Бедная Лиза — краткое содержание повести, история создания

Краткие содержания

История создания

Рассказ, который сегодня берется за основу сентиментальной прозы, был впервые опубликован в «Московском журнале» в 1792 году. Через четыре года он уже был издан как самостоятельная книга. Карамзин был языковым реформатором, ему были свойственны образованность, чуткость и особое восприятие действительности.

Во времена творчества Николая Михайловича русская литература сильно отставала от европейской литературы. Поэтому его деятельность была важна не только как писателя, но и как человека, который хотел вывести русские произведения на новый уровень.

Он много путешествовал и знакомился с произведениями зарубежных авторов. И он отлично справился с задачей, ведь смог привнести в страну сентиментальный жанр, а также выработать стиль.

Краткое содержание рассказа Бедная Лиза

История создания «Бедной Лизы» началась в 1789 году. Именно тогда Карамзин отправился в путешествие, длившееся 2 года, где собирал сюжеты и вдохновение для своего произведения. Это не оригинальная история. Автор просто адаптировал его, что было указано в примечании. Но здесь нет места плагиату, так как за основу взят ряд романов европейских авторов.

Незадолго до публикации произведения читателям был доступен только церковный или жизненный материал. Они рассказали, как им следует жить и действовать в разных ситуациях. Но «Бедная Лиза» позволила барышням и старушкам опробовать сюжет, научиться понимать эмоции.

История создания и становления уникального жанра

Реализма добавляет использование автором описания конкретных мест, с которыми он столкнулся в своем путешествии. Поэтому они выглядят очень аутентично. Он также взял себя за основу одного из персонажей, что также помогает читателям прожить небольшую жизнь с этой историей.

После того, как повесть была напечатана, Карамзин получил много писем. Если в них и была критика, то она была направлена ​​на чрезмерную идеализацию как крестьян вообще, так и Лизы в частности. Но изначально писатели и авторитетные личности остались довольны произведением, восхищались тем, что Николаю Михайловичу удалось создать новый жанр.

Тайные встречи влюблённых

Теперь Лиза и Эраст встречались каждый вечер недалеко от дома девушки, у старого пруда, окруженного столетними дубами. Они обнялись, но их объятия были чисты. Эраст восхищался «своей пастушкой» Лизой. Он с отвращением вспоминал «о презренном сладострастии», собирался жить с девушкой, как с сестрой, и думал, что будет счастлив.

Лиза требовала, чтобы Эраст часто навещал ее мать. Вдова всегда была ему рада и много рассказывала о своей молодости и о покойном муже, который умер у нее на руках. Эраст купил Лизину работу, но лишних денег вдова с него не взяла.

История написания

Портрет Карамзина

Николай Карамзин создал рассказ «Бедная Лиза» в 1792 году. Тогда же произведение впервые попало в журнал «Московский журнал». Через 6 лет вышла отдельная книга.

Автор не скрывал, что черпал вдохновение в европейской любовной литературе. Автору удалось задеть тонкие душевные струны читателей, и произведение было тепло встречено публикой и критикой.

Основная проблема рассказа в том, чтобы показать без прикрас любовь между представителями разных сословий и к чему это чувство может привести.

Бедная крестьянка Лиза

Недалеко от монастырской стены стоял бедный дом. Когда-то в нем жила Лиза со своей старухой матерью. Отец Лизы был зажиточным фермером, жил трезвой жизнью и много работал. После его смерти Лиза и ее мать не смогли вести хозяйство, быстро обеднели и были вынуждены сдавать землю в аренду за небольшие деньги.

Вдова, которой было за шестьдесят, тяжело восприняла смерть мужа, «потому что даже крестьянки умеют любить». Она плакала, с каждым днем ​​слабела и больше не могла работать. Чтобы прокормить себя и маму, Лиза ткала, вязала, собирала цветы и ягоды и продавала все это в Москве.

Бог дал мне руки для работы, — сказала Лиза, — ты кормила меня грудью и сопровождала меня, когда я была ребенком; Теперь моя очередь следовать за вами.

Девочка тоже скучала по отцу, но ради матери старалась казаться спокойной и жизнерадостной. Вдова мечтала найти для дочери хорошего мужа, чтобы Лиза не была одинока после ее смерти.

Смерть бедной Лизы

Лиза вышла из дома Эраста и потеряла сознание прямо на улице. Добрая женщина привела ее в чувство, и Лиза «ушла, сама не зная куда». Она не заметила, как покинула город и оказалась у старого пруда, где когда-то встретила Эраста. Лиза огляделась и увидала соседскую девушку, попросила ее дать вдове сто рублей, бросилась в пруд и утонула.

Так она умерла своей прекрасной жизнью душой и телом. <…> Ее похоронили у пруда, под сумрачным дубом, и на ее могиле поставили деревянный крест.

Узнав о страшной смерти дочери, умерла и бедная вдова, их каюта была пуста. Эраст, узнав о смерти Лизы, не мог утешиться. Он считал себя убийцей и всю жизнь был несчастен.

Сюжетная линия

Автор начинает с описания Симонова монастыря и его окрестностей. С первых строк читатель буквально приобщается к действию, может живо его представить. Забегая вперед, следует отметить, что психология персонажей раскрыта полностью. В совокупности все это создает впечатление достоверности информации. Можно даже предположить, что история основана на реальных событиях.

Сюжет вращается вокруг молодой девушки Лизы, дочери богатого фермера. Но после смерти отца хозяйство приходит в упадок, и барышне приходится зарабатывать деньги для себя. Она продает ландыши в Москве, где знакомится с дворянином Эрастом. Влюбиться почти сразу. Пара проводит вечера вместе, а мужчина даже готов отказаться от традиций и светской жизни.

Персонажи и уникальные особенности истории.

У матери Лизы была история любви. Именно ей принадлежит цитата о том, что крестьянки тоже умеют любить. После смерти Ивана ее жизнь становится скучной, но все свои чувства она вкладывает в дочь и мечтает выдать ее замуж. Надо ли говорить, каким горем обернулась для нее печальная судьба молодой крестьянки.

Молодые влюбленные прожили рядом 3 месяца. Но как только Лиза теряет свою невинность, Эраст тут же теряет к ней интерес. Не долго тяготясь обществом девушки, мужчина говорит, что они должны уйти, так как им нужно идти в поход с полком.

В армии Эраст быстро теряет все свое богатство и имущество. Оставшись ни с чем, он вынужден жениться на старой дворянке. Другого способа восстановить прежнее финансовое положение нет. Такое состояние нормально в светском обществе. Было устроено много браков, и не было места для любви.

Лиза тоскует по любимому, но еще не знает о его решении. Она случайно видит Эраста, садящегося в дорогую карету. Позже она узнает о его помолвке. Не выдержав предательства, юная девушка бросается в пруд, возле которого они много гуляли. Рассказ заканчивается так же, как и начался — описанием окрестностей Симонова монастыря.

Эраст уходит на войну

Однажды влюбленные не виделись пять дней. Когда он наконец появился, Эраст сказал, что ему нужно идти на войну: это его честь. Эраст простился с вдовой. Старушке стало жаль, что их доброму и красивому хозяину пришлось рисковать жизнью. Она выразила надежду, что, когда Эраст вернется с войны, Лиза выйдет замуж, и тогда барин сможет стать крестным отцом ее детей.

На рассвете влюбленные простились, и мир стал для Лизы унылым и печальным. Она скрыла свое горе от матери и плакала, спрятавшись в лесу.

Лиза теряет невинность

Прошло несколько недель. Однажды на свидании Лиза сказала Эрасту, что сын богатого крестьянина из соседней деревни сделал ей предложение. Мать уговорила ее согласиться, но девушка отказала жениху. Эраст стал целовать Лизу и пообещал забрать ее к себе после смерти вдовы.

Девушка бросилась в его объятия, «и в этот час погибнет целомудрие».

Она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — тьма вечерняя питала желание — ни одна звезда не сияла на небе — никакой луч не мог осветить заблуждений.

Началась гроза с проливным дождем, словно природа сожалела о том, что Лиза потеряла свою невинность. Эраст проводил девушку домой и заверил ее в своей любви.

Влюбленные продолжали встречаться, но теперь у Эраста было мало невинных объятий, он хотел большего, а между тем «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Лиза больше не была для него чистым ангелом, которым он так восхищался.

Платоническая любовь сменилась не новыми для Эраста чувствами. Лиза уступала ему во всем. Она видела, что Эраст изменил свое отношение к ней и боялся потерять свою любовь.

Персонажи произведения

Характеристика героев «Бедной Лизы» сильно идеализирована. Особенно это наблюдается в крестьянском сообществе. Например, юную девушку совсем не испортила работа и лишения, она продолжает оставаться доброй, наивной и чувственной. Главные герои рассказа:

Главный герой произведения Бедная Лиза

  1. Лиза
  2. Эраст
  3. Рассказчик
  • Лиза – молодая крестьянка, от природы наделенная живым умом, чуткостью и добротой. Ее мечты трудно сравнить с фантазиями других девушек. После знакомства со своим бойфрендом она вовсе не видит в нем способа разбогатеть или стать частью светского общества. Наоборот, она хочет, чтобы он стал обычным мужчиной, равным ей по статусу. Тогда ничто не могло нарушить их отношения.
  • Эраст — совсем другой персонаж. Он добрый и умный, но ему не хватает мужской или другой силы. Мужчина принадлежит к дворянству. Можно даже сказать, что он плывет по течению, не сопротивляясь обстоятельствам. Сначала он искренен в своих чувствах, придает им большое значение. Но он также упоминает причины, по которым пара не может быть вместе вечно.

После того, как жизнь Лизы оборвалась, Эраст мучается и виноват в случившемся. До конца своих дней он будет винить себя в том, что не спас любимую девушку, и не остался с ней, несмотря на свое положение в обществе. И именно он сообщает рассказчику эту историю.

Автор бедной Лизы

В роли рассказчика выступает сам автор. Для придания живости произведению Карамзин постоянно обращается к читателю, спрашивая его мнения или как бы ожидая какого-то одобрения. Также он всегда сообщает о собственной реакции, например: «С грустью вспоминаю…».

Измена Эраста

Прошло около двух месяцев. Лиза поехала в Москву, чтобы купить лекарство для матери, и вдруг увидела Эраста в великолепной карете. Карета вильнула во двор, Эраст вышел, и девушка бросилась ему на шею.

Эраст испугался и отвел Лизу к себе в кабинет, сказал, что помолвлен с другой, и выпроводил девушку, положив ей в карман сто рублей. Эраст не обманывал Лизу, он действительно пошел в армию, но не воевал там с врагом, а играл в карты и проиграл почти все свое состояние. Чтобы расплатиться с долгами, Эрасту пришлось «жениться на пожилой богатой вдове, давно влюбленной в него».

Действующие лица

Отличительных персонажей в рассказе не так много, поэтому мы можем быстро разобраться с их кратким описанием:

  1. Рассказчик – это голос автора, который сочувствует своим героям.
  2. Мать Лизы — простая и уже пожилая крестьянка, которая хочет выдать свою единственную дочь замуж за хорошего человека, чтобы наладить свою жизнь.
  3. Лиза — милая, приветливая и трудолюбивая 17-летняя девочка, которая полностью обеспечивает себя и свою больную мать. Лиза верна своим мыслям и словам. Если она серьезно влюбилась в кого-то, то это раз и навсегда.
  4. Эраст — молодой представитель русской знати, тоже влюбившийся в бедную крестьянку. Он был добр к ней, но еще мало понимал, что влечет за собой ответственность за свои поступки. Он по глупости истощает все свое состояние и находит чрезвычайно быстрый способ поправить свое финансовое положение. Он предпочитал не думать о переживаниях и чувствах Лизы.

Послесловие рассказчика

Рассказчик познакомился с Эрастом за год до его смерти. Он рассказал ему свою историю и отвел его на могилу бедной Лизы. Рассказчик часто сидел, «опираясь на сосуд с прахом Лизы». Он размышлял о несчастной судьбе девушки и надеялся, что «теперь они, может быть, уже помирились».

Банально и наивно? Как понимать «Бедную Лизу»

«Бедная Лиза» — ключевое произведение русского сентиментализма. В этом Н. М. Карамзин, вслед за европейскими сентименталистами, отступает от идеалов Просвещения, обожествлявших разум, и обращается к эмоциям персонажей. Простая история о безответной любви становится окном во внутренний мир человека.

В наше время Николай Карамзин известен прежде всего как выдающийся историк, автор многотомной «Истории Государства Российского». Но на момент написания бедной Лизы он еще не участвовал в рассказе. Карамзину было 26 лет, он был отставным офицером и благодаря письмам русского путешественника уже считался одним из ведущих русских писателей. Рассказ «Бедная Лиза» Карамзин опубликовал в основанном им «Московском журнале».

Особенности произведения

Современному читателю «Бедная Лиза» может показаться слишком наивным, «примитивным» и даже «милым» произведением. Девушка кончает жизнь самоубийством после измены любимого — эта история уже никого не удивит. Но в конце XVIII века повесть Карамзина была новаторской.

Во-первых, он наполнен деталями, которые придают истории достоверность. Действие происходит в Москве, описываются реальные места, такие как Воробьевы горы и Симонов монастырь. От лица рассказчика говорится, что он посетил могилу Лизы, узнав ее трагическую историю лично от раскаявшегося Эраста. Непривычные к такому изложению читатели считали, что Карамзин пишет правду.

Во-вторых, повесть Карамзина стала первым произведением, в котором так много внимания было уделено чувствам и переживаниям героев. Автор явно стремится не просто рассказать историю, а вызвать у читателя симпатию и к Лизе, и к Эрасту, и к старухе-матери. Карамзин делает то, чем пренебрегали предыдущие писатели, — он апеллирует к чувствам, к человеческому сопереживанию:

Мое сердце обливается кровью в этот самый момент. Я забываю человека в Эрасте — я готов его проклясть — но язык не шевелится — я смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу. Ой! Почему я пишу не роман, а грустную повесть?

В-третьих, Карамзин стал одним из основоположников литературного русского языка. Сегодня язык его рассказа может показаться величественным, но тогда он звучал просто и ново. «Карамзин создал именно ближайший вариант русского литературного языка, который был ближе к языку пушкинской прозы, чем к языку Ломоносова», — пояснял академик Владимир Николаевич Топоров.

Даже Лиза у Карамзина говорит на хорошем литературном языке, которым бедная крестьянка вряд ли могла пользоваться. Однако читатель принимает правила игры: реализм в литературе еще не появился, поэтому персонажи неизбежно идеализируются.

В-четвертых, в «Бедной Лизе» нет характерного для XVIII века морализаторства и поучения. Кроме того, у него нет счастливого конца. Трагическая развязка тогда еще была для читателя неожиданностью и поэтому произвела сильное впечатление.

Все это в сочетании с литературным талантом Карамзина сделало «Бедную Лизу» одним из главных произведений своего времени. Успех рассказа был исключительным, отмечает академик Топоров в своем произведении «Бедная Лиза» Карамзина.

Опыт чтения. Московский пруд, где по рассказу утопилась героиня, стал называться ее именем, туда началось настоящее паломничество романтически настроенной молодежи. Рассказ вызвал множество подражаний и породил русский сентиментализм.

Переоценивая наследие сентиментализма, Карамзин обратился к творчеству спустя десятилетия. Например, Пушкин в «Повестях Белкина» дважды строит сюжеты вокруг отношений молодого барина и красивой простолюдинки. В «Станционном смотрителе» эта связь приводит к драме, в «Барышне» выясняется, что роман барина с крепостной девушкой — маскарад, и все кончается благополучно.

Читайте также: «Айвенго» краткое содержание романа Вальтера Скотта, история

Пересказ по главам

Сам автор разделил рассказ на несколько глав, которые подчеркивают сюжетные изменения. Так же поступим и в кратком изложении «Бедная Лиза.

Глава 1

Недалеко от монастыря находится довольно старый и полуразрушенный дом, где 30 лет назад умер глава небольшой семьи. После этого бремя содержания себя и матери легло на плечи 15-летней Лизы. В последние два года она не жалела себя и на работу, чтобы прокормить семью.

Лиза собирает ландыши
Несмотря на лишения, лишения и адский труд, девушка хранила в душе веру в доброту людей.

Глава 2

В течение сезона Лиза подрабатывала, собирая и продавая ландыши. Она пошла на рынок с корзинами цветов, чтобы собрать деньги. Ее замечает молодой дворянин, готовый переплатить за букет.

Лиза встречает Эраста на улице

Лиза скромно стала отказываться от более крупного гонорара, и это в конце концов очаровало молодого человека. Дворянин также хотел купить все цветы, которые девушка могла сорвать. Под этим предлогом он узнает адрес Лизы.

На следующий день Лиза ждала приезда Эраста, но его долго не было. Поэтому девушка решила работать с пряжей. На мгновение отвлекшись, она увидела молодого человека, разговаривающего с ее матерью.

После его ухода мать сказала Лизе, что с удовольствием отдаст ее за Эраста. Девушка очень смутилась, но сказала, что это невозможно, так как они в разных классах.

Глава 3

По характеру Эраст был довольно ветреным и непостоянным. Особенно это выражалось в бесконтрольной трате крупных денежных средств. Но после того, как он встретил Лизу, он стал покорным и искренне верил, что встретил свою единственную и неповторимую.

На рассвете девушка решила прогуляться у реки после кошмара. Там она увидела Эраста, плывущего на лодке. Молодые люди заметили друг друга.

Лиза и Эраст признаются в любви

Дворянин поцеловал Лизе руки и признался ей в своих чувствах. Девушка была на седьмом небе от счастья, и ответила ей взаимностью.

После этого дня молодые люди стали проводить много времени вместе, а Эраст полностью забросил светскую жизнь и посвятил себя любви. У него не было ни малейшего намерения причинить вред или обидеть Лизу.

Глава 4

При очередной встрече девушка признается, что мать хочет выдать ее замуж за богатого фермера, так как не знает, что между ними есть родство. Эраст успокаивает Лизу и обещает жениться на ней. В ту ночь между ними впервые возникает близость.

Спектакль: близость между Лизой и Эрастом

После этого случая Эраст начал терять интерес к Лизе, и ей захотелось быть ближе к мужу. Встречи стали довольно редкими, и на одной из них дворянин объявил, что идет на войну добровольцем. Молодые люди прощались.

Эраст признаётся Лизе в любви

Лиза плохо спала ночью. Еще до рассвета она встала и пошла к реке, покрытой туманом. Когда Лиза увидела молодого пастуха, она пожалела, что это не Эраст, ведь тогда они могли бы быть вместе.

Тогда Эраст подплыл к берегу на лодке, подошел к Лизе, поцеловал ее и признался в любви. Девушка забыла о своей застенчивости и сказала, что тоже любит его.

Они сели на траву, и так, что между ними оставалось немного места, посмотрели друг другу в глаза, сказали друг другу: «Люби меня!», И два часа показались им одним мгновением.

Эраст попросил Лизу ничего не говорить матери, потому что «старики подозрительны». Девушка пообещала молчать.

Проблематика и жанровая принадлежность

История создания повести «Бедная Лиза»

Читательский анализ произведения позволяет выделить несколько основных тем, которые хотел осветить автор. Основная идея – любовь наивной девушки и богатого дворянина. Другое положение в обществе не стало преградой, и Лиза с головой окунулась в омут эмоций, где ее ждали предательство и разочарование.

Молодая девушка не слушала своих мыслей, она полностью поддалась своим эмоциям. Поэтому она потеряла смысл жизни после измены. Если бы Лиза прислушивалась к ее мыслям, она бы не воспринимала отношения всерьез.

Разные социальные классы не должны быть вместе. Эраст не смог бы влиться в деревенскую жизнь, а крестьянку никогда не приняли бы в высшем обществе. Это хорошо видно с каждой новой прочитанной страницей.

Изначально жанр сложно было назвать «Бедная Лиза». Карамзин своим творчеством стал основоположником романного стиля, так как все классики до него были во многих томах. Сам рассказ можно охарактеризовать как психологический или сентиментальный, способный вызвать у читателя искренние чувства и сопереживание к главным героям.

Уникальные особенности

Композиция рассказа настолько проста, но в то же время уникальна, что легла в основу ряда произведений. Например, вы можете посмотреть онлайн анимационный кукольный фильм по мотивам 1978 года. Такой большой фурор произвел оригинал после печати. Другие свойства:

Сюжет рассказа «Бедная Лиза»

  • В планах автора было объединить два языка — повседневный крестьянский и дворянский. Он хотел написать произведение, которое объединило бы две разные культуры.
  • Много цитат, позволяющих читателю почувствовать собственную значимость, как будто он сам участвует в событиях. Некоторые даже назвали произведение дневником, потому что в нем часто встречаются мысли автора.
  • Сентиментальная тема стала образцом. А главу, где девушка бросается в водоем, где заканчивается ее жизнь, часто цитировали, а ее идею использовали в быту.
  • Рассказ начинается с описания природы. Тогда пейзажи гармонируют с состояниями главных героев. Каждое предложение является следствием предыдущего, и весь текст читается на одном дыхании.

На самом деле Карамзину удалось написать такой рассказ, не похожий ни до, ни после. В тексте отчетливо видна идеализация деревенской жизни. Фермеры представлены как добрые и чуткие люди, которые всегда готовы отдать все, что у них есть. В то же время горожане являются их полным антиподом. Они готовы на все, чтобы сохранить свое положение, финансовое состояние и продолжать жить разгульной жизнью, в отличие от героев «Евгения и Юли».

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"