- Герои рассказа А. П. Чехова о маленьком человеке
- Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами
- Главный антагонист произведения
- История создания
- Краткий пересказ «Человека в футляре»
- Чему учит?
- Введение в тему
- Краткий пересказ рассказа «Человек в футляре» тезисно
- Свежий ветер в уездном городке
- Первый удар
- Второй удар
- Окончательный удар
- Несостоявшаяся женитьба
- Проблемы
- Человек в футляре краткое содержание
- Основная мысль произведения
- «Человек в футляре»: анализ произведения
- История создания
- Тема и конфликт
- Особенности композиции и жанр
- Характеристика главных героев
- Беликов
- Михаил Саввич Коваленок
- Варенька
- Смысл названия
- Свежий ветер в уездном городке
- Первый удар
- Второй удар
- Композиция и конфликт
Герои рассказа А. П. Чехова о маленьком человеке
Здесь три главных героя:
- Беликов — главная роль. Преподает греческий и латынь. Коллега соседа ведущего рассказа товарища Буркина.
- Коваленок Михаил Саввич — темноволосый молодой учитель географии. Он также преподает историю. Высокий рост. Имеет большие руки. Хохол.
- Варенька — 30-летняя сестра Коваленко. Чернобровый, рыжеватый, высокий и стройный. Настоящая мечта мужчин.
Также на страницах повести присутствуют Буркин (учитель физкультуры и сосед главного героя, рассказавший свою историю Ивану Ивановичу) и Чимша-Гималайский Иван Иванович, ветеринарный врач.
Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами
«На окраине села Мироносицкой, в амбаре у атамана Прокофия, расположились на ночлег запоздалые охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор шел об одиноких людях, «которые, как моллюски или улитки, пытаются убежать в свою раковину».
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Он отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в галошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
Для каждой вещи у Беликова был свой футляр — и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо, «похоже, тоже было в футляре», потому что он «прятал его в поднятый воротник» , в очках. «У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних воздействий».
Даже его предмет «Мертвые языки» был для учителя своеобразным способом бегства от действительности.
Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от правил вызывало у него уныние, а его любимым выражением было «несмотря ни на что». Своей подозрительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.
У Беликова была странная привычка — он ходил по учительским квартирам, молча сидел и уходил, считая такие визиты своим «товарищеским долгом». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что у «человека в футляре» тоже были «ставни, замки, целый ряд всяких запретов, и — о, как бы это ни случилось!».
Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. В их школу был назначен новый учитель истории и географии Михаил Саввич, который приехал с сестрой Варенькой, хохотушкой, певицей. Как-то в именины директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителям пришла в голову мысль, что «неплохо бы их поженить».
Все стали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже была не прочь выйти замуж и показала Беликову «готовую услугу». Решившись на женитьбу, Беликов все чаще навещал Коваленок, но откладывал предложение, разделяя опасения Буркина, что у Вари слишком бойкий характер, а «женитьба — дело серьезное».
Брат Варя возненавидел учителя греческого языка с первого дня, дав ему прозвище «ласточка абож павук», но не стал вмешиваться в их отношения.
Однако один случай перевернул все с ног на голову. Шутник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», на которой Беликов и Варя идут с ним под руку. Рисунок при невыясненных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление».
Но когда учитель вышел из дома, увидел Коваленко и Варю на велосипедах, ему стало еще больше грустно, потому что он подумал, что женщинам и учителям физкультуры не прилично ездить на велосипедах.
На следующий день Беликов почувствовал себя плохо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился в Коваленки, где нашел только своего брата. Беликов пытался объяснить, что ездить на велосипеде неприлично, что только разозлило Михаила Саввича.
А когда учительница греческого языка пообещала доложить директору о содержании их разговора, Коваленко этого не сделала и спустила Беликова вниз по лестнице.
В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Когда она решила, что Беликов упал сам, то не удержалась и громко расхохоталась. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город, была так страшна для учителя, что «возвратившись к себе домой, <…> он лег и больше уже не вставал». Через месяц Беликов умер.
Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и кротким, «как будто он был рад, что его наконец положили в футляр, из которого он уже никогда не вылезет». После его смерти всем стало легче. Вскоре «жизнь пошла по-прежнему», «лучше не стало».
Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над рассказом Беликова, говорит: «А что мы живем в соседнем городе, пишем ненужные бумажки, балуемся — разве это не дело?»
Главный антагонист произведения
По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, подчеркивающего отрицательные черты и нелепость жизни главного героя. Теперь на контрасте стоят 2 героя, и автор предлагает читателю самому выбрать, на чьей он стороне.
См также: Анализ произведения «Размышления у входной двери» (Н.А. Некрасов)
В противовес замкнутому, неуверенному в себе, хмурому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, с громким голосом и строгим характером. Он уверен в себе, прямолинеен, не терпит лжи и лицемерия.
Михаил Саввич приехал на новое место работы из Украины вместе с сестрой Варенькой. Он резко осуждает преподавателей, называя их «хинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».
Он относится к Беликову с подозрением, видя в нем «фискального» и «скверного типа», но не вмешивается в личные дела сестры, предоставляя ей возможность самой выбрать себе жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании со скучными учителями и с нетерпением ждет возвращения на родину, где будет ловить рыбу и учить «Хохляц».
История создания
Творческая история повести «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где автор начал и закончил свое произведение. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Этот рассказ является первой частью серии «Маленькая трилогия», в которую помимо этого текста входят также «Крыжовник» и «О любви».
Это был тяжелый период в творчестве и жизни Чехова, когда он заболел туберкулезом.
Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил автора на создание образа Беликова. Мнения людей разошлись, а споры и поиски прототипа продолжались. В итоге можно сказать, что прототипа вообще не было, образ главного героя рассказа собирательный, а словосочетание «человек в футляре» уже является чем-то вроде знакомого слова.
Тем не менее авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так говорил об известном публицисте М. О. Меньшикове:
«В сухую погоду носит галоши, пользуется зонтом, чтобы не умереть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»
Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова, хотя бы по внешним качествам.
Краткий пересказ «Человека в футляре»
История начинается с Ивана Ивановича и Буркина. Мужчины отправились на охоту и решили остановиться на самой окраине села Мироносицкое. Они «вскрыли» старый сарай ректора Прокофия. Спать совсем не хотелось — мы решили устроить друг другу «вечер историй». Постепенно диалог перешел на тему одиноких людей, похожих на улиток или отшельников.
Буркин начинает вспоминать жизнь некоего Беликова, местного умершего учителя греческого языка. Выглядел он «странно» — при всех обстоятельствах надевал галоши, приносил зонтик и надевал теплое ватное пальто. Казалось, что этот человек был «не от мира сего».
У каждой вещи в доме Беликова был свой футляр — даже для складных ножей и часов. Лицо мужчины тоже казалось «завернутым в футляр», ведь он постоянно прятал нос под воротник и носил очки.
Если вы прочитаете краткое содержание рассказа «Человек в футляре», то заметите, что даже языки, которые Беликов изучает, — это способ уйти от реальной жизни. Мужчина хорошо разбирался в газетных статьях, но только в тех, где что-то запрещалось. Отступление от правил вызывало у героя уныние. Подозрение и осторожность учителя угнетали весь город.
Но у Беликова были и вредные привычки. Например, он видел своей прямой обязанностью, своей настоящей обязанностью посещать своих соседей. Только мужику там было не до веселья — он просто тихонько посидел, а потом ушел. Буркин хорошо знал этого странного человека, так как жил по соседству.
Несмотря на странности, однажды этот «деловой» мужичок чуть не выбрал себе жену и не связал себя узами брака. Это произошло, когда в гимназию перевели нового учителя. В именины директора Варя и Беликов были рядом, и Михаил Саввич хотел их обвенчать.
Действующая героиня заговорила о необходимости свадьбы, и Варенька особо не протестовала — местная странная фигура показалась ей очень интересной.
В итоге главный герой соглашается жениться. Он часто появляется в доме девушки, но не торопится делать предложение. Вскоре муж делится с Буркиной своими сомнениями — все дело в характере невесты. Эксцентричен, непредсказуем, немного «на уме». А замужество для «делового» человека оказалось крайне серьезной вещью.
У Вари есть брат, которому жених сестры не понравился сразу, но в отношения он так и не пошел. В один прекрасный день перед домом Беликова, прямо у забора, кто-то нарисовал забавную картинку. Это был учитель со своей невестой под руку. Это творение выглядело отвратительно.
Когда артист вышел из дома, его заметили не только «шедевр», но и Коваленок с сестрой, которые ехали на велосипедах. Это было весело. Все, кроме Беликова — он был в ужасе от поведения будущей жены. Велосипед явно не для нее!
На следующее утро мужчине стало нехорошо. События последнего дня не давали покоя. Мне даже пришлось уйти с работы пораньше. Вечером суженый отправился в Коваленки, но, кроме брата невесты, никого не нашел. Мужчина объяснил ему, что велосипеды для девушки неприличны, что окончательно разозлило Михаила Саввича.
В итоге Коваленко спустил с лестницы учителя греческого языка, когда тот решил обо всем доложить директору.
В это время вернулась Варенька. Увидев лежащего на полу жениха, она рассмеялась, и очень громко. А все из-за того, что я подумал — человек сам упал. Это так смешно! Беликов ужаснулся — городок маленький, о его позоре все быстро узнают.
Горе убило персонажа. Он пришел домой, лег на кровать и уже не мог встать. Через месяц выяснилось — местный «странный» умер. В городе стало тише, жители просто вздохнули с облегчением.
Чему учит?
Какую мораль можно извлечь из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто постараться побороть страх, нужно попробовать что-то новое для себя, познакомиться с новыми людьми – выйти из зоны комфорта. Если этого не сделать вовремя, вся жизнь пойдет по инерции, как и у Беликова.
Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Это просто довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не могут дать ни пальто с воротником, ни галоши.
Введение в тему
«Человек в футляре» — не совсем самостоятельное произведение. Он входит в «Маленькую трилогию», написанную автором на одном дыхании в 1898 году. Кроме «Человека в футляре», в этот сборник вошли рассказы «О любви» и «Сливберри».
Трилогия была написана, когда у Чехова обнаружили туберкулез. Автор работал быстро, как будто боялся не успеть высказать всех своих мыслей.
Краткий пересказ рассказа «Человек в футляре» тезисно
Учителя гимназии Буркина и ветеринарного врача Ивана Ивановича связывала любовь к охоте. Побродив по лесам у села Мироносицкое, двое друзей остановились на ночлег в доме старосты. Они поужинали, но ложиться спать было еще рано.
Чтобы скоротать час или два, друзья-охотники заводят разговор об асоциальных чудаках, которые «как улитки или раки-отшельники прячутся в своих раковинах». Эта тема заставляет учителя физкультуры вспомнить случай, произошедший с его коллегой Беликовым. И предлагает ветеринару выслушать эту весьма поучительную историю.
Свежий ветер в уездном городке
Новый учитель Михаил Коваленко и его сестра Варенька были полной противоположностью скучному Беликову. Жизнерадостные, открытые новым ощущениям и людям, эти двое вскоре завоевали расположение горожан.
Однажды директор гимназии праздновал свои именины. Варенька своей песней сумела расшевелить даже человека в деле. Увидев это, местные матроны тут же загорелись идеей женить пару. Беликова стали надоедать разговоры о том, что такому человеку, как он, негодно жить бобом и что надо жениться.
Сама 30-летняя Варя была не против замужества. Она явно благоволила к мрачному учителю. Но мужчина в деле, понимая необходимость жениться, не спешил просить ее руки. Как он однажды признался рассказчику Буркину, у Вари очень бойкий нрав, «но замужество — дело серьезное».
Первый удар
Какой-то остроумец распространил рисунок, на котором Варя и Беликов вместе гуляют под зонтом. Милая шутка только развеселила всех. Но не человек в деле! Для него карикатура с подписью «Влюбленный антропос» стала настоящим горем. Действие в произведении вдруг становится трагическим.
Но нашего героя ждало другое испытание: выходя из гимназии на улицу, он вдруг увидел своих брата и сестру Коваленко, которые бегали, крутили велосипеды и весело переговаривались друг с другом. Мужчина, о котором идет речь, напрягся от этой непристойности. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, а на другой день рано ушел со службы.
Беликов столкнулся с братом и сестрой Коваленко на велосипедах
Второй удар
Ярая сторонница форм решила поспорить с Коваленко, что недопустимо кататься на велосипеде для физрука, а тем более для женщины. Михаил не вмешивался в брачные планы сестры, но мужчина в деле невзлюбил его с первой встречи.
Он даже дал ему новое прозвище — «Глитай або ж павук» («Упырь или Паук» — аллюзия на одноименную книгу украинского писателя Марка Кропивницкого). Вареньки не было дома, и Михаил, чувствуя, что у него развязались руки, высказал все, что думал о взглядах этого человека на этот счет. Он пригрозил пожаловаться директору. В ответ Михаил просто опустил дрель вниз по лестнице.
Окончательный удар
В это время в дом подошла Варенька в сопровождении других дам. Женщина считала, что ее поклонник упал с лестницы из-за ее невнимательности. Он катался так смешно, что хохотун не мог перестать смеяться. Другие дамы начали вторить ей. Мысль о том, что об этом происшествии будет судачить весь город, что оно станет предметом пересудов, оказалась для Беликова настолько трагичной, что он вернулся домой, «лег спать и больше не вставал».
Он проболел месяц, а потом умер. Похоронили его в темный дождливый день. И только лицо мертвеца сияло умиротворением. Наконец он нашел дело, из которого его никто не вытащит.
Смерть мужчины в деле
Читайте также: «Человек на часах» – краткое содержание
Несостоявшаяся женитьба
Словно глоток свежего воздуха, разбавляет «брезгливую» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она привлекает и очаровывает главного героя своим темпераментом, непринужденной манерой поведения и мелодичными песнями.
Жизнерадостная молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна имела своеобразную внешность: чернобровая, стройная, краснощекая, по выражению автора, «не девица, а мармеладка».
Она любит петь и весело смеяться, кататься на велосипеде, читать книги и страстно спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его претензии, так как, как пишет Чехов, она не прочь выйти замуж, создать семью, отдалиться от брата.
Проблемы
Обобщая и анализируя все написанное ранее, можно выделить несколько основных проблем, которых затрагивает Чехов. Прежде всего, это нравственный вопрос в рассказе «Человек в футляре»:
- Эгоизм
— почти каждый персонаж рассказа — эгоист, думающий только о себе и своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директор цинично отмечает, что в 30 лет особого выбора нет, и ради собственного удовольствия она занимается сватовством. Сам Беликов думает только о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и настойчиво приспосабливает свою жизнь к установленному образцу. - Проблема со счастьем
и восприятия счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны судить, что делает другого человека счастливым. Однако мы сами часто хватаемся за мираж за нечто большее и стремимся к этому. Так Беликов видел счастье в комфорте и деле, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без бесконечных запретов. - «Дело» и «деловая» жизнь
— герой рассказа полностью ограждал себя от общества и от внешних проблем, из-за этого не был готов к серьезной жизни и решительным действиям. Даже любовь не вывела его из мрачной сонливости одиночества. От всякого положительного явления он защищался со страхом и сомнением, и в результате все хорошее проходило мимо него. - Деградация личности и самооценка
— Это «вытекает» из предыдущего абзаца, Беликов не только ограждал себя от общества, он не хотел развиваться, что-то менять к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже выучил мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал. - «Беликовщина»
— термин, появившийся после успеха повести «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в узких рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Это явление характерно для людей, которые защищаются от реальности, убегая в спасительные иллюзии. - Пошлость рассказа «Человек в футляре» характеризует всю жизнь на периферии. Люди сватаются к совершенно незнакомым людям, рисуют карикатуры, слушают и боятся подозрительного лицемера — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.
Человек в футляре краткое содержание
Рассказ «Человек в футляре» был написан Чеховым в 1898 году. Произведение является первым рассказом в «Маленькой трилогии» автора — цикле, в который вошли также рассказы «Крыжовник» и «О любви». В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю жизнь пытался заключить его в футляр.
Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов больше гоголевского персонажа, он становится воплощением целого социального явления — «дела». Вы можете прочитать краткое содержание «Человек в деле» по главам на нашем сайте.
Главные герои
- Беликов, учитель греческого и латинского («мертвых языков»), «человек по делу», преподававший в той же гимназии, что и Буркин, сосед рассказчика.
- Варенька — сестра Коваленко, «около тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девушка, а варенье».
- Коваленко Михаил Саввич — учитель географии и истории, «с вершины», «молодой, высокий, смуглый, с большими руками».
Другие персонажи
- Буркин — учитель физкультуры, сосед Беликова, рассказавший свою историю Ивану Ивановичу.
- Чимша-Гималайский
- Иван Иваныч — ветеринарный врач.
Резюме
«На окраине села Мироносицкой, в амбаре у атамана Прокофия, расположились на ночлег запоздалые охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор шел об одиноких людях, «которые, как моллюски или улитки, пытаются убежать в свою раковину».
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Он отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в галошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате. Для каждой вещи у Беликова был свой футляр — и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо, «похоже, тоже было в футляре», потому что он «прятал его в поднятый воротник» , в очках.
«У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр от внешних воздействий». Даже его предмет «Мертвые языки» был для учителя своеобразным способом бегства от действительности. Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось.
Любое отклонение от правил вызывало у него уныние, а его любимым выражением было «несмотря ни на что». Своей подозрительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.
У Беликова была странная привычка — он ходил по учительским квартирам, молча сидел и уходил, считая такие визиты своим «товарищеским долгом». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что у «человека в футляре» тоже были «ставни, замки, целый ряд всяких запретов, и — о, как бы это ни случилось!».
Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. В их школу был назначен новый учитель истории и географии Михаил Саввич, который приехал с сестрой Варенькой, хохотушкой, певицей. Как-то в именины директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителям пришла в голову мысль, что «неплохо бы их поженить».
Все стали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже была не прочь выйти замуж и показала Беликову «готовую услугу». Решившись на замужество, Беликов все чаще навещал Коваленок, но откладывал предложение, разделяя опасения Буркина, что у Вари слишком бойкий характер, а «женитьба — дело серьезное».
Брат Варя возненавидел учителя греческого языка с первого дня, дав ему прозвище «ласточка абож павук», но не стал вмешиваться в их отношения.
Однако один случай перевернул все с ног на голову. Шутник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», на которой Беликов и Варя идут с ним под руку. Рисунок при невыясненных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление».
Но когда учитель вышел из дома, увидел Коваленко и Варю на велосипедах, ему стало еще больше грустно, потому что он подумал, что женщинам и учителям физкультуры не прилично ездить на велосипедах.
На следующий день Беликов почувствовал себя плохо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился в Коваленки, где нашел только своего брата. Беликов пытался объяснить, что ездить на велосипеде неприлично, что только разозлило Михаила Саввича.
А когда учительница греческого языка пообещала доложить директору о содержании их разговора, Коваленко этого не сделала и спустила Беликова вниз по лестнице. В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Когда она решила, что Беликов упал сам, то не удержалась и громко расхохоталась.
Мысль о том, что весь город узнает о случившемся, была настолько ужасна для учителя, что «вернувшись к себе домой, он лег и больше никогда не вставал». Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и кротким, «как будто он был рад, что его наконец положили в футляр, из которого он уже никогда не вылезет». После его смерти всем стало легче. Вскоре «жизнь пошла по-прежнему», «лучше не стало».
Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя об истории Беликова, говорит: «А что мы живем в соседнем городе, пишем ненужные бумажки, играем — разве это не дело?».
В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества — тему «футляра». По мнению автора, это социальное явление выражается в боязни окружающего мира, подозрительности, застенчивости перед чем-то новым и нежелании впускать это новое в свою жизнь, потому что «как бы чего не вышло».
На примере Беликова автор гротескно вскрывает все недостатки «дела» и показывает, что оно ведет лишь к деградации и уничтожению личности.
Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и контрольным работам по русской литературе.
Основная мысль произведения
Это небольшой рассказ об интересной повести «Человек в футляре». Здесь ставится проблема «материи» людей. Они боятся окружающего мира, практически не испытывают изменений и оглядываются «как бы чего не вышло».
Чехов в своем рассказе на примере Беликова показывает все недостатки «дела» и указывает, что такой образ жизни ведет к порче общества и личности.
«Человек в футляре»: анализ произведения
Теперь вы знаете, кто написал «Человека в футляре» и какую цель преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал острую социальную историю на сегодняшнюю тему, а вопросы, поставленные в произведении, не теряют своей актуальности. Понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» поможет анализ:
История создания
История создания «Человека в футляре» ничем не примечательна, но это ничуть не уменьшает значимости произведения. «Человек в футляре» входит в знаменитую «Маленькую трилогию» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своей смертельной болезни (туберкулезе) и старался побыстрее закончить книгу.
Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. В произведении в полной мере выражен талант Чехова как тонкого психолога. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал образцом психологической прозы.
Тема и конфликт
Рассказ «Человек в футляре» наполнен подробностями описания жизни главных героев. Автор действовал так, чтобы читатель мог составить четкий психологический портрет каждого из персонажей. Книга посвящена двум важным темам:
- «маленький человек»;
- «казеизм».
Они нашли отражение в раскрытии проблем «Человека в деле»:
- Конфликт закрытого человека и общества. Нужно помнить, что люди существа социальные, для полноты жизни им необходимо быть на виду, иметь друзей и врагов, влюбляться и расставаться. Сознательно ограничивая себя, человек становится безразличным, апатичным и скучным.
- Конфликт активной и пассивной жизненной позиции воплощен в картинах Михаила Саввича Коваленок и Беликова. Оптимизм, смелость и смелость в выражении мыслей и чувств сталкиваются с замкнутостью и боязнью осуждения. В итоге Беликов проигрывает схватку, и попадает в дело, которое навсегда скроет его от посторонних глаз.
Кульминация «Человека в деле»: YouTube / MyBook
Особенности композиции и жанр
«Человек в футляре» — хороший пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой маленькой трилогии. Некоторые особенности также способствуют этому определению:
- краткость изложения;
- сюжетная динамика;
- отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
- есть только один главный герой, и история посвящена ему.
Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания идеи произведения следует более подробно описать главных героев:
Беликов
Беликов невероятно скучный человек:
- даже в хорошую, солнечную погоду человек не выходил на улицу без резиновых сапог, зонтика и ватного пальто;
- он работал учителем греческого «мертвого» языка, каждый день покорно спешил в гимназию;
- каждая вещь педантичного человека была на своем месте, имела свою причину. Казалось, даже лицо Беликова «окутано» маской равнодушия.
Мультфильм «Человек в футляре» по произведению Чехова: YouTube/InternetUrok
Михаил Саввич Коваленок
Коллега Беликова, учитель географии в гимназии Михаил Саввич:
- полный антипод Беликова, инициативный и смелый человек;
- мобильный, велосипедный;
- любопытный и ироничный;
- открыт, не боится осуждения, обладает внутренней силой.
Варенька
Второстепенный персонаж, любовница Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати лет, она была высокой и стройной девушкой. Варенька была из украинского хутора, где ее оставила мать. Она любила петь песни, и именно это привлекло в ней Беликова. Она не возражала, хотя он был не очень хорошим вариантом, но ей было много лет, и она постоянно спорила с братом.
Варенька стала принимать предложение Беликова и ждала, когда он сделает ей предложение, но однажды ее брат спустил его с лестницы, она засмеялась и причинила Беликову такой моральный ущерб, что он заболел и через месяц умер.
Смысл названия
Почему рассказ называется «Человек в футляре»? На самом деле в значении имени нет ничего необычного, и его можно понимать буквально. Главный герой — Беликов живет в своем «футляре», где ему комфортно. Персонаж совершенно не хочет контактировать с внешним миром, поэтому окружает себя вещами, не имеющими практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в жаркий день.
При этом у него свои правила, свои рамки, где герою нравится жизнь. К сожалению, футляр слишком узок и ограничен, в нем нет места никому, кроме владельца этого футляра, поэтому Беликова ожидает уединение и ограниченное пространство, которое он сам создал вокруг себя. В финале он находит идеальный футляр — сундук.
Свежий ветер в уездном городке
Новый учитель Михаил Коваленко и его сестра Варенька были полной противоположностью скучному Беликову. Жизнерадостные, открытые новым ощущениям и людям, эти двое вскоре завоевали расположение горожан.
Однажды директор гимназии праздновал свои именины. Варенька своей песней сумела расшевелить даже человека в деле. Увидев это, местные матроны тут же загорелись идеей женить пару. Беликова стали надоедать разговоры о том, что такому человеку, как он, негодно жить бобом и что надо жениться.
Сама 30-летняя Варя была не против замужества. Она явно благоволила к мрачному учителю. Но мужчина в деле, понимая необходимость жениться, не спешил просить ее руки. Как он однажды признался рассказчику Буркину, у Вари очень бойкий нрав, «но замужество — дело серьезное».
Первый удар
Какой-то остроумец распространил рисунок, на котором Варя и Беликов вместе гуляют под зонтом. Милая шутка только развеселила всех. Но не человек в деле! Для него карикатура с подписью «Влюбленный антропос» стала настоящим горем. Действие в произведении вдруг становится трагическим.
Но нашего героя ждало другое испытание: выходя из гимназии на улицу, он вдруг увидел своих брата и сестру Коваленко, которые бегали, крутили велосипеды и весело переговаривались друг с другом. Мужчина, о котором идет речь, напрягся от этой непристойности. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, а на другой день рано ушел со службы.
Беликов столкнулся с братом и сестрой Коваленко на велосипедах
Второй удар
Ярая сторонница форм решила поспорить с Коваленко, что недопустимо кататься на велосипеде для физрука, а тем более для женщины. Михаил не вмешивался в брачные планы сестры, но мужчина в деле невзлюбил его с первой встречи.
Он даже дал ему новое прозвище — «Глитай або ж павук» («Упырь или Паук» — аллюзия на одноименную книгу украинского писателя Марка Кропивницкого). Вареньки не было дома, и Михаил, чувствуя, что у него развязались руки, высказал все, что думал о взглядах этого человека на этот счет. Он пригрозил пожаловаться директору. В ответ Михаил просто опустил дрель вниз по лестнице.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа не отличается какой-либо сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко понимает текст. Но особенности композиции «Человек в футляре» не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, тот рассказывает другу о Беликове.
Что касается конфликта, то он присутствует в рассказе.
- Во-первых, это конфликт между «человеком в футляре» и обществом — они не поймут и не примут друг друга, Беликов живет в своем мире, отделенном от окружающего общества.
- Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и веселый человек), который является полной противоположностью Беликову. Они тоже не понимают друг друга, жизнь каждого потрясает другого, в итоге Беликов не выдерживает противостояния.