- Главные и второстепенные персонажи
- Краткий пересказ «Деревни» по главам
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Главная идея
- Дорога домой
- Осознание Тимофеем своей вины
- Глава 2. Весёлые дни дома
- Творческий метод автора
- Кузьма — талант, задавленный бедностью и безразличием
- Произведение о регрессе России
- Возвращение в город
- Грех Тимофея Красова
- План
- Из истории написания
- Глава 3. Отъезд из деревни
- Главный вопрос повести
- Несложившаяся литературная карьера
- Причина проблем с приусадебным хозяйством
- Художественная выразительность средствами композиции
Главные и второстепенные персонажи
Центральными персонажами повести являются два брата Красовы. Их взгляды на жизнь очень разные. Тихон уверен, что счастья можно добиться только деньгами, а для Кузьмы наибольшую ценность представляет образование.
Самый яркий второстепенный персонаж произведения – кухарка Авдотья. Она живет в деревне и привыкла к тому, что жизнь жестока и несправедлива к ней. При этом угнетенная и эмоционально измученная Авдотья не хочет ничего менять в своей жизни, считая, что раз Бог послал ей этот крест, то его надо нести.
Краткий пересказ «Деревни» по главам
Действие происходит в деревне. Бунин показывает жизнь простых людей без прикрас и без романтического обаяния образа «простого рабочего», напротив, он показывает, как тяжело приходилось крестьянам на пороге великого революционного переворота.
В произведении поднимается и тема человеческих ценностей: никто из героев не находит своего счастья, потому что окружающая среда слишком жестока, и они не в силах ей сопротивляться.
Глава 1
Тихон и Кузьма родились в конце XIX века в типично русской деревне Дурновка. В детстве они были дружны, а в юности начали вместе торговать, но потом их пути разошлись. У братьев были разные ценности, и поэтому они много спорили, каждый шел своей дорогой.
Тихон считал, что только богатством можно быть счастливым. Поэтому главной целью своей жизни он поставил деньги: он должен был нажить себе состояние. Он открыл трактир и небольшой магазинчик, а потом решил жениться.
Жена пыталась родить наследника, но не вышло. В результате Тихон понял, что ему некому оставить все нажитое им богатство. В пятьдесят лет он понял, что в его жизни нет смысла и радости, и поэтому начал пить.
Тихон пытался ужиться с другой женщиной — кухаркой Авдотьей (тогда ее еще звали Молоденькой). Она была замужем, но не смогла устоять перед нападением богатого человека. Муж Молодой, узнав о ее измене, постоянно бил жену, и Тихон вскоре ее выгнал, так как новая любовница не могла родить ему наследника.
В итоге Тихону ничего не остается, как написать брату и пригласить его в родной город.
Глава 2
Кузьма сильно отличался от своего брата. Всю жизнь он считал, что по-настоящему ценно не богатство, а образование. Его вдохновляло преподавание, он хотел узнать как можно больше об окружающем мире. В результате он стал писателем.
В продолжении краткого содержания бунинской «Деревни» мы видим, что Кузьме действительно удалось добиться писательского успеха, только вот дохода это почти не приносило. В результате он постоянно искал работу, а его книги никто не покупал. Везде встречая неприятие, презрение и равнодушие, Кузьма тоже начал пить.
Его тонкая душевная организация и эмоциональная открытость миру не выдержали жестокости, и теперь он видел только два выхода: уйти в монастырь или покончить жизнь самоубийством.
В этот период отчаяния Кузьма получает письмо от брата Тихона с приглашением вернуться в Дурновку.
Глава 3
Кузьма приезжает в родной город и несколько воодушевлен. Он начинает тихую и мирную жизнь, но через некоторое время ему становится скучно. С Тихоном даже говорить было особо не о чем — он был человеком практичным и не поддерживал высоких душевных разговоров.
Кузьма чувствует собственное одиночество, ведь даже когда он заболел, ему совершенно некому было помочь и позаботиться о нем.
Тем временем Тихон решает помириться с кухаркой Авдотьей, которую когда-то бросил. Он решил устроить ее замуж за молодого Дениску, человека жестокого и грубого. На это согласилась уже немолодая Авдотья, лишь бы не доживать свою жизнь в нищете и одиночестве. Тихон оплачивает их свадьбу и приданое, но в этот праздник никто не веселился.
Главная идея
В конце рассказа автор приходит к неутешительному, но справедливому выводу: каждый сам виноват в своих несчастьях. Страдая от жестокости и равнодушия внешнего мира, люди не замечают, что сами ведут себя точно так же.
Поэтому Тихон, Кузьма и Авдотья вполне заслуженно встречают старость одинокими и несчастными — они ничего не сделали для того, чтобы иметь по-настоящему ценные отношения с другими людьми, их внимание и заботу. В результате ни богатство, ни творчество, ни брак не могут принести в их жизнь радость.
Дорога домой
Все делало его счастливым в эти предрождественские дни. И долгий путь домой по заснеженной дороге. И кучер, как бы угрожая, щелкнул кнутом, крикнул на лошадь. И огромные сугробы под крыльцом родного дома.
В рассказе часто используется слово «наш». Какое отношение это время года имеет к январским праздникам? Но разве это не та весенняя атмосфера, которая посещает ребенка, который наконец-то дома? Также, возможно, упоминается родник, потому что он ассоциируется у героя с домом.
Осознание Тимофеем своей вины
Сельский богач Красов поступил жестоко и эгоистично по отношению к молодой женщине Авдотье, сломав ей жизнь из-за ее желания иметь детей. Он не любил ее. Может быть, поэтому, когда его брат Кузьма, работавший приказчиком, тяжело заболел, он не получил от Авдотьи ни помощи, ни сочувствия. Наоборот, женщина оставила имущество и оставила его одного, слабого судьбе.
В дальнейшем Тихон, чувствуя свою личную вину перед этой женщиной, решает все-таки исправить ее жизнь, выдав ее замуж. Однако его стремление творить добро заканчивается для Авдотьи очередной бедой. Единственный парень, который соблазнился деньгами Тихона и согласился жениться, был окаянный Дениска. Он вполне способен забить свою жену до смерти. Девушка боится этого фанатика.
Глава 2. Весёлые дни дома
Утром, до завтрака, рассказчик успел обежать весь дом, заглянуть во все комнаты, рассмотреть морозные узоры на окнах. Потом он попросил отца покататься на лыжах и радостно вышел на холодный воздух. Погода стояла прекрасная, в обед уже светило солнце, и рассказчик верил, что скоро придет весна.
Весь день рассказчик не хотел выходить со двора, заглядывал во все уголки. Вот так прошел праздник.
Творческий метод автора
Вполне ожидаемо возникает вопрос: «Почему классик так ограничил предмет описания?». Да почему интеллигент, глубоко понимающий жизнь России начала 20 века, не взялся за эпическое полотно, подобное «Войне и миру»?
Все дело в творческом методе Бунина. «И быгда» четко и лаконично отвечает на наш вопрос. Ответ кроется в самой истории. Один из ее героев исчерпывающе и вообще говорит обо всей необъятной России: «Да это все деревня…!».
Кузьма — талант, задавленный бедностью и безразличием
Бунин описал двух враждебно настроенных родственников в своем рассказе («В деревне»). Итог работы о жизненной миссии Кузьмы в итоге можно выразить одним словом — кризис.
С детства он был одержим желанием учиться. Сосед, отзывчивый, научил его читать и писать. Знаменитый старый гармонист привил ему любовь к литературе. Кузьма мечтал стать писателем, потом пытался сочинять стихи, чтобы честно рассказать людям об окружающей его безобразной жизни…
Бунин сочувственно отзывается об этом персонаже в своем произведении («В деревне»). Анализ духовных исканий этого наивного анархиста, начинающего поэта «надсоновского» типа, занимающегося духовным самобичеванием на русском языке, никого не может оставить равнодушным.
Кузьма — трагический персонаж, он пытается стать духовным в бездуховном обществе. Он фактически обрекает себя на то, чтобы стать агнцем на заклание, талантом со «сломанными крыльями», истерзанным «судьбой и нуждой».
Произведение о регрессе России
Это произведение после выхода в свет в ноябре 1910 г вызвало в русском обществе небывалую острую полемику. Даже Бунина обвиняли в ненависти к России. Рассказ «В деревне» — гротескное произведение, действительно показавшее безбожие русской жизни.
А Бунин правду написал! Лояльным лжецам, так называемым народникам, не удалось осуществить запланированную ими пламенную травлю против Ивана Алексеевича. Максим Горький выстроился в очередь за будущим лауреатом.
Как глубоко чувствовал историограф нюансы народной души! «Чудный мы народ! Разношерстная душа! Либо чистый пес — человек, либо… Он плачет над собой.»
Читайте также: «Подснежник»
Возвращение в город
Работа пронизана любовью к сельским пейзажам. По дороге отец рассказывает о деревне, о том, почему людям скучно здесь жить. Уже по нескольким фразам героя читатель понимает, что этот человек очень мудр. Мужчина говорит, что деревня совсем не скучная, но бедности здесь действительно много.
Чтобы этого не было, надо много работать. И тогда в деревне будет хорошая жизнь. Ведь только здесь можно понять, что такое настоящая весна. В городе человек не в полной мере замечает красоту оттепели. Там он больше внимания уделяет ярким знакам. Природу можно любить только в деревне — вот, пожалуй, главная мысль бунинского рассказа.
По дороге в город мальчик снова любуется природой. Он верит, что эти огромные сугробы скоро растают, и даже бедные черные избы изменят свой вид — станут веселыми и чистыми. Ему нравятся деревенские дома, особенно кирпичные, принадлежащие богатым фермерам.
В таких каютах всегда пахнет свежеиспеченным хлебом, на полу мокрая солома, много людей, и все на работе.
Они покидают деревню. Бесконечные поля вокруг. Черные крестьянские избы позади…
Грех Тимофея Красова
Реальные, современные общественные процессы описаны Буниным в его рассказе («В деревне»). Краткое содержание этого произведения сводится к тому, что финансовый Тихон чувствует себя глубоко несчастным по личным причинам.
Он мечтал о большой семье, но жена зачала только девочек, да и то мертворожденных. По сути, новый владелец усадьбы, дожив до пятидесяти лет, страдал от одиночества. Он даже начал пить. «Без детей человек не человек. Так что своего рода просеивание.»
Потом у Тихона появилась любовница из молодых крестьянок, кухарка Авдотья, работающая в имении. Он согрешил с ней исключительно с целью хотеть иметь ребенка. Однако и это не сработало. Крестьяне Дурновки вскоре узнали о связи Авдотьи с Тихоном, и девушка стала изгоем. Так и пошла его страсть: в платье платок наизнанку.
Это не единственный эпизод, когда Бунин упоминает в своем рассказе («В деревне») произвол в сельской общине. Анализ, сделанный классиком, касался необходимости образования, просвещения крестьян. Автор призывает лучшие умы России способствовать воспитанию духовности и милосердия среди простых людей.
План
Если пересказывать Бунина «В деревне» глава за главой, то надо следовать следующему плану:
- В ожидании праздника.
- Дорога домой.
- Вернитесь в город.
Как мы видим из плана, представленного выше, действия как такового в рассказе нет. Большая часть работы посвящена дороге. Сначала мальчик отправляется с отцом в родной город, а потом возвращается в город. Ничего не сказано о том, как пройдут рождественские каникулы.
Главным в творчестве Бунина является деревня. Именно ей автор посвятил этот небольшой рассказ. А история мальчика, который соскучился по дому и был рад видеть отца, наверное, просто повод спеть про сельский пейзаж — серый и неприглядный для человека, не умеющего ценить красоту, и прекрасный для автора и его героев.
Из истории написания
В начале 20 века Бунин начал работу над серией произведений, посвященных жизни в деревне. Но главным произведением в этом сборнике стал не рассказ, краткое содержание которого представлено выше, а совсем другое произведение. Называется просто — «Деревня».
При написании этого произведения автор поставил перед собой следующую задачу: показать простого русского мужика без прикрас, подчеркнув при этом безысходность его существования. В начале века в России произошли достаточно трагические события, от которых пострадали в первую очередь жители сельской местности.
Но в рассказе «Деревня» Бунин показал бедность не столько материальную, сколько духовную. В то же время он весьма реалистично изобразил картину бедности в деревне.
Автор всей душой сочувствовал крестьянам. Измученные тяжелым трудом, они всю жизнь подвергались унижениям и беспросветной нищете. Но стоит сказать, что, несмотря на достаточно печальный бэкграунд, бунинские герои обладают непосредственностью, детской наивностью и удивительным жизнелюбием.
Эти две работы, посвященные деревне, совершенно разные. В первой, содержание которой передано в данной статье, речь идет о мудром сельчанине. Отец главной героини бедностью не страдает. Один из крестьян называет старшеклассника — главного героя — «барчуком», но ласково, без злобы и зависти.
Отец мальчика привык много работать, любит свою Родину и прививает эту любовь своему маленькому сыну. Этот герой, пожалуй, пример правильного деревенского человека в бунинском понимании.
В рассказе «Деревня» потомкам бывшего крепостного показана нищета духовного мира. Герои этого произведения живут в деревне под названием Дурново, что говорит само за себя.
Глава 3. Отъезд из деревни
Пора ехать в город. Рассказчик очень опечалился, и отец пообещал подарить ему на лето верхового жеребца. Затем он спросил, любит ли его сын весну и природу. Он ответил, что очень любит ее.
Отец говорил, что надо жить ближе к природе, что в деревне очень хорошо живется, самое главное «помогать сельским людям», чтобы бедности было меньше.
Проходя через деревню, они остановились, чтобы покормить лошадей богатого крестьянина, и рассказчик поспешил «посмотреть всю деревню». Потом хозяин их провожал.
— Ну что, барчук, теперь что, до весны в городе?
«К весне, — говорю, — но скоро весна!
— Скоро скоро! мужчина соглашается.
Мы миновали деревню, впереди было только поле, и рассказчик думал о приближающейся весне.
Главный вопрос повести
Это произведение, несмотря на свою кажущуюся локальность (события происходят в деревне Дурновка), заставляло задуматься о судьбе всей страны. Глубоко осознавая грядущие вызовы времени, Бунин писал с неумолимой правдивостью.
В деревне (замечания интеллигенции были единодушны) лучшие силы российского общества, чтобы избежать социальной катастрофы, должны были инициировать реформы. Дело в том, что до бунинской «Деревни» крестьянскими проблемами в России никто серьезно не занимался. Возможно, именно поэтому автора избрали почетным членом Российской академии наук.
Наиболее содержательную рецензию на повесть дал Максим Горький. Он понял: Бунин писал в своем сочинении не о каких-то крестьянах или деревне, он вопрошал всей силой своего таланта накануне надвигающейся социальной катастрофы: «Быть России или не быть?».
Несложившаяся литературная карьера
Написанная им история оказалась невостребованной. Затем Кузьма успел издать сборник своих стихов.
Однако он и сам понимал, что его попытки были слабыми с точки зрения уровня написания. Кроме того, писатель-неудачник вынужден тратить больше душевных сил на зарабатывание хлеба насущного, чем на литературу. Его стремление к творчеству не нашло поддержки и помощи.
Кузьма стал пить, поняв непобедимость человеческого равнодушия. Для себя этот одинокий разочарованный человек определил две перспективы: монастырь или самоубийство.
Именно в этот критический момент и подошел к нему с примирением брат Тихон, предложив стать приказчиком в нажитом имуществе. Подходя к полувеку, старший брат решил помириться с Кузьмой. Он дал ему и другой характер, и другие амбиции.
Кузьма был вдохновлен. Наконец-то у него появился шанс заработать реальные деньги. Днем он вел бухгалтерию, а ночью охранял имущество. Однако вскоре он понял, что его усилия не приносят прибыли.
Между тем в бедном поместье села Дурновка хозяйство не шаталось и не катилось.
Причина проблем с приусадебным хозяйством
Тема деревни в произведениях Бунина реалистична и философски правдива: На чужом несчастье счастья не построишь.
Сельское общество в начале ХХ века утратило свою монолитность и устойчивость, скреплявшие издревле все Российское государство. Об этой тревожной тенденции Бунин написал в своем рассказе («В деревне»).
Отзывы вдумчивых читателей отмечают, что в результате материального и идеологического расслоения сельских жителей появились апокалиптические, ненавидящие всех и вся подобные Дениске.
Сам деревенский нувориш Тихон Красов стал продуктом этого разложения и разложения. Ведь на самом деле свое богатство он построил в период всеобщего обнищания, скупая землю и приобретая имение таким же образом.
Его процветание недолговечно. Он чувствует это и мучается: даже получив в свои руки богатство, он бессилен остановить этот роковой, апокалиптический упадок всей России, и безудержно влечет и себя, и беднейших крестьян Дурновки к развалу всего государства система.
Тихону так и не удалось наладить в своем имении нормальное сельскохозяйственное производство, хотя он приложил немало усилий, пытаясь его организовать. В своих неудачах он винил неуступчивость и злобность местных крестьян. Очевидно, что он должен продать имение по невыгодной цене.
Художественная выразительность средствами композиции
Удивительно целостно создано произведение Бунина «В деревне». В его композицию входит множество вставных сцен с рядом второстепенных персонажей, гротескно характеризующих общее падение нравственности и появление деструктивных акцентов в народном характере.
Пейзажи, представленные автором рассказа, придают завершенность и законченность социальным аспектам рассказа: «дикий цвет церкви», «мелкий глиняный пруд», «навозный пруд», «густая желтая вода». А иногда даже в пейзажные картины Бунина вливается элемент таинственности, как, например, в сцене дождя: «черная тьма разверзлась настежь», «бросил смертоносный синий свет”.
Апокалиптический мотив пронизывает всю повесть «В деревне». Бунин максимизирует его в финальной сцене. Страшно мчатся свадебные сани, везущие жену — деревенского изгоя и фанатичного жениха — посреди страшной метели. Приглашенные на свадьбу гости издают сумасшедшие крики и при этом ужасно танцуют.