- Кто такая Суламифь?
- История создания
- Жанр: рассказ или повесть?
- О чем это произведение?
- I
- Характеристика персонажей
- Царь Соломон
- Главные герои и их характеристика
- Тема любви в прозе А. И. Куприна. “Суламифь” – история о бессмертной и вечной любви
- Тема
- Тема любви в прозе А. И. Куприна. «Суламифь» — история о бессмертной и вечной любви
- XII
- Проблемы
- Главы IV—V
Кто такая Суламифь?
Суламифь – возлюбленная мудрого и праведного царя Соломона, герой многих мифов и легенд. Легенда гласит, что девушка благодаря своему кроткому нраву и доброму сердцу стала любовью всей его жизни. Однако завистливая любовница правителя (по традиции у него был целый гарем) подослала своего наивного поклонника убить счастливую пару.
Однако осуществить коварный замысел ему удалось лишь наполовину: убийца убил только женщину, беззаветно любившую короля и заслонившую его своим телом. Соломон жестоко отомстил обидчикам и всю жизнь оплакивал утрату. Описание Суламифи сохранилось в мифе:
Голос ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то вдали, за деревьями,. и своим непритязательным грациозным очарованием вызывает в глазах царя тихую улыбку умиления; Твои щеки, как половинка граната под твоими кудрями; Твои глаза глубоки, как два озера Эзевона у ворот Батраббима; Твоя шея прямая и стройная, как башня Давида!
Куприн добавляет к этому портрету длинные рыжие волосы и стройное тело. По нашим меркам героиня еще ребенок, ей 13 лет, но в те времена достаточно было выйти замуж и даже познать радость материнства.
Известно, что сам Соломон написал более 3000 притч и 1005 песен. «Слово — это искра в движении сердца», — сказал он. Правитель также изучал языческие книги и учения. Затем следует смерть ребенка в жертву. «Одно дыхание для всех… Кто умножает знание, умножает печаль». Ходили легенды о «неиссякаемой силе царской страсти».
Его личный гарем состоял из 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но считается, что, несмотря на обилие красавиц, Соломон любил только одну-единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи — Суламифь. Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже ставит его в заглавие, чтобы подчеркнуть важность этого образа для сути рассказа.
В этой истории любви проявился весь поэтический талант А. И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями, увлекут читателя и перенесут в очень далекую эпоху (действие происходит в 480 году после исхода Израиля).
Атрибуты Соломона и его мудрость даны Библией. В Ветхом Завете о нем есть красивая притча о том, как две женщины пришли к царю делить ребенка. В больнице произошла ошибка. Ребенок одного из них умер, а другой жив. Женщины стали спорить, чей ребенок цел. Чтобы принять правильное решение, царь предложил им обоим разделить младенца надвое.
Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо — «так никому не доставай», вторая женщина онемела от ужаса и просила отдать ребенка кому-нибудь другому, лишь бы он был здоров. Таким образом стало ясно, кто из них истинная мать.
История создания
Автор долго собирал материал для своей книги. Он перерыл массу древних преданий, чтобы осознать не только поверхностный, но и аллегорический смысл «Песни Песней» царя Шлома, изысканного образца еврейской мифологии. Это его самый важный исторический источник. В письме от 1 октября 1907 г г. Тихонову он пишет:
Сейчас роюсь в Библии, Ренане, Веселовском и Пыляеве, потому что пишу то ли историческую поэму, то ли легенду. о любви Соломона и Суламифи, дочери Надавла, прекрасной, как покрывало Соломона, как шатер Кидара . Что выходит не видно, но много яркой страсти, обнаженное тело и прочее задумано.
Изначально автор планировал опубликовать свое произведение в Санкт-Петербурге, в сборнике «Шиповник», но в последний момент передумал и решил опубликовать рукопись в том месте, где ей как «Суламифь» посвящено произведение . Это писатель и поэт Иван Бунин. Затем был редактором сборников «Земля» — серии московских литературных альманахов. Он удостоился посвящения, потому что сам был в Иерусалиме и тоже очень любил ветхозаветную мифологию.
История произвела фурор, о ней высказались многие критики. Конечно, их чувства были задеты тонким эротизмом, окружающим священную легенду. Автор не побоялся скандала и намеренно раскрыл чувственную сторону любви девочки-подростка и 45-летнего мужчины. Моралисты и догматики решительно нападали на соблазнительные описания, но среди рецензентов были и ценители искусства, отстаивавшие право художника творить без ограничений. Например, А. Вергежинский писал:
Великая наглость со стороны художника брать «Песнь Песней» и рассказывать своими словами… Но А. Куприн имеет право на такую наглость…
Жанр: рассказ или повесть?
Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение рассказом. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемное и насыщенное героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать на звание романа, но ей не хватило объема.
Однако автор не собирался делать Суламифь эпическим великаном в больших масштабах. Ему хватило места в рассказе, чтобы реализовать свой замысел и донести свои идеи до читателя. Чрезмерное количество страниц и растянутость рассказа могли только нарушить восприятие и опошлить заложенный Куприным подтекст.
О чем это произведение?
Часто царь Соломон любил уединяться в виноградниках. И вот однажды в одной из таких поездок он услышал, как поет девушка. Нежность и улыбку вызвал ее голос у короля. Внешний вид должен стать песней. Рыжие волосы. Тонкая глина. Маки в волосах, домашнее ягодное ожерелье. Именно это Суламифь представляет читателям. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, подобно храму Парфенону, она покоряла мудрейших из правителей.
Одна из многих жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. О ней ходили страшные и пленительные слухи: «Родители спрятали от ее глаз всех прекрасных детей». Отравленные стрелы зависти к Суламифи пронзили ее злое сердце. Ревность «везувий» зажгла в душе Атиса. Подобно Отелло, она намеревалась убить «объект» своих страданий. Воспользовавшись своей любовью к Элиаву (молодой человек, жаждавший быть с египетской царицей), она убедила его проникнуть ночью во дворец и убить счастливую пару.
В трагическую ночь король и его возлюбленная любуются звездами и говорят о быстротечности человеческого существования: «Жизнь коротка, но время бесконечно, материя бессмертна… Мрак и мрак этих веков проходят, все в мир повторяется. Мы повторимся, мои возлюбленные. Это будут последние слова перед тем, как Элиав пронзит девушку мечом.
Эта ночь — последняя в жизни несчастной юной куклы. В этом суть рассказа «Суламифь». Атис будет изгнан, а Соломона навсегда запомнят за его единственную любовь. Местами эта история скорее похожа на трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но в целом имеет особое настроение и неповторимое послевкусие. В эпиграф произведения включены строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной:
Положи меня, как печать, на сердце твое, как печать, на мышцу твою: она не сильна, как смерть, любовь, жестока, как смерть, ревность: ее стрелы — стрелы огненные.
I
Царь Соломон еще не достиг среднего возраста — сорока пяти лет, — и слава о его мудрости и красоте, великолепии его жизни и великолепии его двора распространилась далеко за пределы Палестины. В Ассирии и Финикии, в Верхнем и Нижнем Египте, от древнего Тебриза до Йемена и от Исмара до Персеполя, на берегах Черного моря и на островах Средиземноморья — его имя произносилось с удивлением, потому что не было подобного ему среди королей всех его дней.
В 480 году, после исхода Израиля, в четвертый год своего царствования, в месяц сиф, царь затеял строительство великого храма Господня на горе Мориа и строительство дворца в Иерусалиме. В горах и на окраинах города постоянно работали восемьдесят тысяч каменщиков и семьдесят тысяч носильщиков, а десять тысяч лесорубов из тридцати восьми тысяч отправлялись посменно в Ливан, где провели целый месяц в такой тяжелой работе, что после нее отдыхал два месяца.
Тысячи людей привязывали поваленные деревья к плотам, а сотни матросов сплавляли их по морю в Яффо, где их обрабатывали быки, искусные в токарном и плотницком деле. Только при строительстве пирамид Хефрена, Хуфу и Микерина в Гизе было задействовано такое множество рабочих. Работами руководили три тысячи шестьсот надзирателей, а надзирателями был Азарий, сын Нафанова, жестокий и деятельный человек, о котором, по слухам, никогда не спал, снедаемый огнём внутренней неизлечимой болезни.
Тем не менее планы дворца и храма, рисунки колонн, давира и медного моря, рисунки окон, украшения стен и тронов выполнены зодчим Хирам-Абием Сидонским, сын медового пика семьи Нафалимовых. Спустя семь лет, в месяце буле, был завершен храм Господень, а через тринадцать лет – царский дворец.
На кедры ливанские, на кипарисы и оливковые плиты, на дерево пьюго, ситтим и фарс, на тесаные и полированные огромные драгоценные камни, на порфиру, пурпур и виссон, вышитый золотом, на сукно синее шерстяное, на слоновую кость и красный плащ, железа, оникса и много мрамора, для драгоценных камней, для золотых цепей, корон, кружев, щипцов, сетей, подносов, светильников, цветов и светильников, золотых петель для дверей и золотых заклепок.
Каждая весом в шестьдесят сиклей, для золотых чаш и блюда, для резных и мозаичных украшений, изображения львов, херувимов, волов, пальм и ананасов, набитые и высеченные в камне, — Соломон дал царю Тирскому Хираму, тезке зодчего, двадцать городов и селений в земле Галилейской, и Хирам нашел этот дар ничтожным, — с такой неслыханной роскошью был храм Господа и дворец Соломона и маленький дворец Милло, построенный для жены царя, красавицы Астис, дочери египетского фараона Сусакима.
Красное дерево, которое впоследствии шло на перилах и лестницах в галереях, на музыкальных инструментах и на переплетах священных книг, было принесено в дар Соломону царицей Савской, мудрой и прекрасной Балкидой, вместе с таким количеством благоухающих благовоний, ароматные масла и драгоценные благовония, каких еще не видели в Израиле. С каждым годом богатство царя росло.
Три раза в год возвращались в порт его корабли: Фарсис, плывший по Средиземному морю, и Хирам, плывший по Красному морю. Они привезли из Африки слоновую кость, обезьян, павлинов и антилоп; богато украшенные колесницы из Египта, живые тигры и львы, а также звериные шкуры и меха из Месопотамии, белоснежные кони из Кувы, золотой песок Парваим за шестьсот шестьдесят талантов в год, красное, черное и сандаловое дерево из земли Офир.
Красочные ассирийские и калахские ковры с чудесными рисунками — добрые дары царя Тиглат-Пилазара, художественная мозаика из Ниневии, Нимруда и Саргона; прекрасные узорчатые ткани от Khatuar; кованые золотом кубки из Тира; из Сидона — цветное стекло, а из Пунта, недалеко от Баб-эль-Мандеба, — редкие специи — нард, алоэ, тростник, корицу, шафран, амбру, мускус, такти, халван, мирру и ладан, принадлежащие египетским фараонам участвовал в кровопролитных войнах.
Серебро во времена Соломона стало таким же ценным, как простой камень, а красное дерево не дороже простых сикимор, растущих в низинах. Каменные бани, облицованные порфиром, мраморные бассейны и прохладные фонтаны устроил царь, а воду из горных источников он велел стекать в поток Кедрон, а вокруг дворца насадил сады и рощи и насадил виноградник в Ваал-Гамоне.
У Соломона было сорок тысяч стойл для мулов и колесничных лошадей и двенадцать тысяч для всадников; ячмень и солому ежедневно привозили для лошадей из провинции. Десять откормленных волов и двадцать волов с пастбища, тридцать коров с пшеничной мукой и шестьдесят других, сто батов разных вин, триста овец, не считая навозной птицы, оленей, серн и сайгаков — все это через руки Двенадцати слуг ходили ежедневно к столу Соломона, а также к столу при его дворе, свите и страже.
Шестьдесят воинов, из пятисот самых сильных и храбрых во всей армии, посменно несли вахту во внутренних покоях дворца. Соломон приказал сделать для своих телохранителей пятьсот щитов, покрытых золотыми пластинами.
Рассказ «Суламифь» состоит из 12 частей. Главными героями были царь Соломон, его жена Астис и Суламифь, простолюдинка, в которую влюбился царь.
Сначала автор рассказывает о правлении великого царя, его мудрости и богатстве, которыми он был известен далеко за пределами страны. Затем говорится, каких женщин предпочитал Соломон. У него было большое количество жен и наложниц, а также много танцовщиц и рабынь. Кроме того, у Соломона сложились близкие отношения с царицей Балкис, которая считалась самой красивой женщиной в мире.
Бог дал великому царю не только мудрость, славу и богатство, но и прекрасное тело и некоторые необыкновенные способности. Ни одна женщина не могла устоять перед Соломоном.
Однажды царь влюбился в простую, но очень красивую девушку по имени Суламифь. Девушка работала на одном из королевских виноградников и помогала своим братьям. Именно там Суламита и Соломон встретились и сразу полюбили друг друга. Соломон представился новой знакомой царской кухаркой, затем назначил ей свидание на ночь. Когда их встреча наконец состоялась, Соломон признался возлюбленной, кто он на самом деле. Суламифь переезжает во дворец.
Пока король занимается любовью с новой наложницей, одна из его жен — Астис — присутствует на жертвоприношении в храме Исиды. Законная жена в ярости, что король предпочел ей простолюдинку. Астис хочет убить девушку. Для этих целей она выбрала предводителя королевской гвардии по имени Элиав.
Мудрая королева знает, что Элиав давно в нее влюблен, а значит, она сделает то, что от него требует. Астис обещает надзирателю сделать его королем над собой. Элиава не нужно долго уговаривать. Убийца направляется в королевские покои.
В свою последнюю ночь Суламифь грустна и не отвечает на ласки короля. Когда Соломон пытается выяснить, что с ней происходит, девушка признается, что чувствует приближение смерти. Суламифь пытается встать с постели, но в этот момент ее пронзает меч Элиава. Убийца был найден и казнен. Король узнал, кто заказал преступление, и изгнал Астиса из своей страны. Наказав заговорщиков, Соломон не мог утешиться. Он всегда был рядом с телом любимой и ни с кем не разговаривал.
Характеристика персонажей
Царь Соломон
Великий царь, безусловно, историческая личность. Как на самом деле выглядел этот человек, и каков был его характер, современные историки могут только догадываться. Соломона традиционно описывают в превосходной степени: самый красивый, самый могущественный, самый богатый. Не отошел от этой традиции и Куприн.
Образ Соломона совершенен. Царь был справедливым правителем и судьей, творил добрые дела, понимал языки зверей и птиц, имел дар врачевания. Кроме того, он умел соблазнять женщин и был искусным любовником. Автор сочувствует его герою, с удовольствием рассказывает о нем, смотрит на него с разных сторон, как на жемчужину. Соломон смог угодить и Богу, и человеку.
Юной возлюбленной короля всего 13 лет. Характер девушки меняется по мере развития сюжета. Когда Соломон впервые видит Суламифь, перед ним предстает наивная, слегка напуганная девушка.
Но любовь меняет главного героя. Ее первый «взрослый» поступок – продажа серебряных серег, которые были единственным богатством девушки. На вырученные деньги она купила мирру, ароматическую смолу, чтобы помазать ею свое тело перед первым свиданием с любимым. Эта маленькая жертва свидетельствует об огромной силе нового чувства Суламифи, которому она отдалась без остатка, не думая о последствиях. Девушка была вознаграждена за свою жертву неделей любви в объятиях короля.
Проведя много времени с мудрым Соломоном, Суламифь изменилась. Она приобрела мудрость любимого и таинственный дар прорицания. Всего за неделю главная героиня из наивной девушки превратилась в опытную чувственную женщину, став еще более желанной для короля.
Главные герои и их характеристика
Куприн не пожалел времени на подробное описание персонажей. Для этого он изучил такое количество древних рукописей. Его персонажи не только мудры и добродетельны, но и красивы, соблазнительны, желанны. Как мастер стиля, автор не скупился на высокие эпитеты и сравнения, поэтому портрету персонажей отведено отдельное место в каждом из следующих абзацев.
Соломон — сын царя Давида, третьего царя иудейского. Время его правления примерно 976-928 годы до н.э.. Этот временной период считается периодом наивысшего расцвета Израильского царства. О его мудрости ходили легенды. Однажды ночью во сне ему явился Бог и пообещал исполнить каждое заветное желание. На эту милость царь сказал: «Дай рабу твоему разумное сердце, чтобы судить народ твой и различать, что добро, а что зло».
Слава о его красоте разнеслась за тысячи километров. Вот описание Соломона, данное Куприным: ему 45 лет, у него бледное лицо, губы — ярко-алая лента, волнистые черные волосы, уже кое-где «седы блестели, как серебряные нити горных ручьев. «Черная борода и темные глаза «как самый темный агат». Не было во вселенной человека, который мог бы устоять перед его взглядом: «Многие женщины были готовы отдать душу за одну только улыбку».
Его руки нежные, белые, как девичьей. Предполагалось, что именно в его руках хранилась особая энергия, исцеляющая головные боли, судороги, черную тоску и бесовскую одержимость. На левой руке король носил жемчужину кроваво-красной звезды, с надписью: » ВСЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ».
- Суламифь – красивая стройная рыжеволосая дева, соответствующая канонам красоты того времени. У нее тонкие черты лица, глубоко страстный взгляд, безупречные пропорции тела, которое она эротически мажет миррой, замаринованной в предвкушении страсти. Однако ей была свойственна робость, и даже не ее внешность или сексуальность пленили короля. Характеристика главной героини складывается из ее мудрых слов, продуманных не по годам.
Отчасти девушка не вписывается в реальность, она настолько возвышенна и идеальна, словно ее выдумал влюбленный правитель. Ее мудрость иногда ставит в тупик самого монарха. Одухотворенная поэтической красотой речь сочетается в ней с талантом любить. Суламифь искренне рада доставить даже малейшее удовольствие своему покровителю. Счастье, как мирра, разливается по всей ее сущности и пленяет мужчину. Она тщательно готовится к встрече с ним.
Ее вялость превращается в предвкушение потустороннего счастья. Вся эта гамма эмоций отражается в ее взгляде. Поэтому можно понять того, кто любил ее всем сердцем, даже если он устал от женского внимания. Героиня самоотверженна, добра и отзывчива, в ней автор изображает истинную женскую добродетель, идеал физической и духовной красоты.
- Атис — египетская царица, жена царя Соломона. Это антагонист Суламифь. Женщина злая, ее душа пропитана злобой и завистью. Ее страсть к мужу есть проявление эгоизма, ведь ее смущает только то, что он предпочел ей кого-то другого. Ревность и гордость не позволяют ей смириться с его выбором.
Она беззастенчиво использует любовь нетерпеливого молодого человека, чтобы заставить его убить ненавистную парочку. Подобно Гермионе и Медее, ревнивым героиням древнегреческих мифов, Атис пренебрегает моральными принципами и социальными законами, ее разум затмевает разум, а ярость смешивается с любовью.
- Элиав — убийца, безнадежно влюбленный в египетскую царицу. Он соглашается на грех от отчаяния, чтобы завладеть сердцем самодержавно гордой красавицы. Однако, как и Орест, он обманут. Его трагедия в том, что он позволил своим эмоциям полностью управлять собой.
Тема любви в прозе А. И. Куприна. “Суламифь” – история о бессмертной и вечной любви
Вот как описывает его автор: «Лицо его было бледно, губы его были как ярко-алая повязка; волнистые волосы черно-синие, и в них — украшение мудрости — сияли седины, как серебряные нити горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрмона; седые волосы блестели в его черной бороде, завитой, по обычаю царей Ассирии, правильными рядами.
Глаза у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, раскрывавшиеся вверх и вниз стрелами, казались черными лучами вокруг черных звезд. И это было не
Поэтому неудивительно, что у правителя Израильско-Иудейского царства было семьсот жен, триста наложниц и т д других женщин. Благодаря особой, сверхъестественной страсти царя Соломона его сила любви была неисчерпаема. Но до определенного момента великий правитель не знал, что настоящая любовь придет к нему не в королевском замке и не в заморской стране, а в винограднике.
Царь Соломон впервые услышал свою будущую возлюбленную при звуке ее певческого голоса, и тогда девушка предстала перед ним во всей своей красе.
Но это произошло не сразу. Ветер помог Соломону увидеть фигуру Суламифь и восхититься ее природной стройностью, первозданной красотой и доверчивой юностью.
«…И царь на мгновение. видит ее всю под одеждой, как нагую, высокую и стройную, в сильном тринадцатилетнем возрасте; видя ее маленькую, круглую, крепкую грудь и выступы сосков, как материю расходящиеся друг от друга, и круглый, как чаша, девичий живот, и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое , в выпуклые бедра. И лицо незнакомой девушки было очаровательно: «…
Ее черное и светлое лицо неописуемо красиво. Тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два алых цветка мака, покрывают ее плечи бесчисленными упругими локонами и струятся по ее спина и пламя, пронизанное лучами солнца, словно золотисто-пурпурное.
Самодельное ожерелье из каких-то сухих красных ягод трогательно и невинно обвивает ее смуглую, высокую, тонкую шею». А. И. Куприн показывает читателю красоту юного женского тела, подобного распустившемуся бутону розы. Речь Суламифи сладка и невинна, но под сильным обаянием и искрометной любовью царя Соломона в юной девушке пробуждается настоящая страсть и жгучее чувство: «Губы ее пылают над сияющими зубами, веки ее дрожат от мучительного желания…”.
Любовь — новое чувство для тринадцатилетней Суламифи, поэтому при первой встрече она боится нахлынувшей на нее любви и не сразу рассказывает о том, где живет. Даже если девушка уже с первого дня душой осознает, что именно Соломон и есть ее избранник, ее долгожданный бойфренд и возлюбленный.
Сначала в Суламифи борются два чувства: девичья робость и ожидание счастья, любовь к Соломону. Последний побеждает, и девушка бежит по ночной дороге, разыскивая возлюбленного и подвергая себя опасности. Утром в винограднике она отдается царю и теперь остается навсегда с Соломоном.
Так она спасает Соломона. И уже при смерти Суламифь кротко улыбается и благодарит царя за то счастье, которое он сумел ей подарить: «за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, которую ты позволил мне прильнуть к твоим губам, как сладкий родник». Суламита и Соломон провели вместе всего семь счастливых дней и ночей, зато какие дни!
Человек может прожить свою жизнь, не познав полного счастья той любви, которую испытали Соломон и Суламифь. Израильско-еврейский царь бесконечно любовался своей возлюбленной и благодарил девушку с виноградника за то, что она позволила ему, кажется, уже опытному любовнику, познать истинное чувство, которое бывает раз в тысячу лет.
Читайте также: «Повесть о Петре и Февронии» за 6 минут
Тема
- Тема любви в рассказе Куприна «Суламифь» является важнейшей в произведении. Автор показывает, как много любви необходимо человеку, как она помогает ему жить. Соломон был мудр, правил землей, но его отдушиной и любимой советчицей была 13-летняя девочка. Искренность ее чувств и чистота души делали ее речи не менее содержательными и ценными, чем притчи Соломона. Однако всемирно известная мудрость не помогла герою спасти возлюбленную: он не предвидел той зависти, которую любимец вызывал у жен и наложниц. Трагедия в том, что любовь дает нам силы жить, но так часто у нас нет сил помешать ей умереть.
- Тема справедливости. Особую ценность рассказа, представленного Куприным, представляет обилие притч, выбранных автором для полной характеристики мудрости и щедрости Соломона. В них царь проявляет истинную щедрость к своим подданным. Например, вот одна из самых известных притч: братья пришли к царю делить наследство. Было 3 брата. Их отец умер. Вопрос о наследстве стал ребром. Мудрый глава семейства все решил заранее.
За домом холм, где в яме закопан ящик с 3 комнатами. Горница досталась старшему сыну — деньги. Другая часть была для среднего сына, но это были просто кости. Последняя коробка для самого младшего, дерево — его наследие. Средний и младший сыновья разгневались, обратились к Соломону в суд. Каково было решение короля? — Твой отец был очень мудр. Старшему он завещал все свои деньги, среднему — скот и рабов, а младшему — дом и пашню. Братья помирились, все были счастливы.
- Тема бессмертия. Соломон и Суламифь в последний миг своего счастья сказали, что чувство их нетленно. Эти слова оказались пророчествами. Девушка умерла, но память о ней осталась в сердце и разуме возлюбленного. Ее чувство оживило его, и он совершил еще много славных дел, вдохновленный их совместной жизнью.
- Горе от ума. Царь набрался опыта и понял, что мудрость приносит ему разочарование в людях и окружающем мире. Разум беспощадно открывал ему безобразные стороны личности, государства, и потому он страдал и впадал в уныние, прежде чем встретил свою возлюбленную. Любовь исцелила мудреца и дала ему силы двигаться дальше.
- Добродетель. Суламифь пленила царя не роскошными одеждами и эротическими формами, а истинным духовным богатством, которое стало Соломону дороже чести и материальных ценностей.
Тема любви в прозе А. И. Куприна. «Суламифь» — история о бессмертной и вечной любви
Известное произведение Куприна «Суламифь» повествует читателю о таком правителе, как Соломон. Он прославился тем, что был баснословно богат и знал толк в любви. Когда Соломон встретил любовь, ему было за сорок. За эти годы правитель многое повидал, узнал, что такое любовь и что такое предательство. В его жизни было достаточно злобы и лести. Однако Соломон заставлял подчиненных относиться к нему с уважением.
Суламифь — обычная девушка из простой семьи. Она покорила правителя своим потрясающим голосом и удивительной красотой, а уже потом своим характером. Она была еще совсем ребенком, но рассуждала не по годам. Девушка не была избалована жизнью. Ведь только в возрасте Суламифи можно так искренне любить. Все это любил Соломон. Он понимал, что может быть с ней честен, что может ей доверять. Он знал, что девушка искренне любит его.
Когда пара впервые встретилась, у Соломона уже были жены, наложницы и рабыни. Они не только уважали его, но и ненавидели и жаждали мести. Жена царя тоже принадлежала к таким людям, она не хотела, чтобы ее место заняли. Атис не хотел терпеть, чтобы Суламифь заняла ее место. Понятно, что Атис не единственная жена верховного правителя, но девушка была очень самовлюбленной и корыстной.
В этом рассказе Куприн раскрывает тему любви с разных сторон. Это неприятное чувство для двух героев. Чтобы показать мудрость верховного правителя Соломона, автор пишет в качестве примера большое количество притч, ситуаций, которые царь решал смело и разумно. Несмотря на то, что у Соломона был большой жизненный опыт, ему все же не удалось спасти любимую девушку. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что просто не всегда можно заметить, что рядом есть плохие пожелания.
Соломона больше не утешают рассказы о том, что сны бессмертны. С ним все в порядке, потому что любимого нет рядом. К сожалению, это правда, от которой никуда не деться. Жизнь его продолжалась, он всячески пытался улучшить свое состояние и постоянно оплакивал свою любовь.
В любом случае придет время, когда человек поймет, что в жизни главное не богатство, а человек, который всегда будет рядом. Человек, который хочет хорошо провести время. Таким человеком для Соломона стала Суламифь. Она навсегда осталась в его сердце прекрасной девушкой, которая понимала его, как никто другой, и искренне и искренне любила короля.
XII
Элиав идет во дворец Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту седьмую ночь Суламифь не может от всего сердца насладиться любовью Соломона. Грусть гложет душу девушки, она говорит королю, что ее смерть где-то рядом.
Словно задумчивая грусть, осторожная робость, далекое предчувствие окутали легкой тенью их слова, поцелуи и объятия.
Внезапно возникает порыв, и вскочившая с постели Суламифь пронзается мечом убийцы.
Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и убить. В тот же день Соломон требует отправить царицу Астиду в Египет, чтобы ее больше не видели в Персии. Сам король до глубоких вечерних теней «остается наедине со своими мыслями, и никто не смел войти в обширный, пустой зал суда».
Проблемы
Повесть «Суламифь» в основном акцентирует внимание на нравственных вопросах, раскрывая людям истинные ценности, способные сделать человека счастливым. В противовес им Куприн перечисляет те пороки, которые, наоборот, мешают людям обрести душевную гармонию.
- Завистливый. Этот порок заставляет женщину презирать свои чувства и обращаться к гневу. В ней говорила не любовь, а ненависть. Атис ничего не добилась своим поступком, она только навлекла на себя справедливое наказание короля. Она растратила свое счастье только для того, чтобы его не было у других. Кроме того, она испортила судьбу молодого человека, который был ей предан. То есть потворство пороку только ухудшило ее положение, но никак не помогло ей.
- Эгоизм. Самолюбие Атиса раздуло от непомерного самолюбования. Женщина ставила себя выше людей, законов и чувств, поэтому вошла в жизнь невинного человека, предала любимого, отправила друга на смерть, а все потому, что вообразила, что она сама в себе справедливость.
- Кризис среднего возраста. Чувства Соломона перед роковой встречей с Суламифью может понять любой человек, переживший разочарование, связанное с пониманием окружающего мира, которое приходит в зрелости. Мир кажется несовершенным, люди кажутся лицемерными, жизнь кажется бессмысленной. Мудрость и опыт показывают все мрачные краски жизни, а пресыщенность заставляет усомниться в том, что обычные блага так важны и приятны. Только сильное чувство может помочь такому человеку вырваться из меланхолии и апатии.
Главы IV—V
Однажды Соломон идет в свой виноградник, что недалеко от Иерусалима, на горе Ваал-Хамон. Это его любимое место для уединения. Там он размышляет о великих вещах. Как обычно, он просит слуг оставить его в покое и садится на скамейку.
Внезапно его мысли прерывает мелодичное пение. Он поднимает глаза и видит красивую девушку, работающую в винограднике. Король поражен ее юношеской красотой: она стройна, у нее темно-рыжие длинные волосы, смуглая кожа. Он встречает ее и узнает, что ее зовут Суламифь, она помогает своим братьям ухаживать за царскими виноградниками.
Соломона сразу же покорила молодая темнокожая женщина, она тоже ответила ему взаимностью. Там, на скамейке, Суламифь подарила ему первый поцелуй. Соломон скрыл, кто он на самом деле, сказав, что он царский повар, и назначил девушке свидание на следующий день.
Окрыленный новыми чувствами, царь совершает много добрых дел, выносит праведные суды и предвкушает грядущий день.