Читательский дневник «Сказка о царе Берендее» Василия Жуковского

Краткие содержания

Характеристика главных героев:

  • Иван Царевич — Добрый, честный, красивый, молодой. Но легкомысленный и забывчивый.
  • Марья-царевна — Смелая, умная, красивая. Очарование. Целеустремленность и устремленность в будущее. Верный.
  • Берендей — Просто царь. Он пытался спасти сына, но слово свое сдержал.
  •  Кощей — Злой Король. Злой колдун. Жестокий тиран.

Характеристика второстепенных героев:

  • Старик добрый, бедный. Спас Мэри.

План сказки:

  1. Берендей и Кощей.
  2. Иван смотрит.
  3. Старик и его советы.
  4. Конец в море.
  5. Иван и Марья.
  6. Задачи Кощея.
  7. Бегство от Кощея.
  8. Обман Кощея.
  9. Забывчивый Иван.
  10. Магия Мэри

Основная мысль «Сказки о царе Берендее»

Основная мысль сказки в том, что счастье никогда не дается просто так, его нужно заслужить.

Основная идея приключения в том, что трудности и испытания должны закалить характер.

И если вам удастся их преодолеть, вы сможете найти свое счастье.

Чему учит сказка

История учит держать слово. Учит честности и мужеству.

Она учит стоять на своем, никогда не отступать и никогда не сдаваться.

Научитесь использовать то, что вы узнали.

Учимся верности, учимся верить в лучшее.

Краткий отзыв по произведению «Сказка о царе Берендее» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумал, что многие проблемы случаются с людьми из-за того, что они забывают свои обещания.

Тут Берендей забыл это слово и разозлил Кощея.

Ивану пришлось просить прощения на всех четверых.

А сам князь забыл свое обещание Марье и чуть не женился на другой.

Насколько легче было бы жить, если бы никто ничего не забывал!

Это очень интересная и поучительная сказка классика русской литературы, поэта Василия Жуковского.

Автору удалось создать удивительно интересное, оригинальное произведение, в котором есть следы многих народных сказок.

Мне очень нравится хитрая и красивая Марья, которая выбрала себе жениха и пристала к нему.

Еще мне нравится Иван, гордый, но смелый.

Он сделал все, что мог. И он пытался быть честным.

Всем советую прочитать этот рассказ и подумать, не забыли ли мы что-то важное.

Что-то, что может изменить нашу жизнь.

Пословицы к произведению:

  • Дав слово — держи его, а не дав — будь сильным.
  • Ученье свет а неученье тьма.
  • Хорошая помощь вовремя.
  • Друг познается в беде.
  • Муж и жена, один Сатаны.

Словарь неизвестных слов:

  • Грустно — грустно, грустно.
  • Холодно холодно.
  • Гоголь – водоплавающая птица.
  • Не падай — не грусти.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Зло вернулось к себе, Иван-царевич, а пчелка Марья-царевна уже была там.

— Что же ты опять такой задумчивый, милый Иван-царевич? спросила она.

«Невольно вы будете тактичны,» ответил он ей.

— Твой отец затеял новую шутку: я шью ему сапоги с отделкой;

Какой я сапожник? я сын короля; Я ничем не хуже его типа. Кощей он бессмертен! Мы видели многих из этих бессмертных».

— Иван-царевич, что ты собираешься делать?»

«Что мне здесь делать? Сапоги шить не буду. Хочет голову снять — черт с ним, с собакой! Что мне нужно!»

Вера берендеев

Они были язычниками и одухотворяли всю окружающую их природу. Каждый камешек, особенно большой камень, каждое дерево, каждый куст и лист имели душу. Они, как и все остальные, хотели знать свое будущее. Гадание берендеев заключалось в том, чтобы смотреть на листья, которые падали им под ноги.

Так их покровительница, природа, подавала им знаки. Даже сегодня, если вы хотите погадать на любовь, вы можете написать имя возлюбленного на листке бумаги, а затем подбросить его вверх:

  • Если он поднялся высоко, то все идет благополучно и обоюдно. Если при этом он кружится в воздухе, отношения будут счастливыми и долгими.
  • Если он улетел в сторону или низко, может возникнуть ссора.
  • Если лист упал, то ждите конфликтов.

Гадание на цветах.

Необходимо собрать букет из полевых цветов и поставить в вазу или банку. Затем загадайте желание и обратите внимание на свой цветок. Если он исчезнет за одну ночь, желание не сбудется. На букете можно погадать всей семьей. Просто каждый должен выбрать для себя отдельный цветок.

Гадание на осенних листьях.

Собирают 9 опавших листьев: три красных, три зеленых, три желтых. Их собирают в произвольную стопку, а затем из нее вынимают три листочка. По сочетаниям их цветов расшифровывается значение:

  • собралось 3 красных листа — вас ждут достижения, если вы проявите ловкость и смекалку.
  • 2 красных и желтых — откроются неожиданные таланты.
  • 2 красных и зеленых – ждите удачи, если будете решительны.
  • 2 желтых и красных означают романтическую встречу и любовь или встречу, которая изменит жизнь к лучшему.
  • 2 желтых и зеленых – мелкие хлопоты.
  • 3 желтых — удача придет.
  • 2 зеленых и желтых — чары любви пройдут.
  • 2 зеленых и красных — действовать активно и прогонять хандру.
  • 3 зеленых – займитесь анализом и самосовершенствованием.

Гадание на разных листьях деревьев

  • Прямой лист шиповника означает, что условия могут измениться в худшую сторону.
  • Перевернутый наконечник стрелы очень скоро исполнит желание. Даже если кажется, что все рухнуло, вы все равно можете быть уверены, что все получится даже лучше, чем вы ожидали.
  • Прямой дубовый лист говорит об успешном карьерном росте.
  • Lindenblad предупреждает о несчастных случаях или зависти к кому-либо. Остерегайтесь врагов.
  • Перевернутый лист папоротника означает непредсказуемую ситуацию.
  • Прямая зарплата — успех в делах.
  • Правильный лист малины – ждите счастья и благополучия на пороге.
  • Перевернутый лист калины – опасайтесь депрессии. Мы должны стремиться к счастью.
  • Прямой осиновый лист — верь мечтам. Они пророческие.

Так и по сей день гадают по берендеевским тайнам. Не стоит придавать им слишком большое значение, гораздо лучше внимательно следить за своими действиями и действиями других.

Считается, что в основе этой истории лежит сюжет, рассказанный Пушкину няней Ариной Родионовной. Хотя это так, и это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», Жуковский не только представил ее по-своему, но и добавил эпизоды и детали из других сказок. Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, внимательно изучил его, выбирает ценное, поэтическое.

«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром, одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «приспособлен» к русскому языку, что прекрасно передает русский сказочный колорит. Это настолько оригинально и кажется настолько естественным в этом произведении, что предполагает третью форму речи помимо прозы и стиха.

Действие в целом повторяет народное. Некоторые детали, введенные Жуковским, несколько нарушают логику. Например, Кощей правит бессмертным в преисподней. Это вполне естественно — он злой темный дух. Более того, его дворец был «целиком высечен из карбункула». Если вспомнить сказку «Красный карбункул» в переводе Жуковского 1816 года, там этот камень подарил герою сатана.

Появление царевича во дворце Кощея и первые задания

Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея и преклонил колени перед троном. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом засмеялся. Он сказал, что если Иван окажет ему три услуги, он будет свободен. Он послал Кощея-царевича отдохнуть с дороги и позвал его к себе рано утром.

гадание берендеев

Он поставил первую задачу: ночью построить мраморный дворец с золотой крышей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Иван вернулся в свои покои с тяжелыми мыслями. Потом к нему в окно влетела золотая пчела. Она стала принцессой Марией.

Иванушка рассказал ей о своих проблемах. Девушка утешила его и пообещала, что к утру все будет сделано, а князю останется только пойти и постучать молотком. Так оно и было. Когда Кощей увидел дворец, он не поверил своим глазам. Он рассердился, но дал новое задание на завтра: выбрать младшую из своих 30 дочерей.

Он садится в свои покои, и снова к нему прилетает пчела и говорит ему, что у сестер все одно лицо, и он узнает ее по комару на щеке.

Сказку Жуковского о царе Берендее читать полностью или кратко

«Сказка о царе Берендее» Жуковского впервые увидела свет в 1831 году в одном из петербургских альманахов. Сюжет произведения навеян сказкой немецких авторов Братьев Гримм, а также знакомством Жуковского с Александром Пушкиным.

Произведение автора имело следующее полное название: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о промысле Кощея Бессмертного и о мудрости Марьи-царевны, дочери Кощеевой», и быстро завоевало популярность среди читателей.

«Сказка о царе Берендее» (Жуковский): анализ, характеристика главных героев

Летом 1831 года В.А. Жуковский жил со своим учеником в Царском Селе, где в то время находился А.С. Пушкин с молодой женой.

Между поэтами возникает своего рода творческое соревнование — оба пишут сказки.

Получилась «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковских — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и неоконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется великолепной, в традициях литературы 18 века.

Считается, что в основе этой истории лежит сюжет, рассказанный Пушкину няней Ариной Родионовной.

Хотя это так, и это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», Жуковский не только представил ее по-своему, но и добавил эпизоды и детали из других сказок.

Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, внимательно изучил его, выбирает ценное, поэтическое.

«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром, одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «приспособлен» к русскому языку, что прекрасно передает русский сказочный колорит. Это настолько оригинально и кажется настолько естественным в этом произведении, что предполагает третью форму речи помимо прозы и стиха.

Действие в целом повторяет народное. Некоторые детали, введенные Жуковским, несколько нарушают логику. Например, Кощей правит бессмертным в преисподней. Это вполне естественно — он злой темный дух. Более того, его дворец был «целиком высечен из карбункула». Если вспомнить сказку «Красный карбункул» в переводе Жуковского 1816 года, там этот камень подарил герою сатана.

Кощей

Посмотрим на портрет Кощея. Жемчуг, когти вместо рук, зеленые глаза — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранились нотки героя народной сказки.

Каждый персонаж Жуковского индивидуален, черты характера проявляются в поступках. Не схватив беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «беспощадно перекрестил всех и каждого слугу». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-тирану, а не всемогущему владыке преступного мира. Кощей любит хулиганов.

Иван-царевич ползает на коленях при встрече, что вызывает смех у Кощея, и он меняет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастичное подкрепляется вполне убедительно реалистическим. Вокруг сказочного дворца, который Иван-царевич должен был построить по приказу Кощея, должен быть «огород общий, а в огороде пруд с карасями».

Аналогичная деталь есть и в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел детство и юность.

Читайте также: Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Марья-царевна

Княжна Марья не только дочь Кощея, мудрая волшебница, но и милая девушка, нежная, кроткая, любвеобильная. Возможно, этот образ создан мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необыкновенного обаяния, утонченной души.

«Белый камень у дороги» Марья-царевна остается в ожидании суженого, она превращается в лазоревый цветок, не дожидаясь Ивана-царевича. «Сияли росинки слез на голубых простынях». Героине народной сказки не свойственна такая утонченность; она заранее знает, как будут развиваться события.

Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, обижается, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что смена названия не случайна.

Иван-царевич

Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он смелый, путешествие в подземный мир его не пугает. Полный королевского достоинства. При встрече с Марьей-царевной бывает тактичен и благороден. «Скромно отойдя, он остановился за кустом». Он религиозен, как и его родители. Крест и амулет помогают ему избавиться от погони Кощея.

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Такие средства выразительности не характерны для народной сказки.

Языковые особенности

В регионе язык поэта также нарушает привычные каноны.

Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке рассказать, ни пером описать», «двух смертей не бывает, а одной не миновать», «ни света, ни зари», «не видно, на ухо не слышно», «усе потекло, да в рот не попало» и многие другие), постоянные эпитеты («красная девица», «лес дремучий», «белый камень» и др.)

Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил, как сумасшедший», «Царь отряхнулся, как золотой глаз» и т д.). В «Сказке о царе Берендее» отсутствуют характерные для устного народного творчества повторы. Поэт ограничивается лаконичными ремарками: «все рассказал», «открыл страшную тайну» и т д.

Все нововведения Жуковского, конечно, отдаляют его приключение от народной сказки, но делают его более поэтичным, красивым и увлекательным.

Сказка о царе Берендее краткое содержание

Царь Берендей жил с бородой до колен. У него не было детей, и король вышел из траура, чтобы проверить имущество государства. В пути он пробыл 9 месяцев, а уже недалеко от столицы решил отдохнуть в чистом поле. Он хотел пить от жара, и он увидел колодец. Золотой ковш плавал на поверхности, царь не мог его ухватить, стал так пить.

Вдруг кто-то схватил его за бороду. Со дна колодца на него смотрела страшная картина. Она потребовала вернуть то, о чем король не знал в своем доме. Император согласился, он был уверен, что знает все в доме. Он пришел домой, а там была королева с младенцем. Царь расстроился и стал ждать прибытия сына. Прошло время, а вестники грозного хозяина колодца так и не появились. Король начал забывать свое обещание.

Сын вырос и стал чудо-красавцем. Он отправился на охоту. Из пещеры выполз старик с зеленой бородой и велел передать Берендею, что пора отдавать долг.

Отец рассказал сыну страшную тайну. Иван-царевич отправился. На четвертый день он оказывается на берегу озера. На нем плавают 30 концов рубашек. Принц взял одну. Утки превратились в красных девушек. Та, которую захватил князь, оказалась дочерью Кощея, бессмертной Марьей-царевной. Просила Ивана отпустить ее, обещала отблагодарить.

Иван продолжил. Девушка помогла ему выполнить задания Кощея: построить дворец, найти Марию из царевн. Перед третьим заданием — сшить сапоги, сжигая солому, Иван и Марья решили сбежать. Обманули охоту и Кощея. Сначала они стали рекой и мостом, потом лесом, потом церковью и монахом. Даже лошадь была спрятана беглецами.

Князь решил остановиться в городке, лежавшем на дороге. Марья предупредила его об опасности, но он не поверил: поцеловал младенца и забыл обо всех.

Девушка превратилась в цветок и вошла в дом стариков. Она стала им помогать, и старики решили узнать, кто живет в доме. Марья явилась к дедушке и бабушке. Старик сказал, что Иван женится. Принцесса испекла ему пирог. В нем спрятались говорящие голуби. Пошел к повару. Она попросила отнести торт гостям и Ивану-царевичу.

Кухарка, довольная появлением красавицы, согласилась и поставила пирог перед юношей. Принц разломил пирог, и птицы заговорили. Один предупредил другого, чтобы не убегал, иначе он всех забудет, как Иван забыл свою возлюбленную. Иван вспомнил Марью, продолжали они.

Царь Берендей и царица ждали их дома. Сюжет сказки заканчивается веселой свадьбой.

Образ Берендея в фольклоре

Рисунок Берендея
Рисунок Берендея

У короля с длинной бородой и безграничной верой в подвластный ему народ странная история происхождения. Биография его точно неизвестна. Исследователи и литературоведы установили, что история этого фольклорного героя уходит корнями в глубокую древность. Берендеями называли выходцев из тюркских племен, кочевавших по степи с 11 по 13 века.

Первое упоминание о них в летописях относится к 1097 году. Речь шла о взаимодействии с печенегами и торками — племенами, заключившими перемирие с князем Васильком Ростиславичем. Она знакома читателям, знакомым с «Повестью временных лет».

История говорит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Будучи вассалами, они не желали подчиняться русским и часто вступали в конфликты с князьями. Собирательным образом стал представитель этого племени царь Берендей. Будь то оборотень, человек или животное, этот герой фигурировал в истории Руси. Вернее, его потомки.

Вождь племени берендеев (искусство)
Вождь племени берендеев (искусство)

Историки утверждают, что Берендеи были среди чиновников, подчиненных Юрию Долгорукому. Они подчинялись князю Ярополку Владимировичу и противостояли Всеволоду Ольговичу в битве 1139 года. На защиту князя выступили тридцать тысяч берендеев. Свидетельства о них хранятся во Владимиро-Суздальских землях.

Ученые предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали селиться в русских городах, основывая при этом свои. Киевские правители наградили берендеев областью у реки Рось, где когда-то был Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев татаро-монгольскими племенами после нашествия ига.

У берендеев была своя мифология. Лес был для них священным. Племена совершали ритуалы, поклонялись природе, чтили дарованные им ресурсы и мудро их использовали. Предсказания и гадания – традиция этого народа, поэтому царь Берендей часто предстает как герой, наделенный магическими способностями и силой.

Приключения царевича

Продолжаем рассказ о Берендее. В чаще вылез из пещеры царевича неприветливый старик с зеленой бородой и зелеными глазами и велел князю идти к отцу и напомнить ему о долге, подумал Иванушка и отступил назад. Он рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну. «Не плачь, не кривись», — ответил сын. «Я хочу уйти, и если я не вернусь через год, значит, меня нет в живых».

Он сел на коня и поскакал неизвестно куда. Он наткнулся на озеро. На нем плавало 30 уток, а на берегу лежало тридцать белых рубах. Принц взял одну из них и спрятался с ней в кустах. Утки приплыли к берегу и превратились в красивых девушек. Они быстро надели рубашки и исчезли. Только один жалобно плачет на берегу, крыльями машет. Мне стало жаль ее Иванушку, и он вышел к ней. Она ему говорит: «Дай мне мое платье, я потом приду с ним».

сказка о беаренде
Иван сел в кустах, отвернулся, и тут к нему подошла девушка неописуемой красоты и звонким голосом сказала, что она и ее 29 сестер — дочери Кощея Бессмертного, которому принадлежит преисподняя. — Делай, князь, все, чему я тебя научу, и ничего не бойся. Она топнула ногой, и оба рухнули на землю.

Ошибка Ивана-царевича

Сам Кощей не смог их догнать, поэтому по пути им, к сожалению, попался красивый город. Ивана тянуло в город, и Марья предупредила его, что он может забыть ее там, и она погибнет. Все получилось так. От тоски прекрасная принцесса превратилась в голубку. Его выкопал и посадил в горшок в хижине старик. Повесть Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу.

Вновь прекрасной принцессе удалось перевоплотиться в девушку и спасти своего жениха из города прямо со свадьбы. Итак, теперь они поспешили во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Долго не думали, позвали гостей и сыграли свадьбу.

Что ждало царя дома

История Берендея Жуковского продолжается. Королева вышла на крыльцо встретить его с хорошеньким младенцем на руках. Берендей обернулся. «Кто это?» он спрашивает. «Твой сын Иванушка», — говорит любимая жена. Теперь царь понял, чего он не знал и с кем ему надо было разлучиться. Берендей никому не сказал о своем обещании, а только ждал, что придут и заберут ребенка, и потому все время грустил.

Но прошло время, вырос князь, за ним никто не пришел, и стал король забывать историю у колодца. Иванушка вырос красавчиком и пошел в лес на охоту.

Третья хитрость Кощея

Он сразу дал Ивану третье задание: сшить сапоги. Князь пошел на свое место, задумчивый. Тут в окно влетает пчела и говорит, что им обоим нужно спасаться от неминуемой гибели.

Она плюнула в окно, и коса примерзла к нему. Они вышли и заперли дверь. Ключ брошен далеко: никто его не найдет. Оба оказались на озере, где и встретились впервые. Там лошадь лежит и пасется на траве. Я узнал хозяина, поспешил и встал перед ним. Принц сел на коня с принцессой и поспешил на волю. Кощей тем временем посылает гонцов узнать, готовы ли сапоги.

Из-за двери коса им отвечает, что скоро придут. Так это случилось снова. Кощей рассердился и приказал выломать двери, за ними никого не было. «На охоте!» — кричит Кощей. Слуги отправились догонять беженцев. Только у Марьи-царевны на всякий случай припасены разные хитрости.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"