- История создания трилогии
- Глава 11: Занятия в кабинете гостиной
- Глава 6: Приготовления к охоте
- Глава 1: Учитель Карл Иванович
- Глава 5: Юродивый
- Глава 13: Наталья Савишна
- Толстой «Детство» очень краткое содержание
- В чем особенность повести?
- Детство и юность Льва Николаевича Толстого (часть первая)
- Основные герои трилогии
- Глава 4: Классы
- Роман «Детство, отрочество, юность»
- Глава 3: Папа
- Образ Николая Иртеньева
- Книга третья. «Юность»
- Глава 9: Что-то вроде первой любви
- Глава 7: Охота
- Глава 8: Игры
- Другие персонажи
- Глава 1. Учитель Карл Иваныч
- Глава 2. Maman
- Главы 3-4. Папа. Классы
- Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте
- Глава 7. Охота
- Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви
- Глава 10. Что за человек был мой отец?
- Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша
- Глава 13. Наталья Савишна
- Глава 2: Maman
- План пересказа произведения «Отрочество»
- Детство писателя Максима Горького
- Сюжет трилогии
- Глава 1. Учитель Карл Иванович
- Глава 2. Maman
- Глава 3. Папа
- Глава 4. Классы
- Глава 5. Юродивый
- Глава 6. Приготовления к охоте
- Глава 7. Охота
- Глава 8. Игры
- Глава 9. Что-то вроде первой любви
- Глава 10. Что за человек был мой отец?
- Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
- Глава 12. Гриша
- Глава 13. Наталья Савишна
- Глава 14. Разлука
- Глава 14: Разлука
- Глава 10: Что за человек был мой отец?
История создания трилогии
«Девственность. Юность. Юность» — трилогия Льва Толстого, в основе которой события из жизни автора. Эта трилогия — одно из самых известных произведений Л. Н. Толстого. Работа над ней автор начал в 1851 году на Кавказе. Он планировалось, что цикл должен был состоять из четырех частей: «Детство, отрочество, юность и юность».
Рабочее название «Четыре эпохи развития», но автор написал только три, позже этот цикл стал называться трилогией. Книга представляет собой автобиографический рассказ, написанный в направлении реализма.
Первым опубликованным произведением стало «Детство». Она была опубликована в 1852 году в журнале «Современник». Вторая часть — «Отрочество» — была напечатана в том же журнале в 1854 г. Третья и последняя часть — «Юность» — в 1857 г в том же журнале.
Глава 11: Занятия в кабинете гостиной
Когда все вернулись с охоты, день подходил к концу. Дети стали рисовать, а мама играла на фортепиано.
Николенька решил изобразить охоту, несмотря на то, что у него была только синяя краска. В итоге рисунок не удался, и мальчик решил вздремнуть.
Через час он проснулся от скрипа сапог. Карл Иванович отер слезы с лица, вышел из кабинета отца и пошел наверх. В комнате появился папа и сказал маме, что учитель едет с детьми в Москву.
Перед обедом Гриша спустился и сказал, что на следующее утро пойдет дальше. Малыши решили тихонько пройти в его комнату и посмотреть на цепи.
Глава 6: Приготовления к охоте
Когда десерт был подан на стол, Яков получил приказ о правителе. Лошадь Володи не годилась для охоты, и тогда отец приказал продать ему охотничью лошадь, чем очень расстроил маму. Она беспокоилась, что мальчик может разбиться и умереть.
Обед закончился, дети вышли в сад поболтать, а взрослые пили кофе в офисе. Ребята говорили обо всем, кроме предстоящей разлуки.
Заметив, что очередь лошадей готова, они с визгом пошли наверх переодеваться, как настоящие охотники. Когда все было наконец готово, и дамы сели в канатную дорогу, а мужчины на коней, они отправились на охоту.
Глава 1: Учитель Карл Иванович
Главный герой рассказа, десятилетний Николенька, просыпается от того, что его учитель Карл Иванович случайно убивает сухарем муху, прямо над головой мальчика. Подумав, что все намеренно оскорбляют его из-за возраста, он спрятался под одеяло и притворился спящим. От обиды и гнева весь вид Карла Ивановича показался ему отвратительным и глупым.
Но воспитательница присела рядом и стала щекотать мальчику пяточки, так как было семь утра, и уже надо было просыпаться. Николеньке стало щекотно, но он старался не поддаваться. В этот самый момент ему стало так стыдно и обидно на этого доброго и заботливого человека, что слезы потекли у него из глаз.
Мальчик соврал, что плачет из-за страшного сна о матери, и вскоре забыл об этом нелепом происшествии и стал одеваться. После этого Николенька вместе с братом Володей спустились вниз, где их уже ждала их мать (маман).
Глава 5: Юродивый
Это был высокий седой мужчина с косым взглядом, которому на вид было около пятидесяти лет. Его речь была бессмысленной и бессвязной. Это был юродивый Гриша. Он путешествовал с пятнадцатого года и всегда ходил босиком. Гриша был верующим человеком, часто посещал монастыри. Некоторые приняли его бормотание за предсказания.
Когда Фока наконец появился на пороге, юродивый Гриша с детьми спустился вниз, где все уже собрались. По правилам, мальчики сначала должны были поздороваться с Мими (гувернанткой Марьей Ивановной), а потом уже поговорить с девочками. Николеньке не нравилось, что она постоянно надоедает всем своими глупыми указаниями.
Дочь Марьи Ивановны и подруга Любы Катя попросили мальчика уговорить родителей взять девочек на охоту.
Во время ужина все внимание было приковано к Грише и его образу жизни. Отец Николеньки скептически относится к юродивому и его странствиям. Maman, напротив, мягко сгладила спор. Когда обед подходил к концу, Володя решил пригласить и девушек на охоту. Дети получили положительный ответ, и мать решает присоединиться к ним.
Глава 13: Наталья Савишна
В селе Хабаровка жила веселая женщина, которую все называли просто Наташкой. Она была толстой, с красными щеками и всегда носила рваный сарафан. Дедушка Николеньки взял ее в число служанок бабушки.
Когда маман родилась, ей стала нянькой прилежная Наташка. Она заботилась и заботилась о ней с отличием. Но влюбился в официанта Фока. Тогда она пошла к дедушке мальчика и попросила разрешения выйти замуж, но ее выгнали из хутора, посчитав это неблагодарностью.
Через полгода женщину вернули в дом, так как никто не мог ее заменить. Звали ее теперь Наталья Савишна, и в течение двадцати лет она воспитывала барышню со страхом и любовью. Позже она стала главой дома и присматривала за всем. Maman хотела поблагодарить женщину и дать ей свободу. Но в слезах Наталья Савишна разорвала эту бумагу и осталась в семье Иртеневых.
Позже она стала заботиться о детях Натальи Николаевны, посвящая им все свое время. Николенька только со временем понял, как он не ценил ее труд и любовь. Однажды он разозлился на нее за то, что она отругала его за разбитый кувшин с квасом.
Николенька так обиделся, что даже заплакал. Гнев захлестнул ребенка, и он стал думать, как ей отомстить. Но не успел он опомниться, как Наталья Савишна вернулась, вручила две конфеты и извинилась. Николенька опять зарыдала, но уже от стыда и любви.
Толстой «Детство» очень краткое содержание
Действие повести происходит в первой половине 19 века в Российской империи. Главный герой рассказа – 10-летний мальчик Николенька из дворянской семьи.
У Николеньки есть отец, мать, старший брат и сестра. Его семья живет на своей территории где-то в российской провинции. Отец решает забрать Николеньку и его брата в Москву, чтобы они могли там учиться. Так Николенька рассталась в первый раз с матерью. Также с детьми едет Карл Иванович, старый учитель.
В Москве Николенька с семьей живет с бабушкой. Николенька знакомится с мальчиком Сережей Ивиным. Он любит Сережу. Но вскоре он влюбляется в девушку Соню. Он больше не любит Сережу.
Проходит шесть месяцев. Внезапно отец мчит Николеньку с братом в деревню. Когда они прибывают, они обнаруживают, что их мать умирает. В тот же день она умирает. Эта смерть потрясает Николеньку. После смерти матери Николенька с семьей возвращается в Москву.
В чем особенность повести?
История медсестры рассказана с большой теплотой. В своих отзывах о «Детстве» Толстого и читатели, и литературоведы считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишной. Ее беззаветная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкая женщина согрела своей любовью весь дом.
Ребенок чувствует неправду и обман в чувствах, пришедших на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда открываются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, тихо и полностью они разделяют горе детей, потерявших мать.
Трагедия, случившаяся в жизни Николеньки, так сказать, подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, которые меняются по мере знакомства с большим миром взрослых, описаны автором настолько точно и подробно, что многие были уверены, что это было детство Льва Толстого.
Рассказ, опубликованный в «Современнике», назывался «История моего детства». Автора это очень огорчало, так как он стремился к обобщению, выявляя самые «душистые поры в жизни» — поры детства. Об этом он писал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.
Детство и юность Льва Николаевича Толстого (часть первая)
Лев Николаевич Толстой родился в аристократической семье 28 августа 1828 года в имении под Тулой, которое называлось Ясные Поляны. Его мать была из рода Волконских, а предок отца был одним из первых, кто когда-то получил титул графа.
Мальчик рано осиротел. В 2 года потерял мать, в 9 — отца. Лео был не единственным ребенком, у него было трое братьев и сестра по имени Мария. Воспитанием сирот занимались родственники.
Семья Толстых переезжает в Казань, в дом тети П. И. Юшкова. В 16 лет Лев может поступить в Казанский университет.
У мальчика были незаурядные способности, он легко запоминал иностранные языки, но к экзаменам его не допускали, потому что он все время прогуливал лекции. Его перевели на юридический факультет. Юноша, которого ждали во всех знатных домах, отличался в то время тщеславием, честолюбием, стремлением нравиться женщинам.
Его жизнь перевернуло, казалось бы, обычное событие. Однажды в больнице, где ему никто не мешал думать, он понял, что беспорядочная жизнь есть следствие раннего растления души. 17 марта 1847 года он начал жить новой жизнью, занимаясь самоанализом и живя по установленным им правилам.
Он разработал для себя ориентиры, которые можно было применять во всех случаях жизни, и старался им следовать, хотя это ему не всегда удавалось.
Через некоторое время он бросает университет и переезжает в Ясную Поляну. Это имение стало частью его наследства. Молодой человек, которому всего 19 лет, уже является владельцем больших участков земли и крепостных. Он позаботится о 700 человек, которые оказались его собственностью. Но он не может найти с ними общий язык, поэтому едет в Москву.
Лев Николаевич пытается найти свое место в жизни. Он едет в Санкт-Петербург и сдает экзамен по уголовному и гражданскому праву. Но личные обстоятельства и карточные долги заставляют его бросить все и снова вернуться в Ясную Поляну. Там он снова живет веселой жизнью, дружит с цыганами, чуть ли не женится на цыганке.
Тогда в дело вмешивается его старший брат Николай, который берет Льва с собой на Кавказ. Там Лев храбро сражается, участвует в боевых действиях и даже заслужил Георгиевский крест. Но он отказывается от награды в пользу солдата, которому награда предоставила пожизненную пенсию.
Здесь, на Кавказе, он серьезно занялся литературной деятельностью. Рукопись своей первой законченной книги он отправляет в популярный журнал «Современник». Некрасов, ознакомившись с его творчеством, высоко оценил талант юноши.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех рассказов трилогии, растет в дворянской семье, умен не по годам, тонко чувствует мир.
- Иртенева Наталья Николаевна – мать Николеньки, образ этой героини автор прямо не показывает, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович — отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный человек.
- Наталья Савишна – домработница, самоотверженно служащая семье, на которую она работает.
- Карл Иванович — учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- Сен-Жером — француз по происхождению, учитель в доме Иртеневых, сначала у него с Николенькой очень плохие отношения, постепенно они идут к лучшему, главный герой признается, что хорошо выполнял свои обязанности, но был самовлюбленным и тщеславный.
- Бабушка — графиня, величавая, уважаемая, добрая и веселая с внуками, особенно близка им после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеневых госпожи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девушку.
- Семенов, студент-разночинец, учился у Николеньки, часто прогуливал занятия, пользовался уважением среди студентов, залезал в долги, продавался рекрутам.
- Дубков — адъютант, друг Володи Иртеньева, ограниченный, но в то же время искренний и честный, любящий шампанское и женщин, игру в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеневых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но дома неряшлива, с Николенькой у нее неприятные отношения, отношения с отцом Николеньки дошли до состояния молчаливой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она изо всех сил старалась завоевать своего возлюбленного.
- Зухин — друг Николеньки по университету. Огненный, деятельный, не любил науки, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство милосердия, но позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и ровесник Иртеневых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит взаимных чувств.
- Иртеньев Володя — старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это, у братьев хорошие отношения.
- Иртенева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью поведением и голосом.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеневой, первой любви Николеньки.
- Князь Иван Иванович — тип аристократа прошлого века, уважаемый, с высокими нравственными принципами, добрый, образованный, но несколько высокомерный.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой натянутые.
- Мими (Мария Ивановна) — гувернантка Иртеневых, мать Катеньки, по словам Николеньки, тупая женщина, отец Николеньки когда-то был в нее влюблен.
- Михайлов Яков — приказчик, слуга Иртеневых, вел себя спокойно и с достоинством, был предан своим господам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, друг Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Глава 4: Классы
Пришло время для обучения. Карл Иванович был в плохом настроении и мрачно слушал, как дети читают. Николенька не могла сосредоточиться на учебе из-за мыслей о предстоящем отъезде из дома и разлуке с матерью, сестрами и учителем. Во время каллиграфии его слезы падали на блокнот, превращая буквы в кляксы. Карл Иванович наказал его и ушел в другую комнату, где сидел дядя Николай.
Их разговор услышали мальчики. В отчаянии Карл Иванович не понимал, как с ним могли так поступить и просто прогнать. Он обиделся на неблагодарность, потому что двенадцать лет работал в доме Иртеневых, всей душой любил детей и заботился о них. Сердце Николеньки наполнилось кровью и тоской. Он хотел, чтобы папа и учитель не ругались.
Карл Иванович вернулся и продолжил урок. Мальчики писали под диктовку: «Из всех пороков неблагодарность самый страшный». Пришло время обеда, и Николенька ждал дворецкого Фока, который всегда зовет детей к столу. Но в класс вошла совершенно незнакомая мальчику фигура.
Роман «Детство, отрочество, юность»
Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение «Детство, юность, юность» рассказывает о жизни мальчика в разные периоды его жизни. В книге описаны переживания, первая любовь, обиды, а также чувство несправедливости, которые испытывают многие мальчики в период взросления.
В этой статье мы поговорим о трилогии, написанной Львом Толстым. «Детство, юность, юность» — произведение, которое точно никого не оставит равнодушным.
Глава 3: Папа
Отец Николеньки был у себя в кабинете и что-то горячо обсуждал с приказчиком Яковом Михайловым. Речь шла о распределении денег на расходы. Николенька увидел на столе конверт с надписью «Карлу Ивановичу Мауэру”.
Отец положил руку ему на плечо и оттолкнул от стола. Когда разговор с приказчиком кончился, Николенька и его брат нашли, что они уже достаточно взрослые, и пора им ехать учиться в Москву. Мальчику стало грустно из-за матери и несчастного Карла Ивановича, которого, скорее всего, выпустят из хутора.
В то же время он не мог не радоваться мысли о том, что станет взрослым. Сложные переживания и огорчали, и радовали мальчика.
Образ Николая Иртеньева
«Диалектика души» главного героя повести, его духовное развитие. Нарративные особенности (преобладание описаний и рассуждений над действиями, внутренние монологи)
В образе Николая Иртеньева проявляется своеобразная и сложная натура, которая выделяется среди остальных персонажей повести осознанностью жизни и редким качеством стремления быть честным в собственных поступках. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, обдумывает и пытается их понять.
У него особый вид эгоизма – редкий интерес к сложному внутреннему «Я». Его повышенная самоуверенность проявляется в чрезмерной подозрительности, застенчивости. Его мучает зависть к другим людям, которые живут без самоанализа, понимая, что их жизнь легче для себя и для окружающих. Его постоянно беспокоит, что думают другие. Ему кажется, что все осуждают его за ошибки.
Юноша стремится к одобряющему мнению, склонен к фальши, позерству и притворству, часто лжет без причины, и бессознательно понимает, что его друзья поступают так же. В душе Николая душевный разлад: его «ум и сердце в ссоре». Эта двойственность заставляет его задуматься о том, чтобы обрести покой и гармонию в своей беспокойной душе.
В детстве он научился различать добро и зло в своей и чужой жизни, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы на жизнь, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающего преодолеть раздвоенность души. Он стремится создать себя как личность.
С образом Иртенева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать устоявшиеся установки, не замирать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственные силы противостоять окружающей среде.
В последней части трилогии Толстого, как и в первых двух рассказах, действие схематично, повествование строится как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, проникнутая психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс разговора с самим собой, созревание мыслей, образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорит Николай. В общении с окружающими придерживается установленных манер. Когда он разговаривает сам с собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сложился художественный мир Льва Толстого. Картина Николая Иртенева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к глубокому самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, где всегда много поворотных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев.
Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе идею «диалектики души» человека, о присущих ему противоречиях, их преодолении и преобразовании личности.
Книга третья. «Юность»
Роман «Детство, юность, юность» в третьей части рассказывает о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре юноша поступает в университет, и отец дарит ему карету с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пытается раскурить трубку.
Он начинает болеть. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который, в свою очередь, рассказывает ему о вреде курения. Но молодой человек хочет подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о любовных похождениях.
Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.
Николай решает поехать в деревню навестить могилу матери. Он вспоминает свое детство и думает о будущем. Отец женится повторно, но Николай и Владимир отвергают его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить с женой.
Глава 9: Что-то вроде первой любви
Во время игры Катенька сорвала листья и на одном из них был огромный червяк. Девушка испугалась и бросила его на землю. Выйдя из игры, дети стали с интересом на него смотреть. Николеньку больше привлекала Катенька.
Он отметил, что все девушки одинаково пожимают плечами, чтобы упавшее платье вернулось на прежнее место. Глядя на нее, он вдруг крепко поцеловал ее руку. Володю бесила такая нежность, а Николенька был тронут до глубины души. Он понял, что всегда любил ее.
Вернувшись к родителям, они узнали, что поездка в Москву откладывается на завтра. На обратном пути Николенька хотел произвести впечатление на Катеньку (проносясь мимо на своей лошади в расслабленной позе), но лошадь подвела его и резко остановилась.
Глава 7: Охота
Выйдя за ворота, все пошли по дороге, а отец Николеньки повернул в сторону ржаного поля, где вовсю шла жатва хлеба. Он, строгий и прилежный хозяин, ездил туда проверять работу фермеров.
Когда все подъехали к лесу, Николенька заметил телегу, в которой было много деликатесов. Это означало, что после охоты в лесу пили чай и ели мороженое. Охотники с собаками идут за дичью, и отец говорит сыну, чтобы он не возвращался без зайца.
Николенька взял с собой собаку Жирана и побежал на полянку, где нашел ровное место в тени, под высоким дубом. Он лежал и воображал, что уже ищет третьего зайца. Его отвлекало все, что только можно. Муравей, бабочка с желтыми крыльями.
Вдруг Жиран, заметив зайца, резко побежал вперед. Николенька так растерялся, что забыл все правила охоты. Кровь бросилась ему в голову, он резко побежал и что-то закричал в панике. Не успел Николенька опомниться, как заяц уже исчез. Ему стало грустно и стыдно, что охотники и турок увидели его ошибку.
Читайте также: Краткое содержание Толстой Детство Никиты за 2 минуты пересказ сюжета
Глава 8: Игры
После охоты все сидели на ковре и наслаждались трапезой. Когда детям было скучно, и все вкусное закончилось, они пошли играть.
Долго не могли прийти к единому решению. По предложению Любочки сыграть в Робинзона Володя стал ставить в эфир и говорить, что ему надоела эта игра. Николенька понял, что его брат просто вырос. Разум стал брать верх над воображением, и никакая игра уже не приносила ему счастья и радости.
Однако Володя решил снизойти до младших товарищей и неохотно согласился. Но игра не принесла им радости, так как один из участников упорно делал вид, что все это ненастоящее. Это было очень некрасиво, но в глубине души Николенька понимала своего брата и соглашалась с ним.
Другие персонажи
- Семья Николеньки — мама, папа, брат Володя, сестра Любочка, бабушка.
- Наталья Савишна – домработница, бескорыстно и нежно привязанная к маме Николеньки и всей ее семье.
- Карл Иванович – домашний учитель. Добрая и любящая семья Иртеневых.
- Мими — губернатор Иртеневых.
- Гриша, юродивый. Я был в доме Иртеневых.
- Сонечка Валахина – первая любовь Николеньки.
- Иленка Грап — объект насмешек сверстников.
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Через несколько дней после своего десятого дня рождения Николеньку Иртеньева, от лица которого ведется рассказ, рано утром разбудил его наставник Карл Иванович. Одевшись и умывшись, герой и его брат Володя в сопровождении Карла Иваныча отправляются «встречать матушку».
Глава 2. Maman
Иртеньев вспоминает свою мать и представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные детские события, связанные с ней.
Главы 3-4. Папа. Классы
Придя к отцу поздороваться, дети услышали, что он решил взять их с собой в Москву на учебу.
Николенька переживал разлуку со всеми близкими, кто был ему дорог.
Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте
Юродивый Гриша пришел в дом к Иртеневым на обед, и глава семейства был недоволен его пребыванием в доме. Накануне отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.
После ужина вся семья отправляется на охоту.
Глава 7. Охота
Отец посылает Николеньку на одну из полян охранять зайца. Собаки гонят зайца к мальчику, но он от волнения скучает по зверю и переживает за него.
Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви
Охота закончилась, вся компания отдохнула в тени. Дети — Николенька, Володя, Любочка и дочка Мими Катенька — пошли играть Робинзонов. Николенька нежно следил за каждым движением Катеньки с чувством, подобным первой любви.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Говоря об отце, зрелый Иртеньев отзывается о нем как о человеке, который обладал «неуловимым характером рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, вежливости и удовольствия».
Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша
Вечером дети рисовали дома, мама играла на рояле. Гриша вышел обедать. Дети хотели увидеть цепи на его ногах и пробраться в его комнату. Они затаились и слушали молитвы вернувшегося странника, и искренность их поразила Николеньку.
Глава 13. Наталья Савишна
Рассказчик с теплотой вспоминает преданную семейную хозяйку Наталью Савишну, вся жизнь которой «была любовью и самопожертвованием».
Глава 2: Maman
Мать уже была в гостиной и разливала чай. Ее образ наполнен безграничной добротой и любовью. Это любящая и красивая женщина, которая очень нежна и добра к детям. Слева от дивана у рояля сидела одиннадцатилетняя сестра Николеньки Любочка вместе с гувернанткой Марьей Ивановной.
Как обычно, утром мама спросила у Карла Ивановича, хорошо ли спят дети. Глядя на Николеньку, она сразу поняла, что он плачет. Затем дети пошли в кабинет отца, чтобы поздороваться.
План пересказа произведения «Отрочество»
- Изменения в Николеньке.
- Николенька переживает за свой внешний вид.
- Прекращение Карла Иваныча.
- Новый губернатор.
- Непредсказуемое поведение Николеньки.
- Заключение в шкафу.
- Мысли мальчика.
- Смерть бабушки.
- Николенька готовится к поступлению в университет.
- Попытка самообразования.
- Общение с Дмитрием Нехлюдовым.
- Начало молодости.
Детство писателя Максима Горького
Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. Несмотря на известность автора, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватьевич Пешков (1840-1871), происходил из горожан Пермской губернии.
Дед Горького, Савватий Пешков, был человеком с сильным характером: дослужился до офицера, но за жестокое обращение с подчиненными был разжалован и сослан в Сибирь. Не лучше было его отношение к сыну Максиму, из-за чего он несколько раз убегал из дома. В 17 лет он навсегда ушел из дома – после этого сын и отец больше никогда не виделись.
Максим Пешков был талантливым, творческим человеком. Он научился ремеслу краснодеревщика, поселился в Нижнем Новгороде и стал работать плотником в пароходстве И. С. Колчина. Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842-1879), происходившей из семьи нижегородских купцов.
Только мать невесты, Акулина Ивановна, дала согласие на брак, а ее отец, Василий Васильевич Каширин, согласия не дал, но потом смирился. Весной 1871 года Максим Пешков отправился с семьей в Астрахань, где стал работать начальником Астраханского управления Колчинского пароходства.
Летом 1871 года Максим Савватьевич, ухаживая за Алешей, заболевшим холерой, сам заразился и умер. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулась в Нижний Новгород в отчий дом.
Дед Горького, Василий Васильевич Каширин, в молодости был бурлаком, потом разбогател и стал владельцем красильной мастерской. Одно время был мастером красильного цеха, избирался вокалистом (депутатом) Нижегородской думы. Кроме деда Горького, в доме жили с семьями двое его сыновей.
Лучшие времена для семьи Кашириных прошли — из-за фабричного производства бизнес пришел в упадок. Кроме того, семья Кашириных не была дружной. Жили как на войне, и Алеша Пешков был там просто обузой. Горький считал, что мать его не любила, и считала виновником несчастных случаев, поэтому и отдалилась от него.
Она начала устраивать свою личную жизнь и повторно вышла замуж. Только бабушка — Акулина Ивановна — относилась к Алеше с добротой. Она заменила ему мать и поддерживала внука, как могла. Именно бабушка передала ему любовь к народным песням и сказкам. Дедушка, несмотря на его сложный характер, научил мальчика в шесть лет читать и писать по церковным книгам.
В 1877-1879 годах Алеша Пешков успешно учился в Нижегородской слободе Канавинском начальном училище. В августе 1879 года его мать умерла от чахотки. К тому времени дед полностью разорился и отправил 11-летнего внука «в люди».
«В людях» Алексей Пешков сменил множество профессий: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, был на службе, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, мастером по ремонту ярмарочных корпусов и т д.
Во время работы на пароходе «Добрый» главным поваром Алексея Пешкова был отставной гвардейский унтер-офицер Михаил Смурий, заметивший любопытство мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасли Алексея Пешкова от злого, несправедливого мира, многое помогли понять.
Несмотря на ранние трудности и страдания, ему удалось сохранить свою любовь к жизни. Тогда М. Горький писал: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай.. Я очень рано понял, что человек создается его противопоставлением окружающей среде».
В 1884 году Алексей Пешков уехал поступать в Казанский университет. Вернулся в Нижний Новгород в 1889 г и жил здесь с перерывами до 1904 г. В 1913-1914 гг. М. Горький написал автобиографическую повесть «Детство».
В Нижнем Новгороде находится музей детства А. М. Горького «Дом Каширина». Алеша Пешков стал жить в этом доме с конца августа 1871 года, приехав с матерью из Астрахани. Весной 1872 года дед Горького разделил имущество между сыновьями, а дом остался сыну Якову. Сам Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. Музей детства А. М. Горького воспроизводит самобытную атмосферу дома семьи Кашириных.
Сюжет трилогии
«Детство»
Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные, так и грустные события. Автор с некоторой нежностью описывает жизнь маленького мальчика. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.
История рассказывается с точки зрения Николеньки. В этой части автор описывает жизнь дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.
Мать мальчика умирает, поэтому ему приходится ехать в другой город, чтобы продолжить образование. В этом новом городе начинается новая жизнь главного героя.
«Отрочество»
Вторая часть трилогии, повесть «Отрочество», начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти матери. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и утрата, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву. Коленька продолжает общаться с Карлом Ивановичем.
У главного героя развиваются отношения с Катей, Любой и еще одним Дмитрием. В этом разделе его система ценностей начинает меняться. Впервые в жизни Николенька сталкивается с предательством.
«Молодость»
В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое случается с ним впервые: посещение ресторана, выпускной бал, студенческие посиделки.
Николенька хочет казаться взрослым и всем нравится, он не может быть самим собой, иногда надевает какую-то маску и ведет себя неестественно. Главный герой подружился с Дмитриевым Нехлюдовым.
Внутри себя Николенька часто говорит о жизни. В молодости главный герой достаточно влюбился, он испытывал чувства к Вареньке (сестра Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и другим барышням.
Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает свою мачеху.
Главный герой небрежно относился к учебе в университете, поэтому проваливает выпускные экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать серьезнее и не терять время зря.
Глава 1. Учитель Карл Иванович
Главной героине Николеньке всего 10 лет. Он растет в дворянской семье, с ним еще двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро у мальчиков будет учитель немецкого языка. Он учит их дома, очень к ним привязан, но выданные знания просит на полном серьезе.
Глава 2. Maman
Николенька спустился к завтраку, где его ждала мать. Она добрая и любящая. Мать спрашивает о его делах, а потом целует его. Дети также идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать его.
Глава 3. Папа
Отец сообщает сыновьям, что они должны как можно скорее переехать в Москву, чтобы продолжить учебу. Николенька жалеет старого учителя и понимает, что его уволят.
Глава 4. Классы
Между тем занятия с Карлом Ивановичем продолжаются. Старик расстроен тем, что после 12 лет добросовестной работы его увольняют. Николенька о том же грустит, учитель ему как второй отец.
Глава 5. Юродивый
Мать стремится помогать бродягам и бродягам. В этот день юродивый Гришка обедает со своей семьей, но за отдельным столом. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босиком.
Глава 6. Приготовления к охоте
Обед закончился. Слуга готовит все для охоты.
Глава 7. Охота
Все пошли на охоту. Николенька увидел зайца, да прозевал добычу. Очень расстроен.
Глава 8. Игры
Охота окончена. Дети играют и едят вкусности на природе.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
В акте детской игры Николенька охвачен нежным нападением на Катеньку, дочь Мими.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Глава представляет собой описание характера отца Николеньки. Он был общительным человеком со связями. Он любил женщин и карточные игры.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Дети рисуют, мама играет на пианино. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от своей зарплаты лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николенька решает взять с собой Карла Ивановича в Москву.
Глава 12. Гриша
Дети подглядывают за юродивым, когда он молится.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава посвящена пожилой служанке дома — домработнице Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за ее доброту и заботу о его семье.
Глава 14. Разлука
Братья собираются уходить. Все прощаются. Мама плачет.
Глава 14: Разлука
На следующее утро все было готово к отъезду. Дядя Николай упаковывал мальчикам одежду и подушки. Николенька с нетерпением ждал, когда все будет готово. Вся семья собралась в гостиной, чтобы провести некоторое время вместе, прежде чем попрощаться.
В силу своего возраста мальчик не понимал, насколько печальным было это происшествие. В голову лезли разные пустые мысли. Наталья Савшина, вошедшая в гостиную, не могла сдержать слез, и у Николеньки сжалось сердце.
Когда Фока объявил, что все готово, мама побледнела и вздрогнула. Как обычно перед отъездом, вся семья тихонько посидела «на дорожке» секунд десять. После этого все стали прощаться и обниматься, а Николенька продолжал оставаться по-детски беззаботным.
Но вдруг, когда он услышал дрожащий голос матери и увидел ее дрожащие губы, мальчик почувствовал тревогу, он почувствовал боль и страх. Он обнял ее и горько заплакал. Когда пришло время идти, Николенька быстро встала в очередь, чтобы не видеть горя матери.
Но он все-таки решился взглянуть на нее в последний раз и не заметил, как она уже стояла около кареты. Поцеловав сына в последний раз, она вернулась на крыльцо.
Мальчики уехали в Москву с отцом.
Глава 10: Что за человек был мой отец?
Это был красивый мужчина с лысой головой, губами неправильной формы, маленькими глазами и большим носом. Даже несмотря на все недостатки и своеобразную привычку одеваться, отец Николеньки всегда выглядел элегантно и умел всем угодить. Можно сказать, что он был очень удачливым человеком и заводил знакомства с авторитетными людьми.
Его характер был сильным, неуловимым и даже рыцарским. В качестве своего главного оружия он использовал оригинальность, которая заменила ему богатство и светскость.
В старости у него сформировался постоянный взгляд на вещи и непреложные правила — но только на практической основе: те поступки и образ жизни, которые приносили ему счастье или удовольствие, он считал хорошими и находил, что так всегда должен вести себя каждый
Он был чувствительным, даже слезливым человеком, любил музыку и литературу. Но для великих дел ему нужны были зрители, и от их мнения зависели его убеждения. Отчасти для этого и для этого он был хорошим оратором.