- Главная мысль произведения
- Любовь и трагедия
- Заключительная часть
- Краткая характеристика главных героев рассказа «Чистый понедельник»
- Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)
- «Чистый понедельник»: анализ произведения
- История создания и тема произведения
- «Чистый понедельник»: жанр и композиция
- Короткий пересказ «Чистый понедельник» Бунина
- Жанр, направление
- Проблематика произведения: темы, идея, чему учит
- Темы
- Идея
- Чему учит
- Начало произведения
- Иван Бунин — Чистый понедельник
- Основа сюжета
- Главные герои рассказа и их краткая характеристика
- Изобразительно-выразительные средства
- Основные персонажи
- История написания
- Словарь незнакомых слов
- Тайны мира и человека
- Время и место действия рассказа «Чистый понедельник»
- Очень краткий пересказ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»
- Смысл названия
Главная мысль произведения
Рассказ «Чистый понедельник» (он же «Митина любовь») был написан в 1944 году. Произведение вошло в состав авторского любовного сборника «Темные аллеи», что прямо говорит об одновременном трагизме повести и линии отношений между мужчина и женщина, которые легли в основу действия.
Острая композиция книги стала поводом для создания ряда экранизаций и театральных постановок, в которых приняли участие известный актер и режиссер Алексей Баталов и другие артисты постсоветского пространства.
Произведение относится к литературному направлению неореализм. В основу повести «Чистый понедельник» легли сон и реальность, соединившиеся в образе главного героя и героини. В противовес основным образам автор использует антитезу.
Аналогичный прием используется при сравнении города и монастыря, духовности и образа жизни. Автор рассказа ставит перед собой задачу проанализировать проблему русского национального характера, наложив его на образ главного женского персонажа.
Любовь и трагедия
Герои Бунина не находят счастья. В «Чистом понедельнике», как и в других произведениях русского классика, речь идет о любви, которая приносит только горечь и разочарование. В чем трагедия героев этой повести?
Наверное, потому, что они, близкие, совсем не знали друг друга. Каждый человек – это целая вселенная. А порой даже близкие не могут разгадать его внутренний мир. Об одиночестве среди людей, о любви, которая невозможна без полного взаимопонимания, говорил Бунин в «Чистом понедельнике».
Анализ художественного произведения невозможен без характеристики главных героев. Что мы знаем о девушке, которая жила в достатке и была любима, ушла в монастырь?
Заключительная часть
История заканчивается грустно и трогательно. Через две недели после расставания молодой человек получил письмо от возлюбленной. В нем она сказала, что больше не вернется в Москву, пока не станет послушницей, а позже будет пострижена. Девушка попросила не искать ее и не отвечать на ее сообщение.
Молодой человек исполнил ее желание. Свою грусть он переживал в одиночестве: ходил по самым грязным кабакам, напивался и опускался все ниже и ниже. Но позже он решил восстановить свою репутацию и вернуться к прежней жизни, хотя и сделал это равнодушно.
Почти через два года после получения письма юноша прибыл в Архангельский собор и долго стоял во мраке перед ним, вглядываясь в золотой иконостас и не молясь. Как только он вышел из храма, он решил проехаться по тем местам, где раньше ездил со своей возлюбленной. Юноша побывал на Ордынке, в темных садах, Грибоедовском переулке. Всю дорогу он беспрестанно плакал о своей потерянной любви.
На Ордынке юноша остановился у Марфо-Мариинской обители. Он видел кареты во дворе, слышал пение девичьего хора. Но староста впустил его первым, потому что там в тот день была большая княжеская семья. Юноша заплатил ему рубль и вошел во двор монастыря.
Как только герой оказался внутри, он увидел принцессу, одетую в белое. Ее сопровождали несколько послушников с иконами и свечами в руках. Именно сестры привлекли внимание молодого человека. На улице было темно, но один из послушников, голова которого была покрыта белым платком, поднял глаза и посмотрел прямо на парня. Он понял, что это его любимое место.
Но как она поняла, что он стоит там, как она заметила его в темноте и как долго длилось это мгновение, осталось для него загадкой. Ему ничего не оставалось делать, потому что к послушнице нельзя подойти, поговорить с ней или подать какой-либо знак. Юноша просто повернулся и тихо ушел со двора монастыря.
На этом история любви двух совершенно разных людей заканчивается. Бунин сумел на нескольких страницах представить историю соединения молодых влюбленных с разными мировоззрениями. Хотя отношения закончились несчастливо, каждый из героев произведения хранил в сердце теплые воспоминания о любимом человеке. Девушка нашла свое призвание в служении высшим силам, и юноше пришлось научиться жить без нее.
Краткая характеристика главных героев рассказа «Чистый понедельник»
- Рассказчик героев Внешне очень красивый, финансово обеспеченный молодой человек из Пензенской губернии, от лица которого ведется рассказ. Герой влюблен, но его дама сердца не согласна на брак и никоим образом не дает ему надежды на серьезные отношения, по крайней мере, в будущем. Но надеется и засыпает любимую подарками, исполняет любой каприз.
Ночь вместе — его единственная награда за терпеливое ухаживание, но после этого она уходит навсегда. Герой узнает, что его возлюбленная уходит в монастырь.
- Героиня — возлюбленная рассказчика. Загадочная девушка с привлекательной внешностью: стройная, смуглая, темноволосая, черноглазая — звезда светского общества. Из обеспеченной семьи она живет одна в Москве, но при этом для нее не важен материальный достаток.
У этой необычной девушки богатый внутренний мир, она ищет свое призвание и, к сожалению для главной героини, не видит себя хранительницей домашнего очага. Выбор ее души – служить Богу.
Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)
Эта история — история любви героя к загадочной, красивой девушке. Зимой он каждый вечер звонил ей и водил на ужин в ресторан, потом в театр или на концерт, потом на ужин в загородный ресторан.
Молодой человек почувствовал, что эта странная девушка не нуждается в развлечениях, цветах, книгах, которые он ей приносил. Но все же она читала эти книги, ходила в рестораны, с аппетитом там ела и благодарила поклонника за цветы.
Легкомысленный, добрый, веселый юноша никак не мог понять эту загадочную для него девушку, он был просто счастлив «каждому часу, проведенному рядом с ней». Он не понимал, почему эта богатая девушка ходит на курсы.
Героиня интересовалась историей, но о том, что она интересуется и религией, юноша узнал только тогда, когда она пригласила его в Новодевичий монастырь на Прощеное воскресенье. Выяснилось, что девушка часто ходит в кремлевские соборы, в московские монастыри, слушает, как там поют стихиры. Она любит «русских летописцев, русских легенд».
Молодой человек был удивлен тем, как его увлечение русской стариной и религиозными заповедями сочеталось в его возлюбленной с тем, что она бывала в ресторанах, кабаках, театральных «капустниках», где актеры вели себя свободно.
В чистый понедельник, после «дерьма» художественного театра, девушка ушла от влюбленного в нее молодого человека на ночь. Утром она сказала, что сегодня поедет к отцу в Тверь и напишет молодому человеку об их будущем.
По дороге домой глубоко несчастный рассказчик встал на колени возле церкви, снял шляпу, и несчастная старушка сказала, пожалев его: «. не убивай себя так! Очень плохо, очень плохо!»
Через две недели юноша получил письмо от возлюбленной и узнал, что она должна стать послушницей в монастыре, а затем, возможно, и монахиней. Чтобы зря не продлевать их мучения, девушка попросила не отвечать ей и не искать ее. Рассказчик выполнил эту просьбу, но начал сильно пить. В конце концов он пришел в себя, но жизнь была ему не мила.
Через два года после Чистого понедельника герой вошел во двор Марфо-Мариинской обители в новогоднюю ночь и увидел свою возлюбленную в белом платке среди других монахинь или сестер. Она, словно почувствовав его присутствие, стала смотреть в темноту, только на него. Рассказчик тихо вышел за ворота монастыря.
«Чистый понедельник»: анализ произведения
Очевидно, Бунин пытался создать нечто большее, чем рассказ о безответной любви. Какие идеи вложил писатель в произведение «Чистый понедельник»? Сюжет, обобщенный, дает общее представление о замыслах автора. В полной мере оценить их позволит анализ истории:
История создания и тема произведения
В 1920-е годы в связи с политическими событиями в России Бунин эмигрировал во Францию, где оставался до конца жизни. За границей писатель работал над сборником любовных историй «Темные аллеи», также для него была написана повесть «Чистый понедельник».
Литературоведы считают, что в ней автор описал свою первую любовь к Варваре Пащенко. Исследователи жизни и творческого пути писателя называли Варвару его первой, «незамужней» женой.
Как считал сам Бунин, «Чистый понедельник» — одно из лучших его произведений. Рассказ был создан в 1944 году, а через год опубликован в Нью-Йорке в «Новом журнале».
«Чистый понедельник» рассказывает историю любовной драмы. Это глубоко трагичная история: герои любят друг друга, но совершенно по-разному видят будущее. Героиня нашла смысл жизни в служении Богу, она делает выбор и ставит духовные ценности выше физиологических потребностей. Зная действие, можно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник:
- слово «чистый» связано с очищением, духовным ростом;
- понедельник — символ нового начала.
Символично, что именно в такой день героиня пришла к просветлению и начала кардинально новую жизнь.
Варвара Пащенко, 1892 год: Википедия
«Чистый понедельник»: жанр и композиция
Своеобразие повести Бунина указывает на жанр «Рен мандаг» — рассказа. Его особенностью является резкий поворот событий, который происходит в этой истории.
Композиционно рассказ состоит из трех частей:
- Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения и совместное времяпрепровождение. Яркая авторская речь позволяет во всех красках передать чувства рассказчика к своей возлюбленной.
- Основой для второй части являются диалоги. Это начинается, когда пара идет на кладбище. В беседе читатель больше узнает о возлюбленной рассказчика, ее мечтах и амбициях. Здесь происходит кульминация всей истории — признание девушки о неизбежном расставании.
- Последняя часть романа — развязка. Героиня оказалась на службе у монастыря. Рассказчик переживает горькое расставание. Он получает еще один шанс встретиться с любимой, но уходит и принимает ее выбор.
Короткий пересказ «Чистый понедельник» Бунина
Они случайно встретились в декабре. Теперь он каждый вечер ходил к ней на квартиру, арендованную ею исключительно из-за чудесного вида на Спасский собор, каждый вечер водил ее обедать в шикарные рестораны, театры, на концерты… Чем все это кончится, он не знал и старалась даже не думать: она раз и навсегда отложила в сторону все разговоры о будущем.
Она была загадочна и непонятна; их отношения были странными и неопределенными, и это держало его в постоянном неустроенном напряжении, в томительном ожидании. И все же, каким счастьем был каждый час, проведенный рядом с ней…
В Москве она жила одна, почему-то училась на курсах (ей нравилась история) и продолжала учить медленное начало Лунной сонаты, только начало… Он осыпал ее цветами, шоколадками и новомодными книгами, и получил за все это равнодушный и отсутствующий…».
Они оба были богаты, здоровы, молоды и так хороши собой, что в ресторанах и на концертах на них глазели. Уроженец Пензенской губернии, он был тогда красавцем южной, «итальянской» красоты и имел соответствующий характер: живой, веселый, постоянно готовый к счастливой улыбке. И в ней была какая-то индийская, персидская красота, и какой он был разговорчивый и беспокойный, такая она была молчаливая и задумчивая…
Даже когда он вдруг поцеловал ее страстно, яростно, она не сопротивлялась, а все время молчала. А когда почувствовала, что он не может себя контролировать, спокойно отстранилась, прошла в спальню и оделась для следующей поездки.
Прошел январь, прошел февраль, пришел и ушел карнавал. В Прощеное воскресенье она оделась во все черное («Завтра ведь чистый понедельник!») и пригласила его в Новодевичий монастырь.
Он посмотрел на нее с удивлением, а она рассказала о красоте и искренности похорон архиепископа-раскольника, о пении церковного хора, от которого трепещет сердце, о своем одиноком посещении кремлевских соборов… И снова он посмотрел с удивлением и беспокойством: что с ней сегодня? Все причуды?
На завтра она попросилась на театральные капустники, хотя заметила, что нет ничего пошлее их. Она много курила в скетче и пристально смотрела на актеров и корчила гримасы под смех публики. И в тихой ночной квартире она сразу прошла в спальню, зашуршала снятым платьем. Он подошел к двери: она в босых лебединых туфлях стояла перед туалетным столиком, расчесывая черепаховым гребнем свои черные волосы…
А на рассвете он проснулся от ее взгляда: «Сегодня вечером я еду в Тверь», — сказала она. — Как долго, одному Богу известно… Я все пишу, как только попадаю туда.
Прости, оставь меня сейчас…» Письмо, полученное через две недели, было коротким — любовная, но твердая просьба не ждать, не искать и не искать: «В Москву не вернусь, пойду на послушание, так что, может быть, Решаю постричься…». И не видал, долго пропадал по кабакам, напивался…
Прошло почти два года с того чистого понедельника… В тот же тихий вечер он вышел из дома, на Ордынке остановился у ворот Марфо-Мариинской обители, где заунывно и нежно пел девичий хор. Надзиратель не хотел его пропускать, но за рубль он с ужасом вздохнул и пропустил.
Потом из храма появились иконы, хоругви, пронесенные в руках, вытянулась белая шеренга поющих монашек со свечами на лицах. Он внимательно смотрел на них, и тут одна из шедших посредине вдруг подняла голову и устремила свои темные глаза в темноту, как будто увидела его. Что она могла видеть в темноте, как могла чувствовать его присутствие? Он повернулся и тихо вышел за ворота.
Рассказ Бунина «Солнцестояние» написан в 1925 году, опубликован через год в «Современных записках». В книге описывается мимолетный роман между лейтенантом и молодой замужней дамой, которые познакомились во время путешествия на корабле.
Жанр, направление
Жанр произведения «Жэнь мандаг» — рассказ. Для этого жанра характерен неожиданный сюжетный поворот, заставляющий переосмыслить смысл произведения. В этой истории это неожиданный уход героини в монастырь.
Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что многие критики воспринимают «Темные аллеи» как дань классической русской прозе, читатель увидит в рассказе новые модернистские черты:
- мотив незавершенности (лунная соната обрывается на полутакте, расставание главных героев после премьеры);
- необычная композиция: сюжет не совпадает с сюжетом;
- смелые религиозные отсылки: влюбленные сблизились в первый день Великого поста;
- о символике текста читателю сообщают отличительные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная «Лунная соната» — символ грядущих перемен в душе героини. Лунный свет, тени для героини, одетой в черное, символизируют безответную любовь. Скорбное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
- контраст: любовь проявляется как боль и счастье.
Проблематика произведения: темы, идея, чему учит
Темы
В рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» раскрываются темы:
- внутреннее беспокойство, духовное «скитание»;
- выбор жизненного пути;
- любовь;
- одиночество.
Идея
Основная идея (замысел) рассказа «Чистый понедельник»: выбрав жизненный путь по душе, человек очищает себя, справляется с искушениями, которые сбивают его с пути. Основная мысль этого рассказа соответствует названию — это очищение души от пошлости праздной жизни.
Читайте также: Человек в футляре краткое содержание рассказа Чехова читать
Чему учит
Рассказ «Чистый понедельник» учит выбирать свой жизненный путь в соответствии со своими целями и ценностями. Не нужно учитывать, что ваш выбор покажется другим людям странным, что он может разрушить чьи-то надежды и планы. Для того, чтобы реализовать себя, важно понять, что близко вашей душе, и посвятить этому свою жизнь.
Начало произведения
Понять основную мысль произведения и познакомиться с характерами персонажей можно, прочитав краткое содержание Бунина Чистый понедельник. Автор написал произведение от лица главного героя. Вкратце рассказ можно разделить на три части:
- нить;
- основа сюжета;
- заключение.
В первой части главный герой рассказывает о своих отношениях со странной девушкой. Он познакомился с ней на лекции Андрея Белого. Молодой человек так громко смеялся, что она не смогла сдержаться — она тоже улыбнулась. С тех пор они практически неразлучны.
Почти каждый день герой приезжал к ней, проводил несколько часов в ее съемной квартире, а потом они разъезжались по разным местам:
- театры;
- «Мегаполис»;
- «Эрмитаж»;
- «Прага»;
- концертный зал.
Он подарил любимой цветы, книги и конфеты. И она взяла все это так, как будто ей это было совсем не нужно. Но девушка всегда читала эти книги, благодарила за новые букеты и могла за день съесть коробку конфет. Она курила, пила алкоголь, ела как юноша.
Хотя при этом питала слабость только к дорогой одежде – шелку, меху. Остальными земными удовольствиями она наслаждалась без особой радости. Несмотря на свою яркую красоту, до юности у нее ее не было. Девушка не сопротивлялась ласкам, хотя и не позволяла любовнику дойти до настоящей близости. И когда он заговорил о женитьбе, она ответила, что не годится в жены.
Так прошла вся зима. Каждую ночь юноша звал ее и даже радовался тому, что видит только «восточную» красавицу. Его удивлял ее молчаливый и спокойный характер, ведь сам он был легким, веселым, разговорчивым, горячим и страстным.
Молодые были молоды, красивы и богаты. Они пользовались всеми благами человечества, старались прожить молодость в удовольствие. Юноша радовался своим возможностям, знатному происхождению, богатству, привлекательной внешности. И девушка как будто не замечала всех этих преимуществ, хотя и пользовалась ими.
Она стремилась познать нечто более чудесное, пыталась найти себя, смысл своего существования.
Иван Бунин — Чистый понедельник
Серый зимний день в Москве начал темнеть, холодно зажегся газ в фонарях, тепло зажглись витрины — и к вечеру московская жизнь, освободившись от повседневных дел, разгорелась: извозчик шипел все гуще и сильнее, переполненный громче гремели пикирующие трамваи — в полумраке уже было видно, как свистели с проводов зеленые звезды — вялые чернеющие прохожие оживленнее спешили по заснеженным тротуарам…
Каждый вечер мой кучер мчал меня в этот час растянутой рысью — от красных ворот храма Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер водил ее обедать в Прагу, в Эрмитаж, в Метрополь, днем в театры, на концерты, а потом в Яр, в Стрельну…
Я не знал, чем все это кончится, и старался не думать, не думать об этом: это было бесполезно — так же, как говорить с ней об этом: она раз и навсегда отбросила разговоры о нашем будущем; она была для меня загадочна, непонятна, отношения наши с ней тоже были странными — мы еще не были совсем близки; и все это бесконечно держало меня в неразрешимом напряжении, в томительном ожидании — и в то же время я был невероятно счастлив за каждый час, проведенный рядом с ней.
Она почему-то училась на курсах, посещала их довольно редко, но ходила. Однажды я спросил: «Почему?» Она пожала плечами: «Почему все делается в мире? Понимаем ли мы что-то в своих действиях? Кроме того, я интересуюсь историей…
«Жила она одна — отец ее овдовевший, просвещенный человек из знатного купеческого рода, жил на пенсии в Твери, кое-что коллекционировал, как и все такие купцы. В доме напротив церкви Спаса, сняла ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные.
В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояла дорогое фортепиано, на котором она продолжала упражняться в медленном, сомнамбулически прекрасном начале «Лунной сонаты», только начало — изящные цветы распустились на рояле и далее тонко отражались в граненых вазах
— по моему распоряжению они доставлялись свежими каждую субботу, и когда я пришел к ней в субботу вечером, она лежала на диване, над которым почему-то висел портрет босого Толстого, медленно протягивала руку, чтобы поцеловать меня, и рассеянно говорила: «Спасибо за цветы…
Я принес ей коробки конфет, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тет Мейера, Пшибышевского — и получал такое же «спасибо» и протянутую теплую руку, иногда приказ сесть возле дивана, не снимая пальто.
— Непонятно почему, — задумчиво сказала она, поглаживая мой бобровый воротник, — но, кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь в комнату с фермы.. ей ничего не нужно: ни цветов, ни книг, ни обедов, ни театров, ни обедов за городом, но все же у нее были цветы, которые она любила и не любила, все книги, которые я ей приносил, она всегда читала.
Съела целую коробку шоколадки в течение дня, в обед и ужины она ела не меньше меня, любила пироги с озерной ухой, рябчиков в крутой сметане, иногда говорила: «Я не понимаю, как люди не могут получить надоело это всю жизнь, обедать и ужинать каждый день», но сама ела и обедала с московским пониманием дела. Ее явной слабостью были только хорошие платья, бархат, шелк, дорогие меха…
Мы оба были богатые, здоровые, молодые и такие хорошенькие, что в ресторанах, на концертах на нас смотрели глазами. Я, уроженец Пензенской губернии, в то время был почему-то красив, южной, горячей красавицей, я был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды известный актер, чудовищно толстый человек, большой обжора и умница .
«Черт знает, кто вы, этакий сицилиец,» сказал он сонно; и характер у меня был южный, живой, всегда готовый на счастливую улыбку, на хорошую шутку. И была у нее какая-то индийская, персидская красота: темно-янтарное лицо, великолепное и несколько зловещее в своих густых черных волосах, мягко блестящих, как черный соболиный мех, брови, глаза черные, как бархатный уголь.
Рот, пленяющий бархатисто-малиновыми губами, был затенен темным пушком; уезжая, она обыкновенно надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми пряжками (и посещала занятия скромной ученицей, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и как бы я ни был склонен к болтливости, к простому веселью, она чаще всего молчала: она всегда о чем-то думала, все как бы тонуло в чем-то мысленном.
Она лежала на диване с книгой в руках, часто клала ее и вопросительно смотрела перед собой: я видел это, иногда, когда был у нее в гостях и днем, за каждый месяц она вообще не выходила в течение трех или четыре дня и не выходила из дома, лежала и читала, а меня заставляла сесть в кресло у дивана и тихонько читать.
«Вы ужасно болтливы и беспокойны, — сказала она, — дайте мне закончить главу…
«Если бы я не был болтлив и беспокоен, я мог бы никогда не узнать вас», — ответил я, напомнив ей о нашем знакомстве: однажды в декабре, когда я пришел в художественный кружок на лекцию Андрея Белого, который пел то, пока я бегала и танцевала по сцене, я так кружилась и смеялась, что она, которая случайно сидела в кресле рядом со мной и сначала смотрела на меня немного растерянно, тоже наконец засмеялась, и я тут же весело повернулся к ее.
— Ничего, — сказала она, — но помолчи немного, почитай что-нибудь, покури…
— Я не могу молчать! Ты не представляешь силу моей любви к тебе! Ты меня не любишь!
— Представляю. Что касается моей любви, то ты прекрасно знаешь, что, кроме отца и тебя, у меня нет никого на свете. В любом случае, ты мой первый и последний. Вам этого мало? Но хватит об этом. Нельзя читать перед собой, давай пить чай…
И я встал, вскипятил воду в чайнике на столе за диваном, взял чашки и тарелки с ореховой горки, стоявшей в углу за столом, и сказал то, что думал:
— Ты дочитал «Огненного ангела»?
— Проверил. Это настолько пафосно, что стыдно читать.
— А почему вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?
— Я был слишком зол. А мне желтоволосая Русь совсем не нравится.
— Тебе это не нравится!
Да, вполне…
«Странная любовь!» — подумал я и, пока вода кипела, стоял и смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и это сочеталось у меня с их ароматом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина приречной снежно-серой Москвы; во втором, слева, виднелась часть Кремля, наоборот, как-то слишком близко, слишком новая часть Христа Спасителя была белая, в золотом куполе, что галки, вечно вьющиеся вокруг него, отражались в голубоватых разводах…
«Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном Ряду, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Боре, итальянские соборы — и что-то кыргызское в вершинах башен кремлевских стен…»
Конец вводного отрывка
Основа сюжета
Пересказ продолжается с конца зимы, а именно с Прощеного воскресенья. В этот день героиня приказала возлюбленному заехать за ней к пяти часам вечера. Она встретила его в черной одежде и предложила пройти в Новодевичий монастырь.
Девушка рассказала, как ходила на Рогожское кладбище, видела отпевание архиепископа. А юноша был просто поражен ее познаниями в религиозных предметах. Тогда стали искать дом Грибоедова, но точно не знали, где находится здание. И не было никого на улице, чтобы дать им адрес. Влюбленные ехали до сумерек, потом героиня вспомнила о Марфо-Мариинской обители, но туда они не поехали.
Молодые люди отправились в трактир Егорова, где заняли комнату с иконой Божией Матери «Троеручица». В тусклом свете лампы девушка показалась юноше еще прекраснее. И героиня нечаянно сказала, что однажды уйдет в монастырь. На что молодой человек отвечал, что совершит преступление и тогда его отправят на Сахалин.
Но он не успел — пол подошёл к столу, чтобы принять заказ. На ужин просили: хересную навозку, блинчики с икрой, шампанское.
Девушка рассказала о своем пристрастии к русским летописям и легендам, которые читает до тех пор, пока не выучит их наизусть. После ужина и долгого разговора героиня пришла домой раньше обычного: не в четыре утра, а в одиннадцать вечера. Она попросила молодого человека забрать ее на следующий день в десять, когда она захочет пойти в капустник».
На следующий вечер молодой человек пришел к любимой, вошел в ее квартиру, открыл дверь своим ключом и увидел ее в ярко освещенной комнате. Девушка стояла возле рояля, и ее черное бархатное платье с открытыми руками и плечами, изысканно уложенные волосы и бриллиантовые серьги придавали ей вид восточной красавицы.
На «грязи» героиня много курила и пила шампанское. Все мужчины в зале смотрели на нее, и Сулержицкий пригласил ее станцевать польку. В три часа ночи она попросилась домой. Но впервые в отношениях девушка предложила парню остаться с ней на ночь.
А утром она разбудила своего возлюбленного, сказала ему, что едет в Тверь, и попросила его оставить ее в покое. Молодой человек вышел из ее квартиры на рассвете, пошел на Иверскую и встал между нищими и старухами. Он снял шляпу и опустился на колени, и только старушка заметила, как грустен парень.
Главные герои рассказа и их краткая характеристика
- Рассказчик — история написана с его точки зрения. Герой делится воспоминаниями о своей любви к загадочной красивой девушке. В то время этот молодой богатый дворянин был «красив почему-то, южной, теплой красотой», хотя родился в Пензенской губернии. Его персонаж также был «южным, живым, готовым к счастливой улыбке, хорошей шутке». Легкомысленный, изобретательный юноша «был склонен к болтливости, к простодушной веселости», к беспокойству. Влюбившись в девушку, он «старался не думать, не додумывать» поступков своей возлюбленной, а был просто «невероятно доволен каждым часом, проведенным рядом с ней».
- Героиня — возлюбленная героя-рассказчика, который никак не мог понять эту молчаливую, загадочную девушку. Красота ее «была какая-то индийская, персидская»: смуглое лицо, черные волосы и брови, глаза тоже были черные, губы красные. Она была из купеческой семьи, ее отец жил в Твери. Эта девушка почувствовала какое-то смятение в душе. Она «что-то подумала, все как будто погрузилось во что-то ментальное».
Герой-рассказчик постоянно улавливает необъяснимость поведения своей избранницы. Она иронизировала, что люди не устают есть каждый день, а сама с удовольствием поедала вкусные блюда. Светские увеселения она считала вульгарной мишурой, но баловалась им. Еще более странным было ее увлечение ресторанами, театральными капустниками и в то же время соборами, священными книгами и русскими летописями.
Героиня как бы сочетает в своей душе разные «стили» существования и хочет соединить их в гармонии. Ее образ символически отражает диссонансы московской жизни того времени. У девушки есть тяга к духовным достижениям, сомнения, стремление к идеалу. Скрываясь от суетной монастырской жизни, она, вероятно, до сих пор страдает от недостижимого там.
Изобразительно-выразительные средства
- Эпитет: южная, теплая красавица; темно-желтое лицо; бархатные малиновые губы.
- Сравнения: черные, как бархатный уголь, глаза; штанга в виде чугунного шара, зав.
Основные персонажи
История не богата персонажами, среди них невидимый главный герой, рассказывающий в сокращенной форме собственную историю любви, и возлюбленная юноши. Характеристики основных игроков:
- Герой-рассказчик (Митя или Дмитрий, судя по имени) — обычный юноша, родившийся и выросший в Пензенской губернии, влюбленный в главную героиню. Он красив, имеет нрав, живую внешность и разговорчивость. История рассказывается от его лица. Мужчина, простой в общении, сразу западает в душу героине.
- Главная героиня — девушка, в которую влюблен главный герой мужского пола, со светлой внешностью, лицом со смуглой кожей. У нее густые длинные распущенные волосы и черные угольные глаза. Героиня снимает квартиру в центре Москвы, но решает оставить повседневную жизнь и уйти в монастырь.
Как существо, верующее в Господа, главный герой отказывается от любви, отвергает чувства человека, несмотря на дорогие подарки и походы в рестораны, и предпочитает богобоязненную жизнь.
История написания
Сборник «Темные аллеи» И.А.Бунин написал, находясь во Франции, работа длилась в период 1937-1945 гг. Создание книги явилось для автора в какой-то степени спасением от трагедии жизни. Тогда он остро нуждался в деньгах, и он тоже потерял всякую надежду вернуться в Россию.
Кроме того, на него повлияла депрессивная военная обстановка в Европе, где с силой и величием бушевала Черная чума нацизма. «Рен мандаг» входит в сборник рассказов, работа над созданием произведения была завершена весной 1944 года.
Действие повести начинается в 1913 году, когда Бунин пришелся на пик своего творческого расцвета. Удивительно, но автор не назвал персонажей, но довольно точно описал время. Вероятно, учитывая эти годы, автор испытывал ностальгию, именно она помогла ему, изгнанному из страны, забыться от тоски по тем местам, куда он отправляет героиню на свое творчество.
С рассказчиком Ивана Алексеевича объединяет горькое чувство утраты: он потерял и свою любовь — Россию. Это прослеживается во всем: в описании современной литературы, философских вечерах Андрея Белого, зарисовках.
С большим трепетом вспоминает автор восточную архитектуру старой столицы, куранты Спасской башни и прогулки по Ордынке.
Словарь незнакомых слов
- Архалук – короткий кафтан.
- Воздух – это покрытие для святых сосудов в христианской церкви.
- Стихира — это гимны, которые поют во время богослужений.
Тайны мира и человека
Чистый понедельник – это не название церковного праздника. На Руси существовала традиция очищать дом от «духа Масленицы»
Первый день поста в 2020 году приходится на 11 марта. Его еще называют Чистый понедельник. Дата празднования уникальна для каждого года. Название праздника происходит от желания провести начало Великого поста в чистоте.
Что означает Чистый понедельник? Чистый понедельник – это не название церковного праздника. На Руси существовала традиция очищать дом от «Мелкого духа». Все жилые помещения были тщательно убраны: вымыты полы, выскоблена посуда и утварь. Горячие кирпичи или уголь носили по дому. Они сбрызгивали воду уксусом или мятой.
Также в этот день для телесной чистоты было принято ходить в ванную.
В древнерусских источниках есть выражение «Понедельник в чистую неделю». Определение «чистый» относится ко всей первой неделе Великого поста.
В церквях вся одежда сменяется на темную, пение сменяется чтением, многие молитвы сопровождаются поклонами.
В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста великий покаянный канон св. Андрея Критского, где через призму грехов, страстей, покаяния предстает вся священная история Ветхого и Нового Заветов и царственность свободы духа, данной Богом.
И на всех службах молитва святому Ефрему Сирину: «Господи и Владыке живота моего! Не давай мне духа праздности, уныния, высокомерия и пустословия. Духа целомудрия, смирения, терпения и любви дай мне, Твой раб. Да, Господи, Царь, даруй мне увидеть грехи мои и не осуждай брата моего, ибо Ты благословен во веки веков».
Когда начинается Чистый понедельник? Литургически чистый понедельник начался вечером воскресенья 10 марта. После вечерни совершается особый обряд прощения: настоятель храма произносит прощальное слово перед Великим постом, первым кланяется прихожанам и просит у них прощения.
Кроме того, все священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Это делается для того, чтобы войти в великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Как поститься в Чистый понедельник? В этот день (и следующие два) соблюдается очень строгий пост. Рекомендуется по возможности воздерживаться от еды. После захода солнца разрешается небольшое количество постной пищи. В эти дни следует особенно усердно молиться и бороться с греховными искушениями.
После масленичной недели не стоит сразу переходить на строгий пост. В этот день, несмотря на строгий пост, было принято «полоскать рот», то есть напиваться. Перед посещением бани люди «полощут» рот водкой, чтобы избавиться от остатков фаст-фуда (продуктов животного происхождения).
Как соблюдать пост в первую неделю Великого поста? Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длинный из четырех постов этого года. Самыми строгими являются первая неделя Великого поста (Федорова) и последняя — Страстная неделя.
Постящиеся не употребляют молочную и мясную пищу. Для больных, инвалидов, престарелых, беременных женщин, медсестер и несовершеннолетних, путников и работяг пост смягчается, а в некоторых случаях и запрещается.
Примета чистого понедельника В этот день принято решать, какой будет весна. Если в этот день на улице тепло, зима уже отступает. Если плохо полоскать рот от фастфуда, во сне могут прийти черти.
Остатки после Масленицы есть нельзя. Его дают птицам и зверям.
Время и место действия рассказа «Чистый понедельник»
Действие повести «Чистый понедельник» происходит в Москве, начинается примерно в 1912 году и заканчивается в декабре 1914 года.
Очень краткий пересказ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»
Рассказчик, он же один из двух главных героев, страстно влюблен в женщину. Они оба красивы, молоды, не обижены интеллектуально. Но всю зиму она держит его на расстоянии.
Весной, в Прощеное воскресенье, она просит позвать ее. По дороге влюбленный рассказчик узнает, что его возлюбленная очень религиозна. На следующий день девушка развлекается на скетче среди актеров и даже ночует у рассказчика.
Но наутро она уезжает в Тверь. Тогда он пишет письмо с просьбой больше не беспокоить ее, так как она решила посвятить свою жизнь служению Богу. Через некоторое время герой видит свою возлюбленную в рядах послушников монастыря.
Смысл названия
Чистый понедельник — первый день Великого поста, который наступает после языческой Масленицы и Прощеного воскресенья. Религиозное значение имени сводится к тому, что после грехопадения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, и начинает новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник – символ перемен и перехода: от легкомыслия к воздержанию.
Иван Бунин на протяжении всего рассказа проводит нить жизни героини, начиная от различных удовольствий и забав, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.
Автор проводит параллель с названием романа, где главная героиня — девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Меняется к лучшему с понедельника, не только первого дня недели, но и религиозного праздника, переломного момента, который отмечен самой церковью, куда героиня отправляется очиститься от роскоши, праздности и занятости своей бывшая среда.