Дядя Ваня краткое содержание читать

Краткие содержания

История создания и актуальность пьесы

Пьеса «Дядя Ваня» — результат переработки комедии Чехова «Леший», успешно опубликованной в 1890 году и написанной годом ранее. После написания пьесы «Чайка» автор почему-то решил переписать комедию, представив ее в формате сцен из деревенской жизни в четырех действиях и с новым названием. Окончательная работа над произведением была завершена в 1896 году.

Примечательно, что пьеса имела успех как в первой, так и во второй редакции. Его публиковали в известных изданиях, ставили спектакли по сюжету:

Краткое содержание чехов дядя ваня

  • в Театре Абрамовой в 1889 году первая и единственная постановка Лешего»;
  • премьера «Дяди Вани» 1897 года в Ростове-на-Дону.

Тема сюжета «Дяди Вани» актуальна как во времена Чехова, так и сегодня. Она исследует важнейшие социальные и нравственные проблемы общества на примере различных героев пьесы. Доказательством его популярности является множество театральных постановок и экранизаций в России и за рубежом.

Действующие лица

Действие пьесы начинается со сцены чаепития в саду. После первых же фраз становится понятно, что отношения между персонажами натянуты, в поместье нет мира и согласия. В собственности проживает несколько человек, тесно связанных друг с другом:

Дядя Ваня

  1. Дядя Ваня — Иван Петрович Войницкий, человек сорока семи лет, всегда ворчливый шурин профессора Серебрякова. Всю свою жизнь он посвятил помощи мужу сестры, тяжело работая за небольшие деньги. Когда его глаза, наконец, открылись, он понял, как бесполезно жил много лет.
  2. Серебряков — профессор, полная бездарь в научных вопросах, двадцать пять лет повторяющий чужие теории о натурализме и реализме.
  3. Соня — его дочь, постоянная жительница имения, помогает дяде Ване.
  4. Елена Андреевна – молодая мачеха, вышедшая замуж по расчету.
  5. Астров — талантливый врач, который любит свою работу и русский народ.

Это главные герои пьесы, без которых краткое содержание «Дяди Вани» было бы непонятным. На время действия все персонажи собираются в поместье.

Действие первое

Доктор Михаил Львович Астахов приезжает в имение «дяди Вани» Ивана Петровича Войницкого, чтобы заняться здоровьем профессора Серебрякова. Астахов и няня Марина рассказывают о нынешних буднях врача и о том, как хорошо жилось раньше. Вскоре к гостю подходит Войницкий и рассказывает ему о пребывании ученого в доме, его успехах в литературной среде, когда сам он ничего об этом не думает. Да и с женщинами у исследователя получилось неплохо.

Войницкий не доволен своей жизнью из-за обычной лени, а Астахов просто много работал и перестал что-то чувствовать внутри. Покинутый женой помещик Телегин присоединяется к разговору, когда разговор заходит об измене и неверности по отношению к супруге.

Телегин жалуется на жизнь, и Михаил Львович вынужден уйти в связи с улучшением здоровья Серебрякова. Иван Петрович ссорится с женой профессора, со свекровью и дочерью, выказывает недовольство своей судьбой. Иван Петрович тоже влюблен в жену Серебрякова.

Беседа во время чаепития

Спектакль описывается как «сцены из сельской жизни в четырех действиях». Вся история происходит в одном поместье. Автор рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия происходят в имении профессора Серебрякова.

Туда приезжает Александр Владимирович со своей молодой женой Еленой Андреевной. Поместьем управлял его шурин, брат первой жены профессора Войницкого. Для близких он просто дядя Ваня. В этом ему помогает дочь Серебрякова Соня.

Краткое содержание чеховского «Дяди Вани» начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина беседует с Астровым, врачом и другом Войницкого. Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье.

В ожидании их возвращения из поездки Михаил Львович жалуется Марине на долю доктора. Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, что в больницу приходится ходить в любое время суток.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что сейчас ничем не занимается. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь понял, что Серебряков не делает ничего существенного.

Дядя Ваня не понимает, как его старый шурин может добиться успеха у противоположного пола. Войницкий в восхищении жены. Дядя Ваня ссорится за чаем с мамой, потому что она любит профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого в несдержанности. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович умоляет ее не портить настоящего чувства.

АП Чехов Дядя Ваня

Трагедии других героев

В пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова показано, что не только главный герой пытался улучшить свою жизнь. Приняв влюбленность за любовь, Елена Андреевна вышла замуж за эгоистичного и пустого человека. Но она боялась, что все ее «книжные» устои рухнут, поэтому не решилась уйти от профессора.

Астров — талантливый человек, но в силу сложных обстоятельств ему все труднее сохранить свой талант и способность чувствовать. Соня надеялась, что Елена поможет ей в отношениях с Астровым, но сама влюбилась в него. Все эти герои надеялись, что их жизнь наладится, но эти надежды не оправдались. Поэтому всем остается жить по-прежнему.

Это был краткий анализ чеховского «Дяди Вани», который показывает, как страх человека перед переменами может помешать ему построить счастье. У них появилась возможность поставить перед собой новые цели, изменить свою жизнь.

Но их далеко идущие идеалы помешали этому осуществиться. Также рассказывает о том, как важно иметь цель и работать над ее достижением – тогда мысли становятся чище, а жизнь – правильнее.

Видео краткое содержание Дядя Ваня Чехов

События происходят в имении Серебряковых. С ним живут: Соня (дочь от первого брака), Елена Андреевна (вторая жена), дядя Ваня. Также присутствуют: доктор Астров. Няня Марина. Героям не нравится жить в доме, Серебряков хочет продать имущество и переехать в город, но дядя Ваня против. После большой ссоры они уходят. Дядя Ваня и Соня остаются в доме.

В спектакле раскрывается тема заброшенной личности, упущенных возможностей и жизни, прожитой без смысла.

Читательский дневник по пьесе «Дядя Ваня» Чехова

Сюжет

Деревенская усадьба первой умершей жены старого профессора Серебрякова. Много лет он жил на доходы от нее, теперь на сбережения решил поселиться навсегда. С ним его молодая жена Елена Андреевна. В доме их встречают старуха Войницкая (мать первой жены), ее сын Иван Петрович (дядя Ваня), профессорская дочь Соня.

Именно они гордились ученым профессором и поддерживали его. Теперь Войницкому ясно, что Серебряков — человек бездарный и неблагодарный. В доме его друг Астров, врач, умный человек, увлеченный возрождением лесов. Оба страдают от неудовлетворенности жизнью.

Войницкий безответно любит жену Серебрякова, а Соня любит Астрова. Сам доктор от скуки тоже увлекается красавицей Еленой. Серебряков решил сначала продать дом, а потом купить дачу в Финляндии. Войницкий пытается его застрелить.

В итоге Серебряковы уезжают в город. Жизнь возвращается в прежнее русло: Войницкий, Соня и старая няня занимаются домашним хозяйством, сидят за счетами и отправляют деньги профессору. Оба решили терпеть эту горькую жизнь без счастья, цель, надеясь отдохнуть, насладиться после смерти.

Основные персонажи пьесы

Основные роли:

  • Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) — умный, глубоко порядочный человек, способный пожертвовать собой ради других, опекун Сони.
  • Серебряков Александр Владимирович — ученый, профессор на пенсии, эгоистичный, капризный, полноватый человек.
  • Астров Михаил Львович – врач, талантливый, думающий человек, неравнодушный к своей стране и народу.
  • Софья Александровна (Соня) — дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, самоотверженная девушка.
  • Елена Андреевна — молодая жена Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

Другие персонажи:

  • Телегин Илья Ильич — помещик-банкрот, кум Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.
  • Марина — старая няня, добрая, любящая, милосердная женщина.

Личность дяди Вани

В пьесе Чехова одним из центральных персонажей является Иван Петрович. В самом начале читателю показывается, что этот человек отличался впечатлительностью, возвышенностью, верой в идеалы. Но постепенно, все больше занимаясь повседневными делами, он устаревает и понимает, что все идеалы пусты.

В пьесе показано нарастание внутреннего конфликта героя, заканчивающегося его попыткой самоубийства. Войницкий — человек, разочаровавшийся в жизни, но еще не окончательно потерявший веру в лучшее. В его сердце все еще есть справедливость и любовь к другим, в отличие от его зятя.

сцены из сельской жизни в четырех действиях

Отъезд Серебряковых

В последнем акте чеховской пьесы показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня находится в подавленном состоянии и решает покончить жизнь самоубийством. Поэтому он тайно берет морфин из аптечки Астрова. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть ее. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович уговаривает Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на это из-за книжных идеалов. Елена с теплыми чувствами прощается с дядей Ваней и доктором. Войницкий внешне мирится с профессором. Он обещает прислать ему ту же сумму денег, что и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают усадьбу. Соня расстроена и призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Затем девушка произносит свой монолог о том, что их цель – работать. И тогда они будут вознаграждены за свою работу.

Действие II

Слышен звук молота — сторож делает ночной обход. В гостинице Серебрякова тихо: старый профессор дремлет в кресле, рядом с ним сидит жена. Очнувшись, Серебряков снова чувствует мучительные ревматические боли. Он жалуется на безрадостную старость. Он, привыкший к шумному научному свету, чувствует себя здесь словно в изгнании. Е

го жалобы изматывают молодую жену, он приходит к выводу, что его старое тело и душа неприятны не только ему, но и всем окружающим.

Входит Соня. Она упрекает отца в его капризах и указывает, что он напрасно звонит Астрову, так как тот постоянно отказывается от его помощи, ссылаясь на отсутствие жалоб.

Входит Войницкий, намереваясь сменить Соню и Елену Андреевну — они провели много ночей на глазах у больного отца. Серебряков истерически отказывается от услуг Ивана Петровича, его общество ему неприятно.

Войдите в пристань. Она успевает приласкать безутешно больного профессора и под руку с Соней ведет его к себе, чтобы перевязать, согреть гудящие ноги и помолиться Богу о здоровье Серебрякова.

Измученная бессонной ночью Елена Андреевна остается наедине с Войницким. Она говорит, что обстановка в доме неблагоприятная: каждый гость труслив и зол по-своему, ее угнетает бойкот Сони. Елена Андреевна хочет, чтобы Войницкий со всеми помирился, чтобы снизить уровень общего недовольства. Он просит ее примириться с собой и снова падает ей в руку.

Иван Петрович, несмотря на холодность Елены, не готов смириться с романтической мыслью, что вместе с ним в этом доме умирает еще одна прекрасная душа, и любимый человек. Серебрякова наконец замечает, что он пьян, и уходит, не желая его слушать.

В одиночестве Войницкий вспоминает, как впервые увидел Елену 17-летней девочкой в ​​доме своей сестры. Тогда их брак был настолько возможен, что теперь он винит себя за медлительность, которая привела его к нынешнему положению одинокого человека, ничего о себе не знающего. Его возмущают ленивые нравы Елены, и образ профессора, до сих пор казавшийся блестящим и восхитительным, теперь ему противен и может быть уподоблен мыльному пузырю, пустому и надутому своим смыслом.

Входят Астров и Телегин, которые после некоторых уговоров первого начинают спокойно играть на гитаре. Астров жалуется на капризы Серебрякова и спрашивает о душевном состоянии Войницкого, догадываясь о его любви к Елене Андреевне. Врач признается, что снова напился, но это помогает ему чувствовать себя нужным миру и понимающим человеком. Он предлагает Войницкому выпить еще и утром зайти к нему.

Тут появляется Соня. Астров, понимая непрезентабельность своего вида, отступает. Телегин следует за ним. Соня начинает жалеть дядю, переживать, что он много пьет. Войницкий, расчувствовавшись, благородно целует племянницу, которая так похожа в душе на свою умершую сестру, и спешит уйти.

Соня стучит в дверь Астрова. Тот, кто уже успел прибраться, идет. Он соглашается на просьбу Сони не давать спиртного дяде. Открывают буфет, Астров откупоривает бутылку вина и признается: злится, что Серебрыников не признает диагностированную у него подагру, также признается, что не прожил бы в этом доме и месяца, потому что все жители несчастен, так же, кстати, как и он.

Соня удивляется, что Астров недоволен жизнью — он объясняет это тем, что уже давно ни к кому не испытывает человеческой любви: крестьяне недоразвиты, интеллигенция выглядит вульгарно в своем увлечении мыслями о лишнем. Только Марина старая няня, кажется, с древней памяти, милая и добрая. После этого современный читатель с радостью узнает из признаний Астрова, что он, по-современному, не только экоактивист, но и вегетарианец.

Астров готовится сделать еще глоток, но Соня прерывает его и просит «грациозного, нежного» доктора пообещать больше не пить. Они скрепляют свои клятвы рукопожатием, а доктор продолжает философствовать, снова вспоминая больного, умершего на его операционном столе.

Соня жалеет его, спрашивая, как бы отреагировал Астров, если бы ее сестра или подруга признались ему в любви (конечно, из личного интереса). Врач делает вывод, что не способен никого любить и жалеет человека, который испытывает к нему чувства. Астров уходит.

Брошенная Софья, хотя и не получила желаемого ответа, счастлива: сделала приятного для себя человека, избежала смущения и сообщила о своих чувствах уже понимающему Астрову.

Входит Елена Андреевна. Она предлагает Соне помириться. Девушки трогательно извиняются, пьют братское вино и целуются. Елена, предрасположенная к задушевным разговорам, признается, что действительно полюбила Серебрякова, но ее привлек его незаурядный талант, а не личные качества. Она чувствует себя перманентно эпизодическим человеком, несчастным человеком.

Соня просит Лену сыграть на оставленной Телегиным гитаре. Она просит спросить у Серебрякова, которого в такое время может раздражать музыка. Как и ожидалось, он не дает хорошо. Под безмолвное подергивание струн заканчивается второй акт.

Короткий пересказ «Дяди Вани»

Пасмурный осенний день. В саду, в аллее под старым тополем, пора пить чай. У самовара старая няня Марина. «Ешь, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Я ничего не хочу», — отвечает он.

Появляется Телегин, бедный помещик по прозвищу Вафля, живущий на имении в состоянии прижиться: «Погода прелестная, птички поют, все живем в мире и согласии — что нам еще надо?» Но согласия и мира в имении нет. «В этом доме небезопасно», — дважды скажет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшая на объект.

Эти фрагментарные реплики, внешне не обращенные друг к другу, вступают в диалогический спор, который отражает друг друга и подчеркивает значимость напряженной драмы, переживаемой героями пьесы.

Заработанные десять лет жили в уезде Астровский. «Я ничего не хочу, мне ничего не нужно, я никого не люблю», — жалуется он няне. Войницкий изменился, сломался. Раньше тот, кто управлял поместьем, не знал ни минуты отдыха. И сейчас? «Мне <…> стало хуже, потому что я обленился, ничего не делаю и только рычу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к отставному профессору, особенно к его успехам у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто любит своего зятя, мужа ее погибшей дочери. Войницкий презирает академические занятия Серебрякова: «Человек <…> читает и пишет об искусстве и совершенно ничего не понимает в искусстве».

В конце концов, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма предвзятой: ведь он влюбился в его красавицу-жену. А Елена Андреевна резонно упрекает Войницкого: «Александра не за что ненавидеть, он такой же, как все».

Далее Войницкий раскрывает более глубокие и, как ему кажется, непреодолимые причины своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я любил этого профессора.. Я работал на него, как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал ею! Боже, что теперь?. он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже его жена с трудом его выносит. Все так или иначе прислушивались к ярко выраженному диагнозу болезни, поразившей и героев пьесы, и всех их современников: «..мир гибнет не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех эти мелкие ссоры».

Они, в том числе и сама Елена Андреевна, как-то забыли, что Серебряков «такой же, как все» и, как и все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное отношение к себе, тем более что он болеет подагрой, страдает бессонницей, боится смерть. «Неужели, — спрашивает он жену, — я не имею права на позднюю старость, на внимание людей к себе?» Да, надо быть милосердным, — говорит Соня, дочь Серебрякова от первого брака.

Но только старая няня услышит этот зов и проявит настоящую, искреннюю заботу о Серебрякове: «Что, батюшка? Больно? <…> Старых, что маленьких, хочется кого-нибудь пожалеть, но никто не чувствует жалко старых… (Целует Серебрякову в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, малышка… Я отдам тебе твои укутанные, теплые ножки… Я помолюсь Богу за тебя…»

Но старая няня могла и, конечно, не могла обезвредить гнетущую атмосферу, полную несчастья. Узел конфликта завязан настолько туго, что произойдет климатический взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: продать малодоходное имение, превратить вырученные деньги в процентные бумаги, которые позволят купить дачу в Финляндии.

Войницкий возмущается: Серебряков позволяет себе распоряжаться имуществом, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не думал о судьбе Войницкого, двадцать лет управлявшего имением, получая за это гроши; Я даже не думал о судьбе Марии Васильевны, так беззаветно преданной профессору!

В ярости, в ярости, Войницкий стреляет в Серебрякова, дважды стреляет и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно миновавшей его, Серебряков решает вернуться в Харьков. Он отправляется в свое небольшое поместье Астров, чтобы по-прежнему лечить крестьян, ухаживать за садом и лесосадом. Любовные интриги угасают.

Елене Андреевне не хватает мужества ответить на страсть к ней Астрова. На прощание, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немного». Она обнимает его «импульсивно», но с прицелом. И Соня окончательно убеждается, что Астров не сможет ее полюбить, такую ​​некрасивую.

Жизнь в поместье возвращается в нормальное русло. «Мы снова будем жить как бы по-старому», — мечтает няня. Конфликт между Войницким и Серебряковым также остается без последствий. «Вы бережно получите то же, что и получили», — уверяет профессор Войницкий. «Все будет по-прежнему».

И не успели Астровы и Серебряковы уйти, как Соня бросается к Войницкому: «Ну, дядя Ваня, давай что-нибудь сделаем». Лампа загорается, чернильница наполняется, Соня листает счетную книгу, дядя Ваня пишет счет, другой: «Второго февраля двадцать пудов топленого масла…» Няня сидит в кресле и вяжет, Мария Васильевна бросается читать очередную брошюру…

Кажется, ожидания старой няни оправдались: все стало по-старому. Но пьеса построена так, что постоянно — и в большом, и в малом — обманывает ожидания как своих героев, так и читателей. Например, вы ждете музыку от выпускницы консерватории Елены Андреевны («Хочу играть.. Давно не играла. Буду играть и плакать…»), а Вафля играет на гитаре…

Так устроены персонажи, такое направление принимает ход действия, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми выкриками, что традиционный вопрос «Кто виноват?» отодвинули на периферию с авансцены, уступив место вопросу «Что виновато?». Войницкому кажется, что Серебряков испортил ему жизнь. Он надеется начать «новую жизнь».

Но Астров развеивает этот «возвышающий обман»: «Положение наше, ваше и мое, безнадежно. <…> Во всей округе было только два порядочных, интеллигентных человека: я и ты. Около десяти лет мещанская жизнь, презренная жизнь, влекла нас вон; она отравила нашу кровь своими гнилыми испарениями, и мы стали такими же пошлыми, как и все».

В конце пьесы, однако, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но финальный монолог Сони источает беспросветную грусть и ощущение бесцельно прожитой жизни:

«Мы, дядя Ваня, будем жить, <…> будем терпеливо сносить те испытания, которые пошлет нам судьба; <…> мы смиренно умрем и там, за гробом, скажем, что мы страдали, что мы плакали, что мы были горьки, и Бог помилует нас. <…> Мы хотим услышать ангелов, мы хотим увидеть все небо в бриллиантах… Мы хотим отдохнуть! (Стучит охранник. Телегин тихонько играет; Марья Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Отдыхаем! (Занавес медленно опускается.)»

Последствия надуманных идеалов

«Дядя Ваня» — это история о том, как нельзя жить мечтами. Необходимо предпринять действия наяву, чтобы спустя годы не оглядываться на прошлое с горечью и сожалеть об упущенном времени. Не только Войницкий, но и остальные герои не смогли воспользоваться предоставленными возможностями для достижения своих целей. По большей части им мешали далеко идущие идеалы:

Дядя Ваня Чехов

  • дядя Ваня — образ «идеального ученого» Серебрякова;
  • молодая мачеха – страсть, которую принимают за любовь;
  • Соня — Астров, который ее не любит;
  • Серебрякова — мечта о жизни в достатке.

Оставшись наедине, Соня и Иван Петрович ничего не меняют в своей жизни. Понимая, что их мечтам о личном счастье не суждено сбыться, они смиренно берутся за привычную скучную работу. Дядя Ваня ноет постоянно, и Соня только соглашается с ним, соглашаясь с тем, что в этом их судьба и смысл жизни, и что «им суждено до смерти не видеть радости, а только работать для других и потом смиренно умереть». Но это только их вина.

Действие четвертое

Войницкий и его няня обсуждают отъезд профессора с женой в Харьков. Теперь жизнь будет течь как прежде. Астров требует, чтобы Войницкий вернул ему украденный пузырек морфия. У него нет времени открыть самоубийство позже. Войницкий смешной: два выстрела — и оба промаха. И все забыли эту выходку, как будто он и вправду был сумасшедшим.

Он спрашивает у Астрова: как начать новую жизнь? Что с ней делать? Он отвечает: слишком поздно. И вообще: чудаком быть нормально. Только Соне удается уговорить «бедного дядю Ваню» вернуть морфий доктору.

Перед уходом Войницкого они мирятся с профессором. Войницкий обещает, что пришлет деньги, как и прежде. Елена Андреевна прощается с Астровым она удивлена
этот человек. Она обнимает его тепло. А Астров констатирует: Серебряковы внесли разлад и в этот дом, и в его жизнь. Он оставил больных и лес, а в доме все вертелось вокруг подагры и прекрасной Елены.

Серебряков прощается фразой: «Надо, господа, дело делать!» Войницкий хочет продолжать работать. Вместе с Соней он садится проверять счета. Астров тоже путешествует. Соне грустно, но она уговаривает себя и дядю потерпеть. Тогда после могилы Бог помилует их, несчастных, несчастных, и даст им покой, «жизнь светла и прекрасна» и «небо в бриллиантах».

Читайте также: «Дон Кихот» краткое содержание по главам

Кипение чувств вокруг супруги Серебрякова

Соня замечает, как дядя Ваня, словно тень, бродит вслед за мачехой, а доктор Астров оставил свою врачебную практику, даже леса, которые его так волновали. Елена Андреевна предлагает девушке поговорить с Астровым о своих чувствах и даже сама стремится узнать о его отношении к падчерице.

Но врач этого не замечает. Он, наоборот, начинает рассказывать Елене о своей любви к ней. Пытаюсь поцеловать ее. Войницкий становится свидетелем этой сцены. Дядя Ваня не только смущается, но в какой-то степени и боится. Женщина хочет покинуть поместье. Таким образом, краткое содержание «Дяди Вани» раскрывает все тайные чувства героев.

Нарастание конфликта

Кажется, ничего особенного с героями пьесы «Дядя Ваня» Чехова не происходит. Краткое содержание третьего акта показывает, однако, что между присутствующими на чаепитии существует конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, соблазненная его ученостью и положением, она не нашла ожидаемого семейного утешения. Елена хочет настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она взволнованно соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что доктор в нее влюблен. Астров подтверждает его догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, опасаясь морального осуждения, говорит, что хочет оставить имущество мужу.

Раскрывается личность профессора: он оказывается эгоистичным и эгоистичным человеком. Кажется, что доходов от этого поместья недостаточно, поэтому он решает его продать. Положите немного денег в банк и живите на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда он, старуха-мать и Соня денутся? Ведь они столько лет работали на него, старались прислать ему побольше денег.

Профессор говорит, что подумает об этом позже. Соня не может поверить, что ее отец выставляет на улицу своих близких родственников. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня дважды стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

дядя Ваня Чехов анализ произведения

Герои произведения

В пьесе есть главные и второстепенные персонажи. Они способствуют развитию истории. Ключевые персонажи:

Аннотация к книге

  1. Иван Петрович Войницкий — порядочный и интеллигентный человек. Ради других он был готов пожертвовать собой. Занимался воспитанием Сони.
  2. Александр Владимирович Серебряков — бывший профессор. Очень капризен, думает только о себе.
  3. Михаил Львович Астров — талантливый и толковый врач. Он заботится о своей стране и людях, которые в ней живут.
  4. София Александровна — умная и самоотверженная героиня. Дочь Серебрякова от первой жены.
  5. Елена Андреевна – вторая жена Александра Владимировича. Молодой и красивый, но очень ленивый.

В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Благодаря им сюжет становится ярче и интереснее:

  1. Илья Ильич Телегин — крестный отец Софьи. Разоренный помещик, очень несчастный.
  2. Марина — добрая и любящая пожилая женщина, которая работает няней.

Герои находились в постоянном взаимодействии друг с другом. Как именно они были связаны, вы можете изучить, прочитав пересказ чеховской пьесы «Дядя Ваня».

Откровенные признания

Елене надоедают жалобы Александра Владимировича на ее здоровье и возраст. Он преподносит информацию так, будто во всех его проблемах виноваты другие люди. Серебряков жалуется на то, как ему скучно жить в этом доме и общаться с окружающими людьми. Он очень хочет вернуться к светской жизни.

Дядя Ваня Чехов

Елена Андреевна почти теряет терпение, но Марина приходит ей на помощь. Няня сумела успокоить профессора, так как понимала, что пожилые люди любят, когда их жалеют. Елена наедине с Иваном Петровичем делилась, как тяжело ей было жить в этом имении. Она видит гнев и ненависть окружающих, от чего ей становится еще хуже. Войницкий в ответ начинает рассказывать ей о своих чувствах. Елена Андреевна замечает, что собеседник пьян, и уходит от него.

Войницкий стал анализировать свои последние годы и понял, что многое сделал напрасно. К нему присоединились Телегин и Астров, привезя с собой гитару и коньяк. Выпив по рюмке, мужчины принялись рассуждать на философские темы. Соня, узнав об этой вечеринке, отругала дядю Ваню за то, что он опять напился.

После ухода дяди Вани девочка осталась поговорить с доктором. Он поделился с ней своими самыми сокровенными мыслями.

Михаил Львович стал жаловаться на свою скучную жизнь, он также поделился тем, что никогда никого не любил и больше никогда не полюбит.

Новость Серебрякова

Войницкий сообщил всем в усадьбе, что Серебряков хочет их собрать и сообщить важную информацию. Елена Андреевна в разговоре с Соней жалуется на скучную жизнь, но девушка ей отвечает, что развлечение всегда можно найти, если есть желание. Героиня поделилась своими мыслями с мачехой и рассказала, что вот уже шесть лет испытывает сильные чувства к доктору, но он даже не смотрит в ее сторону.

Аннотация к книге

Елена Андреевна предложила Астрову поговорить, но только мягко. В разговоре врач признался, что не любит Софью. В ответ Елена Андреевна попросила его покинуть имение и как можно реже приезжать к ним в гости. Женщина считала, что только так несчастная Софья сможет его забыть. Доктор признается Елене в любви и просит о встрече. Совершенно случайно Иван Петрович стал свидетелем этого разговора.

Серебряков собрал всех своих родственников и сказал, что собирается продать недвижимость, а на вырученные деньги купить ценные бумаги и небольшой коттедж в Финляндии. Иван был недоволен этим решением, так как считал, что дом принадлежит Соне.

Герой помнил, что только благодаря его стараниям удалось выплатить все долги за поместье, над которым он трудился без отдыха более двадцати лет. На эмоциях Войницкий достал револьвер и попытался убить Серебрякова.

Сюжет пьесы «Дядя Ваня» по действиям

Акт первый

В имении Александра Васильевича Серебрякова старая няня Марина и врач Михаил Львович Астров беседуют за чашкой чая. Они вспоминают, как давно знакомы, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет он стал другим человеком»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке.

Он жалуется своему внимательному слушателю, что «все на ногах с утра до ночи», без единого выходного дня, «жизнь вокруг него скучна, глупа, грязна», и он потерял смысл своего существования.

Выходит Войницкий и говорит, что с приходом профессора Серебрякова их привычный образ жизни изменился не в лучшую сторону. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переехал в имение первой жены только потому, что не мог позволить себе жить в городе. Профессор «четверть века пишет об искусстве и совершенно ничего не понимает в искусстве». Он «всегда жалуется на свои несчастья» и многие болезни, но при этом пользуется большой популярностью у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная жена Серебрякова, любила мужа больше жизни, и «вторая жена его, красивая, умная» — добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, жена которого сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он по-прежнему любит ее и помогает финансово ей и ее детям, которых она усыновила от другого мужчины.

Астров ночует в имении, а в разговоре затрагивает излюбленную тему — сохранение лесов и улучшение природных богатств. Соня говорит, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса», и даже получила за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается в любви Елене Андреевне и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков мучает молодую жену жалобами на возраст и слабое здоровье. О «старении» он говорит таким тоном, как будто в этом виноваты все.

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, отдаление от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Только старой верной няне удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна жалуется, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражаются и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович начинает изливать на девушку признания в своих чувствах. Елена Андреевна замечает, что ее собеседник пьян, и уходит от него.

Войницкий анализирует последние годы и сокрушается, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины начинают обсуждать философские темы.

Соня упрекает дядю Ваню в том, что он «опять напился с доктором». Уходя, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, потому что презирает «жизнь, уезд, русских, обывателей». Доктор признается, что никогда не любил и больше никогда не полюбит.

Третий акт

Войницкий сообщает всем домашним, что профессор хочет собрать их, чтобы сообщить важные новости. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом — если есть желание. «Скука и праздность заразительны», и мы должны бороться с ними изо всех сил.

Соня разделяет свою несчастную любовь с мачехой: вот уже шесть лет она любит Астрова, а он не обращает на нее внимания. Елена Андреевна предлагает говорить с врачом «внимательно, намеками».

В приватной беседе Михаил Львович делится, что совершенно не испытывает к Соне чувств. Елена Андреевна просит его уйти и как можно реже появляется в имении, чтобы не тревожить влюбленную в свою внешность девушку.

Доктор признается Елене в любви и приглашает ее на свидание. Войницкий становится невольным свидетелем этой сцены.

Серебряков собирает родственников и объявляет, что намерен продать имение, на вырученные деньги «обернуть процентные бумаги, а на оставшиеся излишки купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня в ярости, так как уверен, что имущество принадлежит Соне.

Он сообщает, что только благодаря его стараниям удалось выплатить все долги за поместье, над которым он упорно трудился двадцать пять лет. Когда его охватывают сильные эмоции, он достает револьвер и пытается убить ненавистного профессора.

Акт четвертый

Когда мы обсуждаем скорый отъезд четы Серебряковых в Харьков, няня Марина и Телегин радуются — наконец-то жизнь в доме продолжится «как было, по старинке».

Войницкого обескураживает его точность — «выстрелил дважды и ни разу не попал!». Боясь, что дядя Ваня не сделает ничего лишнего, Астров постоянно находится рядом с ним. Врач настойчиво просит его вернуть то, что он у него взял — ампулу морфия.

Войницкий мечтает переписать свою жизнь с нуля, но понимает, что в свои сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру — просто жить и терпеть, пока жизнь «сама не справится». Ей удается уговорить его дать доктору морфин.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина полна решимости оставить имущество. Серебряков прощается и мирится с дядей Ваней. Они уверяют друг друга, что «все будет по-прежнему».

Оставив имущество и Астров. Соня и ее дядя берутся разбираться с запущенными делами. Девушка рассказывает о том, как они будут упорно трудиться, безропотно принимать жизненные испытания, чтобы после смерти, наконец, увидеть «жизнь ярка, прекрасна, грациозна».

Заключение

Благодаря точному подбору характеров главных героев автору удалось изобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX века.

Важные признания

Дополнительные действия пьесы «Дядя Ваня» Чехова, краткое содержание которых поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебрякова. Профессор и его жена живут за счет доходов от имущества его первой жены. После того, как Александр Владимирович вышел на пенсию и приехал к Войницким, он только жалуется и жалуется на старость и здоровье. Его утро уже всех раздражает, даже жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и разговаривают о жизни. Соня пытается признаться в любви Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась всего лишь иллюзией. Девушка признается ей, что влюблена в доктора, но знает, что она некрасива, поэтому он ее не любит. Елена Андреевна решает помочь ей.

персонажи Чехова Дядя Ваня

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"