I
52-летний госслужащий Модест Алексеич женился на 18-летней Ане, девушке из бедной семьи. Она едет с мужем в поезде и чувствует себя несчастной: Анна согласилась выйти замуж только для того, чтобы помочь бедному пьяному отцу и братьям.
Модест Алексеич — человек тупой и жадный. Он повторяет, что семейная жизнь — обязанность, а не удовольствие, и даже в театральном буфете копит деньги, чтобы угостить жену.
Анна навещает отца и братьев, которые до сих пор живут в нищете. Скромный Алексеич их презирает, тестю дает взаймы только один раз и неохотно. Анна с горечью понимает, что вышла замуж из-за денег, но так и осталась бедной — муж не дает ей ни копейки. Она не любит своего мужа и боится его, как отец-учитель боится директора гимназии.
II
Все меняется после того, как Анна с мужем посещают бал дворянского собрания зимой. За юной красавицей тут же начинают следить богатые и знатные мужчины, в том числе и «его превосходительство» — начальник Модеста Алексеича. Впервые Аня чувствует себя не бедной девушкой, а гордой, богатой и уверенной в себе дамой.
Иллюстрация Кукрыниксов
Она приходит утром домой и понимает, что теперь познала настоящую жизнь. Она больше не боится своего мужа. Когда он понимает, что у его жены есть влиятельные поклонники, он удивляется ей, как перед своим начальником. Анна понимает, что баланс сил в семье изменился навсегда, и приказывает мужу:
«Уходи, дурак!
С тех пор она все свое время проводила на представлениях, пикниках и прогулках. Она тратит деньги мужа без счета, как свои собственные, и муж не смеет с ней спорить. Весной Модест Алексеич получает орден Св. Анны второй степени, а Его Превосходительство шутит: теперь у тебя две Анны на шее.
За Аней ухаживает богач Артынов. Она все реже навещает семью. Когда отец видит ее с богатым господином, он снимает цилиндр и пытается что-то сказать, но сыновья привычно останавливают его: «Нет, папа».
Часть третья
Дом, в котором жили Анна и Модест, был казенным. Девочка каждый день играла на фортепиано. Она часто плакала из-за своей судьбы. Поскольку девушка не знала, чем себя занять, она начала много читать и таким образом проводила свободное время.
Каждый день Модест Алексеевич говорил о том, какой он великий человек, что скоро получит много наград, что его повысят на работе. В присутствии его друзей, известных своими высокими рейтингами и большими финансовыми сбережениями, Анне пришлось раскланяться, потому что к этому ее заставил муж.
Модест был очень жаден. Случалось, что Анна хотела попросить его что-нибудь купить ей, но стеснялась, и он, видя, что она не знает, как выразить свою просьбу, обычно просто игнорировал свою молодую жену. Анна возненавидела своего старшего мужа.
Девушка стала чаще навещать своих родственников. Она впала в отчаяние, когда увидела, что ее отец снова стал пьяницей, а братья не в состоянии прокормить себя.
Часть четвертая
Краткое содержание повести «Анна на шее» продолжается изменениями в браке Анны и Модеста.
Материальное положение девушки еще больше ухудшилось. Отец Анны пришел к чиновнику, чтобы занять у него деньги. Скромный одолжил, но тут же поставил беднягу пьяного перед фактом — это был первый и последний раз, потому что тесть много пьет, а это недопустимо и постыдно.
Братья Анны тоже перестали навещать сестру: Модест постоянно доставал их своими нравоучениями о том, что у каждого человека есть свои обязательства.
Старый чиновник копил деньги и на жену. Однако он купил ей драгоценности и украшения. Но он постоянно подозревал жену в закладывании ценностей, поэтому регулярно проверял состояние своих подарков. Он объяснил Анне, что эти вещи могут пригодиться, если вдруг наступят темные времена.
Лишь однажды Модест дал деньги своей молодой жене: Анну пригласили на большой бал, и ей нужен был дорогой наряд, в котором ей было бы не стыдно появиться на мероприятии.
Другие персонажи
- Петя и Андрюша — старшеклассники, младшие братья Анны.
- Петр Леонтич — отец Анны, «учитель каллиграфии и рисования в гимназии».
- Артынов – «богатый человек, высокий, полный брюнет», «Дон Жуан и избалованный человек», ухаживал за Анной.
- Его превосходительство начальник Модеста Алексеича.
Часть вторая
Дальнейшие события краткого содержания «Анны на шее» продолжаются разговором молодоженов по дороге домой. Богач, он же Модест Алексеич, рассказывает Анне историю своего старого друга. Друг Модеста, когда тот получил орден Св. Анны второй степени, пришел к Его Величеству поблагодарить за оказанную честь.
Один высокопоставленный человек высказал такую мысль: «Теперь у тебя три Анны: одна на груди и две на шее».
Это было связано не только с тем, что друг богатого чиновника получил орден, но и с возвращением его первой жены по имени Анна. Модест Алексеич выразил надежду, что ему не придется слышать ни одного такого намека, потому что он не думает, что его молодая жена может стать ему в тягость.
Анна думала только о том, как помочь своей семье. Она видела, что ее муж жадный, что он не даст ей денег. Да и семья Анны не внушала доверия: когда отец и братья-школьники провожали девочку к новой жизни, отец был пьян, что случалось с ним очень часто, а мальчишки стояли без сапог.
Читайте также: «Алые паруса» — краткое содержание повести-феерии
Анна на шее — Чехов Антон Павлович — Страница 1
Анна на шее
I
После свадьбы не было даже легкого перекуса; детишки выпили по рюмочке, переоделись и пошли на вокзал. Вместо веселого свадебного бала и обеда, вместо музыки и танцев паломничество за двести верст. Многие одобряли это, говоря, что Модест Алексеич уже в строю и немолод, и шумная свадьба может показаться не совсем приличной; и скучно слушать музыку, когда 52-летний чиновник женится на девушке едва исполнившейся восемнадцати.
Говорили также, что Модест Алексеич, будучи человеком правил, затеял эту поездку в монастырь, собственно, чтобы дать понять своим молодой жены, что и в браке он ставит на первое место религию и мораль.
Молодых людей сопровождали. Толпа сослуживцев и родственников стояла в очках, ожидая отправления поезда, чтобы кричать «ура», а Петр Леонтьич, отец его, в цилиндре, в учительском пальто, уже пьяный и уже очень бледный, то и дело тянулся к окну с свой стакан и молясь сказал:
— Анюта! Аня! Аня, одно слово!
Аня наклонилась к нему из окна, а он что-то шепнул ей, осыпал ее запахом паров ветра, подул ей в ухо — ничего нельзя было понять — и скрестил ей лицо, грудь, руки; в то время как его дыхание дрожало и слезы блестели в его глазах. А братья Аня, Петя и Андрюша, гимназисты, дергали его сзади за пальто и смущенно шептали:
— Папа, это будет. папа, а не…
Когда поезд тронулся, Аня увидела, как отец бежит немного позади вагона, пошатываясь и разливая вино, и какое у него было жалкое, доброе, виноватое лицо.
— Ура! он крикнул.
Дети остались одни. Модест Алексеич оглядел купе, расставил вещи по полкам и сел, улыбаясь, напротив молодой жены. Это был чиновник среднего роста, довольно толстый, пухлый, очень упитанный, с длинными бакенбардами и без усов, и его выбритый, круглый, резко очерченный подбородок походил на каблук.
Самой отличительной чертой его лица было отсутствие усов, свежевыбритое голое пятно, постепенно переходившее в пухлые щеки, дрожащие, как студень. Он стоял твердо, движения его были небыстры, манера поведения была мягкой.
«Я не могу не вспомнить обстоятельство сейчас,» сказал он, улыбаясь. — Пять лет назад, когда Косоротов получил орден Св. Анны второй степени и пришел благодарить, Его Превосходительство сказал так: «Так у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее».
И надо сказать, что в это время к Косоротову только что вернулась его жена, неуживчивый и легкомысленный человек, которого звали Анна. Надеюсь, что, когда я получу Анну второй степени, его превосходительство не будет повода сказать мне то же самое.
Он улыбнулся своими маленькими глазами. И она тоже улыбнулась, тревожась при мысли, что этот человек каждую минуту может поцеловать ее своими полными, мокрыми губами и что она уже не имеет права отказывать ему в этом. Мягкие движения его пухлого тела поразили ее, ей было и страшно, и противно. Он встал, медленно снял с шеи орден, снял сюртук и жилетку и надел халат.
— Вот так, — сказал он, садясь рядом с Аней.
Она вспомнила, как мучительно было венчание, когда ей казалось, что и священник, и гости, и все в церкви грустно смотрят на нее: зачем, зачем, зачем она, такая милая, добрая, выходит замуж за этого пожилого, неинтересного господина ?
Еще сегодня утром она была рада, что все так хорошо обошлось, но во время свадьбы и теперь в карете она чувствовала себя виноватой, обманутой и смешной. Вот она вышла замуж за богатого человека, но денег у нее по-прежнему не было, свадебное платье было сшито в кредит, и когда отец и братья увидели ее сегодня, она по их лицам увидела, что у них нет ни гроша.
Они ужинают сегодня вечером? А завтра? И почему-то ей казалось, что отец и мальчики теперь голодают без нее, переживая точно такие же муки, какие были у них в первую ночь после похорон матери.
«О, как я несчастна! она думала. Почему я так несчастен?»
С неловкостью порядочного человека, не привыкшего иметь дело с женщинами, Модест Алексеич коснулся ее талии и похлопал по плечу, и она подумала о деньгах, о матери, о ее смерти. Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, и возникла беда; у мальчишек не было сапог и галош, отца уволокли, пришел пристав и описал мебель…
Какой позор! Ане приходилось ухаживать за пьяным отцом, чинить братьям чулки, ходить на рынок, а когда хвалили ее красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь мир видел ее дешевую шляпку и дырки в туфлях смазанный чернилами. А ночью слезы и неудержимая, беспокойная мысль о том, что скоро, скоро моего отца выгонят из гимназии за слабость и что он не выдержит и тоже умрет, как его мать.
Но известные дамы засуетились и стали подыскивать для Ани хорошего человека. Вскоре нашелся этот самый скромный Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами. У него сто тысяч в банке и семейный дом, который он сдает внаем.
Это человек правил и на хорошем счету благодаря своему превосходству; ему ничего не стоит, как сказали Анне, взять записку от его превосходительства директору гимназии и даже попечителю, чтобы Петра Леонтича не уволили…
Пока она вспоминала эти подробности, из окна вдруг послышалась музыка вместе с шумом голосов. Этот поезд остановился на станции. За эстрадой публика быстро заиграла на губной гармошке и дешевой, пронзительной скрипке, а за высокими березами и тополями, за избами, залитыми лунным светом, донеслись звуки военного оркестра: должно быть, на дачах был танцевальный бал.
На перроне гуляли дачники и горожане, пришедшие сюда в хорошую погоду подышать чистым воздухом. Был еще Артынов, хозяин всей этой дачи, человек богатый, высокий, толстый, черноволосый, как армянин лицом, с выпученными глазами и в странном костюме.
На нем была рубашка, расстегнутая на груди, и высокие сапоги со шпорами, а черный плащ спадал с его плеч и шлейфом волочился по земле. За ним, опустив свои острые морды, шли две борзые.
Слезы еще блестели у Ани в глазах, но она уже не вспоминала ни о матери, ни о деньгах, ни о свадьбе, а пожимала руки знакомым школьникам и офицерам, весело смеялась и быстро говорила:
— Привет! Как вы?
Она вышла на помост, при лунном свете, и позировала так, чтобы ее видели в великолепном новом платье и шляпке.
— Почему мы стоим здесь? спросила она.
«Вот запасной путь, — ответили ей, — ждут почтового поезда.
Она заметила, что Артынов смотрел на нее, кокетливо прищуривал глаза и громко говорил по-французски, и потому, что так красиво звучал ее собственный голос и что слышалась музыка и в пруду отражалась луна, и потому, что он жадно смотрел на нее и с Артыновым, знаменитый Дон Жуан и проказник, и оттого, что всем было весело, она вдруг почувствовала радость.
И когда поезд тронулся и знаменитые офицеры отдали ей честь на прощание, она уже напевала польку, звук которой был посланный за нею военный корпус, гремящий где-то за деревьями; и она вернулась в свое купе с таким чувством, как будто ее убедили на полустанке, что она непременно будет счастлива, несмотря ни на что.
Молодые люди пробыли в монастыре два дня, после чего вернулись в город. Они жили в государственной квартире. Когда Модест Алексеич уходил на работу, Аня играла на рояле, или плакала от скуки, или лежала на диване, читая романы и просматривая модный журнал.
За обедом Модест Алексеич много ел и говорил о политике, о назначениях, переводах и ценах, о необходимости работать, о том, что семейная жизнь не удовольствие, а обязанность, что крона бережет рубль и что главное в миру он ставит религию и мораль. И, держа нож в кулаке, как меч, он сказал:
У каждого должна быть своя ответственность!
А Аня слушала его, боялась и не могла есть и обыкновенно вставала из-за стола голодная. После обеда мужчина отдыхал и громко храпел, и она подошла к ней.
Отец и мальчики смотрели на нее как-то особенно, как будто они перед ее приездом судили ее за то, что она вышла за нее замуж из-за денег, за нелюбимого, скучного, скучного человека; ее шуршащее платье, ее браслеты и вообще ее дамский вид смущали и оскорбляли их; в ее присутствии они немного смущались и не знали, о чем с ней говорить; но все же любили ее по-прежнему и не привыкли еще есть без нее.
Она села и ела с ними щи, кашу и картошку, жареную на бараньем сале, от которого пахло свечами. Дрожащей рукой Петр Леонтьич налил из графина и выпил быстро, жадно, с отвращением, потом выпил еще стакан, потом третий… Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, взяли графин и сказали: путаница:
Часть первая
Краткое содержание «Анна па Хальсен» начинается с нового этапа жизни главной героини. Героиня – совсем юная, восемнадцатилетняя девушка из очень бедной семьи по имени Анна.
Долгое время известные женщины искали для Анны подходящего молодого человека. А потом познакомили девушку с некрасивым и старым человеком, имевшим огромное состояние. Девушка не раздумывая выходит замуж за богатого человека, ведь он единственный, кто может помочь ее отцу и братьям выжить в тяжелых материальных условиях.
История начинается со свадебной церемонии. Чехов хорошо описывает нового мужа Анны: жадина, решившая после свадьбы не тратить деньги даже на закуски.
Анализ рассказа
Тема рассказа «Анна па Хальсен» — социальное неравенство и холопство. Скромный Алексеевич и его жена делят людей на тех, кто ниже или выше их по статусу. Даже в семье они не умеют на равных общаться, а умеют только приказывать или подчиняться. (Невольно напрашивается аналогия с рассказом «Толстый и тонкий»).
Композиционно повесть «Анна па Хальсен» делится на две части. Первый нарочито драматичен: юная красавица выходит замуж за нелюбимого и скучного мужчину, который держит ее на коротком поводке. Аня боится Модеста Алексеича и горько считает, что погубила юношу.
Во второй части рассказа ситуация меняется, и не в драматическом, а в комическом ключе. На балу Анна приобретает влиятельных поклонников и становится яркой светской дамой. Теперь ее муж боится ее и потакает всем капризам молодой жены, а она вертит их, как ей заблагорассудится.
Жизнь Анны наладилась. Но ухватившись за веселую и богатую жизнь, она забывает, что ее братья и отец живут в нищете. Сама вырвавшись из нищеты, девушка не собирается помогать даже родным.