- Появление Лопухова
- Между сферами мечтаний и действительности
- «Что делать?»: анализ произведения
- «Что делать?»: история создания
- Роман «Что делать?»: тема
- Предисловие: Происшествие на Литейном мосту
- I. Дурак
- Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом
- Жанровая композиция
- II. Первое следствие дурацкого дела
- Первое сновидение
- Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
- Глава вторая. Первая любовь и законный брак
- Первый сон Верочки
- Глава третья. Замужество и вторая любовь
- Второй сон Веры Павловны
- Третий сон Веры Павловны
- Литературное направление
- Чернышевский «Что делать?» очень кратко
- Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»
- Раскрытие проблем
- Глава четвертая. Второе замужество
- Четвертый сон Веры Павловны
- Глава пятая. Новые лица и развязка
Появление Лопухова
Что еще мы узнаем из краткого содержания романа Чернышевского «Что делать?». После описываемых событий следует рассказ, повествующий о Вере Павловне, о ее жизни, а также о причинах, приведших к столь печальному исходу.
Автор говорит, что его героиня родилась в Петербурге. Здесь она выросла. Отец дамы, Павел Константинович Возальский, был главой дома. Мать занималась тем, что давала деньги в качестве залога. Главной целью Марьи Алексеевны (матери Веры Павловны) было выгодное замужество дочери.
И она сделала все возможное, чтобы решить эту проблему. Злая и недалекая Марья Алексеевна приглашает к дочери учителя музыки. Покупает Вере красивую одежду, ходит с ней в театр. Вскоре на чернокожую красивую девушку обращает внимание сын владельца, офицер Сторешников. Молодой человек решает соблазнить Веру.
Марья Алексеевна надеется заставить Сторешникова жениться на ее дочери. Для этого она требует от Веры благосклонности к молодому человеку. Однако девушка прекрасно понимает истинные намерения возлюбленного и всячески отказывается от знаков внимания. Каким-то образом ей даже удается ввести в заблуждение свою мать.
Она делает вид, что поддерживает ловеласа. Но рано или поздно обман раскроется. Это делает положение Веры Павловны в доме просто невыносимым. Но все разрешилось внезапно и в то же время самым неожиданным образом.
В доме появился Дмитрий Сергеевич Лопухов. Родители Веры пригласили эту аспирантку-медика присоединиться к ее брату Феде в качестве учителя. Поначалу молодые люди очень настороженно относились друг к другу. Однако их общение стало перетекать в разговоры о музыке и книгах, а также о праведном направлении мысли.
Прошло время. Вера и Дмитрий прониклись симпатией друг к другу. Лопухов узнает о положении девушки и делает попытку ей помочь. Он ищет работу гувернантки для Верочки. Такая работа позволила бы девочке жить отдельно от родителей.
Но все усилия Лопухова не увенчались успехом. Он не смог найти таких хозяев, которые согласились бы взять к себе сбежавшую из дома девушку. Затем влюбленный юноша делает еще один шаг. Он бросает учебу и начинает переводить учебник и частные уроки. Это позволяет ему начать получать достаточно средств. В это же время Дмитрий делает предложение Вере.
Между сферами мечтаний и действительности
Найти свой путь не значит найти его и следовать ему. Между мечтами и их воплощением огромная пропасть. Кто-то не решается его пропустить, а кто-то собирает всю волю в кулак и делает решительный шаг. Так отвечает Чернышевский на проблему, поставленную в его романе «Что делать?».
Анализ этапов становления личности Веры Павловны вместо читателя осуществляет сам автор. Он ведет его через воплощение героиней ее мечтаний о собственной свободе в реальность через активную деятельность. Пусть это будет трудная, но прямая и вполне проходимая дорога.
И по его словам, Чернышевский не только направляет свою героиню, но и позволяет ей добиться желаемого, давая понять читателю, что только деятельность может достичь заветной цели. К сожалению, автор подчеркивает, что не все выбирают этот путь. Не все.
«Что делать?»: анализ произведения
О любви и не только рассказал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальные, экономические и философские аспекты жизни, отношения между отцами и детьми, образование, значение силы воли. На страницах романа есть даже революционные намеки. При анализе произведения важно обратить внимание на следующие аспекты:
«Что делать?»: история создания
Автор начал работу над романом в декабре 1862 г., а закончил ее в апреле 1863 г. Затем был арестован за радикальные взгляды, автор находился в Петропавловской крепости. Роман задуман как отклик на тургеневский опус «Отцы и дети», в связи с чем произведения в некоторых моментах схожи.
Для осуществления цензуры Чернышевский обрамлял политические подтексты и социальные темы в контекст любви, добавляя в сюжет сны главного героя. Поэтому роман был опубликован «Современником», но вскоре произведение было запрещено. Повторное разрешение на публикацию не выдавалось до 1905 года.
Роман «Что делать?»: тема
Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель размышляет над:
- любовь, основанная на общих интересах и взаимном уважении;
- мечтает о новой общественной жизни;
- брак без любви;
- вопросы дружбы;
- возможности равных прав для мужчин и женщин;
- значение труда в жизни человека.
«Что делать?» (телеспектакль, 1971): YouTube/Н.Г. Чернышевский
После захватывающего начала тема раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере мы видим важность вопросов любви и брака, особенно для женщин, с мнением которых в то время часто вообще не считались. Идея равного труда представлена в рассказе главного героя о создании швейных мастерских.
Вопросы дружбы, взаимоуважения и взаимопонимания остаются в центре внимания автора и читателя на протяжении всего рассказа.
Предисловие: Происшествие на Литейном мосту
Утром 11 июля 1856 года в номере одной из больших петербургских гостиниц слуга находит странную записку:
«Я ухожу в 11 вечера и не вернусь. Меня услышат на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. У меня нет никаких подозрений».
Милиционер связывает это сообщение со словами очевидцев, которые ночью слышали выстрел у Литейного моста. Позже там же находят и пуленепробиваемую кепку исчезнувшего из гостиницы господина.
В тот же день в полдень, пока она шила в доме на Штейнбруне, Вера Павловна получила письмо. В нем автор сообщения пишет, что больше не намерен «нарушать ее покой», просит ни о чем не жалеть и признается, что «любит обоих».
Это письмо произвело сильное впечатление на Веру Павловну. Вошедший в нее молодой человек не может ее успокоить. Она признается ему, что чувствует себя виноватой в случившемся: «Ты не виноват — я одна…»
Автор продолжает обсуждение «зрелищных сцен», с которых романисты любят начинать свои произведения. Именно этот прием он использовал в начале романа.
I. Дурак
Роман начинается с точной даты — 11 июля 1856 года. Именно в этот день молодой человек поселился в одной из петербургских гостиниц. Он заказал скромный ужин в номер и попросил разбудить его завтра утром, есть важные дела. Но на следующее утро гость не открыл дверь, сколько бы людей в нее не стучало. Пришлось вызывать полицию, которая тоже не могла пробиться в комнату. Пришлось ломать дверь.
Комната была пуста, но на столе лежала записка. Сообщается, что мужчина покинул гостиницу вечером. Скоро о нем услышат на Литейном мосту, но заподозрить никого не следует.
Милиционер понял, что постоялец гостиницы был именно тем человеком, который застрелился в ту ночь на Литейном мосту. Правда, самоубийство до сих пор не доказано, и тело не найдено, но капсюль от пули уже захвачен, и многие слышали настоящий выстрел.
Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом
Необычным подходом к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и затушевал запретные мотивы. Вначале кажется, что задача автора — описать историю любви. Но это всего лишь маска, призванная скрыть общественно-политическую составляющую романа. Последнее раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.
Автор нанизывает эпизоды, постепенно раскрывая основные мотивы поведения персонажей и основную тему произведения. Интересный прием связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует основу для рассказа.
Жанровая композиция
Жанр произведения определяется «утопическим романом». Чернышевский описывает не настоящее время, а счастливое и беззаботное будущее, где девушки свободны, мужчины не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, доступно каждому.
Николай Гаврилович высказал идеализированное будущее, в котором основывались принципы коммунизма. Именно по этой причине произведение получилось утопичным и нереалистичным, ведь вместо героев у Чернышевского не люди, а идеи, живущие в образах.
Направление романа относится к социалистическому реализму. Автор был далек от социализма, как и вся страна тогда, но использовал чужие идеи, его пленили «единство, равенство и свобода».
Все строки говорят о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны. Недаром Вера создала мастерскую, которая принадлежит не ей, а всем, кто в ней работает. Это проект с обновленной структурой государства, в нем нет частной собственности. Поэтому реализм писателя относится к «социалистическим», он направлен на описание новых точек зрения.
II. Первое следствие дурацкого дела
В то же утро в избе на Каменном острове молодая женщина Вера Павловна шила платье и пела веселую французскую песенку о рабочих. Однако настроение у женщины было не самым радужным, она как будто предчувствовала беду. Вскоре это произошло. Служанка принесла Вере Павловне письмо, из которого стало ясно, что дорогой ей человек покончил жизнь самоубийством.
На рыдания женщины в комнату вошел молодой человек, который тут же бросился успокаивать Веру Павловну. Однако она стала отталкивать утешение и обвинять его в смерти их общего друга. Тогда она свалила всю вину на себя.
В течение часа Вера Павловна смогла справиться со своими чувствами, и она решила покинуть Петербург. Сначала в Москву, а потом в большой город, где можно найти работу губернатором. Она сообщила об этом молодому человеку, заверив, что так будет лучше для обоих. Расставание с молодыми людьми было эмоциональным и коротким.
Первое сновидение
В первом из четырех снов Вера Павловна оказалась в заточении в темнице. Но она вдруг вырвалась из своего страшного плена и оказалась посреди поля спелых желтых колосков. Героине казалось, что в тот момент, когда она двигалась, она словно излечилась от страшной болезни, похожей на паралич. Ведь оказавшись в поле, она стала чувствовать себя в разы лучше и стало легче дышать.
С Верой заговорила девушка, которая была невестой его жениха, таким образом Чернышевский хотел показать любовь к людям. После разговора героиня романа отправилась прогуляться по улицам города, помогая всем на пути. Она вытаскивала женщин из застенков и лечила их, потому что ей велел сделать это новый знакомый.
Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Главная героиня романа — Вера Павловна Розальская. Ее детство прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой улице, рядом с Семёновским мостом. Отец Веры, Павел Константинович Розальский, работал управляющим в доме, а также служил помощником делопроизводителя в одном из отделов.
Мать Веры Мария Алексеевна дала деньги на залог и заработала небольшой «капитал». По ее словам, пять тысяч.
Женщина призналась Вере в серьезности. Уже в четырнадцать лет девочка одевала всю семью. Когда Вера подросла, мать стала называть ее цыганкой из-за черной кожи. Шестнадцатилетняя девушка часто смотрелась в зеркало и постепенно смирилась с тем, что она некрасивая девушка.
На самом деле это не так. Вскоре Марья Алексеевна перестала называть дочь чучелом и одевать ее в лохмотья. Наоборот, она стала покупать ей дорогие и красивые платья.
А все потому, что мудрая женщина решила найти для своей Веры богатого жениха. В это время прошел слух, что Верой заинтересовался начальник Павла Константиновича. Этот вариант был вполне приемлем для Марьи Алексеевны, но чиновник слишком долго думал и не мог сделать первый шаг.
Тогда на Марью Алексеевну обратил внимание барский сын, молодой офицер и светский франт Михаил Иванович Сторешников, который иногда заходил к ним на квартиру. Она наставляла дочь быть ласковее с возлюбленным, даже организовала поход в театр, где Вера, Марья Алексеевна и хозяйский сын с двумя друзьями оказались в одной ложе.
Но Вера, сославшись на головную боль, пошла домой. Она прекрасно понимала намерения молодого ловеласа, который хотел лишь соблазнить ее.
Но Марья Алексеевна не хотела отступать от своего плана. Она была твердо уверена, что рано или поздно Сторешников женится на ее дочери. Ради этого предприимчивая женщина была готова на все. С тех пор жизнь в родительском доме стала для Веры невыносимой.
События развивались по-своему. Михаил Сторешников уже не мог отказаться от мысли иметь веру. Если она не хочет быть любовницей, то пусть выходит за него замуж. Учитывая богатство и положение Михаила Ивановича, не каждая девушка из обычной семьи смогла бы отказаться от такой выгодной вечеринки.
К женитьбе Сторешникова также принуждала его подруга-француженка Жюли. Полусветская дама была уверена, что, женившись на такой умной и красивой девушке, Михаил сделает блестящую карьеру.
Однако Вера отказалась от предложения, еще больше распалив страсть Михаила. Он стал умолять девушку, чтобы она не ответила ему категорическим «нет», а дала ему шанс исправиться и заслужить ее любовь. Вера Павловна согласилась, хотя и предупредила Сторешникова, что не изменит своего решения.
Такая ситуация длилась около четырех месяцев. Мария Алексеевна, Павел Константинович, Верочка, Михаил Сторешников и его мать Анна Петровна все эти дни ждали: когда наконец решится дело?
Читайте также: «Студент» краткое содержание рассказа
Глава вторая. Первая любовь и законный брак
В доме Розальских стал появляться молодой человек — Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он был студентом-медиком, который подрабатывал частным репетитором. Так как девятилетнему брату Веры Павловны Дмитрию был нужен репетитор, Лопухова пригласили помочь мальчику освоить некоторые дисциплины.
Вера познакомилась с Дмитрием не сразу. Сначала она узнала от Федора, что его учитель человек занятой, мало обращает внимания на женщин, даже на таких хорошеньких, как ее сестра. Эта информация от брата несколько разочаровала Веру, она решила, что Дмитрий довольно скучный человек, хотя и выглядит неплохо.
Но вскоре в отношениях двух молодых людей произошла кардинальная перемена. Произошло это на дне рождения Веры Павловны, куда был приглашен и Лопухов. Гостей было немного, потому что именинница хотела отметить праздник в непринужденной обстановке. С «официальным» женихом Верочка станцевала первую кадриль.
А во время третьей кадрили ее партнером был Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми состоялся первый откровенный разговор. За вечер они еще несколько раз поговорили и почувствовали любовь друг к другу.
Лопухов рассказал Вере, что живет на съемной квартире со своим очень близким другом Александром Кирсановым, у которого темно-русые волосы и темно-синие глаза. Кирсанов уже окончил Медицинскую академию, считается прекрасным врачом, хотя имеет небольшую врачебную практику и больше склонен к научной работе.
На следующий день Вера Павловна решила, что Лопухову можно полностью доверять, поэтому рассказала студентке о своем положении. Дмитрий решил помочь девушке и стал усердно подыскивать ей место гувернантки.
Первый сон Верочки
Примерно в это же время Вере Павловне приснился первый многозначительный сон, которых в романе будет четыре. Во сне Вера вырывается из душного подвала, где лежала больная. Она гуляет на свежем воздухе, в красивом поле, где встречает добрую очаровательную женщину, которая всем помогает.
Вера обещает своей новой подруге, что тоже будет выпускать женщин на природу из темных и сырых подвалов.
А реальность такова, что никто не хочет брать на себя ответственность за девушку, которая вот-вот покинет родительский дом. Вера встречает Дмитрия в условленном месте, но каждый раз молодой человек не может сказать ей ничего утешительного.
Вскоре Дмитрий ясно понимает, что таким образом ему не удастся вытащить Верочку из родительского дома и решает жениться на ней. Лопухов делает Розальской предложение. Вера Павловна соглашается, но тут же выдвигает свои условия, так как брак формальный.
Они не только будут спать с Дмитрием отдельно, но и большую часть времени проводить в разных комнатах. Кроме того, Вера Павловна не хочет, чтобы Александр Кирсанов жил с ними.
Лопухов соглашается на все условия, более того, старается заработать как можно больше денег, чтобы новая семья ни в чем не нуждалась. Дмитрий понимает, что ему нужно снять квартиру на первое время. Ему удается найти приличное и доступное жилье на Васильевском острове.
Молодоженов обвенчал друг Лопухова священник Алексей Петрович Мерцалов, окончивший когда-то курс Духовной академии. Перед этим таинством Дмитрий предложил Вере поцеловаться, чтобы не чувствовать себя особенно неловко во время церемонии. Ведь там тоже надо целоваться, такова церковная традиция.
После свадьбы Веру Павловну больше не держали в родительском доме. Все, что мне нужно было сделать, это поговорить с мамой. Девушка решила, что лучше всего будет сообщить ей об этом вне дома, чтобы Марья Алексеевна не заставляла дочь держать ее. Вскоре подходящая возможность нашлась.
Когда Вера Павловна сказала матери, что собирается прогуляться по Невскому проспекту, Марья Алексеевна вызвалась составить ей компанию. Возле лавки Рузанова Вера быстро сообщила матери, что уезжает из дома, так как вышла замуж за Дмитрия Сергеевича. Девушка быстро запрыгнула в первый попавшийся вагон.
Глава третья. Замужество и вторая любовь
Прошло три месяца, как Вера Павловна стала жить на съемной квартире с Дмитрием Лопуховым. Однако хозяин и хозяйка квартиры были удивлены отношениями молодоженов. «Красотка» и «красавица» спали в разных комнатах, входили друг в друга только стуком. Они всегда были красиво одеты.
Вера пыталась объяснить хозяйке, что такие отношения гарантируют долгую семейную жизнь, но вряд ли та согласилась с ней.
Но дела в новой семье шли хорошо. Вера Павловна тоже вносила свой вклад в семейный бюджет. Она давала частные уроки и вскоре открыла небольшую швейную мастерскую. Джулия помогла ей в этом.
Второй сон Веры Павловны
Первой Вера Павловна увидела ушное поле. Туда поехали ее муж и Алексей Петрович Мерцалов. У них был философский разговор о грязи. Из их оценок выяснилось, что полезной и вредной может быть грязь, из которой ничего не может вырасти. Все зависит от движения. Если его нет, грязь застаивается.
А где застой, там нет жизни. Затем герои романа начинают вспоминать свое прошлое. Мерцалов рассказывает о тяжелом детстве, о том, как его матери приходилось работать день и ночь, чтобы обслуживать большую семью. Вспомнила Вера Павловна и свою мать Марью Алексеевну, которая заботилась о дочери, воспитывала ее, одевала, кормила.
Вера приходит к выводу, что мать хоть и была злой, но делала дочери добро. И со временем злых людей будет становиться все меньше и меньше, их постепенно заменят добрые.
Ниже приводится подробное описание того, как Вера Павловна вела дело, по-новому организовывала работу в своей швейной мастерской и привлекала всех сотрудников к активному участию в производственном процессе. Девушки, тщательно отобранные Верой Павловной, работали самостоятельно, но были совладельцами мастерской, получая свой процент от дохода.
Вера Павловна также позаботилась об остальных своих подопечных. В свободное время они вместе гуляли, ездили на пикники. Так удачно и комфортно пролетели три года замужества Верочки и становления мастерской.
Как-то после пикника Дмитрий Сергеевич почувствовал себя плохо и обратился за помощью к Александру Кирсанову. Вместе они определили, что у Лопухова пневмония. Болезнь пока не опасна, но меры принимать необходимо. С тех пор Александр Кирсанов стал часто бывать в доме Лопуховых, ругал Веру Павловну за то, что она очень беспокоится, не спит по ночам, что может нанести серьезный ущерб ее здоровью.
Несколько лет назад Кирсанов вдруг понял, что испытывает к Вере Павловне нежные чувства, но тут же решил, что не станет доставлять неприятностей своему другу. Усилием воли он погасил эти чувства. Он практически перестал бывать в доме Лопухова. Но теперь Кирсанов боялся, что может вспыхнуть новая искра.
Ведь в отношениях между молодыми людьми что-то изменилось. Они чувствовали, что влюблены друг в друга. И Кирсанов, и Вера Павловна прекрасно понимали, что «фиктивный» брак женщины с Лопуховым обеспечивает безбедную и благополучную жизнь. Но их сердца жаждали любви.
Третий сон Веры Павловны
В этом сне проявляются скрытые чувства Веры Павловны, во многом из которых она боялась признаться даже самой себе. Вместе с известным певцом Бозио Вера Павловна читает свой дневник, который, кстати, в реальной жизни никогда не вела. Из ее записей становится ясно, что женщина испытывает к мужу множество прекрасных чувств: уважение, благодарность, доверие…
Однако в этот список не входит та любовь, которую Вера Павловна испытывает к Александру Кирсанову. Женщина очень хочет любить своего мужа, но не может совладать со своим сердцем.
Через некоторое время Вера Павловна решает рассказать Дмитрию Сергеевичу свой сон, а затем пишет письмо мужу, в котором признается, что любит Кирсанова. Вера Павловна оставила это письмо в кабинете Лопухова, хотела забрать его, но не успела.
Дмитрий Сергеевич был уже морально готов к такому повороту, поэтому после признания Веры он отправился в Рязань, а оттуда в Санкт-Петербург, где 11 июля поселился в гостинице. Теперь становится ясно, кем был тот человек, который в начале романа застрелился на Литейном мосту. Но что же все-таки случилось с Лопуховым? В конце концов, они нашли только его пулевую крышку.
Вскоре после того, как Вера Павловна узнала о случившемся и собралась в дорогу, к ней приехал друг ее мужа и Кирсанова, студент Рахметов. Ниже представлена подробная история этого человека, его взаимоотношений, образа жизни и многих интересных черт характера.
Образ Рахметова загадочен и невысказан, но все критики видят в нем будущего революционера, а автор называет Рахметова «особым человеком».
На момент рассказа Рахметову всего 22 года, но он уже многое успел повидать. Чтобы развить волю и закалить характер, юноша спал на гвоздях, помогал баржам в их путешествии по Волге, а для поддержания физической силы ел только говядину.
Происходя из знатного рода и будучи богатым человеком, Рахметов легко расставался с деньгами в пользу бедняков, вел спартанский образ жизни и тратил на себя лишь часть своего дохода. Образ Рахметова как нельзя лучше олицетворяет новых людей, которым посвящен роман Чернышевского.
Визит Рахметова к Вере Павловне в тот роковой день не был случайным. Студент принес женщине записку от Лопухова. В ней Дмитрий Сергеевич просит свою «возлюбленную» во всем слушаться этого человека.
Сам Рахметов спокойно и разумно объясняет Вере Павловне, что у Розальской много противоречий с Лопуховым. У них слишком разные характеры, поэтому такой союз не мог существовать долго.
Слова Рахметова успокаивают Веру Павловну, она полностью согласна с такими доводами. Через некоторое время женщина отправляется в Новгород, где знакомится с Александром Кирсановым.
Литературное направление
Направление и жанр книги разные. Работа «Что делать» относится к социологическому реализму, при этом является утопией. В этом романе тесно связаны реальные события и вымыслы автора будущего. Из-за этого читатели воспринимали книгу неоднозначно, их пугали перспективы, которые открывал Чернышевский.
Роман также считается философско-публицистическим. Автор использует в тексте множество скрытых смыслов, тщательно скрывая их в любовной линии. Чернышевский не был профессиональным писателем, он просто облекал в литературную форму свои мысли о будущем справедливом общественном устройстве.
В романе рассматриваются философские вопросы, заметен публицистический накал страстей. Вымышленный сюжет охватывает только истинные мысли автора из захваченных цензорами. Самый смысл названия романа Чернышевского «Что делать» в том, что произведение является наставлением для революционеров. Автор побуждает их к определенным действиям.
Чернышевский «Что делать?» очень кратко
Молодой человек заселяется в гостиницу и ночует. Он не выходит из своей комнаты по утрам. Полицейский стучит в дверь и находит лишь записку, в которой становится ясно, что молодой человек покончил жизнь самоубийством. Ночью на мосту неизвестный застрелился и скрылся. Тело не нашли, нашли только кепку постояльца отеля.
В это же время молодая женщина Вера Павловна получает письмо, в котором автор говорит, что любит их обоих и уходит от них. Вера винит себя, говорит, что должна развестись с молодым человеком в комнате, и просит его уйти, но потом не выдерживает и бросается ему на шею.
Вера Павловна родилась в семье главы богатого дома в Петербурге на Гороховой. Ее отец, Павел Константинович Розальский, во всем слушался жену. Мать ее, Марья Алексеевна, была рисковой, жадной и даже злой женщиной. Она нажила состояние на сомнительных схемах, ссужая небольшие суммы под поручительство.
Долгое время она пренебрегала Верой, кричала на нее, но в 16 лет Вера расцвела и стала милой девочкой. Она решила найти дочь богатого жениха. В этом же доме нашли его — хозяйского сына офицера Сторешникова. Вера его не любила, потому что сначала он хотел сделать ее своей любовницей.
Под влиянием матери и из жалости к офицерской любви, которую, как оказалось, он испытывал, Вера не сразу отвергла его предложение руки и сердца.
Прошло несколько месяцев. Брата Веры пригласил преподаватель, студент-медик Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он честный, серьезный молодой человек, который не любит различных вольностей. Поначалу Вера и Дмитрий недолюбливали друг друга, но потом, пообщавшись, стали проводить все больше времени в обществе друг друга.
Лопухов хотел помочь Вере сбежать из дома и устроиться губернатором. Вера впервые мечтает об освобождении из сырого подвала.
Но этот проект провалился. В результате он решает бросить учебу, жениться на Вере и увезти ее. Они решают снять квартиру с 3 комнатами: с одной нейтральной комнатой, где они будут встречаться, и комнатами для каждого из супругов. Они поженились тайно и быстро.
Супружеская жизнь Лопуховенцев протекала спокойно. Дмитрий дает уроки. Вера тоже нашла уроки, открыла собственную швейную мастерскую. Ей снится поле и грязь. К ним приезжают друзья Лопухова: Мерцалов, Кирсанов, Рахметов, которого часто называют Никитушкой Ломовым, «особым человеком».
Близкий друг ее мужа Александр Матвеевич Кирсанов много времени проводит с Верой, они вместе ходят в оперу. Когда Лопухов заболевает, Александр помогает лечить друга. Вера влюбляется в него. Ей снится третий сон о ее дневнике. Лопухов под влиянием эмоций решает инсценировать самоубийство и исчезает.
Рахметов приносит записку от Лопухова, в которой тот все объясняет. Вера и Кирсанов женятся. Со временем она открывает еще одну мастерскую. Вера также начинает изучать медицину. У нее есть мечта об истории и месте женщины в ней.
Затем они знакомятся с четой Бомонтов: англичанином, прекрасно говорящим по-русски, и его женой. Англичанин оказывается Лопуховым. Обе семьи становятся друзьями и позже живут в одном доме.
Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»
Николай Гаврилович написал роман Что делать? находясь в плену, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 гг. Роман разрешили напечатать только потому, что цензура заметила только одну любовную линию. А когда умы чиновников поняли смысл произведения, цензура была снята, а роман попал в немилость у верхушки царской России из-за своего «революционного» характера».
Но дело было сделано: редкое объединение молодых и перспективных людей не обсуждало идеи и содержание романа. Что делать? на ваших вечеринках. Число благородных поступков стало расти в геометрической прогрессии, ибо, по Чернышевскому, свобода личности неотделима от высоких нравственных убеждений.
Раскрытие проблем
Проблематика утопического романа также не может быть описана кратко, так как она также очень обширна. Николай Гаврилович ставит следующие вопросы:
- Женская проблема. В России в то время девушки не могли работать и заниматься саморазвитием, так как должны были придерживаться семейной жизни и заниматься детьми. Чернышевский настаивал на том, что женщины имеют такие же права, как и мужчины. Они обязаны вести общественную работу, жить самостоятельной жизнью, они должны иметь право голоса.
- Социальная несправедливость. Девушка не похожа на мужчину, помощник не на директора, люди не на власть имущих. Все описанные противоречия породили множество конфликтов. Только избавление от частной собственности может изменить ход событий.
- Мнение общества. Пока люди не избавятся от страха, они будут зависеть от общественного мнения, то есть не выступят вперед и не будут свободны. Если все начнут делать то, что нужно делать, жизнь изменится к лучшему.
- Жадность и своекорыстие. Это вынуждает людей проявлять жестокость и грубость. Деньги — смысл жизни, но они разрушают любовные отношения и дружбу. Пока бедняк живет впроголодь, элита жиреет, и такая несправедливость рождается только из-за жадности.
Чернышевский пытался написать роман о социалистическом будущем, происходящем в обычной мастерской. Вера тоже работает — организует работу компании. Это своего рода муниципалитет, где все равны.
Описанная модель показывает будущее России: все люди равны друг другу и все получают поровну.
Глава четвертая. Второе замужество
Вера Павловна получает письмо из Берлина от человека, называющего себя близким другом Лопухова. В этом сообщении незнакомец якобы передает мысли Дмитрия Сергеевича. Например, что он и Вера Павловна очень разные люди. Расставание было лучшим выходом из их положения. Лопухов анализирует все обстоятельства их странной семейной жизни.
Вера Павловна отвечает на письмо. Она одинаково подробно анализирует действия своего мужа Александра Кирсанова и свои собственные. Отношения в их треугольнике отличались разумным эгоизмом, что соответствовало образу жизни ее друзей, а позже и самой Веры Павловны.
Семейная жизнь Розальской и Кирсанова продолжается своим чередом. Пара живет на улице Сергиевской, ближе к Выборгской стороне. В их доме есть нейтральные и ненейтральные комнаты, в которые можно войти только после стука.
Все очень стараются, потому что открылась еще одна швейная мастерская. Однако Вера Павловна не забывает себя, она ведет тот образ жизни, который ей нравится. Мужчина рад помочь в этом. Он живо интересуется всеми делами жены, ее настроением и самочувствием. В трудную минуту Александр Кирсанов готов заменить мужское плечо.
А любимый муж помогает жене изучать медицину. Вера Павловна иногда ездит к мужу на работу, в больницу. В девятнадцатом веке женщины практически не работали врачами, поэтому решение Веры Павловны было смелым.
Одним словом, будни и праздники в семье Кирсановых наполнены интересными делами и общением.
Четвертый сон Веры Павловны
На этот раз Вера Павловна видит во сне исторические образы, в центре образ женщины в разные эпохи и у разных народов. Но ни в Астарте, ни в Афродите, ни в какой другой царице-женщине Вера Павловна не узнает себя. Она не олицетворяет собой прекрасную даму, за которую на турнире сражаются рыцари.
Вера Павловна понимает, что любовь к женщине в прошлом была страстной, нежной, возвышенной. Но она никогда не была свободна от насилия, не приносила женщине истинного счастья.
И вдруг Вера Павловна видит себя в образе женщины-богини. Ее лицо озаряется сиянием любви. Тогда перед глазами женщины вспыхивают яркие образы будущего России. Там в красивых домах живут счастливые люди, которые с удовольствием работают, а по вечерам и в выходные предаются дикому веселью.
Именно ради такого будущего мы должны плодотворно работать, переносить все трудности и проблемы сегодняшнего дня.
Вскоре Вера Павловна вместе с коллегой Натальей Мерцаловой открывает собственный магазин на Невском проспекте. Женщины мечтают, чтобы через несколько лет у них было много швейных мастерских, возможно, даже больше десяти. Еще несколько лет прошло без особых событий.
Глава пятая. Новые лица и развязка
В начале главы автор подробно рассказывает о Катерине Васильевне Полозовой и ее отце, капитане в отставке, который растратил свое имущество и ушел в отставку. Находясь на заслуженном отдыхе, он решил заняться бизнесом и вскоре преуспел в этом деле, став миллионером. Правда, потом он снова разорился, а у Полозова остались какие-то сбережения на безбедную жизнь.
Отцовские чувства бывшего капитана к дочери чем-то схожи с чувствами Марьи Алексеевны. Полозов тоже не лишен самодурства, и многие его действия направлены лишь на достижение собственной выгоды. Он запрещает дочери встречаться со светским феминистом Соловцовым, в которого глубоко влюблена Катерина Васильевна.
На этой почве в семье Полозовых возникает серьезный конфликт, в результате которого у Катерины Васильевны случился нервный срыв, и она оказалась на грани смерти. Александр Кирсанов помог девушке выйти из этого состояния, открыл ей глаза на человека, недостойного ее любви.
При этом Кирсанову удалось убедить Полозова в том, что взрослую дочь воспитать такими методами нельзя, что ей следует предоставить свободу выбора.
Между тем жизнь в семье Кирсановых продолжается своим чередом. Работа со швейными мастерскими не только обеспечивает стабильный доход, но и дает возможность интересно провести свободное время.
В гости к Кирсановым приезжает много интересных людей, среди них в основном молодые студенты, единомышленники. Все они трудолюбивы, живут по строгим правилам и практичны.
Однажды среди гостей Кирсановых оказывается Катерина Васильевна Полозова (ныне Бомонт) с мужем Чарльзом, агентом английской фирмы. Мужчина отлично говорит по-русски, так как провел в России более двадцати лет. Отношения Чарльза и Кэтрин основаны на взаимных чувствах, но вполне рациональных, без лишних переживаний и страстей.
Вскоре выясняется, что Шарль Бомонт — бывший муж Веры Павловны Дмитрий Сергеевич Лопухов. На Литейном мосту он лишь инсценировал самоубийство, чтобы не тревожить любовь Веры и Кирсанова. Затем Лопухов уехал в Америку, где стал предпринимателем и заработал солидный капитал.
Обе семьи испытывают огромную радость от совместного общения и духовной близости. Они живут в одном доме, часто принимают гостей, устраивают праздники и пикники.
На одном из таких мероприятий появляется дама в трауре. В центре внимания гостей странная женщина, она много говорит, шутит, поет и рассказывает историю своей любви.