уставшая от тяжелой работы.
  • Бернард Хиггинботам — муж Гертруды, лавочник, жадный и лицемерный человек.
  • Мария Сильва — старушка, у которой Мартин снимал комнату во время своих творческих поисков.
  • Джо — друг Мартина, который разделил с ним тяжелую работу в прачечной.

Главы 1-2

Молодой крепкий парень, в облике которого что-то «сразу выдавало матроса», получает обед в аристократической семье Морзе. Он с любопытством разглядывает богатое убранство дома, но особое внимание его привлекают книги, при виде которых «в глазах его пробуждается ненасытная зависть и жадность, как у голодного человека при виде пищи».

Причиной приглашения Мартина Идена в дом знатной семьи послужило то, что он, двадцатилетний моряк, спас от нападения юного Артура Морса. Юноша знакомит своего спасителя со своей сестрой Руфью. Увидев «пушистое существо с облаком золотых волос и одухотворенным взглядом огромных голубых глаз», Мартин сразу же влюбляется в нее.

В общении с девушкой герой понимает, насколько велика пропасть между ними в воспитании. Он намерен любой ценой преодолеть этот разрыв, и Рут, впечатленная природной харизмой своего гостя, поддерживает его страстное желание учиться.

Оказывается, Артур Морс пригласил молодого моряка вовсе не из благодарности. Ими двигало подлое желание показать своих сородичей во всей их неприглядности «необразованному рту» и получить массу удовольствия, наблюдая за его поведением.

Однако планам Артура не суждено было сбыться – Мартин, сразу соединивший врожденную наблюдательность и «мгновенную обучаемость», смог преподнести себя и увлечь всю семью рассказами о своих приключениях.

Главы 3-5

После тяжелых испытаний в доме Морзе и встречи с Рут Мартин приходит домой пьяным. Он живет со своей сестрой Гертрудой и ее мужем, лавочником по имени Бернард Хиггинботам, при виде которого «Мартину всегда было противно». Это лицемерный, жадный, подлый человек, который тиранит всю семью.

Сидя на кровати в своей тесной каморке, Мартин начинает мечтать о Рут. Мысль о том, что эта девушка облагораживает и очищает его, побуждает его совершенствоваться. Молодой человек полон решимости больше времени уделять образованию, культуре, гигиене, чтобы достичь уровня любимой.

Главы 6-8

Герой записывается сразу в две библиотеки, открыв в них несколько абонементов — на себя, двух сестер и ученика Джима. До поздней ночи он читает книги, но постоянное чтение только «ослабляло аппетит, а голод усиливался».

Кроме того, в сознании юноши происходит «моральный переворот», и он начинает тщательно следить за своей гигиеной: регулярно чистить зубы, «скрещивать руки щеткой для посуды», каждое утро обливать холодной водой. Мартин бросает пить, потому что теперь его постоянно опьяняет Рут, книги, ощущение чистоты.

Мартин отчаянно ищет встречи с Рут. Он спрашивает у библиотекаря совета, как лучше устроить с ней встречу, и тот предлагает позвать девушку.

Когда она встречает Рут «женским взглядом», то сразу замечает небольшие изменения к лучшему во внешности моряка. Девушка испытывает к нему «жалость и нежность» и искреннее желание помочь. Она советует Мартину сначала получить среднее образование, а затем высшее.

Однако ни у молодого человека, ни у его семьи нет таких денег, и единственная возможность восполнить пробелы в знаниях – это самообразование.

Рут берется помочь решительному юноше и незаметно влюбляется в него.

Главы 9-16

Потратив все свои сбережения, Мартин вынужден отправиться в далекое путешествие на Соломоновы острова. За восемь месяцев плавания он не только прилично заработал, но и успел «много сделать и много прочитать».

Вернувшись в Окленд, Мартин не торопится знакомиться с Рут — он хочет с ней встретиться только после того, как «напишет сочинение об искателях сокровищ». Он мечтает написать рассказ и опубликовать его в газете, чтобы представить даму сердца в самом лучшем свете. Однако его честолюбивым планам не суждено сбыться – редакция возвращает ему рукописи, так и не напечатав их. Мартин терпит еще одно разочарование — он проваливает вступительные экзамены в гимназию.

Мартин продолжает заниматься саморазвитием, а Спенсер становится для юноши настоящей сенсацией со своей философией единства мира. Шаг за шагом Мартин поднимается «к вершинам интеллектуальной жизни», все, что раньше было «недоступно, открывает ему свои тайны».

Мартин пытается понять, почему его рукописи не публикуются. Он жадно читает чужие работы, пытаясь раскрыть секрет их успеха. Молодой человек осмеливается прочитать некоторые из них Руфи, чтобы она указала на их слабости.

Девушку ужасают рассказы Мартина, так как они описывают реалии жизни обычных людей. Начинающий писатель уверяет ее, что «жизнь не всегда прекрасна», но описывать ее надо правдиво.

Руфь видит в юноше зачатки литературного таланта, чувствует дремлющую силу художественной силы его слова. Ее слова воодушевляют Мартина, и он готов с новыми силами покорять следующие вершины.

Главы 17-19

Для того чтобы свободно заниматься любимой литературой, Мартину нужны деньги. Он устраивается подельником в гостиницу, и с утра до вечера стирает и гладит. Это «изнурительная работа, час за часом, в бешеном темпе», и она требует от Мартина всей силы. Замкнутый круг, в котором оказывается юноша, также лишает его интереса к жизни — «в уме нет места для вселенной, для ее великих тайн».

Мартина все больше охватывает «оцепенение от неизмеримо тяжелой работы». Собрав необходимую сумму, он не сразу приходит в себя после сурового испытания. Лишь через некоторое время он возродил свой прежний интерес к литературе.

Мартин сообщает Рут, что «как только он хорошо отдохнет, он снова отправится в плавание». Девушка не может скрыть своего разочарования — она влюблена в Мартина и не хочет с ним расставаться. Между молодыми людьми близость только усиливается — теперь «Мартин мог говорить с ней обо всем на равных», и пропасть между ними становится все менее ощутимой.

Тем временем семья Морсов обсуждает Мартина и его влияние на Рут. Мать девушки считает, что молодой человек без положения в обществе, стабильной зарплаты и к тому же моложе Рут на четыре года не может составить ей достойную пару. Супруги Морзе решают поступить так — дождаться, пока Мартин отплывет, и отправить дочь на годик к тете Кларе, жившей на Востоке.

Главы 20-23

Мартин не пишет, а только делает заметки. Он решает устроить себе небольшой отпуск и «посвятить его любви и отдыху». Однако Мартин все еще не может поговорить с Рут о своих чувствах к ней, потому что «боится напугать ее и не уверен в себе».

Рут ломается первой, и между молодыми людьми происходит объяснение. Мартин понимает, что его возлюбленная такая же женщина из плоти и крови, как и тысячи других. Это осознание помогает ему понять, что между ними нет пропасти, кроме социальной, но и ее можно преодолеть при большом желании.

Родители Руфи, узнав о помолвке дочери с моряком, делают вид, что не против их союза. Но втайне надеются на скорый разрыв, так как не сомневаются в коммерциализации дочери.

Главы 24-30

У Мартина заканчиваются деньги, он продолжает писать романы, которые до сих пор не изданы. «Жизнь в кредит» начинается».

Мартин вынужден продать свой велосипед, часы, пальто, чтобы прокормить себя скудной едой. Голодающий и лишь изредка способный позволить себе нормальную еду, он ест с Рут и его сестрой.

Мартин просит у возлюбленной два года, в течение которых он непременно поправит свое материальное положение, и сможет на ней жениться. Однако дни идут, а ситуация никак не меняется — произведение начинающего писателя всегда возвращается неопубликованным.

Неожиданно журнал «Трансконтинентальный вестник» соглашается опубликовать его рассказ, но они готовы заплатить всего 5 долларов. Мартин морально опустошен, ведь он рассчитывал на гораздо больший гонорар. Он понимает, что все, «что он читал о высоких денежных вознаграждениях для писателей», — неправда. Измученный постоянным голодом, Мартин заболевает.

В этот непростой для молодого человека момент начинают приходить чеки на небольшие суммы из других журналов. Мартину удается погасить свой долг, но самое главное, что он признан писателем.

Чтобы иметь стабильный доход, Мартин осваивает «искусство написания рассказов для газет». Однако Рут это не устраивает: она хочет, чтобы ее бойфренд бросил свою «писульку» и начал работать в адвокатской конторе ее отца.

Главы 31-37

На одном из вечеров в семье Морзе Мартин знакомится с мистером Рассом Бриссенденом — великим вольнодумцем, интеллектуалом, который «знает все на свете». Как хорошие люди, Ресс и Мартин быстро становятся друзьями.

Они долго говорят о литературе, и Мартин, полностью доверяя своему другу, знакомит его со своими произведениями. Бриссенден сразу понимает, почему они неохотно публикуются — у них «есть глубина, а журналам она не нужна».

Мартин читает ему свое любовное стихотворение, посвященное Руфи. Бриссенден впечатлен, но не понимает, как можно писать такие прекрасные стихи в честь «бледной слабости» Рут. Проницательная Ресс уверена, что «трусливая неженка, выросшая под шапкой в ​​буржуазной оранжерее» не способна оценить всего величия натуры Мартина.

Для счастья ему нужно найти «нетерпеливую женщину, с теплой кровью, чтобы высмеивать жизнь и насмехаться над смертью и любовью, пока она любит».

Бриссенден знакомит своего друга с умными, образованными людьми из своего круга. Прочитав рукописи Мартина, рекомендуют показывать их не журналам, а «первоклассным издателям» — только тогда молодой писатель добьется успеха.

Получив от Бриссендена стодолларовую купюру по случаю победы в скачках, Мартин дарит подарки бедной португалке Марии Сильве, у которой снимает комнату, и ее семерым детям. Он ведет детей в кондитерскую, где встречает Рут и ее мать. Для девушки это большое оскорбление — видеть своего парня в компании тряпок. Она горько плачет от стыда, но Мартину и в голову не приходит «стыдиться своих знакомых».

Главы 38-40

Бриссенден и Мартин идут в социалистический клуб. Ресс призывает настоящего молодого человека «выйти и надрать кому-нибудь задницу». Мартину вступает в яркую, интересную дискуссию, наделавшую много шума. К несчастью для него, в клубе присутствует молодой репортер, который решает написать сенсационную статью. Он сочиняет совершенно невероятный пасквиль и приписывает ему авторство Мартина.

На следующий день репортер приходит к Мартину, который гостил в Бриссендене. Беспринципный юноша хочет взять у Мартина интервью, наивно полагая, что он сделает отличную рекламу. Бриссенден дает советы, как правильно победить непослушного мальчика, и Мартин с удовольствием следует его советам.

В отместку репортер пишет неприятную статью, осуждающую Мартина за лень и желание жить за счет других. Вскоре юноша получает письмо от Рут, в котором она расторгает помолвку. Она терпеливо ждала, пока Мартин «научится жить серьезным и порядочным человеком», но теперь поняла, что они просто не созданы друг для друга.

Мартин чувствует, что «в его жизни наступил переломный момент» — от него отвернулись родственники, разорвала помолвку возлюбленная, а на литературном поприще никаких перспектив. В замешательстве он заканчивает рукопись «Запоздалого».

В трудный момент жизни Мартин узнает, что поэму Бриссендена «Эфемериды» принял журнал, предложивший за рукопись запредельную цену — 350 долларов. Он спешит поделиться радостной новостью с другом, но, приехав в свой отель, узнает, что покончил жизнь самоубийством.

Главы 41-45

Мартин даже рад, что его подруга умерла и не может прочесть волну критики, обрушившуюся на его детище — «великая поэма была использована для развлечения публики», и все пытались сделать себе имя на волне ее успеха. Получив чек на 350 долларов, он передал его адвокату Бриссендена.

Мартин перестает писать как сумасшедший – он оказывается во власти полного равнодушия к литературе и своему будущему. И именно в этот момент фортуна улыбнулась молодому писателю – за его рукописи стали приходить чеки, которые печатались в солидных журналах.

Однако чеки на внушительные суммы уже не радуют Мартина, который, кажется, выгорел изнутри. Потеряв Бриссенден и Рут, он чувствует себя глубоко несчастным, одиноким человеком, потерявшим смысл своего существования.

Мартин вспоминает, как однажды Гертруда спасла его от сильного истощения, отдав последнюю пятидолларовую монету, сторицей вернув свой долг. Он меняет пятьсот долларов на монеты по 105 долларов и отдает их своей сестре в «сверкающем золотом ручье». Мартин настаивает на том, чтобы измученная ежедневным тяжелым трудом Гертруда на эти деньги наняла себе служанку.

Мартин все чаще вспоминает прекрасные острова в Южном океане. Он хочет заработать побольше денег, чтобы купить живописную долину в бухте и жить вдали от цивилизации.

Он встречает Лиззи Конолли, простую девушку, которая давно в него влюблена. Она готова на все ради Мартина, и он понимает, что может быть с ней счастлив, но в его разбитом сердце нет места для новой любви.

Издается первая книга Мартина «Позор солнца», но он остается равнодушным к этому событию. Мартин становится модным писателем, перед ним открываются двери самых уважаемых домов. Даже мистер Морс признает, что Мартин заслуживает звания почетного гостя в его доме.

К удивлению Мартина, мысль о Руфи перестает вызывать в нем прежний трепет и волнение. Он понимает, что «буржуазная мера ценностей ей дороже», чем настоящие чувства, и был влюблен в вымышленный идеал женщины. Настоящая Руфь была готова уничтожить его писательский талант только потому, что он не приносил необходимого дохода.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"