- План рассказа:
- Основная мысль рассказа «Мальчики»
- Чему учит произведение
- Краткий отзыв по рассказу «Детство» для читательского дневника
- Пословицы к произведению:
- Словарь неизвестных слов:
- Анализ и основная мысль рассказа
- Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
- Жанр и направление
- Главные герои
- Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
- Основные персонажи рассказа
- Чему учит?
- Темы
- О произведении
План рассказа:
- Приезд двух друзей — старшеклассников.
- Приятная встреча.
- Странное поведение.
- Раскрыл тайну.
- Опыты от Володи.
- Выход.
- Возвращаться.
- Раскаяние.
Основная мысль рассказа «Мальчики»
Основная идея рассказа в том, что прежде чем что-то сделать, надо подумать о родных.
Как они это воспримут.
Основная мысль автора заключается в том, что вы не можете делать ничего, что навредит вашей семье и друзьям.
Вы должны нести ответственность за свои действия.
Чему учит произведение
История учит ответственности за свои действия.
Учит не совершать поспешных действий.
Учит думать о тех, кто тебя любит.
Он учится не следовать примеру других, а иметь свою голову на плечах.
Краткий отзыв по рассказу «Детство» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумал, что иногда сон может быть глупым и небезопасным.
Мальчишки были глупые, наивные, очень мало знали об окружающем мире.
Но они были романтиками и тянулись к приключениям и дальним странам.
Автору удалось очень точно описать характер мальчиков, их стремления и переживания.
Мы видим, что Володя очень любил свою семью и не хотел им зла.
Но он проявил слабость и позволил другу вовлечь себя в опасное предприятие.
Мне не понравилось, что сестры Володи скрывали от родителей планы мальчиков.
Они также не понимали, к чему они могут привести.
Но мне самому Володя нравился.
Это добрый и симпатичный мальчик, немного безвольный.
Он находился под дурным влиянием, но случившееся стало для него хорошим уроком.
И отныне он больше не будет действовать так безответственно.
Всем рекомендую прочитать эту историю и подумать, какие поступки достойны уважения, а какие могут принести только страдания.
Пословицы к произведению:
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Не лезьте в воду, не зная брода.
- Слабый невольно добр.
- Тот, кто ничего не делает, не ошибается.
- Язык привезут в Киев.
Словарь неизвестных слов:
- Праздники есть праздники.
- Бахрома – тесьма для оборачивания ткани.
- Хмурится — из-под нахмуренных бровей.
- Пампа — степь.
Анализ и основная мысль рассказа
Жанр произведения – юмористический рассказ, направление – реализм, что характерно и для творчества Чехова в целом. Это направление было важнейшим в литературе второй половины ХХ века, и Чехов был его ярким представителем.
Как и в этом рассказе, он рассматривал дела из жизни и писал о простых людях — не идеальных, но пропускающих через себя все веяния того времени, в котором они жили. У них были свои недостатки, но и достоинства им были не чужды.
Интересно, что и в начале, и в конце текста одна и та же восторженная фраза: «Володя приехал!». Но тон выражения, с которым оно произносится, в обоих случаях значительно различается.
Название «Мальчики» говорит само за себя, а также ассоциируется с детством, мальчишеством, приключениями и мечтами. Тема произведения – детство и мечты. Это выражается в желании мальчиков отправиться в далекую неизвестную страну, продемонстрировать свои мечты, иллюзии и фантазии.
В героях многие читатели могут увидеть себя, ведь практически каждый человек в детстве о чем-то мечтал и чем-то увлекался, как Володя и Чечевицын читали книги Майн Рид и всерьез обсуждали неосуществимые планы.
Но вряд ли произведение имело бы такой сильный воспитательный посыл, если бы в нем описывались только мечты мальчика и говорилось лишь о том, что нужно следовать за своей мечтой.
Работа учит думать, прежде чем что-то сделать, не идти на поводу у других, не поддаваться чужому влиянию, думать своей головой. Иногда нужно просто уметь сказать «нет» даже близкому другу.
Важно думать о последствиях принятых решений, а в некоторых ситуациях разумнее и вовсе отказаться от различных авантюрных предприятий. Мечты и приключения — это хорошо, мечтать надо, но, например, перед тем, как отправиться в путешествие, надо повзрослеть, столкнуться с трудными жизненными испытаниями и испытаниями и извлечь из этого урок, многому научиться, подготовиться, а не продолжать путешествие вчетвером рублей.
В произведении «Мальчики» Чехов раскрывает основную мысль повести проблемы отцов и детей и вопросы воспитания. Володя — отличная иллюстрация того, как ребенок растет в любящей и заботливой семье, где он учится правильно расставлять приоритеты. А на примере Чечевицына наблюдается обратная картина.
Видимо, он был лишен родительской любви, поэтому ни к чему не привязан, ему не о чем печалиться, он хочет поскорее стать самостоятельным и самостоятельным. Автор противопоставляет семью, любовь, отношения между родственниками — глупым, а порой и опасным детским капризам.
Таким образом, основной мыслью чеховского рассказа «Мальчики» является важность семейных ценностей. Прежде чем что-то делать, важно подумать о своих близких. Чехов также призывает родителей всегда уделять внимание воспитанию своих детей, поддерживать их и учить всегда иметь свою точку зрения.
Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
Вся большая и дружная семья Королевых ждет Володю, который скоро уедет домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает приближающиеся сани, и все радостной толпой выскакивают в проход навстречу школьнику.
Поднимается страшный шум: сестры Володи кричат, двери хлопают, скрипят, всюду мечется огромный черный пес Милорд, который тоже взволнован всеобщим весельем.
После того, как прошел первый накал страстей, королевы замечают, что в углу стоит «маленький человечек, закутанный в платок, платок и шапку и весь в инее». Оказывается, это Чечевицын, одноклассник и близкий друг Володи, которого он пригласил к себе жить.
Королевы – добродушные и гостеприимные люди – с радостью встречают друга своего сына и делают все, чтобы ему было комфортно и уютно в их доме.
Во время общего застолья Иван Николаевич предается мыслям о быстротечности времени, а девушки с нескрываемым любопытством разглядывают гостя. Если бы не гимнастерка, его легко можно было бы принять за «сына повара» — такой он некрасивый. Во время чаепития Чечевицын на удивление замкнут и молчалив, и девушки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».
Володя, как и его друг, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересует, как в предыдущие приезды, ни приготовление елки, ни строительство снежной горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к изготовлению бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе участвуют все члены семьи.
Чечевицын тоже старается избегать своей семьи, но иногда остается ненадолго с девушками. Чтобы не создавать неловкую паузу, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и комарах. Он также делится своим прозвищем с очарованными слушателями. Оказывается, он вовсе не Чечевицын, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, Вождь непобедимых».
Таинственная история Чечевицына, его постоянное перешептывание с Володей, их странное поведение кажутся девушкам очень подозрительными. Они решают «присмотреть за мальчиками» и подслушать их разговор.
В итоге сестры узнают, что их товарищи давно решили бежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «ружье, два ножа, сухари, лупа для добывания огня, компас и четыре рубля с деньгами».» Мальчики с энтузиазмом делятся своими планами: будут добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.
Узнав о предстоящем побеге, девушки решают не рассказывать об этом родителям, чтобы Володя мог подарить им разные подарки из далекой Америки.
В канун Рождества, когда друзья собирались претворить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать — он очень хочет в Америку, и в то же время очень боится, к тому же переживает за маму, которая наверняка расстроиться из-за его исчезновения. Однако упорный и решительный Чечевицын приводит товарища в чувство и убеждает его не мешать запланированному побегу.
Друзьям удается выскользнуть незамеченными и дома, и вскоре вся деревня ополчается — повсюду ищут пропавших мальчиков, и только через сутки их привозят домой.
От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володя заболевает, и даже заболевает. Пока его товарищ Чечевицын не испытывает угрызений совести за случившееся. Покидая дом королев, он оставляет девушкам прощальную записку, в которой пишет всего несколько слов — «Ястребиный коготь Монтигомо».
Жанр и направление
Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в «Мальчиках» все-таки обратил свой нрав к инфернальным и трагическим исходам произведений (как мы видим в «Хочу спать», «Ваньке» и др.); повесть лишена драматизма, присущего так называемой «рождественской истории», но точно так же Чехов передает и атмосферу светлого праздника, и преображение детской души, происходящее в его свете.
«Мальчики», хотя и освещают романтические идеи, закрадывающиеся в наивное детское сердце, остаются реалистическим произведением, отражающим как общее настроение эпохи, так и жизнь особой семьи Королев, которая для того времени о не образцово, так абсолютно показательно.
Читайте также: Алёшкино Сердце Краткое Содержание (Шолохов Михаил Александрович)
Главные герои
Чехов противостоит двум мальчикам буквально во всем: от внешности до их моральных принципов. Володя кратко описан внешне, тогда как портрет его друга прописан буквально до мелочей. Характеристики главных героев:
- Володя Королев — школьник, пухлый и белый, всегда веселый и разговорчивый, но теперь, под влиянием своего друга, он стал таким же угрюмым и задумчивым. Любит читать книги Майн Рид, мечтает об Америке, золоте и индейцах. Можно сказать, что он очень добропорядочный, воспитанный, искренне любит свою семью и привязан к ней.
В нем воспитывались благородство и чуткость, он заботится о своих близких и со страхом относится к матери, думая в первую очередь о том, что его побег расстроит ее. По характеру он мягче Чечевицына: может плакать от волнения и терзаний, а также быстро сдается под натиском самоуверенного друга. Он верующий и искренне просит помощи у Бога, крестится перед иконой и молится за свою бедную мать.
- Чечевицын – старшеклассник, ученик второго класса. Одного с Володей возраста и роста, но худой, черноватый, весь в веснушках. У него колючие волосы, узкие глаза, толстые губы, злой взгляд из-под бровей. Некрасивый, и если бы не спортивная куртка, его можно было бы принять за сына повара. Мрачный, тихий, потому что за все время ни разу не улыбался в гостях, но на девушек производил впечатление «очень умного и ученого человека», потому что был задумчив.
Позже в нем увидели настоящего героя, необыкновенного, прекрасного и бесстрашного путешественника. Он решителен, смел, отчаянен, строг, горд и безжалостен, в своих убеждениях и ради любимой мечты готов идти до конца, даже огорчить своих близких. Но семейные ценности ему не важны, из чего можно сделать вывод, что он не знает тепла семейного очага и такой родительской любви и заботы, которая окутывает Володю.
У главных героев чеховских «Мальчиков» фамилии говорящие, но здесь заметна ирония: Володя Королев, несмотря на столь высокую фамилию, не лидер, а идет на поводу у Чечевицына, которого автор не случайно сравнивает с сын повара.
Сопротивление персонажей наблюдается и в конце рассказа: Володя искренне раскаялся, бросился матери на шею, а потом лег, а ему на голову положили смоченное в уксусе полотенце. Чечевицын, напротив, гордился побегом и с гордостью отвечал, что они ночевали на вокзале. К
огда он прощался с девушками, он выглядел суровым и высокомерным и в знак памяти написал в их блокноте: «Монтигомо Ястребиный коготь». Это говорит о том, что даже после случившегося он не отказался от мечты сбежать в Америку.
Краткое примечание и характеристики второстепенных персонажей произведения:
- Отец и глава семейства Иван Николаевич интеллигентен, уважает собственного сына, любит своих детей и готовится с ними к Рождеству, вырезая украшения для елки. В конце рассказа, позвав мальчиков к себе в кабинет после побега, он проводит с ними воспитательную беседу и учит их вечным постулатам — что такое хорошо и что такое плохо.
- Мать – заботливая женщина, которая очень любит своих детей и ужасно переживает, когда Володя убегает из дома. Она плачет и надеется, что ее сын найдется.
- Катя, Соня, Маша — младшие сестры Володи, старшей из которых одиннадцать лет. Романтичные натуры, веселые и немного тревожные, потому не рассказали родителям о подслушанном разговоре о побеге мальчиков. Маша всегда задумчиво говорит о чечевице, когда видит Чечевицына.
Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
Володя приехал из гимназии на зимние каникулы и взял с собой Чечевицына. Мальчики были замкнуты и загадочны, а девочки помладше решили подслушать их разговоры и узнать их секреты.
Из подслушанного разговора они узнали о планах ребят бежать в Америку, сражаться на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже все было собрано: деньги, провизия, карты, и ребята спланировали свой маршрут.
Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиным Коготь, уговаривал его не быть трусом и искушал интересными приключениями.
На следующее утро мальчики исчезли, но полиция вскоре нашла их в Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день, вызванная телеграммой, приехала мать Чечевицына и забрала сына домой.
Во все времена мальчикам-подросткам хотелось приключений и приключений, размеренная жизнь дома и учеба в гимназии казались им скучными, хотелось поскорее повзрослеть и броситься в искрометную жизнь. Чехов со свойственным ему мастерством показал внутренний мир молодежи, ее переживания и амбиции.
Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
Володя пришел домой с другом. Его мать и тетя бросились обнимать и целовать его. Радовалась вся семья, даже Милорд, огромный черный пес.
Володя представил своего друга Чечевицына. Он сказал, что взял его в гости. Чуть позже Володя и его друг Чечевицын, ошарашенные шумным собранием, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша, старшей из которых было одиннадцать лет, сидели за столом и не сводили глаз со своей новой знакомой. Чечевицын был одного возраста и роста с Володей, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, весь в веснушках.
Волосы у него были всклокочены, глаза узкие, губы толстые, вообще он был очень некрасив, и если бы на нем не была спортивная куртка, то по внешности его можно было бы принять за сына повара. Он был угрюм, все время молчал и никогда не улыбался. Девочки сразу поняли, что это должен быть очень умный и ученый человек.
Девочки заметили, что Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, совсем не улыбался и даже не казался счастливым, что пришел домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по взглядам, которыми он изредка обменивался со своим другом Чечевицыным, мысли мальчиков разделялись.
После чая все пошли в детский сад. Отец и девочки сели за стол и принялись за работу, которую прервал приход мальчиков. Из разноцветной бумаги сделали цветы и бахрому на елку.
В прежние приезды Володя тоже был занят приготовлением елки или выбегал во двор посмотреть, как кучер и пастух лепят снежную гору, а теперь они с Чечевицыным не обращали внимания на цветную бумагу и даже не ходили на конюшню, но сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они вдвоем открыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно перешептывался с Володей, и то, что Володя не играл, а продолжал о чем-то думать, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали настороженно смотреть на мальчиков. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.
Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них было уже все готово к дороге: ружье, два ножа, сухари, лупа для разжигания огня, компас и четыре рубля денег. При этом Чечевицын называл себя: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «мой бледнолицый брат».
Рано утром в канун Рождества Катя и Соня тихонько встали с постели и пошли смотреть, как мальчики сбегут в Америку. У Володи были сомнения, но он все равно пошел.
На следующий день пришел констебль и написал какую-то бумажку в столовой. Мама плакала. Но вот сани остановились у оружейной, и от тройки белых лошадей валил пар.
Оказалось, что мальчишек арестовали в городе, в Гостином дворе (они ходили туда и все спрашивали, где продается порох). Володя, как только вошел в зал, зарыдал и бросился матери на шею. Папа отвел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго с ними разговаривал.
Послали телеграмму, а на следующий день пришла дама, мать Чечевицына, и забрала сына. Когда Чечевицын уходил, лицо у него было строгое, надменное, а когда он прощался с девушками, то не сказал ни одного слова; он просто взял блокнот у Кати и написал на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Основные персонажи рассказа
Основные роли:
- Володя Королев — старшеклассник, единственный сын в большой интеллигентной семье. Добродушный, пухлый и бледнолицый мальчик.
- Чечевицын — одноклассник и друг Володи, приехавший к нему в гости на Рождество. Особой красотой не отличался — «худощавый, смуглый и весь в веснушках».
Другие персонажи:
- Катя, Соня и Маша — сестры Володи, старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
- Мать Володи, отец Ивана Николаевича и тетя – это ближайшее окружение Володи, которые искренне любят и переживают за него.
Чему учит?
В рассказе «Мальчики» раскрываются сокровенные детские желания, которые каждая дочь, как и каждый сын, прячет за традиционными и безоговорочными признаниями в любви перед родителями. К обычному детскому «Мамочка, я так тебя люблю…» Чехов приписывает часто опускаемую приписку «.. Хотел бы я уйти от тебя, далеко-далеко».
История не столько стыдит «неблагодарного» ребенка, сколько показывает, что ответственность перед неугомонными родителями должна категорически преобладать над жаждой приключений и поиском чего-то нового. Такова мораль повести «Мальчики», таковы ее нравственные уроки.
Разумно предположить, что повесть, помимо всего прочего, интерпретирует ныне, казалось бы, ортодоксальное изречение «где родился, там и пригодился», что доказывает его актуальность в контексте семейных отношений.
К Чечевицыну, получившему прозвище «Монтигомо, ястребиный коготь», Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полным сочувствием с иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавающего себя в героях рассказа, в моменты удушающая тоска, навеянная отсутствием своеволия в очаге.
Темы
Тема рассказа «Пацаны» представлена в сокращенном виде, но при необходимости Мудрый Литрекон дополнит ее — просто напишите об этом в разделе комментариев.
- Детство. Особое внимание Чехов уделяет теме детства, когда ребенок фактически остался сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детской сказки: он может заставить юного героя повторить путь, полный слез и несчастий, а может подарить хрестоматийному ребенку светлое воспоминание, поучительный урок, повод взорваться смех .
Так в «Мальчиках» Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольные детские визги, ожидание рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей во взрослую жизнь, остались безнаказанными, но подавленными.
- Дикий Запад. Значительное место в «Мальчиках» отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Мине-Рейдом, книги которого произвели на Чечевицына самое сильное впечатление.
Автор показывает, что езда на мустангах по прериям, жизнь индийского общества и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры по-своему чрезвычайно интересны и привлекательны, но чужды русской душе, бессознательно не готовой заменить «Дикий Запад» с нашим «вольным востоком”.
О произведении
Рассказ «Мальчики» Чехова был написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем творчестве Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, зачастую недоступные взрослым. Поэтому повесть является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.