Читательский дневник «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова

Краткие содержания

Читательский дневник «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова

Автор: Павел Бажов

Название: «Малахитовая шкатулка».

Количество страниц: 50.

Жанр произведения: Уральские сказки.

План произведения:

  1. Наследие Стефана.
  2. Гроб с камнями.
  3. Ослепить вора.
  4. Странник и ее уроки.
  5. Вышивка.
  6. Продажа камней.
  7. Портрет Тани.
  8. Предложение бара.
  9. Во дворце.Исчезновение.

Основная мысль сказа «Малахитовая шкатулка»

Основная мысль рассказа в том, что ценить нужно внутреннюю красоту, а не богатую внешность и количество золота в кармане.

Основная идея приключения заключается в том, что вам предстоит много работать и усердно учиться, чтобы построить для себя счастливую и достойную жизнь.

Чему учит произведение

История учит много работать, быть настойчивым и терпеливым.

Она учит создавать собственное счастье и не полагаться на помощь других людей.

Она учит не верить красивым словам, а верить делам.

Она учит не судить о людях по их внешности, а ценить их за внутреннюю красоту.

Краткий отзыв о сказе «Малахитовая шкатулка» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я был восхищен самостоятельностью и гордостью простой девушки Тани, знающей себе цену.

Она не стеснялась самой королевы и считала себя не хуже.

Ведь героиня обладала многими достоинствами, которые действительно делали ее королевой.

Она была большой мастерицей, красавицей.

Это очень интересная и поучительная история о девушке, которая сама выбрала свою судьбу.

Автору удалось создать замечательную историю жизни простого человека, который упорным трудом достиг вершин мастерства.

Она написана красивым народным языком и очень легко читается.

Мне очень нравится главный герой рассказа.

Таня простая, но гордая девушка.

Она умеет постоять за себя и ни перед кем не кланяется.

Я хотел бы быть таким же решительным, как она.

Всем рекомендую прочитать этот рассказ, насладиться прекрасным стилем Бажова и задуматься о том, что настоящее богатство дается с большим трудом.

И в итоге каждый получает то, что заслуживает.

Пословицы к произведению:

  • Тому, кто хорошо работает, есть чем похвастаться.
  • Не ищите красоты, а ищите доброту.
  • Красивая внешность не портит человека.
  • Воля и труд производят фантастические кадры.
  • Кто обманывает сегодня, тому завтра не поверят.

Словарь неизвестных слов:

  • Слуги есть слуги.
  • Подождите — бесплатный дом.
  • Гобелен — ковер с вышивкой.
  • Клерк — помощник хозяина.
  • Бомонд — высшее общество.
  • Малахит – минерал светло-зеленого цвета.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Подошла Танюшка во дворец, но царский лакей не пустил его — не пустили, говорят, с завода.

Барин Турчанинов видел Таню издалека, только ему было стыдно перед своими, что невеста его пешая, да еще в какой-то шубе взял и спрятал.

Таня тут же расстегнула пальто, лакеи смотрят — платье! Королева — нет! — сразу отпустил.

А когда Таня сняла платок и шубку, все вокруг ахнули:

— Чье это? Какая страна королева?

И мастер Турчанинов тут как тут.

«Мой жених», — говорит она.

Таня строго посмотрела на него:

— Давайте смотреть вперед! Зачем ты меня обманул — не подождал на крыльце?

Основные персонажи сказки

Малахитовая шкатулка главные герои:

  • Настасья – вдова Степана, добрая, простая, трудолюбивая женщина.
  • Таня — дочь Настасьи и Степана, очень красивая, но упрямая девушка.
  • Женщина-странница, она же Хозяйка Медной горы — волшебница, увидевшая в Тане своего приспешника.

Другие персонажи:

  • Паротя — безвольный, жадный клерк, влюбившийся в Таню.
  • Турчанинов — молодой богатый господин, невежественный, ограниченный, некрасивый молодой человек.

Главная мысль сказки

Из содержания сказки «Малахитовая шкатулка» можно сделать несколько основных выводов»:

  1. Богатый человек не может быть счастлив, если он одновременно жаден и горд — центральная идея всей истории.
  2. Человеческая честь и достоинство превыше всего, они не продаются ни за какие деньги.
  3. Как самоцветы из малахитовой шкатулки засверкали разными цветами на Тане и окаменели в чужих руках, так и чужие богатства не согревают душу, не приносят радости в жизнь.
  4. Талант и трудолюбие дороже богатства, их нельзя украсть и они всегда будут кормить своего хозяина.

Вот основные ценности, которые Павел Бажов, автор «Малахитовой шкатулки», хотел донести до своих читателей.

Вор

Однажды Татьяна сидела дома, одна без мамы и братьев, и после уборки, как всегда, принялась за любимое дело — примерять и рассматривать украшения. Малахитовая шкатулка продолжает интригу. В кратком изложении говорится, что в этот момент в их дом внезапно вошел неизвестный мужчина, держа в руках топор.

Таня повернулась к нему, и, увидев ее, он вскрикнул, стал тереть глаза и буквально ослеп от необычного блеска ее камней. Девушка испугалась, выпрыгнула из окна и побежала звать соседей. Никто тогда не понял, был ли это вор, или просто человек, пришедший просить милостыню, как он сам утверждал.

Второстепенные герои сказа Бажова «Малахитовая шкатулка»

  • Гулять пешком — женщина, случайно забредшая в дом Тани. Добрый, мудрый, проницательный. Она видит потенциал молодой девушки и учит ее вышивать. Кроме того, она показывает, как обращаться с драгоценными камнями и показывает девушке пример того, что может получиться, если правильно использовать малахитовую шкатулку.

Также она оставляет Тане пуговицу, которая станет ее советчиком в сложных ситуациях. Через ее образ автор показывает своеобразие творческого пути мастера. Вы видите, как трудно овладеть искусством, а для этого нужно учиться и прикладывать много усилий.

  • Паротья — Иностранец, управлявший фабрикой. Когда-то он был учителем музыки. Паротя — его прозвище, которое он получил за то, что умел произносить всего одно слово — парот. Слабый, жадный и жадный. Его прозвище на самом деле говорит само за себя: в жизни он творил зло и пакости людям. Обналичил коробку из-за цены, пытался угодить жене, но они ей не подходят.

В семейной жизни у него тоже не все гладко: оказывается, у жены есть бойфренд. В результате Паротя неуклюже пытается ухаживать за Таней, но ей не очень-то и нужен его знак внимания. Этот образ – полная противоположность высокому искусству, которое человек должен уметь понимать. Скорее, Паротя — это бездумная денежная машина.

  • Турчанинов — владелец шахт. Некрасивый господин, которому особо похвастаться было нечем: по словам автора, у него не было ни роста, ни голоса. Он влюбляется в Таню и приглашает ее в Петербург, где показывает ее царице. По тому, как он ведет себя перед высоким приемом, видно, что он тоже не понимает высоких целей искусства, так как не узнает Татьяну, пока она не снимет мех.

Турчанинов — человек невежественный, неспособный видеть больше, чем обычный приземленный горожанин. И тут не поможет даже высокий статус и почетные привилегии в обществе.

Незнакомые слова

Бажова называют уральским сказочником. Жанр его произведений предполагает бытовую речь жителей Урала. В тексте есть слова, которые нужно объяснить детям:

  • Щегарь — старшина, горный мастер.
  • Разставок — образно — увеличивает, помогает.
  • Басенка красивая.
  • Хитник — разбойник, вор.
  • Не охтимнеченки — без затруднений.
  • Голбец — подземный.
  • Безответственный — грубый.

Странница

Без хозяина семье жилось тяжело, и Настасья часто начинала думать, что малахитовая шкатулка может спасти ее от бедности. Краткое содержание продолжается тем, что однажды в их доме появилась несчастная женщина и попросилась переночевать.

Хозяйка не стала возражать и пригласила ее в дом. А странница оказалась довольно непростой, и Таня за короткое время очень к ней привязалась. Женщина научила девушку вышивать шелком и жемчугом.

Мать не любила это занятие, так как ни золотых ниток, ни жемчуга у них не было. Но странник сказал, что в первый раз она даст Татьяне все необходимое, а остальное потом девушка заработает сама. Потом мать успокоилась.

Действующие лица

Во всех рассказах Бажова есть похожие персонажи — мифические силы, помогающие главным героям, талантливые мастера из народа и лживые богатые хозяева. Например, в «Малахитовой шкатулке» есть:

  • Таня — дочь Мастера Степана.
  • Настасья ее мать, вдова.
  • незнакомка — женщина, напоминающая любовницу Кобберфьеллета.
  • Паротя — клерк.
  • жена Пароти — бывшая жена Турчанинова.
  • Турчанинов — молодой господин, владелец фабрики.
  • королева.

Бажов «Малахитовая шкатулка» очень кратко

Настасье подарил коробку муж. Он получил коробку от Хозяйки Медной горы. Женщина не могла носить украшения из него, испытывала сильную боль, когда надевала его. Купцы хотели купить украшения, но Настасья им всем отказала. Известный мастер оценил ее в 1000 рублей.

Таня, дочь Настасьи, играла с украшениями, и надев их, стало тепло. Странник научил ее шить необычным шелком, который невероятно светился. Она также дала ей канал связи с кнопкой и показала ей видение комнаты с малахитом. Когда дом сгорел, семья решила, что сможет прокормить себя, продав малахитовую шкатулку.

Жена приказчика, купившая драгоценности, не могла их носить. В итоге новым владельцем стал молодой мастер Турчанинов. Он решил жениться на красавице Татьяне. Она согласилась при условии, что он представит ее королеве. Но оказалось, что сама королева хотела посмотреть на нее. Войдя в ту же комнату, что и в видении, девушка исчезает, разочаровавшись в мастере, а камни оказываются каплями.

Значение рассказа заключается в чистой и неприкосновенной совести многих уральских женщин. Это произведение Бажова наставляет будущее поколение жить верой и правдой. Ложь обязательно выйдет наружу. Честь и достоинство человека в этой работе оказались превыше всего.

Короткий пересказ «Малахитовой шкатулки»

Девочка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, превращая девушку в еще одну Хозяйку Медной горы.

Начало рассказа в сказке «Хозяйка Медной горы»

После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка из малахита, которую Хозяйка Медной горы подарила им на свадьбу.

В этой шкатулке было много женских украшений. Еще при жизни мужа Настасья их несколько раз надевала, но ходить в них не могла: они жмут и давят. Потом сняла их и спрятала в самый дальний угол груди. Многие хотели купить шкатулку, предлагали большие деньги, но Настасья отказывалась — время еще не пришло.

У Настасьи было трое детей: два сына и маленькая дочка Таня. Темноволосая и зеленоглазая девочка, как потерянный ребенок, не была похожа ни на кого из семьи.

В ком только что родился! Сама она черная и сказочная, а глаза у нее зеленые. Это совсем не похоже на наших девочек.

Она очень любила отца и часто плакала. Чтобы утешить ее, мать дала ей поиграть с коробкой. Девушка примеряла украшения, и они словно были созданы для нее – так ей было тепло.

Таня подросла, стала часто сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья опять ушла, Таня наложила на себя камни, любуясь, а в это время в избу забрался вор. Он посмотрел на украшения, и что-то словно ослепило его, и девушке удалось убежать.

Таня рассказала об этом матери, она поняла, что вор пришел за ящиком и втайне от детей зарыл его под печкой. Только гроб явился Тане сам собой — ярко светился из-под пола. С тех пор девушка тайно играла с драгоценностями.

Следующие несколько лет Настасья прожила тяжелую жизнь, но выжила, коробку не продала. А потом сыновья стали подрабатывать, и Таня научилась вышивать шелком и жемчугом. Вышло случайно. Однажды к ним пришел странник, попросил жить, и в благодарность девушка выучила странные узоры.

Таня потянулась к страннице, как к родной матери, и рассказала ей о ящике. Странник велел ей надеть камни, а затем показал ей красивую зеленоглазую девушку с точно таким же украшением. Эта зеленоглазая женщина стояла в комнате, отделанной малахитом, а рядом с ней крутились какие-то белые волосы. Странник объяснил, что это комната в царском дворце, для которой отец Танюшкин добывал малахит.

В тот же день странник собрался уходить. На прощание она оставила Тане шелковые нитки и стеклянную пуговицу. В этой пуговице не было ничего ценного, но девушка смотрит на нее, и перед ней возникает любой узор. Это очень помогло Тане в работе. Она стала лучшей мастерицей в округе. Ребята вокруг Таниного дома протоптали все дорожки, но она ни на кого не смотрела.

В моду вошло танюшкинское рукоделие. Не только на ал заводе в нашем городе, о нем узнали в других местах, заказы отправляются и деньги выплачиваются большие. Хороший человек может много заработать.

Вот тогда их и настигла беда. Как-то случился пожар, хижина Настасьи сгорела дотла, уцелел только гроб. Пришлось продать жене нового директора завода. Эта женщина была любовницей молодого мастера — сына владельца всех окрестных рудников. Перед смертью старый мастер решил женить сына, а любовницу выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.

По-русски вождь хорошо произносит только одно слово — «мягкий», как называли его Паротей, но он был хорошим человеком, зря не наказал.

Украшения для жены начальника не подошли — и жмут, и жмут, и тыкают. Местные умельцы чинить украшения отказались — «на то, что тот мастер подгоняет, на другое не пойдет, что бы ты ни хотел сделать». Тем временем старый мастер умер. Его сын, не успевший жениться, сразу ушел к любовнице.

Тем временем Паротя успел увидеть Татьяну, влюбился в нее и приказал ей вышить собственный портрет золотом. Таня согласилась, но сказала, что хочет изображать не себя, а другую девушку — «зеленоглазую», которая показала свои узоры в пуговице. Паротя посмотрел на портрет и удивился: это вылитая Таня, только в заграничном платье. Этот портрет Паротя показал молодому мастеру и рассказал ему о малахитовой шкатулке.

Он, эй, он был немного умный, пестрый. Одним словом, наследник. У него была сильная страсть к камням. Ему нечем было похвастаться, как говорится, ни ростом, ни голосом, так хоть камнями.

Барин купил сундук, потом позвал к нему Таню. Она сразу узнала в нем беловолосого, который крутился рядом с зеленоглазым, и барин потерял покой, даже предложил выйти за него замуж. Девушка вроде бы согласилась, но поставила условие. Пусть мастер покажет ей царицу и малахитовую комнату, для которой ее отец разбил камень.

В назначенное время Танюша прибыла во дворец, но ее никто не встретил. Хозяин увидел ее в платке и деревенской шубе, спрятавшейся за столбом. Потом она сама вошла во дворец и сняла пальто. И платье ее красивее самой царицы, и блестят украшения из малахитовой шкатулки, которую она позаимствовала у мастера во временное пользование. Все восхищались ее красотой.

Тогда хозяин подскочил к ней и назвал ее своей невестой. Девушка остановила его и приказала отвести в малахитовую комнату. Барин встревожился: что скажет королева на такое своеволие. Но Танюшка даже не послушала его, сама нашла эту комнату, подошла к малахитовой стене. Тут явилась королева, стала требовать, чтобы ей показали барскую невесту.

Таня обиделась, что жених должен показать ей королеву, а не наоборот, она ему отказала. Потом Таня прижалась к малахитовой стене и исчезла. От нее остались только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Собрать камни мастер не мог — они по каплям рассыпались у него в руках. А в пуговице увидел зеленоглазого джентльмена и «последний рассудок потерял».

С тех пор Таню никто не видел. Только люди стали говорить, что теперь у горы стали появляться две хозяйки в одинаковых платьях.

Еще одна сказка Бажова «Синюшкин Колодец» — это рассказ, написанный в 1939 году, который учит нас жить честно, с чистой совестью, работать в радость. Помните, что зло и жадность всегда наказываются. Краткое содержание «Синюшкин колодец» для читательского дневника поможет вам ознакомиться с действием сюжета и подготовиться к уроку литературы.

Сжатое изложение

Произведения автора, написанные по уральским легендам, интересно читать, но передать их в сокращенном варианте непросто. Целесообразно разделить текст на части и озаглавить каждую.

Отцовский подарок

Хозяйка Медной горы подарила малахитовую шкатулку

Еще до свадьбы Степана Хозяйка Медной горы подарила ему малахитовую шкатулку. Его жене Настасье это не понравилось, поэтому она убрала его из поля зрения. После смерти Степана денег не хватило, потом родственники стали говорить о продаже шкатулки, сбегались покупатели, но мало что предлагали.

Надо сказать, что в семье было трое детей, два сына и младшая дочь. Люди говорили о ее красоте: сказочные, черно-зеленые глаза. Девочка росла на всеобщее обозрение, только мать вздыхала, что Таня не похожа на родственниц.

Отец умер, а дочь долго плакала и скорбела. Потом Настасья вынесла шкатулку с украшениями, чтобы девочке было весело, и на удивление, что бы Таня ни старалась, у нее все в самый раз. Мать переживала, что это не к добру, но не могла отказать дочери и часто делала отцовский подарок — смотреть и играть.

Таня подросла и стала сама брать коробку. Мать с сыновьями уезжают в командировку, а дочка хочет все сделать дома, хочет приобрести украшения и примерить их.

Читайте также: Леди Макбет краткое содержание, история создания, смысл

В дом забрался вор

Однажды, когда никого не было дома, Танюша сделала все по дому и надела украшения. В это время в дом забрался хитник, взял в руки топор и встал позади нее. Девушка повернулась, вор посмотрел на нее, закрыл глаза руками и закричал, что ослеп. Таня выпрыгнула из окна и побежала к соседям. Они подошли к дому, но крестьянин сказал, что пришел за милостыней, и его отпустили.

Таня смотрит на украшения

Когда все ушли, Таня рассказала матери правду. Настасья поняла, что мужчина пришел за коробкой, но взять ее не смогла. Она подумала и решила спрятать подарок мужа подальше, под землю, чтобы никто не нашел.

В другой раз Таня пропала, а гроба не было на месте. Девушка расстроилась и вдруг увидела свет из-под пола, заглянула внутрь, а там коробка. Таня посмотрела на украшения и спрятала их.

Странная незнакомка

Однажды в дом пришла нищая женщина переночевать. Не успела хозяйка дать своего согласия, как незнакомка уже сняла с нее сумку и сложила туфли у печки, настолько она была беспринципна.

Гость позвал Таню, показал вышитые шелком вещи и предложил научить девушку рукоделию. Она пообещала подарить Тане столько ниток и бисера, что хватит надолго. Мать сначала сопротивлялась, но женщина ее уговорила, объяснив, что за такую ​​работу хорошо платят – это поможет семье.

Таня быстро все узнала и привязалась к незнакомому человеку, а дочь позвала. Однажды девочка достала отцовскую шкатулку и надела украшения. Гость стал трогать пальцем камешки, как дотронешься — загорится искрой. Потом она стала гладить волосы Тани, приказывая ей повернуться и не оглядываться.

Девушка прислушалась к ней, обернулась и увидела огромный зал с высоким потолком и стенами из малахита. И прямо перед ней стояла красавица, о которой только и говорят в сказке: волосы у нее черные как ночь, а глаза зеленые. Рядом с ней крутился человек, очень похожий на зайца, а вокруг было много умных людей. Таня присмотрелась и увидела, что на красавице были украшения отца. Как только она рассказала об этом незнакомцу, видение исчезло. Женщина объяснила, что это царский дворец, который Степан отделал малахитом, но обо всем остальном умолчала. Она объяснила, что вскоре Таня сама все узнает.

Незнакомец протянул Тане пуговицу

Вечером незваный гость добавил девушке шелка и жемчуга, затем подарил простую пуговицу. Она сказала, что Таня всегда могла посмотреть на этот подарок и увидеть намек на работу или жизнь. После этих слов незнакомка повернулась и исчезла, как будто ее и не было.

Новый управляющий

прошли годы. Таня стала мастерицей, и ребята на нее смотрели. Но она не давала надежды и говорила матери, что в деревне ей не судьба. Между тем слава о рукоделии девушки распространилась повсюду, ей стали присылать заказы и платить хорошие деньги. Однажды ночью в доме случился пожар, Настасья успела только выхватить коробку. Мы решили продавать украшения, и желающих было много.

В то время старый барин хотел женить своего сына, но у него была любовница. Старик уговорил ее выйти за джентльмена-рабочего, дал ей хорошее приданое и сделал ее мужа конторщиком. Так в селе появился новый управляющий. Он говорил на нескольких языках, и русский был хуже всего. Только одно слово работало хорошо — шлепок. Что бы ни случилось, у него был один ответ: «поааааарот». Звали его Паротей.

Ювелирные изделия из малахита

Вот и пошла жена Паротина к огнепожирательнице Настасье покупать украшения. Она пришла домой и стала хвалиться мужу, что больше никому не нужна — ни ему, ни молодому барину Турчанинову. Она продаст коробку, поедет за границу, а там у нее появятся невиданные женихи.

Все-таки ей очень хотелось попробовать такую ​​красоту. Повязку надела — волосы рвала, сережки примеряла — чуть уши не оторвала, колечко надела — еле смыла мылом. Жена Паротина решила поехать в город и показать мастеру, как сделать его в размер, только все мастера отказались работать.

Вскоре стало известно, что старый барин умер, он не успел жениться на сыне, а молодой барин приедет в деревню. Паротя запил от этой новости, но однажды узнал о Тане. Писарь подошел к Настасье, увидел девушку, удивился, какую красоту она вышивает, и заказал портрет Танюшкина. Она согласилась выполнить работу, но вышить не себя, а вышить другую женщину, похожую на нее, но в царском платье.

Через месяц работа была завершена. Паротя взял портрет, спрятал его дома, стал меньше пить и снова начал работать.

Жених, да не тот

Весной молодой барин приехал уводить свою женщину — жену Паротина. Он не стал спорить, показал вышитый портрет и рассказал хозяйке о Тане и украшениях.

Мастер не раздумывая купил коробку и послал за девушкой. Она подошла, увидела на столе подарок своего отца из камней и человека, похожего на зайца — это был он в видении. И пока красотка примеряла украшения, он только начал задыхаться и охать. Он сразу предложил Тане выйти за него замуж, но она развернулась и ушла.

Только на следующий день девушка сказала да, но с одним условием: когда она увидит царицу в комнате, украшенной отцовским малахитом, она выйдет замуж. Мы договорились, что Таня должна сама добраться до Петербурга. Барин приехал в столицу и стал всем хвастаться своей невестой. Слухи дошли до царицы, и она приказала Турчанинову привести к ней суженого.

Когда девушка приехала в город, барин рассказал ей все, хотел сшить наряд и прислать лошадей. Но Танюшка только взяла камни и велела ждать у входа во дворец.

Таня во дворце императрицы

Тем временем все собрались и ждут приезда невесты Турчанинова. Девушка надела украшения, спрятала их под шубой, повязала платком и отправилась пешком. Барин увидел, устыдился, что она так одета, и убежал. Таня скинула платок и шубу, и все обомлели. Турчанинов подбежал к ней, и она пристыдила его, что обманула его и не встретила его во дворце.

Они пошли в палаты, куда всем было приказано идти. Таня ходила по дворцу хозяйкой в ​​поисках малахитовой комнаты. Все генералы и сенаторы за ней, а она стояла у стены, гордо подняв голову.

В это время королева вошла в комнату, где всем было велено ждать, но там никого не было. В малахитовую палату пришла императрица, Турчанинов спросил о невесте. Таня услышала и нахмурилась: это она хотела видеть королеву, а барин решил показать ей королеву, опять обман. Девушка бросала в жениха камни, прижималась к малахитовой стене и таяла. Остались только украшения в местах, где были руки, шея и голова.

Королева потеряла сознание. Мастер стал собирать камешки, но они стали превращаться в капли — одни были похожи на слезы, а другие на кровь. На полу осталась простая стеклянная пуговица, а в ней можно увидеть смеющуюся зеленоглазую красавицу в дорогих украшениях.

С тех пор Турчанинов потерял рассудок, а Таня исчезла навсегда. Как только люди сказали, что Хозяйка Медной горы теперь не одна, стали появляться сразу две девушки.

План пересказа

  • После смерти Степана у Настасьи осталось трое детей и малахитовая шкатулка, которую он ей подарил.
  • Дочь Степана утешает только приданое. Она примеряет украшения из малахитовой шкатулки.
  • Настасье предлагают большие деньги за коробку. Она не продает.
  • Вор пытается забрать коробку, но ослеплен свечением драгоценных камней.
  • Странник просит остаться в доме Настасьи.
  • Женщина учит Татьяну шить шелком и жемчугом.
  • Татьяна показывает гостье свои украшения, видит в видении чудесную комнату.
  • Перед уходом турист дает девушке пуговицу.
  • Горит дом Настасьи. Семья продает коробку.
  • Драгоценности тяготят жену писца.
  • На шахты прибывает молодой господин Турчанинов.
  • Новый хозяин Полевской выкупает малахитовую шкатулку и просит Татьяну выйти за него замуж.
  • Татьяна ставит условия — войти в малахитовую комнату во дворце и увидеть царицу.
  • Девушка идет встречать дворец пешком в бедном пальто и простом шарфе.
  • Жених стыдится своей невесты и выходит к ней после того, как она показала свое ослепительное одеяние.
  • Танюша идет по дворцу, находит малахитовую комнату и испаряется, прижимаясь к стене после обмана Турчанинова.
  • В горах они замечают, что Хозяйка Кобберфьеллет начала двоиться.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Именно «Малахитовую шкатулку» я перечитывал чаще всего в детстве, хотя люблю многие рассказы Бажова. Эта история прочно связана с иллюстрацией Олега Коровина Тани к книге «Малахитовая шкатулка». Уральские сказки» от Среднеуральского книжного издательства, 1967 год. На мой взгляд, лучшее издание Бажова, с оригинальной яркой графикой, выполненной с любовью и пониманием, красками напоминающими игру уральских поделочных камней. Издание великолепное, сделано с большим уважением к земляку.

История является продолжением Хозяйки Медной горы, о Степане и Малахитовой Девочке, которые испытали его, а потом наградили непростыми дарами — изумрудными слезами и малахитовой шкатулкой. Шкатулка и платье женщины в ней – работа мастеров Малахитницы. Помнишь Данилу мастера? Это умельцы, которые пошли вверх за знаниями, я думаю, это была работа. А может, сама хозяйка постаралась.

Подарок Степану сделали, когда он был еще холостым, и камни в том ларце уже были подогнаны под его будущую дочь Таню, да так, что никому больше не подходили. В этом есть некая предопределенность, сила судьбы. «Каменная девица» уже знала будущее Степанова. Она продемонстрирует способность видеть то, что еще не произошло в «Малахитовой шкатулке», и превратится в темноволосую зоркую странницу.

Чудесный образ Тани, внешне похожей на хозяйку, «черную и сказочную, и зеленоглазую», совсем не похож на местных девушек. Мемо Степан назвал, что-то вроде горнодобывающей и малахитовой, но мне кажется только, что речь идет об удивительной красоте хозяйки, мудрой и губительной зеленоглазой хозяйки уральских недр.

Таня та самая, словно «гарусинка выпала из праздничного пояса», с отцом они очень любили друг друга, а Настасья говаривала — «красота есть красота, но не наша». Как ни странно, Дюма вспоминается при этом — в «Графе Монте-Кристо» сын Мерседес похож на Эдмона Дантеса, как она сама говорила, — от большой любви. Здесь тоже как будто бы Дама роднилась со Степаном, но как?

Получается, что Таня – образ, отличный от обычных уральцев. Она чувствует себя не от мира сего, и ей нет места в этом мире. Поэтому он ни с кем не здоровается. «Каменные статуи, зеленые глаза», — жалуются поклонники и соседи, он очень высоко держится, но тут не в этом дело.

В финале она уходит в мир хозяйки медной горы, растворяется в изобилии уральского малахита вместе с роковыми драгоценностями. С исчезновением зеленоглазой красавицы о непростых дарах Малахитницы остается только молва, они недолго оставались на свете после смерти Степана.

Малахитовая гора Хозяйка и Танюшка — фигуры особенные, навеки памятные, создающие неповторимый образ уральской старины.

В рассказах Бажова есть особая атмосфера, дух Урала. Тонкое понимание красоты и суровой реальности быта простых людей, свободных и крепостных. «Малахитовая шкатулка» с уважением показывает трудолюбие, ловкость, мастерство, стремление к самостоятельности, стойкость, безропотное преодоление жизненных невзгод.

И люди, хорошие и плохие, бескорыстные и завистливые, которые представляют что-то из себя и заменяют индивидуальность драгоценными камнями, навешанными даже на туфли.

Сюжет произведения

После смерти Степана шкатулку с малахитовыми украшениями бережно хранит его жена Настасья. Настасья не могла их вынести. Они показались ей тяжелыми и неудобными. Женщина тоже не хочет продавать коробку.

Единственная дочь Татьяна Настасья дает поиграть с малахитовой шкатулкой. Сокровища Татьяны утешают Татьяну, скорбящую по отцу. Девушка примеряет серьги и звонит каждую свободную минуту. Ей было тепло, когда она надевала украшения.

Однажды в дом Настасьи постучался незнакомец. Она попросила остаться в доме на несколько дней. За это время она научила Татьяну шить шелком и жемчугом. Однажды девушка и странник остались в доме одни. Татьяна рассказала новой подруге о приданом отца. Она попросила показать. Девушка привела странника на чердаки, где хранили коробку после попытки ее кражи.

Там девушка стала примерять украшения, и незнакомец их надел. Серьги и кольца приобрели новый блеск от ее прикосновения. В этот же момент девушка увидела перед собой комнату и прекрасную женщину в зеленом платье с драгоценностями отца.

После этого случая женщина попрощалась с Настасьей и ее семьей. На прощание она подарила Татьяне пуговицу, на которую можно посмотреть и спросить совета у странницы.

Девушка после ухода женщины начала искусно шить. Она начала принимать заказы. Это Татьяна кормила семью. В свободное время она также примеряла украшения своего отца.

Однажды в семье произошла трагедия. Сгорел дом, в котором жила Настасья с детьми. Спаслась только малахитовая шкатулка. Женщина поняла, что пора продавать подарок мужа.

Об этом узнала жена нового приказчика, бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Она предложила хорошую цену и купила коробку за 2000 рублей. Я просто не могла носить украшения.

Ее муж, приказчик Паротя, решил сам увидеть девушку, которая носила эти украшения. Как только он увидел Татьяну, сразу влюбился. Он приказал ей вышить его портрет.

Весной к Полевской приехал господин Турчанинов с намерением увести жену Пароти. Он заинтересовался драгоценностями в шкатулке своей бывшей любовницы и предложил продать ему шкатулку со всем содержимым. Когда жена приказчика и барин вели переговоры, он велел позвать Татьяну.

Она пришла. По его просьбе Татьяна примерила украшения, и он предложил ей выйти за него замуж. Девушка согласилась при условии, что Турчанинов отвезет ее во дворец и покажет комнату, где находилась работа ее отца. Мастер согласился и отправился в столицу, где рассказал всем о красоте своей невесты.

Осенью слухи дошли до самой королевы. Она приказала привести девушку во дворец. Татьяна сказала жениху, что сама приедет во дворец. Он ждал ее на крыльце и стыдился, что Татьяна пришла пешком в обыкновенном платке, простой шубке и спряталась.

Но когда девушка расстегнула верхнюю одежду и сняла платок, он вышел навстречу Татьяне. Невеста рассердилась на него, но пошла во дворец. Там она поняла, что Турчанинов ее обманул. Он приказал ей показать королеву, а не показывать ей королеву.

Тогда Татьяна прислонилась к малахитовой стене и растаяла. Остались только ее украшения. Когда мастер попытался их собрать, они превратились в капли. Только выбранная кнопка осталась нетронутой. Он отражал красоту малахита и смеялся над уродливым владыкой.

С тех пор как исчезла Татьяна, хозяйка медной горы стала двоиться: люди увидели сразу двух девушек в малахитовых платьях.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"